вестное как золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Таким образом, базируясь на идейном наследии Вл. Соловьёва, можно утверждать, что в категории добра воплощаются представления общества о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла - представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.
СЕКЦИЯ 5
ЭСТЕТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Э.И. ЧИСТЯКОВА
Московский государственный открытый университет
В.С.СОЛОВЬЁВ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
Судьба человека в современном бесчеловечном мире - так, пожалуй, можно определить общую направленность учения Вл.Соловьёва и русских символистов.
В исследовательской литературе стало тривиальным утверждение, что Вл. Соловьёв - «религиозный философ», создавший «религиозно-философскую систему». Между тем автор учения «всеединства» и «цельного знания» стремился к раскрытию очевидности идеального мира смыслов, выводящих его к новой онтологии, онтологии подлинного, духовного человека.
Вл.Соловьёв - русский христианский МЫСЛИТЕЛЬ, который видел свою задачу в том, чтобы не на словах, а на ДЕЛЕ оправдать христианскую веру; раскрыть универсальные основы самоопределения человека и человеческого мира. Он критически относился к русскому скептицизму и мистицизму, растворявшему человека в Божественной бездне. Эти крайности порождают неблагоприятную умственную почву для развития «всякой са-
мобытности и наукообразной философии». Положительные задатки «здравого философствования» он видел в раскрытии философии как «любви к мудрости», в которой примирены разум, чувства, воля, а также наука, искусство, философия и религия. «Углубленная», «настоящая» философия, чтобы оставаться всегда и прежде всего «философией», должна отвлекаться от всех интересов, кроме философских. Философское мышление не имеет незыблемой опоры не в опыте чувственном, не в опыте религиозном. Проблемы мысли - центральные в философии, и поиски оснований её - задача самой философии. И поэтому «безусловная, независимая и в себе уверенная деятельность человеческого ума» по убеждению Вл. Соловьёва, «есть собственная стихия философии».
Русские символисты начала века высоко оценили усилия Вл. Соловьёва, в учении которого «с новой силой синтетическая и огненная мысль...загорается к концу века»(А.Блок).
Идея совершенствования человека, раскрывающего в «пути жизни» свой универсальный потенциал, связана у русских символистов с критикой западной индивидуалистической, «душевной» культуры. Лишь рождение духовного «Я» в качестве животворящей основы личной, национальной, общечеловеческой жизни превращает исторический процесс в богочеловеческий.
Тема кризиса жизни, культуры, сознания, по убеждению символистов, порождена современной эпохой, которую они называли «сплошным Апокалипсисом». Двадцатое столетие, как никогда раньше, обострило проблему человеческого существования, которое требует углубленного самопознания человека. Они стремятся «твердо нащупать в нас человечество» (А.Белый) и обращаются к мыслящей части интеллигенции с призывом творить новую «духовную культуру».
Культурфилософское утверждение новой модели жизни строится русскими символистами на раскрытии бытийственных основ природы человека. В разорванности форм культуры они усматривали одну из причин кризиса жизни. Ощущая себя прежде всего творцами культуры, они утверждали человека как выражение Чело - Вечности. Трансцендентный фундамент личности указывает человеку путь совершенствования в бесконечности времен и бесконечности пространств. Человек же современ-
ности, ограничивая себя «провинциализмом пространства» и «злободневностью времени» (А.Белый), отрезает перспективу творческого развития. Он превращается в «безликую схему»; ему неведомы собственные жизненные цели и смыслы. Но волевым, творческим усилием человек способен прорваться к «свободе» и реализовать «человеческое», а не звериное предназначение. Во всех сферах жизни «уснувший разум» современного человека порождает чудовищ, которые оборачиваются экологической, политической, духовной катастрофой. «Разбудить разум», раскрыть сознание человека как САМО- со-знание; найти главную, «упорную», человеческую точку зрения на мир - таков пафос творчества русских символистов, продолжателей ДЕЛА Вл. Соловьёва.
Н.Е.МУСИНОВА
Военная академия РХБ защиты, г. Кострома
ВЛ. СОЛОВЬЁВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА ЗАПАДНОГО И РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
Неразрешимое противоречие между течением внешних художественных форм и их скрытым смыслом в культурно-философском пространстве рубежа XIX - XX веков было столь сильным, что в попытке наполнить художественное произведение общепонятным образом художник «переходной эпохи» уходит в историю, то есть начинает «варьировать» с категориями «времени» и «пространства». Трансформируя и перерабатывая сюжеты прошлого, пытались подобрать ключ к пониманию кризисной духовной ситуации и символисты.
Символизм, как известно, зародился как литературное направление второй половины XIX века в творчестве крупнейших поэтов Франции: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме. Теоретиком направления стал поэт Ж. Мореас, который выступил в 1886 году с «Манифестом символизма».
Для символиста все предметы, явления, события - всё существующее в нашем мире интересно и ценно не само по себе, а как символ какой-то реальности, гораздо более значительной.