Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРЕЙСКО-РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ТРАДИЦИИ И АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ" И СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ КОЛЬСКИХ СААМОВ'

О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРЕЙСКО-РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ТРАДИЦИИ И АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ" И СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ КОЛЬСКИХ СААМОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СААМЫ / КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ / КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бодрова Ольга Александровна

В публикации раскрывается содержание доклада, посвященного современным праздникам кольских саамов на международной корейско-русской конференции. Саамские праздники рассматриваются в аспекте их особого значения как средства сохранения культурного наследия саамского народа и как узнаваемого регионального бренда. Приводится предварительная классификация саамских современных праздников, дается их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Бодрова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СONCERNING THE INTERNATIONAL KOREAN-RUSSIAN CONFERENCE “TRADITIONS AND PRESENT OF ETHNIC MINORITIES IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA” AND MODERN FESTIVALS OF THE KOLA SAMI

The paper reveals the content of the report concerning modern and traditional festivals of the Kola Sami, which was presented at the International Korean-Russian conference. The Sami festivals are of special importance as a means of preservation of the cultural heritage of the Sami people and as a recognizable regional brand. There is a provisional classification and summary of some modern festivals of the Kola Sami.

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРЕЙСКО-РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ТРАДИЦИИ И АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ" И СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ КОЛЬСКИХ СААМОВ»

Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. Т. 12, № 4. С. 183-189.

Transactions of the Ко1а Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 12, no. 4. P. 183-189.

Научная статья

УДК 394.21 (=511.12)(470.21 )

DOI: 10.37614/2307-5252.2021.4.21.015

О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРЕЙСКО-РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТРАДИЦИИ И АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ» И СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ КОЛЬСКИХ СААМОВ

Ольга Александровна Бодрова3

Центр гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5312-6692

Аннотация

В публикации раскрывается содержание доклада, посвященного современным праздникам кольских саамов на международной корейско-русской конференции. Саамские праздники рассматриваются в аспекте их особого значения как средства сохранения культурного наследия саамского народа и как узнаваемого регионального бренда. Приводится предварительная классификация саамских современных праздников, дается их краткая характеристика. Ключевые слова:

саамы, Кольский полуостров, Мурманская область, традиционные праздники, современные праздники, культурно-массовые мероприятия Финансирование

Работа выполнена в рамках выполнения госзадания по теме НИР № 0226-2019-0066 и профинансирована из федерального бюджета.

Для цитирования: Бодрова О. А. О Международной корейско-российской конференции «Традиции и актуальное состояние малочисленных народов Арктической зоны России» и современных праздниках кольских саамов // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 21. 2021. Т. 12, № 4. С. 183-189. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.015.

Original article

œNCE RNING THE INTERNATIONAL KOREAN-RUSSIAN CONFERENCE "TRADITIONS AND PRESENT OF ETHNIC MINORITIES IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA" AND MODERN FESTIVALS OF THE KOLA SAMI

Olga A. Bodrovs13

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of RAS, Apatity, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5312-6692

Abstract

The paper reveals the content of the report concerning modern and traditional festivals of the Kola Sami, which was presented at the International Korean-Russian conference. The Sami festivals are of special importance as a means of preservation of the cultural heritage of the Sami people and as a recognizable regional brand. There is a provisional classification and summary of some modern festivals of the Kola Sami. Keywords:

Sami people, Kola Peninsula, the Murmansk region, traditional festivals, modern festivals, cultural and recreational activities

Funding

The article was supported by the federal budget to carry out the state task of the FRC KSC RAS No. 0226-2019-0066.

For citation: Bodrova O. A. Concerning the international Korean-Russian conference "Traditions and Present of Ethnic Minorities in the Arctic Zone of Russia" and modern festivals of the Kola Sami // transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 12, no. 4. P. 183-189. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.015.

2 октября 2021 г. состоялась I Международная корейско-российская конференция «Традиции и актуальное состояние малочисленных народов Арктической зоны России», организованная Институтом малочисленных народов университета «Пэчже» при поддержке Корейского национального исследовательского фонда. Мероприятие прошло на базе Исторического музея университета «Пэчже» (Ю. Корея, г. Сеул, Джонг-дон) в формате онлайн (рис.). В работе конференции приняли участие дирекция и сотрудники Института малочисленных народов университета «Пэчже», ведущий научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, доктор исторических наук И. Ю. Винокурова (г. Петрозаводск) и старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН, кандидат исторических наук О. А. Бодрова. Были представлены такие темы, как традиционные верования и ритуалы кетов, ритуалы по излечению болезней и воззрения на душу удэгейцев Дальнего Востока, туристический потенциал регионов проживания малочисленных народов России с точки зрения культурного туризма, современные местные праздники вепсов и кольских саамов. По материалам мероприятия выпущен сборник докладов (приветственное слово — И. Ю. Винокуровой) [1].

2021 ЧИЩви iL^aj^^T-i

Traditions and Present oi Ethnic Minorities in Ihe Arctic Zone of Russia

. ' :<>: I d : ^ 11 ) 1Z30-1U M

» » il«»»!»»» »f tl'IS »• * « i Ч : ЧЧ1ММ t aCMHWHN 'HSflii /

Ч-ЧЧЧЧЧП'Ч JiWii

« ; i 1 -

Рис. Обложка сборника материалов I Международной корейско-российской конференции «Традиции и актуальное состояние малочисленных народов Арктической зоны России»

Докладам представителей российских научных организаций была отведена третья секция конференции. Согласно традициям научных мероприятий принимающей стороны после презентаций и сообщений исследователей с комментариями и вопросами выступили официальные оппоненты докладчиков — А. Э. Кулик (Университет «Кенг Ги », г. Сеул) и Д. И. Капарушкина (У ниверситет «Сон Мун», г. Асан). Затем следовали обсуждения докладов и общая дискуссия. Примечательно, что рабочим языком третьей секции был русский, и большинство вопросов задавалось на русском языке. Выступления южнокорейских ученых на русский язык переводила

координатор мероприятия Диана Чанг. Было отмечено, что в дальнейшем предполагается расширить географию участников будущих совместных конференций за счет привлечения российских ученых из других арктических регионов. В настоящее время сотрудники Института малочисленных народов университета «Пэчже» планируют рабочие визиты в Карелию и на Кольский полуостров, а также живое знакомство с культурами представителей коренных малочисленных народов Европейского Севера.

Останавливаясь подробнее на одной из ключевых тем корейско-российской конференции — праздниках коренных малочисленных народов Европейской части АЗРФ — нельзя не отметить их значение в аспекте сохранения культурного наследия и возрождения этнических традиций. Кроме того, изучение современных и традиционных праздников коренного населения, (например, группы кольских саамов) перспективно как в контексте территориального брендирования, так и развития этнографического туризма в регионе. Именно современной праздничной культуре саамов был посвящен доклад О. А. Бодровой «Современные и традиционные праздники кольских саамов в культурно-массовых практиках Мурманской области».

Как известно, саамская культура, несмотря на то, что доля саамов от общего количества всех жителей Мурманской области составляет лишь 0,2 % или 1599 чел. (по данным на 2010 г.)1, является одним из основных культурных символов региона. По заявлению губернатора, высказавшегося накануне Международного дня саамов в связи с развитием этнографического туризма в области: «Кольский полуостров должен ассоциироваться с уникальными традициями саамского народа»2. Сохранению материальной и духовной культуры кольских саамов способствует проведение в Мурманской области большого количества культурно-массовых мероприятий, тем или иным образом связанных с традиционными и национальными праздниками саамского населения: различные праздники, фестивали, выставки и пр. Одновременно большинство этих праздников и фестивалей являются и событийными мероприятиями, популярными среди туристов и местных жителей. Объектом исследования в названном докладе являлись современные саамские праздники, которые в своем большинстве происходят от традиционных этнических праздников или ритуальных действий, претерпевших ряд трансформаций и адаптированных к реалиям нашего времени. На конференции не были представлены церковные и семейные саамские праздники.

В условной классификации современных саамских праздников автор доклада предложила выделять: 1) национальные; 2) спортивно-досуговые, 3) этнические; 4) событийно-развлекательные. Практически все эти праздники и другие культурно-массовые мероприятия, связанные с саамской культурой, отражаются в календарном плане мероприятий, составленном при Правительстве Мурманской области. В 2020-2021 гг. в связи с пандемией проведение таких мероприятий резко сократилось, поэтому для представления о количестве и своеобразии саамских праздников можно обратиться к документу «Календарный план мероприятий государственного областного бюджетного учреждения "Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера"» от 2019 г.3

Национальные праздники

Национальные праздники кольских саамов связаны прежде всего с публичным уровнем проявления их этнической идентичности и направлены на «пропаганду» национальной саамской культуры. При этом основные саамские национальные праздники являются едиными для саамов всех четырех государств: Норвегии, Швеции, Финляндии, России — и были определены на первом саамском собрании в Тронхейме (Норвегия) 6 февраля 1917 г. Начиная с этого дня, именно 6 февраля саамы ежегодно

отмечают свой главный национальный праздник — Международный день саамов. В России кольские саамы впервые отметили его в 1922 г. С тех пор в начале февраля в рамках празднования Международного дня саамов во многих городах и поселках Мурманской области открываются выставки, проходят праздничные концерты, тематические уроки, вечера, конкурсы, информационные часы, виртуальные экскурсии, тематические презентации и многие другие мероприятия, которые знакомят посетителей с культурой саамов [2: 87]. В г. Мурманске и в с. Ловозеро обязательно поднимается саамский национальный флаг.

15 августа отмечается как День принятия саамского флага, который был утвержден на XIII Саамской конференции 15 августа 1986 г. в Оре (Швеция). Художник флага—Астрид Боль. У саамов есть и свой гимн (автор текста—Исаак Саба). Саамы отмечают также День учреждения Союза саамов. Это событие произошло на II Саамской конференции 18 августа 1956 г. в Карасйоке (Норвегия).

Помимо общесаамских национальных праздников, кольские саамы отмечают День саамского слова, который с 1989 г. проводится в рамках Дней славянской письменности и культуры, а с 1996 г. проходит в г. Оленегорске как Фестиваль саамской музыки.

Всего у саамов насчитывается 11 собственных официальных праздников, которые были утверждены на XV Саамской конференции в Хельсинки (1992) и на XVI Саамской конференции в Мурманске (1996) [2: 86].

Спортивно-досуговые праздники

Центральным праздником этой группы является Праздник Севера, который проходит в начале весны в г. Мурманске и в с. Ловозеро Мурманской области. Праздник Севера (неофициальное название этого мероприятия в Мурманске -- Полярная Олимпиада) -- это ежегодное культурно-массовое мероприятие, связанное с проведением спортивных соревнований по зимним видам спорта [3: 42]. А Праздник Севера, который проходит в Ловозеро, традиционно в советских публикациях называли районным.

В 1928 г. впервые в с. Ловозеро были устроены оленьи бега, в которых участвовало 14 упряжек. А 10 марта 1929 г. состоялись первые соревнования оленьих упряжек в Мурманске: всего 26 нарт, 80 оленей. Затем инициативная группа мурманских спортсменов-энтузиастов добилась проведения областного лыжного праздника. Так возникли традиции Полярной Олимпиады. В 1934 г. ловозерцы подхватили инициативу мурманчан и стали проводить свой Праздник Севера, но с этническим колоритом -- на оленьих упряжках, которыми правили саамские оленеводы. Мурманчане также решили приглашать на областной праздник оленеводов-спортсменов.

Сейчас Праздник Севера, особенно в с. Ловозеро, пользуется необыкновенной популярностью у туристов со всей страны и из-за рубежа, а также у местного населения. Традиционно это культурно-массовое мероприятие включает концертные программы национальных коллективов района и области, соревнования по национальным видам спорта (гонки на оленьих упряжках, лыжные гонки, стрельба из арбалета и лука, метание аркана и копья), работу ярмарки, на которой можно приобрести саамские изделия прикладного творчества, саамскую кухню. В оленьих гонках участвуют как мужчины, так и женщины. Дистанции составляют обычно 1600 и 3200 м.

По масштабности Праздник Севера очень близок национальным саамским праздникам. В Ловозере на открытии мероприятия так же поднимают национальный саамский флаг, как и в дни национальных саамских праздников.

Другим популярным спортивным праздником кольских саамов являются Летние саамские игры — народное гулянье на оз. Поповское недалеко от с. Ловозеро. Летние саамские игры проводятся с 1985 г. и возникли благодаря инициативе саамской писательницы и исследователя саамского фольклора Александры Андреевны Антоновой, которая составила и программу праздника с учетом особенностей традиционных саамских промыслов — оленеводства, рыболовства и охоты. На Летних саамских играх проходят выступления саамских этнографических коллективов, проводятся соревнования по стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, гребле на лодках, саамский футбол с участием главным образом женских команд. Работают мастер-классы по декоративно-прикладным ремеслам.

Этнические праздники

Среди этнических традиционных праздников кольских саамов, которые были частично восстановлены и переосмыслены в наши дни, можно особенно отметить календарные и обрядовые праздники, а также охотничьи обряды. Полнее всего игровые обрядовые элементы саамского праздника отразились в Медвежьих игрищах, реконструирующих древний культовый Медвежий праздник, описанный в конце XIX в. Н.Н. Харузиным [4].

Медвежьи игрища (Талл пеййв) связаны с культом медведя, следы которого можно встретить в фольклорных произведениях кольских саамов. Праздник был возрожден в декабре 1995 г. Национальным культурным центром с. Ловозеро. Фольклорные коллективы попытались воспроизвести обрядовые действия, сопровождавшие удачную охоту на медведя. В сценарий праздника были введены также спортивные состязания — собственно игрища, во время которых женщины и дети стреляли с завязанными глазами из арбалета в шкуру медведя, прыгали через нее, метали копья и камни. Мужчины состязались за титул самого ловкого «мужчины-медведя», то есть равного по силе медведю, в саамской борьбе, заарканивании оленей, в поднятии тяжестей, в стрельбе из арбалета. Затем все чествовали победителя, как и в старину чествовали охотника, которому удалось обнаружить логово медведя [5: 395].

Состязания являются обязательным элементом современных праздников, восходящих корнями к традиционным этническим праздникам кольских саамов, а также спортивных культурно-массовых мероприятий. Центральным образом всех саамских праздников является северный олень, с одной стороны, как символ жертвы (саамы приносили оленей в жертву как языческим божествам, так и в канун православных праздников), другой стороны, северный олень неразрывно связан с фигурой Мяндаша — тотемного предка кольских саамов. Северный олень выступает атрибутом саамской культуры как символ материальной основы жизнедеятельности и тотемный образ, закрепленный в фольклорной традиции и обрядовой культуре. Образ оленя используется на мероприятиях в виде элементов визуального оформления, экспонатов, персонажей действа, что не исключает реального участия животных в анимации (например, в катаниях на оленях) или в традиционных спортивных соревнованиях.

Событийно-развлекательные праздники

Эти культурно-массовые мероприятия направлены не на проявление саамской этничности, а на привлечение внимания широкой общественности и увеличение туристского потока в Мурманскую область. Строго говоря, подобные праздники вообще не инициированы саамским населением, а только заимствуют отдельные элементы саамской культуры и мотивы саамского фольклора.

Самым ярким праздником этой группы можно считать недавно возникшее мероприятие событийного туризма Гиперборейский новый год, который теперь ежегодно отмечается в г. Ковдоре и является частью популярного регионального бренда «Ковдор -- столица Гипербореи». Одним из главных персонажей праздника является змей Куввт (что в переводе с кильдинского диалекта саамского языка означает «змея»). Гиперборейский новый год, который отмечается 22 декабря, обыгрывает происхождение названия г. Ковдора от топонима «койвт» (от существительного «змея» на бабинском диалекте саамского языка, распространенном в данном районе) и историю древнего саамского праздника, приуроченного ко дню зимнего солнцестояния, наподобие древнегерманского праздника Йоль [6: 98].

Введение саамской этнической символики в структуру культурно-массовых мероприятий событийного туризма (фестивалей, городских праздников, спортивных соревнований) сближает их с традиционными народными праздниками и ритуальными состязательными обрядами кольских саамов, превращая этнический праздник в феномен современной массовой культуры.

Примечания

1 Всероссийская перепись населения 2010 года: в 11 т. Т. 1: Численность и размещение населения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.09.2021).

2 Кольский полуостров должен ассоциироваться с уникальными традициями саамского народа: в Мурманской области развивают этнический туризм // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/ info/news/394419/ (дата обращения: 05.04.2021).

3 Календарный план мероприятий государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера» на 2019 год // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/calendar/plan-2019.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

Список литературы

1. Совместная корейско-российская конференция Института малочисленных народов университета «Пэчже» 2021 «Традиции и актуальное состояние малочисленных народов Арктической зоны России» (Сеул, 2 октября 2021 г.). Сеул: Университет «Пэчже», 2021.

2. Сулейманова О. А., Бодрова О. А. «Саами приглашают»: культурно-массовые мероприятия как форма сохранения культурного наследия коренного населения Кольского Севера // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2017. № 4 (11). С. 83-96.

3. Сулейманова О. А. «Праздник Севера и традиционный день оленевода»: к проблеме изучения культурно-массовой деятельности как формы актуализации этнокультурных традиций аборигенного населения Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2018. № 11 (15). С. 42-52.

4. Харузин Н. Н. «Медвежья присяга» и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов // Этнографическое обозрение. 1898. N° 3. С. 1-36; N° 4. С. 1-37.

5. Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Книжное издательство, 2005. 416 с.

6. Бодрова О. А. Образ змеи в фольклоре, обрядах и современных практиках населения Мурманской области // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42, № 5. С. 95-99.

References

1. Sovmestnaja Korejsko-rossijskaja konferencija Instituta malochislennyh narodov universiteta "Pjechzhe" 2021 "Tradicii i aktual'noe sostojanie malochislennyh narodov Arkticheskoj zony Rossii" (Seul, 2 oktjabrja 2021 g.) [Joint Korea-Russian conference of the Institute of indigenous peoples and minorities of the University "Pjechzhe" 2021 "Traditions and Present of Ethnic Minorities in the Arctic Zone of Russia"]. Seoul, University "Pjechzhe", 2021, 89 p. (In Kor. and Russ.).

2. Sulejmanova O. A., Bodrova O. A. "Saami priglashajut": kul'turno-massovye meroprijatija kak forma sohranenija kul'turnogo nasledija korennogo naselenija Kol'skogo Severa ["Saami invite": cultural and mass activities as a form of conservation of the cultural heritage of the indigenous people of the Kola North]. Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian Studies], 2017, no. 4 (11), pp. 83-96 (In Russ.).

3. Sulejmanova O. A. "Prazdnik Severa i tradicionnyj den' olenevoda": k probleme izuchenija kul'turno-massovoj dejatel'nosti kak formy aktualizacii jetnokul'turnyh tradicij aborigennogo naselenija Murmanskoj oblasti ["The Holiday of the North and the Traditional day of the Reindeer": to the problem of studying cultural and mass activities as a form of actualization of ethnocultural traditions of the aborigines of the Murmansk region]. Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian Studies], 2018, no.11 (15), pp. 42-52 (In Russ.).

4. Haruzin N. N. "Medvezhja prisjaga" i totemicheskie osnovy kul'ta medvedja u ostjakov i vogulov ["Bear Oath" and the totemic foundations of the bear cult among the Ostyaks and Voguls]. Jetnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 1898, no. 3, pp. 1-36; no. 4, pp. 1-37 (In Russ.).

5. Bol'shakova N. P. Zhizn', obychai i mify kol'skih saamov v proshlom i nastojashhem [Life, customs and myths of the Kola Sami in the past and present]. Murmansk, Book publ., 2005, 416 p. (In Russ.)

6. Bodrova O. A. Obraz zmei v fol'klore, obrjadah i sovremennyh praktikah naselenija Murmanskoj oblasti [The snake image in folklore, rites and contemporary practices of the peoples of the Murmansk region]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Petrozavodsk State University], 2020, vol. 42, no. 5, pp. 95-99 (In Russ.).

Сведения об авторе

О. А. Бодрова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ДТП КНЦ РАН.

Information about the author

O. A. Bodrova — PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre

of the Humanities of the Kola Science Centre of RAS.

Статья поступила в редакцию 28.09.2021; одобрена после рецензирования 04.10.2021;

принята к публикации 08.10.2021.

The article was submitted 28.09.2021; approved after reviewing 04.10.2021; accepted

for publication 08.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.