Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2699
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ КОМПАНИИ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуракова Анна Александровна

В статье анализируются особенности гостиничного бизнеса. Отмечается, что гостиничный бизнес стал одним из крупнейших секторов в мире, до пандемии характеризовался устойчивыми темпами роста. Выявлено, что индустрия гостеприимства отличается трудоемкостью, существенно зависит от фаз экономического цикла, тесно связана с развитием транспорта и инфраструктуры и развивается под влиянием таких явлений, как глобализация и цифровизация. Доказано, что влияние новых техно -логий сыграло значительную роль в росте гостиничного бизнеса. Существенное влияние на тренды развития и уровень предоставляемых услуг оказывают крупнейшие транснациональные корпорации сектора услуг - международные гостиничные сети. Раскрыто, что цифровизация всей общественной жизни и цифровая трансформация ведущих экономик наряду с появлением феномена платформенного капитализма и явления совместного потребления привели к резкому изменению условий деятельности гостиничных компаний. Доказано, что дальнейшее развитие компаний индустрии гостеприимства напрямую связано с цифровой трансформацией. На примере одной из ведущих транснациональных корпораций гостиничной отрасли показаны сложности цифровой трансформации в гостиничном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуракова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE HOTEL BUSINESS

The article analyzes the features of the hotel business. It is noted that the hotel business has become one of the largest sectors in the world, before the pandemic it was characterized by steady growth rates. It was revealed that the hospitality industry is labor-intensive, depends significantly on the phases of the economic cycle, is closely related to the development of transport and infrastructure, and develops under the influence of phenomena such as globalization and digitalization. It has been proven that the influence of new technologies has played a significant role in the growth of the hotel business. The largest transnational corporations in the service sector - international hotel chains - have a significant impact on development trends and the level of services provided. It is revealed that the digitalization of all social life and the digital transformation of leading economies, along with the emergence of the phenomenon of platform capitalism and the phenomenon of shared consumption, have led to a dramatic change in the operating conditions of hotel companies. It has been proven that the further development of hospitality companies is directly related to digital transformation. Using the example of one of the leading transnational corporations in the hotel industry, the complexities of digital transformation in the hotel sector are shown.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_59 УДК 658.8:004.9

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО

БИЗНЕСА

Чуракова Анна Александровна,

аспирант, Московский государственный институт международных отношений, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

В статье анализируются особенности гостиничного бизнеса. Отмечается, что гостиничный бизнес стал одним из крупнейших секторов в мире, до пандемии характеризовался устойчивыми темпами роста. Выявлено, что индустрия гостеприимства отличается трудоемкостью, существенно зависит от фаз экономического цикла, тесно связана с развитием транспорта и инфраструктуры и развивается под влиянием таких явлений, как глобализация и цифровизация. Доказано, что влияние новых техно -логий сыграло значительную роль в росте гостиничного бизнеса. Существенное влияние на тренды развития и уровень предоставляемых услуг оказывают крупнейшие транснациональные корпорации сектора услуг - международные гостиничные сети. Раскрыто, что цифровизация всей общественной жизни и цифровая трансформация ведущих экономик наряду с появлением феномена платформенного капитализма и явления совместного потребления привели к резкому изменению условий деятельности гостиничных компаний. Доказано, что дальнейшее развитие компаний индустрии гостеприимства напрямую связано с цифровой трансформацией. На примере одной из ведущих транснациональных корпораций гостиничной отрасли показаны сложности цифровой трансформации в гостиничном секторе.

Ключевые слова: цифровизация; цифровой маркетинг; международные гостиничные компании; гостиничный бизнес; транснациональные корпорации гостиничной индустрии; цифровая трансформация; индустрия гостеприимства.

UDC 658.8:004.9

IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF THE HOTEL BUSINESS

Churakova Anna Alexandrovna,

Post-graduate student, Moscow State Institute of International Relations, Moscow,

Russia, e-mail: [email protected]

The article analyzes the features of the hotel business. It is noted that the hotel business has become one of the largest sectors in the world, before the pandemic it was characterized by steady growth rates. It was revealed that the hospitality industry is labor-intensive, depends significantly on the phases of the economic cycle, is closely related to the development of transport and infrastructure, and develops under the influence of phenomena such as globalization and digitalization. It has been proven that the influence of new technologies has played a significant role in the growth of the hotel business. The largest transnational corporations in the service sector - international hotel chains - have a significant impact on development trends and the level of services provided. It is revealed that the digitalization of all social life and the digital transformation of leading economies, along with the emergence of the phenomenon of platform capitalism and the phenomenon of shared consumption, have led to a dramatic change in the operating conditions of hotel companies. It has been proven that the further development of hospitality companies is directly related to digital transformation. Using the example of one of the leading transnational corporations in the hotel industry, the complexities of digital transformation in the hotel sector are shown.

Keywords: digitalization; digital marketing; international hotel companies; hotel business; hotel transnational corporations; digital transformation; hospitality industry.

Введение

Истоки индустрии гостеприимства зародились еще во времена Римской империи. Питание вне дома было частью римской жизни. Первые структуры по оказанию услуг размещения были обнаружены в оживленных социальных и коммерческих районах древних городов, например вокруг форума, бань и в районе амфитеатра. Первоначально постояльцы снимали комнаты в частных домах, отсюда и их название «хоспития», которое происходит от слова «гостеприимство», или гостеприимства, которое хозяин оказывал своим гостям. Одним из первых известных отелей был Дом Саллюстия в Помпеях, старый дом, преобразованный из частной резиденции в отель. Кроме того, были заведения для размещения не только граждан римской империи, но и низшего сословия. Они обеспечивали жильем, едой и напитками постояльцев.

Модель гостиницы средневековой Европы послужила фундаментом организации функционирования современного отеля. Они обеспечивали потребности путешественников, включая еду и ночлег, конюшни и корм для лошадей путешественников. Сегодня японский отель Nishiyama Onsen Keiunkan официально признан старейшим отелем в мире.

Технологическое, экономическое и социальное развитие в XIX и особенно в XX вв. привело к значительным изменениям в гостиничной индустрии, во многом за счет роста инвестиций, выхода многих гостиничных компаний на фондовый рынок, активной поддержки правительств, а также значительного роста спроса на гостиничные услуги. Кроме того, значительное влияние на рост гостиничной и туристической индустрии оказало развитие, улучшение и удешевление глобальных авиаперевозок.

Глобализация наряду с технологиями четвертой промышленной революции привела к изменению в поведении, модели потребления, динамике и объёмах оказания международных услуг [8]. Одновременно глобальная внешняя среда гостиничного бизнеса характеризуется исключительной нестабильностью и кризисными явлениями, связанными с пандемией, экономическим спадом, системным неравенством и серьезной деградацией международного сотрудничества на фоне закрытия границ, быстрых технологических

изменений и изменения в потребительском поведении [12]. Значительные изменения во внешней середе компаний глобального сектора потребления определяются взаимным влиянием двух важных тенденций - глобализации и цифровизации [5]. Цифровизация бизнеса предопределена быстротой изменений во внешнем бизнес-окружении компаний и значительной скоростью изменения потребителей [15].

Методология

Принятый метод исследования состоит из анализа количественных и качественных данных рынка, а также наблюдения за основ -ными фактическими тенденциями в сравнительной перспективе.

Статья имеет следующую структуру. В начале дается общее описание гостиничной индустрии и ее развития с учетом последних тенденций сектора. Далее анализируется, как этот сектор изменился под воздействием цифровизации, выделяются основные тренды, отмечается необходимость сотрудничества отелей и онлайн-туристических ресурсов и платформ; делается вывод о сложностях и направлениях цифровизации гостиничного бизнеса, отмечаются перспективные цифровые технологии гостиничного бизнеса, в заключении обобщены основные идеи исследования.

Результаты исследования

С точки зрения тождественности индустрии гостеприимства и гостиничной индустрии отдельные исследователи ошибочно считают эти отрасли одним и тем же. Основное отличие состоит в том, что индустрия гостеприимства включает в себя несколько различных секторов, в то время как гостиничная индустрия - это всеобъемлющий термин, который включает в себя услуги, связанные с размещением гостей или жильем [1]. Индустрия гостеприимства имеет три основных направления. Первая область -это жилье, которое включает отели, заведения В&В (ночлег и завтрак, мотели и другие предприятия по предоставлению жилья), вторая - продукты питания и напитки, в которую входят рестораны, бары, сети быстрого питания и другие фирмы, предлагающие еду и напитки, третья - путешествия и туризм, которые включают авиалинии, поезда и корабли. К участникам глобальной гостиничной индустрии относятся отели и курортные

отели с частными или общими удобствами, а также с услугами питания и ресторанами или без них. Сюда входят как сетевые, так и франчайзинговые операторы. Однако к глобальной гостиничной индустрии не относятся все другие формы размещения, такие как мотели, стоянки для автоприцепов и кемпинги, молодежные и туристические отели, а также гостиницы типа «постель и завтрак». В целом индустрия гостеприимства - это широкая группа компаний, которые предоставляют услуги клиентам, одна из крупнейших и быстрорастущих отраслей во всем мире [3].

Около 1350 миллионов - таково было коли -чество международных туристов в 2018 г., согласно исследованию Всемирной туристской организации. Гостеприимство определяется как связь между клиентами (путешественниками, туристами, деловыми путешественниками, делегатами и т. д.) и принимающей стороной, а также акт доброжелательности в приветствии и удовлетворении основных потребностей клиентов и незнакомцев, в основном относительно еды, питья и проживания.

Гостиничная индустрия - это составная часть индустрии гостеприимства, которая специализируется на предоставлении клиентам услуг по размещению. Существует большое количество типов отелей, которые можно разделить на категории по размеру, функциям, услугам и стоимости. С точки зрения качества и уровня обслуживания выделяются три варианта: ограниченное обслуживание, среднее обслуживание и полное обслуживание. При этом для удобства потребителей используется другая классификация - система оценки по звездам, где одна звезда - самая низкая оценка, а пять - самая высокая. Когда дело доходит до функциональности, некоторые из категорий включают бизнес, казино, спа, длительное пребывание, варианты размещения В&В (кровать и завтрак) и многое другое.

В последние годы все больше людей во всем мире стали рассматривать путешествия как неотъемлемую часть жизни. Расхо -ды на поездки на отдых и деловые поездки за последние пять лет выросли в годовом исчислении. Размер рынка гостиничной и курортной индустрии также выиграл от этого притока путешественников, при этом при росте всех показателей глобальной гостиничной индустрии за период с 2014 по 2019 г.,

в 2020 г. произошло резкое снижение из-за пандемии [18].

В то время как глобальные компании показывали устойчивый рост за последнее десятилетие, этого не произошло в 2020 г., что было прямым результатом пандемии коронавируса (COVID-19) [7]. С введением ограничений на поездки для сдерживания распространения болезни направления международного и внутреннего туризма были временно остановлены. В результате влияние коронавируса на сектор услуг, как и на весь потребительский сектор, было особенно серьезным [6]. При небольшом количестве туристов, способных или желающих путешествовать, показатели отелей по всему миру резко упали. Ежемесячный доход отелей в расчете на один доступный номер по всему миру резко упал во всех регионах, как и сред -ние дневные ставки и заполняемость [14]. Представление о масштабах глобальной гостиничной индустрии в 2020 г. дает следующая статистика [23]:

- размер рынка: 949 млрд долларов;

- количество предприятий: 660 190;

- средняя рентабельность по отрасли:2,3 %;

- занятость в отрасли: 9 517 462.

Согласно отчету WTCC прогнозируется

значительный рост мировой гостиничной индустрии на фоне преодоления коронавируса к 2025 г., в целом же предполагается, что глобальная индустрия гостеприимства вырастет с 8 трлн долл в 2017 г. до 10 трлн долл. в 2025 г. В индустрии гостеприимства создано более 300 миллионов рабочих мест, что составляет около 10 % от общей занятости в 2017 г. В развивающихся странах ожидается еще более значительный рост индустрии гостеприимства и туризма. Такие страны, как Индия, Бразилия, Южная Африка и т. д., ослабили нормы, чтобы открыть инвестиционные возможности для крупнейших гостиничных компаний в мире.

Общий доход гостиничной индустрии в США в 2018 г. достиг 200 млрд долл. Кроме того, в ближайшие годы миллениалы становятся крупнейшим сегментом потребителей, придавая спросу особые характеристики и становясь важным драйвером роста отрасли [13].

Индустрия путешествий и туризма в настоящее время составляет более 10 % мирового ВВП, на гостиничную индустрию приходится

половина этого показателя. Благодаря прочным основам гостиничного бизнеса, обилию капитала и растущему доверию инвесторов, глобальные инвестиции в гостиничный бизнес продолжают расти [10]. Сектор гостеприимства испытывает существенное влияние процессов транснационализации бизнеса. Возрастающее количество деловых путешественников, рост качества обслуживания клиентов, рост числа индивидуальных поездок ведут к увеличению спроса в основных регионах, при этом наибольшая активность отмечается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На этом фоне активно развиваются региональные операции гостиничных транснациональных корпораций, на перспективных рынках открываются филиалы и дочерние компании гостиничных транснациональных сетей [2].

Для гостиничных транснациональных корпораций, как и всех транснациональных корпораций, характерна реализация единой глобальной стратегии развития на основе единого титула собственности [9]. Самыми крупными гостиничными сетевыми транснациональными компаниями являются: Marriott International, Hilton Worldwide, Intercontinental Hotels Group и Wyndham Hotel Group. Все эти компании включают в свой портфель различные гостиничные бренды, от отелей с ограниченным набором услуг до заведений с полным спектром услуг. При сравнении дочерних компаний этих ТНК в списке ведущих мировых гостиничных брендов по стоимости бренда бренд Hilton Worldwide Hilton Hotels & Resorts занял первое место со стоимостью бренда 10,83 млрд дол. США в 2020 г. Marriott International, крупнейшая гостиничная компания по размеру выручки, зафиксировала самый высокий доход в мире, заработав 21 млрд долл. США в 2019 г. Однако это не единственные показатели, которые можно использовать для измерения успеха гостиничной компании. Wyndham Hotel Group заняла первое место в рейтинге отелей с наибольшим количеством объектов по всему миру - почти 9,3 тыс. номеров. Наконец, имея самый высокий мировой доход, Marriott International также была лидером среди гостиничных компаний с наибольшим количеством номеров, на которые приходилось примерно 1,4 млн номеров по всему миру. Для крупнейших гостиничных

ТНК характерен постоянно расширяющийся портфель отелей [19].

Marriott International - одна из крупнейших гостиничных сетей в мире, насчитывающая более семи тысяч отелей и около 30 брендов в своем портфеле. В 2020 г. глобальная сеть отелей Marriott International насчитывала 7642 объекта размещения по всему миру, по сравнению с 7349 в предыдущем году. Увеличение количества объектов недвижимости с 2015 по 2016 г., скорее всего, можно объяснить приобретением Marriott канадской сети Delta Hotels и американской сети Starwood Hotels and Resorts. Благодаря приобретению Delta и Starwoods, Marriott расширила свое присутствие за пределами США, в 2020 г. открыла 2036 объектов недвижимости в разных странах мира [21]. При этом у другой крупнейшей гостиничной ТНК Hilton Worldwide в 2020 г. было примерно на полторы тысячи отелей меньше. Еще одна американская гостиничная сеть Wyndham Hotel Group возглавила рейтинг крупнейших гостиничных компаний по количеству объектов в 2020 г., имея более девяти тысяч единиц в глобальном портфеле.

При этом в основе определения размера гостиничной сети транснациональных корпораций лежит количество располагаемых номеров, так как именно этот показатель определяет все финансово-хозяйственные характеристики. В 2020 г. на долю Marriott International приходилось более 1,4 млн гостиничных номеров, что делает ее ведущей гостиничной компанией по количеству номеров. Для сравнения, у Hilton Worldwide и Wyndham Hotel Group было около 974 и 831 тыс. номеров соответственно. Многонациональная Wyndham Hotel Group является одной из крупнейщих гостиничных компаний по количеству объектов недвижимости. По состоянию на июнь 2018 г. Wyndham насчитывала почти 9 тыс. единиц в своем мировом портфеле, который варьировался от экономичного до высококлассного жилья. AccorHotels - разнородная группа, управляющая более чем 4 тыс. отелей в 95 странах, охватывающих спектр от роскошных до бюджетных.

Практически все отели активно используют цифровые технологии в своей деятельности. При этом со стороны гостиничных сетей предпринимаются попытки по расширению

каналов коммуникации, так как, с одной стороны, это помогает клиентам найти подходящее место для отдыха, а с другой - гостиницы за счет новых каналов увеличивают целевую аудиторию [11]. Прогресс в сфере цифровых технологий предоставляет компаниям возможность пользоваться новыми ресурсами, каналами продаж и инструментами, без кото -рых поставленные цели не будут достигнуты [4]. Но процесс интеграции цифровых технологий в операции гостиничных компаний становится все сложнее, требуя значительных денежных ресурсов и квалифицированных специалистов [17]. Столкнувшись с мощными волнами цифровых потрясений, идущими со всех сторон, и неожиданной конкуренцией со стороны одной из самых впечатляющих историй успеха цифровой эры - Airbnb, у крупных традиционных гостиничных групп не было другого выбора, кроме как принять изменения и преобразовать свои организации, чтобы стать более цифровыми и гибкими и, следовательно, более конкурентоспособными. Ведущие гостиничные ТНК реализуют амбициозную цифровую трансформацию, направленную на то, чтобы вернуть клиента в центр своей стратегии и операций.

Одним из ключевых преобразователей конкуренции в гостиничной отрасли было расширение прав и возможностей потребителей: доступ потребителей к информации -о ценах, средствах размещения, возможностях выбора альтернативных вариантов размещения и обмена опытом с глобальной аудиторией, что привело к ослаблению конкурентных позиций много традиционных гостиничных сетей [17]. В то время как гостиничные сети выстраивали отношения с туристическими агентствами и стремились сохранить жесткий контроль над своими отношениями с клиентами и другими заинтересованными сторонами, новое поколение онлайн-тураген-тов (OTA) и других онлайн-ресурсов оказывало все более сильное влияние на потребительский процесс принятия решения. Новые участники, такие как TripAdvisor, Booking.com, Agoda и Expedía, взяли на себя множество ролей от размещения обзоров до предложения авиабилетов со скидкой и предложений отелей и изменили отрасль, став основным фактором, способствующим бронированию. В то же время альтернативные сайты размещения, такие как Homestay, onefinestay (кото-

рый AccorHotels приобрела в апреле 2016 г.) и Airbnb, изменили ожидания клиентов в отношении индустрии размещения. В 2015 г., отели только в Нью-Йорке потеряли около 450 млн долл. прямых поступлений под влиянием активных операций Airbnb [22]. Компания Airbnb, не имеющая ни одного объекта размещения, стала крупнейшей платформой в гостиничном бизнесе, и будучи запущена как стартап в 2008 г., теперь имеет капитализацию около 30 млрд долл. США, что примерно на 10 млрд долл. больше, чем у крупнейшей гостиничной ТНК Marriott International [16].

Общим для процессов цифровой трансформации в гостиничном бизнесе было быстрое накопление пользовательского фото-и видеоконтента, а также текстовых отзывов, которые все больше влияли на планирование поездок и покупательское поведение потребителей. Ресурсы по размещению независимых отзывов, туристические сообщества в социальных сетях давали возможность гостям оставить отзыв, узнать больше об отеле от тех, кто там уже останавливался, и сформировать независимое мнение. Менеджмент многих гостиничных ТНК, например, Marriott International, Hilton, AccorHotels, переосмыслил подход к присутствию в Интернете, сделав контент центральным элементом стратегий. Опорным моментом выстраивания новых стратегий стало развитие навыков по сбору и анализу отзывов потребителей, анализу электронной репутации [16; 20]. Крупнейшие гостиничные сети должны были научиться использовать различные типы контента, оценить его актуальность, а также то, как каждая единица информации способна продвигать (и тормозить) клиента в процессе принятия решения о бронировании (от выбора места предполагаемой поездки, бронирования, непосредственного посещения до окончания поездки и коммуникации после отъезда). Особенно важны два источника ин -формации: изображения и текст, генерируемые отелями через собственные веб-сайты, социальные сети, а также пользовательский контент, например информация в блогах, комментариях и обзорах на сайтах-отзовиках и в независимых туристических сообществах в социальных сетях. Первый тип контента в основном нацелен на обучение и информирование клиентов, привлекая их рационально за счет информации о характеристиках и

особенностях объекта размещения, ценах, наличии свободных номеров. Второй тип контента в большей степени создается для развлечения и убеждения, воздействуя на клиента эмоционально.

Примером внедрения цифровых технологий в операционную деятельность является цифровая трансформация, реализованная гостиничной ТНК AccorHotels. В рамках цифровой трансформации AccorHotels начала разрабатывать и интегрировать анализ упоминаний о бренде в социальных сетях (SML), систематически изучая отзывы, комментарии и жалобы клиентов на сайтах OTA, сайтах-отзовиках и в социальных сетях. Внедрение соответствующих инструментов помогло компании стать более клиентоориентирован-ной, анализировать комментарии клиентов на каждом этапе их пути и реагировать на запросы. AccorHotels изначально наладила партнерские отношения с сайтами-отзовика-ми, например с TripAdvisor, что помогло оперативно реагировать на комментарии, размещенные пользователями. AccorHotels также стимулировали клиентов оставить отзыв о посещении отелей, что помогло генерировать больше пользовательского контента и, следовательно, привлечь клиентов. Немаловажной целью стратегии было привлечение трафика на веб-сайт компании через генерацию собственного контента в социальных сетях с указанием веб-сайта. Бронирование через сайт более выгодно ТНК, так как в случае бронирования через ОТА с отельной сети взимается комиссия. Наконец, новая цифровая стратегия потребовала устранения традиционных барьеров внутри организации между такими функциями, как маркетинг, стратегия, финансы и управление человеческими ресурсами. Для AccorHotels это означало обеспечение широкого распространения собранной информации внутри компании и создание системы для интеграции показателей элек-

тронной репутации в схемы стимулирования для повышения ответственности сотрудников. Собранная информация стала широко распространяться между внутренними отделами. Кроме того, AccorHotels работали над созданием системы, побуждающей каждый элемент взаимодействия с клиентом (от стойки регистрации до обслуживающего персонала) повышать показатели онлайн-репутации компании в своей деятельности. С этой целью были разработаны новые КР1, которые были увязаны с индивидуальными стимулами сотрудников [16].

Выводы

Цифровые технологии с некоторым отставанием внедряются в гостиничный бизнес, по сравнению с такими отраслями, как финансы и промышленность. Однако интерес к использованию цифровых технологий в деятельности гостиничных сетей очень высок, что обусловлено изначальной клиенто-ориентированностью гостиничных компаний. Прогресс в сфере цифровых технологий предоставляет гостиничным сетям возможность пользоваться новыми ресурсами, инструментами и каналами взаимодействия, без которых поставленные цели не будут достигнуты. Цифровые инструменты позволяют «услышать» клиента, сделать его центром деятельности гостиничных сетей. Однако процесс цифровой трансформации сопряжен с рядом сложностей, например с существованием внутренних барьеров на пути распространения информации между отделами, отсутствием квалифицированного персонала, а также с нехваткой ресурсов. Интеграция навыков создания, распространения и анализа контента, а также использования полученной информации в совершенствовании бизнес-операций гостиничных сетей является обязательным условием для решения проблем, связанных с цифровой трансформацией бизнеса.

Список литературы_

1. Богомазова, И. В. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы / И. В. Богомазова, Е. В. Аноприева, Т. Б. Климова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - Т. 13. - Вып. 3. -С. 34-47.

2. Владимирова, И. Г Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции / И. Г Владимирова, Н. Ю. Конина, В. С. Ефремов // Управленец. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 70-81.

3. Джанджугазова, Е. А. Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России / Е. А. Джанджугазова, Ю. А. Кабелкайте-Вайткене // Сервис Plus. - 2018. - Т. 12. - № 3. - С. 96-104.

4. Зоидов, К. Х. Динамика институтов инновационного развития: российский и зарубежный опыт / К. Х. Зои-дов, Ю. А. Ковальчук, И. М. Степнов. - Москва, 2020.

5. Долженко, И. Б. Информационные технологии и изменения внешней среды ТНК потребительского сектора / И. Б. Долженко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-2. - С. 39-43.

6. Долженко, И. Б. Цифровая трансформация ТНК потребительского сектора / И. Б. Долженко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 12-2 (58). - С. 13-17.

7. Конина, Н. Ю. Маркетинг ТНК в условиях цифровой трансформации экономики 4.0 / Н. Ю. Конина, Е. А. Пономарёва, Е. А. Панова Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - № 6. - С. 3-11.

8. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Н. Ю. Конина; Московский государственный институт Международных отношений. - Москва, 2009.

9. Менеджмент / Н. Ю. Конина и др. - Москва, 2016.

10. Морозов, М. А. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и обще -ство. - 2018. - № 1. - С. 135-141.

11. Овчаренко, Н. П. Цифровые технологии и диджитал-маркетинг: новые возможности для гостиничного бизнеса / Н. П. Овчаренко, К. И. Костенко, И. Г Павленко // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-i-didzhital-marketing-novye-vozmozhnosti-dlya-gostinichnogo-biznesa (дата обращения: 01.09.2021).

12. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства / Р. Б. Ноздрева и др. - Москва, 2018.

13. Стратегии развития международных компаний / В. Ю. Гречков и др.; под редакцией Р. Б. Ноздревой. -Москва, 2013.

14. Alrawadieh, Z. Digital transformation and revenue management: Evidence from the hotel industry / Z. Alrawadieh, G. Cetin // Tourism Economics. - 2021. - № 27 (2). - С. 328-345.

15. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution // Palgrave Macmillan. - 2021. -January 3. - 306 p.

16. Dubois D. Lessons in Digital Transformation from the Hotel Industry. January 5, 2017. - URL: https://knowledge. insead.edu/marketing/lessons-in-digital-transformation-from-the-hotel-industry-5123 (дата обращения: 01.09.2021).

17. Key Digital Trends in the Hospitality Industry for 2019. - URL: https://www.revfine.com/digital-trends-hospitality-industry/ (дата обращения: 01.09.2021).

18. Nieto-Garcia, M. The dimensions of hotel customer ratings that boost RevPAR / M. Nieto-Garcia, G. Resce, A. Ishizaka // International Journal of Hospitality Management. - 2019. - No. 77. - C. 583-592.

19. Sharma, A. Hotels to OTAs: "Hands off my rates!" The economic consequences of the rate parity legislative actions in Europe and the US / A. Sharma, J. L. Nicolau // Tourism Management. - 2019. - № 75. - С. 427-434.

20. Xiang, Z. From digitization to the age of acceleration: on information technology and tourism / Z. Xiang // Tourism Management Perspectives. - 2018. - № 25. - С. 147-150.

21. URL: https://www.statista.com/statistics/247285/number-of-marriott-international-hotels-worldwide/ (дата обращения: 01.09.2021).

22. Zach, F. J. Disruptive innovation, innovation adoption and incumbent market value: the case of Airbnb / F. J. Zach, J. L. Nicolau, A. Sharma // Annals of Tourism Research. - 2020. - № 80.

23. Lock, S. Hotel industry worldwide - statistics & facts, 2021. Mar 15. - URL: https://www.statista.com/topics/1102/ hotels/ (дата обращения: 01.09.2021).

References_

1. Bogomazova I.V., Anoprieva E.V., Klimova T.B. Cifrovaya e'konomika v industrii turizma i gostepriimstva: tendencii i perspektivy', Servis v Rossii i za rubezhom, 2019, vol. 13, Vy'p. 3, pp. 34-47.

2. Vladimirova I.G., Konina N.Yu., Efremov V.S. Transnacionalizaciya mezhdunarodny'x kompanij: osobennosti i tendencii, Upravlenecz, 2020, vol. 11, no. 4, pp. 70-81.

3. Dzhandzhugazova E.A., Kabelkajte-Vajtkene Yu.A. Transformaciya gostinichnogo biznesa v usloviyax razvitiya cifrovoj e'konomiki v Rossii, Servis Plus, 2018, vol. 12, no. 3, pp. 96-104.

4. Zoidov K.X., Koval'chuk Yu.A., Stepnov I.M. Dinamika institutov innovacionnogo razvitiya: rossijskij i zarubezhnyj opy't. Moskva, 2020.

5. Dolzhenko I.B. Informacionny'e texnologii i izmeneniya vneshnej sredy' TNK potrebitel'skogo sektora, E'konomika i biznes: teoriya i praktika, 2019, no. 5-2, pp. 39-43.

6. Dolzhenko I.B. Cifrovaya transformaciya TNK potrebitel'skogo sektora, E'konomika i biznes: teoriya i praktika, 2019, no. 12-2 (58), pp. 13-17.

7. Konina N.Yu., Ponomareva E.A., Panova E.A. Marketing TNK v usloviyax cifrovoj transformacii e'konomiki 4.0, Marketing v Rossii i za rubezhom, 2020, no. 6, pp. 3-11.

8. Konina N.Yu. Konkurentosposobnost' transnacional'nyx korporacij v usloviyax globalizacii: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Moskovskij gosudarstvenny'j institut Mezhdunarodny'x otnoshenij. Moskva, 2009.

9. Konina N.Yu., Efimova N.V., Zagrebel'naya N.S., Nozdreva R.B., Sokolova M.I. Menedzhment. Moskva, 2016.

10. Morozov M.A., Morozova N.S. Novaya paradigma razvitiya turizma i industrii gostepriimstva v usloviyax cifrovoj e'konomiki, Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshhestvo, 2018, no. 1, pp. 135-141.

11. Ovcharenko N.P., Kostenko K.I., Pavlenko I.G. Cifrovy'e texnologii i didzhital-marketing: novy'e vozmozhnosti dlya gostinichnogo biznesa, Problemy' sovremennoj e'konomiki, 2018, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-i-didzhital-marketing-novye-vozmozhnosti-dlya-gostinichnogo-biznesa (data obrashheniya: 01.09.2021).

12. Sovremennye problemy' menedzhmenta, marketinga i predprinimatel'stva / R.B. Nozdreva i dr. Moskva, 2018.

13. Strategii razvitiya mezhdunarodnyx kompanij/ V.Yu. Grechkov i dr.; pod redakciej R.B. Nozdrevoj Moskva, 2013.

14. Alrawadieh Z, Alrawadieh Z, Cetin G. Digital transformation and revenue management: Evidence from the hotel industry, Tourism Economics, 2021, no. 27(2), pp. 328-345.

15. Digital Strategies in a Global Market. Navigating the Fourth Industrial Revolution / Editors: Konina, Natalia (Ed.) Palgrave Macmillan; 1st ed. 2021 edition (January 3, 2021) 306 p.

16. Dubois D. Lessons in Digital Transformation from the Hotel Industry. January 5, 2017. URL: https://knowledge. insead.edu/marketing/lessons-in-digital-transformation-from-the-hotel-industry-5123 (data obrashheniya: 01.09.2021).

17. Key Digital Trends in the Hospitality Industry for 2019. URL: https://www.revfine.com/digital-trends-hospitality-industry/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

18. Nieto-Garcia M., Resce G., Ishizaka A. The dimensions of hotel customer ratings that boost RevPAR, International Journal of Hospitality Management, 2019, no. 77, pp. 583-592.

19. Sharma A., Nicolau J.L. Hotels to OTAs: "Hands off my rates!" The economic conse-quences of the rate parity legislative actions in Europe and the US, Tourism Management, 2019, no. 75, pp. 427-434.

20. Xiang Z. From digitization to the age of acceleration: on information technology and tourism, Tourism Management Perspectives, 2018, no. 25, pp. 147-150.

21. URL: https://www.statista.com/statistics/247285/number-of-marriott-international-hotels-worldwide/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

22. Zach F.J, Nicolau J.L, Sharma A. Disruptive innovation, innovation adoption and in-cumbent market value: the case of Airbnb, Annals of Tourism Research, 2020, no. 80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Lock S. Hotel industry worldwide - statistics & facts, 2021. Mar 15. URL: https://www.statista.com/topics/1102/ hotels/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.