Научная статья на тему 'Формирование компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров'

Формирование компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ ПО БОЕВОМУ СЛАЖИВАНИЮ / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БОЕВОМУ СЛАЖИВАНИЮ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE IN COMBAT COORDINATION / COMPONENTS OF COMPETENCE IN COMBAT COORDINATION / TRAINING OF OFFICERS / SYSTEMATIC APPROACH / COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Киселёв Сергей Викторович

Цель исследования поиск путей повышения эффективности подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию. Одной из проблем подготовки современного офицера является то, что целенаправленной, системной подготовки к боевому слаживанию не осуществляется, отсутствуют теоретико-методические основы такой подготовки. Авторами дано определение понятия «компетенция по боевому слаживанию», раскрыты компоненты данной компетенции, обосновано, что использование системного, коммуникативно-деятельностного и компетентностного подходов к формированию компетенции по боевому слаживанию позволяет отобрать содержание, методы и средства подготовки, разработать эффективную модель подготовки. Методами исследования послужили: анализ научной литературы, моделирование, тестирование, педагогический эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Киселёв Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competences in fighting coordination at future officers

Research objective is search of the ways to increase efficiency of the training of the future officers for fighting coordination. One of the problems of training of the modern officer is that there is no purposeful, systematic preparation for fighting coordination; there are no theoretical-methodical bases of such preparation. Authors gave definition to the concept "fighting coordination competence", components of this competence have been revealed, and it has been proved that use of the systematic, communicative and activity and competence-based approaches to formation of competence in fighting coordination allows us to select the contents, methods and means of preparation, to develop the effective model of preparation. As methods of the research served: the analysis of the scientific literature, modeling, testing, and pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БОЕВОМУ СЛАЖИВАНИЮ У

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Елена Владимировна Богомолова, доктор педагогических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Сергей Викторович Киселёв, преподаватель, Рязанское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова

Аннотация

Цель исследования - поиск путей повышения эффективности подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию. Одной из проблем подготовки современного офицера является то, что целенаправленной, системной подготовки к боевому слаживанию не осуществляется, отсутствуют теоретико-методические основы такой подготовки. Авторами дано определение понятия «компетенция по боевому слаживанию», раскрыты компоненты данной компетенции, обосновано, что использование системного, коммуникативно-деятельностного и компетентностного подходов к формированию компетенции по боевому слаживанию позволяет отобрать содержание, методы и средства подготовки, разработать эффективную модель подготовки. Методами исследования послужили: анализ научной литературы, моделирование, тестирование, педагогический эксперимент.

Ключевые слова: компетенция по боевому слаживанию; компоненты компетенции по боевому слаживанию; подготовка офицеров; системный подход; коммуникативно-деятельностный подход, компетентностный подход.

FORMATION OF COMPETENCES IN FIGHTING COORDINATION AT FUTURE

OFFICERS

Elena Vladimirovna Bogomolova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ryazan State University named for S. Yesenin, Sergey Viktorovich Kiselyov, the teacher, Ryazan Highest Airborne School of a name of the general V.F. Margelov

Annotation

Research objective is search of the ways to increase efficiency of the training of the future officers for fighting coordination. One of the problems of training of the modern officer is that there is no purposeful, systematic preparation for fighting coordination; there are no theoretical-methodical bases of such preparation. Authors gave definition to the concept "fighting coordination competence", components of this competence have been revealed, and it has been proved that use of the systematic, communicative and activity and competence-based approaches to formation of competence in fighting coordination allows us to select the contents, methods and means of preparation, to develop the effective model of preparation. As methods of the research served: the analysis of the scientific literature, modeling, testing, and pedagogical experiment.

Keywords: competence in combat coordination, components of competence in combat coordination, training of officers, systematic approach, communicative activity approach, competence approach.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных кадров приобретают особую значимость в условиях масштабного перевооружения армии и флота, выработки новых форм и способов ведения боевых действий, считает Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. По его словам, современный военный специалист должен обладать прочными знаниями и практическими навыками использования поступающего в войска вооружения и военной техники, грамотно руководить воинскими подразделениями при решении боевых и учебно-боевых задач [5]. Эти слова в полной мере можно отнести к боевой подготовке современного офицера, его подготовке к боевому слаживанию.

Однако, анализ научно-педагогической литературы, практики подготовки будущих офицеров показал, что, системной, целенаправленной подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию не осуществляется, отсутствуют теоретико-методические основы такой подготовки. Не существует однозначно принанятого определения «боевое слаживание», отсутствует определение понятия «компетенция по боевому слаживанию», не раскрыты его компоненты, не определены подходы к подготовке.

Цель исследования - поиск путей повышения эффективности подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическими основами исследования послужили: системный подход (процесс формирования компетенции по боевому слаживанию рассматривается как педагогическая система, которая содержит совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного формирования личности с заданными качествами), коммуникативно-деятельностный подход (решает задачи выбора и организации деятельности обучающихся с позиции субъекта познания труда и общения, способствует осознанию, планированию учебной деятельности, организации в учебном процессе сотрудничества, командной работы, которые осуществляются в ситуации коммуникации); компетентностный подход (обеспечивает формирование у будущих офицеров мотивов, ценностного отношения к профессиональной деятельности, боевому слаживанию; знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач по управлению подразделениями, организации взаимодействиями с подразделениями, воинскими формированиями при совместном выполнении задач по боевому слаживанию) [1; 4]. Методами исследования служили: анализ научной литературы и практического опыта подготовки офицеров, моделирование, педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент был организован на базе Рязанского высшего воздушно-десантного училища имени Генерала армии В.Ф. Маргелова по классической схеме с курсантами 2018 и 2019 годов выпуска. Целью эксперимента была проверка эффективности авторской модели формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе анализа литературы, практики боевой подготовки и практики проведения слаживания даны уточненные определения.

Боевая подготовка - это один из важнейших видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, представляющий собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Боевое слаживание - это один из важнейших элементов боевой подготовки, представляющий собой целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, в ходе которого вырабатываются и совершенствуются умения и навыки, необходимые для четкого выполнения функциональных обязанностей, правильных действий, согласованного выполнения боевых задач с учётом конкретных особенностей местности, времени года, предстоящего театра боевых действий. Боевое сла-живние осуществляется в ходе тактических, тактико-строевых, тактико-специальных и других занятий, тактических (тактико-специальных) учений, стрельб, вождения, тренировок, и других мероприятий.

Современный офицер должен обладать компетенцией по боевому слаживанию. Под профессиональной компетенцией мы, вслед за Э.Ф. Зеером, будем понимать совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной

деятельности [2].

Основываясь на сформулированных выше положениях компетенцию офицера по боевому слаживанию мы определим как компонент его воен-но-профессиональной компетентности по боевой подготовке, интегративную характеристику личности, обеспечивающую его способность и готовность эффективно осуществлять целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделений с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач (задач по предназначению), представленную совокупностью мотивационно-ценност-ного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного компонентов. Компоненты компетенции, выделенные на основе требований к офицеру, осуществляющему боевое слаживание в современных условиях и изложены в таблице 1. Таблица 1 - Описание компонентов компетенции по боевому слаживанию у офицеров

Компонент

Описание компонентов

Мотивационно-ценностный

Понимание тенденций развития ВС Российской Федерации, значимости мер по обеспечению безопасности страны; стремление к самоактуализации, самообучению, самодисциплине, совершенствованию своих знаний и полевой выучки, приобретению твердых практических навыков выполнения своих должностных обязанностей, поиску путей и способов постоянного совершенствования организации и проведения боевого слаживания, развития у личного состава владения вооружением и военной техникой, постоянного повышения уровня готовности личного состава. Наличие волевых качеств (терпение, настойчивость, целеустремленность), интереса к профессиональной деятельности, наличие мотивов к профессиональному росту в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности; осознание необходимости восхождения личности (своей и военнослужащего) к высокому уровню компетентности._

Функциональный

Знание способов непрерывного, гибкого и оперативного руководства подразделениями, боевым слаживанием, умение четко выполнять свои функциональные обязанности по боевому слаживанию, с учётом конкретных особенностей предстоящего театра войны, местности и времени года; наличие практических навыков умелого руководства подразделениями, осуществлению координации действий, мероприятий по организации взаимодействия; умения по подбору количества и номеров нормативов, отрабатываемых для совершенствования индивидуальных и групповых навыков владения личным составом вооружением и военной техникой; умение по подготовке к коллективной работе военнослужащих на штатной технике связи, вооружении и другое._

Информационно-коммуникативный

Знание документов, принятых к руководству, согласно которым происходит слаживание частей и подразделений; умение непрерывно добывать, собирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для всестороннего учета реальных условий проведения боевого слаживания, принятия решений по руководству подразделениями, эффективному слаживанию; умение обобщать и внедрять передовой опыт проведения боевого слаживания и своевременно доводить его до военнослужащих; владение методами работы с высоко надежной и мобильной заблаговременно созданной системой связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой. Умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, анализировать, передавать рациональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других._

Обучающе-рефлексивный

Умение строить процесс обучения на научной основе, последних достижениях науки и техники, военной теории, педагогики, опыта войн, военных конфликтов, передового опыта проведения боевого слаживания, наглядности и максимального приближения к обстановке реального боя. Знание основ системного, деятельностного и компетентностного подходов, современных методов обучения и умение их использовать; умение целенаправленно обучать военнослужащих согласованным действиям, проводить комплекс тренировочных мероприятий, соревнования, игры и другое; умение эффективно использовать средства обучения, правильно выбирать формы и методы обучения, на основе использования рекомендаций военной педагогики и психологии; умение сознательно контролировать результаты своей деятельности, уровень собственного развития, личностных достижений и достижений подчиненных; владеть методами самопознания и определения личностных и профессиональных качеств подчиненных, для определения направлений профессионального роста, совершенствования воинского мастерства._

Системообразующим компонентом компетенции по боевому слаживанию является информационно-коммуникативный компонент. Его наличие позволяет офицерам

оперативно организовывать взаимодействие с личным составом и командованием, обучать согласованным действиям в подразделении, четкому выполнению функциональных обязанностей военнослужащими, согласованному выполнению боевых задач на основе использования современных средств связи, информационных технологий, получения, обработки и анализа информации о конкретных особенностях местности, времени года, предстоящего театра боевых действий и другого.

Применение системного, коммуникативно-деятельностного и комптентностного подходов позволило разработать содержание, методы и средства подготовки. Содержание подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию включает предложения по изменению учебных программ для отработки элементов слаживания (где увеличено числа занятий с реальным выполнением практических задач); реализацию факультатива «Боевое сла-живание в современных условиях. Основы проведения боевого слаживания».

Обучение будущих офицеров на факультативных занятиях осуществляется в тесной взаимосвязи с военными дисциплинами, направлено на формирование системы теоретических знаний о боевом слаживании, выработку умений проведения боевого слаживания. Особое внимание уделяется формированию умений работать в команде с использованием современных информационных технологий и средств связи. Методика проведения занятий предполагает использование интерактивных и модульных технологий, обучение в группе; использование метода групповых проектов, таких средств обучения как видеоматериалы, презентации, тесты, геоинформационные системы, макеты; документы, карты, кейсы и другое [3].

Проведённый на базе военного вуза педагогический эксперимент показал, что предложенные подходы к формированию компетенции позволяют сформировать компетенцию по боевому слаживанию на высоком уровне. Контрольная группа включала 54 курсанта, экспериментальная - 55. Респонденты в группах примерно одинаковы между собой по возрастным характеристикам, учебным компетенциям. На основе анализа результатов обучающего эксперимента представим данные по уровням сформированности мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обучающе-рефлексивного компонентов после проведения обучающего эксперимента в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обучающе-рефлексивного компонентов по итогам обучающего эксперимента

Уровень Экспериментальные и контрольные группы

КГ (%) ЭГ (%)

Мотивационно-ценностный

Низкий 21,86 16,98

Средний 45,18 38,74

Высокий 32,96 44,28

Функциональный

Низкий 1,3 0,2

Средний 82 69,1

Высокий 16,7 30,7

Информационно-коммуникативный

Низкий 1,6 0,3

Средний 83,7 72,3

Высокий 14,7 27,4

Обучающе-рефлексивный

Низкий 1,7 0,4

Средний 83,6 72,3

Высокий 14,7 27,3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов обучения в экспериментальной и контрольной группе дают основания утверждать, что будущие офицеры, обучаемые с применением разных форм и

методов, неодинаково усвоили программу, что говорит об эффективности применяемой нами методики и разработанной модели

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова, Е.В. Методика реализации компетентностного подхода в учебном процессе военного вуза / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. - 2017. - № 1 (63). - C. 136-141.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. -М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 330 с.

3. Киселев, С.В. Особенности подготовки преподавателей-офицеров к реализации проектной работы на базе информационных технологий / С.В. Киселев, Д.С. Иванова // Материалы Международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования». - Москва, 2018. - С. 311-314.

4. Киселев, С.В. Методические аспекты компетентностного подхода к практико-ориентиро-ванному обучению курсантов на средствах связи / С.В. Киселев // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «XXV Рязанские педагогические чтения». - Рязань, 2018. - С. 157-160.

5. Шойгу, С.К. Приветствие участникам сбора «Военное образование — на службе Отечеству!» / С.К. Шойгу. Кубинка (Московская область), 23 ноября 2018 гг. - Режим доступа : https://ria.ru/20161123/1481978829.html (дата обращения: 01.05.2019).

REFERENCES

1. Bogomolova, E.V. (2017), "Methodology of realization of competence approach in the educational process of military University", Questions of modern science and practice, No. 1 (63), pp. 136-141.

2. Zeer, E.F. (2003), Psychology of professions: textbook for University students, Academic project, Moscow.

3. Kiselev, S.V. and Ivanov, D.S. (2018), "Features of preparation of teachers-officers to implementation of project work on the basis of information technologies", Materials of the International scientific conference Informatization of continuous education" Moscow, pp. 311-314.

4. Kiselev, S.V. (2018), "Methodological aspects of competence-based approach to practice-oriented training of students in the communications", Modernization of education: academic achievement, domestic and foreign experience. Materials of the all-Russian scientific-practical conference with international participationXXXVRyazan pedagogical readings',''Ryazan, pp. 157-160.

5. Shoigu, S.K. (2018), Greeting to the participants of the collection Military education — in the service of the Fatherland!',' Kubinka (Moscow region), 23 November 2018, available at: https://ria.ru/20161123/1481978829.html.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2019

УДК 796.355

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОККЕЕ У ДЕТЕЙ 8-9

ЛЕТ

Вячеслав Вячеславович Брянцев, Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов, Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ)),

г. Москва

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению уровня развития игрового мышления в хоккее у детей 8-9 лет. Показана эффективность внедрения в тренировочный процесс экспериментальной методики формирования игрового мышления у юных хоккеистов с целенаправленным использованием игровых упражнений в подготовительном периоде подготовки.

Ключевые слова: хоккеисты, объем внимания, оперативное мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.