Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ СЛАЖИВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ СЛАЖИВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / ЕДИНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / УРОВЕНЬ БОЕСПОСОБНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левентов Николай Николаевич, Русанова Ирина Константиновна

Анализируются некоторые проблемы существующей системы планирования боевой подготовки в Сухопутных войсках. Предложен рациональный подход к ее совершенствованию на основе реализации возможностей, предоставляемых программами боевой подготовки, построенными на принципе модульной организации слаживания подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF PLANNING COMBAT TRAINING IN MODULE COORDINATION OF UNITS

The paper analyzes certain problems of the existing system of combat training planning in the Ground Forces. It suggests a rational approach to improving that on the basis of the scope afforded by combat training programs built on modular organization of unit coordination.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОСТРОЕНИИ СЛАЖИВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

Особенности планирования боевой подготовки при модульном построении слаживания подразделений

Полковник запаса Н.Н. ЛЕВЕНТОВ, кандидат военных наук

И.К. РУСАНОВА, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Анализируются некоторые проблемы существующей системы планирования боевой подготовки в Сухопутных войсках. Предложен рациональный подход к ее совершенствованию на основе реализации возможностей, предоставляемых программами боевой подготовки, построенными на принципе модульной организации слаживания подразделений.

The paper analyzes certain problems of the existing system of combat training planning in the Ground Forces. It suggests a rational approach to improving that on the basis of the scope afforded by combat training programs built on modular organization of unit coordination.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Планирование боевой подготовки, единая комплексная тактическая задача, комплексный подход к подготовке, методика оценки эффективности организации боевой подготовки, уровень боеспособности подразделения.

Combat training planning, uniform comprehensive tactical task, comprehensive approach to training, methodology of estimating efficiency of combat training organization, combat efficiency standards of unit.

ИЗМЕНЕНИЯ, происходящие в стране и обществе, неминуемо отражаются на важнейшем государственном организме — Вооруженных Силах (ВС), в основе деятельности которых в мирное время лежит боевая подготовка, базирующаяся на таких известных принципах, как: «учить войска тому, что необходимо на войне»; «системность, последовательность и научность обучения»; «единство обучения и воинского воспитания»; «каждый командир учит своих подчиненных» и др.

Следует, однако, отметить, что соблюдение приведенных принципов не всегда в полной мере обеспечивает своевременность и качество результатов боевой подготовки, поскольку организующим ее командирам не предоставлено, на наш взгляд, достаточных прав для реализации поставленных целей. Главным требованием к боевой подготовке остается достижение уровня, обеспечивающего гарантированное выполнение боевых задач по предназначению. Данное требование, по нашему мнению, должно быть трансформировано в конкретные цифры — нормативы по следующим основным аспектам боевой учебы:

• приведение войск в высшие степени боевой готовности;

• разработка боевых документов;

• отработка тактических приемов в учебно-боевой обстановке;

• выполнение упражнений по стрельбе и вождению боевых машин;

• практические действия по предметам, составляющим основы полевой выучки (инженерная, разведывательная подготовка, радиационная, химическая, биологическая защита, военная топография и др.).

Все перечисленное в виде конкретных квалификационных требований для военнослужащих по контракту и укомплектованных ими подразделений должно иметь четко обозначенную материальную сторону, а также подкрепляться (обеспечиваться) предоставлением соответствующих

прав командирам (должностным лицам), непосредственно занимающимся организацией, руководством, контролем и корректировкой процесса боевой подготовки для достижения заданного уровня.

Как известно, цель функционирования системы боевой подготовки заключается в приобретении и поддержании военнослужащими знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих подразделению успешно выполнять боевые задачи по предназначению. Первым шагом к достижению данного результата считается грамотное планирование мероприятий боевой подготовки.

Апробация программ боевой подготовки 2017 года, прошедшая в войсках в 2018—2019 годах, позволила выявить не только их недостатки, но и сопутствующие проблемы. Главная из них — сложность планирования мероприятий боевой подготовки в воинской части по двум, не согласующимся между собой программам: «модульной» (2017 года), предназначенной для подразделений, укомплектованных военнослужащими по контракту, и линейной «поэтапной» (2014 года), применяемой для обучения подразделений, комплектуемых военнослужащими по призыву, и смешанного состава.

В основе планирования боевой подготовки лежит единая комплексная тактическая задача (ЕКТЗ), являющаяся, по сути, документальным воплощением нового подхода к пла-

нированию. Наставление по боевой подготовке ВС РФ определяет ЕКТЗ как совокупность требований к содержанию, объему и срокам выполнения мероприятий, предназначенных для отработки в полном объеме программ боевой подготовки. Однако, по нашему мнению, ЕКТЗ, кроме того, представляет собой инструмент достижения требуемого уровня подготовки для гарантированного выполнения боевых задач по предназначению в заданные сроки, позволяющий объединить усилия по трем основным направлениям боевой учебы: органов управления (штабов), офицеров и подразделений.

В связи с этим представляется целесообразным в интересах повышения качества планирования боевой подготовки уточнить ряд положений, в частности определить последовательность и продолжительность отработки модулей. Новые программы ориентируют организаторов и руководителей процесса боевой подготовки прежде всего на результат (в пределах и рамках отведенного времени), т. е. начало и конец отработки модуля (учебно-боевой задачи) устанавливается командиром (начальником), в чьей компетенции это находится.

Прежде чем разъяснить порядок планирования боевой подготовки при модульном построении слажива-ния подразделений, следует остановиться на принципах и подходах, положенных в основу программ боевой подготовки, и обосновать необходимость изменения устаревших форм планирования.

Во главу угла планирования боевой подготовки должна быть поставлена четко обозначенная цель — выполнение боевых задач по предназначению. Данная цель позволяет сформировать перечень задач, упражнений и нормативов, отработка которых обеспечивает ее достижение.

Проведенные исследования показали, что планирование в формах «типовой месяц» и «типовая неделя» становится прокрустовым ложем, не позволяющим в полной мере реализовать потенциал, заложенный в самой идее создания подразделений, комплектуемых военнослужащими по контракту, и претворить в жизнь возможности, предоставляемые новыми программами боевой подготовки. При этом права командира бригады (полка) по определению последовательности и продолжительности отработки модулей (учебно-боевых задач), а командира батальона — по конкретизации продолжительности подготовки отделений, взводов, рот без выхода за временные рамки модуля, установленные командиром бригады (полка), не вписываются в некоторые существующие формы планирования.

Для разрешения данной проблемы полагаем целесообразным усовершенствовать механизм разработки ЕКТЗ — важнейшего документа по планированию боевой подготовки, поскольку его грамотное исполнение позволяет обеспечить целенаправленное обучение соединений, частей и подразделений выполнению боевых задач по предназначению. Приоритетом в их подготовке является выполнение учебно-боевых задач, отрабатываемых в ходе войсковых (командно-штабных) учений оперативного и стратегического уровней в различных сезонно-климатических условиях. При этом учитываются особенности стратегических (операционных) направлений и мероприятий оперативной подготовки, выполнение программ боевой подготовки, курсов с учетом их творческого применения, а также уровень подготовленности воинских частей (подразделений), органов управления и офицеров.

Важным моментом разработки ЕКТЗ является определение последовательности отработки модулей (учебно-боевых задач). Варианты последовательности освоения модулей намечаются в зависимости от их набора и распределения по периодам обучения (зимнему и летнему), а также с учетом логики подготовки органов управления бригады (полка) к выполнению боевых задач по предназначению и предстоящим мероприятиям оперативной подготовки.

Главное условие при определении последовательности отработки модулей (учебно-боевых задач) для подготовки органов управления в рамках разрабатываемой ЕКТЗ заключается в том, чтобы каждое последующее действие (учебно-боевая задача) становилось продолжением предыдущего. Это позволит готовить обучаемых к выполнению боевых задач в реальной обстановке современного общевойскового боя.

Основные модули — «Оборона», «Наступление», «Марш», «Боевая готовность» — отрабатываются в каждом периоде обучения. При этом модули (учебно-боевые задачи), освоенные в зимнем периоде обучения, могут повторяться в летнем периоде обучения, но с изменением целей, задач и способов их выполнения. Например, если зимой отрабатывались «оборона позиционная», «марш (комбинированное передвижение) вне угрозы встречи с противником», «наступление из непосредственного соприкосновения с противником», «специальные задачи — контртеррористическая операция», то в летнем периоде обучения целесообразно планировать и проводить мероприятия по таким видоизмененным темам, как «оборона маневренная», «марш в предвидении встречи с противником», «наступление с выдвижением из глубины (с ходу)», «специальные задачи, миротворческие операции»1.

При разработке ЕКТЗ особое значение имеет знание и понимание комплексного подхода к подготовке органов управления, офицеров и подразделений, который заключается в том, что решения и документы командира бригады (дивизии, полка) в рамках отработки ЕКТЗ становятся основой для подготовки нижестоящих органов управления (штабов), офицеров, подразделений.

Тематика профессионально-должностной подготовки (ПДП) офицеров — должностных лиц органов управления, не связанных непосредственно с подразделениями, должна обеспечивать их обучение разработке документов по принятию решения, планированию боя и управлению войсками в ходе его ведения. ПДП офицеров — командиров подразделений (взвод, рота, батальон) и их заместителей тесно связана с боевой учебой подчиненных воинских формирований и предполагает совершенствование умений и навыков по принятию решений на бой и непосредственному управлению ими в ходе боевых действий. Это означает, что командиры взводов, рот, батальонов выступают как органы управления подразделений соответствующего уровня.

Для подготовки подразделений тематика определяется прежде всего исходя из решения командира бригады (полка) на каждый вид боя (модуль), т. е. зависит от полученной боевой задачи, их места в боевом порядке бригады (полка) и т. п. При этом ротные и батальонные тактические учения могут рассматриваться как действия войск обозначения в рамках оперативных, оперативно-тактических (командно-штабных) учений, поскольку подчинены общей задаче — проверке всех решений (элементов решения) командира по каждой учебно-боевой задаче (модулю).

Еще одним важным элементом планирования боевой подготовки яв-

ляется определение продолжительности отработки модулей (учебно-боевых задач). Бюджет учебного времени регламентирован Программой боевой подготовки. Кроме того, при планировании необходимо учитывать приоритет оперативных задач (задач по боевому предназначению и оперативной подготовке).

Содержание обучения определяется командирами (начальниками), организующими боевую подготовку, исходя из задач подготовки объединения и боевых задач по предназначению воинской части. Продолжительность освоения указанного объема содержания должна быть достаточной для достижения максимального уровня боеспособности в сроки, определяемые задачами оперативной подготовки.

Для обоснованного выбора алгоритма планирования мероприятий боевой подготовки разработана методика оценки эффективности ее организации, позволяющая рационально использовать бюджет учебного времени. В данной методике критерием эффективности организации боевой подготовки выбран уровень боеспособности подразделения, достигаемый в наиболее важный период учебного года и учитывающий приоритет выполнения задач боевой учебы.

В качестве основного показателя уровня боеспособности принята величина (доля) боевого потенциала подразделения, запланированного (достигаемого) на наиболее важный (значимый) момент учебного пери-ода2. Для проведения оценочных расчетов используются следующие исходные данные:

• тип воинского формирования;

• расчетные значения боевых потенциалов структурных подразделений воинского формирования;

• программа боевой подготовки;

• заданный уровень результатов

Профессионально-должностная подготовка офицеров — командиров подразделений (взвод, рота, батальон) и их заместителей тесно связана с боевой учебой подчиненных воинских формирований и предполагает совершенствование умений и навыков по принятию решений на бой и непосредственному управлению ими в ходе боевых действий.

полевой выучки воинского формирования и время его достижения;

• варианты организации проведения мероприятий боевой подготовки в структурных подразделениях воинского формирования по видам учебно-боевых задач;

• коэффициенты значимости видов учебно-боевых задач;

• распределение бюджетного времени программы боевой подготовки и его долей по каждому варианту структуры организации проведения мероприятий боевой подготовки, затраченных на каждый вид учебно-боевых задач и для каждого структурного подразделения в каждом периоде учебного года.

Расчет эффективности организации боевой подготовки производится в определенной последовательности с использованием соответствующего математического аппарата (рис. 1).

Приведенный на рисунке математический аппарат методики оценки эффективности организации боевой подготовки реализован в виде программного продукта3, позволяющего выбрать оптимальную продолжительность отработки модулей (учебно-боевых задач) из вариантов, рассчитанных на ЭВМ.

Таким образом, планирование боевой подготовки, проведенное с учетом изложенных в настоящей статье

1, У ста н я влп вл ет ся ур о в ей ь б оес по соб ногтп |ДкТ | и срок его до стпжек ия. Для него разрабатывается несколько вар вант ов организации проведения мероприятий боевое подготовки контрольного воинского формирования

2. Определяется расчетное значение боевого потенппа да ('-го типа структ>рного подразделения (а.) контрольного воинского формировании (если оно не известно):

где; Б(., Б, - боевые потенциалы соответственно контрольного воин—, ского формирования и его/-го структурного подразделения; Ь*

п Б,; - боевой потенциал вооружения J-TQ типа в структурном

_ V"1 подразделении /-го типа;

ь' — /. ^ М_,( — количество вооружения у-го типа в /-ом структурном

/=1 подразделении;

а — количество типов вооружения в /-ом структурном подразд елении;

^ _ ус р дг Щ — количество структурных подразделений / го типа в

к ¿¿1 = 1 / и контрольном воинском формировании;

с — количество типов структурных подразделений в контрольном воинском формировании.

3. Рассчитываются доли бюджетного времен п( отводимого на боевую подготовку 1-го типа струкдуриого подразделения по;-м) виду учебно-боевой задачи и по периодам

подготовки

Определяются коэффициенты значимости /-го вида учебно-боевых задач ) боевой подготовки. Разрабатывается ведомость распределения бюджетного времени боевой подготовки контрольного воинского форм>[рования по типам структурных подразделений, видам учебно-боевых задач и по периодам подготовки.

4. Рассчитывается боеспособность контрольного воинского формирования по каждому варианту организации проведения мероприятий боевой подготовки;

По этапам слаживания Модули

п z z п

Mkv = £ «и ■* Mki = X ТУ ft МкР = 2 = fyjj^

¿=1 j=i ;=l i=i

гае; Myp — боеспособность контрольного воинского формирования по р-ну варианту организации проведения мероприятий боевой подготовки; р - вариант организации боевой подготовки;

Mtl - показатель достигаемого уровня боеспособности /-го типа структурных подразделений по всем видам учебно-боевых задач;

Mkj - показатель достигаемого уровня боеспособности по/-му виду учебно-боевых задач подготовки всеми структурными подразделениями;

г - количество видов учебно-боевых задач контрольного воинского формирования; п - количество типов рассматриваемых структурных подразделений контрольного воинского формирования.

-----s,

5. Определяется рациональный вариант, удовлетворяющий заданному уровню результата контрольного воинского формирования:

_= > Г Л 1 где Эг- — потенциально возможная боеспособность

кр * InraJ' п ,

л контрольного БОННСКОГО формирования

Рис. 1. Алгоритм и математический аппарат методики оценки эффективности организации боевой подготовки

предложений, будет, на наш взгляд, ном исходя из приоритета задач опе-

более грамотным и качественным. ративной подготовки и подготовки

Суть нововведений заключается к выполнению боевых задач по пред-

в определении последовательности назначению, а также в применении

отработки модулей каждым батальо- представленной выше методики для

расчета продолжительности освоения каждого модуля (учебно-боевой задачи).

Как показывают расчеты, проведенные по указанной методике, тем-

пы наращивания боеспособности подразделений при модульном построении их слаживания в два-три раза выше, чем при линейном, поэтапном (рис. 2).

100

90

80

в 70

X

ш

о и 60

о

гт

и 50

О

(Л л ДО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

СО О 30

о.

Я

2U

10

0

И >

/ ч

ч /

/ 1 1

/

/

✓ /

к у

/ у"' г

г а*-

ю

20

30

15

Недели

Примечание г «поэгагтное» слаживание подразделений -О-«модульное» слеживание подразделений

Рис. 2. Темпы наращивания боеспособности мотострелкового батальона при модульном и поэтапном построениях слаживания подразделений

В заключение важно отметить, что грамотная разработка и успешное применение ЕКТЗ в том качестве и смысле, которые изложены в Наставлении по боевой подготовке ВС РФ и в Руководстве по боевой подготовке Сухопутных войск, возможны только при использовании программ боевой подготовки, построенных на «модульном» принципе и предназначенных для подразделений, укомплектованных

военнослужащими по контракту. На наш взгляд, данные программы имеют универсальный характер и вполне успешно могут применяться при планировании боевой подготовки подразделений различных способов комплектования, поскольку принципы, положенные в их основу, полностью приемлемы для организации боевой учебы всех воинских формирований Сухопутных войск.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бюллетень по боевой подготовке Сухопутных войск. 2020. № 3.

2 Левентов Н.Н., Денисов М.А., Дуль-нева Е.С. Новый подход к оценке результатов боевой подготовки // Вестник

Академии военных наук. 2019. № 4 (69). С. 88—94.

3 Методика оценки эффективности организации боевой подготовки подразделений. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016618930 от 10 августа 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.