Научная статья на тему '«СААМСКИЙ СУВЕНИР» КАК ЭТНОТОВАР И БРЕНД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

«СААМСКИЙ СУВЕНИР» КАК ЭТНОТОВАР И БРЕНД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
429
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / КОЛЬСКИЕ СААМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» / СУВЕНИР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОТОВАР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сулейманова Олеся Анатольевна

Культура саамов в условиях развития этнокультурного туризма Мурманской области становится символическим брендом региона и предметом активного использования со стороны представителей туристической индустрии и ремесленников - изготовителей сувенирной продукции. Сувениризация саамской культуры имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, она способствует презентации культуры коренного населения, возрождению саамских ремесел, местному и этническому предпринимательству, продвижению бренд-стратегии региона, с другой - приспособление этнического сувенира под запросы туристического рынка приводит к трансформации традиции и различным искажениям саамской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сулейманова Олеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SAAMI SOUVENIR” AS AN ETHNIC PRODUCT AND A BRAND OF THE MURMANSK REGION: TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM

The Saami culture in the context of the development of ethno-cultural tourism in the Murmansk region is becoming a symbolic brand of the region and the subject of active use by representatives of the tourism industry and artisans - manufacturers of souvenirs. Souvenirization of the Sami culture has mixed consequences. On the one hand, it contributes to the presentation of the culture of the indigenous population, the revival of Sami crafts, local and ethnic entrepreneurship, the promotion of the brand strategy of the region, on the other hand, the adaptation of an ethnic souvenir to the demands of the tourism market leads to the transformation of tradition and various distortions of the Sami culture.

Текст научной работы на тему ««СААМСКИЙ СУВЕНИР» КАК ЭТНОТОВАР И БРЕНД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 21-31.

Transactions of the tola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 21-31.

Научная статья

УДК 811.511.12 + 659.113.87

doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.002

«СААМСКИЙ СУВЕНИР» КАК ЭТНОТОВАР И БРЕНД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Олеся Анатольевна Сулейманова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5109-958X

Аннотация

Культура саамов в условиях развития этнокультурного туризма Мурманской области становится символическим брендом региона и предметом активного использования со стороны представителей туристической индустрии и ремесленников — изготовителей сувенирной продукции. Сувениризация саамской культуры имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, она способствует презентации культуры коренного населения, возрождению саамских ремесел, местному и этническому предпринимательству, продвижению бренд-стратегии региона, с другой — приспособление этнического сувенира под запросы туристического рынка приводит к трансформации традиции и различным искажениям саамской культуры. Ключевые слова:

бренд, кольские саамы, социальная сеть «ВКонтакте», сувенир, традиционная культура, этнический туризм, этнотовар Благодарности:

статья выполнена по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028.

Для цитирования: Сулейманова О. А. «Саамский сувенир» как этнотовар и бренд Мурманской области: к постановке проблемы // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 21-31. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.002

Original article

"SAAMI SOUVENIR" AS AN ETHNIC PRODUCT AND A BRAND

OF THE MURMANSK REGION: TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM

Olesya A. Suleymanova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5109-958X

Abstract

The Saami culture in the context of the development of ethno-cultural tourism in the Murmansk region is becoming a symbolic brand of the region and the subject of active use by representatives of the tourism industry and artisans — manufacturers of souvenirs. Souvenirization of the Sami culture has mixed consequences. On the one hand, it contributes to the presentation of the culture of the indigenous population, the revival of Sami crafts, local and ethnic entrepreneurship, the promotion of the brand strategy of the region, on the other hand, the adaptation of an ethnic souvenir to the demands of the tourism market leads to the transformation of tradition and various distortions of the Sami culture.

© Сулейманова О. А., 2022

Keywords:

brand, Kola Saami, VKontakte social network, souvenir, traditional culture, ethnic tourism, ethnic goods Acknowledgments:

the article was made on the topic of the state assignment of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences No. FMEZ-2022-0028.

For citation: Suleymanova O. A. "Saami souvenir" as an ethnic product and a brand of the Murmansk region: to the formulation of the problem // Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 21-31. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.002

Множащиеся этнокультурные проекты выявляют у этничности качества товара и профессии; ширится круг «этнических дел мастеров», занятых в «этноиндустрии». В потоке коммерциализации из священных обрядов рождаются зрелищные аттракционы, из утвари — сувениры, из фольклора — шоу, из обычаев гостеприимства — менеджмент приема посетителей.

[1 : 19]

К постановке проблемы

Кольский полуостров на протяжении последних лет позиционирует себя как активно развивающийся туристический регион. Среди различных направлений туризма в регионе (горнолыжного, геологического, промышленного, событийного, экологического) особое место занимает этнокультурный, включающий в себя этнический, этнографический и аборигенный туризм. Этот вид туризма предполагает обращение не только к этнографическим объектам, но и к различным проявлениям «живой» культуры — фольклору, обрядам и ритуалам, народным традициям и обычаям, играм и спортивным состязаниям, национальной кухне, традиционным ремеслам и т. п. [2 : 180]. Приоритетный интерес с точки зрения этнокультурного направления региональной туристической деятельности представляет историко-культурное наследие коренного населения (саамов) [3 : 69]. Сегодня на территории Мурманской области с целью популяризации культуры коренных жителей функционируют различные этнические деревни, историко-краеведческие музеи, организуются событийные культурно-массовые мероприятия (выставки, ярмарки, мастер-классы и т. п.). Презентация саамской культуры осуществляется также посредством местных средств массовой информации и интернет-ресурсов (в том числе социальных сетей). «В презентациях саамской культуры превалируют такие культурные реалии, как традиционные виды жилища, комплект или отдельные предметы национального костюма, оленеводство, сейды — "священные камни саамов"» [4 : 19]. Саамская культура становится узнаваемым брендом (рис. 1).

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации1. Правительство Мурманской области, со своей стороны, в полтора раза увеличило финансирование на поддержку и развитие общинных форм хозяйствования и самозанятости, сохранение культурного наследия, традиций и обычаев коренного населения (саамов). Введены новые гранты в форме субсидий на поддержку мастеров декоративно-прикладного искусства из числа коренного населения2.

Культурное импортозамещение. У администрации Приморского района оттаял Стоунхендж из грязи

О 2103.2022 12:19 Р 6

Природа при поддержке коммунальных служб Приморского района сделала подарок петербуржцам, которые в данный момент не могут свободно передвигаться по миру. Напротив районной администрации оттаял свой Стоунхендж. Фото объекта появилось в соцсетях 21 марта.

^ Поделиться

Автор снимка Антон Кубышкин уловил сходство кучи грязного снега с сейдом. Это священный объект североевропейских народов, в частности саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование- Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней, гласит «Википедия».

Рис. 1. «Автор снимка Антон Кубышкин уловил сходство кучи грязного снега с сейдом». URL: https://www.fontanka.ni/2022/03/21/70521215/?shareRecordImage=e2bfef0bfa0e82f0f4ad48c09ce755a8 (дата обращения: 23.03.2022)

Неотъемлемой составляющей любой этнической культуры является материально-вещная среда. Исследователи отмечают, что переход саамов на оседлый образ жизни в процессе научно-промышленного освоения Кольского полуострова, работа в колхозах, обучение в школах-интернатах прервали процесс передачи от поколения к поколению ремесленных традиций и технологий изготовления предметов быта [5, 6]. Активизация этнотуристической деятельности в регионе способствует актуализации и возрождению традиционных саамских ремесел и развитию декоративно-прикладного искусства. Сувенирное производство этнокультурного характера является непременным условием развития индустрии туризма и важнейшей составляющей самопрезентации этничности и имиджевого продвижения региона [7 : 251].

Саамский сувенир как товар и бренд

Презентация этничности через этносувенир (продукт этнодизайна) — явление относительно новое, набирающее обороты в арктических регионах в связи с развитием этнического (аборигенного) туризма, который называют трендом XXI в.

[7: 251]

На сегодняшний день в научной литературе не существует единого определения понятия «сувенир». Термин «сувенир» имеет французское происхождение (от фр. souvenir — воспоминание, память) и означает «вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места»3. И. И. Акинфеева и О. Е. Железняк в широком значении определяют сувенир как «вещь или предмет, который является средством идентификации индивидов и коммуникации между ними в обществе, в определенных промежутках времени и в пространстве, несущий в себе образную и функциональную составляющие культуры, места, события и выполняющий имиджевую и рекламную роль» [8 : 309]. Под образной составляющей понимаются эстетические и художественные грани изделия, которые могут включать в себя знак, символ, легенду и т. д. Т. Ю. Быстрова отмечает, что образ, знак, легенда являются важнейшими составляющими сувенира. Именно совокупность этих элементов преобразует «обычную» вещь в сувенир, формируя у индивидов особое к ней отношение [9 : 93].

Сувенирные изделия можно классифицировать по различным основаниям: по тематике (ассоциации с конкретным местом, датой, событием, личностью и т. п.), целевому назначению (утилитарные и декоративные), используемому в изготовлении материалу (ткань, дерево, металл, кость и т. п.), принадлежности к отрасли промышленности (сувениры народных художественных промыслов, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и др.) [10 : 144].

Е. И. Владимирова и О. В. Береговая выделили ряд функций, которыми должен обладать туристический сувенир — популяризация местности; присутствие исторической, культурной, социальной составляющих образа города; идейность сувенирного изделия; актуальность изделия и привлекательность с эстетической точки зрения [11 : 42]. «Сувенир формирует не только туристский имидж, но и общественное мнение у потребителей туристского продукта о регионе, создает узнаваемость существующих брендов, помогает устанавливать коммуникацию с гостями региона» [10 : 143]. Среди сувениров, функционирующих в туристической индустрии, особую группу представляют этнические (этнотрадиционные) сувениры. Как отмечают И. В. Леонов и В. Л. Соловьева, такого рода сувениры «предназначены для припоминания этнокультурного прошлого либо для погружения в его современное пространство с целью поддержания исторической памяти, закрепления этнической идентичности и популяризации этнической культуры» [12 : 94].

Саамские сувениры — это современные реконструкции национальных предметов / вещей по традиционным мотивам: различные виды утвари (ножи, чашки из капа и т. п.), ритуальные вещи (амулеты и обереги), декоративные предметы различного назначения (кулоны, сумки и т. п.), а также элементы национального костюма (бурки, пояса и т. п.). Сувенирные лавки Мурманской области являются традиционными площадками выставки и продажи саамских

изделий как ручного труда, так и промышленного производства. Кроме того, приобрести сувениры можно в историко-краеведческих музеях региона, а также на городских и областных выставках-ярмарках.

Информация из новостных туристических сайтов:

«Традиционным местом, где можно купить сувениры и подарки, являются культурные учреждения города. Будучи туристом, вы наверняка посетите Мурманский областной краеведческий музей»4; «За покупками в Апатитах советуем отправиться в центральную часть города, но сувенирных магазинов в городе немного. Лучший из них — "Кольский сувенир"»5; «Главный меховой сувенир из Мурманска и Кировска — тапочки из оленьих шкур. Самый большой выбор — в лавках при горнолыжных курортах Хибин. <... > Лучшие сувенирные магазины саамов находятся в селе Ловозеро»6.

На новостных туристических сайтах представлены следующие описания саамских сувениров: «Многие оценят самобытный сувенир — кожаные фигурки саамов. Так же рекомендуем различные поделки из костей или рогов. Огромный спрос на всевозможные обереги»1; «На фоне других саамские сувениры выделяются формой и материалами. Они непосредственно связаны с бытом народа или же просто изображают его. Наиболее аутентичны изделия саамских ремесленников — предметы одежды и аксессуары. Основным материалом для них служат шкуры оленей — животных, которые буквально дают "оленьему народу " жизнь. Вещи создаются вручную, их украшают традиционные северные орнаменты из яркой тесьмы, ниток, бисера. Встречаются и те, что стилизованы под них, но даже они не менее примечательны. Для туриста полезным сувениром могут стать варежки и тапочки из оленьей шкуры: не только согреют, но и подарят теплые воспоминания. Сумочки и рюкзачки порадуют универсальностью, а сапоги, сшитые из меха, будут отличной альтернативой валенкам. При желании можно купить даже малицу — шубу из оленьего меха. Сувенирами, которые рассказывают о Мурманской области и саамах, выступают куклы-северяночки, украшенные мехом. Пушистой окантовкой обзаводятся брелки, магниты и панно, изображающие коренных жителей и оленей. Народными узорами, сценами с оленями, охотой и рыбалкой привлекают магниты, броши и амулеты из кости или рога оленя и лося, еще одного традиционного материала саамов. На эту же тематику делаются фигурки из мраморной крошки»8 (рис. 2).

Сегодня сувенирное производство является одним из источников дохода для местного и коренного населения Мурманской области. Саамская культура в условиях развития регионального этнографического туризма становится символическим брендом и предметом активного использования со стороны представителей туристической индустрии и ремесленников. Однако, как отмечают исследователи, занимающиеся проблемой суверенизации этничности, «монетизация» часто идет в разрез с этнической традицией [7 : 251]. Ориентированность туристической индустрии на коммерческую прибыль часто приводит к упрощению и искажению этнического образа. Трансформация осуществляется вследствие применения саамскими ремесленниками и местными мастерами новых техник и стилей, с целью приспособления этнического сувенира под запросы туристического рынка. «Самым уязвимым элементом культуры ввиду своей привлекательности

становятся мифологемы и мифологические образы, орнамент и его элементы. Именно их чаще всего заимствуют, видоизменяют и стилизуют, воспроизводят в самых разных вариантах, поскольку это самый простой и удобный способ придать предмету аутентичный образ, подчеркнуть его специфику и региональный колорит» [7 : 258]. Поскольку массовым спросом пользуются недорогие и функциональные сувениры, природный материал саамских изделий нередко заменяют на искусственный с целью оптимизации затрат и ускорения процесса их производства. Имитация аутентичных материалов воспринимается представителями многих этносов, в том числе и саамами, как нарушение самой сути вещи, включая процесс ее изготовления [12 : 95]. Данная тенденция имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, внедрение и функционирование «псевдоэтнических» вещей разрушают традиционные образцы, с другой стороны, способствуют конструированию новых культурных форм [13 : 176]. Региональные власти заинтересованы в продвижении бренда региона и создании качественной сувенирной продукции (бренд-сувенира). Сувенирная продукция должна быть не только привлекательной для туристов, но и отражать ценности и традиции культуры коренного населения. С целью эффективного развития туристической индустрии требуется учитывать интересы всех заинтересованных сторон: государства, коренного населения и субъектов бизнеса [14 : 179].

Рис. 2. «Сумочки и варежки, стилизованные под саамские изделия» . Фотография опубликована на официальном сайте «Туристер». URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/murmansk/tips/8449 (дата обращения: 11.02.2022)

В последние годы ведется активный диалог между представителями туриндустрии и коренного населения Мурманской области. Представители саами отстаивают свое право участвовать в развитии туризма. В медиапространстве с определенной периодичностью появляются новостные публикации, освещающие такие события: «В Мурманской области состоялся диалог представителей туриндустрии и саамов»9; «Кольские саамы за туризм, но достоверный»10; «Культура саами как изюминка Мурманской области»11. Саамские активисты борются за сохранение самобытности культуры и традиций своего народа и считают недопустимым, когда не представители саамов надевают копии традиционной саамской одежды, а мастера-«непрофессионалы»

изготавливают и продают «грубые» репродукции саамских изделий ручной работы. Саамская культура превращается в маркетинговый инструмент и презентируется в упрощенной форме, что несет в себе риски вульгаризации и фальсификации подлинного наследия [15 : 147]. Председатель Саамского парламента Кольского полуострова Валентина Совкина на одной из встреч с представителями туриндустрии и региональной власти предложила разработать семинар или курсы по обучению гидов, которые профессионально рассказывали бы об образе жизни и культуре коренного малочисленного народа.

«Представители саами просят, чтобы гиды рассказывали о реальных культурных

12

вещах, а не путали, к примеру, жилища саамов с вигвамами и юртами»12. Исследователь Е. Д. Митнева отмечает, что на сегодняшний день саамы являются наиболее успешным примером развития репрезентационных платформ и сотрудничества саамов и государства c целью разрушения стереотипов и шаблонов образа саамов [16 : 101].

Вместо заключения

Развитие этнокультурного туризма на территории Мурманской области вызывает необходимость разработки эффективных стратегий для создания качественных туристических продуктов, достоверно отражающих культуру и традиции кольских саамов. Саамские сувениры как символы «уникальности» и «экзотичности» культуры коренного населения Кольского Севера являются важной экономической составляющей туристского продукта и имиджевого продвижения региона.

Наращиванию роста сувенирного производства без ущерба для их качества, функциональности и подлинности способствуют субсидирование и грантовая поддержка этнокультурных проектов, проведение культурно-массовых мероприятий, а также активность представителей из числа коренного населения и местных ремесленников в виртуальном пространстве — продвижение этносувениров через социальные сети.

В заключение отметим, что перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении особенностей производства и функционирования саамских сувениров на территории Мурманской области. Кроме того, необходимо проведение глубинных интервью с целью изучения представлений о том, какими характеристиками должен обладать саамский сувенир с точки зрения представителей туристической индустрии, музейных работников, этнографов, представителей коренного населения и потенциальных покупателей (местного населения и туристов). «Сфера производства сувениров представляет собой почву для экспертной деятельности представителей различных гуманитарных наук и нуждается в особых культуросозидающих стратегиях и в грамотных профессионалах, способных на высокий уровень генерализации знания в рассмотренной сфере» [12 : 97].

Примечания

1 Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации года культурного наследия народов России» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115 (дата обращения: 02.03.2022).

2 В Мурманской области увеличено финансирование на поддержку коренных народов Севера // Официальный сайт «Правительство Мурманской области». URL: https://gov-murman.ru/info/news/439040/ (дата обращения: 02.03.2022).

3 Сувенир // Толковый онлайн-словарь русского языка С. И. Ожегова. URL: https://lexicography.online/explanatory/ozhegov/с/сувенир (дата обращения: 23.02.2022).

4 Что привезти из Мурманска // Официальный сайт «Туристер». URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/murmansk/tips/8449 (дата обращения: 11.02.2022).

5 Мурманская область: сувениры и подарки // Официальный сайт TRIP-ADVICE.RU. URL: https://trip-advice.ru/russia/murmansk.html (дата обращения: 11.02.2022)

6 Что привезти из Мурманской области? // Официальный сайт "VISITMURMANSK.INFO". URL: https://visitmurmansk.info/ru/chto-privezti-iz-murmanskoj -oblasti/ (дата обращения: 11.02.2022).

7 Что привезти из Мурманска // Официальный сайт «Туристер». URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/murmansk/tips/8449 (дата обращения: 11.02.2022).

8 Что привезти из Мурманска // Официальный сайт «Туристер». URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/murmansk/tips/8449 (дата обращения: 11.02.2022).

9 В Мурманской области состоялся диалог представителей туриндустрии и саамов // Официальный сайт «Комсомольская правда». 19 мая 2021 г. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/27280/4415397/ (дата обращения: 11.03.2022).

10 Андреева Е. Кольские саамы за туризм, но достоверный // Официальный сайт «Мурманский вестник». 18 февраля 2021 г. URL: https://www.mvestnik.ru/ newslent/kolskie-saami-za-turizm-no-dostovernyj/ (дата обращения: 11.03.2022).

11 Андреева Е. Культура саами как изюминка Мурманской области // Официальный сайт «Мурманский вестник». 5 февраля 2021. URL: https: //www .mvestnik.ru/newslent/kultura-saami -kak-izyuminka-murmanskoj -oblasti/ (дата обращения: 11.03.2022).

12 Андреева Е. Кольские саамы за туризм, но достоверный // Официальный сайт «Мурманский вестник». 18 февраля 2021. URL: https://www.mvestnik.ru/ newslent/kolskie-saami-za-turizm-no-dostovernyj/ (дата обращения: 11.03.2022).

Список источников

1. Головнев А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. №1 (11). С. 6-24.

2. Суртаев Б. М. Этнографический туризм как способ сохранения и возрождения этнокультурного наследия // Вестник угроведения. 2012. 1 (8). С. 178-182.

3. Бодрова О. А. Этнокультурная специфика Кольского Севера в интернет-дискурсе // Труды КНЦ РАН. 2014. № 6 (25). С. 64-76.

4. Бодрова О. А. Этническая символика в контексте регионального брендинга (на примере Мурманской области) // Труды Ферсмановской научной сессии ГИ КНЦ РАН. 2017. № 14. С. 19-22.

5. Казакова К. С. Школьная образовательная система для детей коренного населения Кольского Севера: модели социального взаимодействия // Сибирский сборник — 4: Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры: Памяти российского этнографа-тунгусоведа Н. В. Ермолаевой. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 523-530.

6. Сулейманова О. А., Пация Е. Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. 2016. № 8-10 (42). С. 89-106.

7. Перевалова Е. В., Киссер Т. С., Конькова Ю. С. Сувенир и этничность (опыт Ямала и Таймыра) // Кунсткамера. 2021. 4 (14). С. 249-261.

8. Акинфеева И. И., Железняк О. Е. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 305-313.

9. Быстрова Т. Ю. Необходимые характеристики образа в дизайне сувенирной продукции // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 1. С. 9197.

10.Кузнецова Н. Ф. Производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности региона // Азимут научных исследований: экономика, управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 143-148.

11. Владимирова Е. И., Береговая О. В. «Туристический сувенир»: функции и типология на примере сувенирной продукции Урала // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2018. С.38-42.

12.Леонов И. В., Соловьева В. Л. Этно-традиционный сувенир в пространстве массовой культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 1 (38). С. 93-98.

13. Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранении этнической культуры кольских саамов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52). С. 172-178.

14. Бертош А. А. Арктический туризм: концептуальные черты и особенности // Труды КНЦ РАН. 2019. Т. 10. № 7-17. С. 169-180.

15. Бертош А. А. Материальное историко-культурное наследие в развитии туристской индустрии Арктической зоны РФ (на примере Мурманской области): общая постановка проблемы // Труды КНЦ РАН. 2018. Т. 9, № 11-15. С. 145-153.

16. Митнева Е. Д. Репрезентация и конструирование идентичности коренных народов в онлайн и оффлайн медиа, развлекательной индустрии и туризме на примере саамов // История и культура Русского Севера и Арктики. Архангельск, 2018. С. 97-102.

References

1. Golovnev A. V. Novaya etnografiya Severa [New ethnography of the North]. Etnografiya [Ethnography], 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russ.).

2. Surtaev B. M. Etnograficheskij turizm kak sposob sohraneniya i vozrozhdeniya etnokul'turnogo naslediya [Ethnographic tourism as a way to preserve and revive the ethno-cultural heritage]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2012, 1 (8), pp. 178-182. (In Russ.).

3. Bodrova O. A. Etnokul'turnaya specifika Kol'skogo Severa v internet-diskurse [Ethno-cultural specifics of the Kola North in the Internet discours]. Trudy KNC RAN [Transactions of KSC RAS], 2014, no. 6 (25), pp. 64-76. (In Russ.).

4. Bodrova O. A. Etnicheskaya simvolika v kontekste regional'nogo brendinga (na primere Murmanskoj oblasti) [Ethnic symbols in the context of regional branding (on the example of the Murmansk region)]. Trudy Fersmanovskoj nauchnoj sessii GIKNC RAN [Transactions of the Fersman scientific session of GI KSC RAS], 2017, no. 14, pp. 19-22. (In Russ.).

5. Kazakova K. S. Shkol'naya obrazovatel'naya sistema dlya detej korennogo naseleniya Kol'skogo Severa: modeli social'nogo vzaimodejstviya [School educational system for children of the indigenous population of the Kola North: models of social interaction]. Sibirskij sbornik — 4: Grani social'nogo: Antropologicheskie perspektivy issledovaniya social'nyh otnoshenij i kul'tury: Pamyati rossijskogo etnografa-tungusoveda N. V. Ermolaevoj [Siberian Collection — 4: Facets of the Social: Anthropological Perspectives on the Study of Social Relations and Culture: In Memory of the Russian Tungus Ethnographer N. V. Ermolaeva]. Saint Petersburg, MAE RAN, 2014, pp. 523-530. (In Russ.).

6. Sulejmanova O. A., Paciya E. Ya. Povsednevno-bytovye aspekty adaptacii saamov k gorodskomu obrazu zhizni [Everyday life aspects of Saami adaptation to the urban lifestyle]. Trudy KNC RAN [Transactions of KSC RAS], 2016, no. 8-10 (42), pp. 89-106. (In Russ.).

7. Perevalova E. V., Kisser T. S., Kon'kova Yu. S. Suvenir i etnichnost' (opyt YAmala i Tajmyra) [Souvenir and ethnicity (the experience of Yamal and Taimyr)]. Kunstkamera [Kunstkamera], 2021, 4 (14), pp. 249-261. (In Russ.).

8. Akinfeeva I. I., Zheleznyak O. E. Suvenir kak fenomen kul'tury: specifika i klassifikacionnye priznaki [Souvenir as a phenomenon of culture: specificity and classification features]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Technical University], 2015, no. 5 (100), pp. 305-313. (In Russ.).

9. Bystrova T. Yu. Neobhodimye harakteristiki obraza v dizajne suvenirnoj produkcii [Necessary characteristics of the image in the design of souvenirs]. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN [Academic Bulletin of UralNIIproekt RAASN], 2015, no. 1, pp. 91-97. (In Russ.).

10.Kuznecova N. F. Proizvodstvo suvenirov kak resurs dlya povysheniya turistskoj privlekatel'nosti regiona [Production of souvenirs as a resource for increasing the tourist attractiveness of the region]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika, upravleni [Azimuth of Scientific Research: Economics, Management], 2018, vol. 7, no. 3 (24), pp. 143-148. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Vladimirova E. I., Beregovaya O. V. "Turisticheskij suvenir": funkcii i tipologiya na primere suvenirnoj produkcii Urala ["Tourist souvenir": functions and typology on the example of Ural souvenirs]. Novye idei novogo veka: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii FAD TOGU [New ideas of the new century: materials of the international scientific conference FAD PNU], 2018, vol. 3, pp. 3842. (In Russ.).

12.Leonov I. V., Solov'eva V. L. Etno-tradicionnyj suvenir v prostranstve massovoj kul'tury [Ethno-traditional souvenir in the space of mass culture]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2019, no. 1 (38), pp. 93-98. (In Russ.).

13.Bodrova O. A., Razumova I. A. O sovremennyh tekhnologiyah reprezentacii i sohraneniya etnicheskoj kul'tury kol'skih saamov [On modern technologies of representation and preservation of the ethnic culture of the Kola Saami]. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii [Bulletin of Archeology, Anthropology and Ethnography], 2021, no. 1 (52), pp. 172-178. (In Russ.).

14.Bertosh A. A. Arkticheskij turizm: konceptual'nye cherty i osobennosti [Arctic tourism: conceptual features and features]. Trudy KNC RAN [Transactions of KSC RAS], 2019, vol. 10, no. 7-17, pp. 169-180. (In Russ.).

15.Bertosh A. A. Material'noe istoriko-kul'turnoe nasledie v razvitii turistskoj industrii Arkticheskoj zony RF (na primere Murmanskoj oblasti): obshchaya postanovka problemy [Material historical and cultural heritage in the development of the tourism industry in the Arctic zone of the Russian Federation (on the example of the Murmansk region): a general statement of the problem]. Trudy KNC RAN [Transactions of KSC RAS], 2018, vol. 9, no. 11-15, pp. 145-153. (In Russ.).

16.Mitneva E. D. Reprezentaciya i konstruirovanie identichnosti korennyh narodov v onlajn i offlajn media, razvlekatel'noj industrii i turizme na primere saamov [Representation and construction of the identity of indigenous peoples in online and offline media, entertainment industry and tourism on the example of the Saami]. Istoriya i kul'tura Russkogo Severa i Arktiki: sbornik nauchnyh statej [History and Culture of the Russian North and the Arctic: collection of scientific articles]. Arhangel'sk, 2018, pp. 97-102. (In Russ.).

Информация об авторе

О. А. Сулейманова — кандидат исторических наук, научный сотрудник.

Information about the author

O. A. Suleymanova — PhD (History), Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 31.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022;

принята к публикации 19.04.2022.

The article was submitted 31.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted

for publication 19.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.