циональном, приумножая их под влиянием иных ценностей, не менее значимых в контексте взаимообогащения и взаимовлияния культур мусульманских народов.
Дядя Усеин посвятил свою жизнь в Узбекистане просвещению узбекских детей, что доставляло ему интеллектуальное удовольствие, так как он мог на практике использовать материалы авторских учебников, разработанных для крымских татар.
Он провёл параллели в развитии двух мусульманских школ (Узбекистана и Крыма), потому что всё познаётся в сравнении и потому что в основании образования мусульманских народов были просвещенческие идеи И. Гаспринского.
С чувством благодарности Усеин Османович вспоминал образование, полученное в 20 -ые годы в Бакинском педагогическом институте, в котором ему посчастливилось слушать лекции академиков В.В. Бартольда, И. Икме-та, Б.В. Чобан-заде, Г.С. Губайдуллина. Благодаря академическим сообщениям профессуры Бакинского пединститута он смог определиться в научных пристрастиях, посвятив себя научно-педагогической деятельности, защитив уже в Крыму диссертацию по основам грамматики крымскотатарского языка. Культуре быть благодарным каждый из нас может учиться у великого учёного и педагога Усеина Османовича Куркчи. С каким восторгом он вспоминал своих педагогов поэта Якуба Шакир-Али, Ягъя Наджи Байбурт-лы, Шейха Вехби, Ибраима Меинова, Усеина Боданинского, Ибраима Иль-мий, открывшим огромный мир знаний и мир бесконечного постижения доброго, вечного и прекрасного!
На исторической Родине Усеина Османовича Куркчи ежегодно в день его рождения проводятся мероприятия, посвященные ученому, учителю и гражданину, чья жизнь была посвящена науке, просвещению и своему народу.
Список литературы:
1. «Фикир инджилери» («Жемчужины разума»). - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1986.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
© Комонова Т.В.1
Сибирский государственный аэрокосмический университет, г. Красноярск
Актуальность работы состоит в том, что при продвижении нашей мировой цивилизации, в том числе и России к постиндустриальному
1 Старший преподаватель кафедры Делового иностранного языка.
обществу, знания становятся ведущей ценностью. Каналов получения и пополнения своих знаний для успешной профессиональной деятельности в современном обществе множество - это и Интернет, СМИ, научная литература. Проблема заключается в стихийности информально-го (непрерывного) образования. К результату можно идти всю жизнь путем проб и ошибок. Наряду с получением знания каждый из нас должен оставаться воспитанным человеком. Педагога в любом историческом обществе нельзя заменить никакими книгами, учебниками и новейшими техническими средствами обучения, ибо, помимо знаний, он передает детям частицу своей души, направляет их духовное развитие.
Ключевые слова функции педагога в современном обществе, человек «обучающийся», информальное образование, «образование шириною в жизнь».
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественно организованном образовательном процессе принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.
Изменения вокруг нас происходят гораздо быстрее, чем мы можем себе представить. Прежде чем говорить о роли педагога в обществе, необходимо определить все стороны образовательного процесса: современное общество, человек «обучающийся» и педагог, его функции в обществе.
В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые - федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Главная цель -вооружить молодого человека достаточными знаниями, компетенциями для будущей профессиональной жизни.
Для того чтобы узнать, какие изменения произойдут в обществе, и, в первую очередь, на рынке труда в ближайшие десятилетия, и шанс подготовить нынешних школьников и студентов к миру, в который они попадут с дипломами о высшем образовании, специалисты бизнес-школы «Сколково» и Агентство стратегических инициатив составили Атлас новых профессий. Это уникальный проект, который поможет понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии, и какие новые специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем. В Атласе отражены те профессии, которые исчезнут до 2020 и после этого года, а какие появятся в ближайшее время.
Один из создателей этого сборника Андрей Шаронов ректор Московской школы управления «Сколково» пишет: «Если заглянуть за горизонт, то
очевидно, что профессии, которые будут возникать в ближайшие годы в высокотехнологичных секторах российской промышленности, потребуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей. Атлас - сигнал для молодых людей, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свой потенциал. Для образования и бизнеса - это возможность предпринять совместные шаги по разработке новых образовательных программ уже сейчас, чтобы у нас был шанс вырастить таких специалистов для «новой промышленности» [2, с. 5].
Получение образования в школе и в ВУЗе не достаточно для простраи-вания себя в жизни, преодоления жизненных и профессиональных проблем. Поэтому необходимо непрерывное образование. В науке есть термин «образование длиною в жизнь», который выделяет временной фактор непрерывного образования. «Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса образования, но и разнообразие его форм» [1].
Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.
Человек «обучающийся» - это понятие, которое хотелось бы ввести в оборот в связи с ролью информального образования в современном мире. Актуальность информального образования как условия личностно-профес-сионального развития неоспорима. Перспективы развития образования определяются инновационными подходами, ключевым моментом в которых является непрерывность образования. «Входя в современную социокультурную ситуацию, которая отличается нескончаемым потоком разнообразной информации, обновляющейся и меняющейся каждый день, человек сталкивается с проблемой устаревания приобретённых знаний и с потребностью повышения профессиональной квалификации, с профессиональным выгоранием, с одной стороны, и с проблемами самоопределения, «самостроительства», самореализации, выбора способа достижения личного успеха и формирования жизненных ценностей и установок, с другой стороны. Идет «смещение центра тяжести» от формального и неформального образования к информальному образованию по широте охвата населения. Эту тенденцию уже подтверждает открытое дистанционное образование. Ин-формальное образование становится все более массовым, и основная его сфера связана с непрерывным, но неуправляемым накоплением жизненного опыта [5].
Поскольку наш век - это век высоких информационных технологий, электронных носителей «как доминирующей формы культурного социоко-да», требуется «создание информальной образовательной среды, где освоение киберпространства станет не только целью образования, но и механизмом саморазвития. Тогда и модернизация образования должна осуществляться в логике признаков постиндустриальной культуры, а именно: интегративность и универсальность современной культуры требует поиска адекватного принципа организации образовательного пространства и изучения единого знания в совместной познавательной деятельности взрослого человека.
Для успешного непрерывного образования создается глобальная ин-формальная образовательная среда (ГИОС). Глобальная информальная образовательная среда - это пространство, в котором совершаются образовательные процессы, осуществляется и осознается взаимосвязь с окружающим миром, осознание собственных действий, в результате чего происходит изменение в осознании потребностей, внутренних норм, способностей. Другими словами, пользователь сети получает возможность в режиме реального времени влиять на социальные процессы, оценивая социальные действия окружающих, и имея возможность видеть результаты своего влияния.
В современном обществе статус личности определяется главным образом реальными успехами, нежели аскриптивными признаками (предписанный статус личности, который определяется обществом независимо от усилий и заслуг личности) [3].
Непрерывное образование зачастую не происходит без сопровождения педагога. И не трудно представить, насколько педагог должен быть компетентным в различных областях, стремясь пройти этот путь, меняя себя и меняя обучающегося. Глобальная информальная образовательная среда применительно к педагогике сама утверждает демократический способ мышления. Педагог должен знать иностранные языки, историю и культуру других народов, много путешествовать, стремиться к совершенству, вместе с тем прививать учащимся любовь к Родине и действительно готовить их к жизни в глобальном мире. Для этого образовательный процесс должен выходить за рамки учебного, необходимо создание программ интегрированного курса с содержательной доминантой межкультурного взаимодействия, чтобы дать возможность подрастающему поколению увидеть культурную и языковую картину мира в полной цветовой гамме.
Естественно, что для обеспечения запросов общества образование должно действовать на опережение, а не догонять ситуацию. По мере продвижения к информационному обществу - обществу, основанному на знании, -меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным субъектом образовательного процесса. Но чтобы он стал активной единицей, педагогу необходимо знать,
как выработать устойчивую мотивацию к учению, какую методику применить. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. Следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
В широком значении слова педагог - это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Педагог в наше время - это «навигатор» и «модератор» в «море» знаний и жизненных обстоятельств. Его деятельность как «навигатора» заключается в определении «точки» нахождения обучающегося на сегодняшний день в мире знаний и компетенций. Его роль как «модератора» можно представить, исходя из определения этого слова, как регулятора, посредника или арбитра между школьником, студентом и его будущим.
К современному педагогу применимо еще и такое понятие как «конденсатор». Он накапливает и передает не только знания прошлых лет, но и вооруженный осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку подрастающего поколения к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. К сожалению, в отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.
Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым, она вооружает педагога достоверными знаниями, помогает ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разрешению возникающих противоречий. Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества [6].
Учителя нельзя заменить никакими книгами и учебниками, никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо, помимо знаний, он передает детям частицу своей души, направляет их духовное развитие.
Значимость роли учителя в развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом ве-
ликого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения» [4].
Список литературы:
1. Антонова А.Ф. Роль педагога в современном обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/20n-03-29-09-03-14/145-projects-for-teachers/3928-2013.
2. Атлас новых профессий. Вторая редакция. - М., 2015. - С. 288.
3. Кудрявцев Л. Д.Современное общество и нравственность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37890.php.
4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_ polze.html.
5. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2 Fecsocman.hse.ru.
6. http://www.xserver.ru/user/psihu/Lshtml.
ЕЙ ВСЕ БЫЛО ДАНО
© Кулакова В.А.1
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Статья посвящена памяти Марии Шамильевне Шекихачевой, профессору, ученому, основателю и директору Научно-исследовательского института структурной методики преподавания языков, Учителю и Человеку. Благодаря многолетним экспериментальным и научным исследованиям М.Ш. Шекихачева впервые выявила и внедрила в учебный процесс новую лингводидактическую единицу: «Инвариант словообразовательного типа», - моделирование (формула) производных слов - открывающий возможность структурно-семантически математизировать лексику любого языка.
Ключевые слова: комплексно-процессуальный метод, моделирование, изучение языков, структурно-семантическая математизированная лексика, традиционная методика, новая лингводидактическая единица -формула - «Инвариант словообразовательного типа».
1 Доцент кафедры Русского языка и общеобразовательных дисциплин № 2.