Научная статья на тему 'Методология преемственности общего и дополнительного технологического образования'

Методология преемственности общего и дополнительного технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPULSORY GENERAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUITY AND INTEGRATION OF EDUCATION' CONTENT / ПОСТУЛАТ / POSTULATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакевич Владимир Михайлович, Пичугина Галина Васильевна, Семёнова Галина Юрьевна

В статье приведен анализ понятий, используемых в системах обязательного общего и дополнительного образования. Раскрыты особенности межпредметной, ретроспективной, семантической преемственности. Показано, что преемственность общего и дополнительного образования выражается установленными семантическими, структурными межпредметными и иерархическими связями между их содержанием, формами, методами и средствами. Раскрыта специфика формального, неформального и информального образования в современной социально-образовательной ситуации, предложены адекватные определения и трактовки сущности этих понятий. Сделан вывод о том, что организационно-методические модели преемственности и интеграции конкретного предметного содержания обязательного общего и дополнительного образования должны разрабатываться с учетом специфики предметной области. Показана интегративная сущность предметной области «Технология», которая позволяет рассматривать её как «связующее звено», опосредованно обеспечивающее интеграцию основного образования во всех предметных областях с дополнительным образованием. Сформулированы постулаты интеграции основного общего и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакевич Владимир Михайлович, Пичугина Галина Васильевна, Семёнова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Succession and integration of the renovated general compulsory and additional education

The analysis of the semantic categories used in systems of general compulsory and additional education, first of all categories “continuity” and “integration” is provided in article. Features of an intersubject, retrospective, semantic continuity are revealed. It is shown that the continuity of the compulsory and additional education is expressed by the established semantic, structural, intersubject and hierarchical links between their contents, forms, methods and means. Specifics of the formal, non-formal and informal education in the modern social and educational situation are disclosed, adequate determination and interpretations of an entity of these concepts are offered. The conclusion is drawn that organizational and methodical models of an continuity and integration of specific subject content of compulsory general and additional education shall be developed taking into account specifics of subject domain. The integrative entity of subject domain “Technology” which allows to consider it as the “link” indirectly providing integration of the compulsory general education in all subject domains with additional education is shown. Postulates for the integration of the compulsory general and additional education are formulated.

Текст научной работы на тему «Методология преемственности общего и дополнительного технологического образования»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №1

Методология преемственности общего и дополнительного технологического образования

В.М. Казакевич, г.В. ПичугинА, г.Ю. Семёнова

(Институт стратегии развития образования РАО; e-mail: kazak1943@ yandex.ru)

В статье приведен анализ понятий, используемых в системах обязательного общего и дополнительного образования. Раскрыты особенности межпредметной, ретроспективной, семантической преемственности. Показано, что преемственность общего и дополнительного образования выражается установленными семантическими, структурными межпредметными и иерархическими связями между их содержанием, формами, методами и средствами. Раскрыта специфика формального, неформального и информального образования в современной социально-образовательной ситуации, предложены адекватные определения и трактовки сущности этих понятий. Сделан вывод о том, что организационно-методические модели преемственности и интеграции конкретного предметного содержания обязательного общего и дополнительного образования должны разрабатываться с учетом специфики предметной области. Показана интегративная сущность предметной области «Технология», которая позволяет рассматривать её как «связующее звено», опосредованно обеспечивающее интеграцию основного образования во всех предметных областях с дополнительным образованием. Сформулированы постулаты интеграции основного общего и дополнительного образования.

Ключевые слова: обязательное общее образование, дополнительное образование, интеграция и преемственность содержания образования, постулат.

В «Концепции развития дополнительного образования детей», принятой Правительством РФ 4 сентября 2014 г. [12] отмечено, что развитие дополнительного образования детей в единстве с обязательным общим образованием «означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности» . Дополнительное образование, как отмечается в концепции, не противопоставляется общему массовому образованию, а составляет с ним определенную систему общего образования

Необходимо обеспечение согласованного единства содержания обязательного общего образования применительно к разным предметным областям и содержания дополнительного образования в его различных видах и формах .

В Распоряжении Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. №722-р определены основные направления развития системы дополнительного образования детей . Реализация утвержденных направлений дополнительного образования позволяет соотносить его с общим обязательным образованием и делать определенные шаги по взаимосвязи и интеграции дополнительного и основного общего образования [21]. Вместе с тем, недостаточная разработанность общей теории дополнительного образования и его интеграции с обязательным обновленным общим образованием определили необходимость обоснования концептуальных положений преемственности и интеграции обязательного общего и дополнительного образования на основе синергетического подхода . Прежде всего, это касается понятийного аппарата, поскольку точная семантика дефиниций позволяет не только однозначно характеризовать их, но и чётко ограничить область их содержания .

Целью данной работы является обоснование и научное представление базовых методологических положений, составляющих теорию и практику интеграции общего и дополнительного образования

Методологически раздел дидактики, относящийся к взаимосвязи общего и дополнительного образования, как целостная парадигма теории и методики образования, разработана недостаточно Можно назвать лишь две фундаментальных работы: В . В . Краевского и И .Я . Лернера [23] и В . С . Леднева [13] по обоснованию содержания общего образования В ряде работ концептуально представлено обоснование содержания конкретных предметных областей [9, 10]. В области теории и практики дополнительного образования наиболее известным представителем ученых-педагогов является В .А. Горский [5, 6]. Работы других авторов по проблемам дополнительного образования касаются главным образом общеметодических и организационно-управленческих аспектов (В . П . Голованов [4], Е. Б . Евладова и Л . Г. Логинова [8], В . И . Казаренков [11] и др .) . В научной литературе по дополнительному образованию и его свя-

зи с общим образованием практически не представлены методологические, концептуальные аспекты этой проблемы

Построение любой теории следует начинать с обоснованной трактовки базовых понятий и категорий: что такое преемственность, взаимосвязь, интеграция, синергетическая интеграция, технология, что такое обязательное общее и дополнительное образование в аспекте образования детей, подростков и юношества . Обратимся к работам, в которых рассмотрено современное понятийное поле для преемственности и интеграции в образовании как общенаучных и педагогических категорий Преемственность в общефилософском понимании выражает связь между явлениями в процессе их поступательного развития, когда новое, заменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы Преемственность есть проявление в объективной реальности закона отрицания отрицания, и закона перехода количественных изменений в качественные В развитии общества в целом преемственность проявляется в двух ипостасях: передача социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой

Преемственность в образовании (энциклопедическая трактовка [2]) - это проявление преемственности в социокультурном развитии общества Она выражается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между содержательными разделами учебного предмета на разных ступенях его изучения и свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы . Это обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования

Преемственность семантическая проявляется прежде всего в структурировании содержания учебного предмета и в выборе соответствующих способов деятельности педагога и обучающегося по овладению этим содержанием с учётом семантики и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний

Структурировать учебный материал предмета можно в историческом плане, когда факты, объекты, явления располагаются в порядке их временного развития или преобразования . Та-

кое временное согласование компонентов в рамках преемственности общего и дополнительного содержания для одного или нескольких предметов может быть названо преемственностью ретроспективной .

Преемственность должна проявляться не только в отдельных учебных предметах, но и отношениях и связях между ними . Средством обеспечения такой преемственности являются смысловые и логические связи между различными предметами . Это уже преемственность межпредметная .

Преемственность проявляется и в установлении связей и зависимостей между ступенями общего образования: между начальной и основной школой, основной и полной средней школой, основной школой и средней профессиональной школой, полной средней школой и профессиональной школой (колледж, вуз) . Такая преемственность может быть названа преемственностью иерархической

Преемственность общего и дополнительного образования выражается установленными семантическими, структурными межпредметными и иерархическими связями между их содержанием, формами, методами и средствами

Вариантом проявления преемственности в образовании является предметная интеграция компонентов его содержания, что проявляется в попытках создать курс естествознания . Общеметодологические аспекты интеграции в образовании нашли отражение в фундаментальных работах М . Н . Берулавы [2]. Среди теоретико-методических работ по межпредметной интеграции применительно к предметной области «Технология» можно назвать разработки Г. В . Пичугиной [18, 19] и др . авторов

Интеграция - объединение в целое каких-нибудь частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства Это не сумма формально соединённых частей, а их органическое взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование Сегодня можно говорить о наличии многочисленных концепций и теорий интеграции образования, среди которых наибольший интерес для нас представляет теория интеграции содержания образования, которая отражает единство содержательных и процессуальных сторон и имеет отношение ко всем уровням

содержания образования: общетеоретического представления, учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности, личности ученика

Синергетическое толкование преемственности и интеграции связано с появлением синергетики . В работе Г. Ханекена «Синергетика» [25] это междисциплинарное направление в науке характеризуется как совместный, целостный или кооперативный эффект взаимодействия большого числа подсистем, т. е . процесс и результат самоорганизации сложных систем . Возросший интерес к синергетике О И Нагель [15] объясняет тем, что ведущими направлениями современной педагогики становятся самоорганизация, саморазвитие, самореализация (самоактуализация)

Интеграция общего и дополнительного образования - это синергетическое слияние их содержания в единую семантическую структуру, которой свойственны признаки целостного учебного предмета в структуре содержательного целеполага-ния общеобразовательного развития личности обучающегося .

Многозначна трактовка семантической сущности таких дидактических категорий как «дополнительное образование», «общее образование», «профессиональное образование», «профессиональное обучение» Эти категории представлены в ст. 10 . ч . 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 . 12 . 2012 N 273-ФЗ .

Дополнительное образование в современной педагогической литературе и нормативных документах фигурирует, чаще всего, в трех ипостасях Во-первых, это процесс приобретения обучающимися в образовательной организации дополнительных знаний, навыков и умений, не предусмотренных ФГОС и примерными программами обязательного общего образования . Во-вторых, это любой способ приобретения обучающимися дополнительных к уже имеющимся знаний, навыков и умений, которые углубляют общее или профессиональное образование В-третьих, это любая форма получения новых дополнительных знаний, навыков и умений людьми, уже имеющими общее или профессиональное образование в какой-либо области [16]

В организационном аспекте дополнительное образование трактуется как образование, получаемое по дополнительным

программам общего и/или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной квалификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности [22] Существуют ещё десятки трактовок сущности дополнительного образования, принципиально мало чем отличающихся от приведенных выше . В частности, в законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (гл . X, ст. 75) дополнительное образование трактуется с позиций его предназначения

Для разработки концептуальных положений интеграции необходимо также определить соотношение понятий «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность» . Многие педагоги-практики отмечают, что введение в ФГОС понятия «внеурочная деятельность» затруднило деятельность учителей и администрации школ (прежде всего в плане отчетности) . К сожалению, в Законе «Об образовании» не фигурирует актуальное в международном педагогическом сообществе понятие «неформальное образование» [20], которое наиболее полно и точно отражает сущность этого социально-педагогического явления, играющего важнейшую роль в развитии личности современного человека

В других нормативных документах указано, что план внеурочной деятельности общеобразовательной организации является частью основной образовательной программы и наряду с учебным планом является механизмом реализации основной образовательной программы

Предлагаемый в нормативных документах план внеурочной деятельности описывает многопозиционный комплекс мероприятий функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности В целом анализ нормативных документов позволяет сделать вывод об отсутствии различий с точки зрения педагогики (дидактики) между образовательным процессом, организованным во внеурочной деятельности, в рамках функций организаций общего образования (факультативы, курсы по выбору, кружки, клубы, секции), и образовательным процессом в организациях дополнительного образования детей (дома детского творчества, эколого-биологические центры и т .д . ) . Различаются только источники финансирования .

В современной педагогической литературе и нормативных документах сущность дополнительного образования трактуется обычно в соотнесении с нормированным ФГОС общим или профессиональным образованием Во-первых, это приобретение обучающимися непосредственно в образовательной организации дополнительных знаний, навыков и умений, сверх предусмотренных ФГОС и примерными программами общего или профессионального образования Во-вторых, это любое получение вне общеобразовательной организации дополнительных знаний, навыков и умений обучающимся, который получает общее образование или профессиональное образование на основе ФГОС В-третьих, это любая форма получения дополнительных знаний, навыков и умений людьми, уже имеющими общее образование или профессиональное образование в какой-либо области науки или практики [16].

Наряду с дополнительным образованием в дидактике оперируют такими категориями, как формальное образование, неформальное образование и информальное образование Эта классификация основана на институциональном подходе Формальное образование - это законодательно сертифицированное образование [17], которое имеет нормативно установленную продолжительность по времени и основывается на государственном стандарте и соответствующей ему учебной программе и завершается выдачей документа государственного образца [14]. Формальное образование осуществляется «формальными» зарегистрированными и лицензированными организациями Применительно к организациям общего образования формальное образование проявляет себя как стандартизированное ФГОС обязательное общее образование Неформальное образование осуществляется вне институционального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения [26, 28] Оно осуществляется в образовательных или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором, наставником или тренером [7], на различных курсах, тренингах, семинарах Обычно неформальное образование не сопровождается выдачей государственного документа В системе общего образовании оно носит узко целенаправленный и дополняющий характер [3] и проявляет себя как дополнитель-

ное образование Информальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность обучающегося, сопровождающая его повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [14, 25, 27]. Оно спонтанно реализуется за счёт собственной активности индивидов в культурно-образовательной среде [20] посредством общения, чтения, посещения учреждений культуры, путешествий и т д , когда обучающийся превращает образовательные потенциалы общества в факторы своего развития [3] в повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности [28]. Применительно к организациям общего образования информальное образование проявляет себя как самообразование в области познавательных интересов обучающегося . Оно может быть управляемым в форме педагогической поддержки

В данной статье мы будем рассматривать сущность категории «дополнительное образование» в соотнесении его семантики с сущностью категории «обязательное общее образование» обучающихся в следующей трактовке

Обязательное общее образование - это форма организации процесса обязательного приобретения знаний, навыков и умений, который гарантирован Конституцией РФ и предписан законом «Об образовании в РФ» как гражданская обязанность для всей молодёжи страны, детерминирован ФГОС общего образования и примерными программами обязательного общего образования, и реализуется формальными, зарегистрированными для этого государственными органами, сертифицированными организациями и учреждениями образования посредством очного, очно-заочного, заочного, семейного образования и самообразования, в системе внеклассных и внешкольных занятий

Дополнительное образование - это форма организации процесса приобретения обучающимися, в соответствии со своими познавательными интересами, дополнительных знаний, навыков и умений, не предусмотренных ФГОС и примерными программами обязательного общего образования в организациях общего или специального образования, посредством очного, очно-заочного, заочного, семейного образования и самообразования, в системе сверхурочных и внеаудиторных занятий

Предметное дополнительное образование обучающихся -это совокупность всех видов их внеурочной познавательной деятельности, которая обеспечивает в соотнесении с ФГОС и основной образовательной программой образовательной организации решение дополнительных задач обучения, воспитания и социализации, развития познавательных интересов, формирования универсальных учебных действий

Помимо обязательного урочного, такое дополнительное образование обучающихся является неотъемлемой частью общего образовательного процесса в организации общего образования и позволяет расширенно и углублённо реализовать требования ФГОС

Сверхпредметное (внепредметное, надпредметное) дополнительное образование обучающихся - это совокупность всех видов их дополнительной познавательной деятельности, выходящая за рамки предметных областей обязательного общего образования Оно направлено на развитие способностей детей, удовлетворение их духовных запросов и потребностей в профессиональном самоопределении Сверхпредметное дополнительное образование обучающиеся получают как в общеобразовательной организации, так и в сторонних обучающих организациях в свободное от обязательных занятий время

Организационно-методические модели преемственности и интеграции конкретного предметного содержания обязательного общего образования и дополнительного образования могут быть самыми различными и должны разрабатываться с учетом специфики предметной области Нами выбрана предметная область «Технология» в системе общего образования Это связано с тем, что её тематика является интегративной по своей сущности, причём как в содержательном, так и в организационном аспектах

На межпредметном уровне курс технологии содержательно интегрирует в практической деятельности знания по всем школьным предметам, особенно по предметам естественно-математического цикла Эта функция технологии отражена в ФГОС, который задает перечень целей обучения технологии, формируемые умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учеб-

ных задач, использование знаний из других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий [18]

Организационно в рамках образовательного процесса школы «Технология» интегрирует урочную и внеурочную, школьную и внешкольную, в том числе и в организациях дополнительного образования, познавательно-трудовую деятельность, основное и дополнительное, формальное и неформальное образование . Благодаря этим особенностям «Технология» может служить «связующим звеном», опосредованно обеспечивать интеграцию основного образования в других предметных областях (особенно «Естественные науки») с дополнительным образованием . Успешный опыт такой комплексной интеграции уже накоплен образовательными учреждениями, в числе которых прежде всего следует назвать общеобразовательный лицей № 120 г. Челябинска, где предметная область «Технология» стала системообразующим элементом основной образовательной программы [18] Однако такая интеграция реализуется педагогами только отдельных образовательных учреждений на основе эмпирических подходов ФГОС, в которых важное место в преподавании всех предметов отводится ученическим проектам, социальным практикам, обязательной внеурочной деятельности, обеспечивает необходимую нормативную базу для реализации интеграционного подхода к технологическому образованию

Для эффективного обеспечения преемственности и интеграции общего и дополнительного образования необходимо обеспечить реализацию комплекса организационно-методических условий С точки зрения методики прежде всего следует выявить как можно более полно возможности достижения целей технологического образования средствами различных видов учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, предусмотренных базисным учебным планом, и варьируя сочетание этих компонентов, степень реализации в них целей технологического образования, подобрать такое сочетание, которое максимально соответствует возможностям конкретного образовательного учреждения

Интеграция предметного содержания обязательного общего образования и дополнительного образования может быть осуществлена на основе совокупности постулатов, чья истинность

«a priori» не вызывает сомнений в их непреложности . Естественно, что такие постулаты не могут носить абсолютно универсальный характер . В определенной мере они могут отражать специфику соответствующей предметной области . Тем не менее, возможен их перенос и на любую предметную область общего образования .

Методологические постулаты интеграции предметного содержания основного общего (формального) и дополнительного образования в предметной области «Технология».

Постулат об обязательности соответствия интегрированного содержания технологического образования категориям диалектики «<всеобщее», «юсобенное», «<единичное». Всеобщим для технологического образования должно быть общенаучное и общетехнологическое содержание, составляющее его обязательную для всех компоненту, заданную ФГОС и реализуемую, как правило, в рамках классно-урочного обучения . Особенное может быть отражено в системе дополнительных внеклассных занятий, тематика которых расширяет и углубляет базовое содержание . Это могут быть соответствующие факультативные занятия, элективные курсы, тематические семинары и конференции и т п Единичное в интегратив-ном содержании будет отражать индивидуальные образовательные траектории и будет представлено широким спектром школьных и внешкольных занятий по выбору в профильных объединениях, секциях, кружках, на конференциях, экскурсиях и т п , посредством чего предметно и объектно конкретизируются знания, навыки и умения .

Этот постулат базируется на обязательности применения законов и категорий диалектики в построении любых концептуальных положений . Любой объект окружающей действительности проявляет себя в трёх ипостасях . В нем содержится нечто, присущее всем элементам данного класса . Каждый объект предметно относится к некому предметному кластеру однородных элементов . В то же время такой объект имеет и присущие только ему особенности, отличающие его от всех других

Постулат семантического единства основания. При интеграции содержания обязательного общего образования и дополнительного образования необходимо смысловое согласование обоих компонентов содержания

Преемственность и взаимная дополняемость содержания общего и дополнительного образования могут быть обеспечены только при их построении на фундаменте общих для обоих видов образования социальных, научных или технико-технологических знаний . Это не значит, что дополнительное образование не может носить инородный для содержания общего образования характер Однако при таком варианте соединения общего и дополнительного образования с позиций дидактики речь уже идёт не об интеграции, а о конгломерации

Интеграция составляющих содержания общего образования предполагает сложение отдельных предметных компонентов, сумма которых обеспечивает достижение поставленных социальных целей образования . Предметные компоненты содержания общего образования чаще всего семантически являются разнородными, они представлены и объединены общим учебным планом только на основе признака целесообразности для социализации личности обучающегося При интеграции обязательного общего и дополнительного образования в рамках общего образования второе призвано расширить и/или углубить составляющие обязательного общего образования, заданное содержанием определённого предмета Такая интеграция может строиться только на семантической подчинённости и согласованности обязательного общего и дополнительного образования

Постулат системности интеграции содержания обязательного общего образования и дополнительного образования. Семантическое единство основания предполагает установление логических связей и взаимозависимостей между разделами, темами или другими дидактическими единицами, например, понятиями обязательного общего образования и дополнительного технологического образования Только при этом условии вся совокупность компонентов интегрированного образования образует систему Под системой при этом понимается совокупность элементов (объектов), в нашем случае -элементов содержания образования, объединенных связями и взаимосвязанных так, что каждый из них вносит свой вклад в целое, и они существуют или функционируют как единое целое, которое приобретает новые свойства, отсутствующие у этих элементов (объектов) в их простой совокупности .

Постулат системного подхода является основополагающим для любого педагогически управляемого образования . Фрагментарность интеграции содержания обязательного общего образования и дополнительного образования не позволяет сформировать у обучающихся понимания причинно-следственных зависимостей между составляющими предъявляемой им информации, а в соответствии с этим рационально и эффективно выстроить свою последующую познавательную или созидательную деятельность

Постулат проявления синергии. Интеграция содержания общего и дополнительного технологического образования должна приводить не только к углублению и расширению предметных знаний школьников, но и обеспечить качественные изменения содержания как основного, так и дополнительного образования

Синергетическая интеграция позволит усилить практико-ориентированную направленность технологического обучения за счет увеличения объема и расширения тематики практических, исследовательских и проектных работ; полнее реализовать воспитательный потенциал курса технологии на основе практической социально ориентированной деятельности школьников на внешкольных объектах. Для дополнительного технологического образования это позволит повысить уровень теоретической подготовки обучающихся в кружках, клубах, секциях технологической направленности

Синергия - это комбинированное действие каких-либо компонентов, при котором суммарный эффект этого действия превышает простое сложение действия каждого компонента в отдельности . В образовании синергия компонентов содержания выражается не только заметным ростом суммарного эффекта развития обучающегося, но и значительной экономией образовательных ресурсов при обеспечении желаемых количественно-качественных характеристик результатов образования . С учетом ограничений объёма времени, отводимого на курс технологии синергетический эффект соединения обязательного общего и дополнительного образования позволит обеспечить достижение целей общего образования

Постулат прагматической направленности технологического образования при интеграции его обязательной общей и до-

полнительной составляющих Практическая деятельность учащихся при интеграции общего и дополнительного образования для предметной области «Технология» должна носить познавательно-трудовой характер, и быть ориентирована на создание материальных объектов или услуг, имеющих потребительную стоимость Потребительная стоимость результатов познавательно-трудовой деятельности обучающихся технологии проявляется в том, что её результат отвечает какой-либо потребности или предназначению При этом должен быть четко обозначен реальный или виртуальный субъект, для которого предназначен результат деятельности

Постулат познавательной активности обучающихся. Интеграция процессов общего и дополнительного технологического образования должна строиться на познавательной активности обучающихся, ориентируя их в учебной деятельности на творческое создание субъективно или объективно инновационных продуктов Формы и методы обучения в обязательном общем и, главное, в дополнительном образовании должны обеспечивать включение школьников в деятельность по конструированию, моделированию, проектированию, исследованию, сельскохозяйственному опытничеству

Эффективность восприятия информации и его количественно-качественная результативность по данным психологов зависят от активности субъекта восприятия . Репродуктивность и иллюстративность при интеграции обязательного общего и дополнительного технологического образования приводят к снижению уровня этого образования

Постулат векторной профориентационной коррекции социально-профессионального самоопределения. В аспекте интеграции обязательного общего образования и дополнительного образования общая профессиональная ориентация дополняется строго тематически и личностно ориентированной или векторной профориентационной коррекцией социального и профессионального самоопределения . Самоопределение учащихся, ограниченное рамками тематики дополнительного образования, позволяет учащимся осуществлять профессиональную пробу не на пропедевтическом, а на углублённом предпрофессиональном и даже профессиональном уровне Тем самым осуществляется коррекция социаль-

ных и профессиональных интересов обучаемых, их углубление или нивелирование с учетом региональной потребности в кадрах

Конкретизация профессионального выбора обучающегося в процессе профессионального самоопределения эффективна только при проявлении познавательной активности субъекта обучения В технологическом образовании познавательная активность связана с предметной функциональностью, соотносящейся с конкретным видом трудовой деятельности . Это создаёт заданный целями образования вектор для социально-профессионального самоопределения

Постулат обеспечения профильности интегрированного образования. Интегрированное содержание должно представлять возможность углублённой подготовки по тому или иному предметному или тематическому профилю содержания общего образования Профильность может быть представлена расширенным и углубленным содержанием предметного курса, его отдельных разделов или тем . На основе факультативов, секций, кружков и других форм дополнительного образования, профилизация достигается посредством прагматической направленности компонентов интегрированного содержания в области общественной практики творческой, созидательной и преобразующей деятельности При этом профилизация может быть доведена вплоть до уровня начального профессионального образования

При интеграции обязательного общего и дополнительного технологического образования обеспечивается усиление его практико-ориентированной составляющей При этом создаются условия для представления широкого спектра проявления технологий в различных направлениях труда и отраслях производства

Постулат дидактического согласования и дополнения форм образования. Интеграция общего и дополнительного образования должна приводить к расширению спектра организационных форм и методов проведения учебной работы, применяемых в образовательном процессе, обеспечивая рост эффективности образования в целом Дополнительное образование позволяет использовать такие формы познавательно-созидательной деятельности обучающихся, которые трудно, а

подчас и невозможно реализовать в рамках классно-урочного предметного обучения в системе обязательного общего образования

Основное общее образование строится на общепринятых в дидактике формах обучения: урок, практикум, факультатив и т п В дополнительном образовании возможны формы организации учебного процесса, свойственные для производственного обучения: наставничество, бригадное обучение и др Тем самым осуществляется пропедевтическая подготовка обучающихся к будущему профессионального образования

Постулат личностно-ориентированной направленности интегрированного содержания образования. Интеграция обязательного общего и дополнительного технологического образования обеспечивает адаптацию содержания обучения к познавательным интересам и способностям каждого обучающегося Это достигается посредством органического соединения фронтальных, бригадных и индивидуальных форм познавательно-созидательной деятельности, широкого использования индивидуальных образовательных маршрутов .

Отбор содержания и выбор формы дополнительного технологического образования при его интеграции с обязательным общим образованием должен учитывать познавательные потребности обучающихся При этом может быть акцентирована как теоретическая составляющая технологического образования, так и его прикладная компонента .

Постулат социально-воспитательной направленности интегрированного содержания образования. Интегрированное содержание технологического образования обеспечивает социально-воспитательную функцию за счёт открытого взаимодействия с социумом, формируя трудовую мотивацию, способствует осознанию школьниками ценности труда, формированию культуры труда, технологической дисциплины, ответственности за качество результатов труда

Отличительной особенностью технологического образования, выделяющей его из других предметных областей общего образования, является его семантическое соотнесение с региональным социально-экономическим и производственно-хозяйственным окружением или техносферой В естественнонаучном образовании предмет изучения представлен

преимущественно на уровне всеобщего, реже особенного и, как исключение, единичного В технологическом образовании познание осуществляется в обратной последовательности: от единичного к особенному и редко всеобщему. Единичное в интегрированном технологическом образовании всегда выражается в конкретном, знакомом для обучающихся воплощении техносферы . Поэтому создание, преобразование и применение конкретного проявления техносферы (единичного) должны быть тесно увязаны с окружающей действительностью . Такой предметно-семантический подход к построению учебного процесса позволяет эффективно выполнять в технологическом образовании не только его развивающую, но и воспитывающую функции

Дополнительное образование обладает дополнительными потенциальными ресурсами для создания, расширения и обогащения учебно-воспитательного процесса технологической подготовки обучающихся Интеграция общего обязательного и дополнительного образования способствует оптимизации технологической подготовки и формированию эффективного образовательного процесса за счет:

- непрерывности и преемственности реализации образовательных программ технологической подготовки основного и дополнительного образования;

- углубления содержания технологической подготовки обучающихся с помощью элективных курсов ресурса дополнительного образования;

- обеспечения достаточной вариативности профильных направлений технологической подготовки в старшей школе с помощью гибкой системы курсов по выбору в дополнительном образовании, вплоть до индивидуализации;

- реализации практико-ориентированной деятельности обучающихся на основе прикладных и практико-ориентирован-ных курсов дополнительного образования, использующих методы применения знаний на практике;

- развития творческой проектной и учебно-исследовательской деятельности с помощью ресурса дополнительного образования;

- организации производственных практик на основе системы дополнительного образования и социального партнерства;

- реализации социально-профессионального самоопределения обучающихся на основе высокой степени индивидуализации образовательного процесса в системе дополнительного образования;

- использования дополнительного методического, финансового, кадрового и материально-технического обеспечения

Технологическая подготовка обучающихся, организованная на основе интеграции общего и дополнительного образования рассматривается как совокупность многоуровневых программ общего и дополнительного образования, реализующихся на основе индивидуальных образовательных интересов учащихся . В системе дополнительного образования шире возможности построения индивидуального учебного плана, учащиеся имеют возможность свободного выбора курсов и практикумов дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями

Использование возможностей дополнительного образования в реализации технологической подготовки позволяет шире использовать формы организации образовательного процесса, максимально реализовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста, расширить образовательную среду технологического образования Включение школьников в творческую проектную и учебно-исследовательскую деятельность на основе интеграции общего и дополнительного образования помогает осознать структуру и функции творческой деятельности и нацеливает их на самосовершенствование и саморазвитие, позволяет успешно осваивать социальный опыт, развивать наблюдательность, поисковую активность, удовлетворять присущую возрасту любознательность, формирует исследовательское поведение Интеграция общего и дополнительного образования создает необходимые условия для социального проектирования . Участие старшеклассников в социальных проектах формирует социальные компетенции, инициативность, стремление заниматься общественно полезной деятельностью, способствует социализации и адаптации их в обществе

Организация практикумов и лабораторных работ на современном технологическом оборудовании дает возможность учащимся применить полученные знания в выбранном направле-

нии дальнейшего обучения, поэтому так важно постоянное обновление технологического оборудования за счёт материально-технического ресурса дополнительного образования и социальных партнеров .

Данная статья подготовлена в рамках проекта 27. 6122. 2017 / БЧ "Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды".

Список литературы

1. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берула-ва. М.: Совершенство, 1998. 192 с.

2. Бим-БадБ. М. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

3. Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации. (URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html 08.02.2009)

4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М.: ГУЦ Владос, 2004. 239 с.

5. Горский В. А. Дидактический потенциал учебно-исследовательской деятельности / В. А. Горский, Д. В. Смирнов // Интеграция общего и дополнительного образования: методические рекомендации / Под науч. ред.:

B. А. Горского; авт. - сост. В. А. Горский, С. В. Ким, Д. В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М.: УРАО ИСМО, 2011.

C. 47-69.

6. Горский В. А. Интеграция содержания образования на основе взаимодействия и преемственности формального (базового) и дополнительного образования. // Педагогическое образование и наука. 2013, № 6. С. 6-9.

7. Дьюи Дж. Моё педагогическое кредо. (URL: http://altruism.ru/sengine. cgi/5/7/8/7/9 08.02.2009)

8. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. М.: ГУЦ Владос, 2004. 352 с. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: ГУЦ Владос, 2004. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Казакевич В. М. Концепция проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования. //Школа и производство, 2013. № 1. С. 4-9.

10. Казакевич В. М. Методологические основы технологического образования учащихся // Вестник ВлГУ. 2016, № 24 (43). С. 11-27.

11. Казаренков В. И. Педагогические основы организаций внеурочных занятий школьников по учебным предметам. М.: МГПУ, 1998. 149 с.

12. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. Ы1726-р; (URL: http://www.pravo.gov.ru 08.09.2014)

13. Леднев В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика,1980. 264 с.

14. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. (URL: http:// www.znanie.org/docs/memorandum.html 08.02.2009)

15. Нагель О. И. К вопросу об интеграции в образовании. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015, № 3(24). С. 74-82.

16. Непрерывное образование: краткий словарь. СПб. 2002. С. 11-12.

17. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно. // Коммюнике Комиссии Европейских Обществ, 23 октября 2006 г. КОМ (2006) 614 (URL: http://www.eaeabudapest.hu/EAEA_ru/downloads/dokumenti/tanulas.doc 08.02.2009)

18. Пичугина Г.В. О путях и средствах достижения метапредметных результатов технологического образования //Школа и производство. 2013, № 2. С. 7-14.

19. Пичугина Г.В. Технологическое образование школьников Финляндии: опыт реализации междисциплинарного подхода //Школа и производство. 2015, № 3. С. 9-14.

20. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва 1-3 апреля 2008 г. / Под ред. Я. Кузьми-нова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2008. С. 33.

21. Семенова Г. Ю. Преемственность общего и дополнительного образования в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников. // Школа и производство. 2017. № 2. С. 16-23.

22. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников содружества независимых государств / Под ред. д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезневой. М.: НИТУ «МИСиС», 2012. 244 с. С. 69-71.

23. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 64 с.

25. Ханекен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 406 с.

26. Informal learning (URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Informal_learning 08.02.2009)

27. Watkins K., Marsick V. Informal and Incidental Learning in the Workplace. London, 1990.

28. Cedefop, Terminology of vocational training policy - A multilingual Glossary for an enlarged Europe, Tissot, P., 2004 European Inventory. (URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html#i 08.02.2009)

SUCCESSION AND INTEGRATION OF THE RENOVATED GENERAL COMPULSORY AND ADDITIONAL EDUCATION

V.M. KAZAKEVICH, G.v. PlCHUGINA, G.Yu. SEMENOVA

The analysis of the semantic categories used in systems of general compulsory and additional education, first of all categories "continuity" and "integration" is provided in article. Features of an intersubject, retrospective, semantic continuity are revealed. It is shown that the continuity of the compulsory and additional education is expressed by the established semantic, structural, intersubject and hierarchical links between their contents, forms, methods and means. Specifics of the formal, non-formal and informal education in the modern social and educational situation are disclosed, adequate determination and interpretations of an entity of these concepts are offered. The conclusion is drawn that organizational and methodical models of an continuity and integration of specific subject content of compulsory general and additional education shall be developed taking into account specifics of subject domain. The integrative entity of subject domain "Technology" which allows to consider it as the "link" indirectly providing integration of the compulsory general education in all subject domains with additional education is shown. Postulates for the integration of the compulsory general and additional education are formulated.

Key words: compulsory general education, additional education, continuity and integration of education' content, postulate.

Сведения об авторах

Казакевич Владимир Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Институт стратегии развития образования РАО. E-mail: kazak1943@yandex.ru

Пичугина Галина Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Институт стратегии развития образования РАО. E-mail: galpich@gmail.com

Семенова Галина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт стратегии развития образования РАО. E-mail: gysemenova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.