Научная статья на тему 'СААДИ ШЕРОЗИ О РОЛИ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА, ГУМАНИЗМЕ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ'

СААДИ ШЕРОЗИ О РОЛИ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА, ГУМАНИЗМЕ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / ОБЩЕСТВО / ВОСПИТАНИЯ / РАЗВИТИЯ / ВЗГЛЯД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуломов Абдурахим Остонаевич

В данной статье речь идет о роли и место человека, гуманизме а человеколюбие. Именно эта идея впервые поставила интересы и жизнь человека превыше всего, именно она вывела правило, что жизнью человека может распоряжаться только Бог и кто это правило нарушает, виновен перед Богом и людьми. При написании статьи автор использовал много научных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAADI SHEROZI ABOUT THE ROLE AND PLACE HUMAN, HUMANISM AND PHILANTHROPY

The article deals about the role and the place of human, humanism and philanthropy. This idea was put the interests of a person's life firstly, and namely, it brought the rule that a person's life can be disposed of only God who violates this rule is guilty before God and man. The author has used a lot of scientific sources while writing the article.

Текст научной работы на тему «СААДИ ШЕРОЗИ О РОЛИ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА, ГУМАНИЗМЕ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ»

4. Кармадонова О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1999.

5. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности подростков в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2007.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ В ВУЗЕ

В статье представлена сущность терапевтической дидактики на основе, которой строится обучение орфографии. Она предполагает обеспечение наилучших результатов обучения, повышение у студентов самосознания, самооценки за счет создания личностно ориентированного пространства, обучения, погруженного в общение. Показано как соединяются дидактические и психолого-педагогические задачи обучения русскому языку.

Ключевые слова: терапевтическая дидактика, личностно-ориентированное обучение, системно-деятельностный подход, дидактические и психолого-педагогические задачи.

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF LEARNING SPELLING BASED ON OF THERAPEUTIC DIDACTICS AT THE UNIVERSITY

The article presents the essence of didactics based therapeutic that builds learning spelling. It involves providing the best learning outcomes, increasing students' self-awareness, self-esteem by creating a personal-oriented space, training, immersed in conversation. It is shown how to combine didactic and psycho-pedagogical task of teaching the Russian language.

Keywords: therapeuticdidactics, personally orientedtraining, system-activity approach, didactic and psychological-pedagogical objectives of education.

Сведения об авторе: Боронова Светлана Бурхоновна, старший преподаватель кафедры русского языка Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода, e-mail: boron77@mail.ru

About author: Boronova Svetlana, senior teacher of department of Russian language, Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda

СААДИ ШЕРОЗИ О РОЛИ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА, ГУМАНИЗМЕ И

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

Гуломов А. О.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, традиции и образ жизни. У каждого народа сотни лет существует собственная укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на воспитательный процесс. Следуя указаниям, мы стремимся воспитывать подрастающее поколение в духе прогрессивных традиций и передовой морали, прививая ему положительные качества характера, внедряя в жизнь хорошие народные обычаи.

По мере развития общества, общественных отношений возникают новые, подчас достаточно сложные задачи в системе воспитательной работы. На каждой ступени своего развития общество ставит перед семьей, школой и другими воспитательными заведениями все новые и новые задачи.

При определении цели воспитания Саади исходил из принципа гуманности. Целью воспитания он считает подготовку человека-гуманиста.

По мнению Саади для того, чтобы из ребенка вырос настоящий человек, ему надо прививать в процессе воспитания те качества, которые необходимы ему для жизни, потому что ребенок в отличие от детенышей животных при рождении не наделен никакими навыками. Качества человека приобретаются постепенно, сначала путем воспитания в школе и семье, а затем в зрелом возрасте в процессе жизненной практики или самовоспитания.

Мургак аз байза бурун ояду рузй талабад, В-одамизода надорад хабар аз ак;лу тамиз. Он ки ногох касе гашт, ба чизе нарасид В-ин ба тамкину фазилат бигузашт аз хама чиз. Птенец, (едва) вылупившись из яйца,— уже (ищет пищу), А дитя человека не ведает ни о разуме, ни о рассудке.

(Но) тот, мгновенно сделавшись живым существом, ничего не достиг (потом), А этот превзошел всех достоинством и разумом [5, с. 197-198].

Эта мысль заслуживает особого внимания. Доказывая, что человеку необходимо воспитание, Саади вместе с тем утверждает, что воспитание присуще только человеку. Раз птенец, вылупившись из яйца, уже ищет пищу, а дитя человека, родившись, ничего не понимает, значит, птенец не нуждается в воспитании, так как он уже обладает всем тем, что необходимо ему для существования. Итак, дитячеловека рождается не способным к жизни, беспомощным, поэтому нуждается в воспитании, в приобретении жизненных навыков.

Далее интересно отметить, что Саади близко подходит к пониманию того, что действия животного связаны с инстинктами, а действия человека - с сознанием. Инстинкты он считает явлением природным, а сознание - общественным. Последнее вырабатывается путем воспитания и жизненной практики.

В-третьих, из этих высказываний Саади можно сделать такой вывод: так как животное не нуждается в воспитании и воспитание - необходимо только человеку, а действия человека связаны с сознанием, следовательно, воспитание присуще сознательному существу и должно носить сознательный характер.

Наконец, этими высказываниями Саади своеобразно доказал решающую роль воспитания в формировании человеческой личности.

Развивая взгляды своих предшественников Рудаки и Носири Хисрава, Саади объективно дает отпор средневековым взглядам на воспитание, где наследственности приписывали решающую роль в формировании личности.

Развивая мысль Рудаки о том, что от умного отца может родиться глупый сын, Саади пишет:

Подшохе писареро ба адибе доду гуфт: «Ин фарзанди туст, тарбияташ хамчунон кун, ки яке аз фарзандони хеш. Гуфт: «Фармонбардорам». Соле чанд бар у саъй кард ва ба чое нарасид ва писарони адиб дар фазлу балогат мунтахй шуданд. Малик донишмандро мувохазат кард ва муотибат фармуд, ки ваъда хилоф кардй ва вафо ба чо наёвардй! Гуфт: «Ба раъи худованди руи замин пушида намонад, ки тарбият яксон аст ва табоеъ мухталиф:

Гарчи симу зар зи санг ояд хаме, Дар хама санге набошад зарру сим. Бар хама олам хаметобад Сухайл, Ч,ое анбон мекунад, чое адим.

«Один падишах отдал своего сына ученому и сказал: «Это твой сын, воспитывай его, словно одного из своих сыновей!» Ученый поклонился и повиновался. Несколько лет прилежно занимался с ним, но ничего из него не вышло, а сыновья ученого достигли совершенства в ученостй и красноречии. Царь призвал ученого к ответу и корил его: «Ты изменил (нашему) уговору и не выполнил обещания (своего!)» (Тот) сказал: «Да не останется скрытым для умственного (взора) повелителя лика земли, что воспитание одинаково, а природы различны»

Хотя серебро и золото добываются из камня, Но не в каждом камне содержится золото и серебро. На весь мир сияет Сухайль,

Но в одном месте он делает сафьян, в другом месте -простую кожу! [5, с. 177-178].

Саади, отвергая средневековые представления о том, что умственные способности передаются по наследству, в то же время не отрицает природного задатка, наличия предпосылки для развития способностей.

Он приводит такой пример:

Якеро аз вузаро писаре кавдан буд. Пеши яке аз донишмандон фиристод, ки мар-инро тарбият кун, магар ок;ил шавад. Рузгоре таълим кардаш ва муассир набуд. Пеши падараш кас фиристод, ки ин ок;ил намешавад ва маро девона кард.

Чун бувад асли гавхаре к;обил, Тарбиятро дар у асар бошад. Деч сайкдл наку надонад кард, Оханеро, ки бадгухар бошад Саг ба дарёе хафтгона бишуй, Ки чу тар шуд, палидтар бошад. Хари Исо гараш ба Макка баранд, Чун биёяд, хануз хар бошад [5, с. 226]. «У одного из везиров был тупица-сын; послал он его к одному из ученых: мол, воспитывай его, быть может, поумнеет он. Долгое время обучал тот его, но безрезультатно. Послал к отцу мальчика человека (сказать): «Он не становится умным, но меня с ума свел»

Если сущность натуры восприимчива, То воспитание окажет на нее влияние, Но никакая полировка не сможет навести блеск На железо дурного качества. Собаку хоть семь раз купай в море, Когда она станет мокрой, сделается еще грязнее. Осел Исы, если даже сведут его в Мекку, Вернется оттуда таким же ослом.* Саади приходит к выводу, что не все дети одинаковы: ёсть дети более способные и менее способные. Однако, способности сами по себе не развиваются. Для их развития необходимо воспитание, без воспитания хорошие задатки пропадают.

И обратно: чтобы воспитание имело результат, т. е. могло содействовать развитию ребенка, необходима предпосылка - наличие способностей:

«Способности без воспитания - напрасны, а воспитание без способностей-бесполезно. Пепел происходит из высокого рода, ибо огонь — высшая стихия, но так как сам по себе не обладает дарованием, то он равен праху» [5, с. 202]. Оба вышеприведенных рассказа повествуют о тупости сыновей царя и вези- ра. Это своего рода сатира, разоблачающая ложное представление о том, будто царь — тень бога, у него гениальный ум и незаурядные способности для управления страной, и везиры его также мудры и способны. Мнение о том, что способности царей передаются по наследству их сыновьям и только они могут заменить своих родителей, было гогда вообще очень устойчивым. Саади в противоположность чтим взглядам показывает, что в большинстве случаев тупые и неспособные дети выходят из царских семей и семей вельмож, а умные и способные — из простых семей.

Эта мысль Саади не вызывает возражений о том смысле, что отрицает возможность передачи уметенных способностей по наследству. Это имело в то время прогрессивное значение. Однако в «Гулистане» Саади противоречиво утверждает, что если ребенок по своей природе плох, то при помощи воспитания его нельзя сделать хорошим. Это уже противоречит его же высказываниям о том, что дитя человека приобретает необходимые навыки постепенно, при помощи воспитания и жизненной практики.

Он пишет:

Шамшери нек аз охани бад чун кунад касе? Нокас ба тарбият нашавад, эй хаким, кас! Борон, ки дар латофати табъаш хилоф нест, Аз бог лола руяду аз шурабум хас [5, с. 47]. ххх

Как можно сделать добротный меч из плохого железа? Воспитанием, о мудрец, негодяя не сделать человеком. Хоть дождь по своей природе одинаково милостив, Но в цветнике растут тюльпаны, а на солончаке — колюч

Или:

Если дурная привычка укоренится в натуре, То не расстаться с ней до (самой) смерти [5, с. 122].

* Осел Исы - осел, на котором Иисус Христос, по преданию, ехал в Иерусалим (примеч. переводчика).

46

Эти строки свидетельствуют о некоторой ограниченности, непоследовательности и даже противоречивости взглядов Саади на роль воспитания в формировании личности.

Персидский педагог Джаноб-заде, напротив, полностью одобряя мысль Саади о неизменности влияния наследственности, сожалеет, что в других главах «Гулистана» она становится слабее. Он приводит для примера следующее высказывание Саади: Гар нишинад фариштае бо дев, Вахшат омузаду хиёнату рев. Если ангел станет водиться с дьяволом, Он научится у него дикости, измене и коварству [5, с. 199].

Конечно, другого мнения и нельзя ожидать от педагога, воспитывающего детей в духе монархизма. Ему, разумеется, чужды передовые стороны педагогических взглядов Саади.

Рассматривая педагогические взгляды Саади, следует отметить, что он различает, в основном, три вида воспитания: умственное, нравственное и физическое, трудовое воспитание. Но иногда, между прочим он касается и вопросов эстетического воспитания.

Так же, как его предшественники, Саади возлагает задачи воспитания детей на их родителей, особенно — на отца. Иными словами, Саади придает очень большое значение семейному воспитанию. Поэтому подавляющее большинство его наставлений обращено к родителям, к отцам. Он пишет:

...Чу хохй, ки номат бимонад ба чой, Писарро хирадмандй омузу рой, Ки гар аклу рояш набошад басе, Бимириву аз ту намонад касе, Басо рузгорон, ки сахтй барад Писар, чун падар нозукаш парварад. Хирадманду пархезгораш бидор. Агар дуст дорй, ба нозаш мадор! Ба хурдй-дараш зачру таълим кун! Ба неку бадаш ваъдаву бим кун! Навомузро мадху тахсину зех, Зи танбеху тахдиди устод бех! Биёмуз фарзандро дастранч, В-агар даст дорй чу ^орун ба ганч! [6, с. 257-258]. ххх

Чтоб память оставить ты мог меж людей,

Добру, благонравью учи сыновей,

Не будет твой сын если добр и умен,

Умрешь ты, как будто потомства лишен.

Ах, в жизни страдать будет сын без конца,

Коль в детстве имел баловство от отца!

Ты сына воздержанным, разумным взрасти,

Знай: нега и холя сбивают с пути.

К нему будь взыскателен в детских годах,

К добру приохоть, к злу внуши ему страх.

Но знай, что начавшим учиться — сперва.

Полезней угроз поощренья слова.

Одно из ремесел пусть изучит твой сын,

Хотя бы ты богатством и был исполни [2, с. 272-273].

Саади останавливается на каждом из видов воспитания, и пытается на примерах убедить родителей и юношей, что воспитание полезно и необходимо.

По мысли Саади, чтобы дети выросли жизнеспособными, их родители должны воспитывать в них умственные способности, нравственность и физические, трудовые навыки. Учитывая то обстоятельство, что формирование характера у детей начинается рано, он рекомендует нравственное воспитание детей начинать с самых малых лет. А позже, когда характер ребенка уже сложился, воспитание не окажет влияния: Каждый, кого в детстве не воспитывают, В зрелом возрасте лишится счастья.

(Сырую) палку гни как угодно, А сухая не выпрямится иначе, как на огне [5, с. 175].

Под умственным воспитанием Саади понимает и овладение знаниями, и умение применять их в жизни, и развитие умственных способностей. Пропагандируя знания, Саади старается показать их жизненное значение, чтобы убедить молодое поколение в необходимости овладения ими. По его мнению умен, благонравен лишь тот, кто владеет знаниями. Таких людей ценит и уважает общество, - везде, где бы они ни находились, они будут почетными людьми.

Литература:

1. Кулматов Н. Этические взгляды Саади. - Душанбе, 1968. - 128 с.

2. Муслихиддин Саади. Избранное. - Сталинобод, 1954. - 284 с.

3. Нуритдинов Г. Н. Проблема воспитания и обучения в творчестве Саади и его

современников: дис. канд. пед. наук. - Душанбе, 1981. - 150 с.

4. Саади. Бустон. Лирика. - Москва: Наука, 1962. - 321 с.

5. Саади Ширази. Гулистан. - М.: Гос. изд. «Художественной литературы», 1957.

6. Саъдии Шерозй. Мунтахаби куллиёт. - Сталинобод, 1956. - 430 с.

СААДИ ШЕРОЗИ О РОЛИ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА, ГУМАНИЗМЕ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

В данной статье речь идет о роли и место человека, гуманизме а человеколюбие. Именно эта идея впервые поставила интересы и жизнь человека превыше всего, именно она вывела правило, что жизнью человека может распоряжаться только Бог и кто это правило нарушает, виновен перед Богом и людьми. При написании статьи автор использовал много научных источников.

Ключевые слова: человеколюбие, обычаи, обряды, общество, воспитания, способности, развития, взгляд.

SAADI SHEROZI ABOUT THE ROLE AND PLACE HUMAN, HUMANISM AND PHILANTHROPY

The article deals about the role and the place of human, humanism and philanthropy. This idea was put the interests of a person's life firstly, and namely, it brought the rule that a person's life can be disposed of only God who violates this rule is guilty before God and man. The author has used a lot of scientific sources while writing the article.

Keywords: philanthrophy, custom, ceremonies, society, education, talent, development, view.

Сведения об авторе: Гуломов Абдурахим Остонаевич, старший преподователь кафедры методики преподавания английского языка Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: gulomov-1980@mail.ru;

Аbout author: Gulomov Abdurahim Ostonaevich, senior lecturer of the chair of English teaching methodology, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ТАВСИФИ ДОНИШ^ОИ ДИДАКТИКИ-ПСИХОЛОГИ ВА ФАЪОЛИЯТИ МАЪРИФАТИ-ЧУСТУЧУИИ ХОНАНДАГОНИ ХУРДСОЛ ДАР ШАРОИТИ

ХДМГИРОИИ ТАЪЛИМ

Раниева Б.

Пажууишгоуирушди маорифи Академияи та^силоти Тоцикистон

Дидактика чараёни таълимро хамеша яке аз намудхои донишандузй мешуморад. Бо донишхои зарурй ва сифатан нав, тафаккури созанда мусаллах намудани насли наврас яке аз вазифахои мухими таълим махсуб меёбад. Масъалаи таълим имруз яке аз проблемахои олами педагогика ба шумор рафта, халли дурусту самарабахши он ба интихоби тарзу усул, васоит, шаклхои ташкили кори таълиму тарбия ва инчунин дуруст идора намудани чараёни педагогй вобаста мебошад. То имруз дар дидактика нисбат ба таълим акидаву андешахо гуногунанд. Баъзехо бар он акидаанд, ки таълим кору пайкор ва фаъолияти педагогии муаллим аст. Гурухи дигар чунин мешуморанд, ки таълим - ин амалу фаъолияти талабагон аст. Дар ин боб донишманди точик М. Лутфуллоев чунин менигорад: «Методи таълим хамчун усулхои фаъолияти муаллиму талабахо илмест дар бораи рох, тарз, воситахои омухтани мачмуи муайяни дониш, хосил намудани махорату

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.