Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ВОЙСКОВАЯ СТАЖИРОВКА / ПРАКТИКА / ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / ТРЕБОВАНИЕ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганзюк Александр Александрович

В данной статье авторы раскрывают подготовку курсантов военных вузов перед прохождением практик и войсковых стажировок в действующих частях (на кораблях) и в ходе исполнения служебных задач по предназначению. Раскрывается организация практик и войсковых стажировок, как основополагающая система подготовки курсантов военных вузов перед самостоятельной деятельностью в войсках (силах). Рассматривается организация проведения практик и войсковых стажировок, обучающихся по специальности, в результате которых курсанты приобретают необходимые умения и навыки. Так же авторами раскрывается организация и проведение стажировки с обучающимися до выезда в части (на корабли). Закрепление полученных знаний и умений происходит при выполнении учебно-боевых задач курсантами в ходе практик и войсковых стажировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганзюк Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FEATURES OF THE PROCESS OF MILITARY PROFESSIONAL SKILLS FORMATION AND SKILLS OF MILITARY UNIVERSITY CADETS DURING PRACTICE AND MILITARY INTERNSHIPS

In this article, the authors reveal the training of cadets of military universities before undergoing practical training and military internships in active units (on ships) and in the course of performing service tasks for their intended purpose. The organization of practices and military training is revealed as a fundamental system of training cadets of military higher educational institutions before independent activity in the troops (forces). The article considers the organization of practical training and military internships for students in their specialty, as a result of which cadets acquire the necessary skills and abilities. The authors also reveal the organization and conduct of internships with students before leaving for the unit (on ships). Consolidation of the acquired knowledge and skills occurs during the performance of combat training tasks by cadets during practice and military training.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК»

8. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

9. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации / А.И. Субетто. Москва: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 448 с.

10. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учебное пособие / Ю.Г. Татур, В.И. Солнцев. - Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 269 с.

11. https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/blooms-taxonomy/

Педагогика

УДК 378

адъюнкт Ганзюк Александр Александрович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК

Аннотация. В данной статье авторы раскрывают подготовку курсантов военных вузов перед прохождением практик и войсковых стажировок в действующих частях (на кораблях) и в ходе исполнения служебных задач по предназначению. Раскрывается организация практик и войсковых стажировок, как основополагающая система подготовки курсантов военных вузов перед самостоятельной деятельностью в войсках (силах). Рассматривается организация проведения практик и войсковых стажировок, обучающихся по специальности, в результате которых курсанты приобретают необходимые умения и навыки. Так же авторами раскрывается организация и проведение стажировки с обучающимися до выезда в части (на корабли). Закрепление полученных знаний и умений происходит при выполнении учебно-боевых задач курсантами в ходе практик и войсковых стажировок.

Ключевые слова: умения и навыки, войсковая стажировка, практика, подготовка, формирование, курсанты, требование, процесс.

Annotation. In this article, the authors reveal the training of cadets of military universities before undergoing practical training and military internships in active units (on ships) and in the course of performing service tasks for their intended purpose. The organization of practices and military training is revealed as a fundamental system of training cadets of military higher educational institutions before independent activity in the troops (forces). The article considers the organization of practical training and military internships for students in their specialty, as a result of which cadets acquire the necessary skills and abilities. The authors also reveal the organization and conduct of internships with students before leaving for the unit (on ships). Consolidation of the acquired knowledge and skills occurs during the performance of combat training tasks by cadets during practice and military training.

Keywords: skills and abilities, military training, practice, training, formation, cadets, requirement, process.

Введение. Командование Вооружённых Сил ВС РФ выдвигает перед современными офицерами высокие требования повышения уровня как личностной подготовки, так и подготовки во всех областях военных знаний. И многое зависит от кадров, от их способности мыслить и действовать по-новому. С этой целью вводится в действие более совершенная система повышения уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, воспитания у них инициативы и ответственности, умения творчески, с научных позиций подходить к решению сложных практических задач учебно-боевой деятельности [4].

Изложение основного материала статьи. Организация и проведение практик и войсковых стажировок на уровне современных требований, предъявляемых командованием Вооруженных Сил РФ, предполагает высокую профессиональную подготовку будущих офицеров. В основе формирования и развития у курсантов навыков и умений боевой подготовки в частях и на кораблях лежит еще ленинское положение о том, что "ничего не стоит, никакая школа, никакой университет, если нет практического умения". Это выражение и на настоящий момент не теряет своей практической значимости [10].

Развитию и закреплению навыков и умений служат практики и войсковые стажировки в войсках и на флотах, на которые программой отводится более одной трети всего учебного времени. Меры, принятые в последние годы Министерством обороны РФ по улучшению организации войсковой стажировки, позволяют выше поднять ее качество [9].

Стажировка курсантов в войсках является составной частью учебного процесса. Она организуется на основе утвержденной программы и учебного задания, разработанного ведущей кафедрой и представляет собой систему мероприятий, организуемых кафедрой, командирами подразделений, командирами и их заместителями по военно-политической работе в частях и на кораблях с целью дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки курсантов в выполнении ими обязанностей по предполагаемой по выпуску из вуза должности.

Стажировка курсантов занимает в учебном процессе важное место и проводится в интересах глубокой профессиональной подготовки выпускников военных вузов. Ее основными задачами являются [1]:

- приобретение, закрепление и совершенствование практических навыков и умений в организации и проведении боевой подготовки в частях (на кораблях) путем личного участия в решении учебно-боевых задач;

- глубокое изучение опыта военно-политической работы по политическому, воинскому, нравственному и правовому воспитанию военнослужащих, выполнению задач боевого дежурства и службы, поддержанию и повышению боевой, мобилизационной готовности, укреплению морально-психологического состояния и воинской дисциплины среди личного состава;

- формирование и развитие военно-профессиональных качеств, необходимых офицеру ВС РФ;

- сбор, обобщение и обработка фактического материала для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

Основная часть курсантов проходит стажировку в частях (на кораблях) в летние месяцы, то есть в период интенсивной боевой учебы войск и сил военно-морского флота, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у них практических навыков и умений.

В ходе стажировки курсанты участвуют в разработке и проведении мероприятий по вопросам укрепления единоначалия, воинской дисциплины и уставного порядка, изучения, эксплуатации и сбережения боевой техники и оружия, пропаганде передового опыта обучения и воспитания воинов.

Программа стажировки предусматривает участие курсантов в работе по формированию у военнослужащих принципиальности, инициативы, ответственности и обеспечению их передовой роли в службе, учебе и дисциплине.

В процессе стажировки курсант обязан глубоко проанализировать опыт организации боевой и военно-политической работы по проблеме, избранной им выпускной квалификационной работы, собрать необходимый материал для ее написания.

Таким образом, во время стажировки в частях, на кораблях каждый курсант получает возможность реально ощутить в полном объеме, круг обязанностей по предполагаемой по выпуску из вуза должности [6].

В части, на корабле во время стажировки каждый курсант не только наблюдает, но и сам активно участвует в решении вопросов, которые ставит, повседневная жизнь подразделений, отдельных военнослужащих. Он вместе с воинами переживает их успехи и неудачи, учится у передовых офицеров умению без суеты, продуманно и научно обоснованно выполнять свои функциональные обязанности, направляет усилия воинского коллектива к единой цели, устанавливать принципиальные, деловые взаимоотношения с командирами и их заместителями по военно-политической работе. Курсанту безусловно придется встречаться, с недостатками в жизни и деятельности частей и подразделений, в ходе стажировки он учится преодолевать и устранять их совместно с командирами и их заместителями по военно-политической работе.

Выполнение обязанностей по предполагаемой по выпуску из вуза должности, позволяет курсанту применить полученные в вузе теоретические знания на практике, осознанно влиять на все категории воинов, искать наиболее эффективные формы целенаправленного воздействия на личный состав в различных условиях учебы и службы.

Необходимо также учитывать и то, что выполнение курсантом должностных обязанностей в ходе стажировки является своего рода серьезной проверкой знаний, умений, навыков, полученных в вузе, проверкой способности его успешно исполнять обязанности в новой должности. Поэтому итоги стажировки тщательно изучаются и анализируются предметно-методическими комиссиями, на ведущей кафедре и командованием вуза. По ним принимаются конкретные решения в целях дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе [2].

Цель, задачи и организация работы курсантов в войсках (на флотах) обязывают весь коллектив кафедры, командование батальонов (факультетов) тщательно ее планировать и целеустремленно готовить как курсантов, так и преподавателей, назначенных для методического руководства войсковой (флотской) стажировкой.

Войсковая стажировка курсантов рассматривается как одно из важных и эффективных мероприятий по укреплению связи вузов с войсками (флотами), способствующих взаимному обмену и внедрению передового практического опыта в программы и учебный процесс вузов.

В ходе стажировки раскрываются личные качества и способности выпускников вузов, что соответственно учитывается при их аттестации и назначении на должность по окончании вузов. Стажировка, кроме того, дает возможность кафедрам проверить, в какой степени уровень подготовки выпускников соответствует современным требованиям войсковой и флотской практики.

Проведение стажировки предусматривается учебными планами, а ее содержание определяется учебной программой вузов. Мероприятия по планированию стажировки выполняет учебно-методический отдел ввуза, используя при этом предложения батальонов (факультетов) и кафедр. Учебно-методическое руководство стажировкой непосредственно в войсках на флотах осуществляют кафедры. По указанию начальников кафедр и предметно-методических комиссий, работающих на соответствующих специальностях, назначаются преподаватели в качестве руководителей стажировки, которые отвечают за качество ее проведения.

Командиры батальонов (начальники факультетов), командиры рот (начальники курсов) составляют предложения в план стажировки. Они предусматривают: количество обучающихся по специальностям; задачи, которые будут решать курсанты на стажировке; должности, на которых желательно прохождение стажировки курсантами; воинские части, подразделения, рекомендуемые для стажировки, выводы об организации ее с курсантами выпускного курса. Учебный отдел, обобщив эти предложения, составляет план стажировки. Выписки из плана высылаются в соответствующие управления военных округов и флотов [5].

При распределении курсантов по частям и должностям, осуществляемом в подразделениях (на факультетах), необходимо руководствоваться следующим:

- целесообразно направлять курсантов одного учебного взвода (группы) или большей части его во главе с командирами взводов (курсовых офицеров), преподавателей в один округ (военно-морскую базу), что обеспечит общее руководство и контроль за работой курсантов;

- целесообразно по возможности избирать те соединения и части, которым предстоит участвовать в крупных мероприятиях, связанных с проведением учений с боевой стрельбой, с решением задач повышения боевой готовности войск и сил флота;

- при распределении курсантов на места стажировки следует учитывать индивидуальные особенности, а также возможности сбора, ими необходимых, материалов для подготовки и написания выпускных квалификационных работ.

Распределение курсантов по подразделениям и частям осуществляется командирами рот (начальниками курсов) при непосредственном участии председателей предметно-методических комиссий ведущих кафедр, а также ведущих занятия во взводах (группах) преподавателей [8].

Важнейшим элементом организации стажировки является подготовка к ней руководителя и обучающихся, которая активно ведется непосредственно перед стажировкой.

Успех организации и проведения стажировки во многом определяются работой с обучающимися до выезда в части (на корабли). Разрабатывается план подготовки курсантов к стажировке.

В плане войсковой стажировки (практики) предусматривается:

- проведение заседания предметно-методической комиссии по обсуждению задач, порядка организации и проведения стажировки, учебно-методического руководства ею;

- разработка преподавателями индивидуальных заданий, которые выдаются курсантам не позднее, чем за месяц до их убытия в части и на корабли;

- изучение курсантами самостоятельно или под руководством преподавателя, ведущего практические занятия во взводе (группе) требований МО РФ и других вышестоящих органов военного управления по вопросам боевой готовности, военно-политической подготовки;

- информация курсантам о планах боевой подготовки, тематике военно-политической подготовки, которая будет изучаться личным составом в период стажировки;

- оказание помощи стажерам в подготовке необходимых материалов для проведения в войсках (на флотах) занятий в системе боевой подготовки;

- выступления перед обучающимися офицеров из войск о практике работы по решению задач боевой готовности, мобилизационной подготовке, укрепления воинской дисциплины и др.

Предметно-методические комиссии большое внимание уделяют подготовке преподавателей к стажировке, особенно тех, кто впервые будет осуществлять учебно-методическое руководство ею.

Опыт работы предметно-методических комиссий кафедр показывает, что подготовка руководителя войсковой стажировки включает в себя:

- участие в общекафедральных мероприятиях, посвященных обсуждению вопросов подготовки и организации учебно-методического руководства стажировкой, в разработке методических указаний и персональных заданий курсантам;

- изучение программы стажировки и основных руководящих документов по вопросам боевой готовности, боевой подготовки частей (кораблей);

- анализ полученных в подразделении данных о составе группы и распределении курсантов по воинским частям и кораблям, должностям;

- изучение их деловых качеств на основании характеристик, полученных от командиров подразделений, других преподавателей, ведущих занятия в соответствующих учебных взводах;

- тщательную подготовку и проведение занятий с курсантами согласно тематическому плану;

- продумывание индивидуальных заданий для каждого курсанта;

- разработку и подготовку 2-3 лекций по темам воинского воспитания, военно-политической работы для выступления перед личным составом подразделений [6].

Индивидуальная подготовка руководителя стажировки, как правило, заканчивается инструктажем начальника кафедры или его заместителей.

Подготовкой курсантов к войсковой стажировке руководят командиры подразделений. Непосредственную работу по методической подготовке курсантов выполняют преподаватели кафедр. Они проводят специальные занятия, принимают непосредственное участие в подготовке и проведении установочного сбора, проводят консультации, оказывают помощь курсантам в подборе и изучении соответствующей литературы, руководящих документов, рекомендаций по вопросам военно-политической работы, тематики лекций, докладов для выступлений перед личным составом подразделений [8].

В ходе сборов преподаватели уточняет индивидуальные задания курсантам, информируют их о планах боевой и военно-политической подготовки частей и кораблей на ближайшие месяцы, подробно разбирают содержание и порядок выполнения личных планов стажировки, дают методические советы о порядке работы в подразделениях и рекомендации по составлению личных планов работы на период стажировки.

Основная работа по выполнению плана подготовки курсантов к выезду на стажировку осуществляется во внеучебное время, факультативно.

Подготовка курсантов к войсковой стажировке (практике) завершается проведением с ними индивидуального собеседования. Преподаватель проверяет готовность каждого курсанта к самостоятельной работе в подразделении. Это в последующем учитывается при определении оценки по результатам стажировки.

Следует отметить, что выбор курсантами темы для написания выпускной квалификационной работы всегда является предметом особого внимания преподавателя, ведущего занятия во взводе (учебной группе). Работа с военнослужащими, изучение войскового опыта по теме выпускной квалификационной работы, анализ собранного материала и его систематизация - лучшая школа приобретения военно-профессиональных умений и навыков. Практика показывает, что целесообразно рекомендовать курсанту такую тему для исследования, написание которой будет восполнять имеющиеся пробелы в его знаниях, навыках и умениях [3].

Подавляющее большинство преподавателей так и поступает.

Это оказывает положительное влияние на учебу курсантов. Хотя еще встречаются отдельные обучающиеся, которые избирают такую тему выпускной квалификационной работы, чтобы было проще ее написать и защитить. Чтобы исключить такой подход, требуется согласованная работа преподавателя ведущей кафедры и командира подразделения.

В ходе подготовки к стажировке преподаватель добивается от обучающихся, чтобы они до выезда в войска не только определили тему выпускной квалификационной работы, но и разработали, согласовали с научным руководителем подробный ее план, подобрали необходимую литературу, получили исчерпывающий инструктаж по ее написанию.

Выводы. Таким образом процесс формирования военно-профессиональных умений и навыков курсантов военных вузов в ходе подготовки к практикам и войсковым стажировкам начинается с инструктажа перед убытием к местам проведения стажировок, и заканчивается разъяснением курсантам конечных целей проведения практик (войсковых стажировок).

Естественно, преподаватели, командиры и их заместители по военно-политической работе предпринимают все усилия для качественной подготовки курсантов к самостоятельной профессиональной деятельности в ходе исполнения служебных обязанностей по предназначению. Цели проведения практик и войсковых стажировок курсантов достигаются в ходе целенаправленной работы командиров и их заместителями по военно-политической работе с учетом выполнения обязанностей, связанных с их профессиональной деятельностью.

Литература:

1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: ВУ, 2003. - С. 45-49.

2. Вдовюк В.И. Основы воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации / В.И. Вдовюк, С.М. Фильков - М., 2003. - С. 76-83.

3. Довганенко А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов - будущих офицеров-воспитателей в военном вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Довганенко Александр Анатольевич; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ]. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

4. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

5. Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец, 2004. - 25 с.

6. Панасенко Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Челяб. гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2005. - 22 с.

7. Ройлян В.О. Формирование профессиональных качеств офицеров сухопутных войск в условиях реформирования высшего военного образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. - Одесса, 2004. - 25 с.

8. Синкевич Ю.С. Формирование у слушателей военных вузов навыков и умений управления воспитательной деятельностью офицеров части: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Воен. ун-т. - Москва, 2005. - 24 с.

9. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020).

10. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 № 76-ФЗ.

Педагогика

УДК 371

кандидат физико-математических наук, доцент Гашаров Нисред Гусейнович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат физико-математических наук, доцент Махмудов Хейруллах Махмудович ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); Кандидат педагогических наук, профессор Нурмагомедов Дибирасулав Мансурович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ДИВЕРГЕНТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье обсуждается ряд актуальных вопросов, связанных с практикой применения дивергентных задач в ходе обучения математике учащихся начальных классов. Приведены примеры ряда ключевых дивергентных задач с методикой организации работы над ними, которые на практике подтверждали свою эффективность в деле развития у младших школьников креативности мышления. Систематическое и целенаправленное включение при обучении математике дивергентных задач и поощрение различных дивергентных идей и предложений учащихся стимулирует целенаправленное развитие у младших школьников креативность мышления.

Ключевые слова: дивергентная и конвергентная задача, дивергентное и конвергентное мышление, креативность, творческое мышление.

Annotation. The article discusses a number of topical issues related to the practice of using divergent problems in the course of teaching mathematics to primary school students. Examples of a number of key divergent tasks with the methodology of organizing work on them are given, which in practice have confirmed their effectiveness in developing creative thinking in younger schoolchildren. The systematic and purposeful inclusion of divergent problems in teaching mathematics and the encouragement of various divergent ideas and proposals of students stimulates the purposeful development of creative thinking in younger schoolchildren.

Keywords: divergent and convergent task, divergent and convergent thinking, creativity, creative thinking.

Введение. В связи с переходом российской системы начального образования к ФГОС НОО второго поколения, основной задачей для начальной школы стало развитие креативности у учащихся, ибо в российском обществе как воздух востребованы работники, способные выдвигать оригинальные идеи и внедрять их в жизнь, умеющие обдуманно находить оптимальный выход из проблемных и сложных ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Креативному человеку, как известно, легче приспособиться к новым условиям, найти креативный подход к любой возникшей проблеме и достигать высокой производительности труда.

В этой связи перед российской системой образования сейчас поставлена задача неимоверной важности: добиться того, чтобы ученики выросли не только здоровыми, образованными и воспитанными, но и обязательно - инициативными, думающими, способными в любом деле на креативный подход.

В разработку проблем формирования креативности в процессе обучения огромный вклад внесли ряд российских психологов и педагогов, но тем не менее результаты этих исследований принято оценивать специалистами, как весьма скромные. Так, например, как отмечает Д.Б. Богоявленская [4], попытки разработать теорию творчества пока не привели к окончательной цели. В плане дидактическом и методическом проблема развития у младших школьников креативности с помощью задач дивергентного типа в ходе обучения математике изучена недостаточно. Поэтому исследование по этой тематике представляется весьма актуальной.

Изложение основного материала статьи. Развитию креативности учащейся молодёжи как к животрепещущей проблеме образования стало привлекать пристальное внимание исследователей с середины ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.