УДК 372.881.1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
© 2014
Г.М. Антонов, аспирант кафедры психологии и педагогики, преподаватель военной кафедры
Самарский государственный технический университет, Самара (Россия)
Аннотация: В статье представлены результаты экспериментальных исследований по определению эффективности компетентностно-модульной технологии профессиональной подготовки офицеров запаса. Уделено внимание составу и структуре профессиональных компетенций и модели системы их формирования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; модель системы формирования компетенций; оценка уровня сформированности компетенций.
Несмотря на то, что мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств и союзов, ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов, остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, по ряду направлений отмечается усиление военных опасностей для Российской Федерации [1].
В этих непростых для нашей страны условиях ведётся масштабная и активная работа по реформированию армии и флота, приданию им современного облика, мобильности, высокой боеспособности и боеготовности. Развернуто масштабное производство вооружения и военной техники для собственной армии, флота и ВВС, запускаются в серию системы новых образцов вооружения.
Успех реформы Вооруженных сил и выполнение ими задач обеспечения безопасности нашего государства непосредственно зависит от активности и эффективности ратного труда личного состава армии и флота. Неизмеримо возрастают требования к офицерам - организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте. От их профессионализма, чувства ответственности, инициативы зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сержантов. Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут высокое звание защитника Родины.
Одним из важнейших элементов проводимой реформы является преобразование системы военного образования - важнейшего инструмента формирования кадрового потенциала Вооружённых сил России. Масштабное переоснащение армии и флота ставит перед системой военного образования задачу подготовки специалистов, способных умело применять новое вооружение и военную технику.
На военной кафедре Самарского государственного технического университета осуществляется подготовка офицеров мобилизационного запаса для Вооружённых сил РФ из числа студентов - граждан Российской Федерации [2, с. 57].
В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО - 3) и повышением требований Министерства обороны к уровню профессиональной компетентности офицеров запаса были существенно скорректированы содержание и педагогические техно-
логии подготовки офицеров запаса, которые стали ком-петентностно-ориентированными. Как и предписано ФГОС ВПО - 3, целью и результатом освоения студентами основных образовательных программ теперь являются сформированные у них кластеры общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим использование в обучении студентов - будущих офицеров запаса компетентностно-модульной технологии позволяет существенно интенсифицировать процесс обучения и повысить качество их подготовки.
В научных публикациях, посвященных проблеме компетентностного подхода, одними из центральных и важнейших понятий являются дефиниции «компетенция» и «компетентность».
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой компетенция определяется как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, а компе-тентностный человек - как знающий, осведомленный в какой-либо области, обладающий компетенцией [3, с. 298].
В словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишняковой компетентность определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Это понятие включает в себя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенция же трактуется как круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает знаниями, опытом [4, с. 207].
Различные подходы к рассмотрению категории «компетенция» и «компетентность» проанализированы в работах В.И. Байденко. Автор считает, что введение понятия компетентности в терминологическую систему современной теории образования и педагогическую практику позволяет получить некоторую «добавочную стоимость», которая не сводится к традиционным знаниям, умениям и навыкам, и в этом заключается эвристический потенциал компетентностного подхода в образовании. В.И. Байденко отмечает, что компетенция выступает новым типом целеполагания высшего образования [5, с. 8].
Из приведенных определений следует, что компетенции - это цели, ожидания образовательного процесса. Компетентность представляется как результат, состоявшееся личное качество или совокупность качеств. Компетентность обладает интегрированной природой, она является совокупностью знаний, умений и навыков по отношению к реальным объектам и процессам, готовностью и способностью применить их [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14] .
Актуальность анализа и выделения компетенций обусловлена функциями, которые выполняют базовые и профессиональные компетенции: формирование у студента способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам - будущим офицерам запаса боль-
шей гибкости во взаимоотношениях с командованием и подчинёнными; повышение успешности в процессе исполнения служебных обязанностей на офицерской должности.
При научном обосновании совокупности профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск необходимо учитывать неопределённость времени его призыва на военную службу, многообразие объектов и вероятных сфер деятельности будущего офицера. Следовательно, его компетентностная модель должна иметь вариативный характер [15, с. 117]. Универсализм, практическую ценность ей будут придавать требования Министерства обороны, для которого в ВУЗах проводится подготовка специалистов, а также результаты аттестационных материалов офицеров, проходящих службу в войсках, по составу и содержанию профессиональных компетенций по данной специальности.
Содержание и последовательность поисково-аналитических процедур по научному обоснованию совокупности профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск были рассмотрены и обоснованы в нашей публикации [16].
Модель компетенций офицера запаса автомобильных войск содержит в своем составе два блока компетенций: специальные, связанные с исполнением офицерских обязанностей (ПКС) и инвариантные, функционально-ориентированные, связанные с эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники (ПКИ) (рисунок 1) [17, с. 127].
нологии обучения, - 149 человек, состав контрольной группы студентов, обучавшихся по традиционной технологии, - 132 человека. Проверка проводилась по двум параметрам: качество обученности студентов и уровень сформированности у студентов профессиональных компетенций.
Рисунок 1 - Структурная схема совокупности профессиональных компетенций офицера запаса автомобильных войск
Рисунок 2 - Модель компетентностно-модульной системы профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в техническом вузе
На рисунке 2 представлена модель системы компе-тентностно-модульной подготовки офицеров запаса автомобильных войск. При этом состав и содержание отдельных элементов модели подготовки офицеров запаса отражают целостный процесс формирования профессиональных компетенций и оценку уровня их сфор-мированности.
Компетентностно-модульное формирование профессиональных компетенций, являющееся теоретико-информационным ядром системы, предусматривает представление содержания обучения в виде логически законченных дидактических модулей, каждый из которых подразделяется на учебные элементы.
Каждая из учебных дисциплин, представленная в модульном формате, содержит комплексную, интегра-тивные и частные цели, образующие в совокупности древо целей [18, с. 7].
Контроль уровня сформированности профессиональных компетенций производится с использованием тестирования, устного опроса и выполнения практических заданий.
Эффективность применения системы компетент-ностно-модульной подготовки офицеров запаса была проверена в ходе проводившихся в 2009-2012 гг. констатирующего и формирующего экспериментов, в которых приняли участие студенты вторых-четвертых курсов Самарского государственного технического университета. Состав экспериментальной группы студентов, обучавшихся с использованием компетентностной тех-
За критерий качества обученности студентов принят средний балл по дисциплинам военной подготовки, критерии оценки уровней сформированности профессиональных компетенций были оговорены выше.
Статистическая обработка полученных экспериментальных данных показала, что качество обученности студентов экспериментальной группы повысилось в 1,25 раза (рисунок 3).
Рисунок 3 - Диаграмма качества обученности студентов в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
Из диаграммы, отражающей распределение студентов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности профессиональных компетенций (рисунок 4), следует, что число студентов, имеющих самый высокий уровень сформированности базовых профессиональных компетенций, увеличилось в 3,5 раза,
имеющих третий уровень - в 4,8 раза. Соответственно, существенно сократилось число студентов с низким уровнем сформированности, которое составляло на первом уровне лишь 3,3 %, на втором уровне - 7,0 % от соответствующей выборки.
1 уровень
2 уровень j уровень 4 уровень
Рисунок 4 - Распределение студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням сформированности базовых профессиональных компетенций.
Таким образом, проведенный эксперимент подтверждает высокую эффективность и целесообразность использования компетентностно-модульного подхода к организации профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск в государственных технических вузах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Военная доктрина РФ. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2010 года [Электронный ресурс] URL: http://topwar.ru/9968-voen-naya-doktrina-rossiyskoy-federacii.html
2. Программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях. Министерство обороны РФ. М. : Главное автобронетанковое управление, 2003. 122 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азъ, 1992. 1836 с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : Изд-во НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4-13.
6. Моисеенко Ю.О., Хоровинников А.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы определения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 132-139.
7. Гаврилова М.И. Реализация компетентностного подхода в подготовке преподавателей технических ву-
зов // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 7-9.
8. Ярыгин О.Н. От 'competence' до «компетентности» : продолжение эволюции понятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 333-336.
9. Башмачникова Е.В. Проблемы формирования и возможности развития уровневого профессионального образования в современных условиях // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 62-66.
10. Ярыгин О.Н., Гайманова Т.Г. Формирование и развитие компетентности как эмерджентного свойства профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 7782.
11. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.
12. Горянова Е.Г. Формирование у будущих специалистов способности к принятию оптимальных управленческих решений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 227-230.
13. Ярыгин О.Н., Ярошинская Е.А. Преодоление ложных эвристик как неадекватных ментальных моделей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 78-82.
14. Яблонский В.И. Компетентностная модель специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 215-220.
15. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж : МОДЭК, 2002. 354 с.
16. Антонов Г.М. Компетентностно-модульная система формирования профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 10-14.
17. Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетент-ностного подхода». Димитровград : Учебное издательство ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2012. С. 125-128.
18. Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 5-10.
© 2014
EFFECTIVE USAGE OF COMPETENCE-MODULE TECHNOLOGY IN TRAINING OF RESERVE OFFICERS
G.M. Antonov, lecturer of the military department, postgraduate student of the chair
of psychology and pedagogy Samara State Technical University, Samara (Russia)
Annotation: The article tells about the results of experimental research of competence-module technology effectivity in professional training of the reserve officers. Attention is also paid to structure of professional competences and the model of their formation system.
Keywords: professional competences; model of competence formation system; description of formation level.