Научная статья на тему 'Рынок труда как условие развития профессионального образования'

Рынок труда как условие развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / LABOR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / VOCATIONAL EDUCATION TION / MONITORING AND FORECASTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрашенко Д. А.

Показаны тенденции изменения востребованности выпускников системы профессионального образования на рынке труда на примере столицы и областей ЦФО, что может определить прогнозирование потребности рынка труда и рынка профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрашенко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MARKET AS A CONDITION OF EDUCATION

Showing trends in demand for graduates of vocational education in the labor market as an example of the capital and regions of CFA, which may determine the forecasting needs of labor market and vocational education.

Текст научной работы на тему «Рынок труда как условие развития профессионального образования»

задолженности по кредитным картам. Но в ситуации кризиса дебиторы, вроде владельцев потребительских кредитов, представляются наименее стабильными. Данные тенденции практически не затронули строительные и промышленные компании, экспортеров товаров, поставщиков услуг (например, гостиничных услуг), лизинговые компании и т.д., т.е. реальный сектор экономики.

Секьюритизация незаменима для финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, т.к. обеспечивает доступ к международным рынкам заемного, более дешевого капитала. А основным преимуществом секьюритизации является возможность получения значительного финансирования, не подвергая риску имеющийся капитал.

По нашему мнению, перспективным направлением использования секьюритизации является организация финансирования отраслевых, региональных пулов инвестиционных проектов в ходе разработки и создания механизмов действия отраслевых программ развития и региональных программ социально-экономического развития.

В связи с выше изложенным можно сделать вывод, что, не смотря на последствия финансового кризиса, сокращение промышленного производства и стагнации рынка рублевых кредитов, для России и других стран СНГ существуют реальные, проверенные на практике в различных странах, возможности финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов. Конечно, это более сложный инструмент финансирования, но из него можно извлечь максимальную выгоду, что создаст фундамент для дальнейшего развития экономики и облегчит доступ к более дешевым источникам финансирования.

Кроме того, секьюритизация как способ финансирования, может стать для заемщика альтернативным источником долгосрочного капитала. Так, в странах с низким суверенным рейтингом механизм секьюритизации позволяет создать класс ценных бумаг, рейтинг которых будет даже выше странового и, таким образом, привлечь более консервативных инвесторов. Таким образом, с одной стороны, секьюритизация открывает прямой доступ к мировому финансовому рынку, а с другой, появление такого альтернативного источника может стать импульсом для повышения эффективности банковского сектора, так как финансовым институтам придется соревноваться за клиентов, нуждающихся в финансировании, а так

же помочь развитию национального фондового рынка.

В завершение хотелось бы сказать, что посредством секь-ютиризации инвестиционных инфраструктурных проектов инвестор достигает следующих целей:

- повышает доходность собственного капитала

- диверсифицирует источники финансирования

- снижает стоимость привлекаемого финансирования (за счет того, что кредитный рейтинг секьюритизируемых активов может быть выше, чем рейтинг эмитента), что влияет на стоимость привлекаемого финансирования

- привлекает финансирование на более длительный срок (по сравнению с обычным кредитованием)

- обеспечивает соответствие достаточности собственного капитала требованиям банков

- снижает уровень риска кредитного (инвестиционного, лизингового, проектного) портфеля за счет перевода кредитных рисков на широкий круг инвесторов

- получает возможность реинвестировать поступления от продажи ценных бумаг для погашения предыдущих займов, а так же финансирование новых проектов

- создаёт публичную кредитную историю, как на российском, так и на международном рынках капитала.

Литература:

1. Нехаев С. "Уроки первого кризиса секъютиризации", http:/ /www.rusipoteka.ru/articles/2009/nehaev/

2. Lenta: Электронный ресурс. Режим доступа: ttp://lenta.ru/ news/2009/05/18/down1/

3. "Снижение темпов промышленного производство в России в сентябре 2011 г" http://www.dobprom.ru/news/page1/ document140086/

4. "Страна спадает в рецессию", http://www.ng.ru/economics/ 2011-09-22/4_recession.html

5. РБК: Электронный ресурс. Режим доступа: www.rbc.ru.

6. Ведомости: Электронный ресурс. Режим доступа: www.komersant.ru

7. Бэр Х.П. "Секьютиризация активов: секьютиризация финансовых активов - инновационная техника финансирования банков". М. "Волтерс Клувер", 2006.

РЫНОК ТРУДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Петрашенко Д.А., ГОУ СПО «Политехнический колледж № 2»

Показаны тенденции изменения востребованности выпускников системы профессионального образования на рынке труда на примере столицы и областей ЦФО, что может определить прогнозирование потребности рынка труда и рынка профессионального образования.

Ключевые слова: рынок труда и рынок образовательных услуг, профессиональное образование, мониторинг, прогнозирование.

LABOUR MARKET AS A CONDITION OF EDUCATION

Petrashenko D., GOU SPO «Polytechnic College of number 2»

Showing trends in demand for graduates of vocational education in the labor market as an example of the capital and regions of CFA, which may determine the forecasting needs of labor market and vocational education.

Keywords: labor market and the market of educational services, vocational education tion, monitoring and forecasting.

Радикальные преобразования экономической системы российского государства, предопределившие становление и развитие рынка труда, изменившие требования к уровню подготовки, качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационному составу, предопределили необходимость и стали причиной всестороннего реформирования образовательной сферы как основополагающего звена системы воспроизводства трудовых ресурсов. «Полагаю, что одна из принципиальных задач государства и бизнеса - это развитие профессионального образования, прежде всего - среднего и начального образования. Надо развернуть его в сторону потребности современного производства, обновить техническую базу подготовки специалистов», - сказал Премьер-министр РФ Владимир

Путин, выступая на Первом социальном бизнес-форуме в Моск-

Движение к открытости системы образования нашло закрепление на законодательном уровне и активно входит в практику передовых образовательных учреждений. В то же время увеличивается разрыв между качеством образования и ростом требований к компетенциям персонала, остается низким удельный вес России на мировом рынке образовательных услуг, сохраняются высокие темпы естественного старения преподавательских кадров, что обусловлено низким уровнем их доходов. «Федеральный бюджет в 2012-13 году предполагает фактическое снижение расходов на образование. То есть, рост по одному проценту. При том, что ожидаемая инфля-

1 (МОСКВА, 26 мая - РИА Новости).

ция - 6-7%. Даже если мы увеличим нормативы финансирования технических вузов, значит, мы отберем деньги у других. - Это неправильно: у нас общее финансирование образования в лучшем случае - половина от минимальной потребности (три с половиной процента по данным Общественной палаты) при минимально необходимых семи»2. «И, наконец, нельзя ничего сделать без повышения статуса педагога. Между тем, сегодня профессор МАТИ получает 19,7 тыс. рублей, профессор МИРЭА - 20,5 тыс. рублей. При таком уровне зарплат говорить не о чем».

«Полагаю, что одна из принципиальных задач государства и бизнеса - это развитие профессионального образования, прежде всего - среднего и начального образования. Надо развернуть его в сторону потребности современного производства, обновить техническую базу подготовки специалистов»3. В этом контексте в последние годы в экономике, на рынке труда и в системе начального и среднего профессионального образования Москвы усилились положительные тенденции. Профессиональная структура обучаемых все более тесно увязывается с результатами маркетинговых исследований. Процессы диверсификации бизнеса в условиях нестабильности рынка обусловливают возрастание значимости широты и универсальности профессиональной подготовки. Более требовательным становится заказчик квалифицированных рабочих кадров. Улучшается взаимодействие государственного и негосударственного секторов. Создается государственно-общественная система управления профессиональным образованием, включая научно-методические экспертные объединения, и развивается система непрерывного образования.

Особенностью изменения структуры населения по результатам статистики является то, что в период между переписями 2002 и 2010 года численность городского населения увеличилась в 19 субъектах Российской Федерации, доля городского населения в общей численности населения возросла в 51 регионе. И, хотя население страны сократилось с 145166,7 тыс. человек в 2002 г. до 142905,2 тыс. человек в 2010 г., или на 2261,5 тыс. человек (1,6 %), численность населения, проживающего в больших городах, с численностью 100 тыс. человек и более, по сравнению с 2002 г. увеличилась почти на 2 млн. человек. При этом, 40% жителей больших городов было сосредоточено в городах с численностью населения 1 млн. человек и более. Увеличение общей численности населения произошло во всех городах-«миллионерах», особенно заметный рост

отмечен в столице (табл. 1).

И следует сказать, что такая тенденция существует уже длительный период, подчиняясь практически линейной корреляции (рис. 1). Причем результаты статистики, показывающие численность населения столицы в январе 2010 года на уровне 10 562 тыс. человек, существенно скорректированы ВПН, которая зафиксировала этот уровень значительно более высоким - 11 700 тыс. Московская городская агломерация с населением в 15 миллионов человек также является самой густонаселённой в России и Европе, что самым существенным образом сказывается и на рынке труда.

Временно проживающих граждан в Москве приблизительно 1,8 миллиона человек и данный показатель имеет достаточно сильно выраженную сезонность, возрастая в летние месяцы и уменьшаясь в зимние. Демографическая ситуация характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения: число родившихся в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 7% и составило 112,6 тыс. человек, число умерших увеличилось на 6% и составило 116,5 тыс. человек. Естественная убыль в январе-ноябре 2010 г. составила 3,9 тыс. человек, что на 5% меньше естественной убыли за соответствующий период прошлого года.

Характер современного этапа профессионального образования Москвы состоит в том, что оно не может ограничиваться своей прежней функцией инфраструктуры экономики, воспроизводящей необходимый объем рабочей силы. Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует органической включенности профессионального образования в структуру экономики, ориентации его на постоянные изменения между спросом и предложением. Правительство РФ приняло решение учредить 5 тысяч стипендий для лучших учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей и техникумов. «Сегодняшняя реальность - это дефицит квалифицированных рабочих, технологов, технических специалистов», отметил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике»4 .В Москве накоплен большой опыт построения различных схем развития системы профессионального образования и подходов к взаимодействию с предприятиями, профсоюзами, объединениями работодателей, социальными службами, образовательными учреждениями, различными общественными организациями и объединениями.

Таблица 1.

Источник: Информационные материалы о предварительных итогах Всероссийской населения (ВПН) 2010 года.

12000

переписи

10000

яооо

finoo

4000

7000

1111

1970 1979 1989 2009

Рис. 1. Рост численности населения г. Москвы (тыс. чел.)

2 О. Смолин. Парламентские слушания 12 мая 2011 г., посвященные «развитию инженерного образования и его роли в технологической модернизации России».

3 Путин В.В. МОСКВА, 26 мая - РИА Новости.

4 С.-ПЕТЕРБУРГ, 23 дек . 2011 г.- РИА Новости.

При этом необходимо искать решение двух больших задач. Во-первых, учреждения профессионального образования сами по себе должны стать привлекательными для получения образования и построения собственной профессиональной карьеры для московской молодежи. Во-вторых, необходимо перейти от использования экстенсивного, количественного подхода в развитии системы профессионального образования к интенсивному, качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов. «Многие наши учебные заведения словно застыли в 80-х годах прошлого века, ушли преподаватели, устарела техническая, образовательная база. Все это стало реальной проблемой, которая сдерживает развитие» (там же).

Предстоит совершенствование структуры подготовки кадров, адекватных потребностям рынка труда и с опорой на стратегические перспективы развития московской экономики, модернизацию и обновление профессионального образования, расширение подготовки специалистов по договорам с юридическими и физическими лицами. Опросы показывают, что в 2011 году именно проблема нехватки высококвалифицированных кадров вышла по распространенности у предпринимателей на первое место, обогнав такие проблемы, как административные барьеры и коррупция (там же).

Сегодня решение задач модернизации начального и среднего профессионального образования начинается с информационно-методической работы, которая ведется в следующих направлениях:

- увеличение охвата профессиональным обучением различных возрастных групп населения (обучение взрослых, профессиональная ориентация, профессиональное консультирование, технологическое обучение учащихся общеобразовательных школ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.);

- профессиональная ориентация, формирование специалистов для высокотехнологичных производств, ведение регионального реестра победителей конкурсов профессионального мастерства;

- проведение маркетинговых исследований столичного рынка труда и образовательных услуг, изучение и анализ конъюнктуры рынка труда;

- повышение профессиональной квалификации сотрудников профессионального образования с использование новейших технологий дистанционного обучения;

- разработка модульных учебных программ, учебно-методического и программного обеспечения, в том числе развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения;

- проведение консалтинговой деятельности по определению количественных объемов подготовки и разработки конкурсных процедур по реализации заказа на подготовку квалифицированной рабочей силы;

- обеспечение потребителей понятными статистическими и информационными материалами, формирование электронных библиотек современной технической литературы.

Согласно прогнозу Минобрнауки России [1] наиболее востребованными российской экономикой в 2012 году будут выпускники колледжей и училищ, при этом юристы и экономисты будут иметь проблемы с трудоустройством. Особо остро страна будет нуждаться в специалистах с начальным профобразованием, получивших дипломы по специальности «Транспортные средства». К 2012 году необходимо будет подготовить 107,1 тысячи работников сферы транспорта, в то время как сегодня их выпуск составляет 53,6 тысячи человек. Также будут востребованы специалисты сферы обслуживания. Потребность в них к 2012 году достигнет 999,4 тысячи человек, а число сегодняшних выпускников колледжей составляет 53,6 тысячи. Кроме того, экономикой будут востребованы строители и архитекторы с начальным профобразованием. Потребность в специалистах системы среднего профобразования будет высокой практически по всем специальностям. Сегодня в России инженеров готовят 555 вузов. Но, несмотря на то, что ежегодный выпуск составляет 200 тысяч специалистов, экономика испытывает дефицит хороших кадров.

Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров по укрупненным группам специальностей «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», а также «Строительство и архитектура».

Но низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооп-

лачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

В свою очередь, низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда квалифицированных рабочих кадров Москвы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Диспропорции спроса и предложения усиливают основные барьеры роста промышленного комплекса города, которыми остаются морально и физически устаревшие основные фонды многих предприятий, острая нехватка рабочих кадров и специалистов высокой квалификации, низкая конкурентоспособность большинства видов выпускаемой продукции, отсутствие долгосрочных инвестиций и доступных кредитных средств.

При проведении анализа отраслей и предприятий, формирующих текущий и перспективный спрос, немаловажную роль в формировании рынка труда Москвы играет также ее специфика как мегаполиса [2]. Отток трудовых ресурсов в социально-ориентированные области есть одно из проявлений процессов переорганизации производств на территории Москвы, в частности, миграционные механизмы воспроизводства трудовых ресурсов в предметно-ориентированных профессиях (промышленность, строительство, транспорт). Формат мегаполиса задает также в качестве основных тенденций, прослеживаемых на данный момент, вывод всех крупных промышленных производств за пределы города и модернизацию остающихся в Москве высокотехнологических циклов, требующих специалистов соответствующей квалификации.

Тем не менее, участники исследования сформулировали список специальностей, наиболее востребованных предприятиями города. Среди указанных специальностей значительная часть принадлежит к следующим отраслям: строительство и архитектура (17%), ЖКХ (11%), торговля и услуги (11%), транспорт и связь (11%).

В условиях интенсивного развития инновационных технологий производства работодатели предъявляют повышенные требования к уровню подготовки выпускников системы начального и среднего профессионального образования. Наиболее часто среди них встречаются наличие навыков уверенной работы на оборудовании, используемом на предприятии, владение персональным компьютером (ПК) на уровне уверенного пользователя, творческое отношение к труду. Также представители кадровых служб предприятий ждут от соискателей высокой работоспособности, оптимизма и ответственного отношения к своим обязанностям.

При оценке показателей потребности экономики в квалифицированных кадрах выявляются проблемы [3], которые существуют на рынке труда и рынке образовательных услуг. Остается дисбаланс между структурой выпуска из образовательных учреждений по уровню, объему и направлению подготовки и потребностями экономики в кадрах. Продолжает оставаться низким уровень межрегиональной мобильности трудовых ресурсов, обостряется дефицит рабочих кадров сферы реального производства. Для высокотехнологичных производств проблема дефицита кадров проявляется по всем уровням профессионального образования. Отсутствие сквозной системы классификаторов специальностей и профессий для высшего, среднего и начального профессионального образования, профессионально-квалификационных требований к специальностям и их соответствие профессионально-квалификационным требованиям к должностям служащих и рабочим профессиям затрудняет проведение прогностических балансовых оценок на рынке труда и рынке образовательных услуг [1].

Важным фактором развития рынка труда и рынка образовательных услуг до 2012 года будет их неустойчивость, характеризующаяся плохо прогнозируемыми колебаниями спроса и предложения, неопределенным поведением при осуществлении традиционных управляющих воздействий.

Относительно учреждений начального и среднего профессионального образования в Москве складывается следующая ситуация. Согласно номенклатуре, утвержденной на федеральном уровне, возможна подготовка порядка 700 профессий и специальностей. В системе начального и среднего профессионального образования Москвы обучают по 106 профессиям НПО и 100 специальностям СПО.

В большинстве профессиональных учебных заведений конкурс при поступлении едва превышает 1 чел/место. При этом существу-

ют специальности, испытывающие хронический недобор абитуриентов. Среди них монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, библиотековедение, право и организация социального обеспечения, документационное обеспечение управления и архивоведения, секретарь суда, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов и др. Подавляющее большинство учащихся СПО и НПО (94%) проходят обучение по базовому (общему) уровню образования.

По данным исследования 100% субъектов системы профессионального образования на предмет сопоставления полученной профессии/специальности и реальной структуры трудоустройства, примерно по 80% профессиям НПО и специальностям СПО трудоустраиваются 50-60% выпускников ГОУ СПО. По данным проведенного анкетирования [4] (по выборке из 500 человек из всех округов Москвы с равномерным распределением по возрасту и полу) 51% выпускников ГОУ СПО трудоустраиваются по полученой про специальности НПО или специальности СПО.

Невысокий интерес молодежи к рабочим специальностям представители ГОУ СПО связывают с падением престижа профессионального образования (28%), демографическими проблемами в стране (24%), плохими условиями труда значительного числа рабочих профессий (20%), низкой заработной платой специалистов (12%). А выбор молодыми людьми ГОУ СПО строительного и политехнического профиля, зачастую, обусловлен четкой стратегией дальнейшего поступления в вуз.

В связи с постоянно растущей интенсивностью развития производства и внедрением инновационных технологий в деятельность предприятий ГОУ СПО уделяют все больше внимания разработке дополнительных программ обучения. Среди них можно отметить развитие навыков эксплуатации, ремонта, настройки электронного оборудования, обучение работе с персональным компьютером на уровне пользователя, изучение основных принципов обработки информации, обучение работе с автоматизированными системами, языкам программирования. Тем не менее, уровень внедрения программ подготовки рабочих специальностей к деятельности в условиях инновационной экономики явно недостаточен.

Немаловажное значение для популяризации начального и среднего профессионального образования имеют специальные программы привлечения абитуриентов, участие в которых принимают средние учебные заведения. Учреждения СПО активно участвуют в профориентационных мероприятиях городского масштаба, размещают информацию о своих учреждениях в профильных справочниках и СМИ, сотрудничают со школами и проводят Дни открытых дверей.

В целях повышения качества подготовки специалистов, по мнению участников исследования, необходимо продолжить реализацию городскую программу развития системы профессионального образования (34%), наладить тесное взаимодействие профессиональных учебных заведений с работодателями (33%), а также принять меры для улучшения технического оснащения учебных аудиторий (22%).

При этом необходимо обозначить основные факторы, которые будут благоприятно влиять на улучшение системы подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования в Москве в ближайшие 5-7 лет: Это развитие инновационной деятельности и внедрение стандартов нового поколения.

Среди факторов, негативно влияющих на улучшение системы подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования в Москве в ближайшие 5-7 лет, необходимо отметить падение престижности работы выпускников системы начального и среднего профессионального образования и недостаточную гибкость образовательной системы.

Среди мер, которые необходимо предпринять Правительству Москвы в целях повышения престижа профессионального образования и решения проблемы обеспечения предприятий города квалифицированными кадрами, представители учебных заведений города особо выделяют программы профориентации для молодежи, необходимость организации системы маркетинговых центров на рынке труда, содействие развитию московской контрактной системы, т.е. больше уделять внимание подготовке специалистов по контракту с предприятиями, необходимость сделать более гибкой образовательную систему для подготовки специалистов по контрактам.

Респонденты отмечают недостаточный уровень подготовки

специалистов к работе в условиях развития инновационной экономики. Среди навыков, наиболее востребованных рынком труда и отсутствующих у претендентов на вакансии выделяются: отсутствие навыков уверенной работы на оборудовании, используемом на предприятии, отсутствие высокого эмоционального потенциала, желания творчески работать, отсутствие навыков эксплуатации, ремонта и настройки электронного оборудования, отсутствие достаточного уровня компьютерной грамотности, отсутствие знаний в области управления интеллектуальной собственностью.

В условиях нехватки готовых специалистов с профессиональным образованием, предприятия города внедряют собственные программы обучения, позволяющим им принимать на работу выпускников школ и лиц со средним образованием и готовить их по необходимым специальностям самостоятельно. По данным кадровых агентств, на вакансии, не требующие специальной профессиональной подготовки, в 68% случаев трудоустраиваются выпускники ГОУ СПО и в 32% - выпускники школ.

Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

Наиболее востребованными на рынке труда остаются так называемые «сквозные» профессии, которые необходимы в разных отраслях. Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы, а спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает возрастать.

Проведенная система сбора статистических данных полностью опровергает бытующее и сегодня мнение о том, что в колледжах учатся самые слабые выпускники школ, которым не по плечу обучение в вузах. Вопреки этому мнению, идёт объективный процесс всё большего принятия молодёжью, причём из самых различных социальных слоёв, других представлений об успешности, о целях в жизни. Всё больше молодых людей приходит к выводу, что успех в жизни - это не только диплом, полученный в престижном вузе, но и настоящее профессиональное мастерство. И это позитивное настроение молодёжи надо всячески поддерживать, тем самым разрушая вредную для всех идею «кастовости» профессиональной структуры. Тем более что в нынешней экономической ситуации амбициозные желания выпускников иметь высокую зарплату при-недостаточной компетенции практически уже невозможно реализовать.

В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников учреждений профессионального образования и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Известно, что среднее профессиональное образование находится в тесном контакте с высшим профессиональным образованием, поскольку многие выпускники учреждений СПО продолжают учебу в вузах.

В соответствии с городской программой развития образования в Москве высшее профессиональное образование должно строиться на базе продуманной и строго реализуемой стратегии городского хозяйства, нацеленной на наращивание и оптимальную реализацию интеллектуального потенциала, а это, в свою очередь, требует опоры на новые образовательные парадигмы, которые позволят резко повысить качество и эффективность образования. Целью государственной политики в области образования в Москве провозглашено преодоление острых кризисных явлений, стабилизация и создание условий для устойчивого развития на новой качественной основе с подключением рыночных механизмов и стимулированием новых инвестиционных составляющих. В этом суть современного развития высшего профессионального образования в московских вузах.

Анализ данных приема абитуриентов в 2002-2010 годах позволяют сделать некоторые выводы о рынке образовательных услуг в г. Москве. Большинство студентов московских вузов - москвичи, однако доля студентов из регионов ежегодно увеличивается [5]. Так,

студенты из регионов, поступившие в 2009 году в ведущие московские вузы, составляет около 40,0%, а абитуриенты из регионов -почти половину. Подробная структура поступивших в вузы г. Москвы показывает, что абитуриенты проживают практически во всех регионах РФ. Среди регионов, делегировавших студентов в московские вузы, доминируют Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, республики Башкортостан и Чувашия, а из стран СНГ: Беларусь, Армения, Казахстан и Украина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, развитие образования должно быть тесно связано с рынком труда, его среднесрочными перспективами, а также согласовываться и с долгосрочными тенденциями. Для этого нужен не только мониторинг рынка труда, но и прогноз образовательной, отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работников. Конкурентная позиция московского вуза в сфере высшего профессионального образования во многом определяется его положением в социально-экономическом пространстве страны и характеризуется состоянием: рынка абитуриентов; рынка преподавателей и сотрудников; рынка труда и возможностью профильного трудоустройства выпускников. Москва наиболее ресурсообес-печенный центр по всем трем позициям, однако и конкуренция в столице на рынке образовательных услуг требует более профессиональной разработки стратегии вуза: гибкой, мобильной и инновационной.

Демографический кризис РФ существенно отражается на общей численности абитуриентов уже в настоящее время и будет усиливаться в ближайшие годы. В Москве сокращение числа поступающих менее катастрофично, чем в других регионах страны и, тем не менее, одной из конкурентных стратегий в сложившихся условиях может стать рекрутирование платежеспособных абитуриентов из регионов посредством проведения выездных олимпиад, рекламных акций, интернет-школ, а также дальнейшего развития

дистанционных форм обучения.

Городская Концепция модернизации образования в Москве на период до 2015 года предполагает приведение нормативно-правовой базы сферы высшего профессионального образования в соответствие с ее задачами. Концепция выделяет следующие основные направления модернизации сферы образования: нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу высшего образования внебюджетных средств и их эффективное использование, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; разработку правовой базы для развития новых типов образовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов и обеспечение экономической самостоятельности учреждений высшего профессионального образования, в том числе, на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций.

Можно выделить три основных подхода подготовки специалистов в московских вузах: во-первых, экономико-правовой подход,

во-вторых, подход с преобладанием элементов менеджмента, логистики и информатики, и, третий, основу которого составляют компоненты современных технологий, мировой экономики и международных отношений [6]. В соответствии с ними меняется не только структура программ подготовки, но и содержание основных курсов. При формировании учебных планов вузов необходимо учитывать, что выпускники университета должны легко «вписываться» в сложившуюся структуру организаций-работодателей. Это означает, что они должны не только обладать практически применимыми знаниями и навыками, но и уметь отстаивать свою позицию, надлежащим образом оформлять свои предложения. В процессе обучения им необходимо дать те знания и навыки, которые будут, в первую очередь, востребованы в рамках международных деловых переговоров, при реформировании и реструктуризации отраслей, а также дать им основы делопроизводства и делового общения. Важной составляющей практически во всех московских вузах является интенсивная языковая подготовка. Это необходимое условием свободного общения с зарубежными коллегами и дальнейшей самостоятельной подготовки, а также возможности вести исследования и практические работы по совершенствованию знаний и навыков.

Качество образования в московских вузах, прежде всего, зависит от личных качеств и компетенции преподавателя, поэтому без принятия срочных мер по материальной и моральной поддержке преподавателя, все планы по модернизации системы высшего профессионального образования, о его новом качестве, построении общества, основанного на знаниях, удвоении ВВП окажутся невыполнимыми. Кроме того, для обеспечения эффективной системы управления качеством образовательного процесса в московских вузах должен быть четко обозначен курс на качество подготовки специалистов, конкурентноспособных не только на внутреннем рынке вакансий, но и за рубежом. Это определит новые подходы к организации учебного процесса: акцент на самостоятельную работу студентов, введение 10-балльной системы оценок, модульный подход, переход на письменный прием экзаменов и зачетов, введение зачетных кредитов, рейтингование студентов, формированию учебных и научных подразделений вузов, активный переход к развитию международного сотрудничества, а также необходимостью введения новых институциональных структур, ускоряющих и упрощающих процесс внедрения инноваций. Для этого московские вузы должны использовать преимущества как частной инициативы, в том числе и по привлечению капиталов, так и относительную «стабильность» государственного предприятия. Такими структурами могут быть технопарки на базе высших учебных заведений. Особенностью современных технопарков являются: нахождение рядом с крупными научно-исследовательскими центрами (НИИ); создание технопарков при участии НИИ и местных властей (эффект социальной «гарантии), а также наличие в технопарках «якорных» участников - подразделений крупных компаний, придающих, с одной стороны, устойчивость и долгосрочность самому техно-

Рис. 2. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более, млн человек

Рисунок 3. Среднемесячная заработная плата в г Москве

парку, с другой стороны - создающих для потенциальных сотрудников эффект «определенности» и прочности.

Развитие системы московского образования в 2005-2009 годы осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью -обеспечение устойчивого развития образования в городе Москве, расширение его доступности, обеспечение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города. В результате в Москве сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая её стабильное развитие на основе программно-целевого подхода.. Развитие сетевого взаимодействия вузов и других образовательных учреждений позволило создать эффективную систему научного обеспечения столичного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, а также разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования. В настоящее время в Москве активно реализуется городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы. Основные цели программы - оценка социальных и экономических результатов реализации целевой программы «Образование Москвы», а также создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона

[7].

Современная система профессионального образования как показывают результаты последней переписи населения, позволила существенно увеличить образованность (рис.2) и снизить удельный вес низкоквалифицированной малообразованной части жителей страны. Государственное управление образовательным процессом в Москве включает ряд специфических инструментов, основывающихся, прежде всего, на методологических подходах и технологических методах государственного регулирования, а также образовательного менеджмента и маркетинга. Систему профессионального образования Москвы следует рассматривать также с точки зрения обеспечения взаимодействия между различными учреждениями профессионального образования, а также взаимоотношений с регионами и предпринимательскими структурами.

Поэтому образовательная система Москвы может рассматриваться в качестве возможного алгоритма социально-экономического менеджмента на всех возможных уровнях управленческой иерархии, формируя при этом основные направления образовательной политики страны.

В Москве накоплен большой положительный опыт планирования в сфере профессионального образования, на основе которого осуществляются крупные общенациональные проекты и реализуются целевые городские и государственные программы, позволившие значительно поднять экономический потенциал московских вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования, укрепить их международный авторитет и реально повлиять на образовательную сферу Российской Федерации. Хотя с точки зрения финансирования московского образования видна его

стабильость не внушающая большого оптимизма (рис. 3).

На графике приведена среднемесячная заработная плата работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по данным, полученным по итогам обработки отчетов предприятий и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - ноябре 2010. Хотя некоторое недоумение вызывает способ получения таких цифр, так как зарплата даже самой высокооплачиваемой части профессорско-преподавательского состава Вузов - профессоров, в полтора раза ниже средней по образованию.

Литература:

1. Портал Министерства образования и науки Российской Федерации // Режим доступа: http://mon.gov.ru.

2. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. - М.: Научный эксперт, 2008.

3. Емельянова Л.В. Роль социального партнерства в регулировании рынка труда // http:// labourmarket.ru.

4. «Мониторинг востребованности профессий НПО и специальностей СПО на рынке труда города Москвы». Отчет ГОУ «Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе». Москва. 2009.

5. Каковкина Н.В. Современные проблемы государственной образовательной политики в Российской Федерации: на примере вузов г. Москвы. Автореф... канд. экон. наук. Москва. 2010.

6. Федеральный закон Российской Федерации №17-ФЗ от 09.02.2007 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

7. Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. № 737-ПП «Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.