Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКИХ СААМОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ": ДИНАМИКА ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКИХ СААМОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ": ДИНАМИКА ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СААМЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ФОТОРЕПРЕЗЕНТАЦИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / VISUAL CONTENT / MATERIAL CULTURE / SAMI OF MURMANSK REGION / SOCIAL NETWORKS / PHOTO REPRESENTATIONS / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейманова Олеся Анатольевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнения пробела в изучении современных практик использования новых информационных технологий для репрезентации материальной культуры как фактора сохранения и трансляции этнической идентичности коренного населения Мурманской области. Проанализирован контент 11 официальных групп - виртуальных саамских сообществ - и 10 личных страниц представителей саами в социальной сети «Вконтакте». Использованы методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и изобразительного материала. На основе анализа данных выделены разные типы визуальных источников, которые репрезентируют элементы материальной культуры коренного населения в виртуальном пространстве. В зависимости от типа визуальных источников варьируют и их функции. Посредством аватарок и личных фотографий, на которых участники социальной сети запечатлены в национальных костюмах или с определенными атрибутами саамской культуры, демонстрируется принадлежность к этническому сообществу. Визуальные источники из музейных коллекций репрезентируют элементы традиционной материальной культуры саамского сообщества, что способствует трансляции традиционных знаний. Коммуникация, интеграция, обмен информацией и знаниями посредством визуальных образов осуществляются и внутри саамского сообщества, и за его пределами, поскольку виртуально «открыты» для всех желающих. Визуальные образы материальной культуры саамов могут использоваться в коммерческих целях (например, для реализации сувениров с этнической символикой и т. п.). «Упрощенное» использование этнически маркированных вещей в коммерческих целях способствует искажению этнического образа. Исследование показало, что представители саамского сообщества борются против «упрощенного» использования этнической символики, распространяя «некорректные» визуальные образы посредством репостов с целью привлечения внимания общественности. В современном контексте, в связи с пандемией, появляются и новые формы этнической самопрезентации, которые отражают динамику визуальных образов материальной культуры саамов (в частности, защитные маски с этнической символикой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION OF THE CULTURE OF THE KOLA SAMI IN VKONTAKTE SOCIAL NETWORK: THE DYNAMICS OF THE VISUAL IMAGES OF MATERIAL CULTURE

The article responds to the need to fill the gap in the studies of modern practices of using new information technologies to represent material culture as a factor in the preservation and transmission of the ethnic identity of the indigenous population of the Murmansk Region. The author analyzes the content of 11 official groups, i.e. virtual Sami communities and 10 personal pages of Sami people in Vkontakte social network, using the methods of virtual included observation and content analysis of textual and visual materials. Based on the analysis of the data, various types of visual sources representing elements of the material culture of the indigenous population in the virtual space have been identified. Depending on the type of visual sources, their functions also vary. Belonging to the ethnic community is demonstrated by means of avatars and personal photographs, in which members of the social network are captured in national costumes or with certain attributes of the Sami culture. Visual sources from museum collections represent elements of the traditional material culture of the Sami community, contributing to the transmission of traditional knowledge. Communication, integration, and exchange of information and knowledge through visual images are carried out both within the Sami community and outside it, since virtual groups are ‘open’ for everyone. It has been revealed that the visual images of the material culture of the Sami can be used for commercial purposes (for example, to sale souvenirs with ethnic symbols, etc.). ‘Simplified’ use of ethnically labeled things for commercial purposes contributes to the distortion of the ethnic image. The study has showed that representatives of the Sami community are fighting against the ‘simplified’ use of ethnic symbols by spreading ‘incorrect’ visual images through reposts in order to attract the public. In the context of modern realities, and in connection with the pandemic, new forms of ethnic self-presentation have been identified. They reflect the dynamics of the visual images of the material culture of the Sami (in particular, the introduction of face masks with ethnic symbols).

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКИХ СААМОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ": ДИНАМИКА ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

DOI 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199 УДК 004.946:39(=511.12)

Кольский научный центр РАН

О. А. Сулейманова Апатиты, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-5109-958Х E-mail: [email protected]

■ Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «Вконтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры*

АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнения пробела в изучении современных практик использования новых информационных технологий для репрезентации материальной культуры как фактора сохранения и трансляции этнической идентичности коренного населения Мурманской области. Проанализирован контент 11 официальных групп — виртуальных саамских сообществ — и 10 личных страниц представителей саами в социальной сети «Вконтакте». Использованы методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и изобразительного материала. На основе анализа данных выделены разные типы визуальных источников, которые репрезентируют элементы материальной культуры коренного населения в виртуальном пространстве. В зависимости от типа визуальных источников варьируют и их функции. Посредством аватарок и личных фотографий, на которых участники социальной сети запечатлены в национальных костюмах или с определенными атрибутами саамской культуры, демонстрируется принадлежность к этническому сообществу. Визуальные источники из музейных коллекций репрезентируют элементы традиционной материальной культуры саамского сообщества, что способствует трансляции традиционных знаний. Коммуникация, интеграция, обмен информацией и знаниями посредством визуальных образов осуществляются и внутри саамского сообщества, и за его пределами, поскольку виртуально «открыты» для всех желающих. Визуальные образы материальной культуры саамов могут использоваться в коммерческих целях (например, для реализации сувениров с этнической символикой и т. п.). «Упрощенное» использование этнически маркированных вещей в коммерческих целях способствует искажению этнического образа. Исследование показало, что представители саамского сообщества борются против «упрощенного» использования этнической символики, распространяя «некорректные» визуальные образы посредством репостов с целью привлечения внимания общественности. В современном контексте, в связи с пандемией, появляются и новые формы этнической самопрезентации, которые отражают динамику визуальных образов материальной культуры саамов (в частности, защитные маски с этнической символикой).

* Исследование выполнено в рамках государственного задания № 0226-2019-0066 «Социокультурное и научно-техническое развитие северо-западной части Арктической зоны РФ в Х1Х-ХХ вв.: исторический и антропологический ракурсы».

визуальныи контент, материальная культура, саамы Мурманской области, социальные сети, фоторепрезентации, этническая идентичность

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сулейманова О. А. Презентация культуры

кольских саамов в социальной сети «Вконтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры.

Этнография. 2020. 3 (9): 169-199. doi 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199

O. Suleymanova

Kola Science Centre of the RAS

Apatity, Russian Federation ORCID: 0000-0001-5109-958Х

E-mail: [email protected]

I Presentation of the culture of the Kola Sami in Vkontakte social network: the dynamics of the visual images of material culture

ABSTRACT. The article responds to the need to fill the gap in the studies of modern practices of using new information technologies to represent material culture as a factor in the preservation and transmission of the ethnic identity of the indigenous population of the Murmansk Region. The author analyzes the content of 11 official groups, i.e. virtual Sami communities and 10 personal pages of Sami people in Vkontakte social network, using the methods of virtual included observation and content analysis of textual and visual materials. Based on the analysis of the data, various types of visual sources representing elements of the material culture of the indigenous population in the virtual space have been identified. Depending on the type of visual sources, their functions also vary. Belonging to the ethnic community is demonstrated by means of avatars and personal photographs, in which members of the social network are captured in national costumes or with certain attributes of the Sami culture. Visual sources from museum collections represent elements of the traditional material culture of the Sami community, contributing to the transmission of traditional knowledge. Communication, integration, and exchange of information and knowledge through visual images are carried out both within the Sami community and outside it, since virtual groups are 'open' for everyone. It has been revealed that the visual images of the material culture of the Sami can be used for commercial purposes (for example, to sale souvenirs with ethnic symbols, etc.). 'Simplified' use of ethnically labeled things for commercial purposes contributes to the distortion of the ethnic image. The study has showed that representatives of the Sami community are fighting against the 'simplified' use of ethnic symbols by spreading 'incorrect' visual images through reposts in order to attract the public. In the context of modern realities, and in connection with the pandemic, new forms of ethnic self-presentation have been identified. They reflect the dynamics of the visual images of the material culture of the Sami (in particular, the introduction of face masks with ethnic symbols).

KEYWORDS:

FOR CITATION:

visual content, material culture, Sami of Murmansk Region, social networks, photo representations, ethnic identity

dynamics of visual images of material culture. Etnografia. 2020. 3 (9): 169-199. (In Russ.). doi 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199

Suleymanova O. Presentation of the culture of the Kola Sami in Vkontakte social network: the

В конце ХХ в. в социальных и гуманитарных науках произошел так называемый визуальный поворот. Массовое распространение технических устройств (видеокамер, фотокамер, мобильных телефонов и т. п.) способствовало появлению огромного количества визуальных данных, которые исследователи принялись изучать и интерпретировать. В результате появились такие научные направления, как визуальная социология и визуальная антропология (Барт 2003; Штомпка 2007; Форум 2007; Визуальная антропология... 2007; Головнёв 2010; Богданова 2012), так что «на сегодняшний день фотографии и визуальные образы выступают основным средством репрезентации повседневности и становятся новой формой коммуникации современных людей» (Мясникова и др. 2014). Самопрезентация посредством визуальных образов является довольно распространенным феноменом и в онлайн-среде (Ц;екЫп 2017). Отличительная особенность такого рода самопрезентации в интернет-пространстве — охват более широкой аудитории, которая не ограничивается родственниками и друзьями индивида. Нередко в виртуальном пространстве визуальные источники вытесняют текстовую информацию. «В основном, успех имеют сайты с большим процентным содержанием изображений. YouTube, Facebook, «Вконтакте», Instagram — это социальные сети, в которых визуальная информация занимает более 50 % значимого пространства сайта» (Шустер 2013: 1896). Посредством такого рода источников возможно выражение как индивидуальной, так и групповой идентичности. Более того, визуальность становится существенным фактором конструирования этнокультурной идентичности (Пивнева 2018: 717).

В современном обществе индивиды и группы выражают свою этническую идентичность в том числе и в интернет-пространстве, в связи с чем появляются новые формы ее репрезентации. На данный момент опубликован целый ряд работ, посвященных особенностям формирования этнической идентичности в медиапространстве (Мартьянов, Мартьянова 2012; Тлехурай 2013; Ханхунова, Чойропов 2013; Махмутов, Габдрахманова 2016; Глухов, Окушова 2017; Кузьмин, Хантаев 2017; Головнёв и др. 2018; Петров, Абдувалиева 2018; Волокитина 2019; Белоруссова, Головнёв 2019; Киссер 2019 и др.). Однако проблема репрезентации материальной культуры как способа этнического самовыражения в онлайн-среде в качестве отдельного аспекта изучения, практически не затрагивается исследователями. Между тем презентация элементов

материально-вещной среды в виртуальном пространстве посредством визуальных источников является одной из форм коммуникации и играет немаловажную роль в процессе формирования этнического образа и самосознания. И. К. Петров и А. Х. Абдувалиева (2018) исследовали, как презентуется этническая идентичность у пользователей, которые вступают в виртуальные этносообщества. Исследование показало: «пользователи, вступающие в этнические группы, приобретают знания об особенностях своей этнической группы, культуре, истории и традициях, что позволяет им в большей степени ощущать свою принадлежность к ней» (Петрова, Абдувалиева 2018: 460). Это связано с тем, что пользователи, которые состоят в этнических группах, делятся значимой информацией, добавляя ее к себе на страницу через репосты. «Согласно полученным результатам представленность этнического аспекта (т. е. наличие записей, фото-и видеоматериалов) на страницах пользователей, вступающих в этнические группы в социальной сети, выше, чем у пользователей, которые не участвуют в данных группах» (Там же). Н. А. Волокитина отмечает, что в виртуальной среде нередко происходит лишь внешнее оформление признаков принадлежности к культуре: «В целом надо сказать, что сейчас репрезентация идентичности большей частью визуальная, поэтому упор делается на яркие, визуально воспринимаемые элементы своей культуры. Можно сказать, что идентичность человека сетевой культуры строится через определение своей связи с объектами и отдельными элементами культуры и показ этой связи окружающим» (Волокитина 2019: 38). В качестве особой совокупности «элементов» может рассматриваться материально-вещная среда.

В 2019 г в рамках работы по проекту «Новые технологии и социальные институты коренного населения Российской Арктики: возможности и риски» нами было проведено исследование, посвященное проблемам, связанным с идентификацией и функционированием киберсо-обществ кольских саамов на материале социальной сети «Вконтакте» (Разумова, Сулейманова 2019). Оно показало, что утверждение и трансляция киберэтничности являются основной функцией всех типов саамских веб-сообществ. Презентация этничности «достигается через актуализацию родного языка, фольклорно-мифологических сюжетов и образов, ландшафтных, растительных и животных символов (неоспоримое первое место занимает олень), элементов материальной культуры и других известных идентификаторов, которые активно "обыгрываются" на страницах виртуальных сообществ» (Там же: 118). Уже тогда мы обратили внимание на то, что во всех рассмотренных виртуальных группах, посвященных саамской тематике, значительная часть контента связана с материальной культурой.

В рамках данной статьи мы подробнее остановимся на проблеме репрезентации материальной культуры саамов в социальной сети

«Вконтакте». В ходе сбора и анализа данных были использованы методы виртуального включенного наблюдения, контент-анализа текстового и изобразительного материала, опубликованного на личных страницах пользователей из числа представителей саами и в саамских веб-сообществах в социальной сети «Вконтакте».

Выбор социальной сети «Вконтакте» обусловлен тем, что на сегодняшний день она является самым посещаемым ресурсом русскоязычного сегмента интернета, популярность его постоянно растет. По данным на июль 2019 г. Мурманская область находилась на втором в России месте по количеству участников этой сети по отношению к общей доле населения региона — 30,26 %, уступая Санкт-Петербургу, но опережая Москву (Социальные сети в России...).

На основе анализа контента 11 официальных групп — виртуальных саамских сообществ1 — и 10 личных страниц представителей саами в социальной сети «Вконтакте»2 выделены разные типы визуальных источников, которые репрезентируют элементы материальной культуры коренного населения в виртуальном пространстве, способствуя тем самым формированию этнического образа: 1 — аватар и личные фотографии представителей саами как средство этнической самопрезентации; 2 — фотографии из музейных коллекций, репрезентирующие материальную культуру саамов (национальную одежду, предметы быта и жилище); 3 — фотографии, репрезентирующие материально-вещную среду современных саамов (различные бытовые предметы и вещи как личного пользования, так и предназначенные для продажи); 4 — фотографии, репрезентирующие различные культурно-массовые мероприятия, в которые включены элементы материальной культуры саамов (выставки саамских изделий; национальные праздники; мастер-классы по саамскому рукоделию и т. п.); 5 — фоторепрезентации, направленные на борьбу с подделками

1 В тексте автор обращается к следующим страницам в социальной сети «Вконтакте»: Ловозерский НКЦ приглашает. Официальная группа. URL: vk.com>club65256797 (дата обращения: 25.03.2020); Ловозерский р-он — Луяввьр еммьне. Официальная группа. URL: https://vk.com/lujvrri (дата обращения: 25.03.2020); Магазин зимних вещей ручной работы «Саами».Официальная группа. URL: https://vk.com/club59509288 (дата обращения: 25.03.2020); ООМО «Ассоциация кольских саамов». Официальная группа. URL: https://vk.com/oomo_aks (дата обращения: 25.03.2020); Саамские изделия | Hand Made by Saami. Официальная группа. URL: https://vk.com/saamiworks (дата обращения: 25.03.2020); Саамский костюм: язык узоры музыка сказки, а также саамские узоры, пословицы, мифология, песни, праздники и сказки. Официальная группа. URL: https://vk.com/saamskij_kostjum (дата обращения: 25.03.2020); Саамские ножи. Ножи. Ловозеро. Knife. Lovozero. Официальная группа. URL: https://vk.com/samiknife (дата обращения: 25.03.2020); Самьоллмэ vkontakte.ru / Саамы в контакте. Официальная группа. URL: https://vk.com/club932308 (дата обращения: 25.03.2020); Фонд саамского наследия и развития. Официальная группа. URL: https://vk.com/foundsami (дата обращения: 07.04.2020); Фонд сохранения культуры Севера «ВАРЗУГА». Официальная группа. URL: https://vk.com/fondvarzuga (дата обращения: 25.03.2020); Этно-магазин Pimbu.ru. Официальная группа. URL: https://vk.com/club20757686 (дата обращения: 25.03.2020).

2 Из этических соображений мы не делаем ссылки на личные аккаунты, а указываем только имя и фамилию владельца личной страницы в социальной сети «Вконтакте».

Рис. 1. Аватар. Фотография с личной страницы Анны Праховой Fig. 1. Avatar. Photo from Anna Prakhova's personal page

атрибутов саамской культуры. Данная классификация не претендует на полноту, вероятно, она может быть дополнена при дальнейшем исследовании. Остановимся более подробно на каждом из выделенных типов.

1. Аватар («аватара», «аватарка») и личные фотографии представителей саами как средство этнической самопрезентации. Аватар — «это фотография или другое графическое изображение, которое используется в учетной записи пользователя для персонализации, самовыражения, облегчения узнавания и поиска владельца аккаунта» (Что значит аватарка...). Владельцы аккаунтов могут также добавлять фотографии в виртуальные альбомы и новостную ленту (на так называемую стену). С целью самопрезентации этничности в виртуальном пространстве используются визуальные образы с отсылкой к внешним атрибутам, которыми могут выступать национальный костюм, предметы традиционного быта и этническая символика в целом. Владельцы всех аккаунтов с определенной периодичностью использовали в качестве аватара фотографии, на которых они запечатлены в национальной одежде (рис. 1, 2). Помимо национальной одежды на аватарах используются различные предметы с этнической символикой (например, саамский флаг, декоративные предметы саамского быта и т. п.). Тем самым участники социальной сети демонстрируют свою этническую принадлежность и культуру своего этносообщества. Информационный контент этнических веб-сообществ также направлен на объединение пользователей и формирование у них чувства принадлежности к своему народу, в том числе посредством визуальных образов.

Рис. 2. Аватар. Фотография с личной страницы Сергея Николаева Fig. 2. Avatar. Photos from Sergey Nikolayev's personal page

<3>27 ¿>

5 КОММЕНТАРИЕВ Сначала CTapi

f* Ольга Егорова Чофтта мождесь нийт!!)) 17 июл 2014 г. Ответить

• Артем Антонов Саамка!® 17 июл 2014 г Ответить

4s Мария Дугина Ольге Ольга, шур пасьпе ;-* 17 июл 2014 г. Ответить

Ольга Егорова Артему Артем, саами :) 17 июл 2014 г. Ответить

m Артем Антонов Ольге Ольга, да конечно! ф 18 июл 2014 г. Ответить

© Ваш комментарий ©

в О ОО ( ОЭ V

Рис. 3, 4. Фотография и комментарии к ней, опубликованные на личной странице Марии Дугиной

Fig. 3, 4. Photo and related comments published on Maria Dugina's personal page

Н. А. Волокитина верно отмечает, что в социальной сети индивид вынужден постоянно обновлять или подтверждать презентируемый образ: «В современной социокультурной ситуации человек не может лишь однажды, например, в социальных сетях заявить о своей этнической идентичности, ведь через час это заявление пропадет за валом другой информации, человек постоянно должен подтверждать свой идентификационный выбор и поддерживать репрезентацию своей идентичности» (Волокитина 2019: 36). Все без исключения владельцы аккаунтов в социальной сети «Вконтакте» из числа представителей саами с определенной периодичностью добавляют в виртуальные альбомы фотографии, которые репрезентируют их культуру (чаще всего это фотографии в национальной одежде) (рис. 3, 4).

При анализе визуальных источников в социальных сетях интерес представляют комментарии к ним. Впрочем, размещенные фотоматериалы не всегда имеют надписи или комментарии. Сами по себе фотографии (как и любой визуальный источник) могут выступать неким заменителем текста и средством коммуникации. Кроме того, коммуникативная функция фотографии может осуществляться через «лайки» — условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, для чего пользователю необходимо лишь нажать одну кнопку (Гаранина, Шамина 2016).

I

Рис. 5. Фотография с личной страницы Андрея Данилова Fig. 5. Photo from Andrey Danilov's personal page

Фотография Марии Дугиной (рис. 3) была опубликована на ее личной странице 17 июля 2014 г. и набрала к настоящему времени 27 лай-ков. Владелица аккаунта предстает в национальной одежде. Комментарии к снимку показывают, что такая этническая самопрезентация не оставила равнодушными пользователей сети. Несколько комментариев написаны на саамском языке (рис. 4), что свидетельствует о мотивирующей роли такого рода фотографий. Один из пользователей (Артем Антонов — данный профиль к настоящему времени удален) оставил под фотографией подпись: «Саамка». В саамском сообществе женщин никто так не называет, это считается даже оскорбительным. Поэтому другой пользователь сразу поправил его: «Артем, саами:)». Из этого примера ясно, что идентификация по одежде как одному из этнических идентификаторов успешно осуществляется пользователями сети.

Представители саами также выкладывают в сеть и личные фотографии членов своей семьи, на которых присутствуют элементы саамского быта или национальной одежды (рис. 5).

2. Фотографии из музейных коллекций, репрезентирующие материальную культуру саамов (национальную одежду, предметы быта и жилище). К этой категории относятся фотографии, которые репрезентируют отдельные элементы материальной культуры саамов с целью трансляции традиционных знаний, потребность в которых на сегодняшний день

Рис. 6. Шамшура — саамский летний женский головной убор, XIX в. Из коллекции

Мурманского областного краеведческого музея. Опубликовано на стене сообщества «Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки, а также саамские узоры, пословицы, мифология, песни, праздники и сказки». URL: https://vk.com/saamskij_kostjum Fig. 6. Shamshura, Sami women's summer headgear, nineteenth century. From the collection of the Murmansk Regional Museum of Local History. Posted on the wall of the community page "Sami costume: language patterns music fairy tales, as well as Sami patterns, proverbs, mythology, songs, festivals and fairy tales".

возросла. Поскольку среди саамов сокращается количество говорящих на родном языке, для большинства саами самопознание и самопрезентация происходят через традиционные предметы и их реконструированные модели, которые знакомят с особенностями традиционной материальной культуры.

В саамских виртуальных сообществах и на личных страницах представителей саами размещаются фотографии, на которых изображены традиционные жилые постройки, предметы традиционного быта или элементы национальной одежды, в том числе из экспозиций различных музеев (как отечественных, так и зарубежных).

Значительная часть фотографий, репрезентирующих материальную культуру саамов, не имеет комментариев, что затрудняет поиск полных данных об изображенных на них предметах. Иногда фотографии просто подписываются — шамшура, каньги и т. п., без упоминания характеристик запечатленных предметов, места и времени их создания, использования.

Рис. 7. Оберег для люльки, 1920. Из коллекции Российского этнографического музея.

Опубликовано на стене сообщества «Саамский костюм...»

Fig. 7. Protective amulet for a cradle, 1920. From the collection of the Russian Ethnographic

Museum. Posted on the wall of the community page "Sami costume.".

В этом отношении выделяется виртуальная группа «Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки.» (Саамский костюм.). В ней собрано больше всего фотографий, позволяющих познакомиться с материальной культурой саамов. Многие фотографии сопровождаются достаточно полным описанием, легендой экспоната. Рассмотрим две фотографии (рис. 6, 7).

Фотография, на которой запечатлена шамшура (рис. 6), сопровождается пространным музейным комментарием, который содержит, помимо «паспортных» сведений, этнографически точную информацию о материалах и технологии изготовления вещи: «Шамшура — саамский летний женский головной убор. Период создания: XIX в. Материал, техника: сукно (металл), ткань хлопчатобумажная (берёста), бисер, вышивка, шитье. Размер: 12,0x35,0x24,0. Место создания: Кольский полуостров. Номер в Госкаталоге: 8859200. Номер по ГИК (КП): МОМ ОФ-238. Инвентарный номер: БТ-2635. Местонахождение: Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманский областной краеведческий

музей". Головной убор в форме низкого цилиндра с эллипсоидным возвышением над лбом (козырек). Сшит из сукна красного цвета. Основу козырька и околыша составляет береста обшитая тканью. По нижнему контуру шамшура обшита рядом мелкого разноцветного бисера (белый, желтый, голубой, по 3). Лобная часть украшена геометрическим орнаментом: ромбы, круги, полукружия, углы. На височной части — розетка, образованная разноцветным бисером из пяти окружностей разного диаметра. По внешнему краю круга — треугольники с петлями на вершинах. На нижней части козырька вышиты углы с петлями на вершинах, по бокам столбики с ромбами внутри и треугольники с петлями на всех углах. По краю — рамка из мелкого бисера в три ряда (белый, голубой, белый) с перламутровыми маленькими пуговицами. На внешней части козырька, в центре, вертикальный ряд ромбов с крестиком внутри, обрамленный полосками из белого бисера и углами с петелькой на вершине. Справа и слева ромб с петлями на углах и зигзагообразными линиями по сторонам. Козырек обрамлен рамкой из бисера с полукружиями внутри. Внешний край козырька обшит тесьмой светло-коричневого цвета. Затылочная часть обшита пятью полосками крупного бисера. Внутри, мелким бисером зигзагообразные линии с тремя синими бисеринками и столбики с желтым бисером на вершине. По внешнему краю затылочной части пришиты пуговицы из металла желтого цвета. При вышивке орнамента использованы белый, желтый, голубой мелкий и крупный бисер. Подкладка из ситца красного цвета» (Саамский костюм...).

В других случаях описания под фотографиями экспонатов более краткие, как, например, у изображения оберега из коллекции Российского этнографического музея (рис. 7): «Оберег для люльки. Саамы. Период создания: 1920. Материал, техника: сукно, замша. Размер: дл. общ. — 27,5; дл. привески — 4,7. Место создания: —. Номер в Госкаталоге: 14595233. Номер по ГИК (КП): РЭМ 4848-115. Инвентарный номер: —. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский этнографический музей"» (Саамский костюм. ЭР).

Одна из текстовых стратегий приобщения участников коммуникации к материальной культуре саамов — публикация подробных описаний материальных объектов. Комментарии пользователей свидетельствуют, что фотографии привлекают внимание не только представителей саамского сообщества, но и тех, кому интересна культура саамского народа, а также история региона (Кольского Севера), среди них как исследователи, так и широкая публика.

Образ истории саамского народа воспроизводится в виртуальных сообществах не только через упоминание и обсуждение конкретных исторических фактов, но и путем демонстрации старых фотографий, на которых запечатлены элементы материальной культуры (рис. 8).

Рис. 8. Печенгские лопари на Мурмане в национальных зимних костюмах. Открытка фотографической фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», 1907. Опубликована на стене сообщества «Ловозерский НКЦ приглашает». URL: https://vk.com/club65256797 Fig. 8. Pechenga Sami in national winter dress at Murmansk. Postcard by the photographic studio «Scherer, Nabholtz and Co.», 1907. Posted on the wall of the community page «Lovozersky NCC invites»

Рис. 9, 10. Саамские вещи в интерьере современной квартиры. Фотографии опубликованы на личной странице Елены Яковлевой

Fig. 9, 10. Sami objects in the interior of a modern apartment. Photos posted on Elena Yakovleva's personal page

Рис. 11. Изделия ручного труда саами (автор Елена Яковлева). Фотография опубликована

на стене сообщества «Саамские изделия | Hand Made by Saami». URL: https://vk.com/ saamiworks

Fig. 11. Sami hand made products by Elena Yakovleva. Photograph posted on the «Sami Products | Hand Made by Saami» community wall.

Представители саами нередко делают репосты записей, способствуя, в свою очередь, трансмиссии знаний о традиционной культуре.

3. Фотографии, репрезентирующие материально-вещную среду современных саамов (различные бытовые предметы и вещи, предназначенные как для личного пользования, так и для продажи). В данном случае речь идет о фотографиях, которые репрезентируют элементы современной материальной культуры. В настоящее время такие вещи чаще используются не по прямому назначению, а выполняют демонстрационную, декоративную и коммерческую функции: «"Саамская" вещь искусственно помещается в городской быт, и, с одной стороны, у нее появляются новые функции, с другой — сужается ее функциональное поле: орудия труда используют в основном только мастера, национальные костюмы демонстрируются на праздники» (Сулейманова, Пация 2016: 103).

Анализ контента личных страниц представителей саами и саамских виртуальных сообществ показал, что в социальной сети «Вконтакте» представлены фотографии, на которых изображены национальные вещи саамов, используемые в повседневном быту (рис. 9, 10). В основном это современные реконструкции по традиционным мотивам: различная утварь, орудия домашнего труда, ритуальные вещи (обереги),

ЩР^вр Понравилось Алевтине Сергинои и еще 7 людям ф8

Татьяна Быстрова

Сам сделал?

Sergei Nikolaev Г Нее, купил в Мухосе.

6 фев 2017 г.

Ъ"» Sergei Nikolaev Татьяне

Г Татьяна, это реальный а

,Г Татьяна, это реальный саамский нож, не декорация, отточен, как бритва:) Вчера тестили:))))

11 фев 2017 г.

^^ Татьяна Быстрова Sergei

Сергей, на чём?

Sergei Nikolaev Татьяне

Татьяна, да так, по мелочи, мясо порезали, картошку, лук и т.д.:))))

19 фев 2017 г.

Ваш комментарий (и)

Рис. 12, 13. Саамский нож и комментарии к фотографии. Фотографии опубликованы на личной странице Сергея Николаева Fig. 12, 13. Sami knife and comments to its photo. Posted on Sergey Nikolayev's personal page

Рис. 14. Фотография с надписью: «Я счастливый студент! Готовлю #оленину и слушаю

#SofiaJannok». Опубликована на личной странице Марии Дугиной Fig. 14. Photo with the caption: «I 'm a happy student! Cooking #оленину and listening to #SofiaJannok». Posted on Maria Dugina's personal page

Рис. 15. Фотография с надписью: «#каньги #саами». Опубликована на личной странице Андрея Данилова

Fig. 15. Photo with the caption: "#canigs #saami". Published on Andrey Danilov's personal page

декоративные предметы различного назначения (кулоны, сумки и т. п.), а также элементы национального костюма, которые используются в личных и коммерческих целях. Чаще всего на продажу изготавливаются всевозможные сувениры с этнической символикой (рис. 11). Некоторые представители саами создают отдельные виртуальные группы, чтобы рекламировать и продавать свои изделия. Среди таких групп — «Саамские ножи. Ножи. Ловозеро. Knife. Lovozero», «Этно-магазин Pimbu.ru», «Магазин зимних вещей ручной работы "Саами"» (Саамские ножи...; Этно-магазин...; Магазин зимних вещей.).

На личных страницах представителей саами и в виртуальных сообществах публикуется огромное количество фотографий с изображением современных саамских вещей. Многие из них сопровождаются комментариями и дискуссиями. Надо отметить, что среди предметов современного быта большое место занимают фоторепрезентации саамских ножей (рис. 12, 13, 14) и национальной обуви (рис. 15, 16, 17). У всех саами, чьи личные страницы в социальной сети были проанализированы, в виртуальных фотоальбомах имелись фотографии с изображениями национальной обуви или саамского ножа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже представлены комментарии к фотографии (рис. 15):

Антонина Серасхова: Эта обувь так и называется каньги? 3 Андрей Данилов: Антонина, да, национальная обувь народа саами.

Ниже представлены комментарии к фотографии (рис. 16):

СамираАгавердиева: о да такие такие как раз и видела!!!. Машенька Иваненко: мы такие зимой носим, только называем унты). Sergey Gavrilov: это бурки!!!.

Машенька Иваненко: да, но кроме названия разницы нет). Самира Агавердиева: бурки скользкие оч!!!!!!!!!!.

Sergey Gavrilov: эх вы товарищи дорогие!! все зависит от подошвы!!!))). Машенька Иваненко: бывают скользкие если намокнут, если некачественно сделают. а мокнут они от того, что со снегом не отряхивая заходишь в помещение, они мокнут, потом выходишь и подошва леденеет. я как не любитель отряхивать, всегда скольжу >_< аккуратность важна. Игорь Волов: У нас называли эту обувь — пимы, очень удобны. Анфиса Агеева: Русские их называют — пимы, а саамы — бурки. Пимы — это меховая обувь выше колен, практически до паха. Дмитрий Коньков: до паха тоборы называют.

Анфиса Агеева: Тоборки это повседневная обувь, а пимы — праздничная. Тоборки шились без сукна и аппликаций, а пимы украшались цветным сукном и аппликациями. На мужчине пимы. Здесь тоборки.

Ниже представлены комментарии, опубликованные к данной фотографии (рис. 17):

Яна Пантелеева: Красивые.

Валентина Совкина: Доня, у тебя какой размер? Надо бы мне тебе такие подарить:).

Яна Пантелеева: Valentina, 38 р. большая лапка у меня!!!

Светлана Букаренко: Valentina, Вы, всем дарите, у меня маленькая лапка

35 р.

Валентина Совкина: Хех, Могу взять заказ:).

НатальяМисюкевич: Валечка очень красивые!!!!

Людмила Тюрикова: Валюшка. привет! Кто шьет? И я такие же хочу!

Цена?

Валентина Совкина: Людмила, это покупные в Инари.

Как видно по фотоматериалам и комментариям, вещи, которые репрезентируются в виртуальном пространстве, не просто вызывают отклик у аудитории, но и провоцируют интересные дискуссии. Коммуникация,

3 В цитатах сохранены стиль, орфография и пунктуация авторов.

Рис. 16. Фотография с надписью: «Бурки — зимняя обувь. Photo by Александра

Симановская». Опубликована на стене сообщества «Самь оллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте». URL: https://vk.com/club932308 Fig. 16. Photo with the caption: "Burks — winter shoes. Photo by Alexandra Simanovskaya".

Posted on the wall of the community "Самь оллмэ vkontakte.ru Vkontakte.ru / Sami of Vkontakte".

Рис. 17. Фотография с надписью: «Каньги, каньги, сколько дорог исхожено... Самая удобная обувь#SAMШURASHWШTER». Опубликована на личной странице Валентины Совкиной

Fig. 17. Photo with the caption: "Canigs, canigs, how many roads have been walked... The most convenient shoes #SAMINURASHWINTER". Posted on the personal page of Valentina Sovkina

интеграция, обмен информацией, знаниями посредством визуальных образов осуществляются и внутри саамского сообщества, и за его пределами, поскольку стать участником саамских виртуальных сообществ может любой желающий. Обсуждения обычно связаны с историей появления этих вещей и с их правильными названиями (ср.: «Русские их называют — пимы, а саамы — бурки»). В комментариях часто используются оценочные характеристики: «красивые», «теплые», «удобные», «практичные», «скользкие» и т. п. В обсуждениях участвуют и саами, и пользователи, не относящиеся к этническому сообществу, но интересующиеся либо саамской культурой, либо вещами с северной тематикой.

4. Фотографии, репрезентирующие культурно-массовые мероприятия, в которые включены элементы материально-вещной культуры саамов (выставки саамских изделий, национальные праздники, мастер-классы по саамскому рукоделию и т. п.). Значительную часть визуального контента на личных страницах представителей саами и в виртуальных саамских группах составляют фотографии, на которых саамы запечатлены в качестве участников различных праздников и мероприятий, посвященных саамской культуре (например, Международного дня саамов) (рис. 18),

Рис.18. Международный день саамов. Фотография опубликована на стене сообщества «Фонд

саамского наследия и развития». URL: https://vk.com/foundsami Fig. 18. International day of the Sami. Photograph posted on the wall of the Sami Heritage and Development Foundation community page.

а также выставок саамских изделий, мастер-классов по саамскому рукоделию (рис. 19) и т. п. Основная цель такого рода мероприятий — продемонстрировать культуру и традиции этнической общности — достигается посредством использования различных предметных этнических маркеров (одежды, музыкальных инструментов, орудий труда и т. п.).

Такого рода фоторепрезентации могут выкладываться в сеть с короткими или развернутыми комментариями: «В минувшую субботу, 1 февраля на базе информационного интеллект-центра № 10 состоялся мастер-класс "Узоры земли Кольской", посвященный Международному дню саамов. <.. > Гости мероприятия не только открыли для себя особенности плетения, но и познакомились с традиционными предметами одежды, украшениями из оленьего меха, сувенирами, вырезанными из кости и оленьего рога, изделиями из оленьей и рыбьей кожи, которые были представлены на выставке предметов декоративно-прикладного творчества из коллекции Ассоциации кольских саамов и Центра народов Севера» (рис. 19) (ООМО «Ассоциация кольских саамов».).

5. Фоторепрезентации, направленные на борьбу с подделками атрибутов саамской культуры. Анализ виртуальных саамских сообществ в 2019 г. показал, что актуальным и наболевшим вопросом является использование этнической символики для пиара и в коммерческих целях (Разумова, Сулейманова 2019: 118). Так, на стене группы Фонд

Рис. 19. Мастер-класс «Узоры земли Кольской». Опубликована на стене сообщества «ООМО

Ассоциация кольских саамов». URL: https://vk.com/oomo_aks Fig. 19. Workshop "Patterns of the Land of Kola". Posted on the OOMO community wall «OOMO Kola Sami Association»

саамского наследия и развития» 3 октября 2018 г. была опубликована статья из газеты «Комсомольская правда» с громким названием «Не убивайте культуру: саами Заполярья борются против подделок». В ней сообщалось, что саами Мурманской области проводят акцию против некорректного использования элементов их культурного наследия. По этому поводу В. Н. Давыдов отмечает: «Особенно недовольны активисты использованием саамской символики в сфере туризма. Данные процессы касаются коренных народов России и затрагивают проблему идентичности и культурной аутентичности» (Давыдов). Понятие «аутентичность» в антропологии используется для обозначения «истинных» культурных форм (изделий, изготовленных представителями коренных народов «своими руками») (Bendix 1997: 15). Изделие считается «аутентичным», если оно изготовлено членами локального сообщества с использованием традиционных технологий. И напротив, изделия, изготовленные по новым технологиям, приравнивались к подделкам («неаутентичным»). Именно поэтому «в рамках современного антропологического дискурса обсуждается проблема изобретения традиции» (Давыдов). Р. Хандлер и Дж. Линкелин отметили, что традиция не передается из прошлого, а создается в настоящем в зависимости от «потребностей» современного общества. В настоящее время презентацию «традиций» в публичной сфере можно наблюдать посредством фольклорных фестивалей и различных

etno_51

г. Апатиты, Мурманская обл

О Q У ..........Я

ф Нравится viktorinka_051 и ещё 8 etno_51 Привет!Ждем тебя в нашей этнической деревне,тебя ждёт полное погружение в легенды саамов,сидя у очага ^ ДЬ1 узнаешь как жили наши предки.как вели быт,в какие мифы и легенды верили

Мы сделаем милый сувенир.который сможешь

Рис. 20. Рекламный фотопост коммерческого проекта «Этническая деревня». Опубликована на стене сообщества «Ловозерский р-он — Луяввьр еммьне». URL: https://vk.com/ lujvrri

Fig. 20. Advertising photo post of the commercial project "Ethnic Village". Posted on the wall of the community "The Lovozersky Area — Луяввьр еммьне".

национальных праздников (Handler, Linnekin 1984: 279). Как верно отмечает Н. А. Волокитина, «в современных культурных практиках элементы традиционной этнической культуры привлекаются для выполнения функций, не свойственных им в аутентичной среде, характерна потеря символов, претендующих на ориентиры и признаки этнокультурной идентичности, — в силу изменения социокультурной ситуации. <...> При этом элементы и образы традиционной этнической культуры, привлекаемые для современного массового потребления, в основном вторичны, они являются результатом трансформации и изменения контекста их существования» (Волокитина 2019: 37).

Представители саамского сообщества убеждены, что сувениры с саамской символикой, которые активно продают коммерческие организации, также искажают традиционные саамские символы (Разумова, Сулейманова 2019: 118-119). Исследование контента саамских веб-сообществ и личных страниц пользователей показывает, что эта проблема продолжает активно обсуждаться. Так, 15 января 2020 г. в группе «Ловозерский р-он — Луяввьреммьне» был опубликован пост с фотографией (рис. 20) и комментарием следующего содержания:

Снова этнодеревня#огниимандры. На фото явно видно — организаторы ассоциируют этнодеревню именно с саами. Одежда ужасна и рядом не стоит с саами. Если Вы хотите купить фейковый турпродукт, то Вам дорога в #огниимандры. Там Вы увидите во всей красе фейковые наряды, услышите развесистую клюкву. Но ничего не узнаете о саами и других народах Севера. Пользуйтесь качественными услугами — уважайте культуру коренного народа Кольского полуострова саами, берегите свои средства (Ловозерский р-он.).

11 марта 2020 года на стене группы «Фонд саамского наследия и развития» была размещена следующая информация:

Антипремия. База отдыха «Огни Имандры». Фонд саамского наследия и развития присоединяется к акции кольских саами #осторожнофуф-ло#bewareoffake#осторожноподделка. Ранее на сайте KOLASAPMI был представлен материал о фейковой этнической деревне «Огни Имандры». Также саами оставляли комментарии в соцсетях компании, на своих страницах и сайтах. Но компания не отреагировала на призывы саами. На основании полного игнорирования мнения народа саами Фондом саамского наследия и развития было принято решение о вручении антипремии базе отдыха «Огни Имандры» (рис. 21) (Фонд саамского наследия.).

Этот и подобные ему примеры свидетельствуют о том, что саамские активисты и общественники разными способами пытаются бороться с подделкой атрибутов саамской культуры, они возражают, в частности, против упрощенного использования этнически маркированных вещей (одежды, предметов быта и т. п.), которое приводит к формированию ложного этнического образа. Помимо упомянутых веб-сообществ, четверо из десяти представителей саами, чьи личные страницы в социальной сети мы проанализировали, сделали репосты данных записей.

В то же время саамскими общественниками и активистами ведется целенаправленная работа по налаживанию связей с «добросовестными» производителями. Так, в связи со сложившейся эпидемиологической в мире обстановкой на «стене» сообщества «Фонд саамского наследия

и развития» была опубликована весьма интересная информация о том, что фонд заключил соглашение об использовании элементов саамской культуры:

Данное соглашение является добровольным решением сторон на основании декларации Рованиеми, принятой в 2008 году на 19 саамской конференции в Рованиеми, Финляндия. В результате согласований были разработаны два макета изделия Buff (Бафф — это оригинальный, бесшовный, мульти-функциональный головной убор). В условиях распространения #COVID-19 #коронавирус Бафф является дополнительной защитой к медицинской маске. Эстетично, стильно, патриотично!!! Вариантов использования очень много. И на этом мы не будем останавливаться. А просто посмотрим фото. Отдельно отметим, что производитель самостоятельно вышел на связь. Это не первое соглашение и взаимная работа по использованию саамской культуры с производителями. Проводится на безвозмездной основе и Фонд не получает средств от использования символики. Мы с удовольствием рекламируем безвозмездно продукцию наших партнеров и приводим контакт для связи Илья Евсюков (Фонд саамского наследия.).

Приведенный выше материал свидетельствует о появлении новых форм этнической самопрезентации (в частности, посредством использования защитных масок с этнической символикой). Вследствие этого в социальных сетях формируются новые визуальные образы, которые отражают реалии времени и презентируют современную материальную культуру кольских саамов (рис. 22).

Анализ визуального контента виртуальных саамских сообществ и личных страниц представителей саами в социальной сети «Вконтакте» позволил выделить разные типы визуальных образов, репрезентирующих материальную культуру данного этнического сообщества. В зависимости от типа визуальных источников варьируют и их функции. Посредством аватаров и личных фотографий, на которых участники социальной сети запечатлены в этнически маркированных вещах, демонстрируется принадлежность к этническому сообществу. Визуальные источники из музейных коллекций позволяют приобщиться к традиционной материальной культуре этнического сообщества, что способствует трансляции традиционных знаний. Исследование показало, что некоторые визуальные источники, репрезентирующие материальную культуру саамов, вызывают у участников социальных сетей не только одобрение в виде «лайков», вокруг них разворачиваются оживленные дискуссии, что позволяет выделить еще две функции визуального саамского контента — коммуникативную и интегративную. Также мы выделяем коммерческую функцию, которая заключается в реализации изделий ручного труда саамов и предоставлении туристических услуг. Исследование показало, что представители

Рис. 21. Грамота антипремии #осторожнофуфло#bewareoffake #осторожноподделка.

Опубликована на стене сообщества «Фонд саамского наследия и развития». Fig. 21. Certificate of the negative award #cautionfuflo # bewareoffake #cautionfake. Posted on the wall of the Sami Heritage and Development Foundation community page.

саамского сообщества борются против «упрощенного» использования этнической символики, указывая на «некорректные» визуальные образы. В современном контексте, в связи с пандемией, выявлены новые формы этнической самопрезентации, которые отражают динамику визуальных образов материальной культуры саамов (в частности, появление защитных масок с этнической символикой).

В заключение отметим, что данное исследование открывает широкие перспективы для изучения особенностей презентации материальной

Рис. 22. Фотография с надписью: «Buff — Эстетично, стильно, патриотично». Опубликована на стене сообщества «Фонд саамского наследия и развития. URL: https://vk.com/ foundsami

Fig. 22. Photo with the caption: «Buff — Aesthetic, stylish, patriotic». Published on the wall of the Sami Heritage and Development Foundation community page

культуры кольских саамов посредством визуальных образов. В дальнейшем исследование может быть расширено за счет привлечения материалов из других социальных сетей («Одноклассники», Facebook). С целью выявления специфичности саамского варианта презентации материальной культуры посредством визуальных образов необходим сравнительный анализ, для которого потребуется привлечение материалов по другим этническим группам. Кроме того, возможно проведение глубинных интервью с целью выявления мотивов, побуждающих участников социальных сетей размещать или удалять те или иные типы фотографий в виртуальном пространстве.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.

Белоруссова С.Ю., Головнев А. В. Виртуальная этничность — новация на фоне традиции? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 36-40.

Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 2. С. 98-113.

Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. 528 с.

Волокитина Н. А. Репрезентация этнической идентичности в современном интернет-пространстве // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2. № 8. С. 35-39.

Гаранина О. Р., Шамина Ю.М. Влияние «лайков» в социальных сетях на самооценку личности // Психологические науки. № 44 (2). 21.04.2016. URL: https://novainfo.ru/arti-cle/5426 (дата обращения: 21.03.2020).

Глобальная статистика интернета. Рейтинг социальных сетей // Seo-auditor. URL: !Шр:/^^ео-аМйог.сот.ги^оиаЫ(дата обращения: 10.05.2020).

Глухое А. П., Окушова Г. А. Российские мигранты из стран Центральной Азии: цифровизация идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 139-161.

Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14-20.

Головнёв А. А., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтни-чность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108.

Давыдов В. Н. Культурная аутентичность и коренные народы: институциональные процессы и политика идентичности. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/12/03/1214824591/3bDavidov.pdf (дата обращения: 25.05.2020).

Киссер Т. С. Виртуальная идентичность российских немцев // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 64-84.

Кузьмин А. В., Хантаев С. Н. Презентация этничности в цифровом пространстве // Медиафилософия. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2017. XIII. С. 147157.

Ловозерский НКЦ приглашает. Официальная группа. URL: vk.com>club65256797 (дата обращения: 25.03.2020).

Ловозерский р-он — Луяввьр еммьне. Официальная группа. URL: https://vk.com/ lujvrri (дата обращения: 25.03.2020).

Магазин зимних вещей ручной работы «Саами». Официальная группа. URL: https:// vk.com/club59509288 (дата обращения: 25.03.2020).

Мартьянов Д. С., Мартьянова Н. А. Дискурсивные аспекты этнической идентичности в интернете // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 233-238.

Махмутов З. А., Габдрахманова Г. Ф. Особенности этнической идентичности виртуальных татарских сообществ в «Вконтакте» // Историческая этнология. 2016. № 2 С. 276-292.

Мясникова Л. А., Дроздова А. В., Архипова Ю. В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе // Теория и практика общественного

развития. 2014. № 19.. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-reprezentatsi-ya-povsednevnosti-v-sovremennom-mediaobschestve (дата обращения: 21.03.2020).

ООМО «Ассоциация кольских саамов». Официальная группа. URL: https://vk.com/ oomo_aks (дата обращения: 25.03.2020).

Орех Е. А., Сергеева О. В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей. URL: https://vestnik.spbu.ru/html15/s12/s12v2/14.pdf (дата обращения: 25.03.2020).

Петров И. К., Абдувалиева А.Х. Особенности этнической идентичности пользователей социальных сетей // Современные научные исследования и разработки. Астрахань, 2018. Т. 2. № 5 (22). С. 457-460. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35559089_32124764. pdf (дата обращения: 25.03.2020).

Пивнева Е. А. Фоторепрезентации этнической культуры обских угров // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 4. С. 716-728.

Разумова И. А., Сулейманова О. А. Саамские сетевые сообщества в «этническом интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114-122.

Саамские изделия/HandMadebySaami. Официальная группа. URL: https://vk.com/ saamiworks (дата обращения: 25.03.2020).

Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки, а также саамские узоры, пословицы, мифология, песни, праздники и сказки. Официальная группа. URL: https://vk.com/ saamskij_kostjum (дата обращения: 25.03.2020).

Саамские ножи. Ножи. Ловозеро. Knife. Lovozero. Официальная группа. URL: https:// vk.com/samiknife (дата обращения: 25.03.2020).

СäмьOллмэvkontakte.ru / Саамы «Вконтакте». Официальная группа. URL: https:// vk.com/club932308 (дата обращения: 25.03.2020).

Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды // Brand Analytics. URL: https:// blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (дата обращения: 01.04.2020).

Сулейманова О. А., Пация Е. Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. Апатиты, 2016. № 8-10 (42). С. 89-106.

Тлехурай З. А. Сайты черкесов диаспоры как источник по изучению этнической идентичности // Вестник Южного научного центра. 2013. № 3. С. 139-145.

Фонд саамского наследия и развития. Официальная группа. URL: https://vk.com/found-sami (дата обращения: 07.04.2020).

Фонд сохранения культуры Севера «Варзуга». Официальная группа. URL: https:// vk.com/fondvarzuga (дата обращения: 25.03.2020).

ХанхуноваМ.Ю., ЧойроповЦ. Ц. Социальные медиа как инструмент формирования этнической идентичности // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2013. № 2 (41). С. 168-177.

Что значит аватарка в интернет-сленге? // Proslang.ru. Интернет-сленг. URL.: https:// proslang.ru/internet-sleng/chto-znachit-avatarka.html (дата обращения: 25.03.2020).

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. 168 с.

Шустер О. В. Визуальность как глобальный тренд в пространстве массме-Am//European Researcher. 2013. № 7-1. С. 1890-1898. URL: www.erjournal.ru/jour-nals_n/1375549519.pdf (дата обращения: 25.03.2020).

Этно-магазин Pimbu.ru. Официальная группа. URL: https://vk.com/club20757686 (дата обращения: 25.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BendixR. In search of authenticity: The formation of Folklore Studies. Madison: University of Wisconsin Press, 1997. 306 p.

Handler R., Linnekin J. Tradition, Genuine or Spurious // The Journal of American Folklore. 1984. Vol. 97. № 385. Jul. — Sep. Pp. 273-290.

Utekhin I. Small Data First: Pictures from Instagram as an Ethnographic Source // Russian Journal of Communication. 2017. Vol. 9. № 2. Pp. 185-200.

REFERENCES

Bart R. [Photographic message]. Sistema mody. Stat'iposemiotike kul'tury [Fashion system. Articles on the semiotics of culture]. Moscow: Izd-vo im. Sabashnikovyh Publ., 2003, pp. 378392. (In Russian).

Belorussova S. Yu., Golovnev A. V [Virtual ethnicity — an innovation against the background of tradition?]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2019, no. 2, pp. 36-40. (In Russian).

Bendix R. In search of authenticity: The formation of Folklore Studies. Madison: University of Wisconsin Press, 1997. 306 p. (In English).

Bogdanova N. M. [Photography as a tool for sociological analysis of the practices of constructing visual self-presentation]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2012, vol. 15, no. 2, pp. 98-113. (In Russian).

Davydov V. N. Kul'turnaya autentichnost' i korennye narody: institucional'nye processy i politika identichnosti [Cultural authenticity and indigenous peoples: institutional processes and identity politics]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/03/1214824591/3bDa vidov.pdf (accessed 25.05.2020). (In Russian).

Garanina O. R., Shamina Yu. M. [Influence of "likes" in social networks on personal self-esteem]. Psihologicheskie nauki [Psychological Sciences], 2016, no. 44 (2). Available at: https:// novainfo.ru/article/5426 (accessed 21.03.2020). (In Russian).

Gluhov A. P., Okushova G.A. [Russian migrants from Central Asian countries: digitalization of identity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science], 2017, no. 37, pp. 139-161. (In Russian).

Golovnev A. V. [Close-up in anthropology]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural historical journal], 2010, no. 4 (29), pp. 14-20. (In Russian).

Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. [Web ethnography and cyber-ethnicity]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural historical journal], 2018, no. 1 (58), pp. 100-108. (In Russian).

Handler R., Linnekin J. Tradition, Genuine or Spurious. The Journal of American Folklore, 1984, vol. 97, no. 385, pp. 273-290. (In English).

Hanhunova M. Yu., Chojropov C. C. [Social media as a tool for the formation of ethnic identity]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologij i upravleniya [Bulletin of the East Siberian State University of Technology and Management], 2013, no. 2 (41), pp. 168177. (In Russian).

Kisser T. S. [Virtual identity of Russian Germans]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2019, no. 2, pp. 64-84. (In Russian).

Kuz'min A. V., Hantaev S. N. [Presentation of ethnicity in the digital space]. Mediafilosofiya [Media philosophy], 2017, no. 13, pp. 147-157. (In Russian).

Mahmutov Z. A., Gabdrahmanova G. F. [Features of the ethnic identity of virtual Tatar communities in the social network Vkontakte]. Istoricheskaya etnologiya [Historical ethnology], 2016, no. 2, pp. 276-292. (In Russian).

Mart'yanov D. S., Mart'yanova N.A. [Discursive aspects of ethnic identity on the Internet]. VestnikSGUTiKD [Bulletin of SGUTiKD], 2012, no. 2 (20), pp. 233-238. (In Russian).

Myasnikova L. A., Drozdova A. V., Arhipova Yu. V. [Visual representation of everyday life in the modern media society]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2014, no. 19, pp. 168-172. (In Russian).

Orekh E. A., Sergeeva O. V. [Digital face and digital body: new phenomena in the visual content of social networks]. VestnikSPbGU. Sociologiya [Saint Petersburg State University Bulletin. Sociology], 2015, no. 2, pp. 137-145. (In Russian).

Petrov I. K., Abduvalieva A. H. [Features of the ethnic identity of users of social networks]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki [State of the art research and development], 2018, vol. 2, no. 5 (22), pp. 457-460. (In Russian).

Pivneva E.A. [Photo-representations of the ethnic culture of the Ob Ugrians]. Vestnik ugrovedeniya [Journal of Ugric Studies], 2018, vol. 8, no. 4, pp. 716-728. (In Russian).

Razumova I. A., Sulejmanova O. A. [Sami network communities in the «ethnic Internet» of Russia]. Uchenye zapiskiPetrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Petrozavodsk State University], 2019, no. 2 (179), pp. 114-122. (In Russian).

Shtompka P. Vizual'naya sociologiya. Fotografiya kak metod issledovaniya [Visual Sociology. Photography as a research method]. Moscow: Logos Publ., 2007. 168 p. (In Russian).

Shuster O. V. [Visuality as a global trend in the mass media space]. European Researcher, 2013, no. 7-1, pp. 1890-1898. (In Russian).

Sulejmanova O.A., Paciya E. Ya. [Everyday life aspects of the adaptation of the Sami to the urban lifestyle]. Trudy Kol 'skogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2016, no. 8-10 (42), pp. 89-106. (In Russian).

Tlekhuraj Z.A. [Circassian diaspora sites as a source for studying ethnic identity]. Vestnik Yuzhnogo nauchnogo centra [Bulletin of the Southern Scientific Center], 2013, no. 3, pp. 139145. (In Russian).

Utekhin I. Small Data First: Pictures from Instagram as an Ethnographic Source. Russian Journal of Communication, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 185-200. (In English).

Vizual'naya antropologiya: novye vzglyady na social'nuyu real'nost' [Visual anthropology: new views on social reality]. Saratov: Nauchnaya kniga Publ., 2007. 528 p. (In Russian).

Volokitina N.A. [Representation of ethnic identity in the modern Internet space]. Social'naya integraciya i razvitie etnokul tur v evrazijskom prostranstve [Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space], 2019, vol. 2, no. 8, pp. 35-39. (In Russian).

Submitted: 02.06.2020 Accepted: 21.07.2020 Article is published: 01.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.