ПЕДАГОГИКА
УДК 378.662
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ
ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК
© 2013 Г.М.Антонов
Самарский государственный технический университет
Статья поступила в редакцию 15.09.2013
В статье рассматривается модель системы компетентностной, профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в гражданском техническом вузе. Представлены результаты экспериментального исследования эффективности этой системы по критерию сформированности профессиональных компетенций.
Ключевые слова: офицеры запаса, профессиональные компетенции, система подготовки, модульная технология.
На военных кафедрах ряда гражданских вузов, в соответствии с приказом Министра обороны и Министерства образования и науки РФ1, проводится подготовка офицеров запаса по разным военным специальностям. В Самарском государственном техническом университете осуществляется профессиональная подготовка офицеров запаса автомобильных войск2, по завершении которой студенты получают второе, дополнительно к высшему техническому, образование.
В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов третьего поколения3 и повышением требований Министерства обороны к уровню профессиональной компетентности офицеров запаса были существенно скорректированы содержание и педагогические технологии подготовки офицеров запаса, которые стали компетентностно-ориентированными. Как и предписано ФГОС ВПО-3, теперь целью и результатом освоения студентами основных образовательных программ является сформированные у них кластеры общекультурных и профессиональных компетенций.
Антонов Геннадий Михайлович, преподаватель военной кафедры, аспирант кафедры психологии и педагогики. E-mail: antgm@mail. ru
1 Приказ Министра обороны и Министерства образования и науки РФ № 666/249. - М.: 2009.
2 Программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях. Министерство обороны РФ. Главное автобронетанковое управление. - М.: 2003.
3 Федеральный Государственный образовательный
стандарт 3-го поколения. ИТ-образование в России // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.it-edu.ru/obrazovatelinie-standarti/fgos-3-go-pokolenija/ (10.08.2013).
На рис. 1 представлена компетентностная модель формирования у будущих офицеров запаса автомобильных войск профессионально значимых компетенций разработанная на основе анализа существующих моделей и их структурных компетенций, при этом состав и содержание отдельных элементов модели подготовки офицеров запаса - автомобилистов соответствует видам, предстоящей профессиональной деятельности4.
На основе модели составляются структурно-логические схемы содержания обучения студентов, в которых отражаются взаимосвязь предметов и дисциплин военной подготовки со специальными дисциплинами и сроком обучения. При этом одновременно с освоением военно-технических дисциплин происходит процесс формирования у студентов командных и методических навыков.
Информационно-дидактическую основу формирования базовых профессиональных компетенций определяют требования Государственного образовательного стандарта, квалификационные характеристики, содержание программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов по установленным военно-учетным специальностям. В связи с ярко выраженной практической направленностью в подготовки студентов к военной деятельности основной объем учебного времени отводится на практические занятия, а при изложении теории активно применяются различные способы демонстрации иллюстративных материалов, ис-
4 Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: Алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. - Самара: 2013. - С.5 - 10.
пользуются технические устройства экранной звуковые средства, компьютерная и мультиме-статической проекции, звуковые и экранно- дийная аппаратура.
Дисциплины военно-технической подготовки Дисциплины тактико-специальной подготовки Дисциплины общественной подготовки
1 г
Компетентносто-модульная технология формирования базовых профессиональных
компетенций
Теоретические основы и дидактические принципы проектирования компетентностной технологии военно-профессиональной подготовки
Дидактические компоненты компетентностной технологии военно-профессиональной подготовки
Методы
Средства
Формы
Критерии и диагностический инструментарий контроля и оценки уровня сформированности базовых профессиональных компетенций
Контроль уровня сформированности базовых профессиональных компетенций
Нет
Да
Офицер запаса автомобильных войск, обладающий базовыми профессиональными компетенциями
Коррекция процесса военно-профессиональной подготовки
Рис 1. Компетентностная модель системы профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в техническом вузе
Отличительная особенность изучения курса «Устройства автомобильной техники» на военной кафедре СамГТУ состоит в использовании для проведения практических занятий произ-
водственной базы авторемонтного предприятия Министерства обороны РФ. Весь курс разбит на три этапа: теоретический, контрольный (для допуска к практическим занятиям) и
практический (занятия на предприятии). На первом этапе изучается устройство автомобиля с использованием учебно-материальной базы военной кафедры. По завершении теоретического курса все студенты сдают зачет в виде теста на бумажных носителях. К практическим занятиям допускаются только те студенты, которые успешно усвоили теорию устройства автомобиля и сдали зачет. После прохождения всего курса проводится контрольный тест, который позволяет определить уровень сформи-рованности у студентов профессионально значимых компетенций по устройству автомобильной техники. Кроме того, в ходе занятий студенты знакомятся с технологическим процессом ремонта автомобилей, методами восстановления деталей, отладки и регулировки механизмов, что закладывает базу для последующего изучения курсов эксплуатации и восстановления автомобильной техники.
На заключительном этапе подготовки проводятся учебные сборы студентов в войсках, где происходит глубокое познание и полное освоение навыков работы с техникой и вооружением. По окончании учебных сборов студенты сдают выпускной Государственный экзамен. Состав экзаменационной комиссии назначается из числа офицеров воинской части, при которой проводятся учебные сборы, а председателем комиссии является командир воинской части. Это позволяет объективно, без предвзятости или симпатии со стороны профессорско-преподавательского состава военной кафедры, оценить уровень сформированности у студентов профессионально значимых компетенций и их готовность к выполнению служебных обязанностей в офицерских должностях.
Поскольку учебно-воспитательный процесс на военной кафедре вуза имеет ряд особенностей, возникает необходимость выбора наиболее эффективных и адаптированных к условиям военной кафедры педагогических технологий. Из большого числа традиционных и инновационных технологий нами используются модульная технология, технологии программированного и проблемного обучения.
Под термином «программированное обучение» в современной военной педагогике понимается такая организация деятельности обучаемых, при которой осуществляется непрерывное программное управление их самостоятельной работой за счет установления обратной связи. Программированное обучение имеет свои характерные черты: 1) оно осуществляется по разработанной программе, предписывающей обучаемому последовательность действий; 2) учебный материал дозируется по смысловому признаку; 3) устанавливается посто-
янная обратная связь по усвоению каждой дозы информации за счет пооперационного контроля со стороны преподавателя или самоконтроля обучаемого; 4) при проведении групповых занятий достигается высокая степень индивидуализации в усвоении материала обучаемыми с различными способностями и уровнем подготовленности.
Место программированного обучения в изучении каждой дисциплины должно быть определено частными методиками, указывающими, на каких занятиях, темах и разделах должны быть использованы элементы программированного обучения для повышения их эффективности. В одних случаях это будет самостоятельное изучение нового учебного материала по учебникам и по учебным пособиям, в других -выполнение заданий и решение задач с применением персонального компьютера, в третьих -работа на тренажерах и спецтехнике. Однако во всех случаях повышение эффективности достигается за счет непрерывного контроля знаний обучаемых, более частого подтверждения правильности или указания ошибочности их восприятия или действия.
Изначальной позицией проблемного обучения является формирование проблемной ситуации. Научный характер обучения требует, чтобы в основе проблемной ситуации лежало диалектическое противоречие. Когда студент сталкивается с противоречием, затрагивается его внутренний мир, возникает личная заинтересованность в решении проблемы, у него появляется эмоциональный фон, который приводит к повышению активности мышления. Одной из характерных особенностей проблемного обучения является то, что для решения поставленной проблемы обучаемый неизбежно должен самостоятельно изучать новый, ранее неизвестный материал.
Модульная технология формирования базовых профессиональных компетенций, используемая при обучении студентов, предусматривает формирование комплексной цели обучения. Комплексная цель отражает уровни сформированности у студентов тех или иных компетенций в процессе изучения учебных модулей. Из нее выделяются интегрирующие цели, из которых соответствуют те или иные темы учебных модулей.
В свою очередь интегрирующая цель подразделяется на частные дидактические цели, каждой из которых соответствует свой учебный элемент- изучение теоретического материала, решение задач или выполнение практического задания.
Контроль качества обученности студентов проводится по результатам тестирования, заче-
тов и экзаменов, контроль сформированости базовых профессиональных компетенций - с использованием авторских четырех уровневых тестов. За критерий оценки в этих тестах приняты: первых уровень - способность воспроизвести изученный материал, второй- способность воспроизвести алгоритм действия, третий - способность выполнить действие по алгоритму, четвертый - творческое применение умений и навыков, способность к оптимизации и модернизации алгоритма.
Для контроля усвоения теоретических вопросов на уровне знаний используются электронные тесты и тексты на бумажных носителях. Студенты, получившие за тест положительную оценку, допускаются к выполнению практических заданий. Наиболее объективную оценку уровня (степени) сформированности профессионально-значимых компетенций можно получить в ходе проведения практических занятий по методической подготовке, когда студенты сами выступают в роли преподавателя. В ходе подготовки к проведению занятия обучаемые самостоятельно составляют план-конспект и готовят учебно-материальное обеспечение. При этом проявляется творческая инициатива, происходит углубленное изучение отдельных вопросов и устраняются пробелы в теоретических знаниях. В процессе проведения занятия совершенствуются командные и приобретаются педагогические навыки.
Выпускники военной кафедры независимо от профиля подготовки (командного или инженерного), должны обладать всем комплексом базовых профессиональных компетенций, командно- методическими навыками, опытом эксплуатации военно-автомобильной техники в различных условиях, знанием современных
методом и способов ее эксплуатации и восстановления.
Итоговый контроль - это исполнение студентами должностных обязанностей офицера в ходе проведения контрольно-комплексных занятий и тактических учений. При этом студенты имеют возможность продемонстрировать и на практике применить те знания и навыки, которые они приобрели в ходе аудиторных занятий, а преподаватели могут оценить эффективность применяемой методики обучения, в случае необходимости внести в нее необходимые изменения.
Эффективность применения системы компе-тентностной подготовки офицеров запаса была проверена в ходе проводившихся в 2009 -2012 гг. констатирующего и формирующего экспериментов, в которых приняли участие студенты вторых- четвертых курсов Самарского государственного технического университета. Состав экспериментальной группы обучавшихся с использованием компетентностной технологии обучения - 149 человек, состав контрольной группы студентов, обучавшихся по традиционной технологии, - 132 человека. Проверка проводится по двум параметрам: по качеству обученности студентов и по уровню сформированности у них базовых профессиональных компетенций.
За критерий качества обученности студентов принят средний балл по дисциплинам военной подготовки, критерии оценки уровней сформированности базовых профессиональных компетенций были оговорены выше.
Статистическая обработка полученных экспериментальных данных показала, что качество обученности студентов экспериментальной группы повысилось в 1,25 раза (рис.2).
4,5
л с; с; га ю
3,5
3-1—
¿С
/-у
□ кг
□ эг
2009 год 2010 год 2011 год 2012
Рис. 2. Диаграмма качества обученности студентов в экспериментальной (ЭГ)
и контрольной (КГ) группы
Из диаграммы, отражающей распределение студентов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности базовых
профессиональных компетенций (рис. 3), следует, что число студентов, имеющих самый высокий уровень сформированности базовых
4
профессиональных компетенций, увеличилось в 3,5 раза, имеющих третий уровень в 4,8 раза. Соответственно существенно сократилось число студентов с низким уровнем сформиро-ванности, которое составляло на первом уровне лишь - 3,3 %, на втором уровне - 7,0 % от соответствующей выборки.
Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил высокую эффективность и целесообразность использования компетентностного подхода к организации профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в государственных технических вузах.
а> т CL О
ю аз
60 50 40 30 20 10 0
a
2.
1 уровень
й
z:
□ кг
□ эг
W
2 уровень
3 уровень
4 уровень
Рис
.3. Распределение студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням сформированности базовых профессиональных компетенций
INVESTIGATION OF THE EFFICIENCY OF THE SYSTEM OF COMPETENCE BASED TRAINING OF RESERVE OFFICERS
OF MOTOR FORCES
© 2013 G.M.Antonov°
Samara State Technical University
In this paper, a model of competence professional training of reserve officers of motor forces in the civil technical university is described. An experimental study of the effectiveness of this system according to professional competence criterion is presented.
Keywords: reserve officers, professional competence, training system, modular technology.
Gennadiy Mikhailovich Antonov, Lecturer of Military department, Graduate student of Psychology and pedagogy department. E-mail: antgm@mail. ru