Научная статья на тему 'ТРАДИЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ КөМЕК В АГРАРНОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАКАЛПАКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ТРАДИЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ КөМЕК В АГРАРНОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАКАЛПАКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАКАЛПАКИ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хожаниязова Гульшана Муратбаевна

В статье анализируется традиция взаимопомощи в аграрной культуре каракалпаков. Она называется көмек и весьма распространена, прочно укоренена как «народный» социальный институт. Цель исследования - показать особенности одного из видов традиционной взаимопомощи у каракалпаков - көмек , ее трансформацию, произошедшую в последние годы в результате влияния экологического кризиса. Автор раскрывает сложности ведения сельского хозяйства у каракалпаков в условиях орошаемого земледелия, взаимоотношения, связанные с ирригацией, роль взаимопомощи в условиях рыночной экономики, отягощённой экологическим кризисом. Используя результаты собственных полевых исследований, проведенных в Караузякском, Шуманайском и Ходжелийском районах Республики Каракалпакстан, выявляются виды взаимопомощи при проведении сельскохозяйственных работ, их функции в условиях экологического кризиса, особенности трансформации и модернизации в последние годы. Традиция взаимопомощи в большинстве случаев активизируется в начале посевного периода и во время сбора урожая. Чаще всего к ней прибегают при поливе урожая. Взаимопомощь приобретает особое значение в условиях экологического кризиса, при формировании экологической культуры и при реализации региональных, общегосударственных программ по обеспечению экологической устойчивости региона, развития экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF MUTUAL ASSISTANCE KöMEK IN THE AGRARIAN CULTURE OF THE KARAKALPAKS IN AN ENVIRONMENTAL CRISIS

The article analyzes the tradition of mutual assistance of the Karakalpaks in rural areas relations in the conditions of the ecological crisis. Mutual assistance is of great importance in the life of the Karakalpak people and is firmly confirmed among the people as a social institution. The mutual assistance program was formed by different nations under different names, and in Karakalpakstan this program was preserved under the name “komek” which is translated as “help”. The article reveals the difficulties in the relations of Karakalpak agriculture, irrigation, as well as the role of the social institution of mutual assistance in social relations based on a market economy in the current conditions of the ecological crisis. On the basis of field research and other data carried out in the Karauzyak, Shumanay and Khodjely regions of the Republic, the types of mutual assistance in agricultural relations and their functions in the conditions of the ecological crisis, their transformation, as well as the stages of modernization of the types of mutual assistance have been presented and specified. In most cases, from the beginning of the sowing period in agriculture, attention was paid to the traditions of helping during the harvest, mutual assistance in watering, dividing it into groups, and focusing on its functions. The article also discusses the importance of mutual assistance in the agricultural relations of the Karakalpak people in the context of the current environmental crisis and the role of such mutual assistance in the formation of ecological culture. In addition, the relevance of the current work on mutual assistance based on rural, regional and state programmes has been studied to ensure the environmental sustainability of the region as a result of the development of ecological consciousness.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ КөМЕК В АГРАРНОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАКАЛПАКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

УДК 392

ТРАДИЦИЯ ВЗАИМОПОМОЩИ КвМЕК В АГРАРНОЙ КУЛЬТУРЕ КАРАКАЛПАКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Г.М. Хожаниязова

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан ghozaniazova@gmail.com

В статье анализируется традиция взаимопомощи в аграрной культуре каракалпаков. Она называется квмек и весьма распространена, прочно укоренена как «народный» социальный институт. Цель исследования - показать особенности одного из видов традиционной взаимопомощи у каракалпаков -квмек, ее трансформацию, произошедшую в последние годы в результате влияния экологического кризиса.

Автор раскрывает сложности ведения сельского хозяйства у каракалпаков в условиях орошаемого земледелия, взаимоотношения, связанные с ирригацией, роль взаимопомощи в условиях рыночной экономики, отягощённой экологическим кризисом. Используя результаты собственных полевых исследований, проведенных в Караузякском, Шуманайском и Ходжелийском районах Республики Каракалпакстан, выявляются виды взаимопомощи при проведении сельскохозяйственных работ, их функции в условиях экологического кризиса, особенности трансформации и модернизации в последние годы.

Традиция взаимопомощи в большинстве случаев активизируется в начале посевного периода и во время сбора урожая. Чаще всего к ней прибегают при поливе урожая. Взаимопомощь приобретает особое значение в условиях экологического кризиса, при формировании экологической культуры и при реализации региональных, общегосударственных программ по обеспечению экологической устойчивости региона, развития экологического сознания.

Ключевые слова: каракалпаки, взаимопомощь, сельскохозяйственные работы, трансформация, экологический кризис.

Для цитирования: Хожаниязова Г.М. Традиция взаимопомощи квмек в аграрной культуре каракалпаков в условиях экологического кризиса // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 3. С. 388-397. https://doi.org/10.22378/he.2022 -7-3.388-397

Каракалпакский народ издревле занимался хозяйственной деятельностью - земледелием, животноводством, рыбным промыслом. Эти занятия требовали значительной рабочей силы и взаимной поддержки, ставшей с течением времени устойчивой традицией.

Взаимопомощь, имевшая огромное значение в сельскохозяйственных работах, у каракалпаков называлась квмек. Благодаря ей сравнительно легко осваивались огромные земельные площади, увеличивалось производство сельскохозяйственной продукции. Но чрезмерное освоение земель порождало и экологические проблемы. Актуальной задачей становится выявление особенностей традиции взаимопомощи у каракалпаков, ее ключевой роли в формировании экологической культуры в аграрной культуре народа. Цель исследования - показать особенности одного из видов традиционной взаимопомощи у каракалпаков - квмек, трансформационные процессы, произошедшие в последние годы в результате влияния экологического кризиса.

Характеристика современной экологической ситуации в Каракалпакстане

Высыхание Аральского моря привело к ухудшению экологической обстановки в Республике Каракалпакстан. Эти негативные последствия выразились в нехватке питьевой воды, загрязнении атмосферы вредной пылью и солью, поднимающейся со дна бывшего моря, усилении эрозии почвы, изменении климата, выразившегося в преобладании засушливых дней с очень знойным летом и очень холодной зимой.

Трагедия Аральского моря неоднократно описывалась в трудах ученых. Наиболее активно она раскрывается в исследованиях о непосредственно проживающих в зоне экологического бедствия. В них указывается, что последствия кризиса для стран Центральной Азии представляют собой глобальную экологическую и социально-экономическую катастрофу XX в., связанной с грубым нарушением экологической среды на огромной территории, с развитием экологической и социально-экономической ситуации в экстремальном режиме (Абдулла-ев, Наврузов 2012: 31). Каракалпакстанский историк Б.М. Бекимбетов, тщательно изучив проблему экологической катастрофы, пришел к заключению о том, что в середине 1980-х годов Аральский кризис стал широко известен и превратился в одну из главных мировых экологических проблем (Бекимбетов 2016: 114). Академик С.К. Камалов, излагая свои научные суждения относительно природных катаклизмов, вызванных усыханием моря, остановился на проблемах гибели флоры и фауны, поднятия ядовитой соли в воздух, коренного изменения климатических условий (Камалов 1995: 9). На проблемы экологического кри-

зиса обратили внимание и этнографы. З.И. Курбанова, отмечая последствия экологической катастрофы, пишет: «На сегодняшний день экологическая обстановка в зоне Приаралья остается тяжелой. Произошла утрата качества водных и земельных ресурсов, нарушены состав и устойчивость экосистем, ее продукционные свойства, резко возросла токсичность среды» (Курбанова 2022: 55).

Экологический кризис привел к переустройству сельскохозяйственного производства. Спад моря нанес особенно сильный урон аграрной экономике. В регионе резко возросла безработица, заметно снизились темпы развития экономики. Аральское море полностью утратило свое значение в рыбопромысловой отрасли. Это заострило вопрос об обеспечении работой той части населения, которая ранее была занята на рыбном промысле и в других традиционных ремеслах, связанных с морем (Бердимуратова 1998: 125). На первый план вышли проблемы рационального использования земельных и водных ресурсов. Долгосрочное экономическое планирование аграрной отрасли, земледелия и животноводства, в частности, невозможно без учета климатических изменений, загрязнения атмосферы, уменьшения и захламления водных ресурсов, эрозии и засоленности почвы (Дошумбаев 1990: 83).

Причиной нынешней экологической ситуации стало чрезмерное и нерациональное использование воды в сельскохозяйственных целях. Достаточно большой забор воды из рек, неэкономичное ее использование привело к «разбазариванию» водных ресурсов. Отмечаются и иные факторы, повлекшие Аральскую проблему (Файзиев 2010: 15). Г.Кара-манова указывает на то, что все виды, связанные с оросительной системой (очистка арыков, возведение, ремонт и очистка дамб, прокладка новых каналов), должны функционировать в порядке естественного (натурального) обслуживания. Однако, состояние современного земледелия и ирригации не отвечает необходимым требованиям (Караманова 2008: 54).

Земледельческая культура у каракалпаков и ее трансформация

Многовековой опыт народов Южного Приаралья показывает, что умелое использование системы ирригации, воды для орошения не вредит природе, а наоборот формирует удобную среду, обеспечивает социально-экономическое развитие. Неразумные, бесхозяйственные и экологически вредные приемы орошения и водопользования могут нанести серьезный ущерб природе и населению региона, вызвать экологические и другие негативные явления, объединяемые широким понятием «Аральский кризис» (Сарыбаев 1996: 92).

Каракалпаки имеют огромный опыт земледелия. Вопросы, связанные с ирригацией, решались совместно с односельчанами на основе принципа взаимопомощи. Это обеспечивало рациональное использование природных ресурсов, совместное решение сезонных катаклизмов.

Поскольку открытие новых земель, вспашка, массовая очистка арыков, открытие новых ирригационных сетей представляли собой тяжелый физический труд, односельчане массово привлекались к помощи. Посредством оказания квмек (взаимопомощь) в основном велась:

- подготовка к посевной работе ранней весной, вспашка, выравнивание земли;

- подготовка полей к посеву определенных культур, возведение межи, дамбы, подготовка земли к поливу;

- посев, грунтовка;

- прополка;

- уборка урожая и осенняя очистка полей.

При оросительных работах к квмек прибегали при рытье и очистке каналов и арыков, установке чигиря1, применении ручного полива в недоступных для воды местах. Все это способствовало социальному единению народа.

В условиях экологического кризиса появились массовые виды квмек, призванные улучшить экологическую ситуацию. Можно выделить три вида взаимопомощи при ведении сельскохозяйственных работ.

1) Помощь соседей. Привлекаются 5-10 человек для небольших по объему работ (рытье канав, их очистка).

2) Помощь сельчан. К ней прибегают при проведении работ, требующих большой физической силы (рытье канала для орошения полей, очистка существующих каналов). Число участников такой взаимопомощи может составлять от 30 до 40 человек из числа односельчан.

3) Массовая помощь. Она используется во время реализации государственных программ, проведении акций, субботников, направленных на преодоление экологического кризиса. Количество участников не ограниченно.

К взаимопомощи прибегают при проведении небольших сельскохозяйственных работ - во время покоса сорго, камыша, клевера, рубки колючки. По сведениям информаторов, к квмек часто прибегают во время уборки урожая. «Близкие родственники помогают безвозмездно, а труд взрослых детей соседей вознаграждается посуточной оплатой» (ПМА 2022: Хожамбергенов).

1 Чигирь - водоподъемное сооружение, представляющее собой колесо с ковшами для черпания воды.

Каракалпакские дехкане2 усовершенствовали народный опыт создания оросительных систем, адаптировали его к условиям экологического кризиса с учетом почвенно-климатических условий и ландшафта местности. Появление рыночной экономики оказало существенное влияние на сельскохозяйственную жизнь каракалпаков. Описывая ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве в 90-е годы ХХ в., Б.Утемуратов пишет: «В настоящее время дехкане за счет собственных средств приобретают землю, транспортные средства. Дехканские хозяйства не зависят от государства, способны обеспечивать себя сами. Это можно наблюдать из результатов преобразований, осуществляемых в Узбекистане, в том числе в Каракалпакстане» (Утемуратов 1996: 77).

В условиях экологического кризиса современные фермеры все активнее используют труд безработных девушек и женщин, привлекая их к прополке сельскохозяйственных культур путем сдельной оплаты труда. Наиболее часто взаимопомощь используется во время сбора солодки и рубки верблюжьей колючки. Обычно пять-шесть молодых людей договариваются о коллективной сборке тележки или арбы. Информацию о том, что они готовы выполнить работу распространяют через знакомых (ПМА 2022: Хожаниязов). На подобные работы чаще всего нанимаются молодые люди из числа соседей. Трансформированным видом взаимопомощи стало использование техники при проведении ирригационных работ. Население для рытья больших арыков, очистки каналов кооперируется, собирает средства и нанимает технику, отдельно выделяя деньги на горючее (ПМА 2022: Косбармаков).

Из-за развития техники и технологий в сельском хозяйстве традиция взаимопомощи у каракалпаков встречается все реже. Но все же она остается неотъемлемой чертой повседневной жизни народа и проявляется при проведении небольших сельскохозяйственных работ. От каждой семьи выделяется один человек при подготовке к весеннему севу, прокладывании и очистке уличных арыков (ПМА 2022: Кемалов).

Жесточайшее маловодье привело к значительному сокращению посевных площадей. В сельской местности стали ощущаться проблемы не только с поливной, но и питьевой водой. Население для орошения приусадебных участков было вынуждено бурить скважины. В годы маловодья вода из подземных скважин стала главным источником водоснабжения. По воспоминаниям информаторов, в северной части Карау-зякского района в период дефицита воды в начале 2000-х годов взаимная помощь в бурении скважин стала повсеместной традицией, так как бурение на глубину 10-15 метров требовало значительных физических усилий (ПМА 2022: Иниятов). Подобная практика получила распро-

2 Дехкане - крестьянин у народов Центральной Азии.

странение и в другом районе республики - Шуманайском. «Годы маловодья были очень тяжелыми. Для добывания питьевой воды сельчане, объединившись, бурили скважины, колодцы. Иногда так получалось, что выходила соленая вода и приходилось копать ещё в 2-3 местах» (ПМА 2022: Мадаминов).

В настоящее время предпринимаются попытки внедрения в сельскохозяйственное производство водосберегающих технологий и их рационального использования. Такие технологии фермеры закупают на личные деньги. Но в засушливые годы им помогает государство. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению механизмов стимулирования внедрения во-досберегающих технологий в сельском хозяйстве» (1111-4499 от 25 октября 2019 г.) предусмотрено частичное покрытие расходов сельхозпроизводителей на использование водосберегающих технологий. Это довольно ощутимая поддержка для дехкан. По словам информанта, сейчас фермерским хозяйствам выделяются кредитные средства сроком на пять лет для закупки оборудования для капельного орошения. Дехкане признательны за то, что часть кредитов покрывается государством (ПМА 2022: Хожамбергенов).

В условиях экологического кризиса население сталкивается с засухой, дефицитом воды, маловодьем. Эти природные явления приводят к снижению сельскохозяйственного производства, сокращению объемов сельхозпродукции, росту безработицы. Они стимулируют отток сельского населения, активизируют трудовую миграцию. Эти причины вкупе с последствиями глобализации, развития информационных технологий и рыночной экономики, сокращения трудоспособного населения, занятых в сельском хозяйстве, приводят к трансформации традиций. Наблюдается постепенное вытеснение безвозмездного квмек «платными услугами». По словам информанта, «Сейчас в сезон осеннего сбора урожая в аулах уже нет призывов к квмек, поскольку практически все взрослое трудоспособное мужское население уехало на заработки за пределы республики, а члены их семей заняты личным хозяйством. Поэтому часто приходится прибегать к «платным услугам» (ПМА 2022: Султанова).

Усугубление экологического кризиса в Приаралье, нехватка водных ресурсов приводят к гибели природы. Для её восстановления, стабилизации экологической ситуации органами власти Узбекистана предпринимаются специальные меры. Благодаря государственным программам организуются массовые акции - субботники, «Зеленое пространство», «Чистый город», «Куст вишни». Как правило, они носят добровольный характер. Традиционным стало проведение субботников во время сходов граждан, предприятий, учреждений в канун

знаменательных праздников. Например, во время весеннего праздника Навруз проводятся работы по озеленению и благоустройству территорий, вывозу мусора, посадке саженцев.

Для смягчения последствий экологического кризиса в Узбекистане реализуются меры по укреплению связей человека с природой, развитию навыков бережного отношения к природе у населения. В частности, в рамках объявленного государством общенационального проекта «Зеленое пространство» намечена посадка 200 млн саженцев деревьев и кустарников. Во время проведенной в 2019-2020 гг. акции «Один миллион деревьев» по всей стране посажено около 3 млн 800 тыс. саженцев. Этот факт является примером массовой взаимопомощи, когда каждый гражданин смог внести лепту в процветание окружающей среды. Принятие государственных проектов, организация массовых субботников влияют на привитие у подрастающего поколения экологической культуры, навыков бережного отношения к природе.

* * *

Проведенные полевые исследования показали, что традиция квмек у каракалпаков не только сохранилась, но и в условиях экологического кризиса, современных технологических изменений приобрела модернизированные формы. Наряду с появлением в сельском хозяйстве современной техники и технологий, совершенствования ирригационной системы, снижающих потребность в традиционных механизмах ведения сельского хозяйства, сохраняются массовые виды квмек, призванные улучшить экологическую ситуацию. У каракалпаков сохранилась безвозмездная взаимопомощь при проведении небольших сельскохозяйственных работ, появились «платные услуги».

Несмотря на изменение традиции взаимопомощи у современных каракалпаков, она не потеряла значение. Массовые виды взаимопомощи обеспечивают единство народа, укрепляют его связь с природой.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ПМА 2022 - Полевые материалы экспедиции автора в Караузякский район Республики Каракалпакстан, февраль 2022 г. (записи № 6, 9, 10, 11, 12).

ПМА 2022 - Полевые материалы экспедиции автора в Шуманайский район Республики Каракалпакстан, февраль 2022 г. (записи № 7, 13).

ПМА 2022 - Полевые материалы автора экспедиции в Ходжейлийский район Республики Каракалпакстан, март 2022 г. (запись № 14).

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абдуллаев Р.Б., Наврузов М.К. Проблемы экологического кризиса и здоровья в Хорезмской области // Экологический вестник. 2012. №7. С. 31-33.

Бекимбетов Б.М. Основы природоохранной деятельности и вопросы формирования экологического мировоззрения // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 2016. №2. С. 114-117.

Бердимуратова А.К. Природа и общество как система // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1998. №1. С. 124-127.

Дошумбаев К.И. Эколого-экономические проблемы сельского хозяйства Каракалпакской АССР // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1990. №3. С. 83-88.

Караманова Г. Аграрные реформы в Каракалпакстане 30-х годов ХХ века: страницы истории // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 2008. №4. С. 52-53.

Камалов С. К. Улучшение жизненного уровня населения один из важных факторов преодоления Аральского кризиса // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1995. №4. С. 9-11.

Курбанова З.И. Влияние аральского экологического кризиса на одно их традиционных занятий каракалпаков - скотоводство // Вестник Хорезмской Академии Маъмуна. 2022. № 4-2. С. 54-57.

Сарыбаев К. Народный опыт орошения в Приаралье // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1995. №4. С. 9294.

Утемуратов Б. Фермерские хозяйства каракалпаки в настоящем // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1996. №3. С. 77-79.

Файзиев С. Орол денгизи экологик муаммолари // Экологический вестник. 2010. №12. С. 15-16.

Сведения об авторе: Хожаниязова Гульшана Муратбаевна, базовый докторант отдела этнографии Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (230100, ул. Амира Темура, 179А, Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан); kk_gumanitar@mail.ru

Поступила 15.06.2022 Принята к публикации 01.08.2022

THE TRADITION OF MUTUAL ASSISTANCE KÖMEK IN THE AGRARIAN CULTURE OF THE KARAKALPAKS IN AN ENVIRONMENTAL CRISIS

G.M. Khozhaniyazova

Karakalpak Research Institute for the Humanities,

Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences

Nukus, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan

kk_gumanitar@mail.ru

The article analyzes the tradition of mutual assistance of the Karakalpaks in rural areas relations in the conditions of the ecological crisis. Mutual assistance is of great importance in the life of the Karakalpak people and is firmly confirmed among the people as a social institution. The mutual assistance program was formed by different nations under different names, and in Karakalpakstan this program was preserved under the name "komek" which is translated as "help".

The article reveals the difficulties in the relations of Karakalpak agriculture, irrigation, as well as the role of the social institution of mutual assistance in social relations based on a market economy in the current conditions of the ecological crisis. On the basis of field research and other data carried out in the Karauzyak, Shumanay and Khodjely regions of the Republic, the types of mutual assistance in agricultural relations and their functions in the conditions of the ecological crisis, their transformation, as well as the stages of modernization of the types of mutual assistance have been presented and specified. In most cases, from the beginning of the sowing period in agriculture, attention was paid to the traditions of helping during the harvest, mutual assistance in watering, dividing it into groups, and focusing on its functions.

The article also discusses the importance of mutual assistance in the agricultural relations of the Karakalpak people in the context of the current environmental crisis and the role of such mutual assistance in the formation of ecological culture. In addition, the relevance of the current work on mutual assistance based on rural, regional and state programmes has been studied to ensure the environmental sus-tainability of the region as a result of the development of ecological consciousness.

Keywords: Karakalpaks, support, social institution, farm works, environmental crisis, mutual assistance.

For citation: Khozhaniyazova G.M. Traditsiya vzaimopomoshchi kömek v agrarnoy kul'ture karakalpakov v usloviyakh ekologicheskogo krizisa [The tradition of mutual assistance kömek in the agrarian culture of the Karakalpaks in an environmental crisis]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 3, pp. 388-397. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.388-397 (In Russian)

REFERENCES

Abdullaev R.B., Navruzov M.K. Problemy ekologicheskogo krizisa i zdo-rov'ya v Khorezmskoy oblasti [Problems of the Ecological Crisis and Health in the Khorezm Province]. Ecological Vestnik, 2012, no. 7, pp. 31-33. (In Russian)

Bekimbetov B.M. Osnovi prirodookhrannoy deyatel'nosti i voprosi formi-rovaniya ekologicheskogo mirovzzreniya [The Fundamentals of Environmental Protection and the Issues of Ecological World Outlook Formation]. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 2016, no. 2, pp. 114-117. (In Russian)

Berdimuratova A.K. Priroda i obshchestvo kak sistema [Nature and Society as a System]. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 1998, no. 1, pp. 124-127. (In Russian)

Doshumbaev K.I. Ekologo-ekonomicheskiye problem sel'skogo khozyaystva Karakalpakskoy AS SR [Ecological and Economic Problems of Agriculture Karakalpak ASSR]. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 1990, no. 3, pp. 83-87. (In Russian)

Karamanova G. Agrarnye reformi v Karakalpakstane 30-kh godov XX veka: stranitsy istorii [Agrarian Reforms in Karakalpakstan in the 30s of 20th Century: Pages of History. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 2008, no. 4, pp. 52-53. (In Russian)

Kamalov S.K. Uluchshenie zhiznennogo urovnya naseleniya odin iz vazhnykh faktorov preodoleniya Aral'skogo krizisa [Improving the Living Standards of the Population as One of the Most Important Factors of Overcoming the Aral Crisis]. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 1995, no. 4, pp. 9-11. (In Russian)

Kurbanova Z.I. Vliyanie aral'skogo ekologicheskogo krizisa na odno iz traditsionnykh zanyatiy karakalpakov - skotovodstvo [The Impact of the Aral Ecological Crisis on One of the Traditional Occupations of the Karakalpaks, Cattle Breeding]. Bulletin of the Khorezm Academy of Mamun, 2022, no. 4-2, pp. 54-57.

Saribaev K. Narodniy opit orosheniya v Priaral'e [Folk Experience of Irrigation in the Aral Sea Region]. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 1995, no. 4, pp. 92-94. (In Russian)

Utemuratov B. Fermerskoe khozyaystva Karakalpakii v nastoyashchem [Karakalpak Farms in the Present]. Bulletin of the Karakalpak branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 1995, no. 3, pp. 77-79. (In Russian)

Fayziev S. Oral dengizi ekologik muammolari [Environmental Problems of the Aral Sea]. Ecological Vestnik, 2010, no. 12, pp. 15-16. (In Uzbek)

About the author: Gulshana M. Khozhaniyazova, Basic Doctoral Student at the Department of Ethnography, Karakalpak Research Institute for the Humanities, Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences (179A, Amir Temur St., Nukus 230100 Karakalpakstan, Uzbekistan); kk_gumanitar@mail.ru

Received June 15, 2022 Accepted for publication August 1, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.