Научная статья на тему 'С ЗАБОТОЙ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ОСНОВА ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ'

С ЗАБОТОЙ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ОСНОВА ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ / БОЕСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков Михаил Анатольевич, Жендарёв Михаил Владимирович

В статье обозначены наиболее важные и определяющие проблемы военного образования в вузах, которые напрямую влияют на боевую готовность и боеспособность воинских частей и подразделений, а также обозначены предлагаемые направления решения вышеуказанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяков Михаил Анатольевич, Жендарёв Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNED ABOUT COMBAT READINESS TACTICAL TRAINING IS THE BASIS FOR FIELD TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE ARMED FORCES

The article outlines the most important and defining problems of military education in universities, which directly affect the combat readiness and combat capability of military units and subunits, and also outlines the proposed directions for solving the above problems.

Текст научной работы на тему «С ЗАБОТОЙ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ОСНОВА ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ»

М.А. ДЬЯКОВ, М.В. ЖЕНДАРЁВ

M.A. DYAKOV, M.V. ZHENDAREV

с заботой о боевой готовности

CONCERNED ABOUT COMBAT READINESS

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - ОСНОВА ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

TACTICAL TRAINING IS THE BASIS FOR FIELD TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE ARMED FORCES

Сведения об авторах: Дьяков Михаил Анатольевич - доцент 1 кафедры (применения войск ПВО Сухопутных войск в бою и операции) Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Смоленск. E-mail: vavpvo_na@mil.ru);

Жендарёв Михаил Владимирович - доцент 1 кафедры (применения войск ПВО Сухопутных войск в бою и операции) Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Смоленск. E-mail: vavpvo_na@mil.ru).

Аннотация. В статье обозначены наиболее важные и определяющие проблемы военного образования в вузах, которые напрямую влияют на боевую готовность и боеспособность воинских частей и подразделений, а также обозначены предлагаемые направления решения вышеуказанных проблем.

Ключевые слова: тактическая подготовка, боевая подготовка, чение, боевая готовность, боеспособность.

Information about the authors: Mikhail Dyakov - Associate Professor of the 1st Department (Use of Air Defense Troops of the Ground Forces in Battle and Operations) of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Colonel, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Smolensk. E-mail: vavpvo_na@mil.ru);

Mikhail Zhendarev - Associate Professor of the 1st Department (Use of Air Defense Troops of the Ground Forces in Battle and Operation) of the Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation named after Marshal of the Soviet Union A. M. Vasilevsky, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Smolensk. E-mail: vavpvo_na@mil.ru).

Summary. The article outlines the most important and defining problems of military education in universities, which directly affect the combat readiness and combat capability of military units and subunits, and also outlines the proposed directions for solving the above problems.

Keywords: tactical training, combat training, education, combat readiness, combat capability.

Тактическая подготовка, о чём свидетельствует историческое развитие Вооружённых Сил, является основой полевой выучки личного состава. Военно-профессиональные знания, умения и на-

выки офицера формируются в ходе изучения ряда тактических и тактико-специальных дисциплин, но главное место в формировании профессиональных компетенций принадлежит тактической под-

готовке. Она составляет основу военно-профессиональной подготовки общевойскового офицера и является определяющей базой подготовки офицеров родов войск и специальных войск.

Современный бой требует от офицеров проявления ими высоких морально-боевых качеств, в том числе смелости, решительности, инициативы, самостоятельности и настойчивости в достижении намеченных целей. Все эти качества будущих офицеров формируются на занятиях по тактической подготовке и являются базовыми.

С прибытием выпускников вузов для прохождения дальнейшей службы в войска они неизбежно сталкиваются с неизвестными им новыми приёмами и способами ведения боя. Обучить личный состав быстро ориентироваться в этих условиях сумеет лишь тот, кто обладает творческим тактическим мышлением. Повседневная деятельность войск, а также боевой опыт, полученный в Сирийской Арабской Республике и Северо-Кавказском регионе, выявили целый ряд недостатков и проблем, связанных с базовой подготовкой выпускников по тактической подготовке.

Имея достаточно высокий уровень общетеоретических знаний, офицеры-выпускники зачастую оказываются слабо подготовленными в военно-профессиональном отношении.

В связи с этим войска вынуждены принимать срочные меры для их доподготовки на сборах, на которые затрачивается от одного до двух месяцев учебного времени, дополнительные моторесурсы, ГСМ

и другие материально-технические средства, а большое количество должностных лиц оторваны от выполнения прямых служебных обязанностей.

По отзывам из войск, основными недостатками в подготовке выпускников являются:

• отсутствие практических навыков в организации и проведении мероприятий боевой подготовки, особенно практических занятий при вооружении и на технике;

• низкие практические навыки стрельбы из штатного вооружения, вождения боевой и специальной техники;

• отсутствие навыков в организации и проведении военно-политической работы и морально-психологической подготовки личного состава.

Причины такого положения в следующем:

1. Несоответствие общей направленности подготовки военных специалистов конечной цели.

Конечная цель подготовки выпускников вузов - формирование компетенций, позволяющих гарантированно выполнить функциональные обязанности по должностному предназначению. При этом должна обеспечиваться возможность выполнения этих обязанностей на 1-2 ступени выше должности первоначального предназначения без фундаментальной подготовки. Это предполагает,

прежде всего, подготовку обучающихся к решению организационно-управленческих типов задач профессиональной деятельности. Такая подготовка, приобретаемая в вузах и столь необходимая в ходе практической деятельности в войсках, формируется недостаточно. Таким образом, общая направленность подготовки военных специалистов не соответствует конечной цели. Это негативно сказывается на готовности офицеров квалифицированно выполнять свои обязанности по предназначению с прибытием в войска.

2. Объём знаний по тактической подготовке, получаемых курсантами, в настоящее время не в полной мере обеспечивает выполнение предъявляемых требований. Основной причиной является сокращение учебного времени на изучение тактической подготовки.

3. Имеются недостатки и в построении образовательной траектории изучения тактических (тактико-специальных) дисциплин.

4. Консерватизм и шаблонность в формах и методах обучения тактической подготовке также являются тормозом в становлении военных специалистов.

Ограничения по времени и существующий уровень материально-технической обеспеченности занятий по тактической (тактико-специальной) подготовке позволяют считать, что на сегодняшний день традиционные формы и методы обучения являются наиболее эффективными и приемлемыми. Поиск и внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс носят инициативный характер отдельных энтузиастов.

Сегодня чаще, чем когда-либо, обсуждаются проблемы качественной подготовки соединений, воинских частей и подразделений. В войсках ведутся настойчивые поиски путей развития тактики, как теории и практики боя. Возникает вопрос, почему наша тактика, впитавшая в себя богатый опыт прошлого, выдержавшая суровую

проверку и доказавшая своё неоспоримое превосходство на полях сражений над тактикой зарубежных армий в годы Великой Отечественной войны, стала отставать от требований времени. Почему она стала шаблонной и консервативной? Как получилось, что формализм стал постоянным спутником занятий и учений, а вместо смелых новаторских поисков в научных исследованиях преобладают авторитарные оценки и суждения, абстрактные и устаревшие постулаты? Не ответив на эти вопросы, не разобравшись в причинах, нельзя добиться коренного перелома в улучшении подготовки войск, курсантов, студентов вузов.

5. Снижение уровня базовой подготовки поступающих в вузы неизбежно сказывается на качестве подготовки курсантов в строго ограниченные сроки обучения, и как результат - трудности, которые возникают при выполнении своих обязанностей по должностному предназначению в войсках выпускниками.

6. Восполнение кадров. Подбор офицеров и гражданского персонала Вооружённых Сил на преподавательские должности должен осуществляться с обязательным учётом войскового опыта службы, боевого опыта, педагогических способностей и других качеств. В настоящее время в вузах существует относительно большая текучесть кадров, а восполнение удаётся осуществлять не всегда эффективно. Важной составляющей при подборе преподавателей является наличие боевого опыта и уровень профессиональной подготовки.

Это лишь наиболее важные и определяющие проблемы военного образования в вузах, которые напрямую влияют на боевую готовность и боеспособность воинских частей и подразделений.

Решение вышеуказанных проблем видится в следующем:

1. Необходимо чётко определить общую направленность подготовки военных специали-

стов в рамках уточнения целей обучения, что позволит перераспределить общий расчёт бюджета учебного времени в интересах изучения военных дисциплин и, прежде всего, тактической подготовки. Целесообразными являются тщательный анализ проблем, связанных с военно-профессиональной подготовкой выпускников как в войсках, так и в вузах, определение приоритетных направлений, разработка конкретных мер по их решению и на этой основе уточнение квалификационных требований, учебных планов и программ подготовки.

2. Формирование государственного образовательного стандарта высшего образования военных квалификаций на основе правила «Учить тому, что необходимо на войне» с учётом действительной насущной потребности подготовки военных специалистов. Это позволяет максимально использовать изучаемые дисциплины для приобретения гражданской квалификации в интересах изучения военных дисциплин. Здесь идёт речь о широком использовании междисциплинарных связей.

3. Для повышения качества подготовки курсантов целесообразно использование комплексного курса, в основу которого должно быть положено изучение разделов (тем) взаимосвязанных тактических (тактико-специальных) дисциплин в рамках тактических задач, первоочередное предназначение которых - обучение управлению воинскими формированиями различного уровня при выполнении ими боевых и учебно-боевых задач. Изучение теоретического курса целесообразно планировать параллельно с прохождением задач по соответствующим темам или с определённым смещением, предваряющим групповые и практические занятия.

4. Думается, что назрела необходимость внести новшества и в методику проведения занятий по тактической подготовке. Целесо-

образно в вузах преподавать офицерам и курсантам не только тактику, но и теорию, и практику боя, то есть учить их не просто принятию решений на бой, а искусству принятия таких решений. При этом важно усвоить схему работы командира, офицера штаба в боевых условиях, а также научиться творчески анализировать обстановку, предвидеть развитие боевых событий, находить решения в трудных ситуациях, проявлять активность, принимать меры по обману противника и проявлять военную хитрость.

Считается, что офицеры и курсанты изучают тактику, однако это не совсем так. Они осваивают организаторскую деятельность, предписанную Боевым уставом, как основу их действий в бою. Поэтому их обучение сводится к запоминанию уставных положений. Лучше подготовленным считается тот, кто знает их наизусть или близко к тексту. При этом умению творчески подходить к применению данных положений на практике в конкретных условиях должного внимания не придаётся.

Опыт боевых действий, в которых Российские войска принимали участие в последнее десятилетие, в том числе в Сирийской Арабской Республике, показал, что меньше потерь в подразделении было у того командира, который чаще и быстрее добивался успеха в бою, кто действовал нестандартно, смело и решительно, применяя полученные знания к условиям ведения боя.

5. Многие преподаватели, как руководители тактических занятий, не могут создавать поучительную тактическую обстановку для каждого занятия и учения, хотя бы приблизительно напоминающую реальный бой.

Поэтому тактические занятия обычно проводятся схематично, по одному и тому же плану, на одной и той же местности, в одной и той же обстановке, максимально привязываясь к стандартным ситуациям, определённым Боевыми уставами.

Бой представляется упрощённо, и боевые действия разыгрываются по определённой схеме: если это наступление - выдвижение и развёртывание в боевой порядок, атака переднего края, отражение контратаки противника в глубине его обороны и переход к преследованию или захват и удержание выгодного рубежа до подхода главных сил. Если оборона - уничтожение разведки противника, бой на передовой позиции, отражение атаки главных сил, уничтожение вклинившегося в оборону противника и т.д.

Малейшее отклонение от данной схемы приводит обучающегося в замешательство. Свою неспособность к творческому мышлению он заменяет стремлением показать «знание» положений Боевого устава. Чаще всего основное внимание обучаемых заостряется только на основных составляющих ведения боевых действий, редко вспоминая о необходимости проведения мероприятий по боевому обеспечению. А это создаёт иллюзию о том, что всесторонним обеспечением боя должен заниматься кто-то, но не штатный командир.

6. Правильно организовать боевую подготовку войск - это наладить систематическую и наиболее продуктивную подготовку офицерского состава как в воинских частях, так и в военно-учебных заведениях.

Всё, что необходимо офицеру как руководителю подразделения и организатору боя для лучшего понимания и усвоения в ходе обучения, можно условно разделить на три составляющие этапа:

• формирование понятийного аппарата;

• разработка схемы действий в зависимости от сложившейся обстановки;

• отработка применения сил и средств в бою на основе творческой деятельности.

Первый этап - это осмысление понятий, то есть общепринятых названий и формулировок, применяемых в тактике для единого

понимания вещей и явлений. Прежде чем изучить работу командира и порядок действий подразделений в различных условиях боевой обстановки, каждый будущий командир должен изучить применяемую терминологию, понять, что она означает, какой смысл в себе несёт. Этот раздел не требует глубокой познавательной деятельности.

Он в своей основе сводится к запоминанию уже определённых, обобщённых и сформулированных положений и понятий.

Второй этап - научить будущего командира подразделения систематизировать имеющийся материал по определённой схеме. Схематичный материал - это такой, который по своему содержанию в различных боевых условиях изменяется незначительно. Он несёт в себе содержание, которое в зависимости от вида боевой деятельности изменяется в порядке и последовательности его осмысления. Это умственный процесс, который материально представить невозможно, в процессе обучения он наиболее трудно воспринимается обучаемыми. Задача состоит в том, чтобы приучить мыслить командира подразделения самостоятельно, но используя определённую схему. Она должна быть выработана с учётом опыта прошедших войн, проведения специальных операций, игнорировать её было бы неразумно.

В целях упорядочения умственного процесса командира она объединена в определённые пункты, которые в зависимости от обстановки отрабатываются в различной последовательности. Однако среди них есть такие, которые всегда выполняются по определённой логической последовательности, например, при уяснении задачи, вначале командир должен понять замысел старшего начальника, а заканчивается уяснение боевой задачи указанием срока готовности к её выполнению. Другие пункты работы командира подразделения не имеют своего постоянного порядкового номера. Они зависят от

наличия времени на организацию боя, полученной боевой задачи, характера действий противника, наличия своих сил, средств и так далее. Поэтому, взяв за основу наиболее простой и понятный вариант, мы учим менять эту схему путём изменения установленного порядка отработки пунктов. Этот этап требует логического мышления по последовательности действий для того, чтобы дать подчинённому как можно больше времени на его работу, чтобы основную наиболее трудоёмкую физическую работу выполнить в светлое время суток, спрогнозировать ход развития событий и не делать потом в трудных условиях то, что можно сделать заранее.

Наиболее сложным является третий этап. Тактика действий не терпит шаблона, по самой природе ей чужды схема и трафарет. На этом этапе, на наш взгляд, нецелесообразно учить командира подразделения, как надо или не надо делать. На все случаи боя советов не дашь и рекомендаций не предусмотришь. Вероятно, офицеров надо учить применению сил и средств, исходя из принципа их использования, сильных и слабых сторон, влияния местности и характера действий противника. Такой подход заставит командира не вспоминать, как это изложено в уставе, а мыслить, как это можно лучше сделать в конкретных условиях, поможет выявить грамотных, вдумчивых людей, способных управлять подразделениями, обладающих личным творчеством. Ведь давно известно, что всё даётся знанием, победа тоже. Вся система подготовки командиров подразделений должна быть построена на едином принципе, преследовать одну цель: прививать вкус к самостоятельной работе над вопросами тактики и решать боевую задачу творчески. Поэтому главным требованием ко всем тактическим занятиям должно быть поставлено требование об искоренении таких форм и методов содержания занятий, которые

толкали командиров на шаблонные действия и приёмы тактики. В содержании тактической подготовки офицеров должны быть найдены такие формы обучения, которые воспитывали бы будущих командиров в духе стремительных и решительных действий, учили их самостоятельности, готовности отвечать за полученный результат, прививали им навыки быстро ориентироваться при малейших изменениях обстановки, своевременно принимать решение на уничтожение противника, не ожидая указаний старшего командира.

7. Опыт, накопленный во время локальных войн, вооружённых конфликтов, нужно взять за основу не только при практическом обучении, но и при построении всей системы планирования дисциплин по тактической подготовке.

В ходе боевых действий командир получал боевую задачу, объём и значимость которой определялись силами и средствами, имевшимися в его распоряжении.

Он лично изыскивал способы выполнения задачи, нёс личную ответственность за успех или неудачу. Военно-учебные заведения должны продолжить работу по реализации программы совершенствования системы военного образования. Одним из мероприятий, предусмотренных данной программой, является совершенствование содержания учебных планов и программ с учётом практики применения Вооружённых Сил, а также опыта, накопленного во время локальных войн и вооружённых конфликтов.

8. Важным является проблема, связанная с совершенствованием военного образования.

Для решения проблемы необходимо:

• развивать систему мероприятий по профессиональному становлению молодых офицеров, привитию им практических навыков, необходимых для исполнения конкретной должности;

• наращивать практическую подготовку курсантов, прежде всего

вместе с воинскими частями, дислоцированными на территории округа, пересмотреть и уточнить организацию стажировки курсантов, рассмотреть возможность их проведения по «скользящему» графику в периоды наибольшей активности боевой учёбы войск;

• в процессе обучения слушателей и курсантов по тактической подготовке смело внедрять опыт современных войн и региональных вооружённых конфликтов;

• гибко реагировать на все изменения в практике применения войск, новые формы и методы обучения личного состава в целях исключения разрыва в требованиях, предъявляемых к уровням подготовки войск и методическому мастерству выпускников военно-учебных заведений;

• укреплять взаимодействие с войсками;

• использовать систему организации и проведения войсковой стажировки преподавательского состава на командно-штабных должностях в объединениях, соединениях и воинских частях постоянной готовности, увеличив её продолжительность. Это позволит им более углубленно изучить потребности войск, разработать предложения по улучшению форм и методов подготовки курсантов по своей специальности в соответствии

с потребностями войск, а также расширить свои знании, умения и получить практические навыки;

• использовать комплексный подход в отработке практических вопросов в организации и ведении боевых действий в форме комплексных занятий и полевых выходов (с привлечением преподавателей разных кафедр) на фоне единой тактической обстановки;

• в ходе проведения практических занятий использовать средства имитации, которые формируют основные признаки общевойскового боя, приближая обстановку к боевой;

• в часы самостоятельной подготовки проводить тренировки по совершенствованию практических навыков принятия решения на боевые действия, его доклада и оформления решения на карте.

Говоря о приоритетности обучения, об укреплении кадрового потенциала Вооружённых Сил, нельзя забывать о том, что только хорошо подготовленный офицер может обеспечить надёжное воспитание и обучение личного состава, сокращение происшествий и преступлений, катастроф с вооружением и военной техникой, потерь среди личного сосотава и, в конечном итоге, обеспечить боевую готовность и боеспособность Вооружённых Сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.