Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СААМСКИХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ РОССИИ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СААМСКИХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ РОССИИ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / КОЛЬСКИЕ СААМЫ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / КИБЕРЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Лариса Андреевна

Рассматриваются проблемы, связанные с социально-культурными функциями виртуальных сетевых сообществ кольских саамов в сегменте «этнического Интернета». Это обуславливает актуальность исследования и его новизну. Цель статьи - проведение сравнительного анализа продуктивности деятельности саамских интернет-сообществ регионального и российского уровня в области обсуждения в них социальных и социокультурных проблем данной этнической группы и размещения материалов соответствующей тематики. Неотъемлемой задачей является выявление в онлайн- и оффлайн-пространствах взаимодействующих деструктивных процессов, затрудняющих деятельность сообществ. Использовались методы невключенного онлайн-наблюдения и контент-анализа киберсообществ и электронных ресурсов. В результате было установлено, что к текущему году большинство представленных сообществ приостановили свою деятельность и с трудом реализуют планируемые социокультурные оффлайн-проекты. Большая часть саамского населения Мурманской области живет медленной онлайн-жизнью или не вовлечена в нее, несмотря на стремления онлайн-объединений кольских саамов к более широким и взаимным контактам с региональной, российской и зарубежной общественностью, СМИ, властями. Определяются функциональные и технологические причины прекращения деятельности онлайн-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE SAMI NETWORKS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MURMANSK REGION

The paper addresses problems connected with socio-cultural functions of virtual network communities of the Kola Sami in the “ethnic Internet” segment, which determines both the relevance and novelty of the research. The aim of the research is to conduct a comparative analysis of the productivity of the regional and federal Russian Sami Internet communities in discussing social and socio-cultural problems of the Sami ethnic group and posting materials on relevant topics. Therefore, an integral task is to identify interacting destructive processes hindering the communities’ activities both online and offline. Non-inclusive online surveillance and content analysis of cyber-communities and electronic resources were used. The study found that by this year most of the represented communities have suspended their activities and are struggling to implement planned sociocultural offline projects. Most of the Sami population in the Murmansk region have been slow to engage in online activities or are not involved in them at all, despite the Kola Sami online communities’ aspirations for wider and more mutual contacts with the regional, national, and foreign public, mass media, and authorities. The research helped to identify functional and technological reasons for the discontinuation of the said online activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СААМСКИХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ РОССИИ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University

Т. 44, № 6. С. 99-109 2022

Научная статья Этнология, антропология и этнография

Б01: 10.15393/искг.аг!2022.803 УДК 394:004.7(=511.1)

ЛАРИСА АНДРЕЕВНА КУЗНЕЦОВА

аспирант

Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) laralissysorkuz@yandex.ru

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СААМСКИХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ РОССИИ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с социально-культурными функциями виртуальных сетевых сообществ кольских саамов в сегменте «этнического Интернета». Это обуславливает актуальность исследования и его новизну. Цель статьи - проведение сравнительного анализа продуктивности деятельности саамских интернет-сообществ регионального и российского уровня в области обсуждения в них социальных и социокультурных проблем данной этнической группы и размещения материалов соответствующей тематики. Неотъемлемой задачей является выявление в онлайн- и оффлайн-пространствах взаимодействующих деструктивных процессов, затрудняющих деятельность сообществ. Использовались методы невключенного онлайн-наблюде-ния и контент-анализа киберсообществ и электронных ресурсов. В результате было установлено, что к текущему году большинство представленных сообществ приостановили свою деятельность и с трудом реализуют планируемые социокультурные оффлайн-проекты. Большая часть саамского населения Мурманской области живет медленной онлайн-жизнью или не вовлечена в нее, несмотря на стремления онлайн-объединений кольских саамов к более широким и взаимным контактам с региональной, российской и зарубежной общественностью, СМИ, властями. Определяются функциональные и технологические причины прекращения деятельности онлайн-сообществ. Ключевые слова: интернет-сообщества, кольские саамы, Мурманская область, социокультурные проблемы, культурно-просветительский капитал, киберэтничность

Благодарности. Статья выполнена по теме государственного задания № 0226-2019-0066.

Для цитирования: Кузнецова Л. А. Анализ динамики функционирования саамских сетевых сообществ России и Мурманской области // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 6. С. 99-109. БО!: 10.15393/иекг.аг12022.803

ВВЕДЕНИЕ

С появлением Интернета как нового пространства социального взаимодействия этничность наряду с иными видами идентичности приобрела новые формы и наполнение, включающее виртуальную консолидацию разрозненных в пространстве пользователей по признаку этнического происхождения. Одним из наиболее важных аспектов так называемой киберэтничности (выражения этнической идентичности в онлайн-про-странстве) является презентация культурного потенциала и просветительских возможностей этнической группы, стремящейся заявить о своей значимости и стремлении к единству без привязки к определенной территории. В последнее время многие исследователи отмечают исчезновение языков и прерванность межпоколенческой традиционной связи, благодаря которым осущест-

© Кузнецова Л. А., 2022

влялись передача и воспроизводство не только элементов материальной культуры кольских саамов (национальные костюмы, предметы быта), но и нематериального наследия (традиции, язык), в связи с чем процесс самопознания народа все больше реализуется за счет не внутренних, как раньше, а внешних источников [9: 172-176], [11: 103], среди которых Интернет занимает все более уверенные позиции. Поэтому феномен киберэтничности в целом и раскрытие ее культурно-просветительского аспекта в частности позволяют исследователям, интересующимся той или иной этнической культурой, или самим ее носителям распространять для себя и остальной общественности как можно больше сведений в том числе и о социальных проблемах, с которыми они сталкиваются, что косвенно может благоприятно сказаться на качестве жизни ее предста-

вителей. Исследования З. В. Сикевич [8: 45-48], А. А. Головнева [4: 106-107], С. Ю. Белоруссовой [2: 36-39], М. Ю. Ханхуновой [12], И. А. Разумо-вой [7], О. А. Бодровой [3: 174], Г. И. Грибановой [5] и др. направлены на изучение так называемых цифровых аспектов идентичности. Кроме того, изучение киберэтничности способствует развитию гуманистического направления цифровой этнографии, в рамках которого исследователь в известном смысле выступает в роли защитника, пытаясь либо своими средствами повлиять на проблему, выявленную по интернет-источникам, либо сделать это косвенно, указав на нее1.

Имеет место и обратная ситуация. Осознание и оценка администраторами целесообразности дальнейшего развития и информационного наполнения виртуальных этнических сообществ зависят от возникающих новых или устойчивых, не устраняемых представителями региональной власти, объективных социально-экономических проблем этнической группы. Это отрицательно влияет на интенсивное и экстенсивное развитие культуры, популяризацию и понимание ее уникальности и ценности, а снижение информационного фона культурной жизни способствует замалчиванию острых вопросов о качестве жизни и социальных проблемах представителей этнической группы. В качестве примера подобных последствий можно привести случай, когда саамское сообщество высказывало недоумение по поводу того, что в программе праздника, посвященного 100-летию г. Мурманска, организаторы ни разу не вспомнили о коренных жителях Кольского полуострова. В дни празднования на нескольких сценах областного центра были разыграны эпизоды из прошлого Мурманска, однако, по заверению саамов, ни на одной из них не было людей в костюмах коренных жителей. Между руководством Мурманска и саамским сообществом давно назрел конфликт, связанный с отказом чиновников установить в центре города мемориал оленно-транспортным батальонам. Бывший глава Мурманска Алексей Веллер подчеркивал, что он готов обсуждать эскизы памятника, но против его установки в городе2. Кроме того, уменьшение количества информации, касающейся культурной жизни кольских саамов, при активном развитии этнотуризма в регионе косвенно способствует театрализации и упрощенному, а зачастую и искаженному представлению о ней. Туристический бизнес - дело сугубо коммерческое и конкурентное во всех его формах, что не может не влиять на культуру, на складывавшиеся веками взаимоотношения между людьми. Туристические зоны

по всему миру упрощают национальную кухню. Традиционные ремесла работают на производство сувениров, их продукция становится массовой, декоративной и потому также упрощенной или стилизованной. Культура театрализуется, но опасность не в излишней яркости и экспрессивности представлений. Ее ориентируют на ожидания туристов, основанные на их представлениях об аборигенном населении, часто далеких от реальности. В итоге культура превращается в яркую имитацию традиций и зачастую носит фальшивый характер. В Ловозере даже в условиях слабого турпотока подобная китче-вая трансформация культуры уже происходит. Популярным туристическим объектом является Деревня саами (Музей саами) «Самь Сыйт». По словам представителей власти и активистов саами из Ловозера, представленная в деревне культура не имеет никакого отношения к саами, но является той самой яркой стилизацией, о которой говорилось выше. Созданный в ней образ соответствует стандартным, клишированным представлениям большинства населения о традициях коренных малочисленных народов Севера [1: 122-124]. Об этой деревне множество положительных отзывов, но есть и отрицательные, так, главным недостатком деревни названо невежество организаторов:

«Это не деревня саами, а... скажем, общеэтнографическая. Не было у лопарей кроликов, идолов, не разводили они хаски. Малицы не шили из белой замши по моде-2016 с разноуровневым подолом. Обед неплох, но не национальный. Чай - "Гринфилд" из пакета. Суп -из говядины...»3.

Местные активисты обращали также внимание на стилизованные эмблемы мероприятий, связанных тем или иным образом с культурой саамов. На них традиционно изображают мальчика у чума, что соответствует скорее образу из советского мультфильма «Умка», но не образу саама. Судя по множеству положительных отзывов о музее, особой тяги к китчу у людей нет, но есть незнание культур коренных малочисленных народов Севера, в частности культуры саамов [1: 123].

Таким образом, качество жизни и популяризация культурной деятельности этнической общности - достаточно подвижные, динамические категории, поскольку и на развитие реальной деятельности в этой области, и на степень ее репрезентации в сети Интернет влияет множество факторов - социокультурных, регионально-политических, социально-экономических, технологических. В частности, распространение новых сведений в рамках этнической самопрезентации

в онлайн-среде зависит от политики регулирования государственными органами доступа к информации; от степени готовности представителей этнической группы заявлять о своих проблемах широкой общественности и организациям по поддержке тех или иных народов; от технического совершенства интерфейсов интернет-источников, которое определяет способы взаимодействия с пользователем, и других обстоятельств.

Информационные барьеры визуально могут выражаться не только в виде нередко предза-данной для исследователя закрытости онлайн-сообществ под влиянием строгой модерации, жестких ограничений создателей и администраторов сайтов. Их также формирует низкая активность пользователей: отсутствие или малое количество постов, комментариев пользователей, добавленных файлов с текстовыми, фото-, аудио- и видеоматериалами. Многие онлайн-со-общества, несмотря на комплексные цели и задачи создания, а также активную деятельность в начале функционирования, имеют тенденцию к увеличению временных промежутков между обновлениями и в конце концов полностью прекращают свою деятельность. Этот процесс так или иначе связан или с тематикой, или с типом сообщества (официальным или неформальным), который определяет характер его наполнения содержанием, или с персональными проблемами администратора сообщества в оффлайн-реаль-ности. Жизненные обстоятельства могут препятствовать регулярной практике его обращения к комментирующим, выкладыванию новой информации, контролю за правилами поведения участников, фильтрации зарегистрировавшихся пользователей (в случае с закрытыми онлайн-со-обществами), систематизации контента, то есть управлению онлайн-сообществом как реальной оффлайн-организацией.

Деятельность этнических онлайн-сооб-ществ связана с информированием целевой аудитории не только об аспектах традиционной культуры, но и, к примеру, о современном состоянии социальной организации, менталитете и социально-психологических особенностях этнической группы и их изменениях под влиянием внешних факторов. В частности, с развитием цифровых технологий и компьютеризацией быта меняется этика общения и социального взаимодействия. «Вымирание» ряда сообществ означает своего рода урон для исследователей, накапливающих данные по сетевым источникам, а также социокультурного капитала самих представителей этнической общности, которые стре-

мятся к знанию и обогащению «материнской» культуры, ее адаптации к современным реалиям. В конечном итоге снижается доступ к информации о возможностях улучшить качество жизни и разрешить социальные, экономические, культурные проблемы. В особенности это касается компактно проживающих на одной территории коренных малочисленных народов России, которые являются социально уязвимой категорией населения. Они испытывают давление таких деструктивных факторов, как изолированный, часто тяготеющий к традиционному сельский образ жизни; притеснение глав административно-территориальных образований, к которым прикреплена этническая группа, в отношении традиционных видов деятельности или официального трудоустройства; проблемы организации образования на родном языке или его освоения и др. В Мурманской области этот перечень проблем, характерный для кольских саамов (в том числе в виртуальной части их социокультурной повседневности), освещался в исследованиях О. В. Аксеновой [1: 118-125], О. А. Сулеймановой [10: 146-147] и др.

МЕТОДИКА И ИСТОЧНИКИ

Целью исследования является сравнительный анализ продуктивности деятельности (активности) саамских этнических интернет-сообществ регионального и российского уровня в части обсуждения в них социально-культурных проблем этнической группы и размещения соответствующих материалов, а также выявление факторов деструктивных процессов, взаимодействующих в онлайн- и оффлайн-простран-ствах, которые препятствуют деятельности сообществ. Исследование инициировано проверкой двух гипотез: 1) объективные социально-культурно-экономические проблемы саамов в оффлайн-пространстве влияют на целесообразность и динамику репрезентации саамской культуры в сети Интернет и, напротив, 2) количественное распространение киберсообществ и качественное разнообразие их контента в части освещения социокультурных проблем саамов влияют на успешность разрешения этих проблем в реальности. Исследование основано на данных предыдущего этапа [6: 5-10], в нем использовались следующие категории анализа:

1) Вид сайта, на котором расположены интернет-сообщества;

2) Тип сообщества по организационному основанию (принадлежности и инициативе создания);

3) Общее количество событий, связанных с культурой и образованием саамов, на каждом сайте;

4) Характер основного контента исследуемых саамских этнических интернет-ресурсов по соответствующему содержанию большинства упоминаемых на этих сайтах событий социально-культурной жизни (саамский язык и его изучение, хозяйственно-бытовые, традиции, праздники, этническая история, литература, религия, изобразительное искусство, этническая символика, социальные отношения, общественно-политические проблемы и амбиции в саамской этнической общности Мурманской области и пр.);

5) Образовательные, профессиональные и культурно-просветительские цели этих событий и сообщения информации о них в саамских этнических интернет-сообществах (сайтах) и на общероссийских образовательных и культурно-просветительских сайтах, которые предоставляют сведения о саамах и их культуре;

6) Время последних обновлений событий в каждом киберсообществе (выявление количества развивающихся и «брошенных» администраторами интернет-сообществ), а также записей и других единиц информации, указывающих на причины прекращения развития того или иного сообщества [6: 5-10];

7) Количество и характер комментариев в каждом киберсообществе.

При помощи методов невключенного онлайн-наблюдения и контент-анализа электронных ресурсов и сообществ найдены и проанализированы 33 саамских этнических киберсообщества, относящиеся к трем большим группам по организационному основанию (принадлежности и инициативе создания). Из них 18 сообществ в социальных сетях и 15 официальных сайтов с указанием общего количества регулярно добавляющихся модератором единиц информации (упоминаний, мероприятий, постов, файлов, других форм) на темы образования и культуры в саамской этнической среде и остальной части целевой аудитории, интересующейся данной тематикой.

Количество значимых для исследования единиц информации в группах социальных сетей («ВКонтакте») на тему культурно-просветительской и научно-образовательной жизни саамов (без обсуждения других аспектов) подсчитано по состоянию на 10 марта 2020 года путем вычитания числа из записей непосредственно сообщества (его администратора), которые, в свою очередь, также являются частью общего количества записей на стене. В категорию необходимых

для исследования единиц информации также входит суммарное количество нетекстовых единиц информации (видео-, аудиозаписей, фотографий, анимаций, скачиваемых текстовых и программных файлов и т. п.) и записей, оставленных пользователями групп социальных сетей в темах раздела «Обсуждение» (эти записи также могут быть рассмотрены в качестве комментариев). В то же время количество аналогичных единиц информации на официальных сайтах, содержащих данный контент в чистом виде или частично, с примесью раскрытия других обсуждаемых в сообществе тем, найдено путем прямого порядкового счета на основных страницах сайтов (так называемые репосты и другие вторичные ссылки не учитывались). В настоящем исследовании для выявления динамики (сравнения) продуктивности функционирования сообществ в указанном аспекте произведен аналогичный подсчет значимых единиц информации по состоянию на 20 января 2022 года.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам исследования были определены несколько категорий онлайн-сообществ по динамике их функционирования:

1. Сообщества, прекратившие обновление до 3 апреля 2020 года (количество файлов и записей по запросу не увеличилось). В их число входят 9 сообществ: «Форум саами. (Forum Sapmi)», «Саамский информационный бюллетень «Самь Ё ммьне» - «Саамская земля», канал ви-деохостингового сайта YouTube «Кольское Саамское радио», «Саамский парламент Куэллнэгк нёарк Самь Соббар», официальный сайт Музея саамской литературы и письменности им. Ок-тябрины Вороновой, группа в социальной сети «ВКонтакте» «Воссоздание поселения древних саамов и создание на его базе культурно-просветительского экологического центра», образовательный портал «Саамские словари: online-словари и приложения», официальная страница информационного вестника (группа в социальной сети «ВКонтакте») «Куэллнэгк рыннт» / «Кольский берег» и группа в социальной сети «ВКонтакте» «Duodji samisk händverk».

2. Сообщества, прекратившие обновление в начале 2022 года и к моменту отслеживания 20 января 2022 года (количество файлов и записей заметно увеличилось в сравнении с состоянием на 3 апреля 2020 года, но новых записей и файлов в начале 2022 года и после 20 января 2022 года не обнаружено). К ним можно отнести только одно сообщество - представительство официального сайта общественной организации

(группа в социальной сети «ВКонтакте») «Фонд саамского наследия и развития».

3. Сообщества, прекратившие обновление в промежутке между 3 апреля 2020 года и 20 января 2022 года (количество файлов и записей заметно увеличилось в сравнении с состоянием на 3 апреля 2020 года, но обновления прекратили появляться после этой даты). В их число входят 8 сообществ: представительство официального сайта Мурманской областной молодежной общественной организации саамов «Самь Нураш» (Самь нурр олмэ организаhция «Самь Нураш», группа в социальной сети «ВКонтакте»), информационный портал с функцией электронной библиотеки «Российские саами. Саами Кольского полуострова», официальное сообщество (группа) в социальной сети «ВКонтакте» «ООСМО - Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области», краеведческий портал «Земля Ловозерская», группа в социальной сети «ВКонтакте» «Лопари (Саамы)», информационный портал «Ловозерье», группа в социальной сети «ВКонтакте» «Самь кйлл | Sam' kill | Саамский язык» и представительство официального сайта «Ловозерский национальный культурный центр» (группа в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерский НКЦ приглашает»).

Отметим, что среди систематически обновляющихся онлайн-сообществ есть такие, в которых регулярно обновляются разные рубрики (например, региональные новости, прогноз погоды и т. п.), но при этом пополнения новой информацией на темы культуры не происходит. Это характерно в основном для региональных информационных сайтов-порталов общей тематики («Ловозерье»), а также для некоторых саамских онлайн-сообществ, например «Саамы ВКонтакте».

Если соотнести характеристику интернет-сообществ как развивающихся или неподвижных с их признаками, соответствующими категориям анализа, то получим следующие результаты. Среди четырех категорий онлайн-сообществ по типу организации и инициативе создания прекратили обновления прежде всего представляющие общественные объединения, организации, фонды, союзы (таких было найдено 8). На первый взгляд это противоречит ожидаемой ситуации. Казалось бы, наибольшее число остановивших развитие сообществ должны были представлять какие-либо неофициальные организации. Регулярное ведение контента на основе индивидуальных инициатив, без материальной и иной поддержки оффлайн-организации - гораздо более слож-

ная задача для энтузиаста, чем для специально нанятого и обученного лица или группы лиц. Дополнительно можно отметить, что среди он-лайн-сообществ, прекративших обновление и пополнение новой информацией, оказалось больше всего тех, деятельность которых была приостановлена в период до 3 апреля 2020 года. Из прочих несколько меньшая часть приостановила свою деятельность после этой даты. Одна из возможных причин - вынужденный переход на удаленный формат функционирования организаций самого разного профиля в связи с пандемией. Однако, с другой стороны, именно это обстоятельство должно было бы усилить функционирование в онлайн-формате, компенсируя вынужденные ограничения в оффлайн-деятельности.

4. Сообщества, продолжающие обновляться в 2022 году и после 20 апреля 2020 года. К ним относятся и те, чьи обновления перестали выходить после 3 апреля 2020 года, но ближе к концу 2021 года и к началу 2022 года начал появляться новый материал. В их число входят 10 сообществ: представительство официального сайта общественной организации «Фонд саамского наследия и развития» (группа в социальной сети «ВКонтакте»), официальный сайт международной общественной организации «Союз саамов», представительство официального сайта общественной организации «Союз саамов» в социальной сети «ВКонтакте», информационный портал «Kola Sapmi (Новости кольских саами)», представительство официального сайта «Kola Sapmi (Новости кольских саами)» (группа в социальной сети «ВКонтакте»), официальный сайт муниципального бюджетного учреждения культуры «Ловозерский национальный культурный центр», группа в социальной сети «ВКон-такте» «Самь оллмэ vkontakte.ru / Саамы вкон-такте», группа в социальной сети «ВКонтакте» «Sápmi», представительство информационного портала «Ловозерье» (группа в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерцы») и группа в социальной сети «ВКонтакте» «Ловозерский р-он - Лу-яввьр е ммьне».

Таким образом, среди категорий онлайн-сооб-ществ по виду сайта наибольшее число продолжающих обновляться и развиваться в 2022 году обнаруживается у тех, которые организованы в формате групп социальной сети «ВКонтакте». Среди категорий представленных онлайн-сооб-ществ по интересующему нас содержанию большинства упоминаемых событий в рамках образовательной и культурно-просветительской деятельности (изучение саамского языка, знакомство с бытом, литературой, религией, изо-

бразительным искусством, социальными отношениями; изучение общественно-политических проблем и амбиций в саамской этнической общности Мурманской области и пр.) наибольшее число сообществ, продолжающих обновляться и развиваться в 2022 году, относятся к тем, которые посвящены разнообразным темам и социально-культурным проблемам. Наибольшее число сообществ, прекративших обновления, расположены либо на официальных сайтах-порталах, либо в группах социальной сети «ВКонтакте». Что касается контента, связанного с темами культуры и социально-культурной проблематикой, то большинство сообществ, прекративших обновления, обнаруживаются среди тех, которые посвящены всем аспектам саамской социокультурной жизни сразу и потому носят универсальный характер, за исключением двух групп в социальной сети «ВКонтакте»: «Самь кйлл | Sam' kill | Саамский язык» и «Воссоздание поселения древних саамов и создание на его базе культурно-просветительского экологического центра».

Распределение продолжающих функционировать онлайн-сообществ между типами их организации и инициативы создания показывает, что наибольшее число сообществ, продолжающих обновляться и развиваться в 2022 году, относятся к группе общественных объединений, организаций, фондов и союзов и в равной степени - к группе сообществ, созданных благодаря индивидуальным инициативам киберактивистов. Однако, по всей вероятности, корреляции между типом организации (инициативы создания) и численностью развивающихся или прекративших свою деятельность сообществ не существует, эти совпадения обусловлены особенностью выборки сообществ согласно методике предыдущего этапа исследования.

В целом можно констатировать, что сообществ, приостановивших свою деятельность, оказывается несколько больше, чем продолжающих развиваться в 2022 году (18 против 10), но, скорее всего, особенность подбора найденных 33 онлайн-сообществ влияет и на этот факт. К тому же не стоит сбрасывать со счетов и непредсказуемый характер функционирования следующей категории онлайн-сообществ, вероятность дальнейших обновлений в которых неизвестна либо по причине того, что эти обновления слишком редки и нерегулярны, либо из-за перехода сообщества в закрытый режим. В их число входят 7 сообществ: официальный сайт-портал общественной организации «Фонд саамского наследия и развития», группа в социальной сети

«ВКонтакте» «Курсы колтта-саамского языка при поддержке Северосаамского музея в Нейде-не», закрытый блог «Саамские сказки и легенды / Шаннт еммьне чуввьда верьд ли миллса», архив литературы «Саамская библиотека» в сервисе хранения файлов «Google. Диск», созданный администраторами группы в социальной сети «ВКонтакте» «Самь кйлл | Sam' kill | Саамский язык», группа в социальной сети «ВКонтакте» «Саамский костюм: язык, узоры, музыка, сказки», группа в социальной сети «ВКонтакте» «Общественная организация Мурманской области "Ассоциация кольских саамов"» и информационный портал «Kola Sapmi (Новости кольских саами)». Многие из перечисленных сообществ вполне способны продолжить функционировать в ближайшее время.

ПРИЧИНЫ ЗАМЕДЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВ

Некоторые сообщества создаются и воспринимаются администратором и участниками в качестве накопительного информационного резерва. Сайт или группа в социальной сети в этой связи строится по принципу небольшой библиотеки или архива, а не ради привлечения внимания участников. Этим они отличаются от профессиональных коммерческих и просто управляемых грамотным администратором киберсооб-ществ, в которых публикации познавательной, фактологической направленности перемежаются постами, служащими для привлечения внимания, репостами и ссылками из других групп социальной сети и сайтов по аналогичной теме ради того, чтобы сообщество функционировало как можно дольше. В результате назревает ситуация, при которой вся возможная фактологическая информация по раскрываемой теме исчерпана и собрана, дальнейшее заполнение группы теряет смысл, хотя именно постоянные обновления и дополнения являются главными показателями того, что сообщество не завершило свою деятельность. В некоторых случаях администраторы сообществ могут быть заранее готовы к этой ситуации, сознательно представляя сообщество его участникам как прежде всего архивный информационный ресурс. Вероятно, именно к таким сообществам относятся образовательный портал «Саамские словари» и группа в социальной сети «ВКонтакте» «Саамский костюм».

Одной из причин прекращения деятельности онлайн-сообщества может стать кардинальное переосмысление деятельности ее участников. Это напрямую относится к сообществу социальной сети «ВКонтакте» «Воссоздание посе-

ления древних саамов и создание на его базе культурно-просветительского экологического центра», приостановившему свою деятельность 16 марта 2017 года, так как проект был обсужден на общественной консультации в Ловозере 3 марта. Реализовать его предполагалось на священном для саамов озере Сейдозеро. Международный экологический фонд «Чистые моря» готовил заявку на грант, чтобы реализовать этот проект в Ловозерском районе Мурманской области. Изначально он предполагал строительство рядом с озером Сейдозеро саамского поселения, где саамы смогут и жить, и работать, и учиться. Создание такого центра должно было включать строительство визит-центра («главной избы саамов»), этнографической деревни «Сейдъявврь» (стилизованный поселок с развитой инфраструктурой), экологической тропы и смотровой площадки. Однако управляющие данным проектом внесли свои коррективы. По словам председателя саамского парламента Кольского полуострова (организация официально не зарегистрирована) и администратора сообщества «ООСМО - Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области» Валентины Совкиной, многие из присутствующих на заседании саамов высказались за то, чтобы «Сейдозеро не трогали»:

«...Сейдозеро зовет само, когда нужно. Саамы просто так туда ни за что не едут - ни ради туризма, ни ради удовольствия. А вот туристы сегодня сделали из него своего рода Мекку - якобы там какие-то чудеса происходят и есть места силы. Кто-то, может, и правда там что-то видит и получает, но мы не можем гарантировать, что впоследствии с этими людьми происходит»4.

В связи с этим было предложено воссоздать поселение на озере Поповское, однако, по словам В. Совкиной, рядом с ним находится геофизическая станция, и, скорее всего, никаких сооружений там строить нельзя, поэтому в качестве подходящей локации было предложено село Ловозеро, где есть национально-культурный центр, так как «рядом с ним можно было бы построить целую деревню». Также на встрече предложили закрыть Сейдозеро для посещения и обратить внимание на уникальное своей аутентичностью село Краснощелье5. В результате из-за разногласий различных саамских организаций и региональных представителей власти, а также недостатка финансирования данный проект был заморожен6.

В то же время на динамику обновления и развития онлайн-сообществ могут влиять особенности интерфейса сайта, на котором организовано

онлайн-сообщество. Результаты исследования показывают, что в отношении удобства взаимодействия пользователя с сайтом наиболее эффективными являются группы в социальной сети «ВКонтакте», так как у них есть возможность подсчета всех записей на стене, видео-, аудиозаписей, обсуждений и фотографий, а также отдельная кнопка для подсчета комментариев к фотографиям, видео и обсуждениям. Однако до сих пор разработчики «ВКонтакте» не предоставили администраторам сообществ возможность получать уведомления о новых комментариях к записям. В связи с этим многие руководители групп постоянно сидят в сообществе, чтобы быстро реагировать на комментарии подписчиков на стене, что занимает много времени. Для подсчета комментариев на стене приходится применять особый способ: нажать на надпись «Записи сообщества» или «Все записи», далее в поле для поиска по записям вставить надпись «type:reply» и нажать на клавишу «Enter»7. Кроме того, каждая группа «ВКонтакте» позволяет подсчитать количество накопленных к определенной дате записей при нажатии команды «Поиск записей», а затем - значка календаря, при открытии которого можно ввести определенную дату. Другими электронными ресурсами, отличающимися простотой и организованностью интерфейса, являются портал «Ловозерье» и сайт «Саамы Кольского полуострова». Их преимущество заключается в наличии подробной карты сайта (своеобразного путеводителя) с возможностью отдельного подсчета тэгов и комментариев, а группы «ВКонтакте» показывают общее количество записей и время их создания. Форумы, а также обсуждения в группах «ВКонтакте» (последние несут в себе функцию встроенных форумов) тоже относятся к строго систематизированным ресурсам, в которых диалоги из комментариев разделяются по тематике. В этой связи одним из сайтов с наиболее удобным интерфейсом является «Форум Саами (Forum Sampi)».

Среди сообществ, прекративших обновления, самыми слабо организованными и сложными в использовании и для участников группы, и для сторонних наблюдателей являются краеведческий портал «Земля Ловозерская», создатели которого не предусмотрели возможность оставлять отзывы и комментарии к новостям, и официальный сайт международной общественной организации «Союз саамов». Этот сайт дублирует информацию на нескольких языках, причем при обновлениях страницы после выбора раздела на русском языке настройка сбивается, и без помощи английского раздела перевод

информации, а следовательно, и ориентирование на сайте становятся затруднительными. К труднодоступным относится сайт «Саамские сказки и легенды / Шаннт еммьне чуввьда верьд ли миллса». В определенный момент после исследования 3 апреля 2020 года данный блог перешел в полностью закрытый режим с доступом к информации исключительно по приглашению администратора сообщества, что лишает стороннего наблюдателя возможности оценить первичную информацию о сайте, а следовательно, и стремления пополнить его ряды. Информация о динамике обновления и развития данного ресурса также не предоставляется, есть вероятность, что он еще продолжает свою деятельность в закрытом режиме. Вместе с тем неудобства пользования сайтом далеко не всегда становятся причиной прекращения обновлений, равно как и повышенная структурированность электронного ресурса не гарантирует дальнейшее развитие сообщества. В этом можно убедиться на примере таких онлайн-сообществ, как информационный портал с функцией электронной библиотеки8 «Российские саами. Саами Кольского полуострова». Несмотря на удобный интерфейс, высокую посещаемость сайта и значительное количество комментариев, доступных для отслеживания, обновления прекратились после 9 марта 2021 года.

Причинами прекращения обновлений нередко становятся внезапный выход администратора из созданного им киберсообщества (ссылка на его аккаунт в этом случае перестает появляться в нижнем углу страницы группы) либо прекращение реального ведения дел при формальном сохранении функции администратора (ссылка на страницу остается в группе). Существуют и другие объективные и субъективные причины приостановления деятельности киберсообществ в оффлайн-пространстве. Два сообщества в этой связи заслуживают отдельного внимания. На момент исследования 3 апреля 2020 года в особой ситуации оказалась группа в социальной сети «ВКонтакте» «ООСМО - Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саами Мурманской области», администратор которой Валентина Совкина покинула группу из-за проблем, связанных с самореабилитацией руководителей ООСМО как фигур общественно-политического значения для общества кольских саамов9. Другой случай - группа в социальной сети «ВКонтакте» «Курсы колтта-саамского языка». На стене сообщества было заявлено о необходимости временно отложить проведение курсов на неопределенный срок по решению руководства Музея

колтта-саамской культуры в Нейдене, при поддержке которого проводились курсы. О причинах решения руководства музея не сообщалось [6: 17]. Позже оба сообщества все же возобновили свою деятельность, о чем свидетельствуют и последние записи на стене от 3 и 22 декабря 2021 года. В. Совкина возвратилась в должность администратора сообщества «ООСМО». Тем не менее в начале 2022 года оба сообщества больше не публиковали новые записи или комментарии, и, по всей вероятности, вся их деятельность характеризуется скачкообразностью и непредсказуемостью.

Что касается активности пользователей, то наиболее оживленными онлайн-площадками по количеству комментариев и обмена мнениями (в разделах «Отзывы» и «Гостевая книга» на сайтах, а также записи пользователей в разделе «Обсуждения» в группах социальной сети «ВКонтак-те») оказываются «Форум саами. (Forum Sapmi)», «Ловозерский НКЦ приглашает», «Самь оллмэ vkontakte.ru / Саамы вконтакте», «Sapmi», «Лово-зерцы» и «Ловозерский р-он - Луяввьр е ммьне», то есть преимущественно группы социальной сети «ВКонтакте». Они продолжают свое обновление и развитие на момент 20 января 2022 года. В то же время во всех перечисленных сообществах количество комментариев приблизительно соотносится с числом всех записей на культурно-просветительские темы. Это означает, что практически каждая такая текстовая запись, фотоальбом, видеозапись или обсуждение сопровождается очень малым количеством комментариев. Внешний эффект высокой активности пользователей в таких случаях достигается исключительно за счет накопления опубликованных событий за долгое время существования сообщества, а в действительности активность вокруг каждого отдельного инфоповода скорее можно назвать вялотекущей. Значительно более высокой активностью отличаются пользователи в сообществах, где количество комментариев заметно превосходит общее число записей (событий) по запросу, например, в группах сети «ВКонтакте» «Sapmi», «Самь Нураш (Самь нурр олмэ организаhция "Самь Нураш")» и представительство официального сайта общественной организации «Фонд саамского наследия и развития».

Среди комментариев выявляются самые распространенные категории:

- положительные оценки, пожелания, поздравления;

- отрицательные оценки, претензии;

- вопросы о поиске какой-либо информации;

- объявления;

- ответы на вопросы пользователей администратором от имени сообщества или другими пользователями;

- дополнения и уточнения для материала, публикуемого самими пользователями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом исследование саамских этнических интернет-сообществ подтверждает двусторонний характер влияния онлайн- и оффлайн-социокультурных пространств, которые объединяют кольских саамов с изучающими их жизнь и культуру профессионалами и любителями. С одной стороны, объективные социально-культурные и экономические проблемы саамов в оф-флайн-пространстве влияют на целесообразность и динамику репрезентации саамской культуры в сети Интернет. С другой стороны, количественное распространение саамских киберсообществ и качественное разнообразие их контента, связанного с социокультурными проблемами саамов, влияют на успешность разрешения этих проблем в реальности. Результаты анализа динамики функционирования онлайн-сообществ показывают, что большая часть саамского населения Мурманской области живет медленной онлайн-жиз-нью или не вовлечена в нее, что подтверждается в том числе и модераторами многих из приведенных сообществ в исследовании О. А. Сулейма-новой [10: 148]. Замедленно функционирующие сетевые сообщества с большим трудом пытаются

способствовать реализации социокультурных оффлайн-проектов. Большинство онлайн-объ-единений кольских саамов претендует на более широкие и взаимные контакты с региональной, российской и даже зарубежной общественностью, СМИ, властями. Однако ввиду замкнутого образа жизни и недостаточных масштабов перемещений саамов (большей частью в пределах Мурманской области и Скандинавского полуострова) их культура и, следовательно, социокультурные потребности и трудности остаются «вещью в себе» и получают мало отклика и помощи. Саамам предстоит непростой выбор -между относительным включением в глобализа-ционные процессы и сохранением аутентичности своих традиций. Одним из незыблемых традиционных оснований этнической идентификации саамов является психологическая и экономическая привязанность к местам традиционного ведения хозяйства (оленеводства, охоты, рыболовства), несмотря на попытки региональных властей накладывать ограничения на эту деятельность. Поэтому соблюдение баланса между включением в глобальную культуру для популяризации своей локальной культуры и сохранением ключевых традиций представляет для современных кольских саамов большую сложность. В то же время результаты исследования могут служить косвенным свидетельством того, что собственно культурная проблематика не является приоритетной для участников сетевых взаимодействий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Нетнография // Вики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.abcdef.wiki/wiki/Netnography (дата обращения 25.01.2022)

2 Саамы обиделись, что их забыли упомянуть на мероприятиях к 100-летию Мурманска // Severpost.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://severpost.ru/read/46896/ (дата обращения 24.01.2022).

3 Саамский музей Самь Сыйт (Россия, Ловозеро) // Отзовик. 20.09.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otzovik. com/review_3784033.html (дата обращения 25.01.2022).

4 Саамы выступили против воссоздания древнего поселения на Сейдозере // Центр Льва Гумилева Евразийство и скифство [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gumilev-center.ru/saamy-vystupili-protiv-vossozdaniya-drevnego-poseleniya-na-sejjdozere/ (дата обращения 25.01.2022).

5 Там же.

6 Игумнов С. В Заполярье обострилось противостояние между саами и чиновниками // Городской портал Сыктывкар [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gorodskoyportal.ru/syktyvkar/news/news/33456186/ (дата обращения 25.01.2022).

7 Как посмотреть комментарии в группе ВК // B Online Vkontakte [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online-vkontakte.ru/2017/11/kak-posmotret-kommentarii-v-gruppe-v-vk.html (дата обращения 25.01.2022).

8 Типы и основные виды сайтов // Интернет-компания Альфа-СПб [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alpha-spb.ru/helpful-information/43-types-of-sites (дата обращения 25.01.2022).

9 Макаров Д. Под маской саамского патриотизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://quis-quaeritis. livejournal.com/71447.html (дата обращения 25.01.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова О. В., Суляндзига Р. В. Стратегия социокультурного развития села Ловозеро как основного места компактного проживания народа саами в Мурманской области // Природа и коренное население Арктики под влиянием изменения климата и индустриального освоения: Мурманская область /

Под ред. Е. А. Боровичёва и Н. В. Вронского. М.: Изд. дом «Графит», 2020. С. 115-136. Б01: 10.25702/ К8С.978.5.902643.46.3

2. Белоруссова С. Ю., Головнёв А. В. Виртуальная этничность - новация на фоне традиции? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 36-40. Б01: 10.17223/2312461Х/24/2

3. Бодрова О. А., Разумова И. А. О современных технологиях репрезентации и сохранения этнической культуры кольских саамов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1 (52). С. 172-178. Б01: 10.20874/2071-0437-2021-52-1-1

4. Головнёв А. А., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108. Б01: 10.30759/1728-9718-2018-1(58)-100-108

5. Г р и б а н о в а Г. И . , Ю д и н В . И . Виртуальные сообщества в современной этнополитике (на примере народа саами) // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 11 (149). С. 19-29.

6. Кузнецова Л. А., Разумова И. А. Образовательный и культурно-просветительский компонент саамских этнических интернет-сообществ // Труды Кольского научного центра РАН. 2020. Т. 11, № 1-18. С. 5-24. Б01: 10.33876/2311-0546/2020-51-3/30-40

7. Р а з у м о в а И . А . , С у л е й м а н о в а О . А . Саамские сетевые сообщества в «этническом интернете» России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). С. 114-122. Б01: 10.15393/исЬг.ай.2019.299

8. Сикевич З. В., Федорова А. А. К проблеме соотношения реальной и виртуальной этничности // Социодинамика. 2018. № 8. С. 43-49. Б01: 10.25136/2409-7144.2018.8.27142

9. С у л е й м а н о в а О . А . Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «ВКонтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 169-199. Б01: 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199

10. С у л е й м а н о в а О . А . Саамские веб-сообщества глазами модераторов (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2021. Т. 12, № 4 (21). С. 141-153. Б01: 10.37614/2307-5252.2021.4.21.010

11. Сулейманова О. А., Пация Е. Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. 2016. № 8-10 (42). С. 89-106.

12. Ханхунова М. Ю. Этнические традиции в коммуникационном пространстве // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14. С. 132-136.

Поступила в редакцию 07.02.2022; принята к публикации 30.06.2022

Original article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Larisa A. Kuznetsova, Postgraduate Student, Barents Centre of the Humanities - Branch of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" (Apatity, Russian Federation) laralissysorkuz@yandex. ru

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE SAMI NETWORKS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MURMANSK REGION

Abstract. The paper addresses problems connected with socio-cultural functions of virtual network communities of the Kola Sami in the "ethnic Internet" segment, which determines both the relevance and novelty of the research. The aim of the research is to conduct a comparative analysis of the productivity of the regional and federal Russian Sami Internet communities in discussing social and socio-cultural problems of the Sami ethnic group and posting materials on relevant topics. Therefore, an integral task is to identify interacting destructive processes hindering the communities' activities both online and offline. Non-inclusive online surveillance and content analysis of cyber-communities and electronic resources were used. The study found that by this year most of the represented communities have suspended their activities and are struggling to implement planned sociocultural offline projects. Most of the Sami population in the Murmansk region have been slow to engage in online activities or are not involved in them at all, despite the Kola Sami online communities' aspirations for wider and more mutual contacts with the regional, national, and foreign public, mass media, and authorities. The research helped to identify functional and technological reasons for the discontinuation of the said online activities.

Keywords: Internet communities, Kola Sami, Murmansk region, socio-cultural problems, cultural and educational capital, cyber-ethnicity

Acknowledgements. The study was conducted as part of the state project No 0226-2019-0066.

For citation: Kuznetsova, L. A. Analysis of the dynamics of the Sami networks in the Russian Federation and

Murmansk region. Proceedings ofPetrozavodskState University. 2022;44(6):99-109. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.803

REFERENCES

1. Aksenova, O. V., Suliandziga, R. V. Strategy for the sociocultural development of the village of Lovozero as the main Sami densely populated area in the Murmansk region. Arctic nature and indigenous people affected by climate change and industrial development: the Murmansk region. (E. A. Borovichev, N. V. Vronsky, Eds.). Moscow, 2020. P. 115-136. DOI: 10.25702/KSC.978.5.902643.46.3 (In Russ.)

2. Belorussova, S. Yu., Golovnev, A. V. Is virtual ethnicity a novel phenomenon in the context of tradition? Siberian Historical Research. 2019;2:36-40. DOI: 10.17223/2312461X/24/2 (In Russ.)

3. Bodrova, O. A., Razumova, I. A. Modern technologies in representation and preservation of the Kola Sami ethnic culture. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. 2021;1(52):172-178. DOI: 10.20874/20710437-2021-52-1-1 (In Russ.)

4. Golovnev, A. A., Belorussova, S. Yu., Kisser, T. S. Web-ethnography and cyber-ethnicity. Ural Historical Journal. 2018;1(58):100-108. DOI: 10.30759/1728-9718-2018-1(58)-100-108 (In Russ.)

5. G r i b a no v a , G . I . , Yu d i n , V. I . Virtual communities in modern ethnopolitics (on the example of the Sami people). Ethnosocium and Interethnic Culture. 2020;11(149):19-29. (In Russ.)

6. K u z n e t s o v a , L . A , R a z u m o v a , I . A . Educational and enlightenment component of Sami ethnic online communities. Transactions of the Kola Science Centre. 2020;11(1-18):5-24. DOI: 10.33876/2311-0546/202051-3/30-40 (In Russ.)

7. Razumova, I. A., Suleimanova, O. A. The Sami network communities in the "ethnic" Internet in Russia. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2019;2(179):114-122. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.299 (In Russ.)

8. Sikevich, Z. V., Fedorova, A. A. The problem of relation between real and virtual ethnicity. Sociodynamics. 2018;8:43-49. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.8.27142 (In Russ.)

9. S u l e y m a n o v a , O . A . Presentation of the culture of the Kola Sami in Vkontakte social network: the dynamics of the visual images of material culture. Etnografia. 2020;3(9):169-199. DOI: 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199 (In Russ.)

10. S u l e y m a n o v a , O . A . The Saami webcommunities in the eyes of moderators (on the example of "VKontakte" social network). Transactions of the Kola Science Centre. 2021;12(4(21)):141-153. DOI: 10.37614/23075252.2021.4.21.010 (In Russ.)

11. Suleimanova, O. A., Patsia, E. Ya. Daily and household aspects of adaptation to urban way of life of the Sami. Transactions of the Kola Science Centre. 2016;8-10(42):89-106. (In Russ.)

12. Khankhunova, M. Yu. Ethnic traditions in communication space. BSUBulletin. Philosophy. 2015;14:132-136. (In Russ.)

Received: 7 February, 2022; accepted: 30 June, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.