Научная статья на тему 'НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ НА ПОЛЕ БОЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ФИЛИАЛЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РВСН'

НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ НА ПОЛЕ БОЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ФИЛИАЛЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РВСН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА / НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубин Эдуард Викторович, Дементьев Юрий Юрьевич, Блохин Дмитрий Юрьевич

В статье раскрыта авторская точка зрения на значение тактической медицины в подготовке современного военнослужащего, определены её место среди дисциплин профессионального цикла и особенности обучения основам тактической медицины. Формирование и закрепление практических навыков курсантов по оказанию помощи раненым в условиях ведения боя показаны во фрагменте практического занятия на местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубин Эдуард Викторович, Дементьев Юрий Юрьевич, Блохин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DON'T BE CONFUSED ON THE BATTLE FIELD FEATURES OF THE METHODOLOGY OF TEACHING TACTICAL MEDICINE AT THE BRANCH OF THE MILITARY ACADEMY OF THE RVSN

The article reveals the author's point of view on the importance of tactical medicine in the training of a modern military man, determines its place among the disciplines of the professional cycle and features of teaching the basics of tactical medicine. The formation and consolidation of cadets' practical skills in helping the wounded in combat conditions are shown in a fragment of a practical lesson on the ground.

Текст научной работы на тему «НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ НА ПОЛЕ БОЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ФИЛИАЛЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РВСН»

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Э.В. ШУБИН, E.V. SHUBIN,

Ю.Ю. ДЕМЕНТЬЕВ, Yu.Yu. DEMENTIEV,

Д.Ю. БЛОХИН D.Yu. BLOKHIN

НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ НА ПОЛЕ БОЯ

DON'T BE CONFUSED ON THE BATTLE FIELD

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ФИЛИАЛЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РВСН

FEATURES OF THE METHODOLOGY OF TEACHING TACTICAL MEDICINE AT THE BRANCH OF THE MILITARY ACADEMY OF THE RVSN

Сведения об авторах: Шубин Эдуард Викторович - начальник кафедры филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого, полковник, кандидат технических наук (г. Серпухов. E-mail: shubin_78@ mail. ru);

Дементьев Юрий Юрьевич - преподаватель филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого, подполковник, кандидат педагогических наук (г. Серпухов. E-mail: nadin555@list. ru);

Блохин Дмитрий Юрьевич - старший преподаватель филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого, подполковник, кандидат педагогических наук (г. Серпухов. E-mail: DmBloxin@yandex. ru).

Аннотация. В статье раскрыта авторская точка зрения на значение тактической медицины в подготовке современного военнослужащего, определены её место среди дисциплин профессионального цикла и особенности обучения основам тактической медицины. Формирование и закрепление практических навыков курсантов по оказанию помощи раненым в условиях ведения боя показаны во фрагменте практического занятия на местности.

Ключевые слова: боевые действия, тактическая медицина, военно-медицинская подготовка, нормативы.

Information about the authors: Eduard Shubin - Head of the Department of the branch of the Military Academy of the Peter the Great Strategic Missile Forces, Colonel, Candidate of Technical Sciences (Serpukhov. E-mail: shubin_78@mail. ru);

Yury Dementiev - teacher of the branch of the Military Academy of the Peter the Great RVSN, Lieutenant Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences (Serpukhov. E-mail: nadin555@list. ru);

Dmitry Blokhin - Senior lecturer of the branch of the Military Academy of the Peter the Great RVSN, Lieutenant Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences (Serpukhov. E-mail: DmBloxin@yandex. ru).

Summary. The article reveals the authors point of view on the importance of tactical medicine in the training of a modern military man, determines its place among the disciplines of the professional cycle and features of teaching the basics of tactical medicine. The formation and consolidation of cadets' practical skills in helping the wounded in combat conditions are shown in a fragment of a practical lesson on the ground.

Keywords: combat operations, tactical medicine, military medical training, standards.

Изучение причин гибели военнослужащих после ранения в ходе вооружённых конфликтов последних десятилетий показывает, что подавляющая часть их умирала на поле боя (до 30%), что объясняется сложностью боевой обстановки (интенсивное огневое воздействие снайперов и миномётный обстрел), но в целом же основная причина - отсутствие у военнослужащих навыков и современного оснащения для правильного и своевременного оказания первой помощи (самопомощи).

Опыт оказания помощи раненым в ходе ведения современных военных действий способствовал появлению и постоянному совершенствованию нового направления в мировой и отечественной военной медицине - тактической медицины.

Тактическая медицина является частью военно-медицинской подготовки и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на спасение жизни раненого в бою, предотвращение дополнительных санитарных потерь и недопущение срыва выполнения боевой задачи.

В Вооружённых Силах Российской Федерации в соответствии с Указаниями заместителя Министра обороны РФ генерал-полковника Ю.Б. Евкурова, начиная

с 2021 года, в целях повышения качества военно-медицинской подготовки военнослужащих, в программы боевой подготовки подразделений и основные профессиональные образовательные программы военных учебных заведений внесены изменения (дополнения) по изучению вопросов тактической медицины.

В филиале Военной академии РВСН обучение курсантов вопросам тактической медицины в рамках её базового курса осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников в ходе изучения дисциплины «Военно-медицинская подготовка» в рамках общевойсковой подготовки, модуля «Медицинское обеспечение» учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на 1-м курсе и направлено на формирование военно-профессиональных компетенций - способности организовать мероприятия медицинского обеспечения в мирное время и оказывать первую помощь раненым (пострадавшим).

В качестве планируемых результатов обучения предполагаются:

• знание основ медицинского обеспечения, медицинского обеспечения при заблаговременной

подготовке к боевым действиям, медицинского обеспечения при непосредственной подготовке и в ходе ведения боевых действий и в чрезвычайных ситуациях;

• умение оказывать первую помощь раненым (пострадавшим);

• владение способами оказания первой помощи раненым (пострадавшим), навыками выполнения нормативов по военно-медицинской подготовке.

Результативность проведения занятий и тренировок с курсантами определяется в значительной мере степенью подготовленности руководителя занятия, материальным обеспечением, правильным подбором методов проведения занятия. При этом необходимо учитывать основные принципы воинского обучения и воспитания, уровень подготовки курсантов, практическую направленность и интенсивность проведения занятия.

Для качественного наглядного и практико-ориентированного обучения курсантов основам оказания первой помощи (самопомощи) используется оборудование специализированных учебных классов (учебно-наглядные пособия (плакаты и стенды), учебно-методические фильмы, мультимедийные презентации), полевая учебно-материальная база (тактическое поле, полигон безопасности, инженерный и химический городки), специальные укладки с набором табельных и подручных средств оказания первой помощи и самопомощи, имитационные повязки и имитаторы крови, индивидуальные и групповые аптечки первой помощи, санитарные лямки, носилки, тренажёры (манекены), другое медицинское имущество, которое может быть использовано в ходе занятий.

Обучение курсантов вопросам тактической медицины подразделяется на теоретическую и практическую составляющие и начинается с изучения теоретических основ оказания первой помощи в ходе лекций и групповых

•Ко

Рис. 1. Действия «боевой тройки» в «красной зоне»: сближение с «раненым», оказание помощи, перемещение к ближайшему укрытию

Фото 1. Наложение кровоостанавливающего жгута Фото2. Наложение первичной повязки

занятий, на которых обучающиеся получают знания об основных механизмах возникновения и признаках, угрожающих жизни раненого, а также о принципах и обязательных мероприятиях первой медицинской помощи.

После завершения изучения теории с курсантами проводятся практические занятия, на которых формируются и закрепляются практические умения и навыки.

В ходе групповых и практических занятий на различных учебных местах (точках) изучаются алгоритмы действий военнослужащего при оказании само- и взаимопомощи в условиях современного боя: в зоне огневого контакта с противником («красная зона»), в зоне относительной безопасности, изолированной от прямого огня противника («жёлтая зона») и зоне эвакуации, в которой огневой и визуальный контакт с противником прекращён («зелёная зона»). Изучению подлежат такие вопросы, как порядок оказания помощи под огнём противника, действия военнослужащего в случае ранения, иммобилизация повреждённых конечностей, эвакуация из техники, использование штатных медицинских и подручных средств, надевание шлем-маски противогаза на поражённого и др.

При проведении практических занятий основное внимание курсантов направлено на формирование и закрепление навы-

ка оказания первой помощи себе и своему товарищу по критерию «время-качество».

В качестве примера представлена методика проведения четырёхчасового практического занятия с учебной группой (взводом) в количестве 25-30 курсантов по оказанию первой помощи раненым и поражённым в ходе ведения боевых действий. Данное занятие является завершающим при изучении модуля «Медицинское обеспечение».

Занятие проводится на полевой учебно-материальной базе (на местности), что позволяет закрепить и совершенствовать навыки курсантов по перемещению к раненому, эвакуации его в укрытие, извлечению из боевых машин и оказанию первой помощи по временной остановке кровотечения и наложению первичной повязки.

Курсанты прибывают на занятие в полевой форме одежды с оружием, средствами индивидуальной бронезащиты (СИБЗ) и средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Материальное обеспечение занятия: имитационные повязки и имитаторы крови, индивидуальные аптечки первой помощи, кровоостанавливающие жгуты, косынки, индивидуальные перевязочные пакеты, подручные средства иммобилизации повреждённых конечностей, лямки санитарные, звуковещательное устройство для трансляции «звуков боя» (при на-

личии - взрывпакеты, холостые боеприпасы, насадки для холостой стрельбы), секундомер, карточка контроля, фотоаппарат (видеокамера, бинокль), ручные дымовые гранаты.

Занятие рекомендуется проводить парой преподавателей: руководитель занятия и его помощник (преподаватель кафедры и курсовой офицер-преподаватель (командир учебного взвода)).

В начале занятия руководитель занятия проводит целевой инструктаж учебной группы по требованиям безопасности, проверку оружия, экипировки, наличие СИБЗ и СИЗ, уточняет готовность подразделения к проведению занятия. Далее с привлечением помощника (наиболее подготовленных курсантов) и использованием учебных наглядных пособий (плакатов), табельных и подручных средств методом рассказа и показа руководитель напоминает обучающимся порядок и последовательность выполнения приёмов по оказанию первой помощи (самопомощи), изученных на предыдущих занятиях. При этом на данную часть занятия отводится не более 10% времени занятия.

Основная часть занятия (80% времени занятия) отводится на обучение (формирование и закрепление практических навыков) курсантов распределению задач и слаженным действиям при оказании первой помощи под огнём противника в «красной» и «жёл-

той» зонах. Данная часть занятия проводится методом практической работы в игровой форме.

Руководитель занятия выдаёт курсантам индивидуальные средства медицинской защиты (кровоостанавливающие жгуты, индивидуальные перевязочные пакеты и др.).

Из числа наиболее подготовленных курсантов (командиров отделений, курсантов из числа военнослужащих, ранее проходивших военную службу) назначаются «раненые» (на рис. 1 и 2 - «Р») с указанием состояния, вида и места повреждения (ранения). На открытой местности «раненым» указываются места их размещения (на расстоянии не менее 30 метров от позиции взвода (отделения)), ко-

торые они занимают по команде преподавателя и надевают имитационные повязки. Количество «раненых» (2-3 от каждого отделения) определяется количеством личного состава в учебной группе, таким образом, чтобы оставшихся курсантов можно было распределить на «боевые тройки», «боевые двойки».

Также при размещении «раненых» на местности в «красной зоне», на участке между местом нахождения «раненого» и позицией подразделения необходимо учесть наличие «жёлтой зоны» (ближайшее укрытие, складка местности, фрагмент разрушенного здания, выведенная из строя боевая техника) на расстоянии не менее 15 метров от позиции подразделения.

Остальные курсанты занимают позицию для ведения оборонительного боя в соответствии с требованиями Боевого устава Сухопутных войск.

Руководитель занятия на звуко-вещательном устройстве включает фонограмму, имитирующую выстрелы, разрывы снарядов и мин, крики раненых, после чего занимает место на стороне «противника» (на рис. 1 - «П») на удалении от мест размещения «раненых», наблюдает за действиями обучающихся, осуществляет фото- (видео-) фиксацию при перемещении и оказании помощи и вносит результаты действий курсантов в карточку контроля.

По команде руководителя занятия курсанты приступают к выполнению задачи по поиску, оказанию помощи и эвакуации «раненых». Руководитель занятия включает секундомер. Помощник руководителя занятия находится между позициями отделений и местоположением «раненых» и контролирует правильность действий обучающихся, фиксирует результаты в карточку контроля.

Курсанты, назначенные для исполнения обязанностей командиров отделений, распределяют подчинённый личный состав на «боевые тройки» («двойки») в составе: пара прикрытия (прикрывающий) (на рис. 1,2 - «1» и «2») и оказывающий помощь (на рис. 1, 2 - «3») и ставят задачу по поиску, оказанию помощи и эвакуации конкретного «раненого». В каждой «тройке» («двойке») назначается старший. При необходимости (в зависимости от отрабатываемых вопросов) курсантам, назначенным для оказания первой помощи, могут выдаваться санитарные лямки (плащ-палатки, другое медицинское имущество и подручные средства).

В случае, когда местонахождение «раненого» просматривается с позиции отделения, старший указывает его личному составу «тройки», после чего, прикрывая друг

Фото 3. Эвакуация «раненого»

Таблица 1. Дополнительные показатели оценки действий обучающегося при выполнении задачи по поиску «раненого» на поле боя, оказанию первой помощи и эвакуации

Ошибки, снижающие оценку Нарушение маскировки Потеря оружия (порча - ствол автомата забит землей, потерян магазин) Потеря элемента экипировки (СИБЗ, СИЗ) Травмирование «раненого» при оказании помощи (оттаскивании)

(зафиксированное количество «появлений»), раз Время «появления», секунд

на 1 балл 1 3

на 2 балла 2 6

до «неудовлетворительно» 3 и более более 6 + + +

друга, «тройка» по-пластунски выдвигается к «раненому». Если же с позиции отделения местонахождение «раненого» не просматривается, то «тройка» по-пластунски перемещается вперёд к ближайшему укрытию и оттуда осуществляет осмотр местности для определения местоположения «раненого».

После выявления местоположения «раненого» «тройка», прикрывая друг друга, перемещается к «раненому» таким образом, чтобы «оказывающий помощь» находился на одной линии с ним, а «пара прикрытия» ближе к противнику с учётом рельефа местности и укрытий, при этом соблюдая расстояния, определённые Боевым уставом (см. рис. 1).

Приблизившись к «раненому», под огневым прикрытием курсант, назначенный для оказания помощи, вступает с ним в речевой контакт, тем самым устанавливая наличие у него сознания, а также дыхания (движение грудной клетки и др.) и пульса (на сонной артерии). Далее для дополнительной маскировки своих действий с учётом направления ветра метает в сторону противника ручную дымовую гранату (РДГ-2) (см. рис. 1). После появления дымовой завесы приступает к оказанию необходимой первой помощи (осмотр, наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), первичной повязки (см. фото 1,2) и подготавливает «раненого» к перемещению из зоны огневого контакта.

Далее осуществляется перемещение «раненого» за ближайшее

укрытие (в «жёлтую зону») (см. рис. 2, фото 3), применяя различные способы эвакуации (переноски) «раненого» как одним курсантом, так и группой из двух курсантов поочерёдно (за руку, за бронежилет, ведя ответный огонь, на спине с размещением «раненого» «на животе», по-пластунски, с помощью лямки санитарной и т.п.).

В «жёлтой зоне» осуществляется повторный осмотр «раненого» на предмет проходимости дыхательных путей, наличия возможных источников кровотечения (наложение второго кровоостанавливающего жгута, тампонада раны, наложение первичной, давящей повязки), введение внутримышечного обезболивающего средства (исходя из условий задачи, при наличии сознания у «раненого»). При этом оцениваемому курсанту оказание помощи допускается проводить в положении сидя либо стоя на коленях с соблюдением маскировки. После чего «тройка» с «раненым» (положение «раненого» в зависимости от наличия сознания - на боку, вниз лицом, вверх лицом) перемещается на позицию отделения с соблюдением требований по эвакуации «раненого», включая прикрытие и маскировку.

Время останавливается после доклада руководителю занятия (помощнику руководителя занятия) старшего «тройки».

По возвращении на позицию отделения последней «тройки» с «раненым» руководитель занятия выключает фонограмму. Командиры отделений проверяют наличие

личного состава, оружия и экипировки, представляют доклад руководителю занятия.

После чего производится смена ролей с целью проверки практических навыков всех обучающихся учебной группы.

В среднем на действия одной смены курсантов (8-10 человек) рекомендуется отводить не более 20 минут.

В ходе занятия руководитель может давать дополнительные вводные обучающимся для моделирования различных вариантов тактической обстановки (налёт авиации (БПЛА) противника, артиллерийский, миномётный обстрел, действия снайперов, «ранение» ещё одного (нескольких) курсантов). Группа (как выполняющая задачу, так и находящаяся на позиции) должна перестроиться соответствующим образом, оценить уровень опасности, укрыться, подавить противника огнём, отойти, оказать «раненому» помощь (самопомощь).

После завершения основной части руководитель занятия совместно с помощником приступает к подведению итогов, в ходе которого проводится анализ действий обучающихся, указываются наиболее характерные ошибки (которые необходимо учитывать в ходе дальнейших тренировок и практических занятий по отработке задач тактической медицины) и выставляются оценки (до 10% времени занятия).

Оценка обучающемуся выставляется с учётом качества и времени

Таблица 2. Нормативы, рекомендуемые к отработке в ходе практических занятий и тренировок по тактической медицине

№ норматива Наименование норматива

НВМП-1 Наложение первичной повязки

НВМП- 2 Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро (плечо)

НВМП- 3 Наложение закрутки с помощью косынки и других подручных средств на бедро (плечо)

НВМП- 4 Наложение шин из подручного материала при переломах костей верхних и нижних конечностей

НВМП- 5 Надевание шлема-маски противогаза на «пораженного»

НВМП- 6 Использование шприц-тюбика из аптечки индивидуальной

НВМП- 7 Извлечение «раненого» из военной техники

НВМП- 8 Оттаскивание «раненого»

НТМ - 1 Приближение к «раненому» по-пластунски по ровному грунту

НТМ- 2 Оттаскивание «раненого» в укрытие одним человеком

НТМ - 3 Оттаскивание «раненого» группой из 2-х военнослужащих

НТМ - 4 Оттаскивание «раненого» в укрытие одним военнослужащим по ровному грунту с использованием стрелы или аналогов

НТМ - 5 Временная остановка кровотечения подручными средствами

НТМ- 6 Временная остановка кровотечения жгутом резиновым кровоостанавливающим

НТМ - 7 Временная остановка наружного кровотечения жгутом ЖК-02

НТМ - 9 (НВМП - 12) Сердечно-легочная реанимация одним военнослужащим

выполнения нормативов по тактической медицине и военно-медицинской подготовке в соответствии с требованиями Сборника нормативов, а также времени и повторяемости попадания обучающегося в поле зрения «противника» (нарушения требований маскировки, потеря (порча) оружия, элементов экипировки), зафиксированного фотоаппаратом (видеокамерой) (см. таблицу 1).

Нормативы по тактической медицине (НТМ) и военно-медицинской подготовке (НВМП), рекомендуемые к отработке в ходе практических занятий и тренировок с курсантами, представлены в таблице 2.

Таким образом, проводимое по данной методике практическое занятие позволяет сформировать (закрепить) практические навыки курсантов филиала Военной академии РВСН по оказанию первой помощи в боевой обстановке, а также приобрести морально-психологическую устойчивость при выполнении задач в условиях ведения современных тактических действий, повысить

интерес к изучению тактической медицины и руководствоваться приобретёнными знаниями и навыками в ходе выполнения учебно-боевых задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях дальнейшего развития у курсантов практических умений и навыков оказания первой помощи (самопомощи) вопросы тактической медицины (действия по вводным и выполнение нормативов) также отрабатываются в ходе занятий по дисциплинам «Общая тактика», «Огневая подготовка», «РХБ защита», на практических занятиях с подразделением антитеррора и на тренировках в утренние часы, определённые распорядком дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благодир, Ю. Х, Барыкин-ский, НА. Тактическая медицина как основной инструмент для проведения экстренной медицинской помощи // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей StudNet», № 2, 2022. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - https://cyberleninka. ru.

2. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 3. Взвод, отделение, танк: Красная Звезда, 2019. 656 с.

3. Военная педагогика: учебник // под. ред. В. Ю. Микрюкова.-М.: Кнорус, 2019. 198 с.

4. Евич, Ю. Ю. Первая помощь при боевых действиях.- М.: Галлея-Принт, 2020. Т. 1. 132 с.

5. Евкуров, Ю.-Б. Б., Павлов, А. С. Тактическая медицина в общевойсковых подразделениях // Армейский сборник, 2022. № 05. С. 99...103.

6. Катулин, А. Н, Зайцев, Д. В., Ашмарин, Д. В., Лупина, Д. В. Основы тактической медицины: учеб.-метод. пособие по военно-мед. подготовке. - М.: Товарищ. науч. изданий КМК, 2018. 177 с.

7. Методические рекомендации по подготовке и проведению практического занятия по тактической медицине. - М.: ГУБП ВС РФ, 2022. 42 с.

8. Требования к минимуму содержания и уровням обучен-ности слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.