Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск'

Формирование общекультурных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР ЗАПАСА / RESERVE OFFICER / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCIES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE FORMATION MODEL / MOTOR FORCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Геннадий Михайлович

Представлена совокупность общекультурных компетенций офицеров запаса автомобильных войск. Рассматривается компетентностная модель системы формирования общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонов Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL CULTURAL COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS - THE FUTURE RESERVE MOTOR FORCES OFFICERS

The set of general cultural competencies of motor forces reserve officers is presented in this article. The competence model of the general cultural competence formation system is studied.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск»

UDC 159.9.075+378.621

THE DIDACTIC POTENTIAL OF THE HOLISTIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOUR OF THE STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF INTERNET ADDICTION)

V.N. Aniskin1, D. V. Ivanov 2

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 65/67, Maxim Gorky Str., Samara, 443099 :E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

In the article the concepts of Internet addictionof the students, the holistic information and educational environment (HIEE) and its didactic potential are revealed. The current state of the problem of addictive behavior and Internet dependence of the students is considered. The didactic opportunities CHIOS in prevention of addictive behavior and Internet dependence of the studentsare defined.

Key words: Internet dependence, holistic information and educational environment, didactic potential of the holistic information and educational environment, addictive behavior, prevention of addictive behavior and Internet dependence of the students.

Original article submitted 17.03.2014; revision submitted 17.03.2014

Vladimir N. Aniskin, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of faculty of mathematics, physics and informatics.

Dmitry V. Ivanov,candidate of psychological sciences, associate professor of age and pedagogical psychology.

УДК 378.662

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК

Г.М. Антонов

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

Представлена совокупность общекультурных компетенций офицеров запаса автомобильных войск. Рассматривается компетентностная модель системы формирования общекультурных компетенций.

Ключевые слова: офицер запаса, автомобильные войска, общекультурные компетенции, компетентностный подход, модель формирования компетенций.

Геннадий Михайлович Антонов, преподаватель военной кафедры, аспирант кафедры «Психология и педагогика».

Российская Федерация переживает сложный и ответственный исторический период своего развития. Опыт показывает, что именно в переломные годы жизни нашей страны Вооруженные силы всегда подвергались глубокому реформированию. Их численность, структура, способы комплектования, военно-техническая оснащенность приводились в соответствие с реалиями времени.

В настоящее время в нашей стране ведется масштабная и активная работа по реформированию армии и флота, приданию им современного облика, мобильности, высокой боеспособности и боеготовности.

Успех реформы Вооруженных сил и выполнения ими задач обеспечения безопасности нашего государства непосредственно зависит от активности и эффективности ратного труда личного состава армии и флота. Задачи реформирования сложны, но любые реформы проводятся в жизнь людьми - конкретными военнослужащими.

В этих условиях неизмеримо возрастают требования к офицерам - организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте. От их профессионализма, чувства ответственности, инициативы зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сер-жантов.Именно они являются носителями высокого морального духа и дисциплинированности. Их личный пример в службе, в соблюдении российских законов и воинских уставов служит действенным средством утверждения в войсках правопорядка и крепкой воинской дисциплины. Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется прежде всего состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут свое высокое звание защитника нашей Родины.

На военной кафедре Самарского государственного технического университета осуществляется подготовка офицеров запаса автомобильных войск для Вооруженных сил России из числа студентов - граждан Российской Федерации. От качества их подготовки зависит то, как они будут обучать и воспитывать своих подчиненных. Целью обучения является формирование военного специалиста, способного выполнять функциональные обязанности на первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью [1].

В современных условиях система подготовки офицеров запаса, способных продуктивно применять свои знания на практике, должна проектироваться и реализовы-ваться на основе компетентностного подхода, широко используемого в современном высшем профессиональном образовании.

В этой связи своевременным и актуальным стало принятие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, которые прямо уделяют большое внимание формированию специалиста путем овладения профессиональными компетенциями, не меньшее значение (и это принципиально новый подход к обучению в вузе) придают формированию и обогащению личностного аспекта студента через требование способности и готовности обладать общекультурными компетенциями. Это позволяет подготовить высокообразованного и разностороннего специалиста нового типа с широким кругозором, творческим началом и активной жизненной позицией, небезразличного к социальным, экономическим и политическим проблемам общества, с высокой степенью коммуникативности в разных языковых сферах, владеющего компьютерными и другими современными технологиями [2].

В научных публикациях, посвященных проблеме компетентностного подхода, одними из центральных и важнейших понятий являются дефиниции «компетенция» и «компетентность». В словаре С.И. Ожегова компетенция определяется как круг

вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, а компетентностный человек - как знающий, осведомленный в какой-либо области, обладающий компетенцией [3].

В словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишняковой компетентность определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Это понятие включает в себя помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенция же трактуется как круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает знаниями, опытом [4].

Различные подходы к рассмотрению категории «компетенция» и «компетент-ность»проанализированы в работах В.И. Байденко. Автор считает, что введение понятия компетентности в терминологическую систему современной теории образования и педагогическую практику позволяет получить некоторую «добавочную стоимость», которая не сводится к традиционным знаниям, умениям и навыкам, и в этом заключается эвристический потенциал компетентностного подхода в образовании. В.И. Байденко отмечает, чтокомпетенция выступает новым типом целеполагания-высшего образования [5].

Из приведенных определений следует, что компетенции - это цели, ожидания образовательного процесса. Компетентность представляется как результат, состоявшееся личное качество или совокупность качеств. Компетентность обладает интегрированной природой, она является совокупностью знаний, умений и навыков по отношению к реальным объектам и процессам, готовностью и способностью применить их.

Обучение студентов на военной кафедре строится исходя из модели подготовки специалиста, из того, что обязан и будет делать в мирное время офицер автомобильных войск, а именно:

- составлять расписание занятий, планировать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего;

- формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества;

- воспитывать у личного состава подразделения бдительность, умение хранить государственную тайну;

- проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений среди личного состава подразделения, а также воспитательную работу по предотвращению наркомании среди военнослужащих;

- воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в подразделении по обеспечению выполнения этих требований;

- проводить правовое обучение личного состава подразделения;

- всесторонне знать личный состав подразделения, индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества военнослужащих, проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию; принимать меры по сплочению воинского коллектива;

- знать нужды и запросы личного состава, принимать меры по разрешению обоснованных обращений (предложений, заявлений или жалоб) военнослужащих, поддерживать связь с их родными и близкими;

- осуществлять информирование личного состава подразделения о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных сил; лично проводить занятия с военнослужащими подразделения в соответствии с планом боевойподготовки;

- осуществлять морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства (боевой службы), внутренней и караульной служб;

- проводить мероприятия по нравственному, духовному, физическому и культурному воспитанию военнослужащих подразделения, организовывать досуг личного состава;

- организовывать правильное использование и сбережение технических средств и имущества, необходимых для проведения воспитательной работы; контролировать своевременность доставки личному составу периодических изданий и почтовых отправлений;

- периодически присутствовать на подъеме и вечерней поверке в подразделении;

- анализировать состояние воинской дисциплины, причины преступлений и происшествий, вести учет дисциплинарных проступков в подразделении, проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений;

- своевременно докладывать старшему начальнику о состоянии воинской дисциплины и морально-психологическом состоянии личного состава[6].

Для того чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, любой специалист должен владеть рядом компетенций, и первыми в этом ряду в образовательных стандартах по всем направлениям находятся общекультурные компетенции.

Студент в процессе получения образования по выбранной военно-учетной специальности на военной кафедре усваивает ценности, присущие данному воинскому коллективу, его мировоззренческая система адекватна социальным ожиданиям и проявляется в характере поведенческих актов. Исходя из этого он должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, готовностью к использованию одного из иностранных языков;

- готовностью к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- способностью находить управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений,готовностью нести за них ответственность;

- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения; готовностью к самостоятельной индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью использовать компьютер как средство работы с информацией;

- способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументированному ведению дискуссии и полемики;

- способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к

историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

- способностью понимать сущность информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции отражают общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, будет разделять ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общую языковую и правовую культуру, ценности гуманизма и экологического сознания.

Категория общекультурных компетенций включает в учебный процесс то, что традиционно охватывается категорией «воспитательная работа».

Воспитательному процессу - формированию общекультурных компетенций выпускника - в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения уделено значительное внимание. Причина этого очевидна. С утратой нашим обществом коммунистической идеологии, которая хоть как-то регулировала духовно-нравственное воспитание молодежи, в обществе начали набирать силу разнообразные негативные тенденции (протестные настроения, алкоголизм, наркомания и т.д.). Возможно, что данные тенденции не носят случайный характер; для того чтобы успешно противостоять им, на уровне государства необходимо уделять воспитанию подрастающего поколения существенно большее внимание.

С целью формирования у студентов общекультурных компетенций и личностных качеств была разработана теоретическая модель (см. рисунок).

Эта модель содержит совокупность взаимосвязанных компонентов: целеполага-ние; покомпонентный состав и требования к уровню сформированности общекультурных компетенций; информационно-дидактическуюбазу формирования общекультурных компетенций; технологию формирования; критерии и диагностические инструменты выявления уровня сформированности общекультурных компетенций; процедуру контроля сформированности у студентов общекультурных компетенций.

Модель предусматривает также в случае отклонения реальных знаний и компетенций студентов оттребуемых заказчиком - Министерством обороны Российской Федерации - самокоррекцию учебного процесса, а в некоторых случаяхи корректировку педагогической технологии.

Очевидно, что профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость [7].

Представленная на рисунке теоретическая модель формирования общекультурных и личностных качеств будущего офицера запаса автомобильных войск внедрена в учебном процессе навоенной кафедре Самарского государственного технического университета.

Цель: формирование общекультурных компетенций офицеров запаса автомобильных войск

Требования к компонентному составу общекультурных компетенций и уровня их сформированности

1 г

Информационно-дидактическая база формирования общекультурных компетенций

Федеральные государственные образовательные стандарты Программа подготовки офицеров запаса автомобильных войск Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации

1

Компетентностно-модульная технология формирования общекультурных компетенций

Теоретические основы и дидактические принципы проектирования компетентностной технологии военно-профессиональной подготовки

£

Методы

Средства

1

Формы

Критерии и диагностический инструментарий контроля и оценки уровня сформированности общекультурных компетенций

Студенты, проходящие подготовку на военной кафедре по выбранной военно-учетной специальности

Контроль уровня сформированности общекультурных компетенций

Нет

Коррекция процесса военно-профессиональной подготовки

Да

Результат: офицер запаса автомобильных войск, обладающий общекультурными компетенциями

Компетентностная модель формирования общекультурных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск

Убедительным подтверждением эффективности ее функционирования являются результаты учебных сборов со студентами военной кафедры, которые были проведены ввойсковой части 11386Центрального военного округа в период с 26 июляпо 28 августа 2013 г.Все привлекавшиеся на сборы студенты успешно прошли итоговую аттестацию, 115 человек сдали экзамены на отлично, 154 на хорошо и 17 на удовлетворительно. Не было допущенонарушений воинской дисциплины и мер безопасности со стороны студентов, и все они признаныдостойными присвоения первичного офицерского воинского звания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях. Министерство обороны РФ. - М., Главное автобронетанковое управление, 2003. - 122 с.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральн^IЙ_государственн^IЙ_образовательн^IЙ_стандарт.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. - 1836 с.

4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь// Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999.

5. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 4-13.

6. http://guap.ru/guap/kaf71/meth/3_1_2.pdf. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

7. Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15. - № 6. - Самара, 2013. -№ 2(20). - С. 110-115.

Поступила в редакцию 03.02.2014; в окончательном варианте 02.04.2014

UDC 378.662

THEGENERALCULTURALCOMPETENCEFORMATIONOF STUDENTS -THE FUTURE RESERVE MOTOR FORCES OFFICERS

G. M. Antonov

Samara State Technical University

443100, Samara, Molodogvardeyskaya Str., 244

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

The set of general cultural competencies of motor forces reserve officers is presented in this article. The competence model of the general cultural competence formation system isstudied. Keywords: reserve officer, motor forces, general cultural competencies, competence approach, competence formation model.

Original article submitted 03.02.2014; revision submitted 02.04.2014

Gennady M. Antonov, lecturer, Military department, postgraduate student of department of Psychology and Pedagogics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.