Научная статья на тему 'Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере образования'

Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / РЫНОК ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМА / INITIAL VOCATIONAL TRAINING / AVERAGE VOCATIONAL TRAINING / COMMUNICATION STRATEGY / LABOUR MARKET / DEMAND / MARKETING COMMUNICATIONS / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохович Александра Николаевна

В статье описаны результаты исследования, посвященного изучению особенностей маркетинговых коммуникаций, выстраиваемых учреждениями начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Произведен анализ коммуникационных стратегий, используемых учреждениями НПО и СПО с целью ориентации на рынок труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of marketing communications in education sphere

The basic results of the research devoted to studying of features of marketing communications, used by establishments of the initial and average vocational training, introducing innovative educational programs are described. The analysis of the communication strategy used by establishments of the initial and average vocational training for the purpose of orientation to labour market is made.

Текст научной работы на тему «Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере образования»

Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере образования

Тимохович А.Н.

В статье описаны результаты исследования, посвященного изучению особенностей маркетинговых коммуникаций, выстраиваемых учреждениями начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Произведен анализ коммуникационных стратегий, используемых учреждениями НПО и СПО с целью ориентации на рынок труда.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, коммуникационная стратегия, рынок труда, востребованность, маркетинговые коммуникации, реклама.

Timokhovich AN.

Features of marketing communications in education sphere

The basic results of the research devoted to studying of features of marketing communications, used by establishments of the initial and average vocational training, introducing innovative educational programs are described. The analysis of the communication strategy used by establishments of the initial and average vocational training for the purpose of orientation to labour market is made.

Keywords: Initial vocational training, average vocational training, communication strategy, labour market, demand, marketing communications, advertising.

За последнее десятилетие система среднего профессионального образования (СПО) сильно ослабла, а начального профессионального образования (НПО) практически распалась. В результате на российском рынке труда возник серьезный перекос в подготовке профессиональных кадров.

Современное состояние начального и среднего профессионального образования ведет к катастрофической нехватке квалифицированных молодых рабочих на рынке труда. По данным Министерства образования и науки РФ, на каждые 10 тыс. населения страны приходятся 480 человек с высшим образованием, 176 человек со средним и только 108 с начальным специальным образованием. Выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит потребность в 1,5 раза. Дефицит же специалистов со средним специальным образованием возрастет в 3 раза, а с начальным профессиональным - в 2 раза. Это приведет к тому, что уже в ближайшее время острый дефицит рабочих кадров станет тормозом развития российской экономики.

В стране работают более трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более двух с половиной тысяч учреждений среднего профессионального образования, из них около двухсот негосударственные. Ежегодный выпуск квалифицированных рабочих составляет примерно по 700 тыс. человек в системе НПО и системе СПО. Примечательно, что от 60 до

90% вакансий региональных рынков труда (по оперативным данным Роструда) составляют именно рабочие профессии. Средний возраст российского рабочего составляет 53-54 года.

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования возникает множество разноплановых проблем, которые учреждения самостоятельно не в силах разрешить: финансово-экономическое обеспечение, соответствие перечня профессий и специальностей требованиям рынка труда, подбор квалифицированных педагогических кадров, набор абитуриентов, трудоустройство выпускников, модернизация образовательного процесса.

Одной из основных проблем сейчас является восстановление связей образовательных учреждений НПО и СПО с предприятиями. В советский период существовала тесная связь профессионально-технических училищ и колледжей с предприятиями, но в период становления новой России, новой экономики они оказались на периферии внимания предприятий из-за сокращения уровня производства и перенасыщения рынка труда свободными специалистами.

Происходящая в России модернизация производственных мощностей изменяет требования к профессиональным компетенциям рабочих и технического персонала -возрастает роль аналитической функции, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, использованием современных методов контроля качества продукции. Квалификация и культура мышления как работников старших поколений, так и молодых выпускников учреждений НПО и СПО, к сожалению, в большинстве случа-

ев остаются на прежнем дореформенном уровне. Это положение блокирует деятельность предприятий, тормозит и делает невозможным развитие промышленности, производства, сельского хозяйства.

Ситуация на рынке труда сейчас такова, что более половины выпускников российских образовательных учреждений НПО и СПО по разным причинам не работают после их окончания по приобретенной специальности.

Особенность воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современной России состоит в том, что эта профессиональная группа в настоящее время в большей степени, чем другие, оказывается незаинтересованной в повышении уровня своего образования и квалификации в рамках рабочей специальности.

В советские годы наряду с ростом и стабильностью численности происходил рост уровня квалификации и образованности рабочих. В начале 1980-х гг. удельный вес квалифицированных рабочих составлял 60%. В настоящее время, по данным переписи и выборочных исследований, их количество уменьшилось почти вдвое (35%). Между тем некоторые исследователи говорят о том, что доля квалифицированных рабочих в России доходит до 5%. Необходимо формирование базового уровня подготовки рабочих, т.е. доведение до 40-50%-ной доли рабочих с этим уровнем профессионального образования.

В настоящее время большинство работодателей не удовлетворены не только уровнем квалификации выпускников училищ, но и набором их знаний и умений. Тревожным фактором считается увеличение в последние годы такого показателя, как доля выпускников учреждений начального профессионального образования, получивших разряды ниже установленного. Выходом из

подобной ситуации должно быть совершенствование качества подготовки посредством сотрудничества и партнерства предприятий и образовательных учреждений, осуществляемых не только путем договоренности о необходимых качествах работника, но и непосредственного участия обеих сторон в процессе его подготовки.

Рабочие со средним профессиональным образованием в настоящее время составляют основную базу высококвалифицированных рабочих. Вместе с тем специалисты отмечают отток работников с этим уровнем образования с рабочих должностей, особенно на менее благополучных предприятиях. Это особенно касается выпускников, которые не желают идти на рабочие должности, и в связи с этим вынуждены пополнять ряды безработных либо продолжать свое обучение.

Одним из направлений модернизации российского начального и среднего профессионального образования является повышение конкурентоспособности и востребованности выпускников. В этой связи учреждения НПО и СПО нуждаются в: объективном прогнозе потребности региона в кадрах и специалистах; восстановлении связи между учреждениями НПО и СПО и работодателями; интегрировании систем образования разных уровней (школа, НПО, СПО, ВУЗ).

К сожалению, как показывают исследования, проведенные Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУУ -ВШЭ в 2002-2006 гг.1, система НПО и СПО в целом в современной России не обеспечивает достаточного уровня профессиональной подготовки.

В последние годы наметился качественный сдвиг в сфере начального и среднего профессионального образования. В целом ряде учебных заведений НПО и СПО разра-

батываются и успешно внедряются инновационные образовательные программы, целью которых является увеличение соответствия между уровнем подготовки выпускников и требованиями профессиональной среды. Но одной из актуальнейших проблем, так практически и нерешенной в большинстве регионов, является недостаточное количество и качество коммуникационных связей между предприяти-ями-работодателями и образовательными учреждениями начального и среднего профессионального звена. От количества и качества коммуникаций между этими сторонами зависит очень многое, и в первую очередь, востребованность выпускников учреждений НПО и СПО. Ведь востребован будет, в первую очередь, тот специалист, который обладает знаниями и навыками, необходимыми в конкретной профессиональной деятельности. Образовательные учреждения, в силу ограниченности своих ресурсов, не в полной мере успевают даже отследить эти изменения, не говоря уже о том, чтобы гибко перестроить образовательный процесс под эти изменения.

Для того чтобы оценить степень востребованности выпускников НПО и СПО, а также выявить факторы, влияющие на эту степень, было проведено социологическое исследование. Использовались следующие методы:

1. традиционный (содержательный) анализ, контент и ин-тент-анализ открытых информационных источников о подготовке рабочих кадров;

2. анализ нормативных документов Министерства образования и науки РФ для составления списка образовательных учреждений НПО и СПО, подлежащих изучению;

3. информационно-целевой анализ документов учреждений НПО и СПО;

4. анкетный опрос руководителей учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы (были опрошены руководители учебных заведений начального и среднего профессионального образования, принимавшие участие в съезде победителей конкурса национального проекта «Образование-2007»);

5. полуструктурированные глубинные интервью сотрудников профильных предприятий, проводящих итоговую и промежуточную аттестацию работников (география проведения интервью: Москва и Московская область; Санкт-Петербург; Рязань; Воронеж; Псков; Сургут; Каменск-Уральск; Верхняя Салда; Старая Кулатка; Саранск; Томск; Улан-Удэ; Волгоград; Краснодарский край; Таганрог; Казань);

6. глубинные интервью с экспертами, относящимися к следующим категориям: «Работодатель», «Молодой специалист», «Рекрутер». «Работодатель» - представитель руководства или кадровой службы предприятия; «Молодой специалист» - выпускник изучаемого учреждения НПО и СПО, т.к. он в процессе работы на профильном предприятии мог убедиться в недостаточности навыков, знаний, умений для конкретной рабочей деятельности. «Рекрутер» выступает посредником между «Работодателем» и «Молодым специалистом», находится в курсе требований, предъявляемых «Работодателем» к «Молодым специалистам», а также знает об уровне подготовленности «Молодых специалистов».

Оценивая спрос рынка труда на специальности и программы подготовки рабочих кадров в изучаемых образовательных учреждениях, руководители учреждений НПО и СПО отмечают, что самый высокий спрос на рынке труда имеют профессии, напрямую вос-

требованные в промышленности: электрогазосварщики, токари, сварщики, слесари, электромонтеры, слесари-сборщики, фрезеровщики, монтажники, технологи машиностроительной отрасли. Самый низкий спрос рынка труда имеют специалисты в области экономики и управления: бухгалтер, маркетолог, экономист, специалист в области государственного и муниципального управления.

Соответственно, наилучшие условия трудоустройства у выпускников, получивших специальности и профессии промышленного сектора: станочников, сварщиков, электрогазосварщиков, монтажников, литейщиков, металлургов, машиностроителей; и строительного сектора: строительство и эксплуатация зданий и сооружений, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, электрик, мастер столярно-плиточных и паркетных работ.

Наихудшие условия трудоустройства имеют выпускники, получившие специальности в области экономики и управления: государственное и муниципальное управление, бухгалтер, экономист, маркетолог, менеджер; в области строительства: маляр, мастер столярноплиточных и паркетных работ, выпускники по специальности «строительные материалы», «строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и в области программирования: оператор ЭВМ, АСУ. Некоторые специальности («строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «мастер столярно-плиточных и паркетных работ») оказались одновременно и наилучшими, и наихудшими по условиям трудоустройства. На наш взгляд, это объясняется особенностями развития промышленности в различных регионах, а также возможностью образовательного учреждения взаимодействовать с потенциальными работо-

ж

ш!

Как Бы оцениваете спорас на выпускников Вашего образовательного учреждения на рынке труда?

Рис. 1. Оценка спроса на выпускников учреждений НПО и СПО на рынке труда.

□ стабильно высокий П периодически высокий Псредний

■ разный дл различных профессий, специальностей

П затруднюсь ответить

дателями.

Оценивая спрос на выпускников, руководители изучаемых учебных заведений предоставили следующую картину: только треть респондентов оценивают спрос на выпускников своих учреждений как «стабильно высокий», половина опрошенных -как разный для различных профессий и специальностей (рис.1).

Данную тенденцию можно объяснить тем, что большинство изучаемых образовательных учреждений предлагают широкий спектр различных специальностей и профессий, иногда совершенно разноплановых. Сложно дать однозначный ответ, насколько выигрышна стратегия «охватить необъятное» и предложить в рамках одного учебного заведения и экономические, и промышленные, и строительные специальности, либо стоит идти по пути «точечной» подготовки под конкретные предприятия или даже подразделения этих предприятий. Обе стратегии имеют как преимущества, так и недостатки: с одной стороны, «точечная» подготовка более выигрышна в плане трудоустройства и в плане профессионализма за счет подготовки к конкретной

рабочей среде. С другой стороны, появляется слишком явная зависимость от одного работодателя, что обедняет возможности маневра образовательных учреждений.

Проанализируем роль образовательных учреждений в формировании спроса на выпускников. Среди тех, кто считает спрос на рынке труда на своих выпускников стабильно высоким, 50% гарантируют распределение своим выпускникам, 44% приглашают представителей компаний-работодателей на обсуждение учебных планов, программ и курсов, а 41% респондентов отмечают, что сотрудники потенциальных работодателей ведут в учебных заведениях регулярные учебные занятия и спецкурсы.

Отрадно отметить, что абсолютно во всех исследуемых образовательных учреждениях ведется работа по ориентации на рынок труда. Это организация практики и стажировок учащихся на предприятиях и в организациях, на которые в будущем есть возможность трудоустройства (98% респондентов); заключение договоров о трудоустройстве с предприятиями и организациями (76%); привлечение представителей компаний к оценке работ

189

Рис. 2. Мероприятия с целью ориентации на рынок труда

учащихся (68%); взаимодействие с биржей труда (63%); организация ярмарок вакансий (61%); приглашение представителей компаний на обсуждение учебных планов, программ и курсов (56%); приглашение сотрудников потенциальных работодателей вести в образовательных учреждениях регулярные учебные занятия и спецкурсы (42%); организация центра трудоустройства выпускников (20%); проведение дней карьеры (12%) (рис. 2).

Анализ спроса на выпускников учреждений НПО и СПО на рынке труда соответствует планируемым структурным изменениям в образовательной деятельности изучаемых учреждений, что позволяет надеяться: образование «идет в ногу со временем» и готово меняться и совершенствоваться в направлении текущих запросов экономики и производства.

В большинстве образовательных учреждений руководство помогает своим выпускникам найти работу заранее. Однако трудоустроить удается не всех. Представители образовательных учреждений называют число трудоустроившихся с их помощью от 5% до 96%.

Среди факторов, в большей сте-

пени помогающих выпускникам быть востребованными на рынке труда являются: постоянное взаимодействие с будущими работодателями, хорошая профессиональная подготовка выпускников, имидж учебного заведения, повышенный спрос на представителей профессий, специальностей, готовящихся в данном учебном заведении, навыки работы, дисциплины, умение работать в коллективе, стратегические мероприятия, проводимые учебным заведением (дни карьеры, ярмарки вакансий и т.п.) (рис. 3).

Респонденты-представители образовательных учреждений выделили несколько факторов, оказывающих влияние на процесс трудоустройства выпускников. Основным фактором респонденты назвали постоянное взаимодействие с будущими работодателями.

Большинство изучаемых образовательных учреждений (83%) заключает договора с предприятиями и организациями для трудоустройства выпускников. В перечне данных предприятий находятся такие крупные и известные в масштабах России предприятия как: Новолипецкий металлургический комбинат (сотрудничающий

190

Рис. 3. Факторы, влияющие на востребованность выпускников на рынке труда

с профессиональным училищем №10 г. Липецка), Магнитогорский металлургический комбинат (профессиональное училище №97 г.Магнитогорска), Пермский завод машиностроитель (Пермский политехнический колледж), Уральский алюминиевый завод, Каменск-Уральский металлургический завод, Каменск-Уральский завод обработки цветных металлов (Ка-менск-Уральский политехнический колледж), Савеловский машиностроительный завод, Кимрский машиностроительный завод (Савеловский промышленно-экономический колледж, Тверская область) и другие.

Как показало исследование, заключение договоров с предприятиями и организациями для трудоустройства выпускников является приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений НПО и СПО. Договоры о трудоустройстве выпускников заключаются в большинстве изучаемых учреждениях НПО и СПО. Большее количество договоров зак-

лючается с крупными градообразующими предприятиями регионов.

Не все образовательные учреждения добились заключения договоров с предприятиями о трудоустройстве выпускников, но абсолютно все респонденты отмечали, что в их учреждении организована работа с будущими предприятиями-работодателями. 93% респондентов указали, что их учащиеся проходят производственную практику на базе потенциальных работодателей, 71% респондентов отметил, что предприятия-работодатели организуют стажировки мастеров и преподавателей образовательных учреждений, 68% респондентов отметили, что предприятия предоставляют оборудование и материалы для развития практических производственных навыков учащихся, 34% респондентов сказали, что происходит совместное использование оборудования, а также работодатель выплачивает учащимся стипендии. Кстати, 66% респондентов отмечают, что работа организована по-разному для разных спе-

циальностей.

На сегодняшний день самой популярной формой взаимодействия предприятия-работодателя и образовательного учреждения является организация производственной практики на базе предприятия-работодателя, однако и другие формы взаимодействия постепенно набирают силу. Все изучаемые образовательные учреждения так или иначе сотрудничают с выпускниками предыдущих лет: приглашают выпускников на традиционные встречи, привлекают выпускников на преподавательскую работу, к участию в семинарах и конференциях, проводимых на базе образовательных учреждений, бывшие выпускники помогают в трудоустройстве вновь выпускающимся студентам, также осуществляют спонсорскую помощь.

Можно констатировать, что для изучаемых образовательных учреждений выпускники прошлых лет являются достаточно важным звеном в развитии отношений «образовательное учреждение - рынок труда». Именно выпускники прошлых лет позволяют сторонам глубже понять проблемы в развитии подобных отношений, могут подсказать взаимовыгодные варианты их решения. Выпускники прошлых лет знают изнутри все достоинства и недостатки процесса обучения в конкретном образовательном заведении, часто они бывают сами заинтересованы в квалифицированных рабочих кадрах, то есть выступают потенциальными и реальными работодателями.

Образовательные учреждения активно сотрудничают с социальными партнерами: представители социальных партнеров входят в итоговые аттестационные комиссии и принимают участие в организации производственной практики учащихся; привлекаются к разработке и корректировке учебных планов; способ-

ствуют обновлению учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования; способствуют внедрению новых педагогических информационных технологий.

Институт социального партнерства является достаточно новым для системы образования нашей страны, но результаты исследования показали, что изучаемые учреждения НПО и СПО успешно и разнопланово сотрудничают с социальными партнерами.

Подавляющее большинство образовательных учреждений НПО и СПО отмечают, что конкретно их учреждение испытывает конкуренцию на рынке образовательных услуг региона. Конкуренция выражена в разной степени, но поскольку она повсеместно присутствует, то директора и другие представители администрации училищ, колледжей, техникумов ведут постоянную работу по привлечению новых учащихся.

Образовательные учреждения проводят разного рода рекламные мероприятия с целью привлечения большего числа абитуриентов: ведут профориентационную работу с выпускниками школ и их родителями; используют коммерческую рекламу в газетах, по радио и т.п., регулярно проводят дни открытых дверей; участвуют в выставках и ярмарках образовательных услуг; помещают объявления в специализированных изданиях, используют рекламные плакаты и щиты; расклеивают небольшие рекламные объявления; проводят различные олимпиады и конкурсы; размещают рекламу и подробную ознакомительную информацию на собственном сайте в Интернете; проводят рекламную концертно-фестивальную деятельность. Никто из респондентов не ответил, что их образовательное учреждение хорошо известно и в

Рис. 4. Рекламные мероприятия для привлечения абитуриентов

рекламе не нуждается.

Ситуация на региональном рынке труда по привлечению молодых работников стоит крайне остро. Даже те предприятия и организации, которые напрямую сотрудничают с образовательными учреждениями НПО и СПО отмечают, что испытывают дефицит рабочих кадров. Работодатели называют следующие причины дефицита рабочих кадров: разрушение прежних связей со школами и учреждениями начального и среднего профессионального образования; наличие большого спектра вакансий для молодежи на рынке труда с более высоким уровнем оплаты труда, чем в промышленном секторе; территориальная удаленность предприятий от мест проживания молодежи; непрестижность рабочих профессий.

Бизнес достаточно высоко оценивает профессиональные навыки выпускников образовательных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные программы (73% респондентов-представителей работодателей оценивают профессиональные навыки выпускников на «4-5», выше всего работодатели ценят умение выпускников работать

в коллективе, дисциплинированность, умение выпускников применять на практике знания и навыки, полученные во время учебы).

Работодатели отмечают, что налаженная система взаимоотношений с образовательными учреждениями даст возможность бизнесу использовать долгосрочное кадровое планирование.

Респонденты-работодатели выделяют следующие критерии выбора постоянных партнеров среди учреждений НПО и СПО: соответствие профиля подготовки выпускников запросам и потребностям предприятия, качество подготовки молодых специалистов, готовность и способность учебного заведения мобильно перестраиваться и учитывать запросы и пожелания предприятия, территориальная близость, так как это удобно в плане прохождения студентами практики и местожительства будущих работников.

Несмотря на то, что все изученные образовательные учреждения постоянно взаимодействуют с организациями-работодателями, в большинстве своем это взаимодействие носит утилитарный характер (организация практики, про-

193

ведение регулярных учебных занятий и спецкурсов представителями работодателей). С одной стороны, это очень важная и нужная форма взаимодействия бизнеса и образования. Однако если бы это взаимодействие стало более системным (вышло на уровень отрасли или топ-менеджмент предприятий был бы заинтересован в постоянном сотрудничестве со всеми учреждениями НПО и СПО, готовящими профильные кадры), то это позволило бы снизить остроту вышеперечисленных проблемных точек (профориентация и повышение имиджа рабочих профессий). Кроме того, ряд респондентов отмечает, что студентам целесообразно проходить практику на тех предприятиях, где они будут работать после окончания обучения; и учебные заведения и предприятия и центры занятости должны работать в этом направлении, чтобы данный подход стал реальностью и нормой. В значительной степени небольшой масштаб сотрудничества работодателей и системы профессионального образования обусловлен тем, что каждый из субъектов образовательного процесса в минимальной степени взаимодействует друг с другом. Различные формы сотрудничества профессионального образования с работодателями реализуются локально и в ограниченных масштабах.

Можно констатировать, что взаимодействие работодателей с профессиональным образованием носит несистемный характер, поскольку чаще всего напрямую зависит от характера личных (неформальных) взаимоотношений руководителей предприятий и образовательного учреждения. Кроме того, взаимодействие осложнено внутренними проблемами каждой из сторон (недостаточность финансирования образовательных учрежде-

ний, дефекты кадровой политики на предприятиях работодателей, например, большая текучка, обусловленная низким уровнем мотивации, профориентационной работы, неразвитостью системы удержания работников на предприятии). Очевидно, что такая ситуация не отвечает задачам долговременного сотрудничества работодателей и образовательных учреждений и ведет к обособлению сторон, замыканию их на собственных проблемах, ограниченным контактам по решению частных проблем в деле подготовки рабочих кадров.

Респонденты-работодатели отмечали, что на предприятиях недостаточно хорошо развита система привлечения и удержания «молодого рабочего». Процент трудоустроившихся выпускников по специальности сразу после окончания учебного заведения достаточно высок (от 40 до 100%), но через год-два после начала трудовой деятельности их остается меньше половины. Одним из мотивов смены работы является низкая заработная плата и отсутствие перспективы ее повышения (работодатели готовы платить высокую заработную плату высококвалифицированным специалистам узкого профиля с опытом работы, вчерашние выпускники учреждений НПО и СПО не соответствуют этим требованиям. Вкладываться на перспективу бизнес пока не готов).

Проведенные глубинные интервью с сотрудниками региональных центров трудоустройства и бирж труда показали, что территориальные центры занятости достаточно активно взаимодействуют с предприятиями города и округа, заинтересованно относятся к трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего образования.

Специалисты по трудоустройству обозначили ряд проблем, с

которыми сталкиваются выпускники учреждений НПО и СПО. Во-первых, в качестве основной проблемы была названа проблема недостаточного уровня квалификации выпускников. Работодатели готовы платить высокую зарплату, но профессионалу высокого уровня, часто - узкой, уникальной специализации, а выпускники учреждений начального и среднего уровня - это чаще всего «специалисты широкого профиля», которых нужно доучивать либо переучивать.

Еще одна проблема подготовки молодых специалистов - попытка совместить две профессии, в результате чего молодой специалист оказывается «между двух стульев», не владея ни одной из профессий.

Иногда местные училища и техникумы готовят не по всем востребованным рабочим специальностям, а уезжать учиться в другой город далеко не для всех возможно по ряду причин, в том числе финансовых.

Общая проблема в подборе кадров - психологическая неготовность работать по специальности, отсутствие соответствующей мотивации и личностная незрелость выпускников учебных заведений, а также низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков самопрезентации выпускников учреждений НПО и СПО -они не могут себя показать в выгодном свете, не умеют пройти собеседование, продемонстрировать свои знания, сформулировать свои мысли. Соответственно, впечатление у работодателя от беседы с таким выпускником остается негативное.

В качестве одной из проблем подбора рабочих кадров подчеркивается несоответствие между низким уровнем заработной платы и высокими требованиями работодателя.

Между предприятиями и цент-

рами занятости существуют достаточно тесные связи, организации обращаются за помощью в подборе кадров к посредникам. Как отмечают эксперты-рекрутеры, подобные запросы происходят не на первом, а на втором этапе поиска необходимых специалистов: в начале предприятия пытаются самостоятельно найти нужных работников, размещая объявления в газетах и в Интернет.

Следует отметить, что работодатели не готовы брать на работу специалистов без опыта. В начале подбора сотрудников работодатели ориентируются на идеальный вариант: возраст 25-35 лет, опыт работы от 5 лет и т.д. Но постепенно, по мере ненахождения нужных специалистов, работодатели приходят к тому, что расширяют возрастные границы, снижают уровень требования к квалификации, опыту работы, готовы брать выпускников училищ и колледжей с тем, чтобы доучить их и подготовить для себя специалистов нужного уровня. На этом этапе посредничество центров занятости весьма востребовано: они призваны подобрать толковых и мотивированных ребят, готовых и способных расти в своей профессии.

Несколько иначе обстоит дело с контактами и сотрудничеством с учебными заведениями. Часто эксперты-рекрутеры высказывали неудовлетворенность уровнем взаимодействия с образовательными учреждениями, так как пока не удается выстроить долгосрочные отношения с учреждениями НПО и СПО. Руководство образовательных учреждений редко проявляет интерес к мероприятиям по трудоустройству, которые предлагает совместно, с участием студентов и учащихся, провести центр занятости.

Анализ полученных данных показывает, что и работодатели, и

образовательные учреждения предпочитают общаться напрямую, в обход центров занятости. Работодатели приходят в учебные заведения, преподаватели училищ интересуются судьбой своих учеников, выясняют, какие возникают проблемы на новом месте работы, каких знаний и умений не достаточно в подготовке их выпускников.

Среди целевой аудитории (школьники, родители) рекламируется образовательное учреждение, а не профессия. Как следствие, поступают «не те» и не за получением профессии, а за получением образования. Во многих учреждениях НПО и СПО уже несколько лет нет набора на некоторые рабочие специальности, востребованные в регионе (т.е. не приходят абитуриенты вообще на некоторые рабочие специальности). Респонденты-рекрутеры отмечали, что образовательные учреждения заинтересованы набрать как можно больше учащихся, поскольку от их количества зависит объем финансирования учебного заведения. Поэтому представители учреждений НПО и СПО идут в близлежащие школы, рассказывают о преимуществах обучения, а не о профессиях, и в короткие сроки формируют очередной курс, не проводя никакого отбора при приеме. То есть, образовательные учреждения НПО и СПО заинтересованы в первую очередь в наборе обучающихся, а не в профотборе и профориентации. Респонденты отмечают, что «до перестройки профориентация проводилась не за 2 часа, в ходе посещения ярмарки учебных мест, а в течение года, когда раз в неделю дети встречались с представителями той или иной профессии, и у них было время для обдумывания и принятия решения. Раньше система профориентации выполняла функции профинформирования

и профотбора. Значительную роль в этом процессе играли учебнопроизводственные комплексы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционно низок имидж рабочих профессий. Об этом говорят все респонденты: и представители образовательных учреждений, и работодатели, и рекрутеры. Низкая заработная плата, как отмечают респонденты, также не способствует повышению престижа рабочих профессий. Необходим четкий инструментарий воздействия на целевую аудиторию (например, социальная реклама, цикл радио и телепередач об успешных карьерах рабочих, фильмы-сериалы, знакомящие аудиторию с рабочими профессиями).

Вчерашние выпускники учреждений НПО и СПО, сегодняшние молодые специалисты, успешно трудоустроившиеся на предприятия, выделили следующие критерии выбора места работы: работа по полученной специальности, квалификации, уровень заработной платы, рекомендации родных и друзей, возможность получить работу молодым специалистам, не имеющим профессионального опыта, возможные перспективы профессионального и служебного роста, подходящие условия работы (удобный график работы, хороший коллектив, гигиенические условия и т.д.), перспективы развития производства, близость к месту жительства.

Участники исследования подтвердили, что на тех предприятиях, где они работают, для молодых специалистов предусмотрена помощь наставника. Анализ интервью показывает, что в большинстве случаев наставник не играет ключевой роли в адаптации молодого специалиста. Респонденты не всегда могли подробно рассказать об обязанностях наставника по отношению к ним, характеризовали роль наставника общими фразами,

отмечали, что помощь наставника во многом зависит от его личностных черт, расположения к недавнему выпускнику, а не от четко регламентированных функциональных обязанностей.

Участники исследования выбирали профессию сообразно своим склонностям и интересам. При выборе профессии респонденты прислушивались к рекомендациям родителей, советам друзей, учителей.

В настоящее время большинство респондентов-молодых специалистов удовлетворены выбранной профессией, связывают свое ближайшее будущее именно с данной профессией, считают свою профессию перспективной и востребованной.

Следует отметить, что обсуждение вопросов, связанных с профессиональной реализацией сокурсников респондентов, показало, что в профессии остаются именно те ребята, кому специальность нравится, - остаются именно благодаря своему интересу к выбранному делу. Однако 50-70% выпускников изучаемых образовательных учреждений НПО и СПО уходят из профессии: кто-то понял, что неправильно выбрал профессию, кто-то уходит в поисках более высокой зарплаты, кто-то пытается открыть собственное дело. По мнению молодых специалистов, важными факторами удержания на предприятии являются возможность решения жилищной проблемы и наличие социального пакета.

Вместе с тем, участники исследования считают, что некоторые из их сокурсников вернутся в профессию, так как отечественное производство восстанавливается, развивается, и на предприятиях можно будет иметь значительный и стабильный заработок.

Респонденты называли следующие критерии выбора образовательного учреждения НПО и СПО: на-

личие интересующих профессий, хорошее качество профессиональной подготовки, престижность учебного заведения, рекомендации родителей и друзей, удобное территориальное расположение.

Большинство участников исследования рассматривали альтернативные варианты образовательных учреждений. На окончательный выбор повлияло наличие программ обучения по выбранной специальности, очное предварительное знакомство с училищем\колледжем, положительное впечатление от этого знакомства, рекомендации друзей и родителей, их отзывы об уровне преподавания и качестве подготовки учащихся. Выпускники в целом довольны обучением в изучаемых образовательных учреждениях НПО и СПО, отношением с преподавателями, организацией учебного процесса.

Выпускники отмечают недостаточность своих практических знаний и навыков, устаревшее оборудование в учебных заведениях, недостаточное количество часов, выделенных для спецкурсов и практики: «Практики недоставало. Обучали всему теоретически, а здесь, на работе, сам пощупал», «Училищу нужно больше выдавать часов по вождению на разных тракторах, практических занятий не хватает», «Наверное, мало информатики было, компьютерной графики вообще не было... Спецпредметам очень мало времени уделяется, буквально полгода на предмет, и не раскрывается обширно, сжато материал дают. А по металлу у нас вообще очень мало было, один предмет, по-моему.», «Оборудование шестидесятых годов, вот с этим проблема. На производстве более новое оборудование».

Все респонденты подтвердили, что у них сохранились хорошие отношения с преподавателями, которые с готовностью откликают-

ся на просьбы о помощи, рекомендуют продолжать обучение, интересуются дальнейшей судьбой своих учеников.

Исследование, направленное на изучение востребованности работодателями рабочих специальностей, готовящихся в учреждениях НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, позволило оценить результаты действия модели взаимодействия бизнеса и образования.

Готовность бизнеса инвестировать средства в востребованные специальности заставляет образовательные учреждения постоянно совершенствовать образовательный процесс (образовательные учреждения НПО и СПО активно разрабатывают и внедряют инновационные образовательные программы, направленные на лучшую интеграцию выпускников в современный рынок труда: проводятся качественные и количественные реформы в рамках образовательных учреждений: сокращают или расширяют прием абитуриентов, закрывают образовательные программы, не пользующиеся спросом в их регионах, вводят новые, более актуальные, образовательные программы).

Среди основных форм коммуникаций можно перечислить следующие: заключение долгосрочных договоров с предприятиями, сотрудничество с социальными партнерами (привлечение социальных партнеров к организации производственной практики учащихся, включение в работу итоговых аттестационных комиссий, привлечение к разработке и корректировке учебных планов, обновление с их помощью учебно-материальной базы), рекламные мероприятия (дни открытых дверей, дни карьеры, реклама в СМИ, агитационная работа в школах), привлечение бывших выпускников к препо-

давательской деятельности.

Основной проблемой, следствием которой являются непрестижность рабочих профессий, отсутствие конкурса на определенные программы обучения в учреждениях НПО и СПО, дефицит кадров, утечка кадров является отсутствие системы эффективного взаимодействия между школой, образовательными учреждениями НПО и СПО и работодателями. В настоящее время эффективной интеграции школьного, начального и среднего профессионального образования с работодателями в деле подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего производственного звена в масштабах всей страны пока не существует. Удачные примеры такого сотрудничества единичны. Респонденты-представители образовательных учреждений одной из насущных проблем называли ориентацию школьной системы образования на продолжение обучения в ВУЗах. В школах практически отсутствует информация о других формах послешкольного образования. Каждая образовательная ступень (школа, НПО, СПО, ВУЗ) практически повсеместно действует как отдельная система, ориентированная не на подготовку будущего квалифицированного работника, а на выполнение образовательных функций. Инвестиции бизнеса в образование (как материальные, так и интеллектуальные) позволили бы выстроить систему эффективного коммуници-рования: «школа - учреждения НПО и СПО - работодатель».

Ссылка:

1 Бондаренко Н.В., Красильникова М.Д., Харламов К.А. «Мониторинг экономики образования». Информационный бюллетень. М., ГУ-ВШЭ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.