укореняется в прошлом»2. Осуществляя себя как деятельность, трансцендентальное Я человека обретает истину в языке, поэтому слово не должно пониматься как нечто данное, формально обусловливающее единство множества фактов, сохраненных памятью, как считал Вл. Соловьёв. Слово, речь, язык - «не результат лингвистического процесса, но как раз сам этот процесс, который есть развитие в акте». Духовный акт развития и совершенствования трансцендентального субъекта, осуществляясь в слове, постепенно устанавливает «то тождество, то единство», реализуя «самое себя не как сотворенное, но самосотворенное». В силу этого истина существует не сама по себе как идеальное единство целей, но «истинное то, что делается»3. Цели же формируются самим духом и являются динамичными границами, положенными через пространство и время, достигая которых, трансцендентальный субъект отодвигает их снова и снова, поскольку в своей сущности является бесконечным и вечным.
'Джентиле Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. Краснодарский университет МВД России. 2008. С. 112.
2 Там же. С. 114.
3 Там же. С. 39.
Е.И. КАСЬЯНОВА
Забайкальский институт железнодорожного транспорта-филиал Иркутского государственного университета путей сообщения,
г. Чита
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ИДЕЙНОМ НАСЛЕДИИ ВЛ. СОЛОВЬЁВА
Тематика толерантности в настоящее время находится в центре внимания как в сфере принятия государственных решений, так и в научных исследованиях в разнообразных научных областях гуманитарного направления, поскольку новая философия толерантности стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики межличностных, общественных и международных отношений. Как уважение к представителям различных эт-
носов, религий и культур, толерантность выступает непременным условием выживания и развития современной цивилизации.
В настоящее время появились научные исследования, посвященные философским аспектам проблемы толерантности (P.P. Валитова, Б.В. Емельянов, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова,
B.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, C.B. Скворцов, М.Б. Хомяков и др.). Однако сегодня нельзя говорить о сложившемся едином понимании толерантности, которая рассматривается в рамках отдельных дисциплин. В частности, дискуссионным в научной литературе является вопрос о границах толерантности. Традиция рассмотрения толерантности представлена в философии Вл. Соловьёва. Среди основных современных исследователей творчества Вл. Соловьёва следует назвать Н.К. Гаврюшина, П.П. Гайденко, Г.Ф. Гараеву, A.A. Гусейнова, Б. В. Емельянова,
C.П. Заикина, А.П. Козырева, М.В. Максимова, В.А. Малинина,
A.A. Носова, О.С. Пугачёва, Э.Л. Радлова, Е.Б. Рашковского,
B.В. Сербиненко, С.С. Хоружего и др. Основные направления изучения мысли Вл. Соловьёва в свете проблемы толерантности проанализированы в публикации Н.Ю. Бородиной. В связи с этим предметом исследования в данной статье будет определена проблема границ толерантности в идейном наследии Вл. Соловьёва.
Вл. Соловьёв отдельно рассматривает такие качества, как терпимость и терпеливость. Он подчеркивает, что добродетелью или пороком они делаются в зависимости от внутренних оснований и предмета. Терпимость становится добродетелью, понимаемой как должное отношение человека. Однако должное отношение - это не одинаковое отношение, а отношение, согласованное с тремя данными нравственности: стыдом, жалостью и благочестием.
Современные исследователи толерантности также подчеркивают взаимосвязь понятий «терпимость» и «толерантность». Вместе с тем это и не тождественные понятия.
Основываясь на позиции авторов, рассматривающих толерантность и мораль в неразрывной взаимосвязи, мы понимаем под толерантностью одно из важнейших качеств личности. Оно проявляется как в знании норм морали и общечеловеческих ценностей, так и в умении использовать их в различных видах дея-
тельности, в восприятии отношения к поведению другого человека, различающегося по убеждениям, национальности, языку, культуре, обычаям; толерантность формируется при создании и реализации определенных условий.
Толерантность как нравственное понятие характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориента-ций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество.
В самом широком понимании предметом толерантности является неодинаковость отдельных людей и человеческих сообществ по различным критериям. У различных субъектов предмет толерантности может быть разным; у каждого человека, каждой социальной группы, каждого общества есть некие пределы, некие зоны, где толерантность не допускается.
Границы толерантности необходимо рассматривать в каком-то конкретном времени и месте. Они всегда замыкаются на человеке как носителе социокультурных норм и участнике конкретного исторического процесса. Применительно к толерантности понятие меры, границы пока не исследовано. Определение границ толерантности зависит, прежде всего, от подходов различных исследователей к этой проблеме.
Поскольку мы анализируем толерантность как этическую категорию, постольку считаем, что определение границ толерантности связано с понятиями «добро» и «зло». Границей толерантности могут быть общечеловеческие нормы морали, обще-цивилизационные нормы поведения, основой которых, по самому широкому критерию, является добро как отсутствие зла и которые реализуются в социальной активности.
С этических позиций толерантность рассматривается в важнейшей работе Вл. Соловьёва «Оправдание добра». Вл. Соловьёв в своей работе «Оправдание добра» анализирует основные атрибуты рассматриваемого понятия и отмечает, что это, во-первых, чистота или автономность добра. Чистое добро ничем не обусловлено, оно требует, чтобы его избирали только ради него са-
мого, без всякой иной мотивации. Во-вторых, это полнота добра, и, в-третьих, его сила.
Вл. Соловьёв считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравственный закон записан в человеческом сердце. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра. Мысль Вл. Соловьёва в «Оправдании добра» сводится к тому, чтобы совершенно сознательно и свободно подчинить нашу волю идее добра, заложенной в нас от природы, идее лично продуманной, «разумной».
Добро, по мнению Вл. Соловьёва, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения. Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение личности к творению, низшему в сравнении с ним. Это чувство - специфически человеческое, его полностью лишены самые высокоорганизованные животные. Чувство жалости - второе нравственное начало человеческой природы, оно заключает в себе источник отношений к себе подобным. Чувство благоговения выражает отношение человека к высшему началу. Это чувство преклонения перед высшим составляет основу любой религии. Развивая положения своей нравственной философии, Вл. Соловьёв указывает на три основных принципа, базирующихся на рассмотренных первичных элементах добра и нравственности: принцип аскетизма, принцип альтруизма, религиозный принцип. Вл. Соловьёв утверждал, что аскетизм возводит в принцип все то, что способствует победе духовного над чувственным. Основное требование аскетизма сводится к следующему: подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Напротив, недостойно человека быть закабаленным слугой материи. Однако аскетизм не может быть самоцелью, самодовлеющий аскетизм ведет в конечном итоге к гордыне и лицемерию.
Принцип аскетизма имеет нравственное значение лишь тогда, когда он соединен с принципом альтруизма. Его основа -чувство жалости, которое связывает человечество со всем живым миром. Согласно Вл. Соловьёву, когда человек жалеет другое существо, он не отождествляет себя с ним, а видит в нем существо, подобное себе, желающее жить, и признает за ним это право так же, как и за собой. Отсюда и вытекает требование, из-
вестное как золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Таким образом, базируясь на идейном наследии Вл. Соловьёва, можно утверждать, что в категории добра воплощаются представления общества о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла - представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.
СЕКЦИЯ 5
ЭСТЕТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Э.И. ЧИСТЯКОВА
Московский государственный открытый университет
В.С.СОЛОВЬЁВ И РУССКИЙ символизм
Судьба человека в современном бесчеловечном мире - так, пожалуй, можно определить общую направленность учения Вл.Соловьёва и русских символистов.
В исследовательской литературе стало тривиальным утверждение, что Вл. Соловьёв - «религиозный философ», создавший «религиозно-философскую систему». Между тем автор учения «всеединства» и «цельного знания» стремился к раскрытию очевидности идеального мира смыслов, выводящих его к новой онтологии, онтологии подлинного, духовного человека.
Вл.Соловьёв - русский христианский МЫСЛИТЕЛЬ, который видел свою задачу в том, чтобы не на словах, а на ДЕЛЕ оправдать христианскую веру; раскрыть универсальные основы самоопределения человека и человеческого мира. Он критически относился к русскому скептицизму и мистицизму, растворявшему человека в Божественной бездне. Эти крайности порождают неблагоприятную умственную почву для развития «всякой са-