Научная статья на тему 'Рынок труда слабоурбанизированного региона: проблемы функционирования и регулирования'

Рынок труда слабоурбанизированного региона: проблемы функционирования и регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кылгыдай Ай-Кыс Чамдаловна

Статья посвящена вопросам поиска выхода из современной сложной ситуации на рынках труда регионов, требующих новых подходов, регулирующих мер, адекватных современному социально-экономическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда слабоурбанизированного региона: проблемы функционирования и регулирования»

УДК 331.6

РЫНОК ТРУДА СЛАБОУРБАНИЗИРОВАННОГО РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. Ч. Кылгыдай

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

Статья посвящена вопросам поиска выхода из современной сложной ситуации на рынках труда регионов, требующих новых подходов, регулирующих мер, адекватных современному социально-экономическому развитию.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, регион, социально-экономическое развитие.

LABOR MARKET OF A LABORBURANIZED REGION: PROBLEMS OF FUNCTIONING AND REGULATION

A. Ch. Kylgyday

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of the Russian Academy

of Sciences (Kyzyl, Russia)

The article is devoted to the issues of finding a way out of the modern complex situation in the labor markets of regions that require new approaches, regulating measures adequate to modern social and economic development. Keywords: labor market, unemployment, region, socio-economic development.

Ситуация, которая уже довольно длительное время довлеет на региональных рынках труда Российской Федерации (РФ), характеризуется региональными проблемами, свойственными каждому ее субъекту. Очевидно, что это требует применения уникальных методов, подходов, регулирующих мер, обеспечивающих улучшение положения дел с безработицей в каждом из регионов РФ. Особую остроту и специфику проблемы безработицы имеют в слабоурбанизированных регионах. Так, в частности, в регионах с высокой долей сельского населения (Тыва, Республика Алтай, Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия), несмотря на реализацию специальных программ, направленных на борьбу с безработицей, ее уровень в этих регионах все еще остается весьма высоким и снижается крайне медленно.

Фундаментальные различия регионов, обусловленные природными, инфраструктурными, демографическими факторами, определяя содержание ситуации на региональных рынках труда, не могут тем самым не влиять на уровень жизни населения, на структуру и содержание социально-

трудовых отношений в его среде. Все эти аспекты нуждаются в тщательном научном исследовании, нацеленном на описание содержания этих факторов, установление взаимовлияющих связей между ними, причинно-следственных зависимостей и т. п. В конечном итоге, необходимо сформулировать систему регулирующих мер [1], направленных на улучшение положения дел с безработицей на региональных рынках труда. Объектом исследования здесь являются слабоурбанизированные регионы, предметом исследования — рынки труда в этих регионах и их оценка с позиции уровня и содержания безработицы. Одним из первых методов в таких исследованиях выступает классификация; разновидностью ее можно назвать сегментирование рынков. В качестве критерия сегментирования региональных рынков труда предлагается использовать уровень урбанизации регионов, оцениваемый по доле городского населения в его общей структуре. На основе этого критерия проведена их классификация с выделением следующих сегментов (табл. 1):

— высокоурбанизированные регионы с долей городского населения выше 80%; в ос-

новном это старопромышленные регионы с плотной городской сетью, довольно часто с природно-климатическими условиями, не подходящими или малопригодными для проживания в сельской местности; среднеурбанизированные регионы с долей городского населения от 60% до 80%; по многим характеристикам близки к высокоурбанизированным, но уступают им

по доле городского населения, плотности городской сети; — слабоурбанизированные регионы с долей городского населения до 60%; это регионы, слабо затронутые индустриализацией, с незначительным числом городов, с благоприятными для проживания в сельской местности и ведения сельского хозяйства климатическими условиями.

Классификация регионов РФ по уровню урбанизации, по данным 2015 г.

Таблица 1

Высокоурбанизированные регионы Среднеурбанизированные регионы Слабоурбанизированные регионы

г. Санкт-Петербург, г. Москва, Сахалинская обл., Московская обл., Магаданская обл., Хабаровский край, Ивановская обл., Свердловская обл., Ярославская обл., Челябинская обл., Кемеровская обл. Белгородская обл., Ленинградская обл., Воронежская обл., Чувашская Респ., Нижегородская обл., Камчатский край, Респ. Татарстан, Тульская обл., Тамбовская обл., Респ. Мордовия, Самарская обл., Ульяновская обл., Тюменская обл., Саратовская обл., Костромская обл., Калужская обл., Пензенская обл., Липецкая обл., Вологодская обл., Респ. Марий Эл, Чукотский авт. окр., Приморский край, Рязанская обл., Еврейская авт. обл., Омская обл., Кировская обл., Ставропольский край, Красноярский край, Калининградская обл., Ростовская обл., Иркутская обл., Удмуртская Респ., Новосибирская обл., Томская обл., Респ. Башкортостан, Тверская обл., Брянская обл., Респ. Коми, Псковская обл., Курская обл., Астраханская обл., Владимирская обл., Новгородская обл., Мурманская обл., Волгоградская обл., Респ. Саха (Якутия), Орловская обл., Архангельская обл., Алтайский край, Респ. Бурятия, Оренбургская обл., Забайкальский край, Смоленская обл., Амурская обл., Курганская обл., Пермский край, Респ. Карелия, Респ. Северная Осетия-Алания, Респ. Хакасия Краснодарский край, Респ. Адыгея, Респ. Калмыкия, Респ. Алтай, Кабардино-Балкарская Респ., Карачаево-Черкесская Респ., Респ. Тыва, Чеченская Респ., Респ. Дагестан, Респ. Ингушетия

Анализ состояния рынка труда регионов Российской Федерации в разрезе представленной выше классификации выявил следующее: наиболее напряженная ситуация на рынках труда нашей страны складывается именно в слабоурбанизированных регионах, к которым относятся республики Юга Сибири и Кавказа.

Предложенная классификация позволяет также определять перспективные направления разви-

тия региональных рынков труда с учетом степени урбанизации регионов. Очевидно, что разный уровень урбанизации их обусловливает особенности формирования, функционирования и развития региональных рынков труда (табл. 2), что выражается в территориальной дифференциации составляющих этих рынков, наличием специфических условий и дифференцированных возможностей решения проблем безработицы.

Таблица 2

Особенности функционирования рынков труда в регионах с разным уровнем урбанизации

Регионы Рынок труда

Высокоурбанизированные Характеризуется высокой степенью саморегуляции, обусловленной плотной сетью городов с развитой инфраструктурой, создающих условия высокой трудовой мобильности рабочей силы, привлекательностью для трудовых мигрантов возможностями более быстрого трудоустройства вследствие своей емкости и разнообразия трудовых занятий, высокой скоростью создания новых рабочих мест в результате активного развития новых отраслей экономики, высоким уровнем зарплаты. Наблюдается очень низкий уровень безработицы

Среднеурбанизи-рованные Наблюдается высокая мобильность работников, поддерживаемая развитой сетью городов и городских поселений, диверсифицированной отраслевой структурой, эффективно формируемой системой социальных лифтов. Быстрое развитие рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения обеспечивает разнообразие форм занятости, относительно низкий уровень безработицы

Слабоурбанизированные Структуры рынка труда слаборазвиты, представлены значительно меньшим количеством отраслей, вследствие недиверсифицированной экономики, наблюдается низкая территориальная мобильность, диспропорция в структуре спроса и предложения рабочей силы, высокий уровень и продолжительность безработицы, особенно сельской

Наличие проблем на рынках труда слабоурбанизированных регионов РФ обусловлено их сложностью и специфичностью характеристик, ибо именно это и не позволяет региональным структурам управления разрабатывать типовые (или приближенные к типовым) региональные программы борьбы с безработицей, которые бы не были сколько-нибудь обременительными для местных бюджетов. Уникальность характеристик рынков труда в слабоурбанизированных регионах обусловливает сложность их функционирования, выражающуюся в низкой способности к саморегуляции таких рынков. Конкретными причинами этого являются: низкий уровень дифференциации экономики слабоурбанизированного региона; относительно слабое развитие промышленности, строительства; отставание в развитии социальной, транспортной инфраструктуры; медленное развития частного сектора экономики; высокий уровень безработицы, особенно на селе; значительный удельный вес бедного населения; недостаточная территориальная мобильность рабочей силы.

Для выявления особенностей рынков труда слабоурбанизированных регионов предлагается методический подход к их исследованию в форме блок-схемы. Применение предлагаемого подхода позволяет формировать информационную базу для всестороннего анализа региональных рынков труда. Подход опирается на известные методики анализа региональных рынков труда, т. е. он представляет собой некую модификацию традиционных методов решения подобного рода задач. Суть модификации состоит в комплексном применении специальных методов исследования рынка труда слабоурбанизированного региона, включающей изучение социокультурных факторов в функционировании рынка труда, использование результатов которого может стать реальным драйвером развития рынка труда региона с высоким уровнем в его демографической структуре сельского населения. Исследование предлагается осуществить по схеме, включающей в себя пять этапов; каждый последующий этап базируется на результатах предшествующего (рис.).

Начало исследования — определение базовых принципов, понятий и типа рынка труда исследуемого региона (I этап). На втором этапе изучаются факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка труда региона, проводится анализ статистических показателей. На третьем — анализируются взаимосвязи безработицы и социально-экономического развития региона, исследование особенностей трудового поведения, трудовых наклонностей, предпочтений населения региона, прогнозные расчеты перспектив развития региона. Результаты исследования, полученные на этапах I, II, III, создают научную основу для анализа особен-

ностей слабоурбанизированного региона, что способствует более точному определению его специфики и, следовательно, разработке более точных и эффективных мер по регулированию (этапы IV, V). Методика апробирована на материалах Республики Тыва при решении задач развития механизмов регулирования рынка труда этого региона [2].

Исследование рынка труда слабоурбанизированного региона обусловлено следующими обстоятельствами:

— во-первых, на рынках труда большинства слабоурбанизированных регионов сложилась критическая ситуация, которая характеризуется низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния;

— во-вторых, сохранение высокой безработицы в регионах создает угрозу углубления бедности населения и социальной нестабильности, снижает уровень социального благополучия населения, порождает комплекс других социально-экономических проблем.

Для улучшения ситуации на рынке труда в слабоурбанизированных регионах наряду с традиционными методами регулирования рынка труда предлагается применение инновационных методов их развития в целом и рынка труда в частности. Сюда предлагается отнести разработку и реализацию крупных инфраструктурных проектов, создание целевых экономических зон, формирование кластеров в сфере этнического хозяйства [3].

В поисках выхода из критической ситуации на рынках труда слабоурбанизированных регионов нами предложена классификация методов снижения безработицы, представленная в виде матрицы, строками которой являются макро- и микроуровни управления, столбцами — сферы, сгруппированные по направлениям управленческой деятельности: социальная, инновационная, финансово-кредитная и инвестиционная, организационно-техническое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение (табл. 3).

Предлагаемые в клетках матрицы таблицы 3 методы снижения безработицы применимы ко всем типам регионов, но в первую очередь — к слабоурбанизированным. Это обусловлено тем, что в слабоурбанизированных регионах рынки труда имеют особенности, связанные с отставанием социально-экономического развития регионов, с необходимостью фискальных мер (финансовых и налоговых льгот для развития предпринимательства); с необходимостью специальных программ для закрепления рабочей силы; с повышенными затратами федерального бюджета для соблюдения социальных стандартов. В решении проблем слабоурбанизированных

регионов, наряду с традиционными методами регулирования рынка труда, нами предлагаются инновационные методы развития слабоурбанизированных территорий и рынков труда в них. В частности,

реализация крупных инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ, формирование целевых экономических зон, кластеров в сфере этнического хозяйства, этнического туризма [3].

Блок-схема исследования рынка труда региона

Таким образом, диверсификация экономики, формирование многоукладной, инновационной экономики в слабоурбанизированном регионе будет способствовать его социальному и экономическому развитию, расширению сфер занятости. Такой подход обеспечит наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, приведет к сниже-

нию уровня безработицы, уменьшению социальной напряженности и повышению интенсивности внутренних миграционных потоков. А обеспечение высокого уровня качества жизни при сохранении традиционного, привычного для населения уклада существенно повысит социальную привлекательность региона в качестве места жительства и отдыха.

Таблица 3

Классификация методов снижения безработицы

\сфе- Финансо-

\ры Социальная Инновационная во-кредит- Организационно-техническое обес- Нормативно-

сфера сфера ная и инве- правовое

Уров- стиционная печение обеспечение

ни сферы

— реализация фе- — эффективная — расширение — реализация круп- — стратегия социаль-

деральных про- координация го- сферы и пе- ных инвестиционных но-экономического

грамм по разви- сударственных речня инстру- проектов; развития РФ;

тию производств действий в сфере ментов кре- — долгосрочный про- — стратегия националь-

в регионах; инноваций; дитования гноз потребностей ной безопасности Рос-

— разработка пер- — создание сти- экономиче- экономики в рабочей сийской Федерации;

Л спективных про- мулов к иннова- ских субъек- силе в разрезе отрас- — совершенствование

X е грамм создания ционной деятель- тов; лей, видов деятельно- действующего законо-

ш о л и сохранения но- ности; — введе- сти, профессий; дательства в сфере за-

р > н п вых рабочих мест; — развитие отрас- ние отдель- — развитие организа- нятости населения;

о р Й — развертывание лей по приори- ной статьи ционных форм, акку- — отраслевые доку-

р * Л) § новых программ тетным направле- в федераль- мулирующих иннова- менты стратегического

строительства жи- ниям инноваций; ном бюдже- ционные разработки; планирования Россий-

лья и создания со- — развитие ин- те по финан- — создание институ- ской Федерации;

циально-бытовой новационной ин- сированию циональных структур — стратегия простран-

инфраструктуры фраструктуры программы создания и сохранения рабочих мест на стыке интересов власти, бизнеса и населения ственного развития Российской Федерации

— развитие соци- — создание усло- — финансо- — создание целевых — стратегия социаль-

альной инфра- вий для иннова- во-кредитная экономических зон; но-экономического

структуры; ционной деятель- поддержка — решение пробле- развития субъекта Рос-

— содействие ности; действующих мы эффективного ис- сийской Федерации;

строительству со- — формирование предприя- пользования выде- — региональные целе-

циального и ком- системы бизнес- тий, особенно ленных ресурсов; вые программы сни-

мерческого жилья; структур; в кризисных — налаживание меха- жения безработицы;

— развитие рынка — создание ситуациях; низма отбора наибо- — формирование по-

доступного жилья; и развитие ин- — целевое фи- лее перспективных литики активной це-

— разработка до- фраструктуры нансирова- экономических и со- ленаправленной под-

кумента (програм- поддержки инно- ние создания циальных проектов; держки развития

Л мы), содержаще- ваций: технопар- новых пред- — создание на прин- новых производств

н е го мероприятия ков, центра транс- приятий; ципиально новой ос- по переработке сель-

со о н по созданию ра- фера технологий, — открытие нове перерабаты- скохозяйственной про-

р > о бочих мест, пред- инновационных новых пред- вающего комплекса дукции;

о р ф усматривающие центров; приятий продукции традици- — региональные нор-

а конкретные меры — установление на средства онных отраслей; мативные акты, спо-

и § по созданию эко- льготных условий инвестицион- — разработка систе- собствующие созда-

номически эффек- страхования рис- ного фонда мы мер по поддерж- нию рабочих мест

тивных рабочих ков субъектами, для реализа- ке градообразующих в перспективных от-

мест в перспектив- реализующими ции крупных предприятий раслях экономики,

ных отраслях эко- инновационные инфраструк- поддержке малого

номики проекты; — формирование кластеров в сфере этнического хозяйства, в сфере этнического туризма турных проектов предпринимательства

Окончание таблицы 3

\сфе-\ры Уровни \ Социальная сфера Инновационная сфера Финансо-во-кредит-ная и инвестиционная сферы Организационно-техническое обеспечение Нормативно- правовое обеспечение

— создание (восста- — разработка си- — развитие — внедрение системы — создание норматив-

новление) рабочих стемы инструмен- системы кре- перспективного пла- ной правовой основы

мест, дающих наи- тов, повышающих дитования нирования внедре- стимулирования дея-

больший экономи- экономическую субъектов ма- ния инноваций; тельности предприя-

ческий эффект; мотивацию к ин- лого пред- — внедрение новых тий и организаций

— сохранение ква- новационной дея- приниматель- технологий; по целенаправленной

е и лификационного тельности; ства; — применение мето- подготовке кадров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i-к потенциала; — стимулирова- — создание дов деления и кво- — создание эффектив-

и — выполнение со- ние спроса на ин- новых ин- тирования рабочих ной системы правовой

^ с циальных обяза- новационную струментов мест для молодежи и социальной защи-

е тельств продукцию для стиму- и других социальных щенности молодежи

р С лирования групп; в трудовой сфере;

предприятий, — целевая подготовка — внесение в договоры

создающих кадров при прогноз- с работниками и кол-

новые рабо- ной диверсификации лективные догово-

чие места производства ры мер по установле-

нию социальных льгот

для молодежи

Следует отметить, что роль слабоурбанизированных регионов, как обладателей уникальных рекреационных ресурсов, в настоящее время возрастает: наличие чистого воздуха, других уникальных характеристик, может при их умелом использовании обеспечить население таких регионов новыми сферами занятости в области услуг, отвечающих по содержанию уникальной специфике региона. Эти региональные преимущества, безусловно, надо

использовать в развитии слабоурбанизированных регионов. В решении подобных задач предлагается использовать методы маркетинга территорий [4, с. 286-288]. Это, несомненно, будет способствовать возникновению и развитию в слабоурбанизированных регионах воспроизводственных процессов, которые создадут материальные условия для снижения безработицы в регионах с преимущественно сельским населением.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балакина Г. Ф., Кылгыдай А. Ч. Концептуальные основы регулирования рынка труда региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 37 (130). С. 10-17.

2. Кылгыдай А. Ч. Рынок труда региона: проблемы формирования и регулирования (на примере Республики Тыва) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 35 (266). С. 31-38.

3. Балакина Г. Ф., Кылгыдай А. Ч. Особенности социально-экономической адаптации этнорегиональ-ных групп в Республике Тыва // Социологические исследования. 2012. № 4 (336). С. 69-77.

4. Беляев В. И. Маркетинг территорий: локальные рынки и расширенное воспроизводство в регионах // Известия Алтайского гос. ун-та. 2013. № 2-1 (78). С. 284-288.

REFERENCES

1. Balakina G. F. (2009) Konceptual'nye osnovy regulirovaniya rynka truda regiona. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika. № 37 (130). P. 10-17. (in Russian).

2. Kylgydaj A. Ch. (2012) Rynok truda regiona: problemy formirovaniya i regulirovaniya (na primere Respubliki Tyva). Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika. № 35 (266) P. 31-38. (in Russian).

3. Balakina G. F. (2012) Osobennosti social'no-ehkonomicheskoj adaptacii ehtnoregional'nyh grupp v Respublike Tyva. Sociologicheskie issledovaniya. № 4 (336). P. 69-77. (in Russian).

4. Belyaev V. I. (2013) Marketing territorij: lokal'nye rynki i rasshirennoe vosproizvodstvo v regionah. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. № 2-1 (78). P. 284-288. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.