Научная статья на тему 'СААМСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ И КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СААМСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ И КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СААМЫ / КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бодрова Ольга Александровна

Выявлены роль и функции материальных объектов культуры кольских саамов (элементов и комплекса национального костюма, этнических сувениров, этнографических экспонатов, продукции национальных ремесел и пр.) как этнокультурных артефактов со знаковым/символическим значением, использующихся в региональной туристской и культурно-массовой деятельности. В зависимости от специфики использования выделены некоторые группы этнокультурных артефактов и их функции в структуре саамских праздников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMI ETHNOCULTURAL ARTIFACTS IN REGIONAL TOURISM AND CULTURAL ACTIVITIES (ON THE BASIS OF THE MURMANSK REGION)

The role and functions of material objects of the culture of the Kola Saami are revealed in the paper. Namely elements of national costume and the full set of Sami folk costume, ethnic souvenirs, ethnographic exhibits, traditional handicrafts, etc. that are relevant to sign/symbol are investigated. These objects, in addition, are regularly used in regional tourism and cultural activities. The main functions of the Sami ethnocultural artifacts are analyzed. Depending on the specifics of use, some groups of ethnocultural artifacts and their functions in the Sami holidays are identified.

Текст научной работы на тему «СААМСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ И КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Научная статья

УДК 391+74+394.2(=511.12)

doi: 10.37614/2949-1185.2022.1.1.005

СААМСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ И КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ольга Александровна Бодрова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, o.bodrova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0001-5312-6692

Аннотация

Выявлены роль и функции материальных объектов культуры кольских саамов (элементов и комплекса национального костюма, этнических сувениров, этнографических экспонатов, продукции национальных ремесел и пр.) как этнокультурных артефактов со знаковым/символическим значением, использующихся в региональной туристской и культурно-массовой деятельности. В зависимости от специфики использования выделены некоторые группы этнокультурных артефактов и их функции в структуре саамских праздников. Ключевые слова:

саамы, Кольский полуостров, Мурманская область, этнокультурные артефакты, национальные праздники, культурная индустрия Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования:

Бодрова О. А. Саамские этнокультурные артефакты в региональной туристской и культурно-массовой деятельности (на материале Мурманской области) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 54-63. doi:10.37614/2949-1185.2022.1. 1.005

Original article

SAMI ETHNOCULTURAL ARTIFACTS IN REGIONAL TOURISM AND CULTURAL ACTIVITIES (ON THE BASIS OF THE MURMANSK REGION)

Olga A. Bodrova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, o.bodrova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0001-5312-6692

Abstract

The role and functions of material objects of the culture of the Kola Saami are revealed in the paper. Namely elements of national costume and the full set of Sami folk costume, ethnic souvenirs, ethnographic exhibits, traditional handicrafts, etc. that are relevant to sign/symbol are investigated. These objects, in addition, are regularly used in regional tourism and cultural activities. The main functions of the Sami ethnocultural artifacts are analyzed. Depending on the specifics of use, some groups of ethnocultural artifacts and their functions in the Sami holidays are identified. Keywords:

Sami people, Kola Peninsula, Murmansk region, ethnocultural artifacts, national holidays, cultural industry Acknowledgments:

the study was funded from the federal budget as part of the state project No. FMEZ-2022-0028 assigned to the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences. For citation:

Bodrova O. A. Sami ethnocultural artifacts in regional tourism and cultural activities (on the basis of the Murmansk region) // Transactions of the tola Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 54-63. doi:10.37614/2949-1185.2022.1. 1.005

Введение

Как известно, этнокультурные традиции населения Мурманской области, в первую очередь аборигенов Кольского полуострова саамов, играют немаловажную роль для формирования историко-культурного образа западной части Российской Арктики, а также для развития этнографического туризма в регионе. Целью настоящей статьи является попытка проанализировать значение определенной категории материальной культуры саамов, обозначенной в данном исследовании как артефакты, а также рассмотреть прагматику саамских традиционно-культурных артефактов, используемых в региональной туристской и культурно-массовой деятельности.

Актуальность изучения материальных объектов, ассоциируемых с этнокультурными традициями саамов Кольского полуострова, не вызывает на сегодняшний день сомнений, но для представителей различных гуманитарных и общественных дисциплин определяется разными факторами: для этнографов, антропологов и социологов — социокультурным и этнокультурным, если учитывать функциональные особенности предметов саамской культуры, служащих одновременно средством демонстрации этнической принадлежности, формой сохранения и трансляции культурного наследия, средством формирования и укрепления этнической и региональной идентичности саамов как коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока; для экономистов, соответственно, на передний план выходит экономический фактор. Значительная часть региональных туристских продуктов, изделий индустрии народных ремесел и других активно развивающихся отраслей современного хозяйства основывается на использовании артефактов саамской культуры, признанной в ряде официальных документов и в медийном дискурсе одним из главных территориальных брендов Мурманской области1' 2.

Проблема подобных исследований обусловлена, с одной стороны, высоким коммерческим и социокультурным спросом на этническую культуру кольских саамов как один из главных региональных брендов, а с другой стороны, — разрушением этнокультурной и региональной идентичности через тиражирование и глобальное воспроизведение фейковых культурных форм, возникающих при дефиците этнокультурных данных о видах, функциях, стандартах и технологиях производства различных предметов саамской материальной культуры. Следует отметить, что попытка рассмотреть функции и роль материальных объектов саамской культуры как этнокультурных артефактов с символическим значением в контексте территориального брендирования, развития этнографического туризма и прикладных ремесел в Мурманской области предпринимается на материале нашего региона впервые.

Исследование основывается на: а) полевых материалах 2010 - начала 2020 годов, собранных во время проведения национальных праздников, спортивных и других культурно-массовых мероприятий, открытых лекций, официальных встреч органов власти с представителями саамского населения Мурманской области (в онлайн-формате), научно-практических семинаров; б) на анализе опубликованных источников, рассчитанных на массовую аудиторию (интернет-источники, СМИ, новостные и авторские телепередачи, публичные страницы представителей групп кольских саамов и пр.).

Методология

В научной литературе, посвященной кольским саамам, к исследованию их материальной культуры подходят с различных позиций. До сих пор центральным трудом в этой области остается работа Т. В. Лукъянченко [1]. Рассматриваются функциональные особенности бытовых предметов [2], саамские сувениры [3], особенности орнамента на изделиях художественных промыслов [4], продукция прикладного творчества в контексте этнографического туризма как «новый традиционный промысел» современного саамского населения [5], объекты саамской традиционной культуры как бренд и как этноконструирующий фактор [6]. В данной статье предметом внимания становятся любые предметы материальной культуры (элементы одежды, украшения, сувениры, музейные экспонаты, орудия труда и т. д.), наделенные символическим значением, понимаемые как артефакты.

Изучение саамских этнокультурных артефактов, с одной стороны, дополняет современные исследования, расширяющие понятие артефакта как исключительно материального объекта, имеющего определенную историческую/культурную ценность (экспоната в музейном деле, археологического объекта и пр.), до произведения материальной (или нематериальной) культуры со знаковым или символическим значением (см., например, [7-9]). С другой стороны, предметы саамской культуры рассматриваются в рамках этноконструктивистской методологии как способ (ре)презентации этнокультурных традиций в модернизированном обществе, ориентированном на товарно-рыночную экономику, в том числе и в отношении продукции культурной и креативной индустрии.

Понятия культурной и креативной индустрии/индустрий имеют не последнее значение для современных подходов к изучению различных аспектов современных традиционных культур. Термин «культурная индустрия» был введен в научный оборот западными социологами Т. Адорно и М Хоркхаймером [10], описывающими влияние массовой культуры с ее стандартизированными, клишированными образами и образцами искусства на современного (в то время) обывателя. Адорно и Хоркхаймер связывали культурную индустрию с такими источниками массовой информации,

как СМИ (телевидение, газеты, журналы), кинематограф, книжная продукция, музыкальная индустрия, поп-искусство, — то есть со всеми теми явлениями, которые производят социальные смыслы и тексты. С середины XX века понимание культурной индустрии значительно расширилось. При определении саамских артефактов как феноменов именно культурной индустрии нам близка концепция А. Я. Флиера: «...культурные индустрии фактически распространяются не только на художественное производство как таковое, но и на производство социальное, на производство общества как культурного явления, на производство "человека культурного", производство знания о культуре, да и производство культурных артефактов, не являющихся художественными по своим основным функциям (например, религиозных, этнографических и др.)»3.

Таким образом, культурные индустрии (отрасли культурной индустрии) создают некоторый продукт, чаще всего имеющий художественную природу (хотя и не обязательно) и наделенный символическим значением. Например, довольно большое количество отдельных предметов саамского этнического костюма символизируют и конструируют сегодня этническую культуру, выступают своего рода знаком традиционной культуры саамов и в этом смысле отличаются от таких же предметов одежды, не имеющих символического значения, хотя и те, и другие выполнены как изделия декоративно-прикладного творчества (ср. шамшур/перевязку, каньги/яры, печок/сарафан и т. д.). И первый, и второй элементы в данных парах представляют определенную категорию костюма: головной убор, обувь, платье, но в первом случае деталь символизирует саамскую культуру и является знаковой, во втором, скорее, является бытовым предметом одежды с утилитарной функцией).

Одним из самых очевидных проявлений материальной этнической культуры как феномена культурной индустрии является этнический сувенир, как отмечает О. А. Сулейманова в упомянутой ранее публикации, а также ряд других авторов. И. Х. Улинова на материале изделий традиционного декоративно-прикладного искусства в Калмыкии, анализируя выдающуюся роль этнических сувениров в пространстве массовой культуры и в области туризма, приходит к следующему выводу: «Для представителей других этносов сувениры нередко выступают наиболее репрезентабельным и осязаемым источником, рассказывающим о том или ином этносе и непосредственно связанным с ним. Причем, данные артефакты нередко оказывают существенное влияние на сознание представителей самого этноса, чью культуру они представляют» [11: 36]. При этом автор считает, что, несмотря на некоторые пределы упрощения и замены материалов, с разной степенью приближенности к оригиналам, подобные изделия одновременно могут верно передавать значимые характеристики предметной сферы жизни калмыков [11: 36], поэтому ни этнокультурные артефакты, ни другие категории предметов материальной культуры саамской или любой другой этнической группы нельзя считать «неправильными», искаженными формами для данной культуры, как бы широко она не тиражировалась.

К концу XX века понятие культурных индустрий дополнилось термином «креативные индустрии». Сейчас оба понятия часто используются как синонимы. Отмечают, что первая попытка систематизировать и перечислить креативные индустрии была предпринята в Великобритании в 1980-х годах. Государственная программа включила в этот перечень рекламу и маркетинг, архитектуру, декоративное искусство и ремесла, дизайн, производство кино и видео, телевизионное и интернет-вещание, IT, программное обеспечение и компьютерные услуги, издательское дело, музеи, галереи и библиотеки, музыку, исполнительское и изобразительное искусство [12: 15]. Как видим, к отраслям креативной индустрии были отнесены и те институционализированные и неинституционализированные структуры, которые активно продуцируют, используют и воспроизводят в своей деятельности объекты материальной культуры, наделяя их символическим значением (художественно-прикладные ремесла, дизайн, СМИ, музеи, библиотеки). Если говорить о культуре кольских саамов, то эту линию можно продолжить такими современными и яркими креативными индустриями, как производство комиксов4, мультфильмов на фольклорном материале5, «саамский рэп»6, другие музыкальные направления7.

К сфере креативных индустрий можно отнести и деятельность такого известного саамского объединения, как Мурманская областная общественная организация саамских мастеров и художников «Чепесь самь» (учредители — мастера рукоделия, с творчеством которых хорошо знакомы и в Мурманской области, и за рубежом: А. Е. Мозолевская, Т. С. Кожевина, А. М. Сапельникова). Другой пример — Виртуальная арктическая сеть искусства коренных народов, созданная как неформальная платформа, объединяющая художников, мастеров, ремесленников и представителей других творческих профессий из числа коренных народов Арктики для обмена знаниями коренных народов через искусство.

Совсем в другом аспекте культурные и креативные индустрии рассматриваются в экономике, которая делает это с точки зрения рыночных отношений и маркетинговых технологий. Главным образом, здесь уже идет речь о так называемой коммерциализации культуры [13], хотя и представители экономического подхода не отрицали, что продукция культурных индустрий имеет в первую очередь художественную, социальную (укрепление региональной идентичности), историческую (этнографическую), символическую (смыслообразующую) ценность [14: 130-133].

Наиболее полно экономическая ценность предметов материальной культуры проявляется, когда мы говорим о сувенирной продукции. Как отмечают исследователи, продукция данного вида проявляет себя достаточно ярко во всех регионах мира, так или иначе соприкасающихся с туристической индустрией, однако при этом, в некоторых случаях полностью, может искажаться и нивелироваться этнокультурное смысловое значение сувениров как артефактов [15: 83-84]. Например, в тех случаях, когда в качестве сувениров продаются предметы, связанные с сакральным знанием или религиозным культом (шаманские бубны и пр.), что в традиционных культурах всегда накладывало полный запрет на обращение с ними со стороны непосвященных.

Результаты

В качестве этнокультурных артефактов в рамках данного исследования были проанализированы такие объекты материальной культуры кольских саамов, как предметы национального костюма, этнические сувениры, этнографические экспонаты, продукция национальных ремесел, элементы дизайна и интерьера. Перечисленные категории вещей можно с полным правом рассматривать как этнокультурные артефакты со знаковым/символическим значением, так как они не просто несут в себе информацию о этнографических особенностях саамского населения, но и символизируют регион Мурманской области, активно используясь в региональной туристской и культурно-массовой деятельности. Были выявлены роль и следующие функции таких саамских этнокультурных артефактов: 1) этносохраняющая, 2) этноконструирующая, 3) коммуникативная, 4) знаковая, 5) символическая, 6) экономическая, 7) социокультурная.

Безусловно, наиболее высокую степень актуальности в настоящее время, в условиях острой проблемы сохранения саамского национального языка, имеет этносохраняющая функция материальных объектов саамской культуры. Произведения художественно-прикладных ремесел кольских саамов являются неотъемлемой частью их культурного наследия наряду с уникальными приемами хозяйственной деятельности, устным творчеством, религиозными представлениями и другими элементами материальной и нематериальной культуры, способствующими сохранению этнического самосознания группы. Одним из механизмов, способствующих сохранению сведений о производстве материальных предметов саамской культуры, в первую очередь утилитарного назначения, на основе традиционных материалов и техник, является обучение национальным ремеслам на базе Северного национального колледжа (филиала ГАПОУ МО «Оленегорский горнопромышленный колледж», город Оленегорск), в кружках и на мастер-классах Ловозерского национального культурного центра (село Ловозеро) и в ряде других учебных программ некоторых государственных учреждений Мурманской области.

Одной из наиболее успешных форм сохранения этнокультурных традиций и реализации социально-экономических интересов кольских саамов является родовая община. В Мурманской области на настоящий момент действуют 41 родовая и территориально-соседская община коренного малочисленного народа Севера, а также 5 общественных объединений и 1 некоммерческий фонд)8. Их основные виды деятельности -- рыбная ловля, оленеводство, промысел морских животных, охота, сбор дикоросов, переработка и изготовление пищевой продукции, производство предметов повседневного быта и сувенирной продукции, реализуемой среди туристов, посещающих общины, а также на ярмарках во время проведения различных культурно-массовых мероприятий. Вообще, сувенир -- это самая «говорящая» разновидность артефактов, призванная напоминать и отражать национальные, природные, культурные и другие особенности региона, в котором приобретается сувенир, своего рода «зацепка памяти» [16: 22].

Упомянутый экономический подход к изучению культурных и креативных индустрий обусловливает то, что производство сувениров на основе традиционных технологий, как и туристская деятельность в целом, способствующая реализации этой продукции, должны оцениваться с точки зрения вовлечения коренного населения Мурманской области в современные экономические процессы с возможностью одновременного

сохранения этнокультурных традиций. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать эти отрасли как специфический новый вид традиционного природопользования [5], а изделия сувенирной продукции — как артефакты, выполняющие экономическую функцию.

Этноконструирующая функция саамских этнокультурных артефактов, которые транслируют информацию о культурных традициях кольских саамов, способствуют также формированию визуальной идентичности их группы и репрезентации их культуры в предметной форме. Как было отмечено ранее, при визуализации саамской идентичности предметы национального костюма используются неодинаково: чаще всего — головной убор (главным образом женский — шамшур, а также зимняя шапка), традиционная обувь, пояс и предметы, которые к нему крепятся (например, нож (рис. 1)), полный комплект национального костюма как знак этнической принадлежности саами. Кроме того, подобные артефакты выступают в качестве этнографических экспонатов на временных выставках, приуроченных к саамским праздникам (например, к Международному дню саамов), и в экспозициях региональных музеев.

Национальный саамский костюм и его отдельные элементы могут выполнять коммуникативную функцию и служить для обмена культурной информацией, например, на различных фестивалях, представляющих разные этнические культуры. Информацию могут транслировать и отдельные элементы саамского костюма: нагрудные украшения (например, мужское у женатых мужчин), вышивка, отражающая родословную человека, его родовую принадлежность по обеим семейным линиям.

Национальный саамский костюм в своей символической функции служит способом демонстрации этнической принадлежности и знаком этнической самоидентификации. Согласно опросу, проведенному инициативной группой кольских саамов в своей среде, большинство представителей саамского сообщества (из 200 человек опрошенных) посредством национального костюма выражают свою принадлежность к саами и надевают его во время национальных праздников (67 %), а также при проведении других мероприятий (48 %), поэтому выступают против того, чтобы его надевали представители других этнических групп (62 %). Результаты опроса были представлены на встрече туристического сообщества Мурманской области, организованной и проведенной Комитетом по туризму Мурманской области 29 апреля 2021 года в онлайн-формате. Для представителей других этнокультурных групп и гостей Мурманской области национальный костюм кольских саамов является не только знаком этнической принадлежности последних, но и региональным символом, ассоциирующемся с территорией Кольского полуострова.

Обязательные атрибуты проведения всех национальных саамских праздников в Мурманской области — это национальный костюм и саамский флаг, которые также выполняют символическую функцию. Согласно Декларации, принятой на Саамской конференции, национальный саамский костюм, созданный на основе традиционного костюма скандинавских саами, наряду с саамским флагом и гимном, относится к национальным символам саамов Норвегии, Швеции, Финляндии и России и отражает историю становления саамской национальной идентичности9. Символизировать сааамскую культуру могут и другие объекты материальной культуры, на основе чего возникают прецеденты признания за саамами символического права на владение такими предметами как этнокультурными артефактами (в качестве примера может служить репатриация 2200 музейных экспонатов, которые в 2021 году Национальный музей Финляндии должен вернуть Саамскому музею и Центру природы Siida)10.

Наряду с сувенирами, национальными символами, изделиями художественно-прикладного творчества кольских саамов в разряд культурных и креативных индустрий попадают и другие направления, продуцирующие материальные и в ряде случаев нематериальные объекты саамской культуры, — этнический дизайн, «саамская» архитектура ряда зданий села Ловозеро (рис. 2), производство саамских мультфильмов и комиксов, создание мобильных приложений на кильдинском диалекте саамского языка и многое др.). Все это одновременно и произведения массовой культуры, и прикладные творческие практики, вписывающиеся в современные экономические, маркетинговые и социокультурные модели.

Говоря о продукции направлений культурной/креативной индустрии, большой интерес для исследования представляют изучение культурно-массовых практик, а также вопросы изготовления и функционирования художественных артефактов саамской культуры, некоторых творческих кластеров и объединений мастеров региона: названных Мурманской областной общественной организации саамских мастеров и художников «Чепесь самь», Виртуальной арктической сети искусства коренных народов, Национального культурного центра села Ловозеро и др. Для определения

функций изделий саамских прикладных ремесел имеют значение использование традиционных технологий изготовления предметов материальной культуры саамов, а также обозначение художественного этнокультурного артефакта со стороны самих представителей креативных сообществ. Так, в зависимости от назначения и номинации выставки, в которой представлено изделие (рис. 3), продукция может относиться к следующим категориям: а) сувенир с использованием этнических элементов, б) современные утилитарные изделия на основе традиционных материалов и техник, в) художественная обработка традиционных материалов, г) этнографический костюм, д) сценический национальный костюм, е) современный авторский костюм, ж) кукла в национальном костюме и т. д.

Рис. 1. Нож и игольница — элементы саамского женского Рис. 2. Использование саамской этнической символики национального костюма. Фото О. А. Бодровой в архитектуре. «Дикси»-кувакса, село Ловозеро

Мурманской области, 2016 год. Фото О. А. Бодровой

Рис. 3. Декоративно-художественные изделия, победившие в разных номинациях выставки-конкурса изделий народных и художественных промыслов и ремесел фестиваля «Душа тундры»11.

Примечательно, что и праздники кольских саамов могут рассматриваться и классифицироваться в зависимости от специфики использования этнокультурных артефактов. К основным видам современных праздников кольских саамов как культурно-массовых мероприятий, имеющих регулярный характер и внесенных в Календарный план мероприятий Мурманского областного центра коренных малочисленных народов Севера и межнационального сотрудничества12 отнесены: 1) национальные, 2) спортивные, 3) реконструированные этнические, 4) событийные. Группы артефактов, задействованных во время проведения саамских праздников, выполняют различные функции. Можно выделить: а) национально-символические артефакты (национальный костюм, элементы саамского костюма, саамский флаг); б) предметы, связанные с национальными промыслами, в том числе трансформированными в национальные виды спорта кольских саамов (аркан, арбалет, элементы оленьей упряжи, лыжи, копье, лодка, мяч и сарафаны для саамского футбола); в) предметы быта как элементы этнического дизайна и символические атрибуты ритуальных действий (оленьи рога, оленьи и медвежьи шкуры); г) сувениры и изделия национальных художественно-прикладных ремесел. В качестве специфического вида саамских этнокультурных артефактов выделяется северный олень — как центральный символ подавляющего большинства саамских праздников (в виде элементов визуального оформления, экспонатов, персонажей театрализованных действий, реального участия животных в анимации (рис. 4)). С одной стороны, олень на саамских праздниках выступает как символ жертвы, которую саамы в древности приносили как языческим божествам, так и в канун православных праздников, с другой стороны, — как тотемный предок кольских саамов Мяндаш. Таким образом, на праздничных мероприятиях кольских саамов северный олень выступает атрибутом саамской культуры в качестве символа материальной основы жизнедеятельности и тотемного образа, закрепленного в фольклорной традиции и обрядовой культуре.

Рис. 4. Гонки на оленях (а) и метание аркана (б). Праздник Севера, село Ловозеро, 2016, 2022 годы. Фото О. А. Бодровой Выводы

Культурные индустрии на сегодняшний день играют значительную роль в сохранении этнокультурных традиций кольских саамов, способствуя в числе прочего тому, что традиционная саамская культура естественным образом вписывается в современные социокультурные и экономические модели. Так, введение саамской этнической символики в структуру культурно-массовых мероприятий через артефакты сближает их с традиционными народными праздниками и ритуальными состязательными обрядами кольских саамов, превращая этнический праздник в феномен современной массовой культуры. Изготовление изделий художественно-прикладных ремесел транслирует широкому кругу потребителей этой продукции знания об особенностях декоративных промыслов у кольских саамов, о традиционных способах выделки материалов, значении орнаментов и т. д. Однако, если в экономическом аспекте использование этнокультурных артефактов (в первую очередь сувенирной продукции) в сфере развития регионального

туризма не вызывает видимых противоречий, то в процессах этноконстурирования и формирования этнической идентичности остается ряд проблем. С одной стороны, создание и тиражирование этнокультурных артефактов способствует сохранению и распространению этнографических данных о специфике саамской культуры. С другой стороны, коммерциализация ряда предметов материальной культуры, сведение их до уровня сувенира приводит к утрате их первоначальной семантики (утилитарной, сакральной, знаковой и пр.) и к изменению функциональных особенностей. Отсюда часто и вытекает такая проблема, как появление фейковых образцов саамской культуры при презентации Мурманской области на культурных межрегиональных и внутренних мероприятиях и в коммерческой деятельности местных предприятий.

Примечания

1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года: утв. Постановлением Правительства Мурманской обл. от 25 дек. 2013 г. № 768-ПП/20 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/16989070/ (дата обращения: 14.10.2022).

2 Кольский полуостров должен ассоциироваться с уникальными традициями саамского народа: в Мурманской области развивают этнический туризм // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/ info/news/394419/ (дата обращения: 05.10.2022).

3 Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. URL: http://zpu-joumaLru/e-zpu/2012/3/FHer_Cultural-Industries/

4 Саамский // Finno-Ugric comics. URL: http://www.finnougriccomics.com/ru/comics/sami.php (дата обращения: 14.10.2022).

5 См., например, мультфильм «Чахкли» — проект Фонда саамского наследия и развития «Саамский мультфильм, Мончегорского дома-интерната «Муравьишка» и студии «ЭкоКадр». URL: https://samifund.wordpress.com/2019/06/30/multfilm-chahkli/ (дата обращения: 10.10.2022).

6 Дуэт Ярсэма Галкина и Романа Яковлева с композицией "Moajnas 'Seejjtjaa'vr Bajas" (Сказка о Сейдозере) занял 3-е место в музыкальной премии "Ärets Lát i Sapmi 2021" на «Радио Швеции» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=nQuOIthA88Q&feature=emb_logo (дата обращения: 10.10.2022).

7 Саами Иван Афанасьев в национальном костюме исполняет композиции в стиле битбокс (записано на ежегодном мероприятии «Ночь музеев», в Музее-Архиве истории изучения и освоения Европейского Севера, 21.05.2022).

8 Краткая информация об общественных организациях, общинах и национальных предприятиях // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/ short_info/ (дата обращения: 14.10.2022).

9 19-я Саамская конференция, Рованиеми, 29-31 октября 2008 г. Декларация. URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3%A1%C5%A1tusat/SR_mall-_Rovaniemi_Declaration_2008_RUS .pdf (дата обращения: 11.11.2021).

10 Более 2 тысяч артефактов вернет саамам Финляндия // GoArctic. URL: https://goarctic.ru/news/bolee-2-tysyach-artefaktov-vernyet-saamam-finlyandiya/ (дата обращения: 01.10.2022).

11 Источник: Сайт Ловозерского районного национального культурного центра. URL: https://lovozerocentre.murm.muzkult.ru/news/60745336 (дата обращения: 12.10.2022).

12 Календарный план мероприятий государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера и межнационального сотрудничества» на 2022 год // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/calendar/ (дата обращения: 14.10.2022).

Список источников

1. Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в. M.: Наука, 1971. 167 с.

2. Сулейманова О. А., Пация Е. Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. 2016. № 8-10 (42). С. 89-106.

3. Сулейманова О. А. «Саамский сувенир» как этнотовар и бренд Мурманской области: к постановке проблемы // Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 21-31.

4. Косменко А. П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо-Западной России. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН, 2002. 218 с.

5. Бочарникова А. В. Туризм как новый вид традиционного природопользования в качестве стратегии адаптации саамов Кольского полуострова // Россия в глобальном мире. 2016. № 9 (32). С. 33-39.

6. Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52). С. 172-178.

7. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 343 с.

8. Миссонова Л. И. Сакральное пространство и искусство его изображения в этнической культуре Северной Азии: артефакты Сахалина // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 4 (48). С. 119-129.

9. Беззубова О. В. Артефакт в системе антропологии и этнографии // Философский век. Вып. 22 «Науки о человеке в современном мире». Ч. 2. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2002. С. 184-187.

10.Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 104 с.

11.Улинова И. Х. Значение культурных индустрий в сохранении этнического своеобразия калмыков // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 34-39.

12. Яковлев В. Ю. Основания культурных и креативных индустрий как явления современного общества // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 14-27.

13.Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. 3rd edition. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Washington DC: Sage Publications Ltd, 2013. 480 р.

14.Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 256 с.

15. Леонов И. В. Репрезентации традиционных культур в индустрии сувениров // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2019. № 1 (3). С. 82-87.

16. Леонов И. В., Кириллов И. В., Пиянтинов А. О. Сакральные артефакты культуры и проблема их тиражирования в сувенирной продукции // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2020. № 3 (25). С. 20-32.

References

1. Luk'yanchenko T.V. Material'naya kul'tura saamov (loparey) Kol'skogo poluostrova v kontse XIX-XX v. [The material culture of the Saami (Lapps) of the Kola Peninsula at the end of the 19-20th centuries]. Moscow, Nauka, 1971, 167 p. (In Russ.).

2. Suleymanova O. A., Patsiya Ye. YA. Povsednevno-bytovyye aspekty adaptatsii saamov k gorodskomu obrazu zhizni [Everyday life aspects of adaptation of the Saami to the urban lifestyle]. Trudy KNC RAN. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian Studies], 2016, no. 8-10 (42), pp. 89-106 (In Russ.).

3. Suleymanova O. A. "Saamskiy souvenir" kak etnotovar i brend Murmanskoy oblasti: k postanovke problemy ["Saami souvenir" as an ethnic product and a brand of the Murmansk region: to the formulation of the problem]. Trudy KNC RAN. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the fola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies], 2022, series 22, vol. 13, no. 2, pp. 21-31. (In Russ.).

4. Kosmenko A. P. Traditsionnyy ornament finnoyazychnykh narodov Severo-Zapadnoy Rossii [Traditional ornament of the Finnish-speaking peoples of Northwestern Russia]. Petrozavodsk, Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2002, 218 p. (In Russ.)

5. Bocharnikova A. V. Turizm kak novyy vid traditsionnogo prirodopol'zovaniya v kachestve strategii adaptatsii saamov Kol'skogo poluostrova [Tourism as a new type of traditional nature management as an adaptation strategy for the Saami of the Kola Peninsula]. Rossiya v global'nom mire [Russia in the global world], 2016, vol. 32, no. 9, pp. 33-39. (In Russ.)

6. Bodrova O. A., Razumova I. A. O sovremennykh tekhnologiyakh reprezentatsii i sokhraneniya etnicheskoy kul'tury kol'skikh saamov [About modern technologies of representation and preservation of the ethnic culture of the Kola Saami]. Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 2021, vol. 52, no. 1, pp. 172-178 (In Russ.).

7. Etnopsikhologicheskiy slovar' [Ethnopsychological dictionary]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 1999, 343 p. (In Russ.).

8. Missonova L. I. Sakral'noye prostranstvo i iskusstvo yego izobrazheniya v etnicheskoy kul'ture Severnoy Azii: artefakty Sakhalina [Sacred space and the art of its depiction in the ethnic culture of North Asia: Sakhalin artifacts]. Arkheologiya, etnografiya i antropologiya Yevrazii [Archeology, ethnography and anthropology of Eurasia], 2011, vol. 48, no. 4, pp. 119-129 (In Russ.).

9. Bezzubova O. V. Artefakt v sisteme antropologii i etnografii [Artifact in the system of anthropology and ethnography]. Filosofskiy vek. Vyp. 22 Nauki o cheloveke v sovremennom mire Ch. 2 [Philosophical age. Human sciences in the modern world. Part 2], Saint Petersburg, St. Petersburg Center for the History of Ideas, 2002, pp. 184-187 (In Russ.).

10. Khorkkhaymer M., Adorno T. V. Kul'turnaya industriya. Prosveshcheniye kaksposob obmana mass [The Cultural Industry: Enlightenment as Mass Deception]. Moscow, Ad Marginem Press, 2016, 104 p. (In Russ.).

11. Ulinova I. Kh. Znacheniye kul'turnykh industriy v sokhranenii etnicheskogo svoyeobraziya kalmykov [The Importance of Cultural Industries in Preserving the Ethnic Identity of the Kalmyks]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul 'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2019, vol. 39, no. 2, pp. 34-39 (In Russ.).

12. Yakovlev V. Yu. Osnovaniya kul'turnykh i kreativnykh industriy kak yavleniya sovremennogo obshchestva [Foundations of cultural and creative industries as a phenomenon of modern society]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [International journal of cultural studies], 2017, vol. 26, no. 1, 14-27 (In Russ.).

13.Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Washington DC, Sage Publications Ltd, 2013, 480 р.

14.Trosbi D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. Moscow, Publishing house of the higher school of economics, 2013, 256 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.Leonov I. V. Reprezentatsii traditsionnykh kul'tur v industrii suvenirov [Representations of Traditional Cultures in the Souvenir Industry]. Kul'tura v yevraziyskomprostranstve: traditsii i novatsii [Culture in the Eurasian Space: Traditions and Innovations], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 82-87 (In Russ.).

16.Leonov I. V., Kirillov I. V., Piyantinov A. O. Sakral'nyye artefakty kul'tury i problema ikh tirazhirovaniya v suvenirnoy produktsii [Sacred Artifacts of Culture and the Problem of Their Replication in Souvenirs]. Uchenyye zapiski (Altayskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv) [Scientific Notes (Altai State Academy of Culture and Arts)], 2020, vol. 25, no. 3, pp. 20-32 (In Russ.).

Информация об авторе

О. А. Бодрова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.

Information about the author

O. A. Bodrova — PhD (History), Senior Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 18.09.2022; одобрена после рецензирования 25.09.2022; принята к публикации 10.10.2022.

The article was submitted 18.09.2022; approved after reviewing 25.09.2022; accepted for publication 10.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.