С БЛАГОДАРНОСТЬЮ К УЧИТЕЛЮ И ГРАЖДАНИНУ
© Белялова М.А.1
Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, г. Краснодар
Человеку помогает определиться в идеалах этого мира Учитель, последовательный в словах, делах и поступках. Нас ведут по жизни Учителя, которых мы с благодарностью вспоминаем.
В памяти возникает образ Учителя, которому благодарна за великую школу жизни и осознания величия педагогической профессии, в выборе которой ни на минуту не усомнилась.
В жизни каждого человека должен быть Учитель, который поможет в постижении вечного и прекрасного, благодаря которому ты испытаешь прелесть любви к отчему дому, Родине, науке, и станешь нежно реагировать на слово, сказанное тебе, на слово, сказанное тобою, почувствуешь ранимость и уязвимость этого мира. В жизни каждого человека должен быть УЧИТЕЛЬ, способный научить самому прекрасному на этой земле - Любви ко всему и ко всем, Любви, не терпящей зла и зависти, Любви, созидающей только Любовь!
Мне, человеку с 44 - летним педагогическим стажем, преданному высоким идеалам профессии, предоставлена возможность с величайшей благодарностью написать о великом Учителе Куркчи Усеине Османовиче, моём дяде и наставнике.
Усеин Османович Куркчи - автор первого крымскотатарского орфографического словаря. 25 января 2016 года ему исполнилось бы 111 лет со дня рождения, но память рисует его всегда живым и деятельным. Человек сложной судьбы, выпускник бахчисарайской учительской семинарии имени Ис-маила Гаспринского, студент историко-филологического факультета Бакинского государственного университета. В 29 лет защитил кандидатскую диссертацию по теме «Основы крымскотатарского языка».
Педагог-воспитатель, Усеин Османович осознавал роль учителя в жизни воспитанника, следуя собственным постулатам:
- любить детей и быть с ними честным во всём; любить в ученике его достоинства и недостатки;
- любить свою профессию и стремиться к совершенству в ней; учить учиться всех благородному;
- учить осмысленно и доступно, развивая творческие способности учащихся;
1 Заведующая кафедрой Педагогики и психологии, к.п.н., доцент, профессор.
- быть образцом добродетелей; воспитывать в себе добрые чувства и мысли;
- во всём находить гармонию между приятным и полезным; быть другом ученику и его родителям;
- стремиться к саморазвитию и самовоспитанию; любить жизнь во всех проявлениях.
Усеин Османович Куркчи был последователен в нравственных педагогических приоритетах: любить Родину и преданно служить её идеалам; любить то, что делаешь; верить в хорошее в человеке, приумножая доброе и истинное; восхищаться благодарностью за благодарность; стыдиться, в первую очередь, самого себя; восхищаться не словами, а делами и поступками; прощать со снисходительностью чужие проступки молча и с пониманием; быть всегда честным и благородным; быть верным своим принципам, людям и делу; быть терпимым к слабостям людей; уметь управлять собой и своими поступками; стремиться всегда к добродетелям, обучаясь честному; достойно вести себя в горе и в радости; быть достойным гражданином отечества; уметь ставить цели и благородно их достигать; овладевать хорошими манерами и поведением; любить жизнь со всеми её проявлениями; учиться доброму, истинному и прекрасному; учиться быть счастливым.
Общечеловеческие заповеди Куркчи Усеина Османовича основывались на веками сложившихся пословицах и поговорках о гуманистических началах жизни и воспитания достойных граждан:
- Кайда бирлик - анда тирлик (Где единство - там и согласие);
- Сюрюден айырылган - сюрюнуп олер (Кто от стада отделился, тот умрёт споткнувшись);
- Озюнъ бегеммеген шейинъзни башкъасына япма (Не делай другому того, чего бы ты не хотел испытать от других);
- Сув - кичикнинъ, сёз - буюкнинъ (Воду - младшему, слово -старшему);
- Анасыны, бабасыны къорчалагъанны Алла къорчалар (Кто оберегает от невзгод отца и мать, того Бог бережёт;
- Тувгъан иль - джгннет, сувы - шербет (Родной край - что рай, вода -как шербет);
- Энъ яхшы дост - китаптыр, энъ яхшы зенгинлик - бильгидир (Лучший друг - это книга, лучшее богатство - это знания);
- Яхшылыкъ яп да, денъгизге быракъ, адам бильмесе, балык билер (Сделай добро и брось в море, если не человек, то рыба поймёт);
- Къомшунъ узакъ союнъдан якъындир (Сосед ближе далеко живущего родственника);
- Адамнынъ къабаатыны багъшламагъа бильмек (Уметь прощать вину человеку);
- Артынъа ташласынъ, огюнъе чыкър (То, что отложишь про запас, в будущем пригодится);
- Къадынны яхшы эткенкъ оджа, къоджаны яхшы эткен къадын (Жена становится хорошей благодаря мужу, муж становится хорошим благодаря жене);
- Бала олгъан эвде ошеек олмас (В доме, где есть дети, нет места сплетням);
- Озьлери да тильсиз, балалары да тильсиз (Сами безъязыкие и дети тоже безъязыкие);
- Эр шейнинъ озъ ери бар (Каждой вещи своё место);
- Арекетте - берекет (Изобилие - результат труда);
- Элял ишле - отьмегинъ элял олсун (Честно трудись и ешь честный хлеб);
- Алтын атеште билинир, инсан - иште (Золото познают в огне, человека - в работе);
- Эйилик софралары олсун (Пусть будут столы доброты и согласия).
Держу в руках уникальный труд дяди Усеина «Фикир инджилери» («Жемчужины разума») с дарственной надписью, подаренный им в 1986 году. В те годы, несмотря на филологическое образование, глубоко проникнуть в проблемы особенностей нормы в крымскотатарском литературном языке, ошибок в периодике и литературном творчестве, представлялось невозможным, потому что ежедневно приходилось работать над привитием учащимся любви к русской словесности и литературному языку. Но самое неприятное: чтобы решать данные проблемы, следовало владеть родной литературной речью. В эти памятные годы уже были опубликованы отдельные фрагменты Фразеологического словаря крымскотатарского языка (5,5 тыс. фразеологизмов) в журнале «Йылдыз», и интересные идиомы, идентичные русскоязычным, комментировались им для меня, чтобы я почувствовала прелесть родного языка. Я держала в руках рукописи бесценного словаря и жалела, что не могу на одном языке с автором говорить о том, что так для него дорого и значимо: жалела тогда, жалею сегодня. В памяти его мягкий, деликатный голос и правильная татарская речь.
Усеин Османович Куркчи, образованнейший сын крымскотатарского народа, учёный-филолог, лишённый в сталинские времена научной степени и звания из-за любви к науке; дважды сосланный за образованность и интеллигентность далеко на север, не сломился и не согласился с тем, что произошло с ним и его народом. И поэтому жил, верил и писал труды, ценные для науки и родного народа.
Он рассказывал о цвете нации, сосланной подальше от родины, о выдающихся деятелях науки, уверенных в том, что произошла какая-то ошибка, которая осознается, и они вернутся в отчие дома, и будут преданно служить любимой Родине и народу.
После возвращения из ссылки посвятил себя работе над созданием уникального фразеологического словаря и серьёзным исследованиям нацио-
нального языка и литературного творчества, которые, несмотря на их научную ценность, и сегодня ещё не нашли реального воплощения в виде изданных трудов.
Признательна дяде Усеину за беседы о самом для нас важном: о Родине, о народе, который жил с верой в светлое и справедливое будущее, преданного идеалам добра и гостеприимства.
Историческая Родина в моём воображении глубоко переживалась благодаря экскурсам, совершаемым вместе с ним в историческое прошлое и настоящее Крыма и культуры родного народа.
Никакие ссылки не сломили дядю Усеина ни духовно, ни физически, и, отмечая сей факт, он характеризовал крымских татар людьми выносливыми, сильными и привлекательными; с красивыми чертами лица, спокойными и знающими себе цену, исполненными чувства собственного достоинства, энергичными и добродушными, готовыми всегда прийти на помощь; гостеприимными и воспитанными. Сметливость и ум, проявляющиеся в то время, когда они заговаривали с собеседником, преисполнены были величайшего внимания к его проблемам и нуждам. Дядя Усеин был уверен в том, что нет прелестнее и красивее татарских женщин и мужчин, сдержанных, даже когда кипели страсти, умеющих довольствоваться тем, что всевышним послано.
Особенностью крымских татар, по убеждению дяди, во все времена являлась любовь к размышлениям, основанным на прекрасном природном уме и отличной памяти; люди, достойные, честные, щедрые, привязанные к дому и семье.
Гостеприимство, пожалуй, самое отличное от качеств многих народов, населяющих планету Земля, достоинств нашего народа: всё, что есть в доме, предлагается гостю бескорыстно и добродушно, с величайшим вниманием к желаниям гостя.
Почтение к старикам и взрослым, внимание к детям определяет высший нравственный принцип в воспитании.
Толерантность и уважительное отношение к чужому мнению - достойные народа качества.
Уникальна философия нетребовательности народа, убеждённого в том, что стремление ко многому ведёт к недостатку многого. Равно как «чрезмерные траты не ведут к насыщению».
Атмосфера семьи способствует достойному воспитанию детей, добрых, почтительных и трудолюбивых.
Исторически крымскотатарская женщина выполняла две функции: она была женой и матерью. Ей доверялось воспитание детей - достойных граждан Отечества.
Депортированный в Среднюю Азию крымскотатарский народ привнёс много в жизнь узбекского народа, ничуть не меньше взял у него для обогащения культуры и философии жизни на чужбине, не забывая о своём, на-
циональном, приумножая их под влиянием иных ценностей, не менее значимых в контексте взаимообогащения и взаимовлияния культур мусульманских народов.
Дядя Усеин посвятил свою жизнь в Узбекистане просвещению узбекских детей, что доставляло ему интеллектуальное удовольствие, так как он мог на практике использовать материалы авторских учебников, разработанных для крымских татар.
Он провёл параллели в развитии двух мусульманских школ (Узбекистана и Крыма), потому что всё познаётся в сравнении и потому что в основании образования мусульманских народов были просвещенческие идеи И. Гаспринского.
С чувством благодарности Усеин Османович вспоминал образование, полученное в 20 -ые годы в Бакинском педагогическом институте, в котором ему посчастливилось слушать лекции академиков В.В. Бартольда, И. Икме-та, Б.В. Чобан-заде, Г.С. Губайдуллина. Благодаря академическим сообщениям профессуры Бакинского пединститута он смог определиться в научных пристрастиях, посвятив себя научно-педагогической деятельности, защитив уже в Крыму диссертацию по основам грамматики крымскотатарского языка. Культуре быть благодарным каждый из нас может учиться у великого учёного и педагога Усеина Османовича Куркчи. С каким восторгом он вспоминал своих педагогов поэта Якуба Шакир-Али, Ягъя Наджи Байбурт-лы, Шейха Вехби, Ибраима Меинова, Усеина Боданинского, Ибраима Иль-мий, открывшим огромный мир знаний и мир бесконечного постижения доброго, вечного и прекрасного!
На исторической Родине Усеина Османовича Куркчи ежегодно в день его рождения проводятся мероприятия, посвященные ученому, учителю и гражданину, чья жизнь была посвящена науке, просвещению и своему народу.
Список литературы:
1. «Фикир инджилери» («Жемчужины разума»). - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1986.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
© Комонова Т.В.1
Сибирский государственный аэрокосмический университет, г. Красноярск
Актуальность работы состоит в том, что при продвижении нашей мировой цивилизации, в том числе и России к постиндустриальному
1 Старший преподаватель кафедры Делового иностранного языка.