Научная статья на тему 'Рынок услуг интернет-магазинов Владивостока'

Рынок услуг интернет-магазинов Владивостока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок услуг интернет-магазинов Владивостока»

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 9 (79). 2003

Алексей МАРТЫШЕВ

РЫНОК УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ВЛАДИВОСТОКА

В мире происходит активное развитие электронной коммерции, как системы сбыта и продвижения продукции. По прогнозам специалистов, оборот финансовых средств в сфере электронной коммерции в 2003 г. в России может составить 600 млрд долл. С компьютеризацией страны все больше используются электронные средства для ведения бизнеса. Происходит проникновение новой формы ведения дел на Дальний Восток и, в частности, в г. Владивосток как центр деловой активности Приморского края.

Использование интернет-магазина позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность и снизить издержки. Однако правильное построение электронной торговли на предприятии требует изучения состояния рынка услуг интернет-магазинов. В связи с этим, и для понимания степени сформированности потребности в данной форме торговли у потребителей города, было проведено исследование рынка услуг интернет-магазинов Владивостока. Исследование включало: опрос потребителей, анализ вторичной информации и эксперимент виртуальной покупки в интернет-магазинах г. Владивостока.

Для выяснения степени популярности услуг владивостокских интернет-магазинов у населения был прове-

ден опрос пользователей сети Интернет в режиме онлайн с использованием программы ЮОЬЫе. Для проведения опроса была сформирована квотная выборка. Общее количество находящихся в режиме онлайн пользователей составило 208 человек. Все опрашиваемые были разделены на следующие возрастные категории: от 18 до 22 лет; от 23 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40 до 49 лет; от 50 и более лет.

Опрашиваемым были заданы следующие вопросы: Пользовались ли вы услугами интернет-магазина? Какую продукцию вы приобретали? Услугами каких интернет-магазинов вы пользовались? Сколько раз вы пользовались услугами интернет-магазина? Будете ли вы пользоваться услугами интернет-магазина в будущем? Укажите основные преимущества и недостатки интернет-магазинов.

На опрос отреагировали 193 потребителя. Из них 71% — мужчины и 29% — женщины. Результаты опроса потребителей представлены в таблице1.

Из опрошенных мужчин 20% пользовались услугами интернет-магазинов, из них 96% — московскими и 4% — владивостокскими магазинами. По возрасту распределение мужчин оказалось следующим: 78% относятся к категории 23—29 лет, по 11% — 18—22 года и 30—39 лет. 54%

ответивших мужчин пользовались услугами интернет-магазинов более двух раз. Из респондентов, пользующихся услугами московских интернет-магазинов, 40% приобретали сотовые телефоны, 68% — бытовую технику (mp3-плейеры, камеры), 18% — CD-диски, 3,5% — продукты питания. Среди преимуществ данных услуг ответившие отметили возможность совершать покупки, не выходя из дома (100%), анонимность (18%), а также ценовые преимущества московских интернет-магазинов (3,5%). Потребители, пользующиеся услугами владивостокских интернет-магазинов, назвали службу 050 и отметили такое преимущество, как возможность совершать покупки, не выходя из дома. К недостаткам интернет-магазинов респонденты отнесли несвоевременность доставки, несмотря на регулярность заказов (93%), непродуманное оформление сайтов (39%) и сбои в программном обеспечении (18%).

Из опрошенных женщин 13% пользовались услугами интернет-магазинов, из них 71% — московскими, 29% — владивостокскими. По возрастным категориям: 29% — 18—22 года, 71% — 23—29 лет. 71% респондентов заказывали в московских интернет-магазинах косметические товары, из них 14% — 1 раз, 57% — более 2 раз. Оставши-

Таблица 1

Результаты опроса потребителей услуг рынка интернет-магазинов

Вопросы анкеты Характеристики потребителей

Возраст потребителей, лет Всего человек

18—22 23—29 30—39 40—49 50 и более

Муж Жен Муж Жен Муж Жен Муж Жен Муж Жен Муж Жен

1. Пользовались ли вы услугами интернет-магазина?

Да 3 2 22 5 3 0 0 0 0 0 28 7

Нет 34 28 58 21 16 0 1 0 0 0 109 49

2. Какую продукцию вы приобретали?

Продукты питания - 2 - - 1 - - - - - 1 2

Компакт-диски 2 - 2 - 1 - - - - - 5 -

Косметические товары - - - 5 - - - - - - - 5

Сотовые телефоны - - 10 - 1 - - - - - 11 -

Бытовая техника 1 - 18 - - - - - - - 19 -

Другое - - 2 - - - - - - - 2 -

3. Услугами каких интернет-магазинов вы пользовались?

Зарубежных

Российских 3 - 22 5 2 - - - - - 27 5

Владивостокских - 2 - - 1 - - - - - 1 2

4. Сколько раз вы пользовались услугами интернет-магазина?

1 раз 1 - 5 - 1 - - - - - 7 -

2 и более раз 2 - 12 5 1 - - - - - 15 5

Регулярно - 2 5 - 1 - - - - - 6 2

5. Будете ли вы пользоваться услугами интернет-магазина в будущем?

Да 3 2 22 4 3 - - - - - 28 6

Нет - - - 1 - - - - - - - 1

6. Укажите основные преимущества интернет-магазинов

Можно совершать покупки, не выходя из дома 3 2 22 5 3 - - - - - 28 7

Анонимность при выборе продукции - - 5 5 - - - - - - 5 5

Другое - - - 1 - - - - - - - 1

7. Укажите основные недостатки интернет-магазинов

Невозможность непосредственного осмотра товара 3 2 18 1 3 - - - - - 24 3

Трудности при выборе и оформлении товара (непродуманное оформление сайта) - - 10 1 1 - - - - - 11 1

Неточности, сбои, «зависания» программного обеспечения - - 5 2 - - - - - - 5 2

Доставка происходит не так быстро, как хотелось бы 3 2 20 - 3 - - - - - 26 2

Другое - - 2 - - - - - - - 2 -

еся 29% регулярно заказывали продукты питания во владивостокских интернет-магазинах. Преимущества были отмечены те же, что и рес-пондентами-мужчинами. К недостаткам 43% потребителей отнесли невозможность непосредственного

осмотра товара до момента доставки или получения наложенным платежом.

Данные опроса позволяют составить следующий портрет потребителя услуг интернет-магазинов. В настоящий момент это лицо муж-

ского пола от 23 до 29 лет, приобретающее товары через московские интернет-магазины, что позволяет ему сэкономить на цене товара и заказать тот продукт, который в данный момент невозможно или невыгодно покупать в г. Владивостоке. Покупае-

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 9 (79). 2003

мая продукция клиентами в интернет-магазинах показана на рисунке 1.

Услуги владивостокских интернет-магазинов, по данным опроса, недостаточно популярны в городе Владивостоке. Заказывать в них продукты экономически невыгодно для потребителей, а несвоевременная доставка не позволяет экономить время.

Вторая часть исследования заключалась в анализе вторичной информации по рынку интернет-магазинов г. Владивостока. В сети Интернет была собрана и обработана информация о видах, числен-

ности, времени работы, ассортименте, сроках, условиях доставки и оплаты в интернет-магазинах города. Данная информация представлена в таблице 2.

Обзор интернет-магазинов г. Владивостока

По результатам анализа интернет-магазинов г. Владивостока были выделены 3 группы. К первой группе относятся интернет-магазины по реализации продуктов пита-

Таблица 2

Рисунок 1

Покупаемая продукция в интернет-магазинах

Бытовая техника 42%

Другое

4%

Продукты

питания

7%

Компакт-диски

11%

Косметические

товары

11%

Сотовые

телефоны

25%

Название магазина Ассортимент Условия и способ оплаты Сроки доставки

1 2 3 4

«Игнат» Более 5 000 видов продуктов и напитков, а также ряд сопутствующих товаров (косметика, чистящие средства, колготки, корм для животных, средства гигиены, посуда, хозяйственный инвентарь, проч.). Доставка 100 руб. Оплата курьеру - наличными. Представитель звонит по телефону в течение 15 минут, доставка осуществляется в оговоренное с клиентом время.

«У Петровича» Продукты, хозтовары, сотовые телефоны, телефонные карточки. При покупке товаров на сумму более 300 руб. доставка бесплатная, при покупке на сумму менее 300 руб. - доставка 40 руб. Оплата при доставке, курьеру -наличными. В субботу и воскресенье доставка не осуществляется, в рабочие дни нужно оформлять заказ до 12 часов дня, чтобы доставку произвели в этот же день, если после 12, то только на следующий день.

УІаііТгаїіе Магазин компакт-дисков Игры, программы, видеодиски, музыка, и др. Всего более тысячи видов дисков. Обычная стоимость доставки по городу - бесплатно, за городом 60-100 руб. Срочная по городу -40 руб., за городом 80-20 руб. Оплата при доставке, курьеру -наличными. Срочная доставка (10:00-19:00) -30 мин. Обычная доставка (19:00-20:00) -1.5 часа.

Служба поручений 050 Продукты питания, табачные изделия, товары для дома, зоотовары, доставка из ресторанов и предприятий быстрого питания, видео/аудиокассеты. Стоимость доставки зависит от сложности поручения. Минимум - 100 руб. Оплата курьеру - наличными. Доставка в течение 3 часов. Круглосуточно.

МиБюОЫ Большой ассортимент музыкальных инструментов и муз. оборудования, нового и б/у из Японии. Стоимость доставки зависит от веса и стоимости продукции. Безналичный расчет (в том числе кредитными картами). Или предоплата безналичным расчетом, остальное курьеру - наличными. Доставка по городу от 1 дня до 2 недель, в зависимости от формы оплаты и заказанной продукции.

РЫНОК УСЛУГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ВЛАДИВОСТОКА

Таблица 2 (ОконЧние)

1 2 3 4

Интернет- магазин «Владивосток компьютерс» Региональный представитель «ТехноМаркет Компьютерс». Компьютеры, комплектующие, периферия, мультимедиа, оргтехника, расходные материалы. Стоимость доставки зависит от места назначения груза, веса и суммы страховки. Безналичный расчет. Представитель звонит по телефону, доставка осуществляется в зависимости от места назначения груза.

PrimShop Компьютеры, мониторы, копировальная техника, средства связи, принтеры и сканеры, расходные материалы. При покупке на сумму больше 100 долл. доставка бесплатная. Иначе 70 руб. Безналичный расчет. Можно наличными - курьеру. Доставка осуществляется в день покупки. Если покупка пришлась на воскресенье или в будний день после 18.00, заказ доставят на следующий день утром.

Metalshop Продажа музыкальных компакт-дисков стиля Metal. Стоимость доставки состоит из стоимости почтовых услуг. Оплата наложенным платежом. Почтовая отправка.

Интернет магазин «Юманс» Региональный представитель компании 1С. Огромный выбор компакт-дисков: игры, продукция 1С, софт, видео. Доставка курьером и наложенным платежом Безналичный расчет. Или наличными - курьеру. Администратор звонит в течение 1-2 дней после заказа и уточняет срок и способ доставки. Все происходит в течении нескольких дней.

CD-DVD Shop Видео компакт-диски, софт, энциклопедии и пр. Доставка курьером бесплатная. Наложенным платежом 35-25 руб. за диск + стоимость почтовых услуг. Оплата наличными - курьеру, или наложенным платежом при почтовой доставке. В течение 1-2 дней при наличии товара.

Trubki.com Сотовые телефоны. Оплата курьеру - наличными Доставка бесплатная. Время доставки составляет от 3 до 48 часов.

ния. Они в основном организованы на базе реально существующих розничных торговых предприятий. Это обеспечивает постоянные товарные запасы, широту и разнообразие ассортимента при круглосуточной работе магазина («Игнат»). Также интернет-магазины данной группы создаются на основе службы доставки товаров, заказы на которые можно сделать в дополнение по телефону (050, «У Петровича»). Стоимость доставки в таких магазинах либо фиксированная, либо зависит от степени сложности (доставка из ресторанов и предприятий быстрого питания) или объема заказа. Данные интернет-магазины ориентируются в основном на потребителей с уровнем дохода выше сред-

него, проживающих в удаленных районах города и в пригороде.

Вторая группа интернет-магазинов занимается реализацией компакт-дисков (Vladtrade, «Юманс», Metalshop, CD-DVD shop). Эти магазины, как правило, организованы на базе реально существующих магазинов для того, чтобы увеличить объем реализации и приобрести опыт управления электронной торговлей.

Третья группа магазинов занимается продажей компьютеров и комплектующих, а также оргтехники и расходных материалов. Данные магазины рассчитывают получить преимущество за счет оперативности выполнения заказов и бесплатной доставки. Однако низкий товаро-

оборот в настоящее время заставляет их реализовывать продукцию также через реально существующие розничные предприятия, торгующие компьютерами. То же самое можно сказать и про магазин Trubki.com, занимающийся продажей сотовых телефонов.

Отдельно следует выделить магазин MusicON, занимающийся продажей музыкальных инструментов. Он также организован на базе реально существующего магазина. Помимо постоянных товарных запасов, база данных которых размещена в Сети, можно заказать любой из предложенного перечня инструментов из Японии.

Все вышеперечисленные магазины существуют от нескольких месяцев до 1,5 лет.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 9 (79). 2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пока для них практически невозможно получать прибыль только за счет продажи товара через Интернет, основной доход приносят реально существующие магазины. Тем не менее владивостокский виртуальный рынок развивается, предприятия общественного питания организовывают круглосуточные доставки продукции (Pizza-M), предприятия розничной торговли открывают интернет-магазины, для того чтобы обеспечить будущее развитие своей деятельности и приобрести опыт организации и управления электронной торговлей. Таким образом, электронная розничная торговля в г. Владивостоке находится на стадии зарождения.

В качестве третьей части исследования были размещены пробные заказы в перечисленных интернет-магазинах

с целью проверить их действительное функционирование. Эксперимент показал, что в действительности регулярно функционируют следующие магазины: PrimShop, Служба поручений 050, MusicON, 'VladTmde; магазины «Игнат» и «У Петровича» проверяют поступление заказов 1 раз в несколько дней; остальные магазины не реагируют на поступление заказов по причине сбоев программного обеспечения или ввиду временного отключения.

По результатам исследования можно указать следующие проблемы интернет-магазинов г. Владивостока:

♦ дороговизна реализуемой продукции по сравнению с другими интернет-магазинами;

♦ несвоевременная доставка и неэффективность оформления сайтов, что, как следствие, приводит

к невозможности потребителями экономить время;

♦ нерегулярность функционирования, ввиду сбоев программного обеспечения и недостаточного контроля владельцев.

В общем, в настоящий момент электронная торговля во Владивостоке находится на стадии зарождения. Менеджеры рассматривают расширение своей деятельности посредством применения электронных средств. Имеются проекты внедрения новых интернет-магазинов в г. Владивостоке.

Автор:

Мартышев Алексей Владимирович,

аспирант Дальневосточного Государственного Университета.

E-mail: alexmartyshev@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.