Научная статья на тему 'Развитие информального образования за рубежом'

Развитие информального образования за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / КОНЦЕПЦИЯ "ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ" / CONCEPTION "TRAINING FOR LIFE" / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / ПРОЦЕСС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / SELF-STUDY PROCESS / ВНЕАУДИТОРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВНЕУЧЕБНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EXTRACURRICULAR PEDAGOGY / NON-LEARNING EDUCATIONAL SERVICES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANT EDUCATION / REFERENT POINTS IN TEACHING LITERATURE AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Эльвира Айсеновна

В статье рассматривается информальное образование за рубежом как взаимодополняющий вид образования в рамках системы непрерывного образования. Дана характеристика целей информального образования, обозначены пути реализации самообразования индивида в рамках концепции «обучающееся общество», отмечена роль «внеаудиторной педагогики», институтов внешкольного и внеучебного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal education development abroad

In the article it is considered informal education abroad as the complementary kind of education within the system of continuous education. There is the description of targets for informal education, the ways for realizing self-education of a person within the conception «educated society», the function «extracurricular pedagogy», institutions of out-of-school and non-learning education.

Текст научной работы на тему «Развитие информального образования за рубежом»

tmoney,mm

Развитие информального образования за рубежом

Эльвира Айсеновна Аксёнова,

профессор, ведущий научный сотрудник ИТИП РАО, доктор педагогических наук. e-maihaxelv722@yandex.ru

• информальное образование • концепция «<обучение в течение жизни» • индивидуализация обучения • процесс самостоятельного обучения • внеаудиторная педагогика • внеучеб-ные образовательные услуги • дистанционное обучение •

Информальное образование за рубежом трактуется как неорганизованный процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, в ходе которого каждый приобретает знания, умения и навыки посредством опыта и контакта с другими людьми, — создаёт важную базу, но не может заменить формальное или неформальное образование и профессиональную подготовку.

Информальное образование осуществляется не официальными учреждениями, а социальными институтами — семьёй, коллективами, педагогами по внешкольной работе, призванными содействовать развитию и совершенствованию личности ребёнка. В современном обществе с высоким уровнем развития техники и технологий, массовой культуры информальное образование осуществляют также средства массовой информации, общественные, культурные и информационные учреждения.

Целью информального образования является передача из поколения в поколение ценностей и навыков, ознакомление с культурными нормами. Процесс обучения представляет собой взаимодействие между учащимися и окружающей его средой, в ходе которого учащийся редко осознаёт, что выполняет роль ученика, усваивающего новые ценности и навыки.

Определение «информальное образование» наряду с формальным и неформаль-

ным впервые нашло своё отражение в принятом Мировым банком документе1, где осуществлена попытка классифицировать формальное, неформальное и информаль-ное образование по двум признакам — пути предоставления образования и цели обучения.

Пути предоставления образования — формального, неформального и информально-го — рассматриваются не как альтернативы, а как взаимодополняющая деятельность в рамках системы непрерывного образования. Развитие информального образования связано с состоянием образования в современном мире.

В начале ХХ! века произошли радикальные изменения в сфере образования и формирование новой образовательной системы под влиянием таких факторов, как глобализация, интернационализация образования, информатизация мирового сообщества и ориентация на непрерывное образование.

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической сферах жизни мирового сообщества. Таким образом, во всём мире обозначились основные тенденции в сфере образования. Среди них — эволюция знания.

Знание занимает сегодня ключевую

1 World Bank. «Education: Sector Policy Paper». Washington. 1980.

позицию в экономическом развитии общества, радикально изменилось соотношение таких сфер в жизни общества, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, овладение универсальными умениями и навыками, ориентация на их постоянное обновление и развитие становятся фундаментальной составляющей профессиональной подготовки работников в условиях глобализации.

На первый план выдвигается важность научных знаний. Обладание научными знаниями и способность их применять становятся главной ценностью любой организации или учреждения. Одновременно глобальной проблемой современности становится преодоление социально-экономической отсталости в развитии многих стран. Приоритет получает использование новых технологий в самых различных сферах жизни в этих странах. Образование выдвигается на первый план общественного развития, поскольку от решения проблем образования зависят перспективы социально-экономического развития этих стран. Совершенно очевидно, что проблема социально-экономической отсталости тесно связана с развитием образования. Чем выше уровень развития образования членов сообщества, тем выше уровень развития общества.

Всё в большей степени образование перестаёт отождествляться с формальным школьным или вузовским. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она нацелена на изменение установки и модели поведения индивидов путём передачи им новых знаний, новых умений и навыков.

Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения в формальном, неформальном секторе и в процессе инфор-мального образования должны использоваться в образовательных целях.

Другой достаточно значимой тенденцией в сфере современного образования является переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция нацеливает на индивидуализированный характер образования, учи-

тывающий возможности каждого конкретного человека и способствующий его самореализации и развитию. Данная концепция находит своё воплощение в различных образовательных программах, разработанных в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями, как учащихся, так и преподавателей. Основой этих образовательных программ становится формирование у учащихся умений учиться, самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность с использованием современных и инновационных информационных технологий.

Концепция непрерывного образования, т.е. обучения в течение жизни, как одна из приоритетных тенденций развития образования в современном мире, обострила проблему образования взрослых и кардинально изменила отношение к ней и её роли. Именно данная проблема рассматривается в современном мире как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования её адекватности современному обществу знаний. Так, в 2002 году в рамках Болонской декларации Евросоюзом был сделан вывод о том, что система образования и подготовки в Европе должна стать системой «мирового качества».

Повышение образования в течение жизни ускорит процесс преобразования Европейского сообщества в прогрессивное общество, основанное на знаниях, преимуществами которого становятся постоянный экономический рост, наличие свободных рабочих мест и сильная социальная защита. Одним из ключевых вопросов создания единого европейского образовательного пространства является качество образования, восприимчивость к потребностям учащихся и обеспечение внеучебных услуг.

Повышение качества образования — одно из приоритетных направлений в современном мире. Изменившиеся социально-экономические условия, новая социокультурная среда поставили перед системами образования задачу обеспечения выпускникам образовательных учреждений максимальных возможностей для социальной адаптации в новом обществе. В преамбуле Кельнской хартии «Цели и задачи образования на протяжении всей жизни» утверж-

дается: «В будущем «паспортом» мобильности будет образование на протяжении всей жизни».

В целом миссия системы образования состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированные индивидуальное, общественное и профессиональное направления образования, облегчить рост индивида, совершенствование и развитие гражданского самосознания, подготовить учащихся к профессиональной деятельности. Качество образования можно определить как степень, в которой образование способно реализовать эти цели. Кроме проблемы подготовки человека к новым меняющимся условиям жизни, перед образованием стоят и другие проблемы:

• От образования ждут, что оно будет способствовать развитию социальных, культурных и экономических задач, стоящих перед обществом.

• Люди хотят, чтобы в образовании применялся индивидуальный подход, чтобы оно было гибким и соответствовало духовным потребностям учащихся в зависимости от их интересов и способностей. Возрастание индивидуализации и диверсификации общества требует внедрения новых подходов в систему образования. Стандартные методики и обучение в классах больше не удовлетворяют индивидуальным потребностям учащихся.

• Возникают новые требования к обучению, получает распространение новый вид обучения — обучение на протяжении всей жизни.

Сегодня в мире резко изменились и условия функционирования систем образования — произошёл качественный сдвиг в технологии и средствах коммуникации, а следовательно, и в качестве образования.

В этих условиях достаточно отчётливо обозначились проблемы развития содержания образования и обеспечения равенства доступа к качественному образованию. Доступность, качество, мобильность — основные принципы, которые лежат в основе формирования всемирного образовательного пространства в XXI веке и обеспечивают развитие личности.

В современном мире идёт процесс формирования единого образовательного пространства, ориентированного на всё мировое сообщество; общество становится «обществом познания». Выдвигается требование: нам необходим «обучающийся мир»; он должен соответствовать «информационному обществу», «открытому обществу», с тем, чтобы превратить информацию в знание. Между тем, исторически сложившаяся система образования — это движение учащегося к знаниям.

Главный ресурс современной «экономики, основанной на знаниях» — человек. В этой связи неизбежна и смена парадигмы развития мирового хозяйства, главной отличительной чертой которой становится ориентация на образование, обладание знаниями и доступ к информационным технологиям и ресурсам. Ещё более четверти века назад большое внимание уделялось человеческому капиталу — знаниям и умениям человека. На Западе выделилась новая социальная страта, получившая название «класс интеллектуалов» (КпсмЫде-Ыаээ), которых потом стали называть технократами, способными эффективно манипулировать уникальными знаниями и информацией.

По мнению ведущего теоретика современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуального труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпорации. Результаты такого труда ...наиболее ценный капитал XXI века»2. Комплекс «наука — технология — инновация» считается теперь одним из главных двигателей прогресса и ключевым в условиях перехода к обществу знаний. Новая концепция «обучающееся общество» предполагает, что образование и постоянное обновление знаний стали насущным требованием.

Традиционное обучение (или формальное) основывается, как известно, на передаче информации. При этом преподаватель является владельцем знаний, а учащийся рассматривается как сосуд, который надо наполнить. В результате такого подхода в процессе обучения мы имеем пассивного ученика, у которого отсутствует критическое восприятие, и

который смотрит на -

мир соответственно тому, что было ему

2 Drucker P. Management Challenges for 21-st Century. N.Y., 1999.

передано. У такого учащегося будет мало шансов выжить в обществе, основанном на знании. Действительно, традиционное (формальное) обучение и обобщение знаний формируют учащихся вчерашнего дня.

Обществу, основанному на знаниях, требуются творческие личности, способные критически воспринимать действительность, мыслить, учиться по-новому, работать в составе группы и осознавать свои возможности. Одним словом, требуется личность, которая чётко осознаёт смысл перемен, происходящих в нашем обществе, и которая способна вносить коррективы в свои представления и действия.

Кроме того, сегодня конкурентоспособность государств зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности человека постоянно повышать качество своих умений, навыков, используемых как в своей профессиональной деятельности, так и в социальной жизни. Обучение в течение жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем. Поэтому всё большее значение приобретает как неформальное образование (различные курсы, короткие образовательные программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и ин-формальное образование, которое реализуется за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде. Сутью информального образования является процесс самообразования, которое реализуется индивидом через:

• пользование общедоступными библиотеками цифровых образовательных ресурсов;

• услуги дистанционного самообразования, предоставление общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основе новых технологий работы с массивом разнообразных знаний;

• систему образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет охватывать множество центров консультирования при службах занятости и организациях, где будут предоставляться услуги консультирования, в том

числе в школах и других образовательных учреждениях.

Новая задача школы — не только учить, но и научить тому, как учиться самостоятельно. Учащиеся сегодня знают, что знание безгранично, постоянно изменяется, и никто не может овладеть полностью всеми знаниями, включая учителя. Обучение определено как активный процесс. Отныне школа уже не единственное (и даже не самое привлекательное) средство получения информации и знаний. Быстрое и беспрепятственное получение знаний в приятной обстановке широко обеспечит телевидение, радио, Интернет, цифровое и интерактивное телевидение, телеконференции, цифровые видеопрограммы, сетевые компьютерные игры и т.д. Учащиеся не должны получать только готовые знания, напротив, их побуждают открывать знания в процессе удовлетворения своего естественного любопытства.

Сегодня ученик является членом всемирного обучающего сообщества. Электронные библиотеки делают возможным широкий доступ учащихся и учителей ко всем необходимым учебным материалам в любое время и в любом месте. Учащиеся могут самостоятельно обучаться по прекрасно иллюстрированным и оформленным, высшей степени интерактивным и отличающимся высоким уровнем курсам. Они также научились искать и находить другие полезные для себя материалы. Обучение с помощью электронной библиотеки означает, что учащиеся должны оптимизировать свою работу, лавируя в море учебных пособий и принимая решения, какие знания им необходимы, поскольку будет представлена вся информация, имеющая отношение к теме и доступная в местной библиотеке или в виртуальной сетевой библиотеке. Учителя помогают учащимся справиться с возникающими затруднениями и помогают им ориентироваться в принадлежащем всем информационном пространстве.

Основной принцип современной педагогики, в центре внимания которой стоит ученик, заключается в том, что ученик не получает готовые знания. Он должен открыть или сконструировать своё знание, но это не означает его изобрести или выдумать. Предполагается, что ученик более целеуст-

ремлён и стремится к тому, чтобы его работа шла более эффективно и приводила к лучшим результатам. Учащиеся проявляют собственную инициативу в получении знания и более активны, чем при обучении в традиционной школе. Пользуясь электронной библиотекой, они приобретают новые знания и могут передавать их другим ученикам. Они учатся самостоятельно, взяв на себя ответственность за своё обучение и следуя своим индивидуальным способам познания, интересам и предпочтениям. Они учатся учиться самостоятельно.

Сегодня школа открыта миру. Ученики учатся решать задачи, которые ставит перед ними каждый день их собственная жизнь. Такая внеаудиторная педагогика, основанная на теориях Д. Дьюи и У. Килпатрика, рассматривается как альтернатива педагогике, фундаментом которой является школьный урок. Учебные программы, таким образом, максимально индивидуализированы. При этом учащимся необходима поддержка, учителя должны указывать им различные пути и методики для занятий. Заметим при этом, что в США внеаудиторная педагогика давно обрела популярность. Сотни молодых людей получают образование по индивидуальным методикам, в соответствии с условиями своей жизни и возможностями овладения необходимыми знаниями.

Очевидно, что именно на этот путь получения образования для развития многостороннего интеллекта указывает американский учёный Говард Гарднер, который предлагает индивидуальный подход к обучению учащихся за пределами школы. Имеется в виду обучение у профессионалов, наставничество, стажировка в организациях, патронирование мальчиков и девочек. Школа, по мнению Г. Гарднера, должна помочь учащемуся подобрать программу обучения в соответствии с его возможностями, интересами и целями, а также индивидуальную методику обучения. Люди и организации должны помочь учащимся найти свой путь в жизни и работать по призванию, ощущая свою полезность обществу. Индивидуальные варианты жизненных занятий и трудовой деятельности для учащихся второй ступени школы, по его мнению, будут способствовать развитию их интеллекта и эффективности обучения3.

Гибкое обучение и обучение на расстоянии, проектная педагогика — всё это есть основа дистанционного обучения. Партнёрство между школой и другими учреждениями (университетами, колледжами, профессиональными школами, библиотеками и прочее) превращают её в образовательное учреждение нового типа, которое способно привлечь к обучению всё большее число учащихся.

Дистанционное обучение и телекоммуникация предлагают каждому человеку и целым организациям множество возможностей получения общего и профессионального образования. Оно позволяет учащимся общаться друг с другом и с преподавателем на расстоянии, получая при этом необходимую информацию.

Развитие Интернета и телекоммуникационных систем не только обеспечивает возможность дистанционного образования. Интернет предоставляет учащимся во всё большем объёме учебные материалы, разработанные и адаптированные в передовых странах, что даёт им возможность преодолеть массовый дефицит базовых знаний на местах.

Примером получения аттестатов об окончании старшей ступени школы через дистанционное обучение может послужить опыт Германии. Созданный в сети Интернет Те1екс11ед позволил желающим сдать экзамены в высшей ступени средней школы. Радио и телевидение ежедневно транслировали несколько учебных программ школьных предметов. Учащиеся работают самостоятельно с соответствующими письменными материалами, а также с программами, которые позволяют им практиковаться дома. Приблизительно каждые две недели проводятся расширенные консультативные занятия в учебных учреждениях, где можно задавать и обсуждать оставшиеся непонятными вопросы. Связи, осуществляемые учащимися через Интернет, дают им возможность для открытой дискуссии. В течение двухгодичного курса шаг за шагом, последовательно сдаются экзамены в общей сложности по _

13 общим и специальным дисциплинам, что ведёт к получению аттестата.

3 Гарднер Г. Индивидуальный подход в образовании развивает многообразие. Перспективы // Вопросы образования. 1998. № 3.

В США и странах Евросоюза имеют место множество инициатив, нацеленных на развитие информального образования. Известные американские педагоги Р. Славин, У. Бронфебреннер, Д.и Р. Джонсоны, Р. Ньюмен, Д. Моррисон, Е. Кайзер, А. Шан-кер, Р. Байби, Б. Хэнкок, М. Миллер и другие считают необходимым условием дальнейшего прогресса американского общества воспитание жизнеспособного поколения в американской общине. Она рассматривается ими как микромодель общества, в которой взаимодействуют различные социальные институты по воспитанию подрастающих поколений, и, прежде всего, в плане поисков новых форм и методов обучения и воспитания. Главным мотивом для общинного воспитания становится уровень школьного обучения и возможность полноценного досуга детей, возможность для учащейся молодёжи пополнять знания и иметь доступ к любой информации.

Являясь одним из главных институтов внешкольного воспитания и образования, американская община выполняет различные функции. Ведущей из них является образовательно-воспитательная функция, реализуемая в ходе превращения школы в общинный центр. Предполагается, что школа, находящаяся на территории общины, должна непременно объединять свои образовательно-воспитательные усилия с общиной и её членами, перестав быть изолированным институтом в обществе. Это создаёт лучшие предпосылки для обучения — приобретения академических знаний, а многие воспитательные программы помогают подросткам приобрести знания, в которых они испытывают потребность.

Одна из наиболее серьёзных проблем, в решении которой общинной школе предлагается принять активное участие — функциональная неграмотность значительного числа школьников, которую они могут преодолеть благодаря усилиям различного рода организаций в общине.

Функциональная неграмотность присуща не только тем, кто по той или иной причине рано оставил школу, но и значительному числу выпускников школ. Свидетельство об окончании школы больше не является удостоверением того, что молодёжь, посту-

пающая на работу, владеет элементарными знаниями. Некоторые выпускники при поступлении на работу не могут даже правильно заполнить анкету.

Обеспокоенные снижением грамотности среди учащихся средних школ, американские педагоги активно ищут выход из создавшейся ситуации. Вопросами повышения качества образования в последние годы заняты: Рациональная ассоциация развития, Совет по проблемам базового образования, Совет колледжей, отдельные школы и университеты. Разработанные ими программы помогают учащейся молодёжи как во внеклассной работе, так и самостоятельно в условиях информального образования преодолеть этот пробел.

К примеру, программа Совета колледжей, нацеленная на формирование у молодёжи не только знаний, умений и навыков чтения и письма, но и определённых литературно-творческих навыков, предполагает привлекать к данной работе писателей. Особую роль при этом играет «Союз учителей и писателей», помогающий учителям приобщать учащихся к искусству слова. Отсутствие интереса к чтению, которое наблюдается в американском обществе, породило поколение «не читающих книг», а смотрящих телевизор. Высокоразвитая индустрия развлечений предоставляет молодёжи такой широкий спектр возможностей проведения досуга, что уделять серьёзное внимание чтению может только тот, кто с детства — семьёй или непосредственным окружением — ориентирован на это.

Последние годы в США заметно активизировалась деятельность библиотек, общинных и школьных, стационарных и передвижных, по пропаганде чтения через государственное и местное радио и телевидение, что свидетельствует о повышении образовательного уровня молодёжи.

Велика роль школы в общине и в установлении гармоничных отношений учителя и учеников. В общинной школе учитель может быть «советчиком» ученика, то есть помогать ребёнку в накоплении им своего жизненного опыта, самовыражении во всех сферах: познавательной, эмоциональной, нравственной, физической, направлять его деятельность во всех областях жизни. «Со-

ьтодои,шт

ветчик» действует не прямо, а «исподволь», косвенно приближая к себе ребёнка, налаживая с ним контакты, вызывая доверие и интерес к себе путём индивидуальных дискуссий и бесед, семинаров по актуальным для детей проблемам. У каждого «советчика» может быть до 100 подопечных, что не мешает, однако, его доброжелательному отношению к каждому ребёнку и готовности «решить его проблему». Очень часто «советчик» тесно сотрудничает с родителями учеников, об этом свидетельствуют современные формы взаимодействия семьи и школы, которые в рамках общины достаточно продуктивны.

Наиболее распространённым в США из методов воспитания в общине в рамках ин-формального образования является игровой метод. Специфика его заключается в том, чтобы приобщить подростков к художественному творчеству. В школах сегодня работают не только писатели, но и специалисты в области танца, художники, музыканты, помогающие детям развить свои способности. В общинной школе, которая оказывает множество образовательных услуг, каждый учитель-предметник должен быть не только высококомпетентным в своей предметной области, но и уметь играть на музыкальном инструменте, обладать навыками изобразительного искусства, быть хорошим оратором и т.п. К примеру, учитель физики может руководить детским хором наряду с хормейстером, а учитель биологии вести занятия по живописи. Каждый ребёнок, таким образом, независимо от того, учится он в этой школе или нет, может совершенствовать себя и овладеть знаниями в области художественного творчества. Как видно, здесь налицо культурное многообразие образования.

В каждой общинной школе функционирует детский театр. Он сочетает в себе музыкальное направление (мини-опера, камерный оркестр, джаз-бэнд, квартет гитаристов, фольклорный хор, ансамбль), кукольный театр, драматический коллектив, балетный ансамбль. Дети и подростки в общине имеют возможность посещать все мероприятия, организуемые общиной, участие в которых способствует развитию их творческих, интеллектуальных качеств, их самоосуществлению, самореализации и самовыражению.

Взаимодействие школы с профессиональными драматургами, режиссёрами, хореографами, музыкантами, о чём заботится «Союз учителей и писателей», является более чем плодотворным: подростки, общаясь с миром прекрасного, перестают употреблять наркотики, алкоголь, бросают курить. Их внутренний мир полон разнообразных интересов, помогающих им обрести себя, развить свои склонности и способности.

«Педагогика досуга», которую поддерживает община, нацелена на формирование у детей и подростков потребностей в развлекательных программах, содействует их участию в индивидуальных и семейных занятиях, совместной деятельности школы и семьи. Если у родителей отсутствуют какие-либо навыки или умения, им на помощь приходят педагоги, которые помогают им в совместных с детьми занятиях: участии в кружках по интересам, организации совместных мероприятий, спортивных соревнованиях, в экологическом движении и др.

В общине создаются также «центры отдыха» взрослых и детей: организуются совместные велосипедные прогулки, бег, выезд на природу, где дети учатся общаться со взрослыми.

В США функционирует много детских и юношеских организаций и ассоциаций, таких как Ассоциация молодых христиан, бойскауты и гёрлскауты, которые, кроме привлекательной атрибутики (одежды, ритуалов общения и приветствий), вовлекают молодёжь в благотворительную деятельность, учат оказывать помощь обездоленным подросткам, инвалидам, бедным и неблагополучным семьям. Очевидно, что коллективное воспитание, которое организовано в общине, помогает подросткам овладеть множеством разнообразных знаний и умений.

В американских общинах успешно функционируют детские организации «Будущие фермеры Америки», «Будущие домохозяйки Америки», «Будущие бизнесмены Америки», нацеленные на профессиональную ориентацию учащихся, на их профессиональное становление. Каждая из этих организаций помогает школьникам овладеть

4 Школа опыт.

навыками, которые станут им необходимы в их будущей трудовой деятельности, знакомит с основами взрослой жизни, развивает их инициативу и веру в свой успех.

Одной из целей общинного воспитания является физическая подготовка детей, новое направление в физическом воспитании «воспитание движением», в процессе которого подростки получают знания об укреплении здоровья, умении активно отдыхать, навыки физического совершенствования. Большое значение придаётся воспитанию у детей потребности в занятиях спортом как неотъемлемой части досуга и полноценной жизни в целом.

Физическое воспитание в общине осуществляется американскими педагогами в соответствии с принципами адаптации личности к жизни и в рамках теории «самореализации», основанной на идеях прагматизма и фрейдизма. Спорт в школе, особенно в общинной, с её широкими возможностями, представляется как разновидность творчества, дающая возможность преодолевать социальное и психическое напряжение, конфликтные ситуации. Не случайно каждая община имеет на своей территории многочисленные спортивные площадки, корты, большое количество бассейнов4.

Обосновывая систему «окружающей среды», как обучающей и воспитывающей, современные французские исследователи Б. Бло, П. Ферра, Р. Карра, Л. Порше и другие считают, что «проблемы окружающей среды активизируют школьную и внешкольную воспитательную деятельность, где гармонично могут сочетаться и педагогические, и гражданские аспекты этой работы.

Педагогика окружающей среды, представляющая собой открытую систему, так называемую «педагогику действия», развивается в общем русле - «новой педагогики», нацеливая педагогов на развитие «сущностных сил» личности ребёнка, его открытости миру. Школа при этом, по мнению Ф. Беста, явля-

, среда, воспитание: зарубежный М., 2006.

5 Roger Holdsworth. Schools that create real roles of Value for young people // Prospects. 2000. №

6 TomlinSon M. 14-19 curriculum and qualifications reform. HMSO, 2004.

ется не только «храмом знании», но и своего рода окном в мир, центром обучения и воспитания всех детеИ микроквартала.

В рамках школы, по утверждению французского педагога Р. Глотона, необходимо объединить всех внешкольных работников и родителеи для создания разнообразных клубов и кружков по интересам и способностям детеИ. Кроме того, необходим «клуб родителей», которые привлекаются к активному участию в жизнедеятельности школьников, вплоть до посещения уроков.

В Великобритании каждый педагог сегодня является участником системы педагогической помощи и поддержки и несёт ответственность в той или иной сфере образования. Помимо тьюторской работы, педагог обязан сформировать у подростка множество разнообразных умений и навыков. Подросток должен научиться принимать решения, самостоятельно мыслить, быть активным в выборе для себя видов внешкольной деятельности, уметь преодолевать трудности.

Кроме того, британские педагоги призваны координировать и внешкольную работу: работу с родителями и различными организациями. Школы всегда рассматривали подготовку к взрослой жизни как один из самых важных вопросов их повестки дня вне формального академического учебного плана, демонстрировали в активных проектах методы, которые поощряли учеников развивать основу компетентностей к будущей жизни5.

Отдельные учёные считают необходимым стимулировать интерес и привлечение подростков старше 14 лет к образовательному процессу, с целью их познавательного и социального развития6. Эта деятельность нацелена на консультирование и педагогическую поддержку подростков в возрасте 14-19 лет.

В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling an guidance» — школьное консультирование и руководство, то есть третье направление реализации самообразования индивида в условиях информального образования, а именно через систему образовательного

tmoney,mm

консультирования и поддержки непрерывного образования, которое, как и работа в общине и в окружающей среде, предполагает, что учащимся будут предоставляться услуги консультирования, в том числе в школах и других образовательных учреждениях.

Каунселер (от англ. ооипве! — специалист, консультант) является не только координатором воспитательной работы школы, но и, прежде всего, исследователем, изучающим способности и склонности ребёнка; методистом, помогающим адаптировать ребёнка к новым условиям, научить его принимать решения или осуществить выбор жизненного пути, помочь ему подготовиться к будущей карьере. Этому педагогическому движению уже более ста лет.

Коллин Маклафин, ведущий преподаватель Кембриджского университета, выделяет три подхода к школьному консультированию и руководству:

• основанный на компенсирующей модели, для работы с проблемами детей;

• основанный на превентивной модели, для предотвращения проблем у детей;

• опирающимся на развивающую модель, в основе которой лежит здоровое развитие ребёнка7.

До того, как в Англии появилась школа, существовала система поддержки «pastoral care» — пасторская забота о детях. Всё это даёт возможность детям ощутить заботу со стороны школы, научиться самостоятельно «учиться» и овладеть нужными им знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, исследование проблемы развития информального образования за рубежом позволило не только выявить его важность и предпосылки его развития, но и обозначить его как процесс самообразования индивида в процессе его пользования электронными библиотеками, через услуги дистанционного обучения, через Интернет, систему образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая охватывает множество центров консультирования при службах занятости и организациях в общине и микрорайоне школы, а

также в школах, у _

внешкольных педагогов и специалистов по консультированию и руководству. □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Маклафин К. Педагогическая поддержка в образовании Великобритании // Воспитание и поддержка детей в: образовании. — М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.