Научная статья на тему 'С ЗАБОТОЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДИРА УЧЁТ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА К УПРАВЛЕНИЮ ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ'

С ЗАБОТОЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДИРА УЧЁТ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА К УПРАВЛЕНИЮ ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Игорь Александрович

В статье рассматриваются основные положения подготовки офицерского состава военной организации государства к управлению воинскими формированиями с использованием опыта боевых действий на территории Чеченской Республики. При этом автор даёт характеристику понятия управленческой деятельности и раскрывает особенности подготовки к ней в системе военно-профессионального образования с учётом опыта боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITH CONCERN FOR THE EFFECTIVENESS OF THE COMMANDER TAKING INTO ACCOUNT THE EXPERIENCE OF COMBAT OPERATIONS ON THE TERRITORY OF THE CHECHEN REPUBLIC IN THE PREPARATION OF OFFICERS FOR THE MANAGEMENT OF MILITARY FORMATIONS

The article discusses the main provisions of the training of officers of the military organization of the state to manage military formations using the experience of combat operations on the territory of the Chechen Republic. At the same time, the author characterizes the concept of managerial activity and reveals the features of preparation for it in the system of military vocational education, taking into account the experience of combat operations.

Текст научной работы на тему «С ЗАБОТОЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДИРА УЧЁТ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА К УПРАВЛЕНИЮ ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ»

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

I.A. SIDOROV

С ЗАБОТОЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДИРА

WITH CONCERN FOR THE EFFECTIVENESS OF THE COMMANDER

УЧЁТ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА К УПРАВЛЕНИЮ ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ

TAKING INTO ACCOUNT THE EXPERIENCE OF COMBAT OPERATIONS ON THE TERRITORY OF THE CHECHEN REPUBLIC IN THE PREPARATION OF OFFICERS FOR THE MANAGEMENT OF MILITARY FORMATIONS

И.А. СИДОРОВ

Сведения об авторе: Сидоров Игорь Александрович - докторант Михайловской военной артиллерийской академии, подполковник, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: sidoroff131080@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения подготовки офицерского состава военной организации государства к управлению воинскими формированиями с использованием опыта боевых действий на территории Чеченской Республики. При этом автор даёт характеристику понятия управленческой деятельности и раскрывает особенности подготовки к ней в системе военно-профессионального образования с учётом опыта боевых действий.

Ключевые слова: подготовка офицерского состава, управленческая деятельность, опыт боевых действий.

Information about the author: Igor Sidorov - Doctoral student of the Mikhailovsky Military Artillery Academy, Lieutenant Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences (St. Petersburg. E-mail: sidoroff131080@mail.ru).

Summary. The article discusses the main provisions of the training of officers of the military organization of the state to manage military formations using the experience of combat operations on the territory of the Chechen Republic. At the same time, the author characterizes the concept of managerial activity and reveals the features of preparation for it in the system of military vocational education, taking into account the experience of combat operations.

Keywords: officer training, management activities, combat experience.

Одним из необходимых элементов повышения качества подготовки офицерского состава военной организации государства является использование в ходе обучения и воспитания богатейшего боевого опыта Вооружённых Сил. Методически грамотное его применение в подготовке офицерского корпуса формирует у обучающихся творческое мышление, высокие морально-психологические

качества, объективную самооценку и необходимость в постоянном совершенствовании своих умений и навыков.

Российская военная наука определяет боевой опыт как знание способов боевых действий, приобретённых военнослужащими, подразделениями и частями в боях и сражениях.

Впервые после окончания Великой Отечественной войны военной

организации государства пришлось столкнуться не с внешним врагом, а с иррегулярными вооружёнными формированиями, действовавшими внутри страны. Методы и способы вооружённой борьбы, применяемые ими, были неожиданными для готовившихся к полномасштабной войне Вооружённых Сил: террористические акты, захваты заложников, использование наёмников, тактика

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

«живого щита», покушение на государственных и военных руководителей и др.

С первого дня своей деятельности в Чечне российским войскам пришлось решать разнообразные задачи, значительная часть которых была им не свойственна, например, длительная охрана коммуникаций и разнообразных объектов путём выставления постоянных блокпостов. Такие задачи для командиров всех степеней, от командующего ОГВ (с) до командира взвода, были новыми, так как выполнение этих функций ранее не предусматривалось. Требований уставов и наставлений по этим вопросам не имелось. Вырабатывать соответствующую тактику командирам приходилось непосредственно в ходе боевой деятельности.

По итогам боевых действий были выявлены проблемы и в подготовке офицерского корпуса страны. Особенно это касалось тех офицеров, которые проходили службу в сокращённых частях и частях кадра. Многие из них неуверенно владели оружием своих подразделений, не могли эффективно организовывать и вести боевые действия. Тяжёлый опыт первых месяцев боёв анализировался и учитывался не всегда, что приводило к повторению недостатков другими командирами и подразделениями.

Обобщение опыта подготовки офицеров в военных образовательных организациях высшего образования (далее - ВООВО) и в войсках позволило сделать вывод о том, что на практике офицеры часто обращаются к накопленному боевому опыту. В воинских формированиях, где этот данный опыт систематизируется и изучается, определены конкретные требования к подготовке военнослужащих, необходимые для ведения боевых действий в различных условиях; применяются нестандартные формы и методы обучения; совершенствуется педагогическое

мастерство офицеров-педагогов; прогнозируются перспективы боевого применения войск; в воспитании используются примеры мужества и героизма воинов.

Основной задачей обучения и воспитания будущих офицеров в ВООВО является подготовка офицера-управленца, способного эффективно руководить воинским коллективом.

На современном этапе развития обеспечения национальной безопасности государства присутствует необходимость в подготовке квалифицированного офицерского корпуса военной организации страны, который позволит эффективно выполнять служебно-бое-вые задачи в условиях сложной оперативно-служебной обстановки, что определяется, в первую очередь, наличием у офицера навыков управленческой деятельности.

Термин «Управленческая деятельность» различные авторы рассматривают как:

• совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления;

• совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления;

• деятельность по организации деятельности других людей.

Управленческая деятельность представляется как совокупность индивидуальной и совместной деятельности. Она характеризуется опосредованной связью с результатами работы организации.

Специфика управленческой деятельности состоит в том, что её объектом являются субъекты -личности.

По содержанию управленческая деятельность представляет собой процесс применения функций управления (организации, планирования, мотивирования, контроля и др.) (см. схему 1). Цель такой деятельности - обеспечение эффективного функционирования учреждения (предприятия).

Управленческая деятельность офицерского состава составляет основу управления воинскими формированиями, соответственно подготовка к ней осуществляется в стенах военных вузов страны.

Боевой опыт, накопленный Вооружёнными Силами в различные периоды войн, составляет содержательную основу обучения военнослужащих. Он изложен в боевых уставах, наставлениях, приказах и распоряжениях, а также методических и учебных пособиях. Вместе с тем в современных условиях в процессе подготовки офицерского состава недостаточно учтены рекомендации боевого опыта. Зачастую о боевом опыте

Ё1

Фото. Подготовка курсантов

военного института к решению управленческих задач

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Схема 2. Схема системного подхода с использованием опыта боевых действий в подготовке курсантов к управленческой деятельности

речь идёт косвенно, без учёта его педагогических возможностей, что обедняет содержательную сторону обучения офицеров.

В воинских частях и подразделениях, где этот опыт используется систематически и творчески, он позволяет: определять конкретные требования к знаниям, навыкам, умениям личного состава, необходимым для эффективного ведения боевых действий в современных условиях; избирать оптимальные формы и методы обучения, совершенствовать педагогическое мастерство офицеров, в первую очередь, в реализации требований принципа «учить войска тому, что необходимо на войне»; прогнозировать перспективы боевой подготовки войск; воспитывать различные категории военнослужащих на конкретных примерах мужества и героизма, ситуативных поведенческих примерах.

Обобщение и анализ боевого опыта применения войск на территории Чеченской Республики позволили:

• готовить офицеров с учётом характера предстоящих боевых действий, активизировать способности к самосовершенствованию;

• применять эффективные формы и методы обучения подчинён-

ных ведению боевых действий в различных условиях;

• не допускать повторения ошибок и просчётов в организации и ведении боевых действий;

• более полно реализовывать возможности подчинённых, вооружения, боевой и специальной техники.

В военных институтах войск национальной гвардии изучение боевого опыта является составной частью системного подхода к развитию у курсантов готовности к управленческой деятельности.

Данный подход реализован в т.ч. с использованием информационных технологий (см, схему 2).

Так ежегодно проводится системный анализ уровня подготовки курсантов на всех пяти курсах, анализируется опыт применения подразделений при выполнении служебно-боевых задач, подаются предложения по внесению изменений в квалификационные требования, разрабатываемые Федеральной службой войск национальной гвардии, анализируется использование учебно-материальной базы, её необходимость и применимость в текущей военно-политической ситуации.

Кроме этого система подготовки к управленческой деятельно-

сти включает такие компоненты, как педагогический состав, командование курсантских подразделений, учебно-материальная база образовательной организации и их взаимосвязи, направленные на формирование у курсанта готовности к управленческой деятельности в виде способности осуществлять основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль, учитывая боевой опыт применения подразделений.

Обобщённо системный подход в подготовке курсантов ВООВО к управленческой деятельности можно представить в виде схемы (см, схему 2), наглядно отображающей его сущность.

Необходимо отметить, что положения системного подхода позволяют обеспечить достаточный уровень подготовки курсантов к будущей офицерской деятельности.

Таким образом, внедрение опыта боевых действий в системный подход при подготовке курсантов ВООВО к управленческой деятельности способно существенно повысить уровень управленческой компетенции выпускника военного вуза в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.