Научная статья на тему 'Саами Мурманской области: очерк современного положения'

Саами Мурманской области: очерк современного положения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1838
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СААМИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SáMI / INDIGENOUS PEOPLES / TRADITIONAL CULTURE / LINGUISTIC SITUATION / CIVIL SOCIETY / ETHNIC POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кучинский Максим Геннадьевич

Представлен очерк современного положения саами Мурманской области. Дана общая характеристика демографической ситуации, экономического положения, этнокультурной и религиозной ситуации, общественной жизни саами. В статье анализируется состояние оленеводства и специфика организации этой отрасли в Мурманской области, характеризуются различные религиозные направления, которые существуют сегодня в обществе саами. В описании этнокультурного состояния дается характеристика положения диалектов языка саами на Кольском полуострове, значимости семейно-родственных отношений, традиционных знаний, праздников, игр и их влияния на идентичность саами. В статье дается панорама общественной жизни саами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кучинский Максим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SÁMI OF THE MURMANSK REGION: STUDIES OF THE CONTEMPORARY CONDITION

Paper includes the studies of contemporary condition of the Sámi of Murmansk region. Author gives general description of demographic and economic, ethnic and cultural condition, religious situation and social life. Study of economic condition of the Sámi includes description of reindeer herding and its specific organization in Murmansk region. Article includes a panorama of the religious divisions existed today among the Sámi of Murmansk region. Description of ethnic and cultural situation includes characterization of the Sámi dialects condition in Kola Peninsula, valuation of the kinship relations, traditional knowledge, festivals and games for their influence to Sámi identity. Paper includes a panorama of Sámi social life.

Текст научной работы на тему «Саами Мурманской области: очерк современного положения»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА

УДК 94(=511.2)(470.21)

М.Г.Кучинский

СААМИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ОЧЕРК СОВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Аннотация

Представлен очерк современного положения саами Мурманской области. Дана общая характеристика демографической ситуации, экономического положения, этнокультурной и религиозной ситуации, общественной жизни саами. В статье анализируется состояние оленеводства и специфика организации этой отрасли в Мурманской области, характеризуются различные религиозные направления, которые существуют сегодня в обществе саами. В описании этнокультурного состояния дается характеристика положения диалектов языка саами на Кольском полуострове, значимости семейно-родственных отношений, традиционных знаний, праздников, игр и их влияния на идентичность саами. В статье дается панорама общественной жизни саами.

Ключевые слова:

саами, коренные малочисленные народы Севера, традиционная культура, языковая ситуация, гражданское общество, национальная политика.

M.G.Kuchinskiy

SÂMI OF THE MURMANSK REGION: STUDIES OF THE CONTEMPORARY CONDITION

Abstract

Paper includes the studies of contemporary condition of the Sami of Murmansk region. Author gives general description of demographic and economic, ethnic and cultural condition, religious situation and social life. Study of economic condition of the Sami includes description of reindeer herding and its specific organization in Murmansk region. Article includes a panorama of the religious divisions existed today among the Sami of Murmansk region. Description of ethnic and cultural situation includes characterization of the Sami dialects condition in Kola Peninsula, valuation of the kinship relations, traditional knowledge, festivals and games for their influence to Sami identity. Paper includes a panorama of Sami social life.

Key words:

Sami, indigenous peoples, traditional culture, linguistic situation, civil society, ethnic politics.

В данной статье мы ставим своей задачей дать общий очерк положения коренного малочисленного народа Мурманской области. Каждая из тем, поднятых в этом очерке, может послужить направлением специального исследования.

Общая характеристика

Первые люди заселили Фенноскандию в конце VIII тысячелетия до н.э. Археологически зафиксировано несколько волн заселения, происхождение которых не всегда можно установить. Самой значительной из таких волн, повлиявших на формирование народа саами, был приход финно-угров на рубеже II-I тысячелетия до н.э. [Шумкин, 2006]. Во второй половине II тысячелетия н.э. произошел приток нового населения. Эта иммиграция отличалась массовостью, утверждением оседлого образа жизни, распространением интенсивных рыночных отношений. Иммиграция в Фенноскандию происходила разными потоками, которые состояли из представителей различных этнических групп и опирались на государственные системы. Конкуренцией этих государств и определилось разделение саами на несколько групп.

К началу ХХ в. саами Кольского уезда жили в полутора десятках административных пунктах - погостах, говорили на 4 диалектах. Основными занятиями для саами западной части уезда были рыболовство и охота, для северной и северо-западной части - как рыболовство, охота на суше, так морское рыболовство и охота на морского зверя, для центральной и восточной частей - оленеводство, охота на дикого оленя, рыболовство, охота на морского зверя.

В первой половине XX вв. часть саами, живших на западе Кольского уезда, - население Сонгельского и Мотовского погостов стали гражданами Финляндии.

В 1930-е гг. саами сильно пострадали от репрессий. Более 100 человек были осуждены по ст. 58 УК и расстреляны, сосланы в лагеря, посажены в тюрьмы [Дащинский, 1999; Степаненко, 2002]. В результате политики укрупнения деревень саами были переселены из своих традиционных населенных пунктов и сегодня проживают в основном в нескольких селах или поселках, а также в городах [Гуцол и др., 2007].

У саами весьма развито этническое самосознание. В экономической

жизни саами важную роль продолжают играть традиционные виды

хозяйственной деятельности - оленеводство, охотничий промысел,

рыболовство, сбор дикорастущих растений. Сегодня на основе этих видов деятельности также активно развивается этнотуризм.

Распоряжением Правительства от 08.05.2009 № 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В соответствии с данным перечнем в Мурманской области районами проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС) являются: городской округ Ковдорский район;

муниципальное образование Кольский район; муниципальное образование

Ловозерский район; муниципальное образование Терский район.

Большинство саами проживает в Ловозерском районе, поэтому именно ему будет уделяться особое внимание в данной статье.

1. Демографическая ситуация

По данным всероссийской переписи населения 2002 г., в Мурманской области проживало 1977 представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, из них 1769 человека - саами, 208 человек - представители других народов Севера. В районах проживания коренных малочисленных народов Севера саами насчитывалось - 1322 человека, в том числе в Ковдорском районе - 115 чел., в Кольском районе - 179 чел., в Ловозерском районе - 1012 чел., в Терском районе - 16 чел.

По состоянию на 1 января 2009 г. численность малочисленных народов Севера в сельской местности (районах проживания коренных малочисленных народов Севера) составляла 1220 человек, из них 1130. - саами,

90 человек - представители других народов Севера (ненцы, эвенки). По районам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера:

в Ковдорском районе - 141 человек (все саамы); в Кольском районе - 173 человека (саами - 169 человек, представители других народов Севера - 4 человека); в Ловозерском районе - 906 человек (саами - 82, представители других народов Севера - 86) [Основные показатели..., 2009].

Согласно всероссийской переписи 2010 г., саами насчитывается 1991 человек, из них в Мурманской области проживает 1878 человек. В Ловозерском районе

на 29 июня 2011 года общее число представителей коренных малочисленных народов Севера составило 1036 человек, в том числе - саами 810. Они составляют 9% от всего населения района. Большинство представителей этих народов (более 800 человек) проживают в сельской местности - в селах Ловозеро, Краснощелье, Каневка, Сосновка, что составляет около четверти всего населения.

2. Экономическое развитие

Общие стратегии людей, вовлеченных в природопользование на Кольском полуострове, были описаны ранее [Кучинский, 2007]. Здесь мы остановимся на таком аспекте разных видов природопользования, как их социальная и культурная значимость для саами.

Крупнейшими оленеводческими хозяйствами Мурманской области являются СХПК «Тундра» и СХПК «Оленевод». Согласно сведениям, представленным Правительством Мурманской области, за последние три года поголовье оленей выросло на 10%. Всего в регионе насчитывается 66,7 тыс. голов оленей, из них 7 тыс. принадлежит частным собственникам. [Мурманская обл. ..., 2010]

Традиционное хозяйство саами прежде всего связывают с оленеводством. Хозяйственный цикл оленеводов выстраивается следующим образом1. Летом олени пасутся самостоятельно, без присмотра. Они сами отправляются к побережью Баренцева моря, подгоняемые кровососущими насекомыми. Примерно с сентября олени начинают двигаться обратно вглубь материка. Пастухи собирают оленей в течение осени и начала зимы. К концу декабря на осенне-весенних пастбищах животных собирают в стада, затем их перегоняют в корали, где происходит «просчет» и разделение оленей по ушным меткам между разными хозяйствами и бригадами. Часть оленей отделяется для забоя, который сейчас происходит на одном мобильном забойном пункте. Забой принято начинать с наступлением сильных морозов. Раньше это происходило в конце декабря. Последние годы заморозки наступают позже, и люди ожидают забоя до февраля. На забойном пункте клеймят туши и вывозят в холодильники. Крупнейшим таким холодильником обладает СХПК «Тундра». Отделенные олени перегоняются на зимние пастбища бригад, где пастухи посменно смотрят за ними. С началом таяния снега в конце марта - начале апреля стада оленей перегоняют на те же осенне-весенние пастбища. В начале мая происходит отел оленей. Пастухи в это время караулят стадо от хищников, помогают выходить новорожденных оленят. В конце мая - начале июня происходит клеймление оленят. В июне оленей отпускают на вольный выпас.

Оленеводство на Кольском полуострове вобрало в себя культурные традиции саами и ненцев, опирается на разработки Мурманской опытной оленеводческой станции ВАСХНИЛ, а также современную технологию. По замечаниям норвежских и шведских оленеводов, их оленья упряжь значительно отличается от той, что используется на Кольском Севере. Не вдаваясь в тонкости технологии, можно говорить о том, что это свидетельствует о различиях в оленеводческих технологиях у саами разных стран.

Поскольку большинство работ в тундре осуществляется зимой, главным средством передвижения там являются снегоходы. При сборе и перегоне оленьих стад используются оленьи упряжки. В летнее время на оленеводческие базы пастухи по возможности доставляются вертолетом. Оленьи упряжки используются еще на Празднике Севера во время соревнований.

1 В данном случае оленеводческий год описывается в самых общих чертах, поскольку не ставится целью подробное описание оленеводческой технологии.

Коми-ижемцы появились на Кольском полуострове в 1886 г., с ними пришло некоторое количество ненцев в качестве пастухов. Технология пастьбы была заимствована ими у ненцев. Она основывалась на круглогодичном окарауливании крупных стад. Такой тип пастьбы был взят за основу колхозного оленеводства. В результате сложилась ситуация перевыпаса, антропогенный пресс на экосистему привел к деградации пастбищ. По рекомендациям Мурманской опытной оленеводческой станции, в 1970-е гг. оленеводческие хозяйства перешли к полувольному выпасу, который иногда называют «лопарским», поскольку до прихода коми использовалась именно такая технология пастьбы [Волков, 1996: 15-16].

Подавляющее большинство пастухов в Мурманской области составляют саами, коми и ненцы. Оленеводческая терминология саами уходит со старшим поколением. Тем не менее есть инициатива по возрождению этой терминологии, которая, возможно, будет реализована в рамках курса по оленеводству профессионального училища № 26 в с.Ловозеро.

Вопрос о правах коренных малочисленных народов Севера на землю в Мурманской области осложнен организацией оленеводства и выпаса. С советских времен сохранились два крупных оленеводческих предприятия - СХПК «Тундра» с усадьбой в с.Ловозеро и СХПК «Оленевод» с усадьбой в с. Краснощелье. Традиционно их пастбища занимают территорию почти всего Ловозерского района, а также некоторые территории прилегающих районов2. Пастбища расположены на землях, имеющих различный статус, в основном это - земли сельскохозяйственного назначения (тундра), земли лесного фонда (притундровые леса).

Традиционно сложилось, что частные олени сотрудников этих хозяйств пасутся вместе с «совхозными». В это число входят и олени бывших сотрудников. В основном число частных оленей не превышает 10 голов, однако есть и несколько собственников, у которых поголовье оленей достигает сотни и более. Как клеймление, так и «просчет» оленей являются социально значимыми событиями, и вокруг них возникают непростые отношения, а порой и конфликты. Часты такие рассказы: Да у отца моего было семь голов и у мамы пять. Я на них право имею, а меня в прошлом году на просчет не пустили и сказали, что к просчету олени не вышли. Мол, волки или «брэки» [убили], или сами пали. А в этом году к просчету два вышли.

Благодаря технологии полувольного выпаса уже несколько поколений оленей в течение года мигрируют по одним и тем же маршрутам. Общины, которые отделили своих частных оленей, купили «совхозных» и арендовали себе пастбища, столкнулись с проблемой возвращения животных на территории своих миграций в «совхозное» стадо. Порой при этом олени преодолевали расстояния в несколько сотен километров и значительные водные преграды. В этой ситуации создание самостоятельного оленеводческого хозяйства требует не только аренды отдельной территории, но и постройки изгороди и организации жесткого окарауливания животных.

Оленеводческие хозяйства получают субсидии для поддержания стада, однако контроль за этим может вызвать и конфликтные ситуации. Так, в 2010 г. было заведено уголовное дело в связи с тем, что община «Чигар» получала субсидии на несуществующих оленей.

Другой важной отраслью традиционного хозяйства является рыболовство. Общины «Умба», «Йоканьга» занимаются этим постоянно. Для многих саами

2 Кроме этих хозяйств в Ловозерском районе пастбища арендуют также общины КМНС «Пирас» и «Шэнтэмбаль».

рыболовство является важным подспорьем в хозяйстве, а также способом проведения досуга. Сама по себе рыбалка является одной из тех практик, которые содействуют воспроизведению самосознания саами. На это влияет то, что многие мужчины во время рыбалки вспоминают свое общение с родителями, проходившее именно в такой обстановке, поэтому особым вопросом является освоение квоты на вылов рыбы.

В течение нескольких лет саамские общественные организации добивались возможности реализовать это право. Препятствием стала необходимость обладать рыболовецким судном. В результате сложилась система, по которой нанимается рыболовецкая организация для вылова этой квоты, а затем эта фирма выкупает эту рыбу у саами. В 2010 г. эта компенсация составила 6 тыс. руб. на человека. Проблема состоит в том, что Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области (КРХК) находится в Мурманске, а саами проживают в основном в других населенных пунктах. Некоторые саамские общественные организации и общины берут на себя функции посредничества в этом вопросе. Они занимаются коллективной подачей документов на квоту. Часто такое посредничество предполагает оплату.

В 2011 г. произошел конфликт вокруг рыбной квоты. Общественная организация саамов Мурманской области взялась оформлять документы на квоту. Активисты, которые этим занимались, собрали несколько сотен заявлений и подали их в КРХК, однако комитет отказал по этим заявлениям. После этого документы были переделаны и поданы повторно, и снова люди получили отказ. Основными аргументами отказа было то, что заявления были оформлены неправильно, а сроки их подачи уже закончились. Юридический казус состоял в том, что организаторы коллективной подачи смешали оформление заявлений на квоту и оформление доверенности на продажу рыбы. В знак протеста несколько человек организовали пикеты на Празднике Севера в с.Ловозеро и в Мурманске. В итоге КРХК было решено впредь публиковать образцы заявлений и отправлять представителей для приема заявлений на места. Эта ситуация является примером того, как создаваемое правовое пространство взаимодействия саами и представителей администрации еще не достаточно освоено, что требует нового опыта и выработки новых практик.

Значительную роль в хозяйстве саами играет также охота. Этот вид деятельности редко имеет промысловый характер. Промысел пушных зверей в Мурманской области не является рентабельным. Охота на диких оленей и лосей сейчас ограничена, поскольку под ее видом происходила охота на домашних оленей. Сейчас в основном преобладает охота на боровую дичь. Нельзя сказать, что она играет такую же значимую роль в обществе, как оленеводство и рыболовство.

В Мурманской области существует 21 община КМНС. Большинство из них занимаются изготовлением традиционной одежды саами, пять общин - оленеводством. Однако в большинстве случаев они имеют незначительное количество оленей, и оленеводство играет вспомогательную роль. Наиболее экономически значимой деятельностью общин является этнотуризм.

Согласно справке Комитета статистики Ловозерского района,

из 485 представителей коренных малочисленных народов Севера, обратившихся в поисках работы за период с 1 января 2010 г. по 30 июня 2011 г., признаны безработными 470 человек. За этот же период были назначены стипендии на время профессионального обучения 22 представителям коренных малочисленных народов Севера, трудоустроено - 113 [Коренные жители..., 2011].

На данный момент на учете в центре занятости Ловозерского района Мурманской области состоят 107 человек из числа коренных малочисленных народов Севера (или 19.2% общей численности граждан, состоящих на учете), в том числе саами - 56 человек.

Корреляция между экологической ситуацией и качеством жизни КМНС в основном связана с состоянием природных ресурсов. Так, развитие промышленных проектов приводит к деградации пастбищ. Появление дорог в тундре дает возможность проникать туда браконьерам - охотникам на домашних оленей. Последнее время не ведется проектов, которые затрагивали бы интересы КМНС, однако такие планируются. Так, наиболее значимым является проект добычи природного газа на шельфе.

Взаимоотношения между саамскими организациями и «Штокман девелопмент АГ» складываются по-разному. Так, Совет КМНС при Правительстве Мурманской области и Ассоциация кольских саамов ведут переговоры со «Штокман девелопмент АГ» о возможных компенсациях со стороны газовиков. В то же время Общественная организация саамов Мурманской области является членом Северной коалиции экологических организаций и вместе с экологами участвует в контроле и общественной оценке этих проектов.

Экологической проблемой является деградация пастбищ на некоторых участках области. К этой ситуации привело жесткое круглогодичное окарауливание крупных оленьих стад, практиковавшееся в 1950-е - 1970-е гг. К сожалению, сегодня фактически разрушилась система мониторинга пастбищ и научных исследований в области оленеводства.

3. Региональные программы по развитию коренных малочисленных народов

В обеспечении экономического развития саами большую роль играет долгосрочная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области" на 2009-2013 годы (табл.).

Средства, выделенные по программе «Экономическое и социальное развитие КМНС Мурманской области» в 2009-2011 гг., тыс. руб.

Статья расходов 2009-2010 гг. 2011 г.

Развитие традиционного хозяйства и промыслов 5072.5 15303.07

Развитие социальной инфраструктуры 218 1047.45

Духовное и национально-культурное развитие КМНС 1966.7 13615.28

Мониторинг социально-экономического положения 297 297

общин КМНС

Обеспечение деятельности Совета представителей 110 523.73

КМНС при Правительстве Мурманской обл.

Региональная часть программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов осуществляется ГОУ «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера». В рамках этой программы осуществляется поддержка хозяйств КМНС: выделяются субсидии на развитие оленеводства, постройку многокилометровых изгородей для оленей. Немаловажным вопросом для оленеводства была помощь в налаживании рынка сбыта продукции. В течение предыдущего десятилетия оленеводческие хозяйства зависели от иностранных закупщиков мяса. При этом самим хозяйствам так и не удалось получить лицензию ЕС на самостоятельный вывоз оленины туда. Правительство Мурманской области согласилось субсидировать оленеводческие хозяйства при условии, что их продукция в основном будет продаваться жителям региона.

Кольские саами были крещены в XVI в. Известные миссионеры Трифон Печенгский, Феодорит Кольский были причислены к лику святых Русской православной церковью. Трифон Печенгский действовал на северо-западе полуострова. Его память чтится до сих пор среди православных саами Финляндии и Норвегии. Гонения на церковь в советские времена ослабили ее влияние. В с.Ловозеро церковь была закрыта, а священник репрессирован. В 1995 г. были созданы Мурманская и Мончегорская епархии Русской православной церкви. В с.Ловозеро православная община образована в 1990 г., в настоящее время там действует заново построенная церковь в честь Богоявления Господня. Постоянных прихожан насчитывается около 15 человек, на праздники в среднем приходят 30 человек. Пожилые саами и коми составляют большинство ее прихожан. Часть людей ездит на праздники из с.Ловозеро в церковь п.Ревда, относящуюся к тому же приходу. А такие праздники, как Крещение, собирают значительную часть всего населения села. Частью саами православие воспринимается как «вера дедов», и возрождение традиционной культуры связывается также с возвращением к православию. У саами-сколтов, живущих в Финляндии, лучше сохранились не только традиционные знания и язык, но и православная вера. Во всех трех церквях прихода Инари Финской православной церкви есть приделы во имя Св. Преподобного Трифона Печенгского. Службы там проводят на саамском языке. Общение между Русской и Финской православными церквями проходит в том числе путем организации совместных мероприятий. Настоятель Ловозерского прихода о.Леонид видит необходимость в появлении клириков из числа саами и Русской православной церкви.

Кроме Русской православной церкви в Мурманской области действуют еще несколько религиозных организаций, из них крупнейшей христианской конфессией является лютеранская. Лютеране в Мурманской области представлены Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии (ЕЛЦИ). Исторически это - одна из старейших лютеранских церквей на территории России. В Мурманске зарегистрирован ее приход, который насчитывает 32 человека.

В Ловозерском районе с 1990-х гг. действует Всенорвежская саамская миссия3. Официальное Мурманское представительство этой миссии было зарегистрировано 14 октября 1998 г., ее офис находится в с.Ловозеро, основная целевая аудитория - саами. Представительство миссии организовало благотворительную деятельность, ориентированную на пожилых и малоимущих жителей с.Ловозеро независимо от этнического происхождения, кроме того, миссия предоставляет свое помещение для проведения мероприятий представителям других деноминаций. В частности, там проводят свои встречи неопятидесятники.

В п.Ревда группа лютеран устойчивее и крупнее, чем в с.Ловозеро. Она составляет более 20 человек, большинство из которых саами. В 2007 г. здесь был зарегистрирован лютеранский приход Св. Марии, который является вторым в регионе приходом ЕЛЦИ. Всенорвежская саамская миссия сотрудничает с Церковью Ингрии, и саами учатся в семинарии ЕЛЦИ. В целом можно сказать,

3 Всенорвежская саамская миссия была создана в 1888 г. в Норвегии специально для ведения миссионерской деятельности среди саами на саамском языке.

что тесные связи с саами Норвегии во многом определяют симпатии некоторых саами к лютеранской церкви.

В регионе существуют общества пятидесятников, неопятидесятников и свидетелей Иеговы. Серьезного влияния на саамское сообщество они не оказывают.

Особо следует остановиться на возрождении язычества. Саами были крещены в XVI в., но традиционные верования довольно медленно теряли свою роль4. Человек, занимавшийся духовными практиками в традиционном язычестве саами, - «нойд», согласно литературе XIX в., осуществлял функции лекаря, знахаря, предсказателя, колдуна. Его практику скорее можно назвать ритуалом, чем камланием. М.А.Кастрен отмечал, что у восточных саами не было рукотворных идолов [Кастрен, 1860: 89]. По данным информаторов, последний такой нойд был в 1980-х гг. Традиций передачи шаманского дара, специальных знаний сегодня не существует. Тем не менее встречаются еще некоторые ритуалы, связанные с приношениями земле и воде, с возведением любого строения, плодовитостью оленей, удачей на охоте и рыбалке, а также с жизненным циклом и оберегами.

Священное место и объект саами называют сейдом. Исключительное значение некоторых природных объектов закрепилось в топонимии. Так, на Кольском полуострове есть девять озер с названием Сейдозеро (Сейтяввр). Особое значение имеют одинокие камни, имеющие антропоморфные очертания, и большие валуны, стоящие на нескольких маленьких камнях. Согласно верованиям, бытовавшим ранее у саами, сейд был вместилищем того или иного духа. Дух являлся объектом поклонения и адресом жертвоприношения. Сегодня некоторые люди также иногда приносят сейдам в жертву оленьи рога или монеты. Такие приношения специально возрождаются отдельными людьми.

Еще в 1990-е годы одним из хореографических сюжетов танцевальных коллективов стало камлание шамана. Сегодня можно наблюдать сильный всплеск неоязычества, которое претендует на обращение к традициям. Несколько человек, в той или иной форме заявляют о том, что являются нойдами. Костер единения - ритуал, возникший в 1990-х гг., стал официальной частью программы на праздниках КМНС в Мурманской области. Сама автор и исполнительница этого ритуала признается, что ее ритуалы не носят никакого религиозного характера, а «просто исполняются, чтобы показать людям отношение предков к природе». При этом она определяет себя как шамана, но такого, который оценивает свои навыки критически, с научных позиций. Можно выделить несколько факторов, повлиявших на появление волны неоязычества:

1. В Мурманской области наблюдается рост саамского движения и самосознания. Некоторые участники этого движения видят в язычестве обретение духовной основы для возрождения традиционной культуры.

2. Все большую роль в экономике и жизни саами играет туризм. Огромный интерес у туристов вызывает именно язычество саами. Этот спрос и создает необходимость выдавать такой продукт.

3. Интерес к традиционным верованиям и мистическим практикам активно развивается во всем мире. В Скандинавии это обрело характер интереса к язычеству и стало порождать неоязычество. Некоторые активисты саами принимают участие в семинарах и тренингах, связанных с этими процессами в Скандинавии.

4 О ходе процесса христианизации саами см. работы: [Ш^1^, 1996; Кучинский, 1998].

Система образования, язык

В целом, образование доступно для представителей коренных малочисленных народов. Согласно справке Министерства образования и науки Мурманской области, по состоянию на 1 сентября 2010 г. в образовательных учреждениях Ловозерского района численность учеников саамского происхождения составляла 135 человек, а услугами муниципальных дошкольных учреждений пользовались 40 семей представителей саами.

Язык является важнейшим каркасом, который поддерживает духовную культуру. В нем заложено отношение к миру, традиционная логика мышления, присущая именно данному народу. Гордость пользования своим языком является одной из базовых ценностей идентичности саами.

Язык кольских саами к началу ХХ в. состоял из четырех диалектов. Кильдинский диалект (в мировой литературе - «Kildin Sami») употреблялся в центральной части Кольского полуострова. В течение 1950-1960-х гг. большинство погостов, где проживали носители диалекта, были переселены в с.Ловозеро. В настоящий момент, по разным оценкам, насчитывается от 300 до 400 носителей этого диалекта. Алфавит разработан с использованием кириллицы в качестве графической основы. В 1970-1980-е гг. Лабораторией саамского языка, возглавлявшейся Р.Д.Куруч, был разработан нормативный письменный язык и методические пособия для начальных классов, однако фактически он не был внедрен, и для его использования специалисты не были подготовлены. Кроме того, существует две разработки алфавита, соответствующих разным этапам работы Лаборатории саамского языка. Так, А.А.Антонова является сторонником алфавита, официально принятого постановлением Мурманского облисполкома в 1979 г., а Н.Е.Афанасьева отстаивает более позднюю разработку Лаборатории - алфавит принятый тем же Облсоветом в 1982 г. К сожалению, эти разногласия сильно затормозили процесс создания системы преподавания языка, подготовку кадров и разработку учебных материалов.

Нотозерский диалект (в мировой литературе - «Skolt Sami») употреблялся саами северо-запада полуострова и двумя группами северо-востока Норвегии. В течение первой половины XX в. часть носителей этого диалекта стали гражданами Финляндии. В России сейчас остались две носительницы этого диалекта. Основным носителем, который еще преподает этот диалект, является

З.М.Носова. В настоящее время стартовал международный проект по преподаванию этого диалекта в поселках Тулома и Верхнетуломский, где проживают сколты. В Финляндии был разработан нормативный письменный язык с использованием латиницы в качестве графической основы. Для преподавания диалекта сколт-саами в России на русский язык переведен финский учебник.

Йоканьгский диалект (в мировой литературе - «Ter Sami») употреблялся в восточной части Кольского полуострова. В настоящее время осталось 5 носителей. Н.Н.Миронова проводит курсы этого языка. Нормативного письменного языка не существует, однако есть литература - произведения поэтессы О. Вороновой и ведутся курсы. Графическая основа публикаций и курсов - кириллица.

Бабинский диалект (в мировой литературе - «Akkala Sami») употреблялся саами Бабинского и Йокостровского погостов. В настоящий момент носителей не осталось. Потомки носителей этого диалекта в п.Ёна и г.Мончегорск преподают

и изучают кильдинский диалект. Письменного варианта разработано не было. Лингвист Г.М. Керт особенно много работ посвятил именно этому диалекту. В своих записях и публикациях он использовал латинскую графику [Керт, 2009: 82-172].

Национальный компонент лишь иногда используется для проведения уроков, посвященных культуре и истории саами.

Преподавание саамского языка осуществляется в школе-интернате и в профессиональном училище № 26 в с.Ловозеро на факультативных занятиях. В Ловозерском национально-культурном центре проходят занятия по саамской культуре и языку с группой дошкольников. Ассоциация кольских саамов (АКС) и Общественная организация саамов Мурманской области (ООСМО) осуществляют проект по ведению курсов саамского языка в г.Мурманске (детская группа), с. Лопарская (взрослая группа), п.Ревда (детская группа), с.Ловозеро (взрослая группа), п.Ёна (смешанная группа).

Семейно-родственные связи

Для формирования идентичности саами важнейшую роль играет система родственных отношений. Родственные социальные сети являются для кольских саами серьезной основой, поддерживающей этническое самосознание. Многие саами занимаются составлением своих генеалогических схем, собирают сведения о своих живущих и живших родственниках. Постоянно выясняют степень родства между собой. Некоторые общины созданы на родственной основе, что также выполняют функцию восстановления семейных ценностей. Большое значение для этих социальных сетей имеет также то, из какого сыййта (погоста) происходит человек. По признаку происхождения люди объединяются в землячества. Как реалии культурной и социальной жизни сегодня существуют Чудзъяврское, Вороненское, Варзинское землячества, проект «Культура сколт-саамов без границ».

Традиционные знания

Саами являются прямыми потомками первых людей, заселивших Скандинавию и Кольский полуостров. За минувшие века сложилось отношение к земле, которую люди освоили. Сложился образ жизни и хозяйства, духовные ориентиры и связи. Хозяйство, включавшее и охоту, и рыболовство, и оленеводство и другие виды деятельности, обеспечивавшие людей едой, одеждой, инвентарем, и заработком. Традиционная жизнь на земле долго не разделялась на специализированные отрасли. Сегодня этот образ жизни с его взаимоотношением принято называть традиционными знаниями. Под этим обычно понимается информация, об окружающем мире и жизни в нем, которая передавалась из поколения в поколение. Эта информация охватывает различные стороны жизни - традиционные промыслы, сакральные знания и священные места, народную медицину и места обитания растений, рукоделие и его специфические технологии и навыки, знание местности и локальные названия географических объектов. Возрождение этих знаний и передача их следующим поколениям является передачей знаний о своей земле и способов жизни на ней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Праздники и игры

Немаловажным направлением деятельности, развиваемым региональным правительством, является организация праздников коренных малочисленных народов Севера. Традиционно в с.Ловозеро Национальный культурный центр проводит праздники, которые имеют этническую окраску. В целом для праздников характерны такие пункты программы, как выступление фольклорных коллективов, проведение традиционных спортивных соревнований, торговля изделиями народных промыслов.

Сезонная специфика влияет на виды спортивных соревнований. Праздник Севера приурочен к весеннему равноденствию. Кульминационным соревнованием на нем являются гонки на оленьих упряжках. Саамские игры приурочены к летнему солнцестоянию. Для них характерны другие виды спорта. Популярным летним видом спорта является саамский футбол. От обычного футбола эта игра отличается тем, что в ней принимают участие женщины в юбках или сарафанах и что ее проведение сопровождается юмором и комизмом. «Ловля рыбы на банку» является имитацией одного из рыболовецких приемов. Леска с крючками и блесной наматывается на пустую консервную банку. Затем рыбак раскручивается леску, забрасывает ее в воду и сматывает леску обратно на банку. Соревнование состоит в дальности метания блесны. Фактически, постоянными элементами всех саамских соревнований являются метание аркана на оленьи рога и стрельба из арбалета.

В течение пятнадцати лет Саамские игры проводятся также и в с.Лопарская. Сейчас появились новые праздники. Весной в г.Оленегорске проходит фестиваль детско-юношеских театральных постановок на саамском языке "Моайнас лань" ("Сказочный город"). В течение второй неделе ноября в Мурманской области проводится Неделя саамской культуры, в рамках которой в разных населенных пунктах устраиваются различные мероприятия, связанные с саамской культурой. Их организуют как общественные организации, так и учреждения культуры. 25 мая отмечается День саамской письменности и литературы в рамках Недели славянской письменности. В этот день проводятся семинары или вечера саамских писателей. 6 февраля отмечается Международный саамский день в г.Мурманск, с.Ловозеро, п.Лопарская, с.Ена, г.Мончегорск поднимается саамский флаг, проходят фольклорные концерты и семинары, посвященные проблемам саамской культуры. С 9 августа 2001 г. стали отмечать Международный день коренных народов, где также проходит торжественная процедура поднятия саамского флага и проводится фестиваль.

6. Роль общественных организаций и движений коренных малочисленных народов

В Мурманской области действуют несколько саамских общественных организаций. В 1989 г. была создана Ассоциация кольских саамов, объединившая большинство саами и ставшая одним из учредителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС). Президентом АКС сегодня является Е.С.Яковлева. В 1998 г. произошел раскол АКС, из которой вышли большинство ловозерских саами. Ими была создана Общественная организация саамов Мурманской области, председателем правления которой стала Д.А.Скавронская. Конфликт, который в свое время привел к расколу и возникновению двух саамских организаций, в настоящее время уже не является острым. Обе организации - члены Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Международного союза саамов. Организации ведут деятельность, направленную на поддержку традиционной культуры, а также на решение социально-экономических проблем саами [Кучинский, 2000].

В течение 2007-2009 гг. были созданы национально-культурные автономии саами в Ловозерском районе, городах Мончегорск и Апатиты. В 2011 г. усилиями этих организаций создана Национально-культурная автономия саами Мурманской области.

В 2009 г. была создана молодежная организация «Самь Нураш» («Саамская молодежь»), председателем правления которой является О.Н.Егорова.

Специальным профессиональным объединением является Мурманская областная общественная организация саамских мастеров и художников «Чепесь

самь». Организация занимается пропагандой изделий мастеров и художников. Одной из проблем, которую старается решить эта организация - отстаивание прав мастеров саами на использование традиционных знаний и технологий, а также контроль за соответствием произведений мастеров традиционным канонам.

Всего в Мурманской области действует около 10 общественных организаций саами.

В 2006 г. Правительством Мурманской области было создано государственное областное учреждение «Мурманский центр народов Севера»5, при нем был создан Координационный совет представителей КМНС. В 2008 г. было принято решение о проведении I Съезда саамов Мурманской области. Для подготовки съезда был создан организационный комитет, куда вошли представители разных организаций саами. На заседаниях Координационного совета неоднократно поднимался вопрос о регламентации проведения съезда, однако отсутствие кворума не позволяло решить этот и другие вопросы. 1 октября 2008 г. руководителем «Центра народов Севера» А.А.Агеевым было подписано Положение о проведении съезда, которое в том числе определяло процедуру выборов делегатов съезда и ход его проведения.

В марте 2008 г. была выдвинута инициатива по подготовке решения Съезда о создании выборного представительного органа саамов. Эта группа поставила своей целью подготовку условий для создания Саамского парламента Мурманской области. Осенью 2008 г. сформировалась вторая инициативная группа, которая также подготовила проекты решений съезда. Среди этих проектов был и проект создания Совета представителей саами при губернаторе Мурманской области. Разница между двумя проектами состояла в том, что первая группа считала необходимостью создание независимого органа, вторая полагала, что этот орган должен быть одобрен губернатором области.

Основным стал вопрос создания органа представителей саами Мурманской области. Упоминавшиеся две группы высказывали свои позиции фактически одними и теми же словами. Речь шла о Совете уполномоченных представителях саамов Мурманской области: в первом случае говорилось об избранных на съезде представителях, которые от имени народа выступают перед всеми органами власти, во втором - о представителях при правительстве, которых утверждает губернатор. Делегаты с большим трудом разобрались в разнице и с перевесом в несколько голосов выбрали первый вариант. В итоге был избран Совет уполномоченных представителей саамов Мурманской области (СУПС МО), в задачу которого входило в течение 2 лет подготовить условия для создания Саамского парламента Мурманской области. Парламент предполагалось избрать на II Съезде саамов Мурманской области, председателем СУПС была избрана В.В.Совкина.

На предварительной встрече члены СУПС и представители Правительства Мурманской области так и не пришли к соглашению о статусе созданной организации, ее месте в официальной системе власти. Правительство не признало избранный на съезде Совет, поскольку поставило под вопрос легитимность самого съезда. В феврале 2009 г. был сформирован Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области (далее - Совет КМНС). В него вошли представители общин КМНС. Председателем Совета КМНС была избрана Л.А.Ватонена.

5 В данный момент организация называется «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера».

По мнению сегодняшнего председателя Совета КМНС А.Р.Яковлева, в течение 2009-2010 гг. Совет сумел организовать не просто диалог, а сотрудничество с Правительством Мурманской области. По его словам, правительство повернулось лицом к проблемам саамов. Подтверждение этих слов можно видеть в приведенной выше таблице. Совет КМНС не только готовил предложения по распределению средств программы социально-экономического развития, но и решал социально-экономические вопросы. Основными достижениями можно считать вопросы о субсидиях оленеводческим хозяйствам и о выделении квот КМНС на вылов рыбы.

В декабре 2010 г. был проведен II Съезд саами. Делегаты на этот съезд были выбраны по тем же правилам, что и на первый - сходами саами. Поскольку на сходах не было представителей правительства области, то и сам съезд не был официально признан. На II Съезде было решено выбрать представительный орган саамов, который называется Куэллнэгк нёарк Самь Соббар (Саамский Парламент Кольского полуострова). Эта структура принципиально не хочет регистрироваться, чтобы подчеркнуть, что ее статус отличается от любой обычной некоммерческой организации. Правительство Мурманской области, официально не признавая II Съезд саами, не усматривает правовой основы для взаимодействия с этой организацией.

В марте 2011 г. общинами был избран новый состав Совета КМНС при Правительстве Мурманской области.

Последние два десятка лет в Мурманской области предпринимается много усилий для возрождения культуры коренного народа Кольского полуострова - саами. Эти задачи требуют решения многих проблем, накопившихся за долгие годы. Само возрождение состоит не только в исследовании прошлого культуры, но и в поддержке ее жизни сегодня и обеспечения развития в будущем. Для решения этих проблем неоднократно выдвигались различные предложения как саамской общественности, так и специалистов. Часть из них были реализованы, однако многие по-прежнему требуют своего решения.

Проблемы возрождения традиционной культуры кольских саами лежат в различных сферах общественной и культурной жизни - педагогика, языкознание, археология, работа с молодежью, сохранение и использование культурного и исторического наследия, исследования современного положения и др.

Общественная организация саамов Мурманской области и Ассоциация кольских саамов выступили с инициативой создания организации, специально занимающейся решением именно этих проблем. В деятельности такой организации должны были бы объединиться усилия и органов государственной власти, и представителей саамской общественности, и ученых.

Саамская высшая школа и Центр саамской торговли и развития при поддержке Общественной организации саамов Мурманской области и Ассоциации кольских саамов организовали Рабочую группу по созданию Центра саамских знаний (ЦСЗ).

Для планирования деятельности ЦСЗ были проведены следующие мероприятия.

В ноябре 2010 г. совместно с Мурманским государственным гуманитарным университетом проведен круглый стол «Проблемы возрождения саамского языка в России», в которого ходе круглого стола были сформулированы подходы к решению проблем, связанных с возрождением саамского, языка и даны рекомендации ЦСЗ.

В декабре 2010 г. в Общественной организацией саамов Мурманской области был получен грант от Правительства Мурманской области на проект «Участие молодежи в возрождении саамской культуры».

В январе 2011 г. в с.Ловозеро проведен семинар «Возрождение традиционной культуры кольских саами: взгляд молодежи». В ходе семинара к Правительству Мурманской области были сформулированы предложения по молодежной саамской политике.

В феврале 2011 г. совместно с Центром гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН в г.Апатиты был проведен семинар «Саамские исследования в России и потребности саамского сообщества». В ходе семинара были сформулированы рекомендации по созданию ЦСЗ.

В мае 2011 г. состоялась конференция «Создание центра саамских знаний. Жизнь традиций в современном мире». В ходе конференции было подписано соглашение о создании Центра саамских знаний, а также обсуждены предложенная концепция и направления деятельности ЦСЗ и принята резолюция, утверждающая предложения Рабочей группы.

В сентябре 2011 г. Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области официально поддержал инициативу создания Центра саамских знаний и признал ее своевременной.

Центр саамских знаний явится автономной некоммерческой организацией. О его учреждении договорились администрация Ловозерского района, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН, профессиональное училище № 26, Ассоциация кольских саамов, Общественная организация саамов Мурманской области. Основная деятельность ЦСЗ начнется в 2012 г. Она будет связана с тремя направлениями: язык, социальные родственные сети, традиционные знания. Отличительной особенностью этой организации будет разработка и реализация инновационных проектов в области сохранения и развития традиционной культуры кольских саами.

Взаимодействие Правительства Мурманской области и саами в последнее время развивается по нарастающей, для чего порой требуются новые формы его правового и организационного оформления. Однако самое главное состоит в том, что это взаимодействие происходит. В этом и состоит становление гражданского общества.

До недавнего времени не так много исследований было посвящено кольским саами. В настоящее время интерес к этому народу и его культуре возрастает. Можно предположить, что мы находимся на пороге резкого увеличения числа отечественных исследований о саами, их культуре, истории, жизни. Возможно, настоящий очерк может стать небольшим ориентиром для исследователей.

Список литературы

Волков Н.Н. Российские саамы // Историко-этнографические очерки. СПб.: Каутокейно, 1996. № 1.

Гуцол Н.Н. Переселенные группы саамов / Н.Н. Гуцол, С.Н.Виноградова, А.Г.Саморукова Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2007. 86 с.

Дащинский С.Н. Президент Саамской республики / Мурманская областная общественная организация Союза журналистов; Мурманский «Мемориал». Мурманск, 1999. 108 с.

Кастрен М.А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири. М., 1860.

Керт Г.М. Саамская топонимная лексика. Петрозаводск: Изд-во Карельского науч. центра РАН, 2009. 179 с.

Кучинский М.Г. Миссия Алексея Симонова // Этнографическое обозрение. 1998.№ 6. С. 96-108.

Коренные жители Мурманской области саамы и карелы с большим трудом находят работу в регионе // Права народов: сайт междунар. движения по защите прав народов. 2011. URL: http://www.peoples-rights.info/2011/07/korennye-zhiteli-murmanskoj-oblasti-saamy-i-karely-s-bolshim-trudom-naxodyat-rabotu-v-regione

Кучинский М.Г. Политика в тундре // Участие. 2000. № 5. С. 26-38. Кучинский М.Г. Риторика традиционализма и реалии природопользования // Расы и народы. М., 2007. № 33.

Мурманская область: приоритетные национальные проекты. События, факты, актуальная информация. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" продолжается субсидирование оленеводческих хозяйств. 2010. URL: http://np.gov-murman.ru/news/ ?date_time=12-02-2010_10:35

Степаненко А.М. Расстрелянная семья (исторические очерки о кольских саамах). Мурманск, 2002. 284 с.

Основные показатели социального и экономического развития районов проживания народов Севера в 2007, 2008 годах: стат. сб. / Мурманскстат. Мурманск, 2009.

Шумкин В.Я. Древности саамов Российской Лапландии // In situ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 130-146.

Ridving H. The End of Drum Time. Religious change among the Lule Saami 1670-1740 s. Uppsala, 1995.

Сайты и группы в интернете:

Кольский район Мурманской области. URL: http://www.kola.murmansk.ru/ region/saami/

Коренные малочисленные народы Севера / Правительство Мурманской области: офиц. портал органов исполнительной власти: сайт. URL:

http://www.gov-murman.ru/natpers/

Ловозерцы: группа в социальной сети «Вконтакте». URL: http://vkontakte.ru/ club787871

Молодежная организация «Самь нураш»: блог. URL: http://www. Sami youth .blogspot.com

Саамский парламент Куэллнэгк нёарк Самь Соббар. URL: http://saamisups.

ucoz.ru/

Самь нурр олмэ организация "Самь Нураш" / Молодежная саамская организация "Самь Нураш": группа в социальной сети «Вконтакте». URL: http://vkontakte.ru/club3975227

Российские саами: неофиц. сайт о саамах Кольского полуострова: сайт URL: http://saami.su

Форум саами = Forum Sapmi: форум. URL: http://www.saami. forum24.ru Центр саамских знаний. URL: http://www.saami-tied.ru Sapmelazzat vkontakte.ru-as/Саамы вконтакте.ру: группа в социальной сети «Вконтакте». URL: http://vkontakte.ru/club932308

Сведения об авторе Кучинский Максим Геннадьевич,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Kuchinskiy Maksim Gennadievich,

Ph.D. (History), Researcher of Barents centre of the Humanities KSC RAS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.