Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ (К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ)'

ВВЕДЕНИЕ (К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАКАЛПАКИ / КАРАКАЛПАКСТАН / ЭТНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанова Земфира Ибрагимовна

Статья предваряет специальную рубрику номера, в которой представлены результаты научно-исследовательской работы этнологов Каракалпакстана по изучению традиционной культуры и современных процессов у каракалпаков. По мнению З.И. Курбановой, М.А. Карлыбаева, М.М. Давлетиярова, М.Б. Утебаева, Т.Р. Жаббарбергенова и Г.М. Хожаниязовой такие аспекты культуры, как аграрные отношения, родовая структура, этикет, памятники намогильной архитектуры, терминология, распространенная в молодежной среде, требуют теоретического переосмысления из-за происходящих глобальных изменений и поиска этнологической наукой новых подходов к осмыслению этнического поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION (TO THE SPECIAL TOPIC OF THE ISSUE: MODERN ETHNOLOGICAL RESEARCH IN KARAKALPAKSTAN)

The article precedes a special section of the issue devoted to the traditions, culture, and occupations of the Karakalpaks in line with the increasingly emerging environmental crisis and globalization processes. According to the authors of the articles (Z.I. Kurbanova, M.A. Karlybaev, M.M. Davletiyarov, M.B. Utebaev, T.R. Zhabbarbergenov, G.M. Khozhaniyazov), such aspects of traditional culture as agrarian relations, generic structure, etiquette, monuments of tombstone architecture, terminology related to youth remain in the focus of the modern Karakalpakstan ethnological studies.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ (К СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ)»

публикации

Специальная тема номера: Современные этнологические исследования в Каракалпакстане

УДК 39

введение

З.И. Курбанова

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан sapphire.ethno@gmail.com

Статья предваряет специальную рубрику номера, в которой представлены результаты научно-исследовательской работы этнологов Каракалпакстана по изучению традиционной культуры и современных процессов у каракалпаков. По мнению З.И. Курбановой, М.А. Карлыбаева, М.М. Давлетиярова, М.Б. Утебаева, Т.Р. Жаббарбергенова и Г.М. Хожаниязовой такие аспекты культуры, как аграрные отношения, родовая структура, этикет, памятники намогильной архитектуры, терминология, распространенная в молодежной среде, требуют теоретического переосмысления из-за происходящих глобальных изменений и поиска этнологической наукой новых подходов к осмыслению этнического поля.

Ключевые слова: каракалпаки, Каракалпакстан, этнология, современные исследования.

Для цитирования: Курбанова З.И. Введение (к специальной теме номера: Современные этнологические исследования в Каракалпакстане) // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 3. С. 352-358. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.352-358

Каракалпаки составляют основное население Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Каракалпакстан делится на северо-западную часть песков Кызылкум, юго-восточную часть

плато Устюрт и дельту р. Амударья. Население республики составляет более 1,8 млн. чел. и имеет полиэтничный характер. Помимо каракалпаков здесь проживают узбеки, казахи, туркмены и представители других народов (русские, татары, корейцы и др.). Межэтнические контакты, развивавшиеся с древности до современности, определили своеобразие культуры, традиций, обрядов каракалпакского народа.

История каракалпаков уходит корнями в глубокую древность. Традиции, обычаи, язык и культура народа складывались тысячелетиями. Они берут начало в культуре племен скифо-сакского круга, печенегов, огузов. На их формирование заметное влияние оказало своеобразие природно-климатических условий, образ жизни, особенности хозяйства. Традиции и обряды каракалпаков имеют содержательную глубину, истинно народный дух и философию.

Интерес к исследованию традиционной культуры каракалпаков начал проявляться с конца XIX в. Этот период характеризуется многочисленными научными экспедициями, нацеленными на освоение края. Появляются работы, содержащие наиболее ранние этнографические описания быта каракалпаков. В основном это были наблюдения участников экспедиций по изучению края и выявлению природных ресурсов. В их составе, помимо дипломатов, военных и штатских чиновников, были и специалисты из разных научных областей, в том числе востоковеды (Жданко 2001: 5).

С установлением на территории Каракалпакстана нового строя1, правительством начинает предпринимать специальные меры по переустройству хозяйства, быта и культуры народа, уклада жизни. Это требовало серьезного и всестороннего изучения этнографии каракалпаков. В советское время появилась качественно новая для Каракалпакстана система научно-исследовательских учреждений. Это повлекло серьезный сдвиг в научном изучении каракалпаков, оно приобрело более целенаправленный характер.

В современной историографии существует ряд работ, посвященных традиционной культуре каракалпаков. В последние десятилетия их тематика мало изменилась, но предпринимаются попытки изменения ситуации.

При изучении истории культуры народа немаловажное значение имеет исследование истории народного образования. В этом плане

1 После завоевания в 1873 г. Российской империей Хивинского ханства правобережье р.Амударьи с территориями, населяемых каракалпаками, входит в состав империи. Здесь образуется Амударьинский отдел Сыр-Дарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства. В 1918 г. после октябрьских событий, произошедших в России на завоеванных территориях, здесь устанавливается новый режим.

важнейшим показателем состояния культурного и социального развития служит уровень грамотности населения. До недавних пор вопрос о грамотности населения дореволюционной Каракалпакии раскрывался лишь на основе субъективных оценок. Но от его правильного решения во многом зависит создание объективной картины культурного развития коренных народов Средней Азии (Карлыбаев 2002).

Тема традиционных социальных институтов каракалпаков стала интересовать ученых с середины XX в. Сегодня она приобретает особое значение в связи с возрождением национальных культур в Узбекистане, наблюдаемом в последнее десятилетие. Помимо статей и диссертационного исследования, посвященного этой теме, следует упомянуть монографическое исследование М.М. Давлетиярова (Давлетияров 2019).

Обобщением истории развития этнографических знаний в Кара-калпакстане стало исследование З.И. Курбановой, дающее оценку достижений предшественников, показывающие их узкие места и определяющее приоритеты этнографических изысканий. Значительным событием в истории становления этнографической науки Каракалпакстана явилась Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция Института этнографии Академии наук СССР, которая поспособствовала появлению первых отечественных специалистов в области этнографии. Исследования быта и культуры каракалпакского народа, выводы, полученные учеными во время работы, простимулировали развитие кара-калпакстанской этнографической науки (Курбанова 2020).

Ислам остается одним из приоритетных направлений исследований этнологов Каракалпакстана. Эта религия является не только частью культуры каракалпакского народа, она представляет активную социальную силу, оказывающей существенное влияние на общественную жизнь. Комплексный многолетний сбор письменных источников по истории ислама включает генеалогические записи, документы религиозной инициации, устные нарративы о религиозных авторитетах (Карлыбаев 2021).

Перечисленные исследования свидетельствуют о не прекращающемся научном интересе к традиционной культуре каракалпакского этноса. Работы сотрудников отдела этнографии Каракалпакского научно-исследовательского института Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан, вошедшие в специальную рубрику номера журнала «Историческая этнология», представляются продолжением научно-аналитической работы названных выше авторов.

Знакомство читателей с культурой каракалпаков открывает статья М. М. Давлетиярова, посвященная одному из древнейших компонентов этнической культуры каракалпаков - родовой структуре. Отмечая ее

древность, свидетельствующей об исторических связях народа со средневековыми печенегами, огузами, кипчаками, племенами Золотой Орды и с более древним населением Арало-Каспийского региона, автор раскрывает функционирование феномена в современном каракалпакском обществе. Путем анализа современных полевых материалов М.М. Давлетияров пытается опровергнуть мнение отдельных исследователей об утрате родовой структуры как социального института. Он доказывает, что родовые отношения не только продолжают существовать, но и не теряют значения как фактора, способствующего объединению общества.

В 2021 г. сотрудники отдела этнографии Каракалпакского научно-исследовательского института приступили к изучению проблемы влияния экологического кризиса на традиционную культуру каракалпаков. Научный интерес возник из-за необходимости анализа и осмысления социокультурных трансформаций последних десятилетий, происходящих в Каракалпакстане. Появление новых культурных практик приводит к ощутимым искажениям существовавшей системы ценностей, способствует появлению нетрадиционных приоритетов, оказывающих влияние на поведение человека, на развитие экономической и политической системы и на функционирование социальных институтов. Результатом изучения перспектив развития культуры в условиях современного мира и экологического кризиса стали статьи З. Курбановой и Г. Хожаниязовой.

Работа З.И. Курбановой, посвященная изучению таких отраслей земледелия как садоводство и бахчеводство у каракалпаков, построена на полевых материалах, собранных во время этнографической экспедиции. Исследуя названные направления аграрной культуры, автор выявляет народные методы и навыки, позволяющие успешно заниматься земледелием. Среди них - многовековой опыт выщелачивания, удобрения почвы, различные технологии обработки земли. З.И. Курбанова предпринимает попытку анализа влияния экологического кризиса на указанные отрасли хозяйствования, показывает особенности традиционных аграрных навыков и знаний, их значение в современной жизни каракалпаков.

Продолжением темы экологического кризиса и в целом современных трансформационных процессов стала статья Г. Хожаниязовой. В ней раскрывается традиция взаимопомощи квмек в аграрных практиках каракалпаков. Обращаясь к рассмотрению одного из старейших институтов в общественной жизни народа, автор выделяет сложности ведения сельского хозяйства у каракалпаков в условиях орошаемого земледелия, раскрывает взаимоотношения в сфере ирригации, показывает роль взаимопомощи в условиях современной рыночной экономики.

М.Б. Утебаев посвятил свое исследование описанию системы терминов родства у каракалпаков, которая отличалась в зависимости от видов и категорий родства. По мнению автора, особенно интересны материалы, касающиеся использования терминов, вокативов и эвфемизмов со стороны невесты. Они отражают степень возраста, почета, близости и дальности лица, принадлежащего к родственному коллективу со стороны говорящего. Богатство семантики терминов, как отмечает автор, состоит в том, что они могут показать не только архаические и социальные стереотипы, но и поведенческие нормы и этикет, дают важную информацию о ментальности каракалпакского народа.

Памятники исламской архитектуры XVIII - начала XX вв. стали объектом исследования М.А. Карлыбаева. Новые фактологические данные, собранные и прокомментированные им, показывают особенности эволюции материальной культуры каракалпаков. Автор склоняется к мысли о том, что мазар всегда оставался показателем религиозной принадлежности народа на протяжении веков, а ислам даже в годы советского атеизма сохранил относительную устойчивость в похоронно-погребальных обрядах. Это заметно по авторским материалам об архитектурных особенностях мазаров: представленные формы уйшик, ограда, гумбез и сагана остаются весьма типичными и сегодня. При этом исследователь обращает внимание на национальные особенности архитектуры, которые отличаются от соответствующих сооружений соседних народов, особенно в части купольных сооружений гумбез.

Статья Т. Жаббарбергенова является попыткой описания традиции выделения каракалпаками возрастных групп и используемой народом возрастной терминологии в отношении молодого поколения. Отдельное внимание исследователь уделяет анализу терминов, употребляемых современной молодежью, возрастных ограничений и традиционных терминов, применяемых сегодня в повседневной лексике.

Статьи, представленные в рубрике, подготовлены с привлечением полевых материалов, собранных авторами во время этнографических экспедиций. Это обстоятельство придает им особый интерес, так как они впервые вводятся в научный оборот.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давлетияров М. М. Традиционные социальные институты каракалпаков. Нукус: Илим, 2019.

Жданко Т. А. Каракалпаки в научных исследованиях периода их присоединения к России (1873-1874) // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып VI. М., 2001. С. 5-34.

Карлыбаев М.А. Медресе в Каракалпакии XIX - начала XX веков. Нукус: Билим,2002.

Карлыбаев М.А. К истории ислама у каракалпаков: исторические, социальные, этнические и генеалогические контексты. Нукус: Илим, 2021.

Курбанова З.И. Этнографическая наука Каракалпакстана: этапы становления, современное состояние. Нукус: Илим, 2020.

Сведения об авторе: Курбанова Земфира Ибрагимовна, доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (230100, ул. Амира Темура, 179А, Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан); sapphire.ethno@gmail.com

Поступила 23.06.2022 Принята к публикации 01.08.2022

SPECIAL TOPIC OF THE ISSUE: MODERN ETHNOLOGICAL RESEARCH IN KARAKALPAKSTAN

INTRODUCTION

Z.I. Kurbanova

Karakalpak Research Institute for the Humanities,

Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences

Nukus, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan

sapphire.ethno@gmail.com

The article precedes a special section of the issue devoted to the traditions, culture, and occupations of the Karakalpaks in line with the increasingly emerging environmental crisis and globalization processes. According to the authors of the articles (Z.I. Kurbanova, M.A. Karlybaev, M.M. Davletiyarov, M.B. Utebaev, T.R. Zhabbarbergenov, G.M. Khozhaniyazov), such aspects of traditional culture as agrarian relations, generic structure, etiquette, monuments of tombstone architecture, terminology related to youth remain in the focus of the modern Karakalpakstan ethnological studies.

Keywords: Karakalpaks, Karakalpakstan, ethnology, contemporary studies.

For citation: Kurbanova Z.I. Vvedenie (k spetsial'noy teme nomera: Sovremennye etnologicheskie issledovaniya v Karakalpakstane) [Introduction (to the Special topic of the issue: Modern Ethnological Research in Karakalpakstan)]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 3, pp. 352-358. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.352-358 (In Russian)

Историческая этнология. 2022. Том 7, № 3 REFERENCES

Davletiyarov M.M. Traditsionnye social'nye instituty karakalpakov [Traditional Social Institutions of the Karakalpaks]. Nukus: Ilim Publ., 2019. (In Russian) Zhdanko T.A. Karakalpaki v nauchnykh issledovaniyakh perioda ikh prisoedineniya k Rossii (1873-1874) [The Karakalpaks in Scientific Research during the Period of Their Annexation to Russia (1873-1874)]. Sredneaziatskiy etnograficheskiy sbornik. Vol. VI. Moscow, 2001, pp. 5-34. (In Russian)

Karlybaev M.A. Medrese v Karakalpakii XIX - nachala XX vekov [Madrasas in Karakalpakstan of the 19th - early 20th Centuries]. Nukus: Bilim Publ., 2002. (In Russian)

Karlybaev M.A. K istorii islama u karakalpakov: istoricheskie, sotsial'nye, etnicheskie i genealogicheskie konteksty [On the History of Islam Among the Karakalpaks: Historical, Social, Ethnic and Genealogical Contexts]. Nukus: Ilim Publ., 2021. (In Russian)

Kurbanova Z.I. Etnograficheskaja nauka Karakalpakstana: etapy stanov-leniya, sovremennoe sostoyanie [Ethnographic Studies of Karakalpakstan: Stages of Formation, Current State]. Nukus: Ilim Publ., 2020. (In Russian)

About the author: Zemfira I. Kurbanova, Dr. Sc. (History), Head of the Department of Ethnography, Karakalpak Research Institute for the Humanities, Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences (179A, Amir Temur St., Nukus 230100, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan); sapphire.ethno @gmail.com

Received June 23, 2022 Accepted for publication August 1, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.