Научная статья на тему 'РЫНОК ТУРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РЫНОК ТУРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экономика / туристические потоки / коллективные средства размещения / тенденции развития индустрии туризма / economics / tourist flows / collective accommodation / tourism industry development trends

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Татьяна Николаевна, Яброва Ольга Александровна, Шитова Дарина Денисовна, Ханеева Милена Анатольевна

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости. Согласно статистике Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) и Oxford Economics, в 2022 году произошло ускоренное восстановление сектора туризма, с его вкладом в мировой ВВП, увеличившимся на 22% в годовом исчислении, достигнув 7,7 трлн долларов США. Существует непосредственная связь между тенденциями развития туристической индустрии и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. В последние годы структура потока туристов в РФ сильно изменилась под воздействием геополитических и социально-экономических факторов. Целью данного исследования является анализ развития туризма в постпандемийный период, учитывая воздействие международных санкций против России и ограничения на выезд граждан Российской Федерации за рубеж. Объектом исследования является рынок туризма, а предметов исследования современные тенденции его развития. Данная работа базируется на собственных исследованиях авторов, а также на данных, предоставленных государственной статистикой. Для анализа использовались статистические методы и методы общенаучного исследования, включая метод наблюдения, метод сбора информации, а также метод сопоставления двух и более объектов для выделения общих и отличительных черт. Результаты. В работе представлены экономические показатели развития индустрии гостеприимства, проанализированы статистические показатели рынка гостеприимства за 2018-2022 гг., их структура. Определены проблемы и современные тенденции развития туристического и гостиничного рынков РФ. Область применения результатов. Результаты могут быть применены в научной и практической деятельности региональных органов власти при решении вопросов развития международного и внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафронова Татьяна Николаевна, Яброва Ольга Александровна, Шитова Дарина Денисовна, Ханеева Милена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM MARKET IN THE WORLD AND IN RUSSIA: MODERN STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Tourism plays a significant role in the GDP, job creation, and employment in many countries. According to the statistics of the World Travel & Tourism Council (WTTC) and Oxford Economics, there was a rapid recovery in the tourism sector in 2022, with its contribution to the global GDP increasing by 22% on an annual basis, reaching $7.7 trillion US dollars. There is a direct link between the trends in the development of the tourism industry and overall economic, technical, and social achievements. In recent years, the structure of tourist flows to the Russian Federation has changed significantly due to geopolitical and socio-economic factors. The aim of this research is to analyze the development of tourism in the post-pandemic period, taking into account the impact of international sanctions against Russia and restrictions on the travel of Russian citizens abroad. The objects of the study were touristflows, their structure and dynamics, as well as a quantitative assessment of the entities and actors associated with tourism activities. This work is based on the authors ’ own research and data provided by state statistics. Statistical methods and methods of general scientific research, including observation, data collection, and comparison of two or more objects to identify common and distinctive features, were used for analysis. Results. The paper presents economic indicators of the hospitality industry’s development, analyzes statistical indicators of the hospitality market for the years 2018-2022 and their structure. Problems and current trends in the development of the tourism and hotel markets in the Russian Federation are identified. Application of results. The results can be applied in the scientific and practical activities of regional authorities in addressing issues related to the development of international and domestic tourism

Текст научной работы на тему «РЫНОК ТУРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-3-26-43 УДК 338.48

Научная статья | Региональная и отраслевая экономика

РЫНОК ТУРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Т.Н. Сафронова, Яброва О.А., Д.Д. Шитова, М.А. Ханеева

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, обеспечении занятости. Согласно статистике Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) и Oxford Economics, в 2022 году произошло ускоренное восстановление сектора туризма, с его вкладом в мировой ВВП, увеличившимся на 22% в годовом исчислении, достигнув 7,7 трлн долларов США. Существует непосредственная связь между тенденциями развития туристической индустрии и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. В последние годы структура потока туристов в РФ сильно изменилась под воздействием геополитических и социально-экономических факторов.

Целью данного исследования является анализ развития туризма в пост-пандемийный период, учитывая воздействие международных санкций против России и ограничения на выезд граждан Российской Федерации за рубеж.

Объектом исследования является рынок туризма, а предметов исследования - современные тенденции его развития.

Данная работа базируется на собственных исследованиях авторов, а также на данных, предоставленных государственной статистикой. Для анализа использовались статистические методы и методы общенаучного исследования, включая метод наблюдения, метод сбора информации, а также метод сопоставления двух и более объектов для выделения общих и отличительных черт.

Результаты. В работе представлены экономические показатели развития индустрии гостеприимства, проанализированы статистические показатели рынка гостеприимства за 2018-2022 гг., их структура. Определены проблемы и современные тенденции развития туристического и гостиничного рынков РФ.

Область применения результатов. Результаты могут быть применены в научной и практической деятельности региональных органов власти при решении вопросов развития международного и внутреннего туризма.

Ключевые слова: экономика; туристические потоки; коллективные средства размещения; тенденции развития индустрии туризма

Для цитирования. Сафронова Т.Н., Яброва О.А., Шитова Д.Д., Ханеева М.А. Рынок туризма в мире и в России: современное состояние и перспективы развития // Наука Красноярья. 2023. Т. 12, №3. С. 26-43. DOI: 10.12731/20707568-2023-12-3-26-43

Original article | Regional and Sectoral Economy

TOURISM MARKET IN THE WORLD AND IN RUSSIA: MODERN STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

T.N. Safronova, O.A. Yabrova, D.D. Shitova, M.A. Khaneeva

Tourism plays a significant role in the GDP, job creation, and employment in many countries. According to the statistics of the World Travel & Tourism Council (WTTC) and Oxford Economics, there was a rapid recovery in the tourism sector in 2022, with its contribution to the global GDP increasing by 22% on an annual basis, reaching $7.7 trillion US dollars. There is a direct link between the trends in the development of the tourism industry and overall economic, technical, and social achievements. In recent years, the structure of tourist flows to the Russian Federation has changed significantly due to geopolitical and socio-economic factors.

The aim of this research is to analyze the development of tourism in the post-pandemic period, taking into account the impact of international sanctions against Russia and restrictions on the travel of Russian citizens abroad.

The objects of the study were touristflows, their structure and dynamics, as well as a quantitative assessment of the entities and actors associated with tourism activities.

This work is based on the authors ' own research and data provided by state statistics. Statistical methods and methods of general scientific research, including observation, data collection, and comparison of two or more objects to identify common and distinctive features, were used for analysis.

Results. The paper presents economic indicators of the hospitality industry's development, analyzes statistical indicators of the hospitality market for the years 2018-2022 and their structure. Problems and current trends in the development of the tourism and hotel markets in the Russian Federation are identified.

Application of results. The results can be applied in the scientific and practical activities of regional authorities in addressing issues related to the development of international and domestic tourism.

Keywords: economics; tourist flows; collective accommodation; tourism industry development trends

For citation. Safronova T.N., Yabrova O.A., Shitova D.D., Khaneeva M.A. Tourism Market in the World and In Russia: Modern State and Development Prospects. Krasnoyarsk Science, 2023, vol. 12, no. 3, pp. 26-43. DOI: 10.12731/2070-75682023-12-3-26-43

Введение

Сфера туризма является мощной и важной индустрией с глобальным влиянием, играет существенную роль в стимулировании социально-экономического роста. Несмотря на то, что туризм не является самостоятельной отраслью в национальной экономике, его влияние на экономику, социальные аспекты и культуру Российской Федерации огромно. Для эффективного планирования и развития туристской отрасли, как на региональном, так и на национальном уровне необходимо изучать структуру туристских потоков [2, 5, 14, 22].

Целью данного исследования является анализ развития туризма в пост-пандемийный период, учитывая воздействие международных санкций против России и ограничения на выезд граждан Российской Федерации за рубеж.

Объектом исследования стали туристские потоки, их структура и динамика, а также количественная оценка объектов и акторов, связанных с туристической деятельностью.

Материалы и методы

Данная работа базируется на собственных исследованиях авторов, а также на данных, предоставленных государственной статистикой. Для анализа использовались статистические методы и общенаучные методы исследования, включая метод наблюдения, метод сбора информации.

Результаты и обсуждение

Существует несколько ключевых факторов, влияющих на сферу путешествий и туризма в последние годы. Глобализация, цифровизация, устойчивое развитие и пандемия коронавируса (COVID-19) оказали значительное воздействие на эту индустрию [9, 10, 12, 22]. Согласно статистике Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) и Oxford Economics, в 2022 году произошло ускоренное восстановление сектора туризма, с его вкладом в мировой ВВП, увеличившимся на 22% в годовом исчислении, и достигшим 7,7 трлн долларов США [2]. В этот период было

создано 2,2 миллиона новых рабочих мест, что превысило уровень 2021 года на 7,9%, но оставалось на 11,4% ниже уровня 2019 года. Внутренние туристы увеличили свои расходы на 20,4% в 2022 году, но всё же они оставались на 14,1% ниже уровня 2019 года. Расходы въездных туристов выросли на 81,9% в 2022 году, однако оставались на 40,4% ниже уровня 2019 года (рис. 1) [2].

□ Внутренний туризм О Въездной туризм

Рис. 1. Вклад отрасли туризма в мировой ВВП (в триллионах долларов США)

□ 2019

2020 2021

Вклад туризма в Число рабочих мест в Инвестиции в основной мировой ВВП, в % от сфере туризма, в % от капитал в сфере туризма, мирового ВВП общего числа рабочих в % от общего объема

мест в мире инвестиций

Рис. 2. Вклад туризма в мировую экономику, %

Некоторые страны смогли быстро восстановиться после снятия ограничений на поездки из-за COVID-19, включая Турцию, Албанию, Катар, а также Доминиканскую Республику и Колумбию. Эти страны превысили уровень своего дохода до пандемии в 2022 году. Информация о вкладе туризма в мировую экономику в 2022 году, собранная в рамках ежегодного исследования WTTC с участием экспертов Oxford Economics [2], представлена на рисунке 2.

Сфера туризма способствует развитию малого и среднего бизнеса, а также способствует увеличению экспорта и служит значимым источником дохода. Средства, которые тратят туристы, в дальнейшем используются для развития других отраслей экономики и финансирования социальных программ. Важность данного сектора в рамках национальной экономики будет продолжать расти в ближайшем будущем (рис. 3) [3, 8, 14, 15].

7

6,25

3,65

2,89

□ Деловые расходы п Расходы на досуг

1

0 -I-—1-1-—1-1-

2019 2020 2021

Рис. 3. Общие расходы на путешествия и туризм во всем мире с 2019 по 2021 год, по типам (в триллионах долларов США) по данным ежегодного исследования WTTC с участием экспертов Oxford Economics в 2022 году.

Глобальный рынок гостиничного и курортного сектора достиг своего пика в 1,52 триллиона долларов США в 2019 году, однако влияние пандемии коронавируса привело к снижению этой цифры ниже уровня одного триллиона долларов в 2020 и 2021 годах. Прогнозируется, что к 2023 году рынок, согласно WTTC с участием экспертов Oxford Economics, вернется к отметке 1,21 триллиона долларов США [2, 17, 22].

Рассмотрим лучшие гостиничные бренды, по мнению читателей опроса World's Best Awards 2022 [5] в 2022 году (рис. 4). Когда рассматриваются ведущие сети отелей и курортов по объему продаж, то в списке крупнейших компаний мира «Global 2000», компания Marriott International Inc. занимает первое место. Прогнозируется, что в 2023 году выручка от сети отелей достигнет около 22,2 миллиарда долларов США [5, 21].

98 97,5

Отели и курорты Oberoi

■ Коллекция отелей Эткера

■ Raffles Hotels & Resorts

■ Коллекция отелей «Красная гвоздика»

■ Софитель Легенда Отели и курорты Лангхема

Рис. 4. Лучшие гостиничные бренды мира в 2022 году по мнению читателей опроса World's Best Awards 2022

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

4,43

2,52^

2021 2028 Рис. 5. Объем рынка мировой индустрии общественного питания в 2021 году с прогнозом на 2028 год (в триллионах долларов США)

Рынок общественного питания в мире достиг размера в 2,52 триллиона долларов США в 2021 году. Согласно прогнозам WTTC, этот объем вырастет до 4,43 триллиона долларов США к 2028 году, что соответствует среднегодовому росту на уровне 9,9% с 2021 по 2028 год (рис. 5) [2, 5, 21].

Среди крупнейших компаний в сфере общественного питания в мире особое место занимают рестораны быстрого обслуживания (QSR). Североамериканские компании QSR входят в число лидеров в этой отрасли. Starbucks, мировой кофейный гигант, в течение многих лет остается крупнейшей сетью кофеен в мире, а McDonald's всегда занимает высокие позиции в рейтингах. За пределами Северной Америки в Азии самый высокий объем продаж среди компаний общественного питания приходится на Yum China Holdings, Inc [2, 5].

В Российской Федерации туризм становится важной и развивающейся отраслью. Наблюдается рост интереса к новым внутренним направлениям путешествий, что ведет к увеличению спроса и прибыли от продажи туристических продуктов [4, 12, 21, 22]. Согласно данным Росстата, валовая добавленная стоимость этой индустрии составила 2,6% от ВВП РФ в 2022 году, что эквивалентно 3,6 триллиона рублей (рис. 6) [17].

2,9

2,8

2,7

2,6

2,5

2,4

2,3

2,2

2,8

2,7

2,6 2,6

2,4

□ 2018

□ 2019

□ 2020 □ 2021 □ 2022

Доля валовой добавленной стоимости (ВДС) туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП) России, %

Рис. 6. Доля валовой добавленной стоимости (ВДС) туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП) России, 2018-2022 гг.

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг РФ представлены на рисунке 7 [17]. Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья РФ представлено на рисунке 8 [17].

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 7. Объем услуг туристических

агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб.

170 -,-I-Г-I-

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 8. Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб.

Данные показывают, что в 2022 году объем услуг гостиниц увеличился на 90,95% по сравнению с 2020 годом. Объем услуг туристических агентств и туроператоров в 2022 году вырос в 2,4 раза по сравнению с 2020 годом. Инвестиции в основной капитал в сфере туризма в 2022 году составили 593,2 миллиарда рублей, что на 69,3% больше, чем в 2020 году. Наблюдается не только восстановление рынка, но и рост объема услуг и инвестиций по сравнению с предпандемическим периодом [17].

Доля работников сферы туризма в общей численности работающих в России составила 3,4%, оставаясь на уровне до пандемии. Среднемесячная начисленная заработная плата сотрудников сферы туризма в РФ составила 66,420,4 рубля, что соответствует 91,1% среднемесячной начисленной заработной плате работников во всех отраслях экономики [17].

Данные по количеству коллективных средств размещения и числу мест в них представлены на рисунках 9 и 10. Количество таких средств размещения в 2022 году увеличилось на 8,1% по сравнению с 2020 годом, а количество мест в гостиницах увеличилось на 11,6% за тот же период [17].

Рисунок 11 демонстрирует рост численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения в РФ и числа ночевок [17]. В 2022 году количество размещенных лиц увеличилось на 66,6% по сравнению с 2020 годом, а количество ночевок увеличилось на 54,2%. Однако количество ночевок так и не достигло уровня до пандемии. Рисунок 12 показывает изменение коэффициента использования доступных мест.

■ Число ночевок, мил Численность размещенных лиц, мил человек

Рис. 11. Численность и число ночевок размещенных лиц в коллективных средствах размещения РФ, мил

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 12. Коэффициент использования наличных мест коллективных средств размещения РФ

Следует отметить, что существует непосредственная связь между тенденциями развития туристической индустрии и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. В последние годы структура потока туристов в РФ сильно изменилась под воздействием геополитических и социально-экономических факторов. Эти кризисы включают в себя пандемию СОУГО-19, международные санкции против РФ и ограничения на выезд граждан РФ за рубеж, что привело к росту внутреннего туризма [6, 15, 18].

Рисунок 13 представляет данные о количестве въездных и выездных туристических поездок в РФ за период с 2018 по 2022 год [17]. С начала 2000-х годов в РФ сформировалась диспропорция в пользу выездного туризма. После кризисов объемы выездного туризма быстро восстанавливаются за счет отложенного спроса. 50 1-45тЗЗ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018

2019

2020

2021

2022

| Число въездных туристских поездок иностранных граждан, млн чел Число выездных туристских поездок в зарубежные страны, мил человек Рис. 13. Количество въездных и выездных туристических поездок РФ в период 2018-2022 гг

Сейчас в России, напротив, сформированы предпосылки для ускоренного развития внутреннего туризма [4, 12]. К числу этих предпосылок относятся:

- санкции против Российской Федерации ограничившие возможности зарубежного отдыха для граждан нашей страны;

- ограничения на выезд за рубеж для государственных служащих и сотрудников силовых структур;

- ограничения на перелеты в южные регионы во время проведения специальной военной операции (СВО), которые подчеркнули по-

требность в развитии за пределами традиционных туристических регионов черноморского побережья;

- программа туристического кешбэка;

- национальный патриотический настрой общества;

- развертывание информационных кампаний, направленных на улучшение имиджа Российской Федерации как привлекательного туристического направления [9, 12, 13, 20, 21].

Как следствие, люди стали более заинтересованы в альтернативных вариантах отдыха внутри своей страны. Этот интерес привел к увеличению спроса на внутренний туризм. Рисунок 14 отражает количество туристических пакетов, проданных населению в пределах России [17].

Рис. 14. Число турпакетов, реализованных населению на территории РФ, млн

В силу того, что интерес к внутреннему туризму стал значительно выше, множество туроператоров, ранее специализировавшихся на выездных турах, переключили свое внимание на внутренние путешествия. Однако для успешного развития внутреннего туризма необходимы дополнительные инвестиции [4, 8, 12].

Спрос на отдых в России также растет благодаря созданию современной туристической инфраструктуры. В 2021 году правительство утвердило Государственную программу развития туризма в России до 2030 года [11]. Эта программа включает три федеральных проекта: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма». Все эти проекты входят в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и комплекс мероприятий «Обеспечение системы управления в сфере туризма». Для ускоренного развития туристической инфраструктуры и

раскрытия полного потенциала природных, культурных и исторических богатств страны была создана Корпорация «Туризм.РФ».

В различных регионах страны туристическая инфраструктура активно развивается и обновляется благодаря мерам, предусмотренным национальным проектом [4, 11, 18]. Эти меры включают выдачу льготных кредитов на строительство и реконструкцию отелей и санаториев, грантовую поддержку предпринимательских инициатив в регионах, субсидии на создание модульных отелей, развитие инфраструктуры туристических кластеров, а также разработка и развитие мастер-планов туристических территорий и инвестирование в создание туристической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства [10, 11, 12].

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» также разрабатывается система национальных туристических маршрутов, включая объекты культурного и исторического наследия, гастрономические привлекательности, уникальные природные пейзажи и многое другое [11]. В рамках программы бесплатных путешествий для школьников 5-9 классов, предусмотренной национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», школьники могут совершать бесплатные путешествия, что делает туризм более доступным для детей. Кроме того, среди целей национального проекта входит развитие и внедрение цифровых решений, предоставляющих доступ к информации о возможностях внутреннего отдыха и туристическим цифровым услугам [1, 19], что имеет большое значение в условиях перехода к цифровой экономике [11, 10, 16].

Проект также направлен на создание системы финансовой и нефинансовой поддержки, целью которой является развитие экспорта туристических услуг, увеличение рабочих мест и подготовка кадров для отечественной туристической отрасли. Он также предусматривает мероприятия по цифровизации управления в сфере туризма и его совершенствованию. С учетом того, что, с одной стороны, для компаний (включая индустрию туризма) и потребителей цифровой формат предоставления и потребления услуг постепенно становится предпочтительным, а с другой стороны, внедрение цифровых технологий во внутренние процессы компаний позволяет значительно повысить их эффективность, можно предположить, что происходящая цифровая трансформация российской туристической отрасли будет способствовать увеличению количества сервисов, расширению перечня дестинаций внутри страны и росту ее привлекательности в глазах потребителей.

Заключение

Анализ макро- и микроэкономических тенденций и процессов туристического рынка, осложненных кризисными явления и санкционным давлением показал, что в настоящее время формируются новые тенденции в индустрии гостеприимства Российской Федерации. Ключевой тенденцией, связанной с внешними ограничениями и сменой предпочтение потребителей, является постепенная переориентация клиентов с выездного на внутренний туризм.

Характеризуя основные тенденции в государственной политике по развитию туристической отрасли РФ можно выделить следующие направления: создание современной туристической инфраструктуры; повышение доступности туристических продуктов; создание системы финансовой и нефинансовой поддержки, целью которой является развитие экспорта туристических услуг, увеличение рабочих мест и подготовка кадров для отечественной туристической отрасли. Реализация потенциала роста туристской отрасли будет зависеть от качества инфраструктуры, ее доступности и безопасности, что требует проведения мероприятий по ее развитию и совершенствованию, в т. ч. на основе инновационных организационно-экономических механизмов (таких, как государственно-частное партнерство). Кроме того, большое внимание необходимо уделять внедрению передовых цифровых инструментов, поскольку они могут значительно повысить уровень комфорта клиентов при потреблении туристических услуг, что будет содействовать росту отрасли.

Список литературы

1. Вечерская, Е. В. Виртуальные экскурсии как средство решения проблем туризма во время эпидемии COVID-19 / Е. В. Вечерская, Э. Р. Кутыева // Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы : сборник статей по материалам 5-й студенческой научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 24 апреля 2020 года. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. С. 298-301.

2. Всемирный совет путешествий и туризма [Электронный ресурс]: офиц. сайт. 2023. URL: https://wttc.org/ (дата обращения: 05.09.2023)

3. Гуляев, В. Г., Рассохина, Т. В., Голодяева, В. И. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности (часть 2) // Вестник РМАТ. 2016. № 2.

С. 119-124.

4. Зворыкина Т. И., Войт М. Н. Стратегическая инициатива по обеспечению устойчивого развития региона на основе туризма // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 1. С. 51-55. https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.20.01.R051

5. Исследование журнала Travel & Camera [Электронный ресурс]: офиц. сайт. 2023. URL: https://www.travelandleisure.com/worlds-best/best-hotel-brands-2022 (дата обращения: 05.09.2023).

6. Кузнецова О. П., Косьмин А. Д., Кузьменко А. А., Кузнецов В. В., Кузнецова С.В., Самохвалова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. 2019. № 3. С. 2165-2178. https://doi.org/10.18334/eo.9.3.40705

7. Курбанов, А. Х. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений / А. Х. Курбанов, В.

A. Плотников // В мире научных открытий. 2013. № 4(40). С. 33-47.

8. Ливенец M. И., Aндреева E. Л. Международный туризм как инструмент развития неоиндустриальной экспортной специализации нефтегазодобывающего региона ХМАО-Югра // Наука Красноярья. 2022. Т. 11, №1. С. 7-23. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2022-11-1-7-23

9. Митяшин, Г. Ю. Применение концепции совокупной стоимости владения к анализу жизненного цикла спортивного сооружения / Г. Ю. Митяшин, Е.

B. Стельмашонок // Экономика и предпринимательство. 2020. № 4(117). С. 747-751. https://doi.org/10.34925/EIP.2020.117A162

10. Плотников, В. А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2(64).

C. 104-115. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2020-2-64-104-115

11. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 (ред. от 17.06.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Москва, 2022. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405703/ (дата обращения: 05.09.2023).

12. Розанова, Т. П. Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России // Управленческие науки. 2022. Т. 12, №2. С. 45-54. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54

13. Русина А. Н., Карпычева О. В., Якимова Е. А., Лихман Д. А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 10. С. 2343-2356. https:// doi.org/10.18334/epp.11.10.113741

14. Сафронова Т. Н., Яброва О. А., Камоза Т. Л., Евтухова О. М. Современные тенденции и проблемы развития гостиничного рынка Красноярского края //

Наука Красноярья. 2019. Том. 8. № 3. С. 82-97. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2019-3-82-97

15. Сафронова Т. Н., Евтухова О. М., Попова А. С. Современное состояние рынка гостиничных услуг Красноярского края // Вестник Национальной академии туризма. 2018. Т. 7, № 3. С. 65-69. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2018-3-77-90

16. Суворова С. Д. Цифровая трансформация бизнеса / С. Д. Суворова, О. М. Куликова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. № 2(60). С. 54-59. https://doi.org/10.47581/2022/IE.2.60.10

17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Москва, 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2023)

18. Цой М. Е. Туристский рынок (Исследование, моделирование и прогнозирование; на примере Новосибирской области) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Новосибирск, 2001. 189 с.

19. Шарапова, Е. С. Виртуальный музей и рождение новой философии экспозиционного пространства / Е. С. Шарапова, Т. В. Растимешина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2020. № 1(25). С. 109-115. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2020-1-109-115

20. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg B. Economic sanctions reconsidered. 3rd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics; 2009. 233 p. https://econpapers.repec.org/bookchap/iieppress/4129.htm

21. Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19 Infographics [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/ Recovery-Scenarios-2020-EconomicImpact-from-C0VID-19

22. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Geneva: World Economic Forum, 2019. 129 p. https://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf

References

1. Vecherskaya E. V., Kutyeva E. R. Molodezhnyy turizm vRossii: resursy, tendentsii, perspektivy: sbornik stateypo materialam 5-y studencheskoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 24 aprelya 2020 goda [Youth tourism in Russia: resources, trends, prospects: collection of articles based on materials 5th student scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, April 24, 2020]. St. Petersburg: Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2020, pp. 298-301.

2. World Travel and Tourism Council. 2023. URL: https://wttc.org/

3. Gulyaev, V. G., Rassokhina, T. V., Golodyaeva, V. I. VestnikRMAT, 2016, no. 2, pp. 119-124.

4. Zvorykina T. I., Voyt M. N. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo, 2020, no. 1, pp. 51-55. https://doi.org/10.25586/RNU. V9276.20.01.P.051

5. Issledovanie zhurnala Travel & Camera. 2023. https://www.travelandleisure. com/worlds-best/best-hotel-brands-2022

6. Kuznetsova O. P., Kos'min A. D., Kuz'menko A. A., Kuznetsov V. V., Kuznetso-

va S.V., Samokhvalova O.M. Ekonomicheskie otnosheniya, 2019, no. 3, pp. 2165-2178. https://doi.org/10.18334/eo.93.40705

7. Kurbanov, A. Kh., Plotnikov V. A. Vmire nauchnykh otkrytiy, 2013, no. 4(40), pp. 33-47.

8. Livenets M. I., Andreeva E. L. Nauka Krasnoyar'ya, 2022, vol. 11, no. 1, pp. 7-23. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2022-11-1-7-23

9. Mityashin, G. Yu., Stel'mashonok E. V. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2020, no. 4(117), pp. 747-751. https://doi.org/10.34925/ElP.2020.117A162

10. Plotnikov, V. A. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2020, no. 2(64), pp. 104115. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2020-2-64-104-115

11. Decree of the Government of the Russian Federation of December 24, 2021 N 2439 (as amended on June 17, 2022) "On approval of the state program of the Russian Federation "Tourism Development". Moscow, 2022. http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_405703/

12. Rozanova, T. P. Upravlencheskie nauki, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 45-54. https:// doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54

13. Rusina A. N., Karpycheva O. V., Yakimova E. A., Likhman D. A. Ekonomika, predprinimatel stvo i pravo, 2021, vol. 11, no. 10, pp. 2343-2356. https://doi. org/10.18334/epp.11.10.113741

14. Safronova T. N., Yabrova O. A., Kamoza T. L., Evtukhova O. M. Nauka Krasnoyar'ya, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 82-97. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2019-3-82-97

15. Safronova T. N., Evtukhova O. M., Popova A. S. VestnikNatsional'noy akademii turizma, 2018, vol. 7, no. 3, pp. 65-69. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2018-3-77-90

16. Suvorova S. D., Kulikova O. M. Innovatsionnaya ekonomika: perspek-tivy razvitiya i sovershenstvovaniya, 2022, no. 2(60), pp. 54-59. https://doi. org/10.47581/2022/lE.2.60.10

17. Federal State Statistics Service. Moscow, 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/

18. Tsoy M. E. Turistskiy rynok (Issledovanie, modelirovanie iprognozirovanie; naprim-ere Novosibirskoy oblasti) [Tourist market (Research, modeling and forecasting; on the example of the Novosibirsk region)]: 08.00.05. Novosibirsk, 2001, 189 p.

19. Sharapova E. S., Rastimeshina T. V. Ekonomicheskie isotsial'no-gumanitamye issledovaniya, 2020, no. 1(25), pp. 109-115. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2020-1-109-115

20. Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Oegg B. Economic sanctions reconsidered. 3rd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 2009, 233 p. https://econpapers.repec.org/bookchap/iieppress/4129.htm

21. Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19 Infographics. https://wttc.org/Research/Economic-Impact/Recovery-Scenarios-2020-Eco-nomicImpact-from-COVID-19

22. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Geneva: World Economic Forum, 2019, 129 p. https://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Сафронова Татьяна Николаевна, доцент кафедры «Гостиничное дело», кандидат технических наук, Институт торговли и сферы услуг ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация tsafronova@sfu-kras.ru

Яброва Ольга Александровна, профессор кафедры «Гостиничное дело», доктор экономических наук

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

advanceoa@yandex.ru

Шитова Дарина Денисовна, студентка кафедры «Гостиничное дело», Институт торговли и сферы услуг ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация DShitova-IT22@stud.sfu-kras.ru

Ханеева Милена Анатольевна, студентка кафедры «Гостиничное дело», Институт торговли и сферы услуг ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация 89833760709@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Tatyana N. Safronova, associate professor of the department "Hotel business", Candidate of Technical Sciences, Institute of Trade and Services Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation tsafronova@sfu-kras.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6464-6837

Olga A. Yabrova, professor of the department "Hotel business", Doctor of Economics

Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation advanceoa@yandex.ru

Darina D. Shitova, student of the department "Hotel business", Institute of Trade and Services Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation DShitova-IT22@stud.sfu-kras.ru

Milena A. Khaneeva, student of the department "Hotel business", Institute of Trade and Services Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation 89833760709@mail.ru

Поступила 04.09.2023

После рецензирования 26.09.2023

Принята 30.09.2023

Received 04.09.2023 Revised 26.09.2023 Accepted 30.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.