Научная статья на тему '«Саами приглашают»: культурно-массовые мероприятия как форма сохранения культурного наследия коренного населения Кольского Севера'

«Саами приглашают»: культурно-массовые мероприятия как форма сохранения культурного наследия коренного населения Кольского Севера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1050
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СААМОВ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРАЗДНИК / ТРАДИЦИИ / INDIGENOUS PEOPLE / CULTURAL EVENTS / INTERNATIONAL DAY OF THE SAAMI / MURMANSK REGION / HOLIDAY / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова О.А., Бодрова О.А.

Проблема сохранения историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в перспективе развития арктических территорий приобретает все возрастающую актуальность. В современных условиях особенно уязвимым оказалось нематериальное культурное наследие аборигенов (язык, обычаи, обряды). С целью сохранения материальной и духовной культуры коренных жителей в Мурманской области по инициативе регионального правительства и общественных организаций саамов реализуется довольно большое количество культурно-массовых мероприятий (национальные праздники, фестивали, выставки и т. п.). Однако отсутствуют конкретные исследования, освещающие их структуру, функции и социокультурное значение. В статье на примере одного локального праздника вечера дружбы«Саами приглашают» (г. Кировск, Мурманская обл.) обосновывается необходимость изучения современных культурно-массовых мероприятий как одной из эффективных и доступных форм приобщения к этнокультурным традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SAAMI INVITE": CULTURAL AND MASS ACTIVITIES AS A FORM OF CONSERVATION OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE INDIGENOUS PEOPLE OF THE KOLA NORTH

The problem of preservation of historical and cultural heritage of indigenous peoples of the North in the future development of the Arctic territories is acquiring a growing relevance. In modern conditions is particularly vulnerable intangible cultural heritage of the aboriginal people (language, customs, rituals). In the Murmansk region on the initiative of the regional government and public organizations of the Saami implemented quite a large number of cultural events (national holidays, festivals, exhibitions etc.) aimed at preserving the cultural traditions of the indigenous population. However, no specific studies describing their structure, functions and socio-cultural value. In the article on the example of one of the local holiday the evening of friendship "Sami invited" (Kirovsk, Murmansk region) raises the problem of the need for the study of contemporary cultural events as one of the effective and affordable forms of initiation to cultural traditions.

Текст научной работы на тему ««Саами приглашают»: культурно-массовые мероприятия как форма сохранения культурного наследия коренного населения Кольского Севера»

УДК 394.2(=511.12)(470.21)

О. А. Сулейманова, О. А. Бодрова

«СААМИ ПРИГЛАШАЮТ»: КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Аннотация

Проблема сохранения историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в перспективе развития арктических территорий приобретает все возрастающую актуальность. В современных условиях особенно уязвимым оказалось нематериальное культурное наследие аборигенов (язык, обычаи, обряды). С целью сохранения материальной и духовной культуры коренных жителей в Мурманской области по инициативе регионального правительства и общественных организаций саамов реализуется довольно большое количество культурно-массовых мероприятий (национальные праздники, фестивали, выставки и т. п.). Однако отсутствуют конкретные исследования, освещающие их структуру, функции и социокультурное значение. В статье на примере одного локального праздника - вечера дружбы «Саами приглашают» (г. Кировск, Мурманская обл.) - обосновывается необходимость изучения современных культурно-массовых мероприятий как одной из эффективных и доступных форм приобщения к этнокультурным традициям.

Ключевые слова:

коренное население, культурно-массовые мероприятия, Международный день саамов, Мурманская область, праздник, традиции.

O. A. Suleymanova, O. A. Bodrova

"SAAMI INVITE": CULTURAL AND MASS ACTIVITIES AS A FORM

OF CONSERVATION OF THE CULTURAL HERITAGE

OF THE INDIGENOUS PEOPLE OF THE KOLA NORTH

Abstract

The problem of preservation of historical and cultural heritage of indigenous peoples of the North in the future development of the Arctic territories is acquiring a growing relevance. In modern conditions is particularly vulnerable intangible cultural heritage of the aboriginal people (language, customs, rituals). In the Murmansk region on the initiative of the regional government and public organizations of the Saami implemented quite a large number of cultural events (national holidays, festivals, exhibitions etc.) aimed at preserving the cultural traditions of the indigenous population. However, no specific studies describing their structure, functions and socio-cultural value. In the article on the example of one of the local holiday - the evening of friendship "Sami invited" (Kirovsk, Murmansk region) raises the problem of the need for the study of contemporary cultural events as one of the effective and affordable forms of initiation to cultural traditions.

Key words:

indigenous people, cultural events, International day of the Saami, Murmansk region, holiday, traditions.

К постановке проблемы

С началом промышленного освоения Арктики особенно остро стоит проблема сохранения самобытной культуры коренных народов Севера. Фундаментальность этой проблемы состоит в том, что «давление доминирующей культуры индустриального и постиндустриального общества оставляет все меньше возможностей для сохранения их <коренных народов -О С., О.Б.> традиционного образа жизни, материальных основ этнической культуры и самих народов как своеобразных этнических общностей» [Попков, 2014: 80]. Кольский Север (Мурманская область) как индустриально развитый и высоко урбанизированный регион в этом отношении не стал исключением.

«Урбанизированный мир создает определенные условия существования и трансформации традиционных этнических культурных моделей» [Разумова, 2016: 175]. Действительно, процесс трансформации традиционной культуры группы кольских саамов - коренного населения Кольского полуострова - был запущен в 1920-1930-е годы в процессе коллективизации и промышленного освоения региона, которые нанесли огромный урон их социальной и хозяйственной моделям жизнедеятельности. Были утрачены многие элементы материально-бытовой и духовной культуры этого немногочисленного (саами составляют лишь 0,2 % от общей численности населения региона [Результаты Всероссийской переписи населения 2010, ЭР]) и уникального народа. Общественно-политические перемены, начавшиеся в стране в конце 1980-х годов (пресловутая «перестройка»), способствовали активизации национального движения финно-угорских народов и появлению интереса к своим культурным традициям [Винокурова, 2010: 6-7]. Активному возрождению подверглась и культура саамов Мурманской области: создается Национальный музей, а затем Национальный культурный центр коренных народов в с. Ловозеро, возобновляется преподавание саамского языка в школах, появляется саамское радио, издаются книги саамских авторов, в том числе на родном языке, образуются национальные фольклорные коллективы. Все это, безусловно, способствует росту национального самосознания коренного населения и влияет на развитие / возрождение их этнической культуры.

Л. Хаховская выделила три уровня проявления аборигенной этничности: обыденный, публичный и профессиональный. «Если обыденные проявления этничности мало кому видны, то публичный уровень - это именно тот регистр, который формирует представления широких слоев горожан о культуре коренных народов региона» [Хаховская, 2014: 43-44]. К публичному уровню автор относит: «участие аборигенов в значимых социальных и культурных мероприятиях как группы с особым статусом (фестивали, первомайские демонстрации, парады); конференции и форумы "под знаком этничности"; выпуск этнически ориентированной литературы и газет» [Там же: 44]. У саамов Мурманской области как раз доминирует «публичный уровень» проявления этничности. В настоящее время коренное население формирует основу культурной политики региона и становится своеобразным «символическим брендом» данной территории. Так, в своем праздничном обращении в честь Международного дня саамов губернатор Мурманской области М. В. Ковтун отмечает: «Кольский край невозможно представить без уникальной саамской культуры, истории и традиций, которые являются одним из главных символов и "визитных карточек" региона. Сохранение и приумножение этого уникального

наследия - задача не только саамов, но и, конечно, государства, и мы всегда с большой ответственностью подходим к этой задаче» [Поздравление Губернатора..., 2017: 2]. Как следствие, коренное население является обязательным «символом» практически на всех мероприятиях, посвященных этнокультурным традициям региона. О сказанном свидетельствует и тот факт, что на таких «несаамских» мероприятиях, как выставка-ярмарка коллекционных минералов и изделий из камня «Каменный цветок» и праздник «Поморской козули», проводимых в г. Апатиты и с. Кузрека Мурманской области, которые мы посетили в феврале и июле 2017 года, также была задействована символика, связанная с саамской культурой, в частности, с выступлением саамских фольклорных коллективов и сюжетами из саамской мифологии. Так, открытие «Каменного цветка» началось с красочного выступления актеров, изображающих существ из саамской мифологии - чакхли (рис. 1) под следующий текст ведущей: «Мокрые сугробы съежились, зачахли К сопке крутолобой выбежали чакхли. Кто они такие, и взялись откуда? Гномики смешные, сказочное чудо? Говорили, людям чакхли помогали -От врагов, от чуди смело защищали. Только чакхли жили так давно на свете, Что о них забыли взрослые и дети. Но в родных Хибинах, у отрогов горных Еще можно встретить тех волшебных гномов. Тайны минералов чакхли вам расскажут, Горные богатства смелому покажут».

Рис. 1. Каменный цветок-2017. На переднем плане - актеры в образе чахкли

По саамскому преданию «чахкли» или «чакли» - это маленькие существа, которые живут под землей, в лесах и на скалах. О приключениях чахкли увлекательно рассказывает Ирина Ядринцева в книге «Волшебный полуостров» [Ядринцева, 2008]. Из этой же книги организаторы мероприятия и заимствовали данное стихотворение, адаптировав его текст под проводимое мероприятие. Чахкли (или чахлын) описываются и изображаются как «карлики», «маленькие человечки», которые «вели веселый образ жизни, жили как лопари и обладали большими богатствами» [Ященко, 1892: 25]; они «на земле водятся. Голые ходят, деньги есть у них» [Пинегин, 1910: 31]. При этом данные саамского фольклора говорят о том, что чахкли обитали в районе Нотозера, реки Туломы, и не имеют отношения ни к географической территории Хибинского массива, ни к городам Апатиты и Кировск. Однако их образ открывает богатые возможности для создания региональных брендов, легенд, позволяет активно себя использовать во время проведения культурно-массовых мероприятий различного уровня - в частности, применительно к выставке-ярмарке «Каменный цветок» мотив богатства чахкли связывается с богатством природных недр Хибин редкими и красочными минералами.

Что касается собственно саамских культурно-массовых мероприятий, то у саамов насчитывается 11 собственных официальных праздников, которые были утверждены на 15-ой Саамской конференции в Хельсинки (1992 год) и на 16-й Саамской конференции в Мурманске (1996 год). В.Б. Бакула, собрав и проанализировав лексический материал о праздниках саамов Кольского полуострова, классифицировала их по четырем основным тематическим группам: 1. языческие; 2. православные; 3. государственные; 4. национальные праздники [Бакула, 2013: 30]. Объектом нашего исследования являлась последняя группа - национальные праздники, связанные как раз с публичным уровнем проявления аборигенной этничности, выделенным Л. Хаковской, и направленные на «пропоганду» своей культуры в отличие от традиционных этнических (называемых часто этнографическими) праздников, относящихся к обыденному уровню: хозяйственно-календарных, религиозных, семейных и пр.

На Кольском Севере традиционно отмечают следующие саамские праздники: «Международный день саамов» (ежегодный национальный праздник, отмечаемый 6 февраля саамами Норвегии, Швеции, Финляндии и России); «Медвежьи игрища» (праздник связан с культом медведя, возрожден в декабре 1996 года Национальным культурным центром с. Ловозеро); «Праздник Севера» (с 1928 года в с. Ловозеро устраиваются оленьи бега); «День саамского слова» (проводится с 1989 года «Фестиваль саамской музыки» (с 1996 года в г. Оленегорск); «Летние саамские игры» (народное гулянье на оз. Поповское близ с. Ловозеро (с 1996 года)) [Саамские национальные праздники, ЭР]. Подробно ознакомиться с праздничными мероприятиями, запланированными на 2017 год «Мурманским областным центром коренных малочисленных народов Севера», можно на официальном портале Правительства Мурманской области [Сводный план мероприятий..., ЭР].

По масштабу празднования Международный день саамов заслуживает отдельного рассмотрения. 2017 год - юбилейный: сто лет назад состоялось первое собрание в Тронхейме (Норвегия), на котором решались вопросы объединения и взаимодействия саамов северных стран (Швеции, Норвегии, Великого княжества Финляндского). В 1956 году был создан Союз Саамов,

представляющий интересы саамов этих стран, а с 1992 года в него вошли и российские саамы. В начале февраля уже по сложившейся традиции в рамках празднования Международного дня саамов в населенных пунктах Мурманской области открываются выставки, проходят праздничные концерты, тематические уроки, вечера, конкурсы, информационные часы, виртуальные экскурсии, тематические презентации и многие другие мероприятия. Так, согласно сводному плану, опубликованному на официальном сайте Правительства Мурманской области, в 2017 году в регионе было запланировано более двухсот мероприятий такого рода [Сводный план мероприятий., ЭР]. Как видно из приведенных данных, в Мурманской области реализуется достаточно обширная культурно-досуговая деятельность. Однако необходимы конкретные эмпирические исследования с целью анализа такого рода мероприятий и выявления их роли в деле сохранения нематериального культурного наследия; подобные работы нам обнаружить не удалось. В целом исследования, посвященные праздничной культуре кольских саамов, немногочисленны [Бакула, 2013; Большакова, 2003, 2005; Картвилишвили, 2004; Кучинский, 2011; Соловьев, 2009; Чарнолуский, 1966], что также обуславливает актуальность их изучения. Тем более актуальными и новыми являются исследования, направленные на изучение современного городского праздника -«своеобразного объекта для исследования, который, в отличие от сельских увеселений и обрядов, изучен недостаточно» [Седакова, 2014: 353].

Для восполнения лакуны в изучении современных культурно-массовых мероприятий на территории Мурманской области, имеющих «этнический колорит», мы проанализировали структуру и функции одного местного городского праздничного мероприятия («Саами приглашают»), проведенного в связи с празднованием Международного дня саамов. Для сбора первичной полевой информации мы использовали метод включенного наблюдения и осуществляли фото-, аудио- и видеофиксацию.

«Саами приглашают»: структура сценария одного локального праздника

В методических пособиях и работах отдельных авторов, в основном культурологов, неоднократно делались попытки построения структуры сценария праздника [Кононович, 1990; Организация народных праздников, ЭР; Требования к оформлению сценария массового мероприятия, ЭР]. При этом речь идет о культурно-массовом празднике. Конечно, у праздника народного, этнического, тоже сложился определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих строгую системную конструкцию. Каждый такой праздник имел свою отмеченную традицией программу при наличии и общих элементов структуры, к которым относились: «зачин» (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества), «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины -«до середины» и «после нее»), наконец, «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами) [Организация народных праздников, ЭР]. Несмотря на активное использование этнических элементов и отдельных мотивов народного праздника, публичный национальный праздник имеет все же отличную структуру. Опираясь на методические пособия

[Требования к оформлению сценария массового мероприятия, ЭР; Организация народных праздников, ЭР], мы разработали свою условную методику анализа современного национального праздника как разновидности культурно-массового мероприятия.

Схема анализа культурно-массового мероприятия:

1. «Идея» мероприятия (название, цель и задачи, место и время проведения, реклама, форма проведения);

2. Субъекты мероприятия (организаторы, ведущие, участники и их количество (активные участники, зрители, журналисты, представители регионального правительства);

3. Объекты мероприятия (материальные предметы, обладающие важными символическими смыслами: национальные костюмы, национальная пища, национальные музыкальные инструменты; оборудование для проведения мероприятия; призы).

С учетом данной схемы выделены следующие структурные элементы мероприятия:

Название: вечер-дружбы «Саами приглашают» (рис. 2).

Дата проведения: 11 февраля 2017 года.

Место проведения: Дворец культуры г. Кировска (Мурманская обл.).

Организаторы мероприятия: Клуб национальных культур г. Кировска (при поддержке Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области).

Мероприятие сопровождалось рекламой на местных новостных вебсайтах, откуда мы узнаем, что данное мероприятие проводится уже не в первый раз: «В Кировском городском Дворце культуры уже в пятый раз состоится традиционный праздник «Саами приглашают»» [11 февраля., ЭР]. 25 января 2017 года информация о предстоящем событии появилась на нескольких новостных веб-сайтах [В Кировске состоится., ЭР (а); В Кировске состоится., ЭР (б); 11 февраля., ЭР], в то время как по итогам прошедшего мероприятия была опубликована всего лишь одна единственная заметка на официальном сайте Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области [В Кировске состоялся вечер дружбы., ЭР]. Интересен тот факт, что в текущем году данное мероприятие не афишировалось в местных печатных СМИ. Однако в 2015 году в газете «Дважды Два» (городская газета г. Апатиты Мурманской обл.) была опубликована заметка о данном событии [Саами приглашают, ЭР].

Цель мероприятия: празднование Международного дня саамов. Как сообщалось на официальном сайте Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области: «Жить дружно, в гармонии друг с другом - главная цель таких мероприятий» [В Кировске состоялся вечер дружбы., ЭР]. Любой праздник выполняет, прежде всего, объединяющую функцию. «Как показывает практика и подтверждает теория, праздничное действо - это один из наилучших механизмов культуры, способствующих объединению людей» [Лаврикова, 2012: 209].

Мероприятие началось с выставки-продажи. Пока представители фольклорных коллективов готовились к праздничному концерту (настраивали инструменты, наряжались в национальные костюмы), пришедшие на праздник зрители могли посмотреть и приобрести изделия ручного труда саамов. Кроме

того, на выставке была представлена различная литература по саамской тематике (в том числе саамские сказки) (рис. 3, 4). На выставке-продаже были представлены работы мастериц Екатерины Исаевой и Ирины Сысы из Североморска, проводивших мастер-классы по изготовлению саамских сувениров.

Рис. 2. Афиша вечера-дружбы «Саами приглашают» [В Кировске состоится., ЭР (а)].

Как отмечает М.Г. Кучинский, в целом для праздников коренных малочисленных народов Севера характерны такие пункты программы, как выступление фольклорных коллективов, проведение традиционных спортивных соревнований, торговля изделиями народных промыслов [Кучинский, 2011: 123]. З. И. Строгальщикова отметила такую же традицию на вепских праздниках: «Традиция проведения на вепсских праздниках различных выставок изделий декоративно-прикладного народного творчества мастеров из разных вепсских деревень, ярмарок народных промыслов и ремесел также началась с первого праздника» [Строгальщикова, 2010: 79]. С одной стороны, это своеобразная

демонстрация специфики декоративно-прикладного искусства того или иного народа, с другой, такие выставки-продажи, безусловно, носят коммерческий характер, и элемент выставки-торговли становится чуть ли не обязательным для структуры национального праздника.

Рис. 3, 4. Выставка-продажа изделий ручного труда саамских мастеров

Перед началом мероприятия нам удалось пообщаться с Валентиной Николаевной Васенковой - ведущей данного мероприятия (организатором Клуба национальных культур, заведующей досуговым отделом МАУК «Кировского городского Дворца культуры»): «Это уже с 2009 года у нас проходит: у нас и украинский вечер дружбы бывает, и чувашский вечер дружбы бывает. А сегодня праздник саами, но поскольку они у нас в гостях, то мы такой сценарий составили, что с нашими какими-то концертными русскими номерами, от нашего Дворца культуры» (В.В.).

Примечательно, что национальный саамский праздник устраивает Клуб национальных культур, а саамы здесь выступают в роли «гостей-именинников». И, учитывая упомянутое высказывание о том, что саамы Мурманской области выступают на культурных мероприятиях в роли «визитной карточки», логичнее было бы говорить, что не саами приглашают на свой праздник, а саамов приглашают выступить в роли своеобразного регионального бренда.

Следует отметить, что «Демонстрационный зал», в котором проходил данный праздник, был украшен очень торжественно, и гостей уже ждали накрытые столы. Однако в оформлении зала не было отмечено специфических этнических элементов, которые могли бы символизировать данный национальный праздник (допустим, это могли быть плакаты с названием мероприятия или приветствия на саамском языке).

Всего в данном мероприятии приняло участие около 100 человек. Среди участников не было детей и практически отсутствовала молодежь - как основная аудитория по воспроизводству культурных традиций, транслируемых

старшим поколением, на которую и должны быть нацелены такого рода мероприятия. Также отсутствовали представители от органов региональной власти (губернатор, мэр города и т. п.), что, скорее всего, связано с «недостаточным» масштабом проводимого мероприятия.

Торжественная часть мероприятия началась с выступления народного коллектива шоу-балета «Альянс». Затем ведущая вызвала на сцену по одному представителю от каждой национальности и попросила поприветствовать гостей на национальных языках. Тем самым осуществилось знакомство с представителями всех присутствующих национальностей, среди которых были саами, украинцы, финны, немцы, чуваши, осетинка, литовцы и др. На протяжении всего праздничного вечера национальные фольклорные коллективы развлекали гостей. В анализе данного мероприятия мы остановимся только на тех элементах праздника, которые воссоздают саамскую культуру и традиции.

Поскольку праздничный вечер был посвящен Международному дню саамов, первыми выступили саамский коллектив «Елле» и театр саамских традиций «Эллмантт» из с. Ловозеро. Их песни были посвящены северной природе, родному краю и традициям своего народа. Кроме того, саамские коллективы исполнили «Саамскую кадриль» - веселый, зажигательный саамский танец, и «Восьмерочку».

На данное мероприятие также была приглашена писательница и представитель Ассоциации кольских саамов г. Апатиты Светлана Егоровна Заборщикова, которая познакомила всех присутствующих с одной из своих сказок. Писательница читала свою сказку на саамском языке, а переводчик Людмила Тюрекова переводила ее на русский.

Как уже было отмечено, основная цель любого национального праздника -продемонстрировать свою культуру и традиции. Прежде всего, это достигается через задействование в празднике различных материальных объектов: национальной одежды, национальных музыкальных инструментов и т. п. В настоящее время саамы надевают свою национальную одежду, которая являются частью их культурного наследия, преимущественно на праздники. И на анализируемом мероприятии саамы были в традиционных костюмах. Особенно привлекал к себе внимание головной убор одной из участниц праздника - шамшура. Традиционно повседневная и праздничная верхняя одежда различались по качеству ткани и декору. Саамские женщины на Кольском полуострове носили головной убор - шамшуру, а девушки -перевязку. «Шамшура изготавливалась из сукна красного цвета (или кумача) и хлопчатобумажных тканей (подкладка) в виде мягкой шапочки; в шов между очельем и затылочной частью вшивалась прямоугольная деталь — каркас из бересты или картона, обшитый сукном и украшенный бисером. К нижней части затылочной части пришивался позатылень, расшитый бисером и пуговицами. Головной убор украшался разноцветным бисером, пуговицами, тесьмой, позументной лентой, металлическими и перламутровыми пуговками. Декор располагался в строго определенных зонах: края деталей кроя, височная зона, центр затылочной части. Надевали шамшуру таким образом, чтобы не было видно волос. Иногда поверх этого головного убора носили мягкий чепец из ситца или штофа суарак» [Традиционный костюм саамов, ЭР]. Шамшура, как саамский костюм в целом, является национальным символом саами, прописанным в Декларации [Декларация, ЭР].

На празднике присутствовали и иностранные гости из Финляндии. Среди них был мастер, который занимается изготовлением кантеле (карельский и финский национальный музыкальный инструмент). Кантеле он привез с собой и даже сыграл на нем, что вызвало оживленный интерес у публики.

Блюда национальной кухни являются одним из важных символов этничности, особенно в праздничных ситуациях. В течение всего праздника на столах было угощение - сладости к чаю, ватрушки, пироги с палтусом. Гостям предложили продегустировать колбасу из оленины. В 2015 году на данном мероприятии в качестве национального блюда подавалась саамская уха. Одним словом, упор в праздничном угощении делался на традиционной кухне саамов, имеющей в этническом аспекте символическое значение.

В завершение вечера большая часть гостей пустилась в «хоровод дружбы». Следует отметить, что атмосфера была действительно очень дружеская, эмоциональная и действительно способствовала объединению участников.

Но самое интересное ожидало гостей в самом конце праздника. Из п. Шонгуй (Мурманская обл.) на праздник приехала известная саамская сказочница, художник и поэт Надежда Геннадьевна Фенина (Ляшенко). В Мурманской области ее также знают как нойду. В структуре современного национального саамского праздника выступление (едва ли здесь уместно слово «камлание») нойды является довольно обычным элементом, и нойда все более приобретает функции публичной персоны. Об этом свидетельствует и тот факт, что феномен нойды начинает рассматриваться не только в литературе, посвященной религиозным явлениям в саамской культуре, но и в источниках информации о национальных праздниках: «У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень)» [Праздники и обряды саамов, ЭР]. У Надежды Фениной при себе имелся «традиционный» шаманский бубен, описанный еще в «Лаппонии» И. Шеффера, - обтянутый оленьей кожей с изображением трехуровнего мира и символическими рисунками [Кошечкин, 2003: 121]., и она предложила гостям провести ритуал на исполнение желания. Последний, если и не является традиционным в этнографическом понимании, то, во всяком случае, в полной мере отражает массовые представления о том, что среди саамов и сегодня наряду с христианством большой популярностью пользуются языческие традиции [Михалева, Клещев, 2016: 103]. Желание следовало написать на листке бумаги и отдать нойде. После написания своих желаний все коллективно вышли на улицу. «Шаманка» достаточно быстро развела костер и велела всем встать в круг и взяться за руки. Ведущая пояснила: «Чтобы желание исполнилось нужно кричать. <...>. Кричим так, чтобы содрогнулись Хибинские горы! Чтобы исполнилось желание, деньги нельзя, конечно, желать. Надо здоровья себе желать, самые положительные эмоции» (В.В.). По нашим наблюдениям, все, кто участвовал в исполнении данного ритуала, старались исполнить его на совесть. По завершении ритуала мероприятие было окончено.

Таким образом, программа праздника была достаточно разнообразной, включающей в себя такие важные для сохранения культурного наследия элементы, как фольклор, национальные предметы и даже «шаманский» ритуал. Подобные мероприятия, безусловно, в соответствии со своим назначением способствуют знакомству и приобщению к культуре коренного населения, в том числе актуализации у самих саамов этнического самосознания.

Рис. 5, 6. Выступление фольклорных коллективов на празднике «Саами приглашают»

Рис. 7. Нойда проводит ритуал на исполнение желаний

В заключение

На сегодняшний день одним из значимых факторов в деле сохранения и популяризации национальной культуры кольских саамов является организация в регионе различных культурно-массовых мероприятий. Действительно, роль такого рода мероприятий невозможно переоценить, особенно когда речь идет о праздничных мероприятиях. Как верно отмечает О. Л. Орлов, «функции праздника как интегратора и стабилизатора общественной системы непосредственно связаны с тем обстоятельством, что он является важнейшим элементом механизма традиции, играет огромную роль в деле сохранения и передачи от поколения к поколению социально значимой информации относительно главных ценностных ориентаций и норм поведения» [Орлов, ЭР].

Исследование показало, что рассмотренный нами локальный праздник коренных жителей Мурманской области способствует воспроизводству и сохранению этнокультурных традиций и выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие: познавательную, коммуникативную, интегративную, развлекательную. Все это, безусловно, способствуют единению и поддержанию национального самосознания саамов, а также приобщению местного населения к культуре аборигенов. Кроме того, поддержка и развитие мероприятий, с акцентом на традиции и культурные особенности региона, способствуют повышению туристической привлекательности Кольского полуострова, что имеет немаловажное значение в перспективе развития арктических территорий.

Конечно, по одному или нескольким мероприятиям достаточно сложно судить об общей картине фестивальной и праздничной культуры в регионе, необходимы дальнейшие полевые исследования в этой области. В данном случае целью нашей статьи являлось наметить перспективы такого рода исследований. «Многообразие современных развлекательных тенденций, влияния извне, попытки восстановления утраченных и подзабытых традиций, креативность, коммерческое и туристическое брендирование и прочее создают яркую картину урбанистической фестивальной жизни и должны подробно изучаться» [Седакова, 2014: 353-354].

Список литературы

11 февраля в Кировске пройдет праздник «Саами приглашают». Туристический информационный сайт г. Кировска. URL: http://welcomekirovsk.ru/archives/2668.

Бакула В. Б. Лексика праздников в кильдинском диалекте саамского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25). В 2-х ч. Ч. 1. С. 29-32.

Большакова Н. П. Алхалалалай: роман-эссе. Мурманск: Кн. изд-во, 2003.

384 с.

Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. 416 с.

В Кировске состоится вечер дружбы «Саами приглашают» // БЕЗФОРМАТА.Я^ URL: http://murmansk.bezformata.ru/listnews/kirovske-sostoitsya-vecher-druzhbi/54325633/ (а).

В Кировске состоится вечер дружбы «Саами приглашают» // Официальный сайт Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области. URL: http://mvpmk.gov-murman.ru/news/detail/197594 (б).

В Кировске состоялся вечер дружбы «Саами приглашают» // Официальный сайт Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области. URL: http://mvpmk.gov-murman.ru/news/detail/200006/.

Винокурова И. Ю. Предисловие // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий: исследования, источники, историография. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. С. 3-8.

Декларация. 19-я Саамская конференция, Рованиеми, 29-31.10.2008. URL: http ://www. saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3 %A 1 %C5 %A 1t usat/SR_mall-_Rovaniemi_Declaration_2008_RUS.pdf.

Картвилишвили Т. А. История праздничества саамов Кольского Севера // Природопользование в Евро-Арктическом регионе: опыт ХХ века и перспективы. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2004. С.80-85.

Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. 208 с.

Кошечкин Б. И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов // Прибалтийско-финские народы России / Отв. Ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. С. 118-124.

Кучинский М. Г. Саами Мурманской области: очерк современного положения // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2011. Вып. 2. С. 114-128.

Лаврикова И. Н. Система праздничного действа: феномен приобщения // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. № 1. С. 209-212.

Организация народных праздников. Методический кабинет МБУК БГО «Централизованная клубная система». URL:

http://zvezdnybgo.ru/docs/Metodicheskie%20rekomendacii%20po%20provedeniju%2 0narodnyh%20prazdnikov.pdf.

Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен. Автореф. дисс. на соиск. ст. докт. культурологии. СПб., 2004. URL: https://mipt.ru/education/chair/liberal_arts/courses/history/shemyakin_new.php.

Пинегин Н. В. Из сказок Лапландского Севера: Листки из записной книжки туриста // Изв. Архангельского общества изучения Русского Севера. 1910. № 17. С. 27-33.

Поздравление Губернатора Мурманской области с Международным Днем саамов // Мурманский вестник. 3 февраля 2017. № 20 (6413). С.2.

Попков Ю. В. Коренные малочисленные народы Севера в современном мире: концептуальные вопросы развития // Культура Арктики: коллективная монография / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия). Якутск: ИД СВФУ, 2014. С. 77-87.

Праздники и обряды саамов. URL: http://folkler.ru/skazki/prazdniki_i_obrjady.

Разумова И. А. Региональная научная конференция по антропологии арктического города // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2016. Вып. 9. С. 173-176.

Результаты Всероссийской Переписи населения 2010 г. Т. 4: Национальный состав и владение языками, гражданство. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm.

Саами приглашают // Официальный сайт газеты Дважды Два. URL: http://gazeta2x2.ru/?p=55740.

Саамские национальные праздники. Кольский Север: Энциклопедический лексикон «А-Я». URL:

http://lexicon.dobrohot.org/index.php/саамские_национальные_праздники.

Сводный план мероприятий по празднованию в Мурманской области «Международного дня саамов» в 2017 году // Официальный портал Правительство Мурманской области. URL: https://gov-

murman.ru/upload/iblock/a 1d/ svodnyy-plan-meropriyatiy-po-prazdnovaniyu-v-murmanskoy-oblasti-mezhdunarodnogo-dnya-saamov-v-2017-godu.pdf.

Седакова И. А. Городские праздники в эпоху перемен // Антропологический форум. 2014. № 21. С. 353-365.

Соловьев И. В. Медвежий праздник в традиционной культуре саами // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. Выпуск № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/medvezhiy-prazdnik-v-traditsionnoy-kulture-saami#ixzz4eE6VTEzX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строгальщикова З. И. Вепский праздник «Древо жизни» // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий: исследования, источники, историография. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. С. 74-86.

Традиционный костюм саамов // Российский этнографический музей. URL: http://www.ethnomuseum.ru/tradicionnyy-kostyum-saamov.

Требования к оформлению сценария массового мероприятия. URL: ddtks.ru>metod-prod/strukturascenarija.doc.

Хаховская Л. Аборигены в городе: этнокультурный облик жителей Магадана // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. С. 39-59.

Чарнолуский В. В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Таллин: Ээсти Раомат, 1966. Т. 11. С. 301-314.

Ядринцева И. Ю. Волшебный полуостров. Североморск: Изд-во «Пароход», 2008. 22 с.

Ященко А. Л. Несколько слов о Русской Лапландии (Из поездки) // Этнографическое обозрение. 1892. № 1. С. 10-37.

Сведения об авторах Сулейманова Олеся Анатольевна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН

Бодрова Ольга Александровна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН

SuleymanovaOlesyaAnatolyevna,

PhD (History), Junior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS

Bodrova Olga Aleksandrovna,

PhD (History), Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.