ЭКО. - 2014. - №11 КАЛУГИНА З.И.
Человеческий потенциал развития приграничных регионов Сибири1
З.И. КАЛУГИНА, доктор социологических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: zima@ieie.nsc.ru
В статье рассматриваются региональные аспекты формирования и развития человеческого капитала, дана оценка масштабов индивидуального и общественного инвестирования в человеческое развитие, выделены барьеры на пути аккумуляции человеческого капитала на приграничных территориях, рассчитаны его потери из-за низкого качества жизни населения Сибири, очерчены территориально фокусированные приоритеты региональной политики. Ключевые слова: человеческий потенциал, ресурсы развития, приграничные регионы
Экономисты называют XX и XXI столетия эпохой человеческого капитала. Во-первых, экономическая отдача от него больше, чем от капитала физического, а во-вторых, обладание человеческим капиталом многократно усиливает конкурентные позиции его владельцев на рынке труда и повышает их социальный статус. Как и любой другой исчерпаемый ресурс, человеческий капитал требует определенных затрат на воспроизводство и развитие. Основными видами вложений в него считаются образование, охрана здоровья, миграция, воспитание подрастающего поколения. Выгоды от инвестиций в человеческий капитал многообразны. Предлагаемая статья посвящена проблемам воспроизводства человеческого капитала в приграничных регионах Сибири как источника и ресурса их развития.
Региональные особенности развития человеческого капитала
Подготовка ежегодных докладов по уровню развития человеческого потенциала в субъектах Российской Федерации
1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта 1Х.93.1.1 и междисциплинарного интеграционного проекта фундаментальных исследований СО РАН «Трансграничные отношения в азиатской части России: комплексная оценка преимуществ и угроз» (координатор - академик В.В. Кулешов).
позволяет выявить региональные особенности человеческого развития, оценить динамику индексов, обозначить наиболее острые проблемы сибирских регионов2. Выполненный нами ранее анализ3 показал, что динамика развития человеческого потенциала во всех сибирских регионах за 1998-2009 гг. была положительной, но совокупные и частные индексы были заметно ниже среднероссийских, а темпы развития - недостаточны для качественного прорыва в социальной сфере. Поэтому Сибири в первом десятилетии 2000-х годов не удалось вырваться из колеи депривированной российской провинции и преодолеть хроническое отставание в социально-экономическом развитии.
Сибирь с позиции человеческого развития представляет собой весьма неоднородную территорию. Контрасты по отдельным составляющим индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) настолько велики, что создается впечатление, будто речь идет не о разных субъектах СФО, а об отдельных государствах. Здесь есть и территории-лидеры, демонстрирующие высокие качественные характеристики населения и успехи экономики, и аутсайдеры, занимающие наиболее низкие позиции в рейтинге регионов России по уровню человеческого развития. Это касается, в первую очередь, автономных республик и округов, где проживают коренные народности Сибири.
В Докладе о человеческом развитии в Российской Федерации 2013 г.4 представлены данные ПРООН по индексу человеческого развития (ИЧР) в регионах Российской Федерации, рассчитанные по итогам 2010 г. По данным доклада, среди сибирских регионов индекс человеческого развития за 2010 г. наиболее значительно вырос в Красноярском крае, главным образом, благодаря более высоким темпам экономического роста. В Республике Тыва -
2 По методике ПРООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) образуют три показателя: а) дохода, определяемого показателем валового внутреннего(регионального)продукта по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США; б) образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3); в) долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
3 КалугинаЗ.И. Социальные тренды регионов Сибири // Регион: экономика и социология. - 2013. - №2. - С. 197-214.
4 Доклад предоставляет самые свежие из имеющихся на сегодня данные для анализа региональной дифференциации по человеческому развитию.
постоянном аутсайдере - увеличились продолжительность жизни и другие частные показатели. Наиболее сбалансированное развитие человеческого потенциала наблюдалось в Томской области, которая имеет высокий рейтинг по всем трем индикаторам ИРЧП и на протяжении всего наблюдаемого периода превосходит среднероссийскую планку. Различия в уровне человеческого развития в самом богатом Красноярском крае и самой бедной Республике Тыва достигают 3,6 раза, по ожидаемой продолжительности жизни населения в самой благополучной в этом отношении Новосибирской области и самой неблагополучной Республике Тыва - разрыв более 8 лет.
Все приграничные территории Сибирского федерального округа5 в 2010 г. имели более низкие значения интегрального индекса человеческого развития по сравнению со средними по РФ. При этом республики Тыва, Алтай и Забайкальский край замыкают рейтинг регионов России и по ИЧР (80-е, 78-е и 72-е место), и по уровню социально-экономического развития. К аутсайдерам примыкают Республика Бурятия (69-е место) и Алтайский край (табл. 1).
По расчетам уральских экономистов Е.А. Захарчук, А.Ф. Па-сынкова и А. А. Некрасова, сибирские регионы значительно отстают от средних по России по темпам роста ВРП и не располагают достаточными финансовыми ресурсами для саморазвития. Только Новосибирская и Омская области (Западносибирское приграничье) имели темпы роста ВРП, превышающие среднероссийские (+1,3% и +0,8%), и могли быть отнесены по критерию ВРП к саморазвивающимся. В этих регионах соотношение между расходами и собранными налогами было достаточным для саморазвития. К саморазвивающимся, по мнению авторов, можно отнести также Томскую, Кемеровскую области и Красноярский край. Таким образом, все Восточносибирское приграничье и Алтайский край относятся к слаборазвитым и финансово неустойчивым территориям6.
5 Из 12 субъектов СФО семь являются приграничными, имеющими общую границу с сопредельными государствами: Омская, Новосибирская области и Алтайский край граничат с Казахстаном, а республики Алтай, Тыва, Бурятия и Забайкальский край имеют общую границу с Монголией и Китаем.
6 Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. и Некрасов А. А. Классификация регионов РФ по критериям саморазвития // Экономика региона. - 2011. - №3, - С. 54-63.
Таблица 1. Индекс человеческого развития в РФ и в регионах Сибири в 2010 г.
Регион ВВП (по ППС) Индекс дохода Продолжительность жизни, лет Индекс долголетия Грамотность^ Доля учащихся, % Индекс образования ИЧР Место в рейтинге
Россия 19674 0,882 68,83 0,731 99,7 0,755 0,916 0,843
Красноярский край 27100 0,935 67,76 0,713 99,6 0,754 0,915 0,854 7-е
Томская обл. 20638 0.890 68,61 0,727 99,7 0,828 0,941 0,852 9-е
Кемеровская обл. 20891 0,892 65,66 0,678 99,7 0,720 0,905 0,825 27-е
Иркутская обл. 17745 0,864 65,62 0,675 99.6 0,785 0,926 0.822 31-е
Респ. Хакасия 14079 0,826 67,26 0,704 99.7 0,742 0,912 0,814 42-е
Западносибирское приграничье
Омская обл. 16591 0,853 68,83 0,731 99,5 0.821 0,937 0,840 13-е
Новосибирская обл. 13745 0,822 69,18 0,736 99,6 0,806 0,933 0,830 22-е
Алтайский край 10690 0,780 68,54 0,726 99.5 0,738 0.909 0,805 56-е
Восточносибирское приграничье
Респ. Бурятия 10771 0,781 65,93 0.682 99.5 0,785 0,925 0,796 69-е
Забайкальский край 12224 0,802 64,73 0,662 99,5 0,725 0,905 0,790 72-е
Респ. Алтай 7605 0,723 65.92 0.682 99,5 0.788 0,926 0,777 78-е
Респ. Тыва 8064 0,733 61,00 0,600 99,6 0,762 0.918 0,750 80-е
Источник: Устойчивое развитие: вызовы РИО. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей ред. С.Н. Бобылева. - М., 2013 // URL: http://www.undp.ru/documents/NHDR-2013 .pdf
По международным стандартам, семь регионов Сибири входили в группу с высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП от 0,8 до 0,9), а четыре (республики Бурятия, Алтай, Тыва и Забайкальский край) - со средним (от 0,5 до 0,8). На сегодняшний день в Сибири нет регионов с очень высоким и низким (по международной классификации) уровнем
человеческого развития. Напомним, что, по данным за 2010 г., в России только г Москва входила в число регионов с очень высоким уровнем человеческого развития (ИРЧП - 0,931)7.
По отдельным параметрам индекса человеческого развития сибирские регионы имеют более высокие показатели по сравнению со среднероссийскими. Так, в Красноярском крае валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности на душу населения составлял 27100 долл. против 19674 по РФ в целом. Индекс дохода соответственно был на уровне 0,935 против 0,882. Томская область превосходила среднероссийские показатели по всем основным параметрам человеческого развития, за исключением ожидаемой продолжительности жизни и индекса долголетия. Новосибирская область имела более высокие значения ожидаемой продолжительности жизни и индекса образования, но значительно уступала среднероссийским показателям по экономическим параметрам (ВРП на душу населения - на 30% ниже среднероссийского). Таким образом, ни один из сибирских регионов не опережает среднереспубликанский уровень по всем составляющим ИЧР.
На сегодняшний день все приграничные районы СФО, за исключением Омской и Новосибирской областей, занимают самые низкие позиции в России по уровню развития человеческого капитала. Здесь находятся территории с экстремально низкими показателями по продолжительности и уровню жизни. Это территории проживания преимущественно коренного населения Сибири.
Бедность населения Сибири как барьер развития человеческого капитала
Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что существенное отставание Сибири по уровню человеческого развития обусловлено дефицитом ресурсов для индивидуального инвестирования в развитие человеческого потенциала, недостаточным уровнем социальной инфраструктуры и низкой социальной и территориальной доступностью образовательных услуг и рекреационных ресурсов вследствие недостаточных социальных расходов государства.
7 Доклад о развитии человеческого потенциала в регионах России на 2013 год (Электронный ресурс) // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/06/17/6014 (дата обращения: 08.04.2014).
Расчеты ресурсной обеспеченности воспроизводства человеческого потенциала в регионах Сибири, в том числе и приграничных, выполнены на основе методики Всероссийского центра уровня жизни8, согласно которой минимальный потребительский бюджет в денежном выражении, равный примерно двум прожиточным минимумам (ПМ), позволяет на минимальном уровне удовлетворять потребности человека и обеспечивает восстановительный уровень потребления. Бюджет более высокого достатка, равный примерно 6 ПМ и выше, позволяет удовлетворять рациональные физические и духовные потребности населения и обеспечивает развивающий характер потребления.
Сопоставление средних душевых доходов с величиной прожиточного минимума показывает, что в целом по стране дефицит ресурсов для накопления и развития человеческого капитала испытывают 34% россиян и 45% жителей Сибири. Их денежные доходы были ниже минимального потребительского бюджета, а значит, они не располагали достаточными ресурсами для обеспечения развивающего типа потребления, необходимого для расширенного воспроизводства человеческого потенциала. Развивающий характер потребления был доступен лишь каждому десятому россиянину и каждому двадцатому сибиряку. У остальных доходы позволяли лишь восстановительный тип потребления (рис. 1).
Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб./ Росстат.- М., 2011. - С. 164,165, 167.
Рис. 1. Распределение населения РФ и СФО по уровню ресурсного обеспечения воспроизводства человеческого капитала (среднедушевые доходы) в 2010 г., %
8 Бобков В.Н., Литвинов В.А., Гулюгина А.А., Зубрилин Ю.В. Основные показатели доходов и уровня жизни населения по федеральным округам Российской Федерации во II квартале 2006 г. // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. - 2006. - № 2. - Апрель-июнь.
РФ
СФО
□ Ниже 2 ПМ ■ Выше 6 ПМ
□ 2-6 ПМ
Главная причина - низкая оплата труда, которая остается одним из ключевых источников формирования доходов россиян. В 2011 г. ее доля в общем объеме денежных доходов населения составляла 65,6%9, а средняя номинальная начисленная заработная плата сибиряков была ниже среднероссийской на 2,5 тыс. руб. в месяц, хотя они трудятся и живут в менее благоприятных условиях.
Расчеты, выполненные по имеющимся статистическим данным о распределении населения РФ и СФО по величине среднедушевых доходов и о величине прожиточного минимума, позволяют сделать следующие выводы. На территории Сибири сформировалась зона крайней бедности населения. В 2011 г уровень бедности в Республике Тыва превышал 30%-ю отметку, в Республике Бурятия и в Алтайском крае - 20%-ю, в остальных субъектах СФО масштабы бедности были немногим меньше. И только в Кемеровской и Омской областях уровень бедности был ниже или равен среднероссийскому. В целом в субъектах Сибирского федерального округа показатель превышал среднероссийский в 1,5-2,5 раза. Динамика среднедушевых доходов населения Сибири свидетельствует о том, что такое положение дел законсервировано на ближайшую перспективу (рис. 2).
108 ■ чпвв
106,1 106,6
106 ' Ш,1 ■ 104,3 I 103,8 103,7 1034
104 ■ |—| Г"1 103,4 1 02,8
102 ■
100 ■
98 М . —1.1 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1 1.1—к
РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО
Источник: Социально-экономическое положение России. 2013 год. - М.: ФСГС, 2013. - С.430, 431.
Рис. 2. Динамика реальных денежных доходов населения по округам РФ, январь-ноябрь 2013 г., % к тому же периоду 2012 г.
106,1
104,1
104,3
106,(
103,8 103,7 1 03 4
102,8
9 Российский стат. ежегодник. 2012: Стат. сб. /Росстат. - М., 2012. - С. 169.
Сложившаяся система оплаты труда в коммерческом и государственном секторах экономики, а также проводимая государством политика формирования и распределения доходов привели к невиданному социальному расслоению общества. С годами пропасть между богатыми и бедными в современной России только увеличивается. Коэффициент фондов (дифференциации доходов) увеличился с 8,0 в 1992 г до 16,2 в 2011 г В результате примерно половина общей величины доходов в РФ и в СФО сосредоточена в пятой, наиболее обеспеченной группе населения, примерно столько же приходится на все остальные группы (рис. 3).
60
47,7
22,5 22,8
14,8 15,4
5,2 5,7 9,8 10,5 —
гт
„45,6
□ РФ
□ СФО
2-я
3-я
4-я
5-я
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Стат. сб./Росстат. М., 2012. - С. 182-183.
Рис. 3. Распределение общего объема
денежных доходов населения РФ и СФО в 2011 г. по 20%-м группам, %
Усиливающийся имущественный разрыв между богатыми и бедными наряду с фискальными кризисами и новыми экономическими потрясениями отнесены к числу главных опасностей для мира в ближайшие годы. Об этом говорится в докладе Всемирного экономического форума «Глобальные риски 2014»10.
Альтернатива неравенству - повышение социальной справедливости, которая укрепляет устойчивость общества и способствует человеческому развитию. Как отмечалось в Докладе о человеческом развитии 2011 г, большинство социальных доктрин развитых стран ориентированы на снижение неравенства
50
10 Global Risk Report 2014. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/01/17/6578 (дата обращения: 15.04.2014).
и создание равных возможностей для всех. Для современной России такой вектор развития наиболее актуален.
Неравенство в доходах вызывает неравенство в уровне, структуре и качестве потребления, что четко прослеживается в дифференциации по доходным группам затрат на продукты питания, а также на образовательные, медицинские и рекреационные услуги. Если в первой группе с наименьшими доходами затраты на отдых и культурные мероприятия составляли в 2011 г. 3,4% совокупных расходов семьи, то в пятой (с наибольшими доходами) - 8,3%. Затраты на образование варьировались в пределах от 0,8 до 1,9%11. Калорийность пищи в крайних доходных группах населения России различается почти в 1,5-2 раза. При этом беднейшая 10%-я группа населения не получает с питанием необходимого минимума (2000 ккал в сутки).
Президент В. В. Путин вынужден признать, что в России неравенство доходов сочетается с неравенством возможностей: создание социальных лифтов - одна из поставленных им ключевых задач. Необоснованные социальные неравенства становятся одной из причин региональных и отраслевых различий в уровне развития человеческого капитала, который является интегральным показателем уровня жизни и благосостояния населения. Однако социальная политика России не способствует снижению необоснованных различий в уровне и качестве жизни, в том числе сибиряков.
В 2011 г. среднемесячные душевые денежные доходы сибиряков были примерно в 1,3 раза ниже среднероссийского уровня и в 1,6 раза ниже, чем в Центральном федеральном округе (16344,0 руб. против 20702,7 руб. и 26573,8 руб. соответственно). Самыми низкими душевыми доходами располагали жители Тывы, Алтайского края, Республики Алтай: соответственно 11049,9, 12374,5 и 13815,4 руб.12 Другими словами, беднейшее население Сибири проживает на приграничных территориях.
Между тем суровые природно-климатические условия, отдаленность от центра, мест рекреации и отдыха требуют значительно больших затрат, чем в европейской части России. Существующий районный коэффициент далеко не полностью возмещает
11 Российский стат. ежегодник. 2012: Стат. сб. /Росстат. - М., 2012. - С. 200.
12 Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в 2011 г. - М., 2012. - С. 58.
дополнительные затраты сибиряков. Меры, которые принимает правительство по введению льготных тарифов на авиаперевозки для жителей Дальнего Востока и некоторых регионов Сибири, также не решают проблему существующих асимметрий. Расчетная величина прожиточного минимума не соответствует реальной стоимости жизни в Сибири. Не случайно все сибирские регионы (за исключением Омской и Новосибирской областей) имеют более низкие показатели долголетия, здесь расположены зоны экстремально высокой смертности. В Тыве индекс долголетия варьировался в годы наблюдения от 0,487 до 0,584. В 2009 г ожидаемая продолжительность жизни здесь составляла 60,4 лет, а в 2010 г - 61,0 год. Основная причина - недопустимо низкий уровень жизни, неблагоприятные природно-климатические условия, сложная экологическая ситуация, низкая социальная и территориальная доступность качественных медицинских услуг и зон отдыха.
И если природный фактор неустраним, то меры социальной политики, направленные на компенсацию дополнительных расходов, связанных с более высокими затратами сибиряков на отопление, одежду, питание, транспортные расходы и др., могут способствовать выравниванию условий проживания в разных регионах страны. Однако районный коэффициент лишь частично выполняет выравнивающую функцию, а отставание Сибири по темпам роста заработной платы и других денежных доходов населения лишь закрепляет необоснованную социально-территориальную дифференциацию в уровне и качестве жизни, что отрицательно сказывается на настроениях и миграционных планах сибиряков.
Чтобы исправить данную ситуацию, средняя номинальная заработная плата, по мнению известных экономистов, должна быть увеличена как минимум в 2-3 раза. Существенное повышение производительности труда на основе расширения высокотехнологичного сектора экономики и соответственно сегмента высококвалифицированного высокооплачиваемого труда может быть достигнуто только при наличии институциональных условий, стимулирующих активную инвестиционную деятельность отечественного и иностранного бизнеса.
Потери человеческого капитала в Сибири из-за низкого качества жизни
Обратимся к стоимостной оценке человеческого капитала, выполненной Р. Капелюшниковым по методике Д. Джоргенсона и Б. Фраумени на основе пожизненных заработков экономически активного населения (рыночной части человеческого капитала)13. Согласно этим расчетам, среднестатистический россиянин в 2010 г. владел человеческим капиталом в объеме 6,1 млн руб. в номинальном и 2,6 млн руб. - в реальном выражении14 (381,5 тыс. долл.). При этом за 2002-2010 гг. каждый россиянин, по расчетам Р. Капелюшникова, увеличил номинальный запас своего человеческого капитала более чем в пять раз, что предполагает ежегодные темпы прироста порядка 22%. Суммарно запасы человеческого капитала в России превышали объем ВВП в 11-13 раз, а физического капитала - в 4-5 раз15.
Факторами, влияющими на общую величину человеческого капитала в том или ином регионе, согласно расчетам Р. Капе-люшникова, являются численность населения, его гендерная и возрастная структура, продолжительность жизни и уровень образования. Международные исследования показали, что мужчины, как правило, располагают большими запасами человеческого капитала, чем женщины. Эта закономерность распространяется, по мнению Р. Капелюшникова, и на Россию. По его расчетам, доля женщин в общем запасе человеческого капитала России составляла в 2010 г. 41,6%, а мужчин - 58,4%. По его оценкам за 2010 г., стоимость человеческого капитала, приходящегося на одну женщину, не достигала даже 5 млн руб., на одного мужчину - приближалась к 7,5 млн руб., т.е. человеческий капитал российских мужчин был примерно на 1/3 больше, чем у женщин, вследствие более низкого уровня занятости и оплаты труда последних16. Более образованное население при прочих равных условиях располагает большим человеческим капиталом
13 При определении «рыночной» части человеческого капитала нижняя граница трудоспособного возраста задавалась равной 15, а верхняя -64 годам.
14 При дефлировании по индексу потребительских цен.
15 Капелюшников Р. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики. - 2013. - №1. - С. 27-47; №2. - С. 24-46.
16 Капелюшников Р. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики. - 2013. - №2.- С. 38.
по сравнению с менее образованным. На величину пожизненных заработков индивидов влияют также ожидаемая продолжительность жизни и уровень экономической активности.
Абсолютные потери человеческого капитала. По сравнению с 1990 г. численность населения Сибири снизилась почти на 2 млн человек. По мнению специалистов, это произошло вследствие депопуляции и длительного миграционного оттока населения17.
Сокращение численности было характерно для большинства приграничных территорий. Незначительное увеличение численности населения наблюдалось в республиках Тыва и Алтай вследствие естественного прироста (табл. 2).
Таблица 2. Динамика численности населения СФО
за 1990-2011 гг. (на конец года), тыс. чел.
Регион Всего В трудоспособном возрасте
1990 2011 + (-) 1990 201 1
СФО 21141 19261 -1880 12031 11751
Восточносибирское приграничье
Респ. Алтай 196 209 +13 103 123
Респ. Бурятия 1052 971 - 81 586 592
Респ. Тыва 304 309 +5 165 181
Забайкальский край 1318 1100 - 218 739 674
Западносибирское приграничье
Алтайский край 2654 2407 - 247 1476 1433
Новосибирская обл. 2745 2687 - 58 1562 1654
Омская обл. 2161 1975 - 186 1212 1219
Прочие субъекты СФО
Красноярский край 3163 2838 - 325 1865 1768
Томская обл. 1078 1058 -20 631 665
Кемеровская обл. 3101 2751 - 350 1752 1652
Иркутская обл. 2797 2424 - 373 1620 1468
Респ. Хакасия 572 532 -40 320 322
Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. - С. 55, 67.
17 Соболева С.В., Григорьев Ю.А., Смирнова Н.Е., Чудаева О.В. Воспроизводство и формирование населения сибирского приграничья: оценка преимуществ и угроз // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2013. - Т. 13, вып. 2. - С. 142-156.
Миграционный прирост населения наблюдался в Новосибирской и Томской областях, а также в Красноярском крае. По данным за 2011 г, на территорию СФО прибыло более 0,5 млн чел., из них каждый десятый - из-за границы. Общий приток иностранных граждан в СФО в 2011 г. составил 51328 чел., что значительно меньше уровня 2010 г. Подавляющее большинство - граждане из стран СНГ18. При этом девять из 12 сибирских регионов имели отрицательное сальдо миграции (табл. 3).
Таблица 3. Коэффициенты миграционного прироста (оттока) на
10 тыс. человек населения в 2011 г. по регионам СФО
Регион Миграционный прирост или убыль (-) населения на 10 тыс. чел. Регион Миграционный прирост или убыль (-) населения на 10 тыс. чел.
Респ. Алтай -14 Красноярский край 28
Респ. Бурятия -45 Иркутская обл. -28
Респ. Тыва -125 Кемеровская обл. -10
Респ. Хакасия -19 Новосибирская обл. 81
Алтайский край -24 Омская область -9
Забайкальский край -84 Томская обл. 79
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. - С. 91.
Потери численности населения в трудоспособном возрасте оказались менее значительными вследствие изменения его возрастной структуры. Доля населения трудоспособных возрастов увеличилась с 56,9% до 61% , а моложе трудоспособного - сократилась с 26,9% до 18,1%, что негативно скажется на численности трудовых ресурсов Сибири в последующие годы19.
В результате суммарные потери населения в трудоспособном возрасте в округе - 280 тыс. чел. По этой причине потери человеческого капитала в Сибири составили, согласно нашим расчетам по методике Р. Капелюшникова, не менее 1,7 трлн руб.
18 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб./ Росстат. - М., 2011. - С. 128-129.
19 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. - С. 67.
в номинальном и 0,7 трлн руб. - в реальном выражении (106,8 млрд долл.)20.
При этом в Восточносибирском приграничье наблюдались противоположные тенденции. Забайкальский край интенсивно терял население, а в республиках Бурятия, Тыва и Алтай вследствие естественного прироста наблюдалось приращение населения. В Западносибирском приграничье Новосибирская область была в плюсе благодаря более высокому индексу долголетия и миграционному приросту. Алтайский край терял человеческий капитал, вследствие как миграционного оттока, так и более низких показателей продолжительности жизни населения. Потери человеческого капитала в Омской области определялись незначительным миграционным оттоком. Индекс долголетия жителей области соответствовал среднероссийскому уровню (см. табл. 1-3).
Потери человеческого капитала из-за низкой продолжительности жизни сибиряков. Низкая ресурсная обеспеченность воспроизводства человеческого потенциала в Сибири - одна из главных причин преждевременной и высокой смертности. Результаты исследований показали, что главными предпосылками преждевременной смертности являются бедность, низкий уровень образования, безработица и неполная занятость21. Поэтому во многих странах политика в области охраны здоровья направлена в первую очередь на устранение экономического неравенства регионов и групп населения.
Неблагоприятную ситуацию в регионах Сибири усугубила так называемая оптимизация объектов социальной инфраструктуры. Исследования показывают, что территориальная концентрация сети социальных учреждений повышает эффективность бюджетного финансирования и качество услуг, но при этом резко снижается их территориальная доступность для населения22.
20 В расчетах рыночной части человеческого капитала мы исходим из допущения, что нижняя граница трудоспособного возраста равна 15, а верхняя - 55-60 годам, т.е. суммарно рыночная часть человеческого капитала равна человеческому капиталу населения трудоспособного возраста.
21 Политика по контролю кризисной смертности в России в переходный период/ Под ред. В.М. Школьникова, В.В. Червякова. Институт международных исследований семьи, 2000; Неравенство и смертность в России / Под ред. Е.М.Андреева, В.М.Школьникова, Т.М.Малевой, 2000;ДенисенкоМ. Население России до 2025 года // Pro et Contra. - 2012. - № 4-5 (56). - С. 153-170.
22 Зубаревич Н. Социальная дифференциация регионов и городов // Pro et Contra. - 2012. - № 4-5 (56). -135-152. 0
Из-за неразвитости транспортной инфраструктуры, дисперсности расселения «рационализация» сети социальных услуг в Сибири приводит к большим социальным издержкам, что влияет на состояние здоровья и раннюю смертность населения.
Среди сибирских регионов самые высокие показатели смертности и низкая продолжительность жизни населения наблюдаются в Республике Тыва. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин в 2011 г. составляла 56,25 лет, а у женщин - 66,58 лет. Уровни бедности населения республики (свыше 30%) и общей безработицы (18,4%) - самые высокие среди сибирских регионов, а уровень образования населения - самый низкий. В расчете на 1000 чел. в Республике Тыва приходилось 152 чел. с высшим образованием и 300 - со средним профессиональным против 197 и 314 чел. в целом по СФО23.
В среднем ожидаемая продолжительность жизни сибиряков в 2011 г. была ниже среднероссийской на 2,11 лет. Суммарное число лет, которые не доживают сибиряки по сравнению с остальными россиянами, составляет 40631 тыс. лет, что эквивалентно потере 579,4 тыс. чел. Соответственно потери человеческого капитала вследствие низкой продолжительности жизни сибиряков исчисляются суммой в 3,5 трлн руб. в номинальном и 1,5 трлн руб. - в реальном эквиваленте.
Потери человеческого капитала из-за более низкого уровня образования. С конца 1990-х по конец 2000-х годов уровень образованности сибиряков в целом вырос, но индекс образования в ряде регионов в отдельные периоды снижался. Во-первых, социально-экономические катаклизмы 1990-х - 2000-х годов вынуждали часть молодежи прекращать обучение и искать оплачиваемое место работы. Во-вторых, в это время некоторые учебные заведения переходили на ускоренный курс подготовки специалистов, что также сказалось на доле учащихся в составе населения от 6 до 23 лет (один из индикаторов, характеризующий уровень образования населения). Третьим фактором, влияющим на численность учащейся молодежи, стало появление и экспансия сегмента платных образовательных услуг.
Так, с 1995/1996 учебного года по 2009/2010 гг. доля студентов, обучающихся на платной основе в государственных
23 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. -С. 135, 191, 235. 191.
учебных учреждениях, увеличилась с 13,0 до 62,7%, а в средних специальных - с 12,2% до 30,7%24. Однако, по статистическим данным, доля затрат на образовательные услуги в крайних доходных группах различается почти втрое. Высокий уровень бедности населения является одной из причин более низкого уровня профессионального образования сибиряков (табл. 4).
Таблица 4. Уровень образования населения Сибири и РФ
(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)
Регион Профессиональное Общее
послевузовское высшее неполное высшее среднее начальное среднее (полное) основное начальное
РФ 6 228 46 312 56 182 110 54
СФО 6 197 42 314 57 185 129 62
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. -С. 234-235.
С этим связано ожидаемое сокращение запасов человеческого капитала сибиряков, так как расчеты Р. Капелюшникова показали, что с повышением уровня образования и годовые, и пожизненные заработки демонстрируют отчетливую тенденцию к росту. Сложность перевода категориальных показателей уровней образования в число лет обучения, что предусмотрено методикой Джоргенсона-Фраумени, не позволяют нам сделать количественные расчеты потерь человеческого капитала в Сибири вследствие образовательного фактора, можно говорить лишь о том, что они существуют.
Суммарные потери человеческого капитала регионов Сибири. Подводя итоги, можно утверждать, что регионы Сибири, включая приграничные территории, вследствие неблагоприятных природно-климатических условий, низкого качества жизни и отсутствия перспектив развития интенсивно теряют население, а с ним и человеческий капитал. Помимо этого потери человеческого капитала в Сибири обусловлены также низкой продолжительностью жизни сибиряков и недостаточно высоким уровнем профессионального образования.
24 Молодежь в России. 2010. Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. - С. 81.
Приоритеты региональной политики
В докладе о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. высказана далеко не новая мысль о том, что современная региональная политика государства должна быть скроена не по единому лекалу для всей страны, а адаптирована к региональным условиям. Приоритеты социальной политики, по мнению авторов доклада, должны быть территориально сфокусированы и подкреплены широкими институциональными реформами. Важнейшие из них - повышение эффективности и транспарентности перераспределительной политики федеральных властей; увеличение доли трансфертов с учетом уровня развития и условий жизни в регионах; децентрализация управления, передача полномочий и налоговых доходов в регионы и муниципалитеты25.
Главным ориентиром современной региональной социальной политики должен стать подъем материального благосостояния населения глубинки до уровня, достаточного для индивидуального инвестирования в развитие человеческого капитала. Значимость Сибири в развитии экономики страны, острота демографической ситуации с необходимостью ставят вопрос о создании благоприятных условий для проживания и труда в суровых природно-климатических условиях, тем более на приграничных территориях. Речь идет, в первую очередь, о модернизации отраслей, обеспечивающих развитие человеческого капитала.
Реализуемая в стране политика не только закрепляет, но и усиливает существующее экономическое неравенство регионов, а, следовательно, и условий развития человеческого капитала. Предпочтение отдается регионам-локомотивам, регионам-лидерам, регионам опережающего или ускоренного развития и др. Большинство сибирских регионов, включая приграничные, лишаются каких-либо правительственных преференций и радужных перспектив развития.
Положение богатых природными ресурсами приграничных территорий Сибири в последние двадцать лет усугублялось тем, что сопредельные страны были крайне заинтересованы в вывозе дешевого сырья, а не готовой продукции. В условиях неразберихи и беззакония 1990-х и начала 2000-х годов вывоз
25 Устойчивое развитие: вызовы РИО. и^: http://www.undp.ru/documents/ NHDR-2013 ^
природных ресурсов с приграничных территорий происходил стихийно и бесконтрольно. Местные жители могли лишь с тревогой наблюдать за разграблением природных богатств их родного края. Да и сейчас, по свидетельству местных жителей, нередко к местам открытого доступа полезных ископаемых подъезжают незнакомые лица, нагружают самосвалы и вывозят природные богатства края в неизвестном направлении. Российское правительство с большим опозданием предприняло попытки навести здесь порядок, нацеливая местную промышленность на глубокую переработку сырья. Но время и выгода были упущены. А местные власти недоумевают: почему нефтяникам можно вывозить сырую нефть, а, например, Забайкалью лес-кругляк - нет?
Если сценарий ускоренного социально-экономического развития Сибири не будет реализован как приоритетный национальный проект, серьезного позитивного сдвига и приращения человеческого капитала на территории не произойдет. Пора сменить императив развития Сибири: от эксплуатации живого труда - к высоким технологиям!
Реализуемость такого подхода демонстрирует наличие в Сибири регионов, обладающих мощным образовательным и научным потенциалом, таких как Томская и Новосибирская области, Красноярский край. Перспективным направлением наращивания человеческого капитала Сибири, в том числе в приграничных регионах, может стать создание условий для обучения, сохранения здоровья и развития многочисленных молодых когорт населения национальных республик Тыва и Алтай. Высоким потенциалом обладает также зарубежная молодежь, обучающаяся в вузах сибирских регионов. При активной миграционной и социальной политике часть ее могла бы остаться в Сибири на постоянное место жительства. Только комплексное развитие всех сибирских регионов даст наибольший экономический эффект и позволит приграничным территориям успешно развиваться в будущем.