Экономический анализ: Economic Analysis:
теория и практика 35 (2015) 22-32 Theory and Practice
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ человеческого капитала
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА СЛАБОУРБАНИЗИРОВАННОГО РЕГИОНА*
Галина Федоровна БАЛАКИНАа, Ай-кыс Чамдаловна КЫЛГЫДАЙ ь'*
а доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе,
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения
Российской академии наук, Кызыл, Российская Федерация
ь научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Кызыл, Российская Федерация [email protected]
* Ответственный автор
История статьи:
Принята 09.07.2015 Одобрена 16.07.2015
УДК 331.5 JEL: J40
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, фактор, Республика Тыва
Аннотация
Предмет и тема. Современное состояние экономики России характеризуется трансформационными изменениями социально-экономических процессов: формированием институциональных основ рыночной экономики, включая рынок труда. С одной стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и мест приложения труда, увеличив, таким образом, возможность самореализации населения в сфере экономики, с другой -преобразования и кризисные явления в российском обществе привели к значительному росту уровня безработицы. Необходим научно обоснованный поиск выхода из современной сложной ситуации на рынке труда регионов, включая Республику Тыва, выявление резервов развития, формирование новых стратегических подходов, регулирующих мер, адекватных современным социально-экономическим трансформациям. В статье анализируются факторы развития рынка труда регионов различной степени урбанизированности, определяющие особенности формирования социальных характеристик трудовых ресурсов. Обосновываются направления регулирования рынка труда слабоурбанизированного региона для снижения уровня безработицы, социальной напряженности и снижения уровня бедности населения. Цели и задачи. Цели исследования - определить направления регулирования рынка труда слабоурбанизированного региона, выявить факторы, влияющие на состояние и развитие рынка труда Республики Тыва, обосновать рекомендации по преодолению существующих проблем. Методология. Применены методы системного анализа, статистического анализа, приемы сравнения и обобщения, методы социологических исследований (опросы населения и экспертные оценки).
Результаты. На основе рассмотрения сценариев развития Республики Тыва, осуществлены прогнозные расчеты численности населения региона до 2025 г., сформулированы рекомендации, направленные на преодоление существующих проблем на рынке труда республики.
Выводы и значимость. Исследованы региональные особенности трудовой деятельности населения слабоурбанизированного региона. Сделан вывод о том, что рынок труда Республики Тыва характеризуется высоким уровнем безработицы и значительным спросом на квалифицированных работников технологически сложных производств. Поскольку наибольший социальный ущерб от высокой безработицы испытывают сельские жители и молодежь, необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы на применении специальных инструментов регулирования социально-экономического развития слабоурбанизированных регионов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Урбанизированность и проблемы социально-экономического развития Республики Тыва
Для России, располагающей обширной территорией и разнообразием внутрихозяйственных
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 14-12-17001.
связей, характерны региональные различия в протекании социально-экономических процессов, обусловленные ходом становления рыночных отношений и многими другими обстоятельствами, которые требуют дифференцированного подхода к управлению экономикой региона. Так и на рынке труда учет разнообразия регионов создает
объективные предпосылки классификации региональных рынков труда.
Интересы, образ жизни, трудовые предпочтения людей, проживающих в разных регионах, имеют особенности в зависимости от конкретного ареала расселения. А принадлежность к разным по урбанизированности территориям накладывает существенный отпечаток на трудовое поведение населения региона, во многом детерминирует возможности и способы решения проблем занятости.
Урбанизированность (урбанизация) - общемировой, сложный и многоплановый процесс. Ему трудно дать краткое определение, которое полно охарактеризовало бы главные стороны процесса [1]. Понятие уровня урбанизации, или урбанизированности, многогранно и часто трактуется по-разному. Для его оценки предлагались комплексные показатели, учитывающие такие параметры, как доля горожан, доля крупных городов в структуре поселений, людность этих центров, площадь региона и т.д. Их набор и сочетание зависят от расчетных методик, различающих «урбанизированность населения» и «урбанизированность территории» [2].
Под урбанизированностью, кроме того, понимаются развитие в городах многообразных индустриальных, инновационных, конкурентоспособных, прежде всего промышленных, отраслей, а также сфер обслуживания, развитые формы информационных отраслей, различных видов инфраструктуры, общий рост числа городов и усиление их роли в политической, экономической и социальной жизни страны. Если рассматривать российскую урбанизацию под таким углом зрения, то возникает ощущение, что урбанизированной является весьма незначительная часть территории страны, включающая преимущественно крупные и крупнейшие города. Если рассматривать реальную урбанизацию, то в настоящее время по России в целом из 73% городского населения всего 59% живет в городах с городскими условиями, а 14% -с сельскими [3]. С 1993 г. доля городских жителей держится на уровне 73%, меняясь в пределах десятых долей процента [4].
Бытует и упрощенное, узкое толкование урбанизированности как синонима доли городского населения. У него свои минусы, но как первое приближение оно тоже приемлемо [5] и в этом качестве используется в авторском исследовании.
Условная группировка регионов по уровню
урбанизированности выглядит следующим образом:
- субурбанизированые регионы с долей городского населения 100%;
- высокоурбанизированные регионы - от 72 до 100%;
- среднеурбанизированные регионы - от 50 до 72%;
- слабоурбанизированные регионы - до 50%.
Города являются центрами экономического развития территорий, характеризуются высоким уровнем жизни населения, обеспеченностью образовательными, социальными услугами, развитой инфраструктурой, разнообразием товаров и услуг, в них сконцентрированы экономические ресурсы, человеческий капитал. В крупных городах социально-экономическое положение относительно более благоприятно, больше ресурсов в бюджетах и, соответственно, больше возможностей предоставить реальные социальные гарантии и услуги населению. В этих условиях возможности выбора жизненной стратегии, шансы достижения успеха существенно возрастают по сравнению с пришедшими в упадок сельскими территориями, где возможности самореализации крайне низки [6]. Изменение урбанистической структуры ведет к неравенству уровня жизни населения.
По представленной группировке рассматриваемый регион - Республика Тыва - относится к слабоурбанизированным регионам, хотя по формальному критерию доля городского населения региона составляет 53,9%. В республике процесс урбанизации идет в значительной мере вширь, что связано с активной миграцией сельского населения в города, при этом большинство населения республики сохраняет сельский образ жизни. Слабоурбанизированность Тывы
- это следствие природно-климатических условий, аграрности хозяйственного профиля, общего уклада жизни населения региона и малой сети городов, обусловленных историческими особенностями развития хозяйства. Слабая урбанизация - на уровне 50% - является дополнительным препятствием для развития и включенности в российскую и глобальную экономику1.
Городское население региона формировалось и формируется из различных источников: за счет
1 Карачурина Л. Урбанизация по-российски // Отечественные записки. 2012. № 3. URL: http://www.strana-oz.ru/2012/3/ urbanizaciya-po-rossiyski-.
Таблица 1
Основные социально-экономические показателей в РФ, Сибирском федеральном округе (СФО) и Республике Тыва (РТ) в 2005, 2010 и 2013 гг.
Показатель 2005 2010 2013
РФ СФО РТ РФ СФО РТ РФ СФО РТ
Объем валового 125 658,7 99 628,4 38 429,7 263 828,6 214 401,6 99 999,9 376 383,0 287 026,9 134 193,8
продукта на душу
населения, руб.
Среднедушевые 8 088 6 731 4 162 18 958 15 007 10 160 25 928 20 454 13 472
денежные доходы
населения в месяц,
руб.
Объем основных 41 493 568 4 458 879 19 490 93 185 612 9 071 296 39 154 133 521 531 12 328 640 64 172
фондов в экономике,
млн руб.
Индексы 105,1 103,4 110,2 107,3 118,2 110,3 100,4 104,7 103,8
промышленного
производства к
предыдущему году, %
Индекс 101,6 97,0 90,1 88,7 94,6 94,6 105,8 111,8 100,9
производства
продукции
сельского хозяйства
(в хозяйствах
всех категорий) в
сопоставимых ценах
к предыдущему
году, %
Инвестиции в 25 161 17 671 4 262 64 068 50 882 23 513 92 369 71 437 40 665
основной капитал
на душу населения,
руб.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. М.: Росстат, 2014. 990 с.; Национальные счета. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#.
естественного прироста городского населения, в результате административных преобразований и за счет притока населения из сел республики. До 2000 г. в Тыве сельское население постоянно превышало городское, и республика выделялась среди других регионов России низким уровнем урбанизации.
Усиление миграционного притока в городские поселения в конце XX в. привело к тому, что в 2001 г. численность городского населения республики превзошла сельское (соотношение в относительных значениях составило 50,4 и 49,6%)2, в регионе зафиксирован «урбанизационный переход»3 [7, 8]. Всероссийская перепись населения 2002 г показала -численность городского населения на 9,1 тыс.
2 Демографическая ситуация в Республике Тыва: стат. сб. Кызыл: Тывастат, 2005. С. 2-3.
3 Строго говоря, общепринятого термина для его обозначения не существует. Обычно просто говорится о «переходе значения доли городского населения через отметку 50%».
чел. (3,4%) превышает численность сельского. Перепись 2010 г. подтвердила урбанизационные процессы в республике. И все же численность городского населения Тывы по сравнению даже с южными сельскими районами Восточной Сибири существенно ниже, что связано с недостаточным развитием промышленного производства и незначительной сетью городов и рабочих поселков в регионе.
По уровню социально-экономических показателей Республика Тыва отстает от среднероссийских параметров (табл. 1). Основными чертами ее развития в трансформационный период (1991-1999 гг.) стали значительный спад объемов производства промышленной и аграрной продукции, низкий уровень оплаты труда и доходов населения, высокий уровень безработицы. Низкие среднедушевые доходы при динамичных темпах естественного прироста и значительной стоимости товаров и услуг
Таблица 2
Показатели ситуации на рынке труда Республики Тыва в 2005-2013 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Уровень экономической активности населения, % 62,5 58,7 59,4 56,8 58,7 59,1 63,0 56,5 57,7
Уровень занятости, % 48,5 46,6 49,3 45,9 46,2 46,3 52,1 46,1 46,6
Уровень общей безработицы, % 21,9 20,3 16,9 18,6 21,4 21,7 17,3 18,4 19,3
Уровень зарегистрированной безработицы, % 8,1 7,9 7,8 6,8 6,4 5,7 5,0 5,0 4,9
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию,% 37,3 35,8 38,0 35,5 20,3 12,4 9,6 8,2 6,4
Потребность организаций в работниках (заявленная в органы Государственной службы занятости), чел. 350 346 295 269 402 584 693 734 942
Среднее время поиска работы безработными, мес. 11,2 11,3 11,3 11,1 9,3 10,5 12,1 10,5 12,1
Источник: Труд и занятость в Республике Тыва: стат. сб. Кызыл: Тывастат, 2008. С. 24, 35, 56; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. М.: Росстат, 2014. С.120, 122, 127.
обусловливают одну из самых высоких в России долей населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Одной из нерешенных социальных проблем является напряженная ситуация на рынке труда с крайне высоким уровнем безработицы, превосходящим средние показатели по стране, самый высокий среди регионов Сибири (табл. 2), что характерно для большинства периферийных приграничных слабоурбанизированных регионов России.
В современной России рынок труда сельских территорий - трудоизбыточный при одновременной нехватке квалифицированных и высококвалифицированных работников. Безработица составляет 27-37%, это в среднем. Реальные цифры еще больше из-за роста неформальной занятости и в силу того, что сельские жители просто не регистрируются в службах занятости [9]. Проблемы высокой безработицы, углубление социальной напряженности в обществе еще более обостряются в условиях слабоурбанизированного региона, такого как Республика Тыва, что обусловлено ограниченной возможностью диверсификации экономики, слабой социальной инфраструктурой, относительно развитыми структурами рынка труда, высокими масштабами безработицы, слабой социальной защищенностью безработных, ограниченными возможностями трудовой мобильности, высоким уровнем бедности, особенно сельского населения.
Низкий уровень альтернативной занятости, исторически сложившаяся слабая социальная инфраструктура обусловливают обострение социальных проблем села. Повсеместно сельские жители сталкиваются с примерно одинаковым набором проблем: безработица, резкое сокращение денежных доходов населения, вытеснение трудовых
ресурсов в сферу личного крестьянского хозяйства, которое из подсобного превратилось в основной фактор выживания сельского населения [10].
Рынок труда слабоурбанизированного региона
Для развития рынка труда слабоурбанизированных регионов характерны высокий удельный вес работников бюджетных отраслей и низкая доля занятых в реальном секторе экономики, узкий сектор легальной занятости [11]. Типичными для слабоурбанизированных регионов становятся высокая доля неформальной (самостоятельной) занятости, значительное количество «серых» рабочих мест, т.е. рабочих мест, не учитываемых официальной статистикой, с доходов которых не платятся налоги. В особенности это относится к значительному числу занятых в сельской местности и небольших городах. По мнению Н.В. Зубаревич, поскольку большая часть населения регионов данного типа занята в неформальной экономике, основной проблемой в кризисные годы будет падение доходов, а не реальной занятости, «доля теневой экономики вырастет, стратегия выживания на основе межсемейной поддержки и доходов от личного подсобного хозяйства помогут пережить этот кризис» [12].
В мае 2012 г. авторами было проведено социологическое исследование, направленное на изучение состояния и перспектив развития рынка труда Республики Тыва. Всего было опрошено 25 чел., в качестве экспертов привлекались ученые, журналисты, специалисты органов управления, имеющие опыт работы в республике, сложившееся представление о проблемах ее развития. Экспертам предлагалось принять участие в исследовании процессов, происходящих на рынке труда Тывы, возрастающей роли в современных условиях
трансформации региональных социально-экономических институтов. Вопросы касались основных причин стабильно высокого уровня безработицы в республике, наиболее значимых мер в регулировании рынка труда, оценки основных направлений снижения безработицы в регионе.
В поисках выхода из напряженной ситуации на рынке труда Тывы мнения экспертов неоднозначны. Так, 56% экспертов видят основную причину высокого уровня безработицы в низких темпах развития экономики, 52% отмечают иждивенческую позицию многих безработных (государство должно позаботиться о нас). Другая часть - 44% экспертов - основной причиной высокой безработицы в республике считают переход к рыночным методам хозяйствования, вызвавший глубокую структурную перестройку всей экономики, сопровождавшийся остановкой производств, закрытием ряда предприятий.
Основными направлениями снижения уровня безработицы может стать значительное ускорение создания новых рабочих мест в рамках создания и применения системы новых инструментов. Так считают 68% экспертов, 60% уверены, что следует возрождать совхозы и колхозы при значительной поддержке государства, 24% экспертов как один из способов снижения безработицы предлагают формирование качественно нового уровня развития предпринимательства. В частности, для слабоурбанизированного региона актуальна комбинация мелкого, среднего и крупного производств. Важные решения должны касаться государственных мер поддержки сельхозпроизводителей, не просто субсидирование кредитных ставок, но и обеспечение определенных гарантий сбыта и устойчивых цен на продовольственных рынках [13]. Также при регулировании развития слабоурбанизированных регионов предлагается концентрировать усилия на создании специальных инструментов, включающих разработку нормативных актов, определяющих формирование новых организационных форм, отработку практики специальных видов трансфертов. Под новыми организационными формами понимаются особые экономические зоны, зоны особого социоэкологического режима природопользования4, целевые территориальные зоны, инновационные кластеры [14]. Формирование
4 Балакина Г.Ф., Поподько Г.И. Нагаева О.С. Модель организации зоны особого социоэкологического режима природопользования для развития депрессивных регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 10. С. 37-46.
специально выделенных территорий в том или ином регионе, с одной стороны, является дополнительным источником финансирования (особенно важным для развития слаборазвитых регионов), модернизации экономической системы, с другой стороны - способствует организации новых производств, уменьшению уровня безработицы, снятию социальной напряженности и оживлению экономики в регионе.
Предлагаемые направления совершенствования управления регионом способствуют решению следующих задач: комплексному развитию территорий; рациональному использованию сырьевого, производственного и научно-образовательного потенциалов структур, входящих в региональную систему; созданию механизма регулирования развития слабоурбанизированного региона, способного значительно сократить различия в уровнях социально-экономического развития.
Также в качестве мер снижения безработицы предлагаются развитие промышленной инфраструктуры (ЛЭП, дороги, связь, создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа и развитие промышленных кластеров) и акцентированная поддержка перерабатывающего сектора.
Причины слабого развития предпринимательства в Республике Тыва эксперты видят в дефиците собственных оборотных средств и административных барьерах, коррупции (48 и 52%), в недостаточном опыте предпринимательства у населения, узости внутреннего рынка, недостаточности платежеспособного спроса на услуги предпринимателей и в высоком уровне и сложности самой системы налогообложения. В качестве мер, способствующих развитию малого предпринимательства в республике, эксперты предлагают целевые субсидии малым предприятиям, создающим новые рабочие места.
Для изучения особенностей трудового поведения населения Республики Тыва авторами в апреле - мае 2014 г. проведен социологический опрос населения трудоспособного возраста Тывы методом анкетирования по репрезентативной выборке, объем которого составил 400 чел.
Переход экономики к рыночным условиям предопределил необходимость изменений в трудовом поведении населения. Прослеживаются возрастающее понимание необходимости
приспособления к рынку, стремление найти свое место в рыночной экономике. В то же время, по результатам социологического опроса населения, получение пособий по безработице рассматривается жителями региона как источник дохода, что порождает настроение иждивенчества, 16,1% опрошенных безработных ничего не предпринимают для изменения своего социального статуса, 25,8% настроены ничего не предпринимать в отношении поиска работы, добившись статуса безработного. Выявлено, что 51,6% безработных респондентов готовы заняться фермерством, разведением скота, организовать крестьянское хозяйство, 29% предпочли бы открыть свое дело, 32,3% опрошенных все равно, лишь бы была работа, 6,5% безработных до сих пор не определились, затруднились с выбором сферы занятости.
Затрудненность перехода к следующим стадиям адаптациогенеза [15] обусловливается и возрастающим объемом финансируемых государством социальных гарантий, пособий, стипендий, что при высокой доле малообеспеченного населения (в 2013 г. - 35,1%) детерминирует преобладание психологии иждивенчества, ожидания помощи от «старшего брата» без каких-либо усилий со стороны самих жителей региона.
При определении основных мер, направленных на преодоление существующих проблем на рынке труда, предлагается учитывать социальные качества работников, включая этнопсихологические особенности, трудовые склонности и навыки, которые обеспечивают возможность выполнения определенных трудовых функций, существенно сказываются на профессиональной деятельности работника, его поведении, результатах труда. Более того, работник, являясь носителем способностей к труду, одновременно является и частью общественной системы. Он, прежде всего, - носитель идеального, духовного, отражающего общественное бытие начала, носитель исторических, национальных, нравственных, культурных, религиозных и других ценностей, норм и принципов, специфичных для той или иной территории или организации [16].
Поскольку Тыва традиционно является регионом с развитым животноводством, что детерминируется высокой долей сельского населения, многовековыми традициями животноводства, особенностями образа жизни коренного населения, сохранение и активное использование традиционных форм занятости является наиболее эффективной формой снижения безработицы. В условиях высокого
уровня безработицы в депрессивных регионах этноэкономика является наиболее жизнеспособной и эффективной формой повышения занятости населения5.
Прогноз развития ситуации на рынке труда Тывы
В отношении перспектив развития прогнозы являются более мягким инструментом, предназначенным для получения полезных для принятия решений оценок возможных состояний будущего, и служат основанием выработки мер государственной политики, задают ориентиры перспективных программ социально-экономического развития страны и регионов [17]. На основе анализа сложившихся тенденций развития социально-демографических процессов и перспектив развития экономики Республики Тыва, определенных Стратегией развития республики до 2020 года6, а также тенденций развития региона, сделаны прогнозные расчеты численности населения Тывы и уровня безработицы в республике. Исходными данными для расчетов послужили численность населения республики на 01.01.2015 (313,8 тыс. чел.), показатели естественного прироста за 2014 г. (14,3 промилле), рождаемости (25,3 промилле), смертности (11 промилле). Расчеты сделаны исходя из предположения, что в годы циклических кризисов показатели рождаемости, благодаря демографической политике федерального правительства, в Тыве не снизятся или снизятся незначительно при некотором росте показателей смертности.
На период с 2015 по 2025 г. рассматриваются три сценария развития республики (рис. 1).
Первый - инерционный - сценарий предусматривает сохранение сложившихся тенденций развития. Второй - умеренный - предполагает незначительное ускорение развития, изменение сроков строительства железной дороги (ввод в эксплуатацию после 2020 г.), пропорциональный рост объемов инвестиций. Третий - инновационный - сценарий, предполагает строительство и введение в эксплуатацию железной дороги, освоение крупных месторождений полезных ископаемых. Однако при всех сценариях развития событий сохраняется положительный прирост численности населения республики.
По первому сценарию при сохранении существующих
5 Болдырева С.Б. Этноэкономика как условие роста занятости населения // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 20. С. 23-26.
6 О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года: постановление Правительства Республики Тыва от 04.04.2007 № 442.
Рисунок 1
Сценарии развития численности населения и безработицы в Республике Тыва с 2015 по 2025 г.
2015 г. Инерционный сценарий
Численность населения (левая шкала), тыс. чел.
Промежуточный сценарий Интенсивный сценарий
Уровень общей безработицы (правая шкала),%
параметров естественного прироста населения и отрицательного сальдо миграции численность населения республики к 2025 г. увеличится до 354 тыс. чел., или на 12,7%. Численность населения в кожуунах (районах) республики будет изменяться в основном за счет положительной миграции из сел республики в Кызыл. Вследствие низких темпов создания новых рабочих мест, обусловленных низкой степенью урбанизированности и отставанием в темпах развития промышленности, к 2025 г. сохранится достаточно высокий уровень безработицы - до 14-16% экономически активного населения.
По второму сценарию закрепление трудоспособного населения на местах проживания позволит к 2025 г. существенно изменить демографическую обстановку. Кроме увеличения числа жителей республики до 363 тыс. чел. (прирост 15,7%) увеличится степень урбанизированности до 60%, возрастет доля трудоспособного населения во всех районах. Численность безработных несколько снизится и составит к 2025 г. 10-12% экономически активного населения республики.
По третьему сценарию интенсивное инновационное развитие экономики республики предопределит потребность в дополнительных трудовых ресурсах за счет формирования сети добывающих предприятий и компаний по переработке природного сырья на основе инновационных технологий. Известно, что
в ряде регионов России испытывается недостаток в рабочих руках. Этот вариант предполагает возможность не только предотвратить выезд жителей республики за ее пределы, но и привлечь к освоению и развитию ее территории новых переселенцев как из соседних регионов России, так и иностранцев. Ожидается, что наибольшие темпы миграционного притока будут в Кызыл и Ак-Довурак, где с 2016 г. миграция составит около 3% от численности постоянного населения, а в кожуунах этот показатель составит около 1%, что обусловит рост уровня урбанизации до 67-70%. В случае реализации инновационного сценария развития республики численность жителей республики вырастет к 2025 г. на 19,1% и составит 374 тыс. чел. Численность безработных составит 6-7% экономически активного населения, что является нормативным уровнем для рыночной экономики.
С одной стороны, инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики, дают шанс решить проблему высокой безработицы региона, с другой стороны, квота рабочих мест в 40-50%, которую компании выделяют для местных жителей, не заполняется даже наполовину. А желающих трудоустроиться в Тыве из других регионов России и других государств год от года становится больше.
В ходе исследования закономерностей развития рынка труда Республики Тыва как слабоурбанизированного региона выявлены позитивные факторы, требующие
Рисунок 2
Факторы, возможности и риски в развитии рынка труда Республики Тыва
Возможности
Создание новых производств и рабочих мест.
Развитие новых предприятий
перерабатывающего
комплекса.
Расширение производства продукции традиционных отраслей (отгонного животноводства). Реализация крупных инфраструктурных проектов. Вовлечение в хозяйственный оборот значимых месторождений минерального сырья.
Создание условий, благоприятствующих малому предпринимательству
Особенности развития социально-экономической сферы Республики Тыва
Неразвитость отраслевой структуры хозяйства. Преобладание в структуре ВРП сельского хозяйства и нерыночных услуг. Высокий уровень дотационности бюджета республики. Территориальная удаленность от транспортных, финансовых и торговых центров. Неразвитость транспортной сети, отсутствие железной дороги. Слабая социальная инфраструктура. Положительный естественный прирост населения. Высокий уровень бедности и низкий уровень доходов, особенно сельского населения
Факторы, обусловливающие высокий уровень безработицы
Низкие темпы создания новых рабочих мест. Неэффективность работы большинства предприятий, ведущая к сокращению производства и массовым увольнениям. Низкий уровень заработной платы. Отставание возможностей республиканской системы подготовки кадров от потребностей экономики и социальной сферы
Риски
Социально-экономическая нестабильность. Отток квалифицированной рабочей силы. Снижение качества трудовых ресурсов региона. Рост социальной напряженности и правонарушений.
Ухудшение межнациональных отношений. Усиление внутренних миграционных потоков. Рост численности маргинальных групп
усиления; негативные факторы, которые необходимо нивелировать; риски и угрозы для определения мер готовности, предупреждения, профилактики (рис. 2). Это позволит выработать единые принципы регулирования и развития рынка труда региона данного типа.
Выводы
На основе анализа динамики социально-экономического развития региона, в том числе рынка труда, сделан вывод о необходимости введения понятия «рынок труда слабоурбанизированного региона» для более полного учета особенностей регионального рынка труда с напряженной ситуацией.
Рынок труда Республики Тыва характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем безработицы, с другой - значительным спросом на квалифицированных работников технологически сложных производств по добыче и переработке минерального сырья, производству тепло- и электроэнергии, производству продукции с высокой долей добавленной стоимости. Поскольку наибольший социальный ущерб от высокой безработицы испытывают сельские жители и молодежь, необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы на применении специальных инструментов регулирования социально-экономического развития слабоурбанизированных
регионов: формирование целевых инновационных кластеров, особых экономических зон, целевых зон территориального развития, развитие туризма, поддержка молодых предпринимателей.
Характерными чертами рынка труда Республики Тыва являются недиверсифицированная отраслевая структура занятости, высокий уровень безработицы, особенно сельской, специфичность структуры занятости, низкая мобильность рабочей силы.
Предлагается в основы методического подхода к изучению рынка труда региона включить анализ социокультурных факторов развития рынка труда, которые позволяют систематизировать представления об особенностях функционирования рынка труда слабоурбанизированного региона, изучить сложившиеся трудовые предпочтения и склонности населения.
Для выхода из сложной ситуации на рынке труда Тывы целесообразно использовать специальные инструменты регулирования регионального развития: формирование кластеров, особых экономических зон, целевых зон территориального развития. Это позволит предупредить рост безработицы, повысить занятость населения, снизить социальную напряженность в регионе, использовать адаптационные способности населения к быстро меняющимся условиям рыночной экономики.
На основе сценарного расчета возможного уровня безработицы до 2025 г. выявлено, что наиболее эффективно улучшит ситуацию на рынке труда Тывы реализация сценария интенсивного развития экономики республики, предполагающего
строительство и ввод в эксплуатацию железной дороги, освоение ряда крупных месторождений полезных ископаемых, их переработку, что предполагает ускоренное создание более 10 тыс. постоянных рабочих мест в регионе.
Список литературы
1. Маергойз И.М., Гохман В.М., Лаппо Г.М., Пивоваров Ю.Л. Географические аспекты урбанизации // Проблемы урбанизации в СССР. М.: МГУ, 1971. 118 с.
2. Полян П.М. Урбанизированность и ее оценка // Известия АН СССР. Сер.: География. 1980. № 5. С. 63-77.
3. Кузнецова Т.Е., Никифоров Л.В. Использование городского и сельского потенциала и становление интегрированной системы «город-село») // Китай и Россия: социально-экономическая трансформация. М.: Наука, 2007. С. 144-170.
4. Буфетова А.Н. Структура урбанизации и тенденции внутрирегиональной дифференциации уровня жизни // Вестник НГУ. 2013. Т. 13. Вып. 1. С. 57-66.
5. Попов Р. Количественные характеристики урбанизации в регионах Европейской России за 100 лет // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М.: ОГИ, 2001. С. 155-170.
6. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. 202 с.
7. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф, 2009. 372 с.
8. Попов Р. Урбанизированность регионов России во второй половине ХХ века // Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции. М.: ОГИ, 2005. С. 215-244.
9. Нехода Е.В., Загайнов А.А. Альтернативная занятость в сельских территориях // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Экономика. 2013. № 2. С. 102-109.
10. Нечипоренко О.В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 57-66.
11. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Незанятое население и самозанятость в сибирском регионе // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 52-60.
12. Зубаревич Н. Региональная проекция нового российского кризиса // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 37-52.
13. Фадеева О.П. Различные уклады в современном российском селе (на примере Новосибирской области РФ) // Китай и Россия: социально-экономическая трансформация. М.: Наука, 2007. С. 302-313.
14. Балакина Г.Ф. Перспективы развития инновационных кластеров в Туве // Экономическое возрождение России. 2012. № 2. С. 113-121.
15. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. С. 301-303.
16. Нехода Е.В., Кучинова Э.С. Сегментация рынка труда: междисциплинарный подход // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 4. С. 40-53.
17. Швецов А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал. 2009. № 1-2. С.49-60.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Human Capital
INVESTIGATING THE LABOR MARKET SPECIFICS IN THE REGION WITH LOW RATE OF URBANIZATION
Galina F. BALAKINAa, Ai-kys Ch. KYLGYDAIb'*
a Tuva Institute for Exploration of Natural Resources, Siberian Branch of RAS, Kyzyl,
Tyva Republic, Russian Federation
b Tuva Institute for Exploration of Natural Resources, Siberian Branch of RAS, Kyzyl,
Tyva Republic, Russian Federation
* Corresponding author
Abstract
Importance Transformations and crisis phenomena in the Russian society significantly increased unemployment. It is crucial to search for scientifically based ways out of the today's difficult situation in the regional labor markets, including the Tyva Republic, identify reserves for development, and develop new strategic approaches and regulatory actions that would be adequate to modern socio-economic transformations.
Objectives The study aims to determine the areas of labor markets regulation in regions with low rate of urbanization, identify factors influencing the condition and development of the labor market of the Tyva Republic, and substantiate recommendations to overcome the existing problems. Methods In the study, we used a method of systems analysis, statistical analysis, comparison and generalization, and methods of social research, i.e. surveys and expert assessments. Results Based on the consideration of scenarios of the Tyva Republic development, we performed the prediction calculations of the region's population from 2015 to 2025, and worked out recommendations for overcoming the existing problems in the labor market of the Tyva Republic.
Conclusions The labor market in the Tyva Republic like all poorly urbanized areas is characterized by high level of unemployment and a significant demand for skilled workers in technologically sophisticated industries. High level of unemployment has the worst impact on rural residents and youth, therefore, it is crucial to concentrate financial resources on using special tools to regulate socio-economic development of poorly urbanized regions, i.e. formation of innovative clusters, special economic zones, tourism development, and support to young entrepreneurs.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 14-12-17001.
References
1. Maergoiz I.M., Gokhman V.M., Lappo G.M., Pivovarov Yu.L. Geograficheskie aspekty urbanizatsii. Vkn.: Problemy urbanizatsii v SSSR [Geographic aspects of urbanization. In: Problems of urbanization in the USSR]. Moscow, MSU Publ., 1971, 118 p.
2. Polyan P.M. Urbanizirovannost' i ee otsenka [Urbanization and its assessment]. Izvestiya AN SSSR. Ser.: Geografiya = Bulletin of AS of USSR. Geography Series, 1980, no. 5, pp. 63-77.
3. Kuznetsova T.E., Nikiforov L.V. Ispol 'zovanie gorodskogo i sel 'skogopotentsiala i stanovlenie integrirovannoi sistemy "gorod- selo ". Vkn.: Kitai i Rossiya: sotsial 'no-ekonomicheskaya transformatsiya [Using the urban and rural potential and establishing the integrated urban - rural system. In: China and Russia: socio-economic transformation]. Moscow, Nauka Publ., 2007, pp. 144-170.
4. Bufetova A.N. Struktura urbanizatsii i tendentsii vnutriregional'noi differentsiatsii urovnya zhizni
Article history:
Received 9 July 2015 Accepted 16 July 2015
JEL classification: J40
Keywords: labor market, employment, unemployment, factors, Tyva Republic
Acknowledgments
[Urbanization pattern and trends in the intra-regional differentiation of living standards]. Vestnik NGU = Bulletin of NSU, 2013, vol. 13, iss. 1, pp. 57-66.
5. Popov R. Kolichestvennye kharakteristiki urbanizatsii v regionakh Evropeiskoi Rossii za 100 let. V kn.: Gorod i derevnya v Evropeiskoi Rossii: sto let peremen [Quantitative characteristics of urbanization in regions of European Russia for 100 years. In: Town and village in European Russia: one hundred years of changes]. Moscow, OGI Publ., 2001, pp. 155-170.
6. Soboleva I.V. Chelovecheskiipotentsial rossiiskoi ekonomiki:problemy sokhraneniya i razvitiya [The human potential of the Russian economy: problems related to retaining and developing]. Moscow, Nauka Publ., 2007, 202 p.
7. Treivish A.I. Gorod, raion, strana i mir. Razvitie Rossii glazami stranoveda [Town, region, country, and the world. Russia's development as viewed by a regional geographer]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2009,
8. Popov R. Urbanizirovannost'regionov Rossii vo vtoroipolovineXXveka. Vkn.: Rossiya i ee regiony vXX veke: territoriya - rasselenie - migratsii [Urbanization of Russian regions in the second half of the 20th century. In: Russia and its regions in the 20th century: territory - displacement - migration]. Moscow, OGI Publ., 2005, pp. 215-244.
9. Nekhoda E.V., Zagainov A.A. Al'ternativnaya zanyatost' v sel'skikh territoriyakh [Alternative employment in rural areas]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika = Tomsk State University Journal. Economics Series, 2013, no. 2, pp. 102-109.
10. Nechiporenko O.V. Sel 'skoe naselenie i reformy agrarnoi sfery: adaptatsiya ili degradatsiya? [Rural population and reforms in the agrarian sphere: adaptation or degradation?]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2009, no. 6, pp. 57-66.
11. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V., Inozemtseva A.V. Nezanyatoe naselenie i samozanyatost' v sibirskom regione [Unemployed population and self-employment in the Siberian region]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2015, no. 5, pp. 52-60.
12. Zubarevich N. Regional'naya proektsiya novogo rossiiskogo krizisa [Regional projection ofthe new Russian crisis]. Voprosy Economiki, 2015, no. 4, pp. 37-52.
13. Fadeeva O.P. Razlichnye uklady v sovremennom rossiiskom sele (naprimere Novosibirskoi oblasti RF). V kn.: Kitai i Rossiya: sotsial'no-ekonomicheskaya transformatsiya [Different lifestyles in the contemporary Russian village (the Novosibirsk oblast of the Russian Federation case). In: China and Russia: socio-economic transformation]. Moscow, Nauka Publ., 2007, pp. 302-313.
14. Balakina G.F. Perspektivy razvitiya innovatsionnykh klasterov v Tuve [Prospects for development of innovative clusters in Tyva]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival in Russia, 2012, no. 2, pp. 113-121.
15. Korel' L.V. Sotsiologiya adaptatsii: Voprosy teorii, metodologii i metodiki [Sociology of adaptations: Issues of theory, methodology and techniques]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2005, pp. 301-303.
16. Nekhoda E.V., Kuchinova E.S. Segmentatsiya rynka truda: mezhdistsiplinarnyi podkhod [Segmentation of the labor market: an interdisciplinary approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2012, no. 4, pp. 40-53.
17. Shvetsov A. Sistematizatsiya instrumentov perspektivnogo planirovaniya territorial'nogo razvitiya: nastoyatel'naya neobkhodimost' i konkretnye predlozheniya [Classification of instruments for perspective planning of territorial development: the urgent need and specific proposals]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2009, no. 1-2, pp. 49-60.
372 p.