Научная статья на тему 'Рынок труда региона: проблемы формирования и регулирования (на примере республики Тыва)'

Рынок труда региона: проблемы формирования и регулирования (на примере республики Тыва) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1081
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кылгыдай А. Ч.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью поиска выхода из современной сложной ситуации на рынке труда региона. Выявлены резервы его развития, требующие новых подходов, регулирующих мер, адекватных современным социально-экономическим трансформациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда региона: проблемы формирования и регулирования (на примере республики Тыва)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 331.6

РЫНОК ТРУДА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

А. Ч. КЫЛГЫДАЙ, младший научный сотрудник лаборатории региональной экономики Б-таИ: aikys_k@mail. ги Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН

В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью поиска выхода из современной сложной ситуации на рынке труда региона. Выявлены резервы его развития, требующие новых подходов, регулирующих мер, адекватных современным социально-экономическим трансформациям.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, регион, развитие предпринимательства.

Современное состояние экономики России характеризуется трансформационными изменениями социально-экономических процессов: происходит формирование институциональных основ рыночной экономики, включая рынок труда.

С одной стороны, рынок расширил многообразие форм занятости и мест приложения труда, увеличив таким образом возможность самореализации населения в сфере экономики

С другой стороны, преобразования и кризисные явления в российском обществе привели к значительному росту уровня безработицы.

В настоящее время ситуация на рынках труда Российской Федерации и регионов остается достаточно сложной. Она имеет свои особенности, неоднозначно влияющие на социально-экономическое развитие. В ряде российских регионов (Республика

Дагестан, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия) высокий уровень безработицы:

- создает угрозу социальной стабильности;

- снижает уровень социального благополучия населения.

В настоящее время на региональном уровне, в том числе и в Республике Тыва с крайне высоким уровнем безработицы (табл. 1), превосходящим средние показатели по стране, реализовывается множество программ, способствующих повышению занятости населения и борьбе с безработицей.

имеющиеся программы оказывают положительное влияние на рынок труда регионов. однако, к сожалению, не все проводимые мероприятия достигают поставленной цели.

В развитии рынка труда Республики Тыва выделяются проблемы, типичные для страны в целом. Но они проявляются на территории республики еще более остро. Среди таких проблем можно отметить:

1) устойчивую безработицу;

2) низкие темпы создания новых рабочих мест;

3) устойчивые диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, в результате чего проявились следующие негативные моменты:

Таблица 1

Уровень безработицы в 1995-2010 гг., %

Субъект Федерации Уровень безработицы (реальный) Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация 9,4 10,6 7,8 7,2 7,2 6,1 6,3 8,4 7,5 3,3 1,4 2,6 2,5 2,3 2,1 2,0 2,8 2,1

Сибирский федеральный округ 9,1 12,8 10,0 9,4 9,0 7,9 8,3 10,5 8,7 2,6 1,8 3,4 3,2 3,2 2,7 2,4 3,1 2,4

Республика Алтай 9,7 17,3 9,6 10,0 11,6 9,0 12,6 13,9 12,3 2,2 1,9 4,0 4,6 5,2 4,1 3,4 3,6 3,1

Республика Бурятия 15,3 19,1 15,3 12,0 13,5 12,9 11,6 14,1 10,4 1,9 1,6 2,7 3,2 3,5 2,0 2,0 2,5 1,9

Республика Тыва 18,8 23,6 19,7 21,8 20,5 17,1 19,2 21,5 22,0 3,5 3,9 8,6 8,2 7,9 7,7 6,5 6,2 5,6

Республика Хакасия 8,2 12,2 10,3 8,9 9,1 6,9 7,3 9,0 9,1 3,4 2,5 4,1 3,2 3,2 3,0 2,5 2,7 2,1

Алтайский край 11,2 11,7 9,0 9,0 8,8 6,5 8,4 12,3 8,8 2,9 1,8 4,0 5,7 5,8 4,7 3,2 4,4 3,2

Забайкальский край 9,2 14,4 12,4 11,1 8,8 10,1 14,9 12,2 11,4 2,9 1,9 2,9 2,3 3,1 2,8 3,3 3,7 3,0

Красноярский край 9,0 12,2 9,2 9,0 9,9 8,2 6,5 9,5 6,3 3,0 2,7 4,4 3,2 3,1 2,5 2,3 2,8 2,2

Иркутская область 8,9 11,6 10,5 10,0 8,9 8,1 8,7 10,8 10,2 3,1 1,8 2,4 2,6 2,6 2,2 1,9 2,9 2,2

Кемеровская область 6,7 10,6 9,8 8,6 7,3 6,3 6,7 9,7 9,0 1,7 1,6 3,9 3,4 2,9 2,7 2,5 3,7 2,6

Новосибирская область 10,1 13,3 9,0 7,8 7,4 7,1 7,3 10,0 7,6 2,0 0,8 1,8 1,7 1,9 1,6 1,8 2,2 1,8

Омская область 5,4 14,0 9,1 8,6 9,3 8,0 8,0 8,5 8,1 2,4 1,5 2,8 2,2 2,3 1,8 1,8 2,0 1,7

Томская область 8,1 13,0 10,1 10,5 9,0 6,9 8,0 8,7 7,9 3,7 2,1 4,4 4,4 3,7 2,8 2,2 3,3 2,4

а) с одной стороны, невозможность удовлетворить потребность работодателей в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций, что привело к возникновению незаполненных вакансий;

б) с другой стороны, появление на рынке труда невостребованных работников, формирование устойчивых групп населения, испытывающих трудности в поиске работы, снижение уровня жизни значительной части населения, не участвующей в общественном производстве.

По уровню общей и регистрируемой безработицы Тува в последние годы занимает лидирующее место в округе (табл. 2). Уровень общей безработицы составил 22 % экономически активного населения, что выше, чем:

- по Сибирскому федеральному округу (СФО) - в 2,5 раза;

- по РФ - 2,9 раза.

Уровень регистрируемой безработицы составил 5,6 % (по СФО - 2,4 %, по РФ - 2,1 %). Нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 12,4 чел. (по СФО - 2,1 чел., по РФ - 1,8 чел.).

Особенности формирования и развития рынка труда Тувы. Региональные особенности развития и функционирования рынка труда Тувы проистекают из специфики формирования экономически активного населения, исторически сложившейся структуры занятости, обусловленной:

- специализацией и комплексностью хозяйства;

- обеспеченностью сырьевой базой (местной, общеро ссийской);

- динамикой и эффективностью производства;

- инвестиционной активностью и привлекательностью территории;

- характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти и управления.

Развитие рынка труда Тувы подвергается различным как негативным, так и позитивным и вероятностным влияниям (риски и угрозы). Основы регулирования рынка труда должны формироваться с учетом всех видов факторов:

- поддерживать и усиливать позитивные факторы;

- купировать, преодолевать и искоренять негативные.

Следует вырабатывать меры готовности, предупреждения, профилактики рисков и угроз. Иными словами, из анализа ряда факторов, влияющих на развитие рынка труда, вытекают дальнейшие определение и формирование адекватных направлений, мер по его регулированию (рис. 1).

В Туве наиболее негативной тенденцией является хроническая сельская безработица. Структурная перестройка АПК, сопровождавшаяся резким сокращением объемов сельскохозяйственного производства и разрушением его материально-технической базы и организационных форм, лишила

Таблица 2

Отдельные показатели напряженности на рынке труда в 2010 г. (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости,

в среднем за год), %

Место, занимаемое в Российской Федера-

Среднее время поиска работы безработными, мес. Удельный ции

Субъект Федерации Уровень занятости Уровень безработицы вес безработных, ищущих работу 12 мес. и более Уровень занятости Уровень безработицы Среднее время поиска работы безработными, мес. Удельный вес безработных, ищущих работу 12 мес. и более

Российская Федерация 62,7 7,5 7,5 29,9 - - - -

Сибирский федеральный 61,0 8,7 7,6 31,4 6 7 7 7

округ

Республика Алтай 58,0 12,3 8,2 36,1 71 77 67 68

Республика Бурятия 57,5 10,4 9,1 44,7 73 72 78 79

Республика Тыва 44,9 22,0 10,5 59,5 81 81 81 82

Республика Хакасия 59,0 9,1 7,3 26,5 66 59 44 31

Алтайский край 60,7 8,8 8,3 38,1 51 51 69 74

Забайкальский край 55,3 11,4 8,1 40,4 78 75 63 76

Красноярский край 65,4 6,3 6,7 22,6 14 17 14 11

Иркутская область 60,2 10,2 7,1 28,1 53 69 35 43

Кемеровская область 60,0 9,0 7,2 25,8 57 55 40 25

Новосибирская область 63,1 7,6 7,6 29,2 30 36 52 47

Омская область 62,2 8,1 7,2 27,7 39 44 38 40

Томская область 62,1 7,9 7,5 29,4 41 41 51 49

Особенности развития социально-экономической сферы Республики Тыва:

- неразвитость отраслевой структуры хозяйства;

- преобладание в структуре ВРП сельского хозяйства и нерыночных услуг;

- территориальная удаленность от транспортных, финансовых и торговых центров;

- неразвитость транспортной сети, отсутствие железной дороги;

- слабая социальной инфраструктура;

- положительный естественный прирост населении;

- высокий уровень бедности и низкий уровень доходов, особенно сельского населения;

- высокий уровень дотационности бюджета республики;

Факторы, обусловливающие высокий уровень безработицы:

- низкие темпы создания новых рабочих мест;

- неэффективность работы большинства предприятий, ведущая к сокращению производства и массовым увольнениям;

- задержка заработной платы;

- отставание возможностей республиканской системы подготовки кадров от потребностей экономики и социальной сферы

Возможности:

- развитие новых производств;

- создание новых предприятий;

- реализация крупных инфраструктурных проектов;

- вовлечение в хозяйственный оборот значимых месторождений минерального сырья;

- развитие малого предпринимательства, в том числе в традиционной сфере занятости - отгонном животноводстве

Риски:

- социально-экономическая нестабильность;

- отток квалифицированной рабочей силы;

- снижение качества трудовых ресурсов региона;

- рост социальной напряженности и правонарушений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ухудшение межнациональных отношений;

- усиление внутренних миграционных потоков;

- рост численности маргинальных групп

Я ,_,

с

V

V7

V

X/7

Рис. 1. Факторы, возможности и риски в регулировании рынка труда Республики Тыва

многих сельских жителей рабочих мест и регулярных источников доходов - 79,3 % безработных проживают в сельской местности.

При этом для сельского рынка труда характерна застойная безработица с высокой долей молодежи -61 % [5].

Стихия рыночных преобразований внесла раскол в прежде достаточно однородную структуру сельского населения. Общие проблемы аграрного сектора, связанные с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей, снижением порядка и ответственности в производственной и бытовой сферах, привели к следующим последствиям:

- резкое ухудшение материального положения большинства сельских жителей;

- усиление имущественного неравенства внутри сел;

- анклавизация сельских поселений, оставшихся без крупного работодателя [4].

Повсеместно сельские жители сталкиваются примерно с одинаковым набором проблем:

- безработица;

- резкое сокращение денежных доходов населения;

- вытеснение трудовых ресурсов в сферу личного крестьянского хозяйства, которое из подсобного превратилась в основной фактор выживания сельского населения [3].

Низкий уровень альтернативной занятости, исторически сложившаяся слабая социальная инфраструктура обусловливают обострение социальных проблем села.

Оценивая уровни занятости и безработицы, наблюдаемые на селе Тувы, можно утверждать, что дефицита рабочей силы здесь нет. Но существует проблема вовлечения потенциальной незанятой части населения (особенно безработных) в трудовую деятельность. При этом важны не только количественный рост работников, но и профессиональная, половозрастная структуры трудовых ресурсов. Особое значение для молодежи имеет уровень оплаты труда.

В самой сельской местности имеется земля в виде пашни, сенокосов, пастбищ. При правильном решении вопросов занятости, развитии предпринимательства на селе, в принципе, не должно быть безработных. Получается, что и трудовых, и природных ресурсов достаточно. Нужно только желание каждого трудиться.

Снижение общего уровня жизни населения привело к активизации занятости молодежи. Источником повышения благосостояния молодых людей и населения в целом, создания новых рабочих мест может и должно стать развитие молодежного бизнеса. Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в «свободной» экономике налицо: это быстро расту-

щий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Безработица особенно отрицательно воздействует на качество жизни молодежи, которая еще не втянулась в трудовую жизнь, в производственный ритм, не имеет опыта и навыков в труде. Незанятость, низкие доходы, отсутствие позитивных поведенческих установок провоцируют в молодежной и подростковой среде асоциальное поведение [2]. Последствия молодежной безработицы в Туве - это не только ухудшение условий воспроизводства кадров, но и серьезные социальные последствия, которые проявляются в распространении асоциального поведения среди молодежи в республике. Здесь одна из самых высоких в России криминогенность молодежной среды. Из всех лиц, совершивших преступления в регионе, около 60 % приходится на молодежь в возрасте 14-29 лет.

Таким образом, с учетом особенностей того или иного сегмента рынка труда региона можно проводить более эффективную политику по снижению безработицы в регионе. Для этого автором предложена классификация безработицы в регионе по различным критериям (рис. 2), позволяющая ориентировать меры по каждой группе.

Адаптация социальных групп региона к социально-экономическим трансформациям, в том числе и в трудовой сфере. Адаптация тувинского населения к новому становлению и развитию крупных промышленных объектов сталкивается со значительными проблемами, связанными с нестабильностью динамики объемов общественного производства, сопровождающейся:

- сокращением численности занятых и высоким уровнем безработицы;

- усилением социального напряжения;

- ухудшением социального самочувствия граждан.

Исторически сложившаяся слабая социальная инфраструктура и низкий уровень альтернативной занятости обусловливают обострение социальных проблем села.

В рамках исследований по теме «Особенности этнорегиональных моделей социально-экономической адаптации в Республике Тыва в постсоветский период»1 проводилось изучение адаптационных

1 В апреле-мае 2010 г. проведен социологический опрос населения трудоспособного возраста Тувы методом анкетирования по репрезентативной выборке, объем которой составил 400 чел. (проект РГНФ N° 10-02-63102 а/Т). Население опрашивалось в целях изучения степени адаптивности и адаптационного поведения

Примечание. ГСЗ - городская служба занятости; КСЗ - коммерческая служба занятости. Рис. 2. Классификация безработицы в регионе по различным критериям

Рис. 3. Группы молодежи Тувы, по уровню и темпам адаптации к экономическим преобразованиям

особенностей молодежи Тувы на рынке труда. Среди опрошенных молодых людей можно выделить следующие условные группы, различающиеся по уровню и темпам адаптации к новым экономическим реалиям (рис. 3):

жителей республики к изменениям в социокультурной и экономической сферах, готовности населения к этнокультурной адаптации, особенностей отношения представителей этнических групп к трансформационным экономическим и культурным процессам в регионе, динамики социального самочувствия и мобильности в период радикальных преобразований в российском обществе.

- «высокоадаптированные»;

- «мобилизующиеся»;

- «выжидающие». Высокий удельный вес

«выжидающей» молодежи свидетельствует о слабой адапти-рованности значительной части молодых людей в республике к конкурентной среде рыночной экономики. Они отличаются следующими чертами:

- не ищут своей «рыночной» ниши;

- не стремятся повы -сить своего образовательного уровня;

- не реализуют возможности начать собственное дело, используя широкий спектр мер по поддержке малого предпринимательства, предоставляемых в настоящее время;

- надеются на материальную поддержку родителей и государства.

Доминирование высокоадаптированных и мобилизующихся молодых людей с активной жизненной стратегией говорит о наличии в Туве значительного контингента молодежи, способной наиболее эффективно войти в рыночную экономику, для которой характерна высокая социальная и трудовая мобильность.

При этом русская молодежь проявила более высокую степень адаптации к меняющимся условиям: она ищет и находит дополнительный заработок и готова к работе на предприятиях частного сектора. Среди русских молодых людей больше, чем среди тувинцев, тех кто в последнее время перешел работать на частное предприятие. Высока у них готовность к организации собственного дела - вдвое выше, чем у тувинской молодежи. 37,5 % опрошенных русских молодых людей предпочли бы открыть собственное дело, тогда как у тувинцев - 19,1 %.

Переход экономики к рыночным условиям предопределил необходимость изменений в трудовом поведении населения. Прослеживаются возрастающее понимание необходимости приспособления к рынку, стремление найти свое место в рыночной экономике. Для многих стали очевидными непреходящий характер рыночной экономики, необходимость самостоятельно, не надеясь на государство, заботиться о благосостоянии семьи. Чаща весов качнулась в сторону частного предпринимательства, признания необходимости рыночных форм деятельности.

Сравнительный анализ результатов опросов населения в 1990-е гг.2 и в 2010 г. позволяет сделать вывод о возросшей притягательности занятия предпринимательством: если в 1990-е гг. желание открыть собственное дело выразили не более 10 % опрошенных, то в настоящее время - более 21 %.

Основными факторами, мешающими заняться предпринимательством, являются:

- нехватка средств - 47 %. Это является следствием низких доходов населения региона;

- высокое налогообложение - 18,8 %;

- отсутствие гарантий правовой защиты владельцев частной или коллективной собственности -13,5 %.

Сами предприниматели среди основных проблем в их деятельности выделяют:

- трудности в получении кредита для развития бизнеса - 35,5 %;

- высокое налогообложение - 24,8 %.

Система факторов в регулировании рынка

труда. Итак, значительная по своим масштабам застойная безработица оказывает предельно негативное воздействие на все стороны социального и экономического развития республики. От решения проблем на рынке труда во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований в республике и в конечном счете - экономическая и социальная стабильность в обществе.

Основным ориентиром эффективной социально-экономической политики занятости должно стать динамическое равновесие между двумя позициями.

2 На материалах социологических исследований 1990-1997 гг. рассматриваются проблемы вхождения населения в рынок, сохранения трудовых традиций и навыков, трудовые склонности и мотивации, динамика этнических стереотипов, что отражено в сборнике научных статей под редакцией Г. Ф. Балакиной «Социально-экономические проблемы Республики Тыва в период трансформации» (1998 г.).

С одной стороны, это уровень адаптации населения, участвующего в трудовой деятельности, к требованиям рыночной экономики.

С другой стороны, повышение требований к интенсивности и качеству труда, усиление экономического «прессинга», одновременно стимулирующих адаптацию и повышающих эффективность деятельности предприятий [1].

Исходя из способов воздействия на экономику региона, в том числе региональный рынок труда, целесообразно прежде всего усилить те элементы регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на ускорение прогрессивных структурных сдвигов в развитии экономики и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в области снижения безработицы связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста (табл. 3).

Выводы

1. Рынок труда в Республике Тыва характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем безработицы, с другой, - значительным спросом на квалифицированных работников технологически сложных производств по добыче и переработке минерального сырья, производству тепло- и электроэнергии, производству продукции с высокой долей добавленной стоимости. Характерной чертой рынка труда республики является отставание темпов создания рабочих мест от динамики прироста численности трудоспособного населения.

2. В Туве наиболее негативной тенденцией развития рынка труда является хроническая сельская безработица: 79,3 % безработных проживают в сельской местности. Системный кризис аграрного сектора привел к резкому ухудшению материального положения большинства сельских жителей, анклавизации сельских поселений, оставшихся без крупного работодателя.

Повсеместно сельские жители сталкиваются с примерно одинаковым набором проблем:

- безработица;

- резкое сокращение денежных доходов населения;

- вытеснение трудовых ресурсов в сферу личного крестьянского хозяйства, которое из подсобного превратилась в основной фактор выживания сельского населения.

В настоящее время процессы, происходящие в селах республики, обусловливают ситуацию, при

Таблица 3

Матрица факторов снижения безработицы

Факторы/ уровни Инновационные факторы Финансово-кредитное и инвестиционное обеспечение Социальные факторы Организационно-техническое обеспечение Нормативно-правовое обеспечение

эффективная Финансово-кредитная Развертывание Развитие инновационной инфра- Долгосрочная стратегия

координация поддержка действу- новых программ структуры; социально-экономичес-

государствен- ющих предприятий строительства жилья реализация крупных инвестици- кого развития РФ;

ных действий особенно в кризисных и создания социаль- онных проектов; инвестиционная страте-

в сфере инно- ситуациях; но-бытовой инфра- долгосрочный гия РФ;

ваций; целевое финансиро- структуры; прогноз потребностей эконо- нормативные акты,

создание вание создания новых реализация феде- мики в рабочей силе в разрезе формирующие политику

и я « стимулов к ин- предприятий; ральных программ отраслей, видов деятельности, поддержки среднего и

новационной расширение сферы и по развитию произ- профессий малого предпринима-

л н о деятельности; перечня инструментов водств в регионах; тельства;

л развитие орга- кредитования; система мер по совершенствование дейс-

я ^ и о л низационных отдельная статья в поддержке уровня твующего законодатель-

форм, аккуму- федеральном бюджете занятости в регионах ства в сфере занятости

£ лирующих ин- по финансированию в условиях кризиса; населения;

новационные программы создания перспективная разработка

разработки и сохранения рабочих мест, возможно создание целевого бюджетного фонда, распорядителем средств которого может стать одно из федеральных министерств программа создания и сохранения новых рабочих мест документа, занимающий промежуточное положение между государственными среднесрочными программами социально-экономического развития и документами о содействии занятости

Наличие Достаточность Развитие социальной Развитие отраслей приоритет- Долгосрочная стратегия

условий для средств регионально- инфраструктуры; ных направлений; социально-экономичес-

инновационной го бюджета; содействие строи- создание институциональных кого развития региона;

деятельности; наличие внебюджет- тельству социального структур на стыке интересов региональные целевые

наличие биз- ных источников; и коммерческого власти, бизнеса и населения; программы снижения

нес структур; софинансирование жилья; обеспечение взаимосогласован- безработицы, создания

потенциал и из федерального развитие рынка до- ности цели, задач и ресурсов новых рабочих мест;

о опыт малых и бюджета; ступного жилья; стратегии социально-экономи- региональные норматив-

средних пред- целевое финансиро- поддержка молодых ческого развития региона, про- ные акты, способствую-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л приятий; вание; семей; граммы снижения безработицы, щие созданию рабочих

и создание открытие новых пред- разработка документа требующей оценки отдельных мест в перспективных

о а £ а и развитие приятий на средства (программы) содер- подпрограмм и практических отраслях

инфраструкту- инвестиционного жащего мероприятия действий с позиций достиже- экономики, поддержке

и « ры поддержки фонда для реализации по созданию рабочих ния конечных целей и решения малого бизнеса и пред-

инноваций крупных инфраструк- мест, предусматри- промежуточных задач всей принимательства в

технопар- турных проектов вающего конкретные программы; целях создания новых ра-

ков, центра меры по созданию создание производства «пер- бочих мест и содействия

трансфера и экономически эффек- вичного передела» природных занятости населения

технологий, тивных рабочих мест ресурсов

инновацион- в перспективных

ных центров отраслях экономики

Наличие Развитие системы Создание (восстанов- Решение проблемы эффективно- Создание нормативной

условий для кредитования субъек- ление) рабочих мест, го использования выделенных правовой основы стиму-

^ инновацион- тов малого предпри- дающих наиболь- ресурсов, налаживание механиз- лирования деятельности

ч о ей ной деятель- нимательства; ший экономический ма отбора наиболее перспектив- предприятий и органи-

а н ности; создание новых эффект; ных экономических и социаль- заций по целенаправлен-

^ потенциал и инструментов для сохранение квалифи- ных проектов; ной подготовке кадров;

(В ^ опыт малых и стимулирования пред- кационного потен- создание на принципиально но- формирование политики

и о средних пред- приятий циала; вой основе перерабатывающего активной целенаправлен-

приятий выполнение социаль- комплекса продукции традици- ной поддержки развития

СО 1 ных обязательств онных отраслей; новых производств,

развитие сельского хозяйства с внедрением новых технологий, выходом на рынки продовольствия основывающихся на разных формах занятости

Окоанчание табл. 3

Факторы/ уровни

Инновационные факторы

Финансово-кредитное и инвестиционное обеспечение

Социальные факторы

Организационно-техническое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение

х н я х

а =

а с

и О

а

£

а

и

Экономическая мотивация к инновационной деятельности; спрос на инновационную продукцию

Наличие источников финансирования; наличие и доступность инструментов

Предупреждение

массовой тицы, повышение эффективности существующих рабочих мест; рост мобильности трудовых ресурсов; улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания

Наличие внутренних подразделений в структуре предприятия; обращение к внешним источникам информации; инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников; применение методов деления и квотирования рабочих мест для молодежи и других социальных групп

Гарантии представительства интересов - защита права коллективных переговоров, независимых профсоюзов; создание эффективной системы правовой и социальной защищенности молодежи в трудовой сфере;

разработка программы, направленной на оптимальное использование потенциала работников

которой положение сельхозпроизводителей остается крайне неустойчивым, отсутствуют возможности обеспечения занятости населения, а отраслевая структура рабочих мест практически не меняется. Сделан вывод о социальной дискриминации сельских жителей, которая в сочетании с низкими темпами развития социальной инфраструктуры сел приводит к усилению оттока жителей в города республики.

3. Особое место молодежи на рынке труда региона определено особенностью социального развития Тувы - высоким удельным весом детей и молодежи в возрастной структуре населения, обусловленным традиционной многодетностью коренного населения. Высокая молодежная безработица, низкие трудовые доходы, нерегулярная занятость негативно отражаются на качестве трудового потенциала общества.

4. Меры по регулированию занятости в Туве недостаточно эффективны. Получение пособий по безработице рассматривается жителями как источник дохода, что порождает настроения иждивенчества. Значительные контингенты незанятого населения ничего не предпринимают для изменения своего социального статуса. По итогам проведенного при участии диссертанта социологического опроса населения республики выявлено, что 6,9 % безработных до сих пор не определились, затруднились с выбором сферы занятости, 67,2 % безработных респондентов (из них 15 % - русских и 82 % - тувинских респондентов) готовы заняться фермерством, разведением скота, организовать крестьянское хозяйство. Здесь возникает вопрос об адекватности моделей регулирования рынка труда менталитету большинства населения.

5. В настоящее время особое значение приобретают:

- изучение этнорегиональных обусловленностей трудовой деятельности населения региона;

- анализ особенностей современного адаптационного поведения населения;

- рассмотрение закономерностей и результатов функционирования механизма адаптации с учетом склонностей и предпочтений представителей доминирующих наций региона.

Все это необходимо для определения основных направлений развития и регулирования рынка труда Республики Тыва.

6. Одним из инструментов регулирования рынка труда Республики Тыва является малое предпринимательство с его возможностями поддержания занятости за счет развития экономической самостоятельности населения и мобилизации его предпринимательского потенциала.

Список литературы

1. Балакина Г. Ф., Кылгыдай А. Ч. Концептуальные основы регулирования рынка труда региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 37.

2. Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости // Вопросы экономики. 2004. № 3.

3. Нечипоренко О. В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // Социс. 2009. № 6.

4. Фадеева О. П. Социальный капитал сибирского села. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. Новосибирск: Изд. СО РАН. 2008.

5. Численность и состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Республики Тыва за 2008 год: стат. бюллетень. Кызыл: Тывастат. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.