Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / СИСТЕМА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / МОБИЛЬНЫЙ ЦЕНТР БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бувальцев Иван Александрович, Никитушкин Сергей Александрович, Буянов Виталий Владимирович

На основе анализа факторов, воздействующих на результаты и процесс боевой учебы войск (сил), показаны роль и значение высокотехнологичных центров боевой подготовки в повышении ее эффективности, обозначены перспективы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бувальцев Иван Александрович, Никитушкин Сергей Александрович, Буянов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT PROSPECTS OF HI-TECH TEACHING CENTERS OF TROOPS COMBAT TRAINING

The paper relies on the analysis of factors affecting the results and process of combat training of troops/forces, showing the role and importance of hi-tech combat training centers in efficiency improvement, and outlines the prospects of their further development.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК»

Перспективы развития высокотехнологичных учебных

^ о о

центров боевой подготовки войск

Генерал-полковник И.А. БУВАЛЬЦЕВ Полковник С.А. НИКИТУШКИН Подполковник В.В. БУЯНОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе анализа факторов, воздействующих на результаты и процесс боевой учебы войск (сил), показаны роль и значение высокотехнологичных центров боевой подготовки в повышении ее эффективности, обозначены перспективы их дальнейшего развития.

The paper relies on the analysis of factors affecting the results and process of combat training of troops/forces, showing the role and importance of hi-tech combat training centers in efficiency improvement, and outlines the prospects of their further development.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Центры боевой подготовки, система боевой подготовки, мобильный центр боевой подготовки, бюджет времени.

Combat training centers, system of combat training, mobile combat training center, time budget, training standards.

СОВРЕМЕННЫЕ тенденции развития военно-политической обстановки в мире предъявляют повышенные требования к умению предвидеть характер будущих войн и вооруженных конфликтов и в соответствии с этим определять наиболее целесообразные направления и содержание подготовки Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ).

При этом важно изыскивать и внедрять такие формы и способы боевой учебы, которые в наибольшей степени обеспечивают качественную и в короткие сроки подготовку войск к эффективному ведению боевых действий в самых сложных условиях обстановки.

Успешное выполнение боевых задач, возлагаемых на общевойсковые формирования тактического звена в различных видах боя, во многом зависит от их маневренной и огневой слаженности, что вызывает необхо-

димость совершенствования системы боевой подготовки. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, и функционирует в целях обучения и воинского воспитания военнослужащих, слаживания органов управления (штабов) и войск (сил) для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с пред-назначением1 (рис. 1).

Как показано на рисунке, система боевой подготовки включает сле-

Рис. 1. Система боевой подготовки

дующие основные элементы: субъекты и объекты боевой подготовки, ее организацию, содержание, методику и учебную материальную базу (УМБ)2'3'4'5. А ее функционирование предполагает достижение определенных результатов.

Для оценки системы боевой подготовки рассмотрим факторы, влияющие на ее эффективность. Обусловлено это тем обстоятельством, что в результате воздействия факторов любая система организационного управления как предмет или явление может менять параметры своей деятельности. Следовательно, для достижения требуемого результата обучения учет факторов, оказывающих влияние на боевую подготовку как на систему организационного управления, приобретает немаловажное значение.

Факторам, воздействующим на боевую подготовку, уделено достаточно много внимания в ряде специальных научных исследований6,7,8. В частности, к тем из них, которые отображают социально-политический строй государства, его экономику и идеологию, относят политическую систему государства, характер производственных

отношений, экономический потенциал страны и государственную идеологию. Данные факторы формируются внешней средой независимо от деятельности самой системы боевой подготовки, но оказывают существенное воздействие на ее функционирование.

В свою очередь, взаимодействие элементов системы боевой подготовки образует факторы, которые порождают противоречия, являющиеся источником ее развития. Так, появление новых задач, стоящих перед ВС, ведет к росту объема и усложнению содержания боевой подготовки. Но при ограниченном, остающемся на прежнем уровне бюджете учебного времени качественно подготовить войска (силы) к их выполнению весьма проблематично. Условно данные факторы можно разделить на три группы (рис. 2).

Практическое значение учета приведенных на рисунке факторов состоит в том, что в результате изучения их влияния на систему боевой подготовки представляется возможным сформулировать требования, компенсирующие негативное воздействие на нее внешней среды (рис. 3).

Рис. 2. Факторы, воздействующие на систему боевой подготовки

Рис. 3. Взаимосвязь факторов и требований к системе боевой подготовки

Требования к системе боевой подготовки соединений, воинских частей и их органов управления определяются, во-первых, на основе учета факторов, воздействующих на процесс обучения, а во-вторых, исходя из содержания боевых задач, возлагаемых на них в соответствии с предназначением. Причем их соблюдение во многом зависит от возможностей и состояния УМБ.

Данный подход позволяет сформулировать следующие основные требования к системе боевой подготовки.

Первое — достижение необходимого уровня слаженности воинских формирований — заключается в четком определении командирами соединений и частей целей и задач подготовки и в обеспечении требуемых результатов на всех этапах их боевой учебы.

Второе — соответствие программ боевой подготовки задачам по предназначению — предполагает подготовку всех категорий военнослужащих, органов управления и подразделений соединения (части) сообразно целям и задачам обучения на фоне единой тактической обстановки.

Третье — высокая интенсивность мероприятий боевой подготовки — заключается в достаточной пропускной способности объектов УМБ, ос-

нащенных современными техническими средствами обучения, и, как следствие, — в повышении уровня об-ученности при соблюдении бюджета учебного времени.

Четвертое — рациональное использование УМБ — подразумевает равномерную загрузку и эксплуатацию учебных объектов боевой подготовки в течение учебного года.

Пятое — соответствие технических средств обучения современным и перспективным образцам ВВСТ и системам управления войсками — обеспечивает интенсивное наращивание уровня обученности, слаженности и способности реализовывать боевые возможности соединения (части) при выполнении боевых задач по предназначению.

Шестое — применение новых эффективных форм, методов обучения, постоянное совершенствование методики боевой подготовки — обусловлено тем обстоятельством, что разрешить существующее сегодня основное противоречие между усложнением и ростом объема и содержания подготовки, с одной стороны, и ограниченным бюджетом учебного времени, с другой — невозможно без внедрения перспективных технологий и средств обучения, обеспечивающих нагляд-

ность и быстрое усвоение преподносимого материала, привитие устойчивых навыков и умений.

Седьмое — внедрение автоматизированных систем для качественной организации боевой подготовки, сопровождения и анализа ее результатов — способствует созданию реальных предпосылок для снижения объема и времени разработки планирующих документов, сокращения состава и сроков подготовки помощников руководителей учений (занятий), посреднического аппарата и обучаемых, а также для рационального выбора и своевременного качественного оборудования районов и мест проведения мероприятий боевой учебы.

Практическое значение указанных требований к системе боевой подготовки состоит том, что их соблюдение в значительной степени нивелирует воздействие неблагоприятных факторов на качественные параметры процесса боевой учебы, обеспечивая необходимый уровень слаженности подразделений, частей и соединений.

Для совершенствования системы боевой подготовки необходимо воздействовать на факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность ее функционирования. Как показывает анализ, к ним относятся факторы второй и третьей групп: бюджет времени, выделяемый на подготовку соединения, части; уровень их боевой выучки; подготовленность командиров и других должностных лиц воинского формирования; качественное состояние объектов УМБ и соответствие их возможностей применяемым методикам обучения (см. рис. 2).

Кроме того, расширение спектра и возросшая сложность задач, решаемых войсками в современных военных конфликтах, требует хорошо скоординированных совместных действий воинских формирований различных видов, родов войск ВС и других министерств и ведомств РФ,

что, в свою очередь, предполагает организацию и поддержание четкого взаимодействия между ними. Безусловно, отрабатывать данные вопросы следует заблаговременно, в рамках плановой боевой учебы.

Поэтому в ходе мероприятий боевой подготовки необходимо моделировать и воспроизводить все аспекты ведения боевых действий разновидовыми и разноведомственными воинскими формированиями в самых сложных условиях обстановки, что требует задействования высокотехнологичных средств обучения, для содержания и эксплуатации которых нужны соответствующие высококвалифицированные специалисты. Очевидно, что на тактическом уровне, в рамках соединения или воинской части добиться существенного позитивного воздействия на указанные выше факторы и организовать качественную совместную подготовку войск (сил) по многим причинам в существующих реалиях весьма проблематично.

Успешное выполнение боевых

задач, возлагаемых на общевойсковые формирования тактического звена в различных видах боя, во многом зависит от их маневренной и огневой слаженности, что вызывает необходимость совершенствования системы боевой подготовки, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, и функционирует в целях обучения и воинского воспитания военнослужащих, слаживания органов управления (штабов) и войск (сил) для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с предназначением.

Как показывает опыт армий ведущих стран мира, данная проблема вполне успешно решается широким комплексным внедрением в практику боевой учебы войск (сил) современных технических средств обучения в сочетании с другими мерами (организационными, методическими, научными) путем их концентрации в высокотехнологичных центрах боевой подготовки или специализированных учебно-тренировочных комплексах, где с военнослужащими и подразделениями проводятся интенсивные занятия, учения и многократные тренировки. Такой подход

Учебные центры бое!

в целом считается довольно эффективным, обеспечивающим значительные преимущества в повышении профессионального уровня военнослужащих и слаженности подразделений.

В настоящее время подобные центры боевой подготовки стали неотъемлемой частью системы боевой подготовки соединений и частей многих зарубежных армий. Так, в интересах подготовки военнослужащих и подразделений сухопутных войск (СВ) США созданы и функционируют четыре основных специализированных учебных центра (УЦ) (табл.)9-10-11.

Таблица

й подготовки СВ США

Наименование (пункт дислокации) Подчинение Категория обучаемых Основной акцент в подготовке Дополнительные возможности, привлекаемые силы

Объединенный УЦ родов войск СВ (Форт-Ливенуэр, штат Канзас) Командование учебное и научных исследований по строительству СВ Бригада, дивизия, корпус Подготовка командиров и штабов «Тяжелые» и «легкие» формирования, батальоны ССО, группы психологических операций и по связям с гражданской администрацией, ВВС США

Национальный УЦ (Форт-Ирвин, Калифорния) Командование СВ на континентальной части США «Тяжелые» бригады Подготовка «тяжелых» батальонных тактических групп «Легкие» батальоны, батальоны ССО, ВВС США

Объединенный УЦ (Форт-Полк, Луизиана) Командование СВ на континентальной части США «Легкие» бригады Подготовка «легких» батальонных тактических групп «Тяжелые» батальоны и группы ССО, группы психологических операций и по связям с гражданской администрацией, ВВС США, морская пехота, авиация ВМС

УЦ ВС США (Хоэнфельс, ФРГ) Командование СВ США в Европейской зоне «Тяжелые» и «легкие» бригады Подготовка «тяжелых» и «легких» батальонных тактических групп Батальоны ССО, ВВС США в Европе, ВВС Европейских стран НАТО

Приведенные в таблице УЦ оснащены современными учебно-тренировочными средствами (тренажерными комплексами, полигонным

оборудованием, компьютерными классами, уникальным программным обеспечением и др.) и решают две основные задачи:

• обеспечение комплексной и совместной подготовки бригад, подразделений различных родов войск в соответствии с положениями руководящих документов в сложных физико-географических и максимально приближенных к боевым условиях, при этом основное внимание уделяется звену батальон — батальонная тактическая группа;

• накопление данных для улучшения методик обучения, проверки положений действующих уставов и тактических нормативов, разработки новых концепций, организационных структур и совершенствования ВВСТ.

В Вооруженных Силах России также было признано целесообразным пойти по пути создания высокотехнологичных учебных центров боевой подготовки в целях повыше-

ния уровня боевой выучки соединений и частей, совместного обучения и качественной отработки вопросов организации и поддержания взаимодействия между воинскими формированиями различных видов, родов войск ВС, других министерств и ведомств РФ при решении боевых задач в составе объединенных группировок войск (сил). Данное обстоятельство и обусловило их важное место и ведущую роль в общей системе боевой подготовки ВС РФ.

Первым был создан 333-й центр боевой подготовки (Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, береговых войск Военно-Морского Флота), в котором с 2014 года началось проведение мероприятий межвидовой совместной подготовки и слаживание тактических групп (рис. 4).

Рис. 4. Штаб 333-го центра боевой подготовки (Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, береговых войск Военно-Морского Флота)

В данном центре широко применяются инновационные технологии и передовые отечественные разработки, позволяющие сократить длительность учебного процесса в разы, снизить затраты, экономить ресурс ВВСТ и при этом повысить качество боевой выучки. Его возможности обеспечивают подготовку в течение учебного года воинских формирований до бригады включительно к боевым действиям в составе межвидовой группировки войск (сил), а также к выполнению других специальных задач (миротворческих, по разрешению кризисных ситуаций и т. п.).

В составе центра имеются все необходимые объекты УМБ для проведения занятий по вождению, огневой, тактической и специальной подготовке, а также тактических и тактико-специальных учений. В целях подготовки подразделений к ведению боя в условиях городской застройки обустроены учебные объекты «Бой в городе» и два поселка, где созданы макеты одноэтажных и многоэтажных домов с коммуникациями. Обороняться и наступать в «городе» может батальон со средствами усиления (рис. 5).

Рис. 5. Тактическое занятие на макете «Бой в поселке»

С прибывающими в УЦ органами управления и подразделениями на первом этапе проводится так называемый входной контроль — тестирование и практические занятия по основным дисциплинам боевой подготовки — для определения уровня индивидуальной подготовки военнослужащих и понимания, какой учебный курс должно пройти подразделение и на что необходимо обратить особое внимание в процессе обучения. На основе полученных результатов до командования воинского формирования доводятся методи-

Требования к системе боевой

подготовки соединений, воинских частей и их органов управления определяются, во-первых, на основе учета факторов, воздействующих на процесс обучения, а во-вторых, исходя из содержания боевых задач, возлагаемых на них в соответствии с предназначением. Соблюдение данных требований во многом зависит от возможностей и состояния учебной материальной базы.

ческие рекомендации по дальнейшей подготовке: какие темы, занятия и сколько времени необходимо выделить на обучение специалистов, органа управления (штаба) и подразделения в целом. Кроме того, объективный входной контроль позволяет оценить самого командира как организатора боевой учебы.

Подготовка органов управления тактического звена в центре организована в нескольких плоскостях: компьютерные командно-штабные тренировки (одностепенные и двухстепенные), реальная работа командиров и штабов по организации и проведению двусторонних учений, а также по управлению подразделениями в ходе тактических учений с боевой стрельбой.

Проведение командно-штабного учения с привлечением подразделений, действующих на всех сегментах центра, считается заключительной фазой подготовки органа управления воинского формирования.

Подготовленные инструкторы-инспекторы центра распределяются по подразделениям и занимаются оказанием методической помощи, проведением занятий и оценкой их эффективности (рис. 6).

Рис. 6. Постановка задач и организация взаимодействия на макете местности

В 2021 году в центрах боевой подготовки ВС РФ проведено более 12,5 тыс. учебных мероприятий, подготовлено около 1,6 тыс. подразделений. Непосредственно на базе 333-го центра прошли обучение свыше 50 воинских формирований.

Особое значение в деятельности высокотехнологичных центров боевой подготовки придается реализации планов и программ развития ВС, утвержденных Президентом РФ. На сегодняшний день ВС РФ обеспечены более чем на 70 % новейшими образцами ВВСТ. Своевременная и качественная подготовка личного состава на базе центров боевой подготовки позволила в сжатые сроки освоить данную технику и приступить к эксплуатации, не допуская происшествий и преждевременного выхода из строя, а также реализовать принципиально новые эффективные способы ее применения в различных видах современного общевойскового боя. Так, на основе опыта современных военных конфликтов центром разработаны методики обучения по борьбе с высокоскоростными целями и малоразмерными беспилотными

летательными аппаратами. Наряду с этим реализована программа подготовки экипажей танков и боевых машин пехоты с учетом опыта Армейских международных игр.

Таким образом, создание 333-го центра боевой подготовки как научно-практической базы для исследования новых форм обучения оказало значительное позитивное влияние на факторы, воздействующие на результаты боевой учебы: бюджет времени, выделяемый на совместную подготовку воинских формирований, стал более оптимальным; уровень подготовленности командиров и других должностных лиц соединений и частей существенно вырос; возможности объектов УМБ стали в большей степени соответствовать методикам обучения. Все это в конечном итоге привело к повышению уровня подготовки войск (сил) для действий в современном общевойсковом бою.

Вместе с тем, несмотря на несомненное повышение качества подготовки войск, обусловленное рациональным использованием развитой УМБ и научно-практической базы центров боевой подготовки, выявле-

на одна существенная проблема — снижение затрат на боевую подготовку нивелируется большими финансовыми расходами на их создание и перевозки войск.

Для решения данной проблемы принято решение о создании в ВС РФ перспективных мобильных центров боевой подготовки (МЦБП), представляющих собой подвижный комплекс технических средств обучения и объектов УМБ, в том числе тренажерных комплексов со встроенной обучающей и информационной справочной системой с реализацией трехмерного пространства и баллистических параметров выстрелов в реальном режиме времени, прежде всего в интересах совместной межвидовой и межведомственной подготовки войск (сил). Предполагается, что в МЦБП найдут широкое применение лазерные имитаторы стрельбы и поражения (ЛИСП)12.

Предназначение МЦБП — подготовка (в оперативном режиме) личного состава, слаживание экипажей (расчетов), подразделений, воинских частей, соединений и органов управления различных видов и родов войск ВС, других министерств и ведомств РФ, проверка их готовности к выполнению конкретных боевых и специальных задач на конкретной местности в условиях, максимально приближенных к реальным, на осно-

ве внедрения перспективных форм обучения с использованием современных компьютерных технологий.

Данный МЦБП в полном составе или частично может быть оперативно переброшен и развернут вблизи пункта постоянной дислокации соединения, части, на полигоне (рис. 7) или в необорудованном районе (рис. 8).

Построение и развитие МЦБП предусматривается осуществлять на основе следующих базовых принципов:

• автономность функционирования — ориентация на создание и применение перспективных энергетических установок, адаптивных, самонастраивающихся и самообучающихся интеллектуальных систем управления, комплексирование информационных систем;

• модульность (агрегативность), подразумевающая использование типового ряд базовых элементов (подсистем, блоков) и возможность реконфигурации под проблемную среду функционирования;

• стандартизация и унификация аппаратных, программно-алгоритмических средств, средств информационного обмена;

• многофункциональность использования, т.е. способность готовить подразделения и органы управления к решению боевых, специальных и обеспечивающих задач;

Создание 333-го центра боевой подготовки как научно-практической базы для исследования новых форм обучения оказало значительное позитивное влияние на факторы, воздействующие на результаты боевой учебы: бюджет времени, выделяемый на совместную подготовку воинских формирований, стал более оптимальным; уровень подготовленности командиров и других должностных

лиц соединений и частей существенно вырос; возможности объектов учебной материальной базы стали в большей степени соответствовать методикам обучения. Все это в конечном итоге привело к повышению уровня подготовки войск (сил) для действий в современном общевойсковом бою.

Легенда Бригадный (полковоГО комплект № 1 развернут вблизи ППД с использованием объектов полигона соединения. Армейский (окружной) комплект № 2 развернут на объектах полигона объединения.

Рис. 7. Размещение МЦБП с использованием объектов полигонов соединений и объединения

Рис. 8. Размещение объектов МЦБП на неподготовленном (незнакомом) участке местности

• совместимость с окружающими и взаимодействующими средствами, существующими объектами УМБ (учебными классами, приказармен-ными и полевыми объектами);

• встраиваемость в существующие технологии управления и применения (интегрируемость в единую автоматизированную систему управления войсками);

• возможность модернизации в ходе жизненного цикла (разноуровневая модификация).

Для эффективного применения МЦБП в системе боевой подготовки ВС РФ необходимо учитывать ряд принципиальных аспектов их функционирования:

• подготовка органов управления, офицеров и подразделений проводится на основе комплексного подхода и модульного принципа;

• мобильность МЦБП обеспечивает гибкость планирования мероприятий боевой подготовки в объединении (в пунктах дислокации, на своем полигоне или в районах сосредоточения без необходимости совершения дорогостоящих перевозок), исходя из приоритетности подготовки соединений и частей к выполнению боевых задач по предназначению;

• организация подготовки войск осуществляется по принципу «учебно-тренировочные средства — к обучаемым»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• учебно-тренировочные средства МЦБП не дублируют, а дополняют имеющиеся объекты УМБ соединений и частей, обеспечивая сочетание традиционных форм и средств обучения с новыми и современными, в частности, с такими как компьютерные командно-штабные учения (тренировки), интерактивные классы, лазерные имитаторы стрельбы и поражения и др.;

• выполнение боевых стрельб, упражнений учебных и контрольных стрельб и вождения не предваряют, а завершают подготовку подразделений, тем самым обеспечивается не только экономический эффект, но за счет высоких дидактических возможностей средств обучения достигается требуемый уровень результата за более короткий срок;

• оснащение МЦБП и штат высококвалифицированных специалистов позволяют проводить слаживание подразделений, соединений (частей) вблизи пунктов их постоянной дислокации без излишнего расхода боеприпасов и моторесурсов, с максимальной экономией материальных средств;

Несмотря на несомненное повышение качества подготовки войск, обусловленное рациональным использованием развитой учебной

материальной и научно-практической базы центров боевой подготовки, выявлена одна существенная проблема — снижение затрат на боевую подготовку нивелируется большими финансовыми расходами на их создание и перевозки войск. Для решения данной проблемы принято решение о создании в ВС РФ перспективных мобильных центров боевой подготовки, представляющих собой подвижный комплекс технических средств обучения и объектов УМБ,

в том числе тренажерных комплексов со встроенной обучающей и информационной справочной системой с реализацией трехмерного пространства и баллистических параметров выстрелов в реальном режиме времени, прежде всего в интересах совместной межвидовой и межведомственной подготовки войск (сил).

• совместная, межвидовая и межведомственная составляющие подготовки общевойсковых формирований тактического звена обеспечиваются реализацией концепции единого виртуального поля боя и моделирования действий противника с учетом разработанного замысла тактической задачи;

• использование современных разработок для подготовки органов управления, офицеров и подразделений с возможностью их модернизации по модульному типу, т.е. с сохранением работоспособности на протяжении всего периода эксплуатации;

• структура и оснащение МЦБП обеспечивает совместную подготовку общевойсковых формирований тактического звена и подразделений других видов ВС и родов войск.

В заключение отметим, что опыт обучения войск (сил) в 333-м центре

боевой подготовки подтверждает правильность и эффективность развития системы боевой подготовки в рассматриваемом направлении. Применение инновационных технологий и реализация в центрах боевой подготовки передовых отечественных разработок позволяет сократить длительность учебного процесса в разы, снизить затраты в 1,5—2 раза при более чем двукратном повышении качества обучения.

Дальнейшее развитие высокотехнологичных центров боевой подготовки планируется осуществлять путем придания им мобильности, модульности построения и создания единой информационно-моделирующей среды, где в едином виртуальном пространстве будут отрабатываться оперативные и тактические задачи в системе межвидовой и межведомственной подготовки войск (сил).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Воениздат, 2014. С. 3.

2 Терешков М.В. Боевая подготовка танковых частей и подразделений постоянной готовности, укомплектованных по смешанному принципу: дисс. ... кандидата военных наук. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 1995. С. 9.

3 Шлык Ю.Ф. Совершенствование организации и методики полевой выучки общевойсковых частей мотострелковой дивизии: дисс. ... доктора военных наук. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 1997. С. 45.

4 Шлык Ю.Ф., Поподько И.П., Бун-чин М.А. Проблемные вопросы боевой подготовки общевойсковых формирований Сухопутных войск: монография. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2010. С. 4.

5 Шлык Ю.Ф., Сильченко С.В., Клау-зер О.А. Развитие теоретических основ боевой подготовки: монография. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2008. С. 89.

6 Там же.

7 Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (Методология и проблемы). М.: Статистика, 1977. 198 с.

8 Шлык Ю.Ф., Поподько И.П., Бун-чин М.А. Проблемные вопросы боевой подготовки общевойсковых формирований Сухопутных войск. С. 74.

9 Характеристика основных объектов сухопутных войск США на территории страны // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 9. С. 45—51.

10 Совместная оперативная и боевая подготовка сил обороны Грузии и вооруженных сил стран НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2021. № 4. С. 24—26.

11 Национальный учебный центр в Форт-Ирвин. URL: http://pentagonus.ru/ publ/3-1-0-101 (дата обращения: 10.12.2021).

12 Хромов А.О. Перспективные направления развития учебной материальной базы оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная Мысль. 2022. № 4. С. 124—130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.