Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ЭПИДЕМИЯ МИРОВОГО МАСШТАБА / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекбенбетова Базаркуль, Ракымжанова Салтанат Сержановна

В данной статье рассмотрены проблемы и преимущественные возможности развития туристического и гостиничного бизнеса в условиях рынка с учетом реалий сегодняшнего дня. Подчеркнуты роль и значение туризма и индустрии гостеприимства в экономике страны. Отмечены негативные факторы, замедляющие развитие индустрии гостеприимства, как нестабильность политической и экономической ситуации, так и имеющие место природные и экологические катаклизмы в странах мирового сообщества. В статье кратко представлен аналитический обзор развития туристического бизнеса на международном уровне, до и после эпидемии COVID-19. Отмечены отрицательные последствия эпидемии для экономики стран мира. Авторами рассмотрены основные показатели за ряд лет, характеризующие развитие туристического и гостиничного бизнеса Казахстана. Представлен анализ динамики объемов туристического потока, количества мест размещения, заполняемости гостиниц и т.д. На основе оценки текущего состояния и определения проблем развития данных сфер бизнеса обозначены перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекбенбетова Базаркуль, Ракымжанова Салтанат Сержановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOTEL BUSINESS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

This article discusses the problems and preferential opportunities for the development of tourism and hotel business in the market conditions, considering the realities of today. The role and importance of tourism and the hospitality industry in the country’s economy are emphasized. The negative factors decelerating the development of the hospitality industry, such as the instability of political and economic situations, as well as natural and environmental disasters in the countries of the world community, are noted. The article briefly presents an analytical overview of the development of the tourism business at the international level, before and after the COVID-19 epidemic. The negative consequences of the epidemic for the economies of the countries of the world are noted. The authors consider the main indicators for a number of years characterizing the development of the tourism and hotel business in Kazakhstan. The analysis of the dynamics of the volume of tourist flow, the number of placements, occupancy of hotels, etc. is presented. Based on the assessment of the current state and identification of problems of development of these areas of business, their prospects for development are outlined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 33.338.1

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Бекбенбетова Базаркуль1,

канд. экон. наук, доцент, e-mail: zara_52@mail.ru,

Ракымжанова Салтанат Сержановна1,

e-mail: rssl972@mail.ru, 1Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Аблай хана,

г. Алматы, Казахстан

В данной статье рассмотрены проблемы и преимущественные возможности развития туристического и гостиничного бизнеса в условиях рынка с учетом реалий сегодняшнего дня. Подчеркнуты роль и значение туризма и индустрии гостеприимства в экономике страны. Отмечены негативные факторы, замедляющие развитие индустрии гостеприимства, как нестабильность политической и экономической ситуации, так и имеющие место природные и экологические катаклизмы в странах мирового сообщества. В статье кратко представлен аналитический обзор развития туристического бизнеса на международном уровне, до и после эпидемии COVID-19. Отмечены отрицательные последствия эпидемии для экономики стран мира. Авторами рассмотрены основные показатели за ряд лет, характеризующие развитие туристического и гостиничного бизнеса Казахстана. Представлен анализ динамики объемов туристического потока, количества мест размещения, заполняемости гостиниц и т.д. На основе оценки текущего состояния и определения проблем развития данных сфер бизнеса обозначены перспективы их развития. Ключевые слова: туризм, гостиничный бизнес, развитие, мировое сообщество, эпидемия мирового масштаба, нестабильность, экономика

HOTEL BUSINESS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

Bekbenbetova B.1,

candidate of economic sciences, associate professor, e-mail: zara_52@mail.ru,

Rakymzhanova S.S.1,

e-mail: rssl972@mail.ru, Kazakh Ablai khan University of International Relations and World Languages, Almaty, Kazakhstan

This article discusses the problems and preferential opportunities for the development of tourism and hotel business in the market conditions, considering the realities of today. The role and importance of tourism and the hospitality industry in the country's economy are emphasized. The negative factors decelerating the development of the hospitality industry, such as the instability of political and economic situations, as well as natural and environmental disasters in the countries of the world community, are noted. The article briefly presents an analytical overview of the development of the tourism business at the international level, before and after the COVID-19 epidemic. The negative consequences of the epidemic for the economies of the countries of the world are noted. The authors consider the main indicators for a number of years characterizing the development of the tourism and hotel business in Kazakhstan. The analysis of the dynamics of the volume of tourist flow, the number ofplacements, occupancy of hotels, etc. is presented. Based on the assessment of the current state and identification ofproblems of development of these areas of business, their prospects for development are outlined. Keywords: tourism, hotel business, development, world community, global epidemic, instability, economy

DOI 10.21777/2587-554X-2023-2-94-100

Введение

Гостиничный бизнес, в силу определенных обстоятельств, - быстро развивающаяся и в то же время весьма прибыльная отрасль. Для ведения бизнеса данная сфера очень удобна, как не требующая особо больших финансовых вложений (так как основные фонды, кроме зданий, где будет размещена сама гостиница, некапиталоемкие) по сравнению с предприятиями сфер производства товаров и продуктов потребления. К тому же очень много и других показателей, которые благоприятствуют развитию бизнеса данного направления, как:

- возможность адаптации к кризисным ситуациям экономики;

- рост продуктивности услуг за счет возможности быстрого реагирования на изменения ситуации (при положительном), как в экономике страны, так и на международном уровне;

- возрастающий межстрановой интерес на туристические и гостиничные продукты;

- быстрая окупаемость вложенных средств на ведение бизнеса [1].

Надо отметить, что значительное продвижение гостиничный бизнес получает (в плане развития и получения прибыли) и за счет различных крупных, и сравнительно небольших мероприятий, проводимых на международном уровне, в масштабе страны, города (разноплановые научные, социально-экономические, спортивные, музыкальные работы) и т.д.

Например, только одно мероприятие - концерт в Алматы казахстанского певца Димаш Кудай-бергена (певец международного масштаба) 23.09.2022 года - собрало свыше 30 тысяч зрителей из всех уголков мира (приехали туристы из 50 стран мира), как следствие, в гостиницах города наблюдалась высокая загруженность, фактически свободных номеров в отелях не было, а владельцы квартир отменяли брони1.

В этой связи хочется подчеркнуть важность роли и уровня развития туризма в стране как основного и ведущего звена в развитии индустрии гостеприимства и других сопутствующих им видов бизнеса.

1. Состояние индустрии гостеприимства на мировом уровне до и после эпидемии COVID-19

Во всем мире туризм признан как стимулирующее звено, положительно влияющее не только на развитие индустрии гостеприимства, но и на транспорт, связь, строительство, производство товаров и услуг, сельское хозяйство, народное потребление и другие отрасли экономики. Значима роль туристического бизнеса в формировании валового внутреннего продукта, в обеспечении занятости населения и организации новых рабочих мест.

В это нестабильное во многих отношениях время на развитие экономики влияют множество отрицательных факторов разного уровня и характера, которые имели (короновирусная эпидемия и, как следствие, общий кризис в экономике) и имеют место как внутри страны, так и на международном уровне [2].

В мировой экономике туризм занимает свое достойное место и до 2020 года развивался положительными темпами, доля его в мировом валовом внутреннем продукте в 2017-2019 годы равнялась 10,4 % или $9,2 трлн. Но, в связи с известными событиями мирового масштаба, в 2020 году вклад туристического бизнеса в мировую экономику уменьшился почти вдвое и составил $4,7 трлн.

По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) 2020 год стал худшим в истории для глобального туризма: число международных поездок сократилось на 74 % по сравнению с 2019 годом, а восстановление международного туризма не произойдет раньше 2024 года2.

Если общее замедление мировой экономики из-за пандемии в 2020 году составило 3,7 %, то доля туризма в мировой экономике, соответственно, снизилась до 5,5 % (отчет Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), подготовленный совместно с Oxford Economics)3.

1 Фанаты Димаша выкупили все места в гостиницах Алматы. September 19, 2022. - URL: https://t.co/cBwodhMv51.c.1 (дата обращения: 10.04.2023). - Текст: электронный.

2 2020 год стал худшим в истории туризма. - URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/244943150 (дата обращения: 07.03.2023). - Текст: электронный.

3 Отчет Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC). - URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 10.04.2023). - Текст: электронный.

Надо отметить, что индустрия гостеприимства очень уязвимая по многим причинам сфера экономики. Во время эпидемии СОУГО-19 государства закрывали свои границы, что означало запрет на любую туристическую деятельность. Запрет был не только на межстрановое передвижение, запрещалиись и всякого уровня передвижения внутри страны, внутри города, внутри небольших районов и т.д. В этой связи деятельность индустрии гостеприимства, можно сказать, прекратилась полностью.

Последствия эпидемии, изменения международных политических и экономических ситуций и многое другое стали причинами возникновения больших проблем в развитии туристического сектора, а значит, и бизнеса индустрии гостеприимства, и других сопутствующих туризму видов услуг и работ. За год эпидемии СОУГО-19 в мировом масштабе туристического бизнеса было потеряно 62 млн рабочих мест (18,5 %) из 334 млн, имевших место до вышеотмеченной трагической ситуации. Угроза потери рабочих мест еще сохраняется, так как быстро вернуть былой уровень развития данного сектора не представляется возможным, потому что на еще не оправившуюся экономику страны обрушиваются новые, как природные катаклизмы, так и нестабильность политической, а значит, и экономической ситуации в некоторых странах мира [3].

Во время эпидемии во многих странах работали государственные программы по поддержке бизнес-структур экономики, задача которых заключалась в сохранении рабочих мест на производственных участках и др. Конечно, без быстрого оздоровления состояния туристического бизнеса, без полного восстановления международных туристических движений вряд ли удастся выправить имеющиеся недостатки в сфере индустрии гостеприимства и выйти на новый уровень развития [3].

2. Анализ положения индустрии гостеприимства Казахстана до и после эпидемии COVID-19

По многим причинам (нет должного уровня инфраструктурного обеспечения, низкая инвестиционная привлекательность и др.), возможности развития в Казахстане туристического, а значит, и гостиничного бизнеса, сегодня не так уж и велики. Доля туризма в валовом внутреннем продукте Республики составляет около 2 %, не очень и значима. В 2019 году данный показатель равнялся 1,6 %.

Надо отметить, что в Казахстане туризм определился как обособленная отрасль экономики, начиная с 2002 года. Развитие данного сектора экономики обеспечило бы стране большие возможности в аспекте создания новых рабочих мест, не только в сфере туризма, но и в индустрии гостеприимства, а также во множестве других сопутствующих его развитию услугах [4].

Влияние эпидемии СОУГО-19 на развитие экономики Казахстана оказалось очень ощутимым. Отставание уровня валового внутреннего продукта в 2020 году от уровня 2019 года составило 4,1 % (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей ВВП и туристического бизнеса страны4

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Валовой внутренний продукт, млн долл. США 166 806,3 179 337,8 181 665,9 171 083,7 197 055,6

Индекс физического объёма ВВП к предыдущему году, % 104,1 107,5 101,3 97,2 115,2

Общий объем оказанных услуг туризмом, млн долл. США 2356,0 2651,0 2922,0 589,0 960,1

Индекс физического объёма услуг туризма, к предыдущему году, %, 115,6 112,5 110,22 20,2 163,0

Объем оказанных услуг средствами размещения, млрд тг 108,36 103, 9 120,5 66, 8 109,0

Индекс физического объёма услуг средств размещения, к предыдущему году, % 100 96,0 116,0 55,4 163,2

В Казахстане общий объем оказанных туристической сферой услуг в 2020 году снизился почти в пять раз, гостиничных услуг - в два раза по сравнению с соответствующими показателями 2019 года.

В связи с закрытием межстрановых границ из-за СОУГО-19, передвижения иностранных туристов с конца 2019 по 2020 годы были ограничены, что, бесспорно негативно отразилось на въездном туристическом потоке Казахстана. В 2020 году величина показателя по въездному туризму составила лишь

4 Составлена авторами. Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Статистика туризма (https://stat.gov.kz/official/industry/22/statistic/7).

27,3 % от уровня данного показателя 2019 года (снижение - 72,7%), когда туристический поток по внутреннему туризму уменьшился за этот же период лишь на 7 % от показателя предыдущего (2019) года.

Согласно данным туристической сферы Республики Казахстан, итоги анализируемого периода до 2020 года показывают стабильный рост величины туристического потока по обоим направлениям, здесь, конечно, сыграла свою положительную роль и «Экспо-2017» [5].

Но эпидемия мирового масштаба изменила ход развития туристического бизнеса. До 2020 года в общем объеме турпотока страны в среднем 74 % приходилось на внутренний туризм, а в год эпидемии его доля достигла 91 % от общего количества туристического потока страны (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика движения туристического потока по Республике5

Анализ показывает, что в 2020 году объем туристического потока по стране снизился на 24 % по сравнению с 2019 годом за счет снижения уровня выездного туризма в 3,66 раза.

В 2021 году объем туристического потока по выездному и внутреннему туризму по стране сумели выправить благодаря кропотливой работе фирм и государственной поддержке. Показатели выездного и внутреннего туризма в 2021 году по сравнению с 2020 годом возросли, соответственно, на 8,3 % по выездному и на 12,6 % - по внутреннему.

Как и у любого предприятия, основная цель ведения бизнеса в данном секторе экономики, конечно же, получение прибыли, которая непосредственно связана с количеством и качеством оказываемых услуг потребителям (рисунок 2).

До 2020 года количество обслуживаемых посетителей в местах размещения и количество мест размещения по индустрии гостеприимства имели как показатели положительную тенденцию. Их ежегодный рост составлял от 4 до 13,4 % по первому показателю, и 8-11,2 % по второму показателю.

Как видим, из рисунка 2, в 2020 году, в год эпидемии, величины данных показателей снижаются. Например, количество обслуживаемых посетителей в местах размещения в 2020 году составило 57,1 % от уровня предыдущего (2019) года (3581 тыс. чел. в 2020 году - 6267 тыс. чел. в 2019 году).

В 2020 году количество мест размещения прибывающих гостей в страну составляло 3514 единиц. В следующем - 2021 году - в бизнес были введены 172 новые места размещения с соответствующей инфраструктурой, что привело к увеличению числа мест размещения до 3686 единиц, из которых 2095 единиц - гостиницы, 1591 единиц - иные места размещения.

Заполняемость гостиниц Республики, начиная с 2000 года, стабильно повышалась, хотя темпы роста были не очень высоки. В год эпидемии заполняемость гостиниц снизилась почти вдвое, что оказалось для гостинично-ресторанного бизнеса ощутимой потерей [6].

Показательно, что в этот кризисный год из сферы индустрии гостеприимства ресторанный бизнес смог переориентировать свою деятельность, и найти хоть и небольшой, но путь развития - перейти на прием заказов и доставку продуктов питания населению, в том числе полуфабрикатов, готовых

5 Составлен авторами. Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Статистика туризма (https://stat.gov.kz/official/industry/22/statistic/7).

пищевых продуктов и т.д. Сегодня данный вид услуг очень хорошо развивается, так как полюбился потребителям своей комфортностью.

25 20 15 10 5

о

Рисунок 2 - Динамика показателей по годам туристических мест размещения по Республике6

Заключение

Сфера индустрии гостеприимства для Казахстана, как и во всем мире, является одним из приоритетных направлений развития экономики. В этой связи исследование основных показателей туристического и гостиничного бизнеса важно не только для анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятий данного сектора экономики, но и для выработки дальнейших перспектив его развития.

Проведенный анализ показал, что прибыльность туристической индустрии в Республике в 2020 году сократилась до 60 % [6].

Показатели туристического потока: по внутреннему туризму в 2020 году сократились на 7,1 % по сравнению с 2019 годом, по выездному туризму - на 27,3 %, по въездному - на 33 %, соответственно. Заполняемость гостиниц (койко-мест) в 2019 году составила 23,7 %, а в 2020 году - 17,3 %, так как количество обслуживаемых посетителей в местах размещения за этот год сократилось на 2,7 млн человек.

С другой стороны, кризисный 2020 год предоставил хороший опыт по управлению и развитию бизнеса в трудных экономических ситуациях. Например, туристический бизнес Казахстана в данной ситуации обратил внимание на потоки внутреннего туризма и призвал население к отдыху внутри страны, оказывая им всестороннюю помощь в организации отдыха.

Население страны выезжало в прилегающие к городам природные зоны отдыха, национальные парки и санаторно-курортные лечебницы. Вследствие этого количество внутреннего турпотока по стране в сравнении с въездными и выездными сократилось незначительно.

Надо отметить, что деятельность туристических фирм, по определенным причинам, направлена на выездной туризм, который выводит финансы из страны. Любой стране, в том числе и Казахстану, желательно развивать въездной туризм, когда финансовые потоки идут в страну. А это значит - дополнительный доход стране, повышение уровня занятости населения, расширение сфер торговли, улучшение инфраструктурных возможностей и рост экономики страны в целом [7].

В этой связи в 2021 году Казахстан ввел ряд важнейших изменений в законодательную базу с целью поддержки деятельности туристических компаний7.

6 Составлен авторами. Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Статистика туризма (https://stat.gov.kz/official/industry/22/statistic/7).

7 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности. Закон Республики Казахстан от 30 апреля 2021 года № 34-VII ЗРК. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=36134761 (дата обращения: 10.04.2023). - Текст: электронный.

7000

2017 2018 2019 2020 2021

Количество обслуженных посетителей в местах размещения, тыс.чел. Количество мест размещения, единиц Заполняемость гостиниц (койко-мест), %

Отметим, что туризм является многозвеньевым межотраслевым комплексом, поскольку развитие туристического сектора означает и развитие индустрии гостеприимства (гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания, отдыха и развлечений и др.), что благоприятно отражается на экономике страны [8]. Изменения в законодательстве вступили в силу с 01.01.2023 года, где предусмотрены:

1. Субсидирование затрат за каждого иностранного туриста - 15 000 тенге.

2. Субсидирование затрат детского авиабилета при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров на территории Республики Казахстан - 100 % (в течение года).

3. Субсидирование затрат компании на содержание санитарно-гигиенических узлов - 83 300 тенге в месяц (в течение года).

4. Возмещение части затрат предпринимателям, занимающимся строительством и реконструкцией объектов туристической деятельности - 10 %, и компаниям, строящим инфраструктурные и сервисные объекты для туризма - 10 % от затрат (до 1 марта каждого года).

5. Возмещение части затрат на приобретение техники туроператорам вместимостью более восьми мест для сидения в размере 25 % от затрат.

6. Возмещение затрат по приобретению техники и оборудования для горнолыжных курортов -25 % от стоимости (до 1 марта каждого года).

В завершение отметим, что страны мира, в том числе и Казахстан, из эпидемии мирового масштаба вышли с честью, хотя потери были немалые. Значит, опыт работы бизнеса в кризисных ситуациях наработан, он есть. Следовательно, в условиях нестабильности международной политической ситуации, природных катаклизмов субьекты экономики могут найти выход для регулирования состояния бизнеса и вывести его на должный уровень.

Список литературы

1. Бекбенбетова Б., Жолдыбаева К. Особенности развития туристического и гостиничного бизнеса в Республике Казахстан // Международная научно-практическая конференция (г. Костанай, 17 апреля 2015 г.). - Костанай, 2015. - С. 30-32. - URL: https://journal.kineu.kz/wp-content/uploads/2023/04/Zhurnal-Nauka-2015-2-TOM-1-stud-konf-apr-Obshh.dists.pdf (дата обращения: 10.04.2023). - Текст: электронный.

2. Rodrigues P., Gómez-Suárez M., Brochado A., Borges A. P., Matias Á. COVID Crisis and the Impact on Smart Tourism, Sustainable Development and Local Communities // Palgrave Studies of Cross-Disciplinary Business Research, in Association with EuroMed Academy of Business. - 2022. - P. 157-179. - DOI 1007/9783-030-76583-5.

3. Эйдельман Б.М., Эйдельман Л.О. Особенности развития индустрии туризма после окончания пандемии коронавируса // Вестник ТИСБИ. - 2021. - № 1. - С. 58-65.

4. Вечкинзова Е.А., Дарибекова А.С. Проблемы и перспективы развития туристической отрасли Казахстана // Креативная экономика. - 2021. - Т. 15, № 8. - С. 3403-3420. - DOI 10.18334/ce.15.8.113256.

5. Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В. Современное состояние туризма в Казахстане: ключевые тренды // Вектор экономики. - 2019. - № 10 (40). - С. 9-12.

6. Абенова Е.А. Анализ экономической эффективности рынка туризма Казахстана в постпандемийный период // Central Asian Economic Review. - 2021. - Vol. 6. - P. 63-76.

7. Денисов И.В., Петренко Е.С., Мажитова С.К., Шабалтина Л.В. Экономика впечатлений. Управление развитием туризма в Казахстане // Креативная экономика. - 2020. - Т. 14, № 12. - С. 3686-3696. -DOI 10.18334/ce.14.12.111397.

8. Федоров Р.Г. Гостиничный бизнес как составляющая современной индустрии туризма // Молодой ученый. - 2013. - № 4 (51). - С. 307-311.

References

1. Bekbenbetova B., Zholdybaeva K. Osobennosti razvitiya turisticheskogo i gostinichnogo biznesa v Respub-like Kazahstan // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (g. Kostanaj, 17 aprelya 2015 g.). -Kostanaj, 2015. - S. 30-32. - URL: https://journal.kineu.kz/wp-content/uploads/2023/04/Zhurnal-Nauka-2015-2-TOM-1-stud-konf-apr-Obshh.dists.pdf (data obrashcheniya: 10.04.2023). - Tekst: elektronnyj.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rodrigues P., Gômez-Suârez M., Brochado A., Borges A. P., Matias A. COVID Crisis and the Impact on Smart Tourism, Sustainable Development and Local Communities // Palgrave Studies of Cross-Disciplinary Business Research, in Association with EuroMed Academy of Business. - 2022. - P. 157-179. - DOI 1007/978-3-030-76583-5.

3. Ejdel'man B.M., Ejdel'man L.O. Osobennosti razvitiya industrii turizma posle okonchaniya pandemii koronavirusa // Vestnik TISBI. - 2021. - № 1. - S. 58-65.

4. Vechkinzova E.A., Daribekova A.S. Problemy i perspektivy razvitiya turisticheskoj otrasli Kazahstana // Kreativnaya ekonomika. - 2021. - T. 15, № 8. - S. 3403-3420. - DOI 10.18334/ce.15.8.113256.

5.MamraevaD.G., TashenovaL.V. Sovremennoe sostoyanie turizma v Kazahstane: klyuchevye trendy // Vektor ekonomiki. - 2019. - № 10 (40). - S. 9-12.

6. Abenova E.A. Analiz ekonomicheskoj effektivnosti rynka turizma Kazahstana v postpandemijnyj period // Central Asian Economic Review. - 2021. - Vol. 6. - P. 63-76.

7. Denisov I.V., Petrenko E.S., Mazhitova S.K., Shabaltina L.V. Ekonomika vpechatlenij. Upravlenie razvitiem turizma v Kazahstane // Kreativnaya ekonomika. - 2020. - T. 14, № 12. - S. 3686-3696. - DOI 10.18334/ ce.14.12.111397.

8. FedorovR.G. Gostinichnyj biznes kak sostavlyayushchaya sovremennoj industrii turizma // Molodoj uche-nyj. - 2013. - № 4 (51). - S. 307-311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.