Влияние безработицы на социально-экономическое развитие региона
(на примере Республики Тыва)*
Т.М. ОЙДУП, кандидат социологических наук. E-mail: [email protected] А.Ч. КЫЛГЫДАЙ, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл. E-mail: [email protected]
В статье изучаются социальные и экономические последствия безработицы, проблемы рынка труда Республики Тыва, имеющего один из самых высоких уровней безработицы. Дана оценка взаимосвязи безработицы и социальноэкономического развития региона.
Ключевые слова: безработица, рынок труда, региональная экономика
Одна из ключевых социально-экономических проблем современного этапа развития общества - безработица. Она влияет практически на все уровни экономической и социальной жизни общества, а также на каждого участника экономического процесса [1. С. 110]. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике [2. С. 135].
Безработица усугубляет социальную напряженность в обществе, что в свою очередь ослабляет экономическую безопасность страны. Поэтому особого внимания заслуживает вопрос изучения влияния рынка труда на социально-экономические процессы.
В настоящее время ситуация на рынке труда Российской Федерации оказывает неоднозначное влияние на социальноэкономическое развитие. С одной стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и увеличил возможности самореализации населения в сфере экономики, но с другой - институциональные преобразования и кризисные явления в российском обществе привели к значительному росту уровня безработицы.
Современные реалии на рынке труда
Среди регионов Сибирского федерального округа самый низкий уровень безработицы в 2012 г отмечался в Красноярском
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 14-12-17001.
ЭКО. - 2015. - №6 ОЙДУП ТМ., КЫЛГЫДАЙ А.Ч.
крае - 5,5%, самый высокий - в Республике Тыва - 18,4%. На протяжении многих лет безработица в Тыве остается наиболее острой социально-экономической проблемой региона - ее уровень в 3,3 раза выше, чем в целом по РФ, и в 2,6 раза - чем в СФО (табл. 1).
Таблица 1. Уровень безработицы в регионах
Сибирского федерального округа в 1995-2012 гг.,%
Регион 1995 1997 1999 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2011 2012
СФО 9,1 13,9 14,9 12,6 10,1 10 8,7 8,3 8,7 8,1 7,1
Респ. Алтай 9,9 18,5 19 17,5 11,5 9,6 11,4 12,6 12,2 12,8 11,6
Респ. Бурятия 15,1 21,3 17,3 19,1 15,4 15,3 14,2 12 10,4 9 7,9
Респ. Тыва 21,4 22 25,7 22,9 20,5 19,7 20,3 18,6 21,7 17,3 18,4
Респ. Хакасия 8,7 13 15,7 12,3 8 10,3 9,1 7,2 9,1 7,2 7,9
Алтайский кр. 11,1 14 12,5 11,5 8,3 9 8,9 8,3 СО СО 8,5 6,2
Забайкальский кр. 9,2 18,5 20,2 13,9 11,1 12,4 6,2 14,9 11,1 10,6 10,6
Красноярский кр. 9 13,3 14,2 11,9 7,7 9,2 8,7 6,4 6,2 6 5,5
Иркутская обл. 8,9 14,4 14,7 11,4 11 10,5 8,5 8,5 10,1 9,1 7,8
Кемеровская обл. 6,6 11,2 13,7 10,4 9,3 9,8 7,4 6,6 8,9 8,1 7,1
Новосибирская обл. 10,1 12,7 14,5 13,4 11,4 9 7,4 7,3 7,7 6,8 5,6
Омская обл. 5,4 13,4 14,5 13,9 9,5 9,1 9,1 7,8 8,1 7,9 6,9
Томская обл. 7,9 12,8 16,2 12,2 11,1 10,1 8,9 8,1 7,7 9,1 8,4
Источник: [3. С. 124].
Современное состояние рынка труда в Тыве обусловлено в большей степени нерешенными проблемами прошлого столетия, выступающими в качестве деструктивного фактора развития республики. Спад в экономике региона в переходный период привел к росту безработицы, снижению уровня оплаты труда. Проблема бедности населения Тывы сохраняет остроту в течение всего наблюдаемого периода - для республики характерна более высокая доля бедного населения, чем в среднем по России.
Сложная ситуация на рынке труда стала основной причиной низкого уровня среднедушевых доходов населения региона: в 1990 г - 68,5% от среднероссийского показателя, в 2011 г -52,8%. Для рынка труда Тывы характерны проблемы, типичные для страны в целом, но проявляющиеся наиболее остро - устойчивая безработица, низкие темпы создания новых рабочих мест, несбалансированность рабочей силы и рабочих мест [4. С. 31]. Высокий уровень безработицы превращается в одну из наиболее значимых проблем в экономическом и социальном развитии республики, так как сужает источники дохода семей, вызывает
ограничение спроса на товары и услуги, а значит, сокращает налоговую базу формирования бюджета и возможности реализации социальных программ, сдерживает экономический рост, к тому же ведет к маргинализации части населения и росту преступности.
По уровню жизни населения Республика Тыва находится на полюсе общероссийского неблагополучия - в 2012 г уровень бедности ее населения составил 28,1%, а среднедушевой доход бедного населения - 4349 руб. (68,8% от величины прожиточного минимума). Несмотря на снижение численности малообеспеченных жителей (имеющих доходы ниже прожиточного минимума) со 139,6 тыс. человек в 2005 г. до 87 тыс. -в 2012 г, по уровню бедности Тыва устойчиво лидирует среди регионов СФО. Проблемы высокой безработицы еще более обостряются в условиях ограниченной возможности диверсификации экономики Республики Тыва. Затруднена трудовая мобильность при слабо развитой социальной инфраструктуре и низких доходах, особенно сельского населения.
Оценка взаимовлияния показателей безработицы и социально-экономического развития региона
Важность решения проблемы безработицы для Республики Тыва подтверждается рассчитанной степенью ее влияния на социально-экономические показатели региона с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа2. Для расчетов были взяты данные об уровне безработицы, объеме валового регионального продукта (ВРП), среднедушевых денежных доходах населения, преступности по регионам Сибирского федерального округа за 1995-2012 гг. Показатели отобраны по их значимости в отражении социально-экономических процессов в регионах.
В своем исследовании мы исходим из того, что анализ строится на следующих предпосылках: безработица в разных регионах
2 Корреляционный анализ выявляет взаимосвязь между случайными переменными путем точечной и интегральной оценки парных (частных) коэффициентов корреляции, вычисления и проверки значимости множественных коэффициентов корреляции и детерминации, регрессионый -исследует зависимость изучаемой переменной от различных факторов и отображает их взаимосвязь в форме регрессионной модели [5. С.178, 190].
имеет неодинаковые социальные и экономические последствия; эти различия могут быть связаны с особенностями состояния региональных рынков труда - уровнем безработицы, занятости и т. д. (табл. 2). Анализируются также социальные и экономические «потери», к которым приводит безработица.
Таблица 2. Показатели напряженности на рынке труда в 2012 г.
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости; в среднем за год), %
Регион Уро- вень заня- тости Уро- вень безра- ботицы Сред- нее время поиска работы без- работ- ными, мес. Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более Место, занимаемое в РФ
уро- вень заня- тости уро- вень без- рабо- тицы сред- нее время поиска работы безра- ботны- ми удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более
рф 64,9 5,5 7,5 30,9
СФО 61,9 7,1 7,4 30,9
Респ. Алтай 59,5 11,6 8,4 36,6 72 78 65 60
Респ. Бурятия 58,9 7,9 7,2 28,5 73 67 32 31
Респ. Тыва 46,1 18,4 10,5 59,5 82 81 81 82
Респ. Хакасия 59,6 7,9 7,7 31,0 71 69 48 45
Алтайский кр. 60,9 6,2 8,7 42,2 68 48 70 73
Забайкальский кр. 57,6 10,6 8,6 41,6 76 77 68 72
Красноярский кр. 64,8 5,5 5,9 16,8 33 34 7 4
Иркутская обл. 62,4 7,8 7,1 28,3 54 65 30 30
Кемеровская обл. 62,0 7,1 7,4 30,7 58 60 36 43
Новосибирская обл. 65,1 5,6 7,6 30,7 32 37 42 41
Омская обл. 64,1 6,9 6,1 21,6 39 56 10 13
Томская обл. 54,9 8,4 7,8 32,8 79 72 51 50
Источник: [3. С. 137].
В таблице 3 представлены результаты количественной оценки влияния безработицы на выбранные показатели (ВРП, среднедушевые денежные доходы, преступность) регионов СФО, в том числе Республики Тыва.
Коэффициент детерминации показывает, в какой мере вариация результата обусловлена влиянием факторов, включенных в рассматриваемое уравнение корреляционной зависимости, коэффициент эластичности - на сколько процентов изменится результат, если фактор изменится на 1%.
Таблица 3. Влияние безработицы на социально-экономические показатели региона, выраженные в коэффициентах детерминации (d) и эластичности (э),%
Регион ВРП Среднедушевой денежный доход Преступность
d э d э d э
СФО 40,5 0,8 42,8 0,8 91,3 0,9
Респ. Алтай 43,7 0,9 47,0 0,9 90,3 0,9
Респ. Бурятия 33,6 0,8 40,8 0,8 92,0 0,9
Респ. Тыва 50,5 0,9 50,2 0,9 96,7 1,0
Респ. Хакасия 42,7 0,8 44,1 0,8 88,2 0,9
Алтайский кр. 38,8 0,8 42,6 0,8 89,0 0,9
Забайкальский кр. 37,3 0,8 41,6 0,8 87,4 0,9
Красноярский кр. 35,0 0,7 32,4 0,7 88,2 0,9
Иркутская обл. 46,4 0,9 47,6 0,9 91,1 1,0
Кемеровская обл. 47,5 0,9 46,6 0,9 89,3 0,9
Новосибирская обл. 32,6 0,8 36,7 0,8 88,0 0,9
Омская обл. 39,2 0,8 42,6 0,8 90,8 0,9
Томская обл. 43,8 0,8 43,9 0,8 89,3 0,9
Корреляционно-регрессионный анализ выявляет наличие связи между уровнем безработицы и ВРП, среднедушевым доходом, преступностью, при этом разброс значений коэффициентов по различным регионам Сибирского федерального округа вызван различными условиями и факторами их функционирования. Анализ результатов расчетов по регионам СФО показывает высокий коэффициент как детерминации, так и эластичности в Республике Тыва по всем выбранным показателям.
А. Оукеном (в начале 1960-х гг.) эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание ВВП на 3%. Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Более поздние исследования показывают соотношение 1:2, хотя в ряде зарубежных источников используется коэффициент 1:2,5 или 1:3 [1. С. 110-111].
На рисунке представлена динамика уровня безработицы и объема ВРП в Республике Тыва за 1995-2012 гг, где наблюдается обратная зависимость между данными показателями -увеличение уровня безработицы не дает ВРП резко расти вверх
по кривой, при снижении безработицы наблюдается позитивная динамика объема ВРП.
Млн руб.,
(до 1998 г. - млрд руб.)
Динамика ВРП (левая шкала) и уровня безработицы (правая шкала) в Республике Тыва за 1995-2012 гг.
Во всех регионах СФО коэффициент детерминации объема ВРП варьирует от 32,6% до 50,5%, самое высокое значение -в Республике Тыва. Коэффициент эластичности подтверждает наличие зависимости между рассматриваемыми показателями -так, при росте уровня безработицы на 1% в Тыве объем ВРП уменьшается на 0,9%.
Необходимо отметить, что в регионах СФО наблюдается положительная тенденция роста экономики, обусловившая рост номинальных и реальных денежных доходов населения. Тем не менее среднедушевые денежные доходы в регионах СФО отстают от среднероссийского уровня (23058 руб.). В 2012 г. среднедушевые денежные доходы населения Республики Тыва были меньше, чем во всех регионах СФО, - 11933 руб., и основная причина этого - сложная ситуация в сфере занятости. Согласно расчетам, среднедушевые денежные доходы населения Тывы снижаются на 0,9% на каждый процент увеличения уровня безработицы.
Из всех регионов СФО Тыва имеет самое высокое значение детерминации (96,7%) - это указывает на большую зависимость социальной напряженности в республике от роста безработицы.
Согласно статистике, более 78,3% преступлений в Тыве совершаются неработающими людьми. По коэффициенту эластичности в Тыве и Иркутской области при росте безработицы на 1% показатель преступности увеличивается на 1%. Во всех остальных регионах коэффициент эластичности составил 0,9%.
Потенциальные возможности развития экономики и социальной сферы
В настоящее время экономика и социальная сфера Республики Тыва переживают стадию стабильного развития, подготовки к рывку за счет вовлечения в хозяйственный оборот крупных месторождений полезных ископаемых. В 2011 г стартовало строительство важнейшего инфраструктурного объекта - железной дороги Кызыл - Курагино, которая свяжет Тыву с рельсовой сетью страны. Реализация проекта приведет к полной интеграции республики в федеральное экономическое пространство. Предполагается, что срок исполнения этого проекта - 2015-2019 гг [6]. Коренные сдвиги в экономике могут быть достигнуты в основном в результате освоения минерально-сырьевой базы, развития горнодобывающей промышленности, что обеспечит рост бюджетных доходов республики за счет дополнительных налоговых поступлений, а также продажи и увеличения стоимости лицензий на разработку месторождений полезных ископаемых. Создание железнодорожного сообщения сделает возможной разработку ранее неосвоенных из-за отсутствия транспортной инфраструктуры месторождений.
Реализация этого комплексного проекта существенно увеличит занятость населения: только угольный проект создаст 3,3 тыс. рабочих мест, строительство железной дороги - 18 тыс., ее эксплуатация - 2,5 тыс. С учетом мультипликативного эффекта потенциальное число новых постоянных рабочих мест составит более 10 тыс., из них в промышленных отраслях - 8 тыс., что в несколько раз превысит текущий уровень занятости.
Проблемы трудоустройства безработных в первую очередь должны решать органы местного самоуправления, которые, зная скрытые возможности местных предприятий, могут создавать новые рабочие места и реализовывать социальные программы. В плане эффективного снижения безработицы в Республике Тыва можно отметить губернаторский проект «Одно село - один продукт», финансируемый за счет ряда республиканских целевых
программ («Государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва», «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность «Ты -предприниматель», «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва» и др.). Только благодаря губернаторскому проекту на селе в 2013 г. появилось более 600 новых рабочих мест, что способствовало снижению уровня официальной безработицы на 0,2% [7]. По итогам 2013 г показатель численности занятого населения увеличился на 2,9 тыс. человек по сравнению с 2012 г.
Республика Тыва характеризуется большей степенью влияния безработицы на социально-экономические процессы, чем другие регионы СФО. Поэтому требуется разработка мер по совершенствованию регулирования рынка труда региона. Необходимы проведение сбалансированной инвестиционной политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, а также поддержка создания и развития малых предприятий. Направление капитальных вложений как в перспективные инновационные отрасли, так и в традиционные для региона, ускоренное создание новых рабочих мест позволят повысить среднедушевые доходы населения, снизить уровень социальной напряженности в регионе.
Литература
1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2005. -271 с.
2. Экономическое развитие современной России: монография / Под ред. Н. В. Яремчука. - М.: Премьера, 2005. - 328 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.
4. Кылгыдай А. Ч. Рынок труда региона: проблемы формирования и регулирования (на примере Республики Тыва) // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 35 (266). - С. 31-38.
5. Орлова И. В., Половиков В. А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 365 с.
6. Распоряжение Правительства РФ № 678 от 17 апреля 2015 г. «План мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Республики Тыва, на 2015-2025 годы» [Электронный ресурс] URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/other_news/13261/ (дата обращения: 24 04.2015).
7. В Туве подвели итоги реализации в 2013 году целевых программ [Электронный ресурс] URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/ economy/8955/ (дата обращения: 16.06.2014).