АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ УСЛУГ
УДК 640.41 й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-1
ЛАРИОНОВА Анна Анатольевна
Московский государственный университет дизайна и технологии (Москва, РФ);
кандидат экономических наук, доцент; [email protected]
ЗАЙЦЕВА Наталия Александровна
Российский экономический университет им. В.Г. Плеханова (Москва, РФ);
доктор экономических наук, профессор; [email protected]
Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России
со странами Запада
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что на фоне кризисных явлений в экономике и сложной внешнеполитической ситуации у гостиничного бизнеса появилась возможность выйти на новую качественную ступень стратегического развития. Целью данной работы является оценка влияния внешнеполитических факторов на значение показателей финансовой деятельности, разработку и реализацию стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе анализа влияния внешнеполитических факторов на стратегическое развитие индустрии гостеприимства, а также корректировка стратегического управления под воздействием данных факторов. Гипотеза исследования состоит в том, что индустрия гостеприимства может развиваться гораздо более высокими темпами при условии своевременного учёта на уровне предприятий наиболее значимых внешнеполитических факторов. В работе применялись методы системного подхода, экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения. В статье проводится подробный анализ изменения под влиянием внешнеполитических факторов значения основных показателей, характеризующих развитие гостиничного бизнеса в Российской Федерации, а также сравнение операционных показателей деятельности гостиниц г. Москвы за последние годы. Проведённый анализ позволил выявить основные тренды в развитии российской индустрии гостеприимства. Авторами статьи разработана
Ключевые слова:
индустрия гостеприимства, стратегия развития, внешнеполитические факторы, показатели развития, средства размещения, туризм
Ларионова А.А., Зайцева Н.А.
Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России со странами Запада
и описана авторская классификация стратегий развития гостиничного бизнеса, включающая четыре группы: стратегия широкой географической экспансии, сфокусированные географические стратегии, стратегия развития внутренних преимуществ, диверсификация гостиничного бизнеса. Материалы статьи могут быть использованы как в экспертно-аналитическом и научном сообществе для проведения дальнейших исследований в области стратегического менеджмента гостиничных предприятий, так и для практического использования в гостиничном бизнесе при разработке и реализации стратегий развития.
Введение. Гостиничный бизнес и туризм являются одними из важных видов предпринимательской деятельности, влияющих на решение социально-экономических проблем в регионах за счёт обеспечения занятости населения. Сегодня, несмотря на сложный период в российской экономике, для гостиничного бизнеса складывается благоприятный момент для разработки эффективной стратегии развития. Ослабление рубля и ухудшение внешнеполитической обстановки вызвали переориентацию российских туристов с внешних рынков на внутренний, а также увеличение въезда иностранных туристов с целью туризма [14].
Среди внешнеполитических факторов, оказавших наибольшее влияние на российскую индустрию гостеприимства за последние годы, можно назвать появление политических проблем на межгосударственном уровне, снижение бизнес-интереса со стороны европейских и других стран, поддержавших санкции против России, некоторое снижение количества контактов между гражданами России и странами - членами Европейского союза в деловой, общественной и академической сферах, в области туризма, а также личных связей вследствие введенных санкций [18].
Для стратегического планирования деятельности любого предприятия важно понимать, каков вектор влияния на бизнес наиболее значимых факторов и какие тенденции на рынке в результате этого появляются. Такая информация является основанием для корректировки или полного изменения ранее выбранной стратегии развития. Следовательно, проведение исследования, направленного
на анализ данных факторов и выявление трендов, является актуальной задачей, имеющей не только научное, но и практическое значение для предприятий индустрии гостеприимства.
Исследование тенденций развития российского туризма и гостеприимства
В России с 2014 года продолжается переориентация с выездного туризма, который в 2015 году показал сильнейшее снижение за 20 лет, на внутренний. В структуре гостевого потока в 2015 году произошли изменения: сократилось количество зарубежных туристов, (особенно из Европы и США) прибывающих с деловыми целями, но при этом возросло количество гостей из Ирана, Индии, Кореи. Лидерами въездного турпотока по-прежнему остаются туристы из Китая. Ключевые изменения в области въездного туризма очевидны: рост внутреннего туризма - основной тренд 2015 года [19]. Аналогичную динамику, вероятно, стоит ожидать и по итогам 2016 года.
Развитию внутреннего туризма способствует создание современной инфраструктуры [1, 2]. Ежегодно в России открываются новые гостинцы и аналогичные средства размещения, о чём свидетельствуют данные, представленные в табл. 1.
Как видно из данных табл. 1, наибольший прирост за последние 5 лет зафиксирован по пансионатам и меблированным комнатам - 107,9 и 78,4% соответственно. При этом хос-телы и общежития для приезжих показали наименьший прирост - всего 5,5%, что во многом связано с наличием ряда нерешённых проблем на законодательном уровне в части
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
ограничений по созданию этого вида средств размещений. За указанный период отмечается положительная динамика количества средств размещения всех категорий. В 2015 году в России открылся 21 отель под брендом международных операторов с номерным фондом около 3 300 номеров, а в 2016 году к открытию заявлено ещё около 30 гостиниц.
По прогнозу на начало июля, в 2016 году рынок брендированных гостиниц России увеличится на 3 720 номеров, значительный объём заявленного номерного фонда (примерно 35% от запланированного на год количества) уже введён в эксплуатацию. Лидером по срокам открытия новых гостиниц является Hilton: все заявленные оператором на 2016 год новые объекты уже принимают гостей. Следует отметить изменения в географии ввода нового номерного фонда. Так, вместо запланированных на год открытий в городах Ростов-на-Дону, Тверь, Волгоград, Воронеж, появились незаявленные в начале 2016 года проекты в Подмосковье, Новосибирске. Планируемый ввод номерного фонда в Москве по-прежнему составляет примерно половину от всего заявленного ввода качественного гостиничного предложения в России - 1 993 номеров1.
Рассмотрим динамику представленные в табл. 2 показателей, характеризующих состояние гостиничного бизнеса в РФ за 20102015 годы.
На основании данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что доходы гостиниц и аналогичных средств размещения от предоставляемых услуг в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 12%. Численность размещённых лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения за этот же период возросла на 11%, при увеличении числа ночёвок в гостиницах и аналогичных средствах размещения на 19%. Следователь-
1 V
Планируемые открытия отелей в 2016 году в России, СНГ и близлежащих странах, июль 2016. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru (Дата обращения: 10.07.2016).
но, рост доходов в большей степени обусловлен увеличением количества оказанных услуг, чем повышением цен. Вследствие локализации спроса отмечаются более низкие ценовые предпочтения гостей. За счёт более выраженной переориентации в сторону организованных групп загрузка в большинстве сегментов гостиниц выросла. В целом рост внутреннего туризма изменяет структуру спроса, портрет целевой аудитории, а также модель потребления.
Показатели, характеризующие эффективность деятельности гостиниц, имеют за анализируемый период в основном положительную динамику. Несмотря на то что рентабельность продаж в 2015 году ниже значений 2012-2013 годов, по сравнению с 2014 отмечается рост почти в 3 раза. Значение показателя среднегодовой величины доходов на одного работника характеризуется устойчивым положительным трендом.
В зависимости от сегмента гостиниц изменение операционных показателей деятельности гостиницы характеризуется двойственными тенденциями. Рассмотрим показатели деятельности на примере гостиниц различных сегментов г. Москвы (Табл. 3).
Оценка влияния различных факторов на развитие индустрии гостеприимства
Изменение внешнеполитической ситуации оказало двоякое влияние на развитие гостиничного бизнеса г. Москвы, с одной стороны, значительно сократился спрос из Европы и США, с другой - появились новые сегменты спроса, в т.ч. внутренний деловой туризм и состоятельные путешественники из регионов России, а также туристические группы из Китая [10]. Средний показатель загрузки по рынку качественных гостиниц Москвы в целом по итогам первых девяти месяцев 2015 года вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 4 п.п. - до 68,8% . Все сегменты гостиниц показали рост загрузки, не-
2 Обзор гостиничного рынка Москвы за три квартала 2015 г. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru (Дата обращения: 10.07.2016).
Ларионова А.А., Зайцева Н.А.
Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России со странами Запада
значительное снижение, на 1%, наблюдается только по среднему сегменту. Позитивная динамика средней цены и среднего дохода на номер наблюдается в люксовом сегменте, что связано с ростом количества гостей, которые могут на фоне слабого рубля позволить себе наивысший уровень сервиса и комфорта [3]. Остальные сегменты гостиниц на фоне общей кризисной ситуации в стране не увеличили
тарифы. Отмеченные тенденции сохраняются в 2016 году, по итогам первого полугодия все сегменты гостиниц, от люксовых отелей до гостиниц среднего ценового сегмента, продемонстрировали рост заполняемости по сравнению с прошлым годом. В свою очередь средняя цена номера увеличилась на 6,7%, т.к. растёт стоимость продуктов питания и средств жизнеобеспечения гостиниц.
Таблица 1 - Число гостиниц и аналогичных средств размещениями в РФ за 2010-2015 гг.3
Виды средств размещения 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста, 2015 / 2010 гг., %
Гостиница 4220 4444 4666 4856 5445 5698 135,0
Меблированные комнаты 616 700 793 853 1002 1099 178,4
Мотель 99 123 132 138 155 167 168,7
Пансионат 127 159 171 178 236 264 207,9
Общежитие для приезжих, хостел 507 500 484 495 492 535 105,5
Другая организация гостиничного типа 384 431 460 478 568 629 163,8
Всего 7866 8416 9316 9869 10714 13958 177,4
Таблица 2 - Показатели, характеризующие гостиничный бизнес в РФ4
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы гостиниц и аналогичных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей, тыс. руб. 115629840 137204791 161800681 185658224 190616913 213562149
Темп роста доходов по отношению к предыдущему году, % - 118,7 117,9 114,7 102,7 112,0
Затраты гостиниц и аналогичных средств размещения, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров), тыс. руб. 110793835 125527441 136807642 150012127 183946420 191975811
Темп роста затрат по отношению к предыдущему году, % - 113,3 109,0 109,7 122,6 104,4
Прибыль от реализации услуг, тыс. руб. 4836005 11677349,6 24993039 35646097 6670493,4 21586338
Темп роста прибыли по отношению к предыдущему году, % - 241,5 214,0 142,6 18,7 323,6
Средняя величина доходов на одного работника, тыс. руб. 1119,8 1336,0 1492,2 1723,4 1723,4 1866,7
Темп роста средней величины доходов на одного работника, по отношению к предыдущему году, % - 119,3 111,7 115,5 100,0 108,3
Рентабельность продаж, % 4,2 8,5 15,4 19,2 3,5 10,1
Количество номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. 260208 277916 300629 319143 371796 433218
Темп роста числа номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения по отношению к предыдущему году, % - 106,8 108,2 106,2 116,5 116,5
3 Составлено на основании данных Росстата. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi
4 т-
Там же.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Окончание таблицы 2
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Среднесписочная численность работников(без внешних совместителей и работников несписочного состава) средств размещения, чел. 103260 102699 108429,9 107728 110607 114404
Темп роста среднесписочной численности работников по отношению к предыдущему году, % - 99,5 105,6 99,4 102,7 103,4
Численность размещённых лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения, чел. 24025747 27112425 30235200 31732948 33159820 36817350
Темп роста численности размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения по отношению к предыдущему году, % - 112,8 111,5 105,0 104,5 111,0
Число ночёвок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. 60425354 67270707 73492103 76879842 84118810 100156032
Темп роста числа ночёвок в гостиницах и аналогичных средствах размещения по отношению к предыдущему году, % - 111,3 109,2 104,6 109,4 119,1
Таблица 3 - Динамика Average daily rate (ADR - средняя цена за номер), Revenue Per Available Room (RevPAR - доходность на номер) и Occupancy Rate (Occ - загрузка гостиницы) г. Москвы за 9 мес. (2014-2015 гг.)5
Люксовый сегмент
13000
14700
113,1
8000
9400
117,5
60
64
Верхний предел верхнего сегмента
9700
9500
97,9
5550
5900
106,3
54
63
Верхний сегмент
6000
5600
93,3
4000
3800
95,0
62
69,8
Верхний предел среднего сегмента
5000
4800
96,0
3500
3600
102,9
67
74,9
Средний сегмент
4200
4000
95,2
3000
2800
93,3
69
68
4
9
1
Лондон Милан Париж Амстердам Цюрих Рим Брюссель Стокгольм Мадрид Дублин Берлин Барселона Лиссабон Белфаст Вена Эдинбург Москва Прага
3,93
■ 4,01
■ 4,01
4,02
4,05
4,09 4,09 Ш 4,11 ^ 4,12
4,14 4,14
4,17 4,19 4,2 4,21
4,22 4,23
4,3
Рис. 1 - Рейтинг гостиниц Европы в 2015 году (по данным Colliers International)
Источник: JLL. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru (Дата обращения: 15.07.2016)
5
Ларионова А.А., Зайцева Н.А.
Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России со странами Запада
Положительные сдвиги происходят и с точки зрения качества обслуживания. Гостиницы Москвы заняли второе место в рейтинге европейских гостиниц (рис. 1), набравших наибольшее количество положительных отзывов от туристов со всего мира. Компании Revinate и Colliers International проанализировали отзывы, оставленные гостями отелей по всей Европе, что позволило оценить как основные европейские страны, так и основные города с точки зрения восприятия гостиничного рынка этих направлений. Данное исследование основано на анализе 4,7 млн. обзоров более чем 4 600 отелей Европы, размещенных на сайтах Tripadvisor.com, Booking.com, Expedia.com, Hotels.com и др.6
Согласно данным исследования только четыре города улучшили свои показатели за последние 3 года - Москва, Амстердам, Брюссель и Эдинбург.
Другие исследователи также фиксируют рост числа положительных оценок в отношении сервиса российских отелей. Так, в ежегодном рейтинге приветливости работников гостиниц стран Европы, составленном экспертами Hotel.info, позиции отечественных отелей заметно улучшились. По сравнению с прошлым годом Россия совершила настоящий прорыв, попав по этому показателю в Т0П-20 и едва не войдя в Т0П-10.
Подобный рост положительных отзывов - хороший знак для гостиничного рынка, особенно на фоне восстановления спроса и растущего турпотока.
На фоне развития внутреннего туризма спрос на качественные гостиницы возрос не только в Москве [15], но и по всей стране. Значительно изменилось предложение во многих регионах, увеличилось количество гостиниц, ресторанов, залов для конференций и мероприятий [5, 13, 16]. Например, если ещё пять-семь лет назад Казань как туристическое направление была мало известна, то сегодня
можно говорить о том, что, помимо спортивной столицы, город стал ещё и полноценным туристическим направлением и сейчас устойчиво занимает третью позицию по количеству туристов (после Санкт-Петербурга и Москвы). Гостиничный бизнес в Казани развивается очень активно. Несмотря на то, что после 2013 года рынок оказался довольно-таки пресыщен отелями, в 2015 новые гостиницы продолжали открываться. Сложная экономическая ситуация не смогла повлиять на снижение количества туристов, посещающих Казань. Конкуренция очень высока и продолжает расти, что положительно отражается на уровне регионального гостиничного продукта.
Конкуренция в российском гостиничном бизнесе усиливается и не только по традиционным средствам размещения. Все больше строится мини-отелей и хостелов, которые привлекают наиболее мобильную часть спроса - молодёжь и студентов. Это свидетельствует о продолжающемся процессе рыночной сегментации. Гости стали более требовательными, а открытие новых сетевых и независимых гостиниц также стимулирует улучшение качества услуг. В будущем по мере замедления ввода в эксплуатацию новых средств размещения, в первую очередь качественных, вследствие сложностей с финансированием новых проектов, конкуренция перейдёт в плоскость спроса, который рискует превысить предложение. Совершенно очевидно, что это вызовет рост цен и постепенно скорректирует спрос [14].
В целом можно сделать вывод о том, что сегодня российский гостиничный бизнес переживает один из самых сложных периодов. Как практически любой отраслевой рынок, гостиничный бизнес активно реагирует на кризисные явления, вследствие чего гостиничные сети вносят коррективы или пересматривают свои стратегии развития [7, 12].
6 Hotelier.Pro. URL: http://hotelier.pro (Дата обращения: 15.07.2016).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Научно-методические подходы к классификации стратегий развития индустрии гостеприимства с учётом влияния на неё внешнеполитических факторов
С точки зрения такого квалификационного признака, как динамика целевых параметров бизнеса, можно выделить следующие виды стратегий: стратегии развития; стратегии стабилизации (поддержания достигнутого уровня) и стратегия сокращения.
В условиях обостряющейся конкуренции стратегия развития гостиничного бизнеса представляет собой адекватный ответ на вызовы внешней среды, удовлетворяющий запросы общества, потребителей, владельцев бизнеса и работников этих предприятий [6, 8]. В словаре Ожегова дано следующие определение термина «развитие» - «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход из старого качественного состояния в новое качественное состояние, от простого к сложному, от низшего к высшему» [11]. Новое качественное состояние бизнеса можно охарактеризовать как количественный рост его основных параметров, как диверсификацию деятельности, как внутренние изменения, повышающие эффективность деятельности.
Стратегия стабилизации предполагает поддержание деятельности компании на достигнутом уровне, соответственно, стратегия сокращения направлена на установление целевых параметров ниже достигнутого уровня [21].
Таким образом, на основании результатов исследования, проведённого авторами статьи, можно сделать вывод о том, что в гостиничном бизнесе наиболее широко используются следующие группы стратегий развития (рис. 2).
В предложенной авторской классификации выделены группы стратегий развития, основанных на понимании того, что достижение целевых параметров может осуществляться различными путями с учётом объёмов ресурсов и сложившихся условий внешней среды, в
т.ч. под воздействием внешнеполитических факторов.
Рис. 2 - Классификация стратегий развития гостиничного бизнеса
Специфика гостиничного бизнеса такова, что рост количественных параметров, таких как номерной фонд, связан в первую очередь с расширением рынков сбыта как внутреннего, так и внешнего [22]. Поэтому стратегии развития гостиничного бизнеса охарактеризуем с точки зрения расширения географии гостиничного бизнеса. На современном этапе можно выделить группу стратегий широкой географической экспансии, которая направлена на активное и быстрое проникновение на новые географические рынки, открытие большего количества стандартных отелей и формирование в максимальной степени разветвлённой сети. В качестве примера можно привести гостиничные сети Hilton, Accor, Intercontinental. В эту группу входят стратегии франчайзинга, слияния/поглощения, горизонтальной интеграции.
Группа сфокусированных географических стратегий характеризуется более низкими темпами роста, поскольку он достигается за счёт увеличения гостиниц с уникальным, высококлассным сервисом и неповторимой атмосферой, каждая может являться достопримечательностью или памятником архитектуры, отражает культуру и историю того региона, в котором она расположена, например, сети гостиниц Baglioni, Kempinski, Rocco Forte Collection [17].
Группа стратегий диверсификации бизнеса связана с освоение новых видов производств и оказания услуг. Например, компания Hilton при выходе на новые рынки создаёт сети не только с гостиницами, но с компаниями
Ларионова А.А., Зайцева Н.А.
Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России со странами Запада
сопутствующих отраслей. Зачастую гостиничный бизнес является частью стратегии диверсификации производственных, энергетических компаний, для многих инвесторов - это непрофильный бизнес, и гостиничный актив используется для диверсификации доходов [20].
Стратегия развития внутренних преимуществ направлена на становление внутренних процессов оказания гостиничных услуг за счёт активного применения информационных технологий, модернизации и автоматизации процессов обслуживания, развития внутреннего маркетинга, совершенствования стандартов обслуживания, диверсификации гостиничных услуг [4]. Например, гостинца «Метрополь» реализует стратегию предоставления уникальных пакетов с посещением основных культурных мест г. Москвы.
Изучая влияние внешнеполитических факторов на стратегии развития предприятий индустрии гостеприимства, необходимо учитывать, что рассмотренные группы стратегий тесно взаимосвязаны. Так, стратегия широкой географической экспансии, сфокусированная географическая стратегия или диверсификации бизнеса не приведут к росту качественных характеристик бизнеса, если отсутствует развитие внутренних преимуществ. Следовательно, выбор гостиницами и иными средствами размещения стратегии развития с учётом изменения внешнеполитической ситуации должен быть основан на комплексном исследо-
вании не только факторов внешней, но и внутренней среды, учитывать сильные и слабые стороны конкретного бизнеса.
Выводы и предложения
На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что гостиничный бизнес в России является одним из самых быстро и успешно развивающихся отраслей экономики. На гостиничном рынке представлены крупные компании, объединившие многочисленные бренды, отдельные международные и отечественные гостиничные сети [9], а также самостоятельные гостиницы, реализующие разнообразные виды стратегий развития.
Предприятиям индустрии гостеприимства можно предложить использовать ситуацию, сложившуюся под влиянием внешнеполитических факторов, для дальнейшего совершенствования стратегического управления и повышения конкурентоспособности как на российском, так и международном рынке. Совершенно очевидно, что в будущем вероятна стабилизация спроса на услуги гостеприимства, а следовательно, снижение темпов роста доходов гостиниц и иных средств размещения. Выбирая стратегию развития с учётом предложенных рекомендаций, предприятия индустрии гостеприимства смогут эффективнее использовать имеющиеся у них материально-финансовые ресурсы.
Список источников:
1. Виноградова М.В. Инструменты управления региональным туристским комплексом // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 6 (33). С. 79-88.
2. Дручевская Л.Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6 (44). С. 16-22.
3. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В. Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2(63). С. 151-163.
4. Катькало В.С., Мукба В.Н. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2004. № 4. С. 3-30.
5. Козлов Д.А. Стратегия управления доходами для гостиниц в развивающихся дестинациях Российское Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-4. С. 526-530.
СЕРВИС
Т. 10, No. 8(69)
2016
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
6. Лайко М.Ю., Скобкин С.С. Экономическая стратегия туристского предприятия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 1. С. 76-81.
7. Ларионова А.А. Современные тренды и перспективы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 23(398).
8. Мирзаев Р.И. Формирование стратегии развития ресурсного потенциала гостиничных комплексов // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3(27). С. 27-29.
9. Морозова М.А., Малюшенкова Е.Д. Российские особенности развития сетевого гостиничного бизнеса // Актуальные проблемы экономики, управления и образования в сфере рекреации и туризма: сб. науч. трудов. СПб.; М., 2015. С. 69-75.
10. Никольская Е.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса // Путь науки. 2015. № 1 (11). С. 65-67.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс; Мир и образование, 2011.
12. Орлова А.М. Стратегия дифференциации и условия ее применения в гостиничном бизнесе Санкт-Петербурга // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. №11 (50). С. 80-84.
13. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в Центральном Федеральном округе Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. 2015. Т.25. № 3. С. 151-162.
14. Титиевская Е.М. Тенденции развития гостиничного бизнеса и туризма в России // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 3 (41). С. 55-58.
15. Черникова Л.И., Харитонова Т.В. Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 27 (261). С. 11-19.
16. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. 2016. № 2 (674). С. 37-45.
17. Bunakov O.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A. Research on the Evolution of Management Concepts of Sustainable Tourism and Hospitality Development In the Regions // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. №6, Р. 39-44.
18. Korneevets V., Semenova L. Specifics of Forming the Competitive Hotel Complex in the Kaliningrad Region of Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 3. Р. 289-295.
19. Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. №3 S5, Р. 275-282.
20. Anholt S. Handbook on Tourism Destination Branding. 2014.
21. Úbeda-García M., Cortés C., Marco-Lajara B., Zaragoza-Sáez P. Strategy, training and performance fit. // International Journal of Hospitality Management. 2014. №42, Р. 100-116.
22. Whale Watch: An Indigenous Tourism Case Study World Tourism Organization UNWTO, Global Report on Adventure Tourism. 2014.
С. 43-53.
Ларионова А.А., Зайцева Н.А.
Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России со странами Запада
Anna LARIONOVA Natalija ZAJCEVA
b
THE IMPACT OF EXTERNAL ECONOMIC FACTORS ON DEVELOPMENT STRATEGIES OF ENTERPRISES OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE NEW REALITIES OF RUSSIA'S RELATIONS WITH WESTERN COUNTRIES
0 Moscow State University of Design and Technology (Moscow, Russia); PhD in Economics, Associate Professor;
e-mail: [email protected]
' Plekhanov Russian University of Economics
(Moscow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]
Keywords:
hospitality industry, development strategy, foreign policy factors, development indicators, accommodation facilities, tourism
Hotel business against the backdrop of the crisis in the economy and difficult foreign policy situation has got an opportunity to reach a new qualitative stage of strategic development. The article is aimed at the estimating of the foreign policy factors impact on the value of financial performance, development and implementation of development strategies of enterprises of hospitality industry. The organizational and economic relations arising in analyzing impact of the foreign policy factors on the strategic development of the hospitality industry, as well as the adjustment of strategic management under the action of these factors, are the subject of the article. The hypothesis of the study is that the timely account of the most significant foreign policy factors at the enterprise level provides more rapid development of the hospitality industry. The systematic approach, economic and statistical, quantitative and qualitative analysis were used in this research. The article analyzes in details the caused by foreign policy factors changes of the main indicators characterizing the development of the hotel business in the Russian Federation, as well as gives a comparison of operating performance of hotels in Moscow in recent years. The analysis allowed to identify the main development trends in the Russian hospitality industry. The authors have developed and described the authorial classification of hotel business development strategies, which includes four groups: the strategy of wide geographic expansion, the focused geographical strategy, the internal benefits development strategy, and diversification of the hotel business. The research results can be used in the expert-analytical and scientific community for further studies in the field of strategic management of hotel enterprises, as well as for practical use in the hospitality industry in designing and implementation of development strategies.
References
1. Vinogradova M.V. Instruments of strategic management for regional tourist complex // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2012. № 6 (33). Pp. 79-88.
2. Druchevskaya L.E. The future and peculiarities of hotel business development in Russia // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2013. № 6 (44). Pp. 16-22.
3. Dukhovnaya L.L., Kobeleva O.V., Shpagina I.V. Small hotels of Moscow: Problems and prospects // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2016. T. 10. № 2 (63). Pp. 151-163.
4. Kat'kalo V.S., Mukba V.N. International hotel chains: The organization specifics and typology of development strategies // Vestnik SPb. universiteta [Bulletin of St. Petersburg University]. Series 8. Management. 2004. № 4. Pp. 3-30.
a
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
5. Kozlov D.A. Revenue management strategy for hotels in developing destinations of the Russian Federation // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research]. 2016. № 2-4. Pp. 526-530.
6. Layko M.Y., Skobkin S.S. Economic strategy of tourism enterprise // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2013. № 1. Pp. 76-81.
7. Larionova A.A. Modern trends and development prospects of the hotel business in the Russian Federation // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional Economics: Theory and Practice]. 2015. № 23(398). Pp. 43-53.
8. Mirzaev R.I. Forming hotel complexes resource development strategy // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy]. 2013. № 3(27). Pp. 27-29.
9. Morozova M.A., Maljushenkova E.D. Russian peculiarities of the network hotel business development / Aktual'nye problemy ekonomiki, upravlenija i obrazovanija v sfere rekreacii i turizma [Actual problems of economics, management and education in the field of recreation and tourism]: Coll. of scientific articles. St. Petersburg; Moscow, 2015. Pp. 69-75.
10. Nikol'skaja E.Yu. Modern problems and development prospects of hotel business // Put' nauki [The Way of Science]. 2015. № 1 (11). Pp. 65-67.
11. OzhegovS.I. Explanatory Dictionary of the Russian language. Moscow: Onyx; The World and Education, 2011.
12. OrlovaA.M. Differentiation strategy and its application conditions in the hospitality industry of Saint Petersburg // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologij [Economics and Management of Innovative Technologies].2015. № 11 (50). Pp. 80-84.
13. Pecherica E.V., Sharafanova E.E. The hotel business development in the Central Federal District of the Russian Federation // Vestnik Mordovskogo universiteta [Bulletin of Mordovian University].2015. Vol. 25. № 3. Pp. 151-162.
14. Titievskaja E.M. Development trends of hotel business and tourism in Russia // Nauchnyj vestnik MGIIT [MSITI Scientific Bulletin]. 2016. № 3 (41). Pp. 55-58.
15. Chernikova L.I., Haritonova T.V. Research of problems and prospects of hotel services market development of Moscow in the current economic conditions // Finansovaja analitika: problemy i reshenija [Financial analytics: problems and solutions].2015. № 27 (261). Pp. 11-19.
16. Sheresheva M.Yu., Poljanskaja E.E. The hotel business development in the Russian regions // Finansy i kredit [Finances and Credit]. 2016. № 2 (674). Pp. 37-45.
17. Bunakov O.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A. Research on the Evolution of Management Concepts of Sustainable Tourism and Hospitality Development In the Regions // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. No 6, P. 39-44.
18. Korneevets V., Semenova L. Specifics of Forming the Competitive Hotel Complex in the Kaliningrad Region of Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 3. P. 289-295.
19. Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No 3 S5, P. 275-282.
20. Anholt S. Handbook on Tourism Destination Branding. 2014.
21. Úbeda-García M., Cortés C., Marco-Lajara B., Zaragoza-Sáez P. Strategy, training and performance fit. International Journal of Hospitality Management. 2014. No 42, P. 100-116.
22. Whale Watch: An Indigenous Tourism Case Study World Tourism Organization UNWTO, Global Report on Adventure Tourism. 2014.
Ларионова А.А., Зайцева Н.А. Влияние внешнеэкономических факторов на разработку стратегий развития предприятий индустрии гостеприимства в новых реалиях отношений России со странами Запада // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 6-16. й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-1.
Larionova A., Zajceva N. The impact of external economic factors on development strategies of enterprises of the hospitality industry in the new realities of Russia's relations with Western countries. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 6-16. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-1.