Научная статья на тему 'О нравственной философии Вл. Соловьёва'

О нравственной философии Вл. Соловьёва Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нравственной философии Вл. Соловьёва»

запаздывает, то это ведет к утрате ощущения реальности окружающего мира.

Если принять теорию отражения в качестве постулата (как это и происходит в современном европейском познании), то невозможно обосновать интуицию присутствия, а вместе с этим и реальность окружающего мира. Однако идея всеединства Соловьёва позволят преодолеть гносеологическую изоляцию человека в собственной субъективности. Всеединство мира обнаруживается в сопричастности каждого его элемента всем остальным и миру в целом. Это означает, что и человек внутренне со-причастен познаваемому предмету, поэтому может не только фиксировать его в чувственном восприятии, но и обнаруживать подлинность его существования в опыте сопричастности. По сути, именно этот опыт сопричастности и составляет ощущение жизни.

Хотя Соловьёв понимал веру как схватывание первичной потенциальности, которая содержательно может быть раскрыта лишь в эмпирическом и умственном познании, тем не менее, эта потенциальность может раскрываться уже в самой интуиции присутствия до её соотнесенности с другими видами знания. Ведь человек может не только чувствовать реальность присутствия другого человека, но может также и сопереживать ему, схватывая в эмпатии непосредственное содержание другой субъективности. Такое содержательное раскрытие эмпатии с необходимостью вытекает из понимания всеединства Соловьёвым.

Е.В. ВИНОГРАДОВА

Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, г. Новороссийск

О НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЁВА

В основе всего философского творчества Соловьёва лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни», на основе «цельного знания» и «цельного творчества». И путь к этому он видел в универсальном синтезе философии, науки и религии, т.е. единстве знания, опыта и веры.

И далее, в учении Соловьёва происходит тесное связывание познания и этики, этической сферы, т.к. через это преодолевается, по его мнению, отвлеченный характер прежней философии. Целью Вл.Соловьёва как философа стало под знаком «всеединства» осуществить «гармонический синтез» религии, философии и науки, объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания, а историю человечества представить как процесс «богочеловеческий».

При этом интересно утверждение Вл.Соловьёва о том, что этика вполне совместима с детерминизмом, детерминизмом не механическим и не психологическим, а «разумно-идейным» детерминизмом...». Соловьёв не отрицает свободу воли, а «добро не является прямым предметом произвольного выбора». «Добро, - пишет он, - определяет мой выбор в свою пользу всей бесконечностью своего положительного содержания, следовательно, этот выбор бесконечно определен».

В природном человечестве нет истинной жизни. Люди по природе чужды и враждебны друг к другу, между ними идет борьба за существование. На этом этапе нравственности как таковой нет, и на определенном этапе противоборства возникает экономическое и политическое неравенство, что само по себе не может считаться нравственным явлением. Поэтому Соловьёв считает, что для достижения «истинной жизни» человечество должно пройти путь от природного состояния к духовному. И этот процесс воссоединения человека с Богом происходит, по Соловьёву, в сфере сознания. В человеке, - отмечает он, природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Отсюда и смысл истории состоит, по Соловьёву, в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения им христианских начал, одухотворения природы божественным логосом; отсюда у Соловьёва квинтэссенцией человеческой истории является религия и её особая роль в жизни человека и общества.

Целью же исторического делания, по Соловьёву, является окончательное оправдание добра. Весь исторический процесс, по его мнению, вырабатывает условия, при котором добро может стать действительно общим достоянием, ибо все историческое развитие есть необходимый путь к совершенству. И это

достаточно долгий и трудный путь. И Царство Божие для своего действительного явления требует совершеннейшей общественной организации, которая и вырабатывается всемирной историей».

В работе «Оправдание добра» Соловьёв говорит об первоосновах нравственности. Нравственность, по Соловьёву, возникла вместе с человеческим обществом и принимала порой аморальные формы (каннибализм, убийство престарелых и больных), а мораль (он различает эти понятия!) более позднего происхождения. По Соловьёву, мораль- это абсолютная нравственность, единая во все времена для всех народов, для всего человечества. Источником нравственного несовершенства у Соловьёва служит недостаток знаний: зло от умственной темноты. Правда, дальнейшее рассмотрение проблемы показало, что дело обстоит сложнее. Здесь одних знаний недостаточно, нужны еще и социальные основы морали и другие причины.

Первоначальные основы нравственности: стыд, жалость, благоговение. Это первоначальные переживания, «три кита», на которых она стоит. Из этих трех переживаний, утверждает Соловьёв, происходит всё богатство духовной жизни человека. Чувство стыда отличает человека от животного. Стыд удерживает человека от неумеренных чувственных наслаждений. Он делает человека аскетом. Но аскетами могут быть и лицемеры, тщеславные люди и даже злодеи, коварные и жестокие эгоисты. Поэтому жалость и милосердие - нужное дополнение к стыдливости. Благоговение же или благочестие выражает должное отношение человека к высшему началу и составляет индивидуально-душевный корень религии.

В работе «Три речи в память Достоевского» Соловьёв высказал мысли об общественном идеале и пути к его достижению. По его мнению, вся гениальность Достоевского заключается именно в том, что он открыл для себя решение этой проблемы. «Законная причина социального движения заключается, - пишет Соловьёв, - в противоречии между нравственными требованиями личности и сложившимся строем общества». Об этом говорил Достоевский в своей повести «Бедные люди». Социальный смысл повести, считает Соловьёв, сводится к той старой и вечно новой истине, что при существующем порядке вещей лучшие (нравственно) люди суть вместе с тем худшие для общества, что

им суждено быть бедными людьми, «униженными и оскорбленными». А в «Трех речах в память Достоевского» Соловьёв подчеркивает главную идею писателя- именно то, что он в своих убеждениях никогда не отделял истину от добра и красоты. И он был прав, потому что они три живут только своим гармоническим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв; истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир...

Истина есть добро, мыслимое человеческим умом, красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное её воплощение означает, что уже во всем есть конец, и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что «красота спасет мир».

М. Ю. САВЕЛЬЕВА

Центр гуманитарного образования Национальной Академии наук Украины, г. Киев

МИРОВОЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ

«ДОБРА» И «БЛАГА» И ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ

Умение находить объективные критерии мировоззренческих или научных понятий не является школярством. Смысл и цель этого процесса - определение меры понимания вещей или феноменов, скрытых за этими понятиями, то есть меры вовлечения этих вещей в пространство человеческой жизни и, соответственно, формирование определённой линии поведения в этом пространстве. Иными словами, начиная своё познание с определения понятий, человек тем самым осознанно задаёт направление логике собственного развития и поведения в мире.

Сфера понятий, отражающая специфику морального опыта, привлекает внимание прежде всего потому, что именно в области морали человек проявляет себя не только как действующее, активное, практическое существо, а как существо «сердечное», гуманное. Это сфера, где логика награждается чувственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.