Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СААМСКИХ" СУВЕНИРОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ")'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СААМСКИХ" СУВЕНИРОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ") Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЬСКИЕ СААМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ" / СУВЕНИР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОТОВАР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сулейманова Олеся Анатольевна

Культура коренного населения Кольского Севера активно «эксплуатируется» в имиджевом продвижении региона и развитии сувенирной индустрии. Рассмотрены особенности презентации и продвижения сувенирной продукции с саамской символикой в социальной сети «ВКонтакте». Использовались методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и визуального материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PRESENTATION OF “SAAMI” SOUVENIRS IN THE VIRTUAL SPACE (ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL NETWORK “VKONTAKTE”)

The culture of the indigenous population of the Kola North is actively “exploited” in the image promotion of the region and the development of the souvenir industry. The features of the presentation and promotion of souvenirs with Saami symbols in the social network “VKontakte” are considered. The methods of virtual participant observation, content analysis of textual and visual material were used

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СААМСКИХ" СУВЕНИРОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ")»

Научная статья

УДК 004.946:39(=511.12)

doi: 10.37614/2949-1185.2022.1.1.006

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СААМСКИХ» СУВЕНИРОВ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОМ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

Олеся Анатольевна Сулейманова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5109-958X

Аннотация

Культура коренного населения Кольского Севера активно «эксплуатируется» в имиджевом продвижении региона и развитии сувенирной индустрии. Рассмотрены особенности презентации и продвижения сувенирной продукции с саамской символикой в социальной сети «ВКонтакте». Использовались методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и визуального материала. Ключевые слова:

кольские саамы, социальная сеть «ВКонтакте», сувенир, традиционная культура, этнический туризм, этнотовар Благодарности:

статья выполнена по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования:

Сулейманова О. А. Особенности презентации «саамских» сувениров в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2022. Т. 1, № 1. С. 64-69. doi: 10.37614/2949-1185.2022.1. 1.006

Original article

FEATURES OF THE PRESENTATION OF "SAAMI" SOUVENIRS IN THE VIRTUAL SPACE (ON THE EXAMPLE OF THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE")

Olesya A. Suleymanova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5109-958X

Abstract

The culture of the indigenous population of the Kola North is actively "exploited" in the image promotion of the region and the development of the souvenir industry. The features of the presentation and promotion of souvenirs with Saami symbols in the social network "VKontakte" are considered. The methods of virtual participant observation, content analysis of textual and visual material were used. Keywords:

Kola Saami, "VKontakte" social network, souvenir, traditional culture, ethnic tourism, ethnic goods Acknowledgments:

the article was made on the topic of the state assignment of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences No. FMEZ-2022-0028. For citation:

Suleymanova O. A. Features of the presentation of "Saami" souvenirs in the virtual space (on the example of the social network "VKontakte") // Transactions of the tola Science Centre. Series: Natural Sciences and Humanities. 2022. Vol. 1, No. 1. P. 64-69. doi:10.37614/2949-1185.2022.1.1.006

Еще недавно коренные северяне отличались скрытностью в отношении своих святынь и ритуалов; сегодня реликвии и их реплики, в том числе атрибуты шаманства, выставлены на показ и даже на продажу. <... >. В недалеком прошлом многие отказывались фотографироваться из-за опасений, что фото отнимает душу; сейчас на место страха пришла

страсть к фото и мода на выгрузку своих «душ» в соцсети [1: 19].

В XXI веке коренные народы Севера презентируют этничность как в реальном (офлайн), так и виртуальном (онлайн) пространстве. Виртуальные социальные сети стали популярной онлайн-платформой для коммуникации и интеграции различных этнических сообществ, саами не стали исключением [2-4]. Презентация саамской культуры в киберпространстве осуществляется главным образом посредством ярких визуально воспринимаемых элементов материальной культуры как маркеров этнической

идентичности. «При визуализации саамской идентичности чаще всего эксплуатируются предметы национального костюма (головной убор, традиционная обувь с загнутыми носками, пояс), нож специфической формы, напоминающий «финку», схематическое изображение переносного жилища, нередко ошибочно называемого чумом, цвета национального саамского флага» [5: 174]. С этой целью используются как реальные этнографические экспонаты, так и их современные реконструкции — различные предметы с саамской символикой и этнические сувениры.

В самом общем смысле «этнический сувенир» — это художественно оформленное изделие, отображающее традиции и культуру какого-либо народа. У каждого народа имеются свои уникальные технологии (в том числе стиль, материалы) изготовления такого рода изделий, которые детерминированы природно-климатическими условиями и историко-культурными традициями.

Следует отметить, что в 2022 году был объявлен региональный конкурс "Murmansk.Travel Souvenir", целью которого являлось выявление и поощрение создателей лучшей региональной сувенирной продукции и вовлечение их в процесс разработки уникальных локальных сувениров. К Положению о Конкурсе прилагались различные Приложения с рекомендациями, среди которых интерес представляет Положение № 4 с разработанными требованиями к саамскому этническому сувениру. В данном приложении выделены основные характеристики, которыми должен обладать этнический сувенир (табл.). Под «саамскими» сувенирами в рамках данной статьи мы будем понимать современные реконструкции национальных предметов/вещей по традиционным мотивам.

Требвания к саамскому этническому сувениру1

Приложение 4

Требования к саамскому этническому сувениру

Этнический сувенир наряду с основными предназначениями обладает рядом специфических функций. Как предмет традиционного художественного промысла он не претендует на то, чтобы заново открывать мир, это скорее напоминание о народных традициях. На территории Мурманской области народными художественными промыслами являются в первую очередь промыслы коренного населения. Следовательно, изделия, произведённые на этих промыслах, являются этническими сувенирами.

Этнический сувенир должен обладать следующими характеристиками:

1. обладание культурно-смысловой емкостью;

2. сувенир как родовая память человека;

3. сохранения традиционного стиля и колорита представляемого народа;

4. сувенир должен быть создан на основе традиционной культуры народа;

5. предельная экономия художественных средств при максимальной выразительности;

6. при малочисленной сюжетной линии, большое разнообразие и вариативность;

7. удовлетворять эстетические потребности;

8. выбор традиционных материалов (по возможности использовать натуральные материалы и при использовании национального узора не искажать его);

9. применение современных техник и оборудования с соблюдением традиционной технологии обработки материала при изготовлении сувенира.

Недопустимые вариации при изготовлении сувенирной продукции:

1. Применение оскорбительных наименований, относящихся к определенному этносу — народу (например, саамка, лопарка);

2. Недостоверное изображение традиционных этнических костюмов в использовании сувенирной продукции;

3. Использование этнических костюмов с нарушением гендерной принадлежности;

4. Применение узоров, символов и цветовой гаммы разных этнических групп в одном сувенире;

5. Использование различных элементов костюма относящихся к определенной возрастной группе, сезона и статуса в одном образе;

6. Применение элементов костюма различных этнических групп в одном костюме.

В Мурманской области функционируют различные сувенирные лавки, в которых представлены разнообразные изделия промышленного и ручного труда на «северный» и «саамский» мотивы. Изготовлением этносувениров, которые условно можно назвать «саамскими», занимаются как представители из числа коренного населения (кольские саамы), так и местные ремесленники. Некоторые представители ремесленных мастерских и владельцы сувенирных лавок создают отдельные виртуальные сообщества в социальной сети «ВКонтакте» с целью продвижения и реализации своих изделий. В рамках данного исследования нами была проанализирована официальная групп в социальной сети «ВКонтакте» — «Ловозерский сувенир»2 (рис. 1).

В ходе сбора и анализа данных были использованы методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и изобразительного материала. Данное веб-сообщество создано с целью продвижения товаров сувенирного магазина с одноименным названием «Ловозерский сувенир», расположенного в селе Ловозеро, где представлены изделия ручной работы 80 мастеров, владеющих разнообразными технологиями декоративно-прикладного искусства (резьба по кости и дереву, изготовление изделий из глины, меха, кожи, бисера и многое др.). В «шапке» данного виртуального сообщества размещена следующая информация для посетителей группы: «Добро пожаловать! В магазин товаров высокого качества ручной работы из оленьевого меха и кожи: бурки, тапки, изделия из оленьих шкур, кожи, а также подобного материала. В магазине работают мастера с опытом работы более 20 лет и делающие свои изделия на совесть»3.

Jlo0o3epciçuu

сувенир

Рис. 1. Аватар официальной группы «ВКонтакте» «Ловозерский сувенир»

Официальная группа «Ловозерский сувенир» в социальной сети «ВКонтакте» создана в 2014 году. В настоящее время в ней состоят 279 участников. Социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет технологические возможности самопрезентации, создания и поддержания коммуникаций с другими пользователями сервиса через механизмы обмена личными сообщениями, комментирования размещенных пользователем текстов и мультимедийных материалов, размещения сообщений на стене пользователя, либо в темах в рамках группы. Основная стратегия, которую используют администраторы группы «Ловозерский сувенир» для продвижения этнотоваров — публикация на страницах сообществ постов с фотографиями изделий с северной и саамской тематикой. В рамках данного виртуального сообщества для участников и посетителей созданы так называемые «обсуждения»/«темы», среди которых: «Как можно снять мерки, чтобы заказать бурки и тапки?», «Прайс-лист» и «Почему так дорого?» (рис. 2). При этом отсутствует «тема», в рамках которой посетители и участники сообщества могли бы оставлять свои отзывы о заказанных товарах, что не характерно для подобных виртуальных сообществ, созданных с коммерческой целью. В группе «Ловозерский сувенир» представлено 3 виртуальных альбома, в которых размещено 14 фотографий, презентирующих изделия ловозерских мастеров. В основной альбом данного

веб-сообщества под названием «Бурки, тапки» последние фотографии добавлялись в 2016 году. Остальные виртуальные альбомы практически пустые (например, альбом под названием «Рабочие моменты»). При этом следует отметить, что данная группа действующая, поскольку модераторы с определенной периодичностью размещают на «стене» сообщества фотографии различных изделий ручного труда с этнической и саамской символикой. Так, на стене сообщества представлены фотографии с изображением декоративных предметов из кости, рога, меха и кожи оленя (магниты, броши, брелоки, амулеты и обереги, кулоны, элементы национальной одежды саами и коми, а также многое др.). Наиболее аутентичны изделия ручной работы саамских ремесленников — предметы национальной одежды и аксессуары. Чаще всего встречаются фотографии с изображением национальной обуви и сумок (рис. 3). Основным материалом для них служат шкуры оленей (кожа и мех). Также встречаются изделия, стилизованные под традиционные северные мотивы. Ирина Петровна Галанова — одна из основателей и администратов веб-сообщества «Ловозерский сувенир» пояснила, что такая низкая «активность» наполнения контента группы связана с отъездом из села Ловозера одного из модераторов, который непосредственно занимался информационным наполнением группы. Однако она отметила, что интерес к данной группе достаточно высокий за счет имеющегося в нем архива фотографий с образцами изделий. Благодаря функционированию данной группы в социальной сети «ВКонтакте», потенциальными покупателями их сувенирного магазина-мастерской становятся не только местные жители, но и люди из разных регионов страны. Одни просят изготовить точную копию изделия, изображенного на какой-либо фотографии из архива сообщества, другие предпочитают индивидуальный дизайн.

При анализе визуальных источников интерес представляют комментарии участников групп (реальных и потенциальных покупателей). Комментарии под фотографиями, размещенными в группе «Ловозерский сувенир», свидетельствуют о том, что презентируюмые изделия привлекают внимание и пользуются спросом. Самыми частотными являются комментарии с просьбой уточнить стоимость сувенирных изделий и условия их доставки (рис. 4). Также следует отметить, что в комментариях пользователей сетевого сообщества практически отсутствуют оценочные характеристики презентируемых изделий. Под некоторыми фотографиями нам удалось обнаружить лишь короткие оценочные комментарии следующего содержания: «очень красиво», «дорогое удовольствие» и т. п. Помимо прочего, коммуникация в виртуальном сообществе осуществляется через «лайки» — условное выражение одобрения материалу, фотографии.

10 причин, почему ручная работа не может стоить дешево!

1. Времени на изготовление одного экземпляра, всегда уходит больше, чем когда эти же вещи делают на потоке.

2. Изделие делается с учетом Ваших пожелании, Вы можете в процессе менять, дополнять, убавлять, по мере возможности, детали для достижения оптимального результата,

3. Изделие эксклюзивно. Точной копни нет нн у кого. Даже если мастер делает повтор, то два изделия все равно не попуча>о*ея абсолютно идентичными. Мне приятно осознавать, -что некоторые еещи есть только у мои*.

4. Мастер очень тщательно контролирует весь пр-оцасс изготовления, каждый стежок, каждую петельку. Его изделие - это его репутация и, его имя. Он не может себе позволить сделать некачественную вещь,

5. Много бремени уходит на подбор материалов. Мало найти нужные ни*ки или нужную основам ткань, нужно к ним подобрать кучу фурнитуры, причем тэк, чтобы осо это идеально сочеталось.

6. На потока практически нот ручной работы. А ведь ручная работа дает совсем другой результат, на машинке невозможно добиться такой тщательной проработки деталей. Не зря же Ко ко Шанель всегда отдавала предпочтение ручному труду.

7. Чтобы добиться хорошего результата, нужно знать весь процесс изготовления, знать состав материалов, их свойства. Разве на фабриках каждый работник вдается в такие детали? А мастер обязательно,

8. Мастер не экономит иа качестве. ¡На фабриках экономия стоит на одном из первых мест, а при индивидуальных проектах это нецелесообразно, потому что дли мастера главное не совершить опт покупки -продажи, а нзйтн хозяина дли его детища.

9. При заказе оригинального изделия Вт никто не будет впаривать ненужное, к Вам и Вашим пожеланиям будут прислушиваться и стараться вместе с Вами создать неповторимую пещь.

10. У оещн есть душа, характер, темперамент, история

Если считаете, что дорого - сделайте GAMMS

Рис. 2. Пост опубликован в официальной группе «Ловозерский сувенир» в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/topic-71108681_29985992?z=photo-71108681_327843104%2Fpost-71108681_2

Рис. 3. Фотографии с изображением этнических сувениров, опубликованные на стене веб-сообщества «Ловозерский сувенир»

19 окт 2021 Поделиться

Лариса Никудимова ^ Где можно купить?

2 фев в 13:38 Поделиться

Рис. 4. Публикация на стене сообщества «Ловозерский сувенир»

С развитием индустрии туризма на Кольском Севере спрос на этнотовары заметно вырос, а изготовление сувенирной продукции стало одним из источников дохода местных мастеров и ремесленников. На основе анализа контента виртуального сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерский сувенир» можно сделать вывод, что такого рода виртуальные сообщества, помимо коммерческой функции (реализация этнотоваров), выполняют и ряд следующих: коммуникативную, познавательную (приобщению к культуре коренных малочисленных народов Севера), популяризации этничности и брендовую (посредством приобщения к региональным этническим сувенирам повышается туристическая привлекательность региона). Отличительная особенность такого рода презентации этносувениров в онлайн-пространстве — охват широкой аудитории, которая не ограничивается местными жителями и туристами. Вместе с тем надо признать, что активность пользователей, по крайней мере рассмотренного сообщества, ограничивается преимущественно потребительским интересом к этнически маркированным вещам. Для более полной реализации остальных возможностей ресурса, очевидно, требуются дополнительные презентационные технологии.

Примечания

1 Таблица — Требования к саамскому этническому сувениру. Конкурс "MURMANSK TRAVEL SOUVENIER" // Офиц. сайт «Управление культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск». URL: https://www.dcir.ru/novosti/14960-konkurs-murmansk-travel-souvenier/ (дата обращения: 9.09.2022). Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

2 Официальная группа «Ловозерский сувенир». URL: https://vk.com/topic-71108681_29985992 (дата обращения: 1.09.2022).

3 Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Список источников

1. Головнев А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24.

2. Разумова, О. А. Сулейманова О. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом Интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114-122.

3. Сулейманова О. А. Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «ВКонтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 169-199.

4. Кузнецова Л. А., Разумова И. А. Образовательный и культурно-просветительский компонент саамских этнических интернет-сообществ // Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. 2020. Т. 11, № 1-18. С. 5-24.

5. Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52). С. 172-178.

References

1. Golovnev A. V. Novaya etnografiya Severa [New ethnography of the North]. Etnografiya [Ethnography], 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russ.).

2. Razumova O. A. Sulejmanova O. A. Saamskie setevye soobshchestva v "etnicheskom Internete" Rossii [Saami network communities in the "ethnic Internet" of Russia]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Petrozavodsk State University], 2019, no. 2 (179), pp. 114-122. (In Russ.).

3. Sulejmanova O. A. Prezentaciya kul'tury kol'skih saamov v social'noj seti "VKontakte": dinamika vizual'nyh obrazov material'noj kul'tury [Presentation of the culture of the Kola Saami in the social network "VKontakte": the dynamics of visual images of material culture]. Etnografiya [Ethnography], 2020, no. 3 (9), pp. 169-199. (In Russ.).

4. Kuznecova L. A., Razumova I. A. Obrazovatel'nyj i kul'turno-prosvetitel'skij komponent saamskih etnicheskih internet-soobshchestv [Educational and cultural-educational component of the Saami ethnic Internet communities]. Trudy KNC RAN [Transactions of KSC RAS], 2020, vol. 11, no. 1-18, pp. 5-24. (In Russ.).

5. Bodrova O. A., Razumova I. A. O sovremennyh tekhnologiyah reprezentacii i sohraneniya etnicheskoj kul'tury kol'skih saamov [About modern technologies of representation and preservation of the ethnic culture of the Kola Saami]. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography], 2021, no. 1 (52), pp. 172-178. (In Russ.).

Информация об авторе

О. А. Сулейманова — кандидат исторических наук, научный сотрудник. Information about the author

O. A. Suleymanova — PhD (History), Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 30.09.2021; одобрена после рецензирования 05.10.2021; принята к публикации 10.10.2021 The article was submitted 30.09.2021; approved after reviewing 05.10.2021; accepted for publication 10.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.