Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г. )'

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / EMPLOYMENT / CAREER CHOICES / LABOR MARKET / UNDERGRADUATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Характеристика ситуации с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования дана на основании обследований, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования: опросов обучающихся и руководителей учреждений профессионального образования, а также опросов руководителей предприятий шести секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment of graduates of vocational education, according to Monitoring of the Economics of Education 2010

In the current article employment of graduates of vocational schools is described on the basis of data from the Monitoring of economics of education (students and leaders of vocational education survey, as well as interviews with business leaders of six sectors of the economy).

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г. )»

статья псютупила ТРУДОУСТРОЙСТВО

в редакцию в июле v

2»" г. ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

образования

(по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)1

Аннотация Характеристика ситуации с трудоустройством выпускников уч-

______________ реждений профессионального образования дана на основании

обследований, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования2: опросов обучающихся и руководителей учреждений профессионального образования, а также опросов руководителей предприятий шести секторов экономики.

Ключевые слова: профессиональное образование, трудоустройство, выбор профессии.

Согласно данным опроса обучающихся учреждений профессионального образования (в основном это студенты очной формы обучения), их выбор места учебы мало связан с выбором будущей профессии.

Вопрос: ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ? (в % от числа ответивших) Студенты ВПО Студенты СПО Студенты НПО

Оно единственное в вашем населенном пункте 1,4 3,9 3,8

Оно расположено близко к дому 12,3 20,4 20

нетрудно поступить 12,2 14,8 28,1

В нем учились/учатся родственники, знакомые или их дети 15,7 15,5 14

1

2

Материал подготовлен заместителем начальника отдела по работе с данными института институциональных исследований ниу ВШЭ л. Е. угольновой. http://education-monitoring.hse.ru

244

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

ш

Вопрос: ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ? (в % от числа ответивших) Студенты ВПО Студенты СПО Студенты НПО

Хорошие, квалифицированные преподаватели 25,6 26,3 16,8

доступная оплата 11,9 12,3 12,4

высокая репутация, престиж 25,4 15,9 7

Хорошая ресурсная, техническая (материальная) база 5,8 4,9 5,3

Хороший контингент учащихся 10 5,7 3,4

несложно учиться 9,9 10,6 30

работает кто-то из знакомых, родственников 2,4 1,2 3

не удалось поступить в другое учебное заведение 9,2 4,7 8,8

Хорошая подготовка для поступления в вуз 0 12,6 5

Можно получить высокооплачиваемую профессию 16,2 18,2 23,2

Есть военная кафедра 2,4 0 0

после окончания легко найти работу 6,9 13,9 18,2

у вас были преимущества при поступлении 6,6 2,8 1,8

здесь хорошее обучение по профессии, которая нравится 34,5 36,8 29,9

Так посоветовали родители 13,6 18,9 11,8

другое 1 0,2 1,6

Только около трети студентов, выбирая учебное заведение, ориентировались на ту конкретную профессию, которая им нравится. половина опрошенных не назвали ни одну из причин, связанных с будущим трудоустройством («профессия, которая нравится», «высокооплачиваемая профессия», «легкость поиска работы»), их выбор учебного заведения определялся совсем другими факторами.

в частности, студенты учреждений начального профессионального образования (нпо) в основном выбирали те учебные заведения, куда нетрудно поступить и где несложно учиться. студенты учреждений среднего профессионального образования (спо) и высшего профессионального образования (впо) больше внимания обращали на квалификацию преподавателей (это было важно для каждого четвертого). кроме того, для студентов впо имела существенное значение репутация выбранного вуза.

245

Статистика и социология образования

Вопрос: ЧТО ДЛЯ ВАС БОЛЕЕ ВАЖНО ПОЛУЧИТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ В ДАННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ? (в % от числа ответивших) Студен- ты ВПО Студен- ты СПО Студен- ты НПО

скорее важно получить высокий уровень знаний 37 33,8 22

согласен с утверждением «скорее, важно получить высокий уровень знаний» больше, чем с другим 18,8 15,2 11,5

не знаю, с каким из утверждений согласиться 18,8 20,6 27,2

согласен с утверждением «скорее важно просто получить диплом» больше, чем с другим 12 11 12,5

скорее, важно просто получить диплом 13,5 19,3 26,8

Около трети студентов признают, что учатся в первую очередь ради диплома, получение которого для них важнее получения знаний. Больше всего таких студентов в учреждениях нпо — 39,3%, среди студентов спо приоритет диплома над знаниями отмечают 30,3%. в высшем образовании ситуация несколько отличается: здесь большинство студентов все же учатся ради знаний, а получение диплома важнее только для четверти из них (что, однако, тоже немало).

Вопрос: ЧЕМ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ДАННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ?* (в % от числа ответивших) Студенты СПО Студенты НПО

учиться в вузе и не работать 8,1 4,7

учиться в вузе и работать 56 28,2

учиться в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме, училище, колледже и т. п.) и не работать — 2,5

учиться в среднем профессиональном учебном заведении (техникуме, училище, колледже и т. п.) и работать — 4,2

работать и не учиться 9,6 20,5

служить в армии 6,8 14,9

не учиться и не работать 0,2 0,2

другое занятие 0,9 1,9

Еще не думал об этом или еще не решил 18,3 22,9

студентам впо такой вопрос не задавался.

246

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

согласно данным опроса большинство студентов спо (64,1%) и значительная часть студентов нпо (32,9%) не собираются останавливаться на том уровне образования, которое сейчас получают, и планируют продолжать обучение в вузе.

далеко не все нынешние студенты сразу после завершения обучения выйдут на рынок труда. работать сразу после выпуска планируют 52,9% студентов нпо и 65,4% студентов спо, в том числе и большинство из тех, кто собирается продолжать обучение и получать профессиональное образование более высокого уровня.

не собираются работать в ближайшее время после окончания учебного заведения 22,3% студентов нпо и 15,1% студентов спо, примерно столько же студентов пока не определились со своими планами на этот счет. основные причины, по которым студенты не собираются работать после выпуска, — предполагаемая служба в армии (служить планируют 14,9% студентов нпо и 6,8% студентов спо) и нежелание совмещать дальнейшее образование с работой (7,2% студентов нпо и 8,1% студентов спо планируют учиться и не работать).

Вопрос: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БУДЕТЕ ЛИ ВЫ В БУДУЩЕМ РАБОТАТЬ ПО ТОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ СЕЙЧАС ПОЛУЧАЕТЕ? (в % от числа ответивших) Студенты ВПО Студенты СПО Студенты НПО

да, скорее всего это будет так 52,1 51,2 49

Может быть, да, может быть, нет 32,7 33,3 29,9

скорее всего нет 7,3 5,9 7

наверняка нет 2,4 2,4 4,2

вообще не собираетесь работать, будете заниматься домашним хозяйством, семьей 0,5 0,5 0,3

затрудняюсь ответить 5 6,7 9,5

Только половина нынешних студентов предполагают, что будут работать именно по той специальности, которой в настоящее время обучаются (распределение ответов на этот вопрос не различается по уровням образования). поскольку и выбор учебного заведения, как было отмечено выше, только в половине случаев был связан с выбором будущей профессии, ожидания студентов относительно профиля их будущей работы вполне соотносятся с этими данными.

247

Статистика и социология образования

Вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАНЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ РАБОТАТЬ ЗА РУБЕЖОМ? (в % от числа ответивших) Студенты ВПО Студенты СПО Студенты НПО

да 25,5 21 14,3

нет 33,1 30,4 43,5

не знаю 41,3 48,6 42,2

Многие студенты в будущем планируют искать работу не в россии, а за рубежом. Больше всего таких среди студентов вузов: каждый четвертый из них планирует в перспективе работать за границей.

Вопрос: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАБОТАЛИ ЛИ ВЫ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ (ИЛИ ПОДРАБАТЫВАЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ)? (в % от числа ответивших) Студенты ВПО Студенты СПО Студенты НПО

да, имел постоянную работу 21,2 7,7 6,3

да, работал временно, по договору и т. д. 17,6 16 19,1

да, были разовые заработки, нерегулярные приработки 16,4 19,3 19,3

нет, не было никакой работы 44,7 57,1 55,4

согласно данным опроса, более половины студентов вузов уже во время обучения получают опыт практической работы: каждый пятый имел постоянную работу, многие работали временно или имели разовые заработки, и только 44,7% из них не работали вообще. среди студентов нпо и спо какой-либо опыт работы имеют более 40%, хотя постоянная работа есть лишь у немногих из них.

Также большинство студентов вузов заявили, что работают официально, в отличие от студентов нпо и спо, которые в основном не оформляют свои отношения с работодателем. следует также обратить внимание на тот факт, что среди тех студентов, которые уже имеют работу в период обучения, у каждого третьего она связана с получаемой специальностью.

размер своих доходов согласились указать чуть более половины работавших студентов. студенты нпо и спо зарабатывают во время учебы практически одинаково, студенты впо — примерно на треть больше. средний ежемесячный заработок студентов нпо и спо, согласившихся указать размер этих доходов, составил чуть менее 11 тыс. руб., средний заработок студентов впо превысил 14 тыс. руб.

248

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

Опросы руководителей учреждений профессионального образования показывают, что они по-разному оценивают шансы своих выпускников на успешное трудоустройство в зависимости от программы обучения.

руководители вузов считают, что лучшие перспективы трудоустройства у студентов, обучающихся по направлениям «сфера услуг», «инженерные науки», «здравоохранение и безопасность», а хуже всего шансы найти работу у тех, кто учился по направлениям «сельское хозяйство» и «образование и педагогика». руководители учреждений спо наиболее высоко оценивают шансы выпускников по направлению «здравоохранение и безопасность», также неплохими они считают перспективы обучающихся по направлениям «сфера услуг», «инженерные науки» и «образование и педагогика». руководители учреждений нпо чаще отказывались давать оценку шансам своих выпускников, за исключением обучавшихся по направлениям «сфера услуг» и «инженерные науки» — эти программы они считают наилучшими с точки зрения шансов выпускников найти работу.

наиболее высоко руководители вузов оценивают стартовую зарплату выпускников направлений «экономика, социальные науки и юриспруденция» и «инженерные науки». руководители учреждений спо также выделяют «инженерные науки» как самое выгодное направление с точки зрения будущей заработной платы, далее с заметным отрывом идут «экономика, социальные науки и юриспруденция», «здравоохранение и безопасность», «сфера услуг».

руководители учреждений нпо также ставят на первое место с точки зрения будущей заработной платы «инженерные науки», далее с большим отрывом идут «сфера услуг» и «естественные науки» (по остальным направлениям отмечается как маленькая ожидаемая зарплата, так и небольшое число руководителей учреждений, желающих ее оценивать).

Вопрос: КАКИЕ ФАКТОРЫ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОМОГАЮТ ВАШИМ ВЫПУСКНИКАМ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ? (в % от числа ответивших) Руководители учреждений ВПО Руководители учреждений СПО Руководители учреждений НПО

Хорошая профессиональная подготовка 81,8 85,6 76,8

имя (бренд) учебного заведения 42,8 36,8 14,8

фундаментальная подготовка, выходящая за рамки специальности 14,9 8,8 5

249

Статистика и социология образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос: КАКИЕ ФАКТОРЫ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОМОГАЮТ ВАШИМ ВЫПУСКНИКАМ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ? (в % от числа ответивших) Руководители учреждений ВПО Руководители учреждений СПО Руководители учреждений НПО

навыки систематической работы, дисциплины,умение работать в группе 26,4 21 13,8

опыт практической работы учащихся 35,5 47 50

дефицит кадров по данной специальности 11,4 18,7 25,8

Целенаправленная работа по трудоустройству выпускников(например, установление контактов с потенциальными работодателями) 34,7 44,9 41,9

другие факторы 5,6 2,3 2,3

затрудняюсь ответить 1,7 0,2 1

Большинство руководителей учреждений профессионального образования считают, что хорошая профессиональная подготовка в их образовательных учреждениях является одним из факторов, которые в наибольшей степени помогают выпускникам найти работу (в учреждениях впо так считают 81,8% руководителей, в учреждениях спо — 85,6%, в учреждениях нпо — 76,8%). однако данные опроса работодателей не подтверждают их оптимизма: средняя оценка работодателями уровня профессиональных знаний принятых на работу в течение последних двух лет выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования — 3,6 балла по 5-балльной шкале, знания выпускников учреждений начального профессионального образования работодатели оценивают еще ниже — на 3,3 балла.

Многие руководители вузов среди важнейших факторов трудоустройства выпускников называют имя (бренд) учебного заведения. в их опросах это второй по важности фактор, его отмечают 42,8% руководителей, что само по себе вызывает сомнение в реалистичности этих оценок: бренд, помогающий трудоустройству выпускников, должен выделять учебное заведение из общей массы, так что по определению обладать таким брендом не может каждый второй вуз.

250

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

ш

руководители учреждений спо и нпо в своих оценках более практичны: среди наиболее значимых факторов трудоустройства они называют опыт практической работы студентов и свою целенаправленную работу по трудоустройству выпускников.

Вопрос: КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЛАНЕ ОРИЕНТАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА, ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ПРОВОДЯТСЯ В ВАШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ? (в % от числа ответивших) Руководители учреждений ВПО Руководители учреждений СПО Руководители учреждений НПО

у нас гарантированное распределение выпускников 8,9 16,9 15,8

Целенаправленная работа по трудоустройству выпускников не проводится 8,1 7 6

проводим дни карьеры 38,6 22,6 15,8

организуем ярмарки вакансий 53,1 47,2 47

взаимодействуем с биржей труда 41,5 44,2 49,3

заключаем договоры с предприятиями и организациями для трудоустройства выпускников 54,1 47,4 57,7

студенты проходят практику, стажируются на предприятиях и в организациях, куда потом могут трудоустроиться 78,5 85,8 74,5

привлекаем представителей компаний к оценке работ студентов, чтобы они могли выбрать лучших 44 38,4 38,3

сотрудники потенциальных работодателей ведут у нас регулярные учебные занятия, спецкурсы 39,5 25,3 5,7

приглашаем представителей компаний на обсуждения учебных планов, программ курсов 24,4 28,7 20,8

251

Статистика и социология образования

Вопрос: КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЛАНЕ ОРИЕНТАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА, ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ПРОВОДЯТСЯ В ВАШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ? (в % от числа ответивших) Руководители учреждений ВПО Руководители учреждений СПО Руководители учреждений НПО

организован центр трудоустройства выпускников 40,9 28,2 19,5

наши выпускники уже трудоустроены 13,8 3,8 3,7

у нас свободное распределение 20,9 17,6 14,8

другое 3,5 2 1,3

Среди мероприятий, организуемых учебным заведением и способствующих трудоустройству выпускников, наиболее распространены прохождение студентами практики на предприятиях и в организациях, куда они потом могут трудоустроиться, а также прямые договоры с такими организациями о трудоустройстве выпускников. кроме того, в значительном числе образовательных учреждений проводятся ярмарки вакансий и организовано взаимодействие с биржей труда. в 41% вузов действуют центры трудоустройства выпускников (в учреждениях спо и нпо таких центров значительно меньше).

Опросы работодателей позволяют охарактеризовать сотрудничество учреждений профессионального образования с предприятиями и организациями с точки зрения их партнеров в этой работе.

Вопрос: В ПРОШЛОМ ГОДУ СОТРУДНИЧАЛО ЛИ ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ С КАКИМИ-ЛИБО УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ/СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ? (в % от числа всех опрошенных предприятий) С учреждениями

ВПО СПО НПО

заключаем прямые договоры на подготовку специалистов 8 7 6

участвуем в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, проводимых учреждениями 15 13 11

252

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

ш

Вопрос: В ПРОШЛОМ ГОДУ СОТРУДНИЧАЛО ЛИ ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ С КАКИМИ-ЛИБО УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ/СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ? (в % от числа всех опрошенных предприятий) С учреждениями

ВПО СПО НПО

организуем конкурсы студенческих работ, поощряем лучших студентов 1 1 1

организуем стажировки, практику на предприятии/в организации 22 20 19

наши работники проводят регулярные учебные семинары, ведут курсы в учреждении 4 2 1

участвуем в разработке профессиональных стандартов 1 1 1

участвуем в финансировании, организации учебных лабораторий, кабинетов 1 1 1

выплачиваем дополнительную стипендию 1 0 1

другое 2 1 1

не сотрудничали 68 71 73

опросы работодателей показывают, что менее трети из них сотрудничают с учреждениями профессионального образования: в 2009 г. с учреждениями впо сотрудничали 32% работодателей, с учреждениями спо — 29%, с учреждениями нпо — 27%.

основные виды сотрудничества работодателей с учреждениями профессионального образования следующие (в порядке убывания популярности):

• организация стажировок, практики на предприятии / в организации;

• участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, проводимых учреждениями профессионального образования;

• заключение прямых договоров на подготовку специалистов.

прочие виды сотрудничества встречаются крайне редко.

что касается кадровых потребностей работодателей, то опрос показывает, что только 37% из них указывают на проблему дефицита или избытка кадров (в основном это дефицит), а большинство считают, что численность их работников соответствует потребности.

253

Статистика и социология образования

Вопрос: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС ИЗБЫТОК, ДЕФИЦИТ КАДРОВ ПО КАТЕГОРИИ? (в % от числа опрошенных предприятий, где есть данная категория персонала) Варианты ответа

Избыток числен- ности Численность соответствует Дефицит числен- ности

руководители высшего звена, топ-менеджеры (замруководителя предприятия, главные специалисты) 2 94 4

руководители функциональных подразделений (финансовой, плановой,кадровой и прочих служб) 2 94 4

линейные руководители/ менеджеры подразделений, ответственных за основную производственную деятельность 2 89 10

исполнители высшей квалификации, специалисты функциональных подразделений (бухгалтерии, финансовой, кадровой и прочих служб) 1 93 6

исполнители высшей квалификации, специалисты, занятые в линейных подразделениях, ответственных за основную производственную деятельность 1 85 14

служащие, офисные работники, технические исполнители 2 94 4

рабочие квалифицированные 1 68 31

рабочие неквалифицированные 3 83 15

Дефицит кадров работодатели ощущают в основном в линейных подразделениях, ответственных за основную деятельность: 10% предприятий испытывают нехватку линейных руководителей/ менеджеров, 14% — исполнителей высшей категории в линейных подразделениях, 31% — квалифицированных рабочих. кроме того, 15% работодателей отметили дефицит неквалифицированных рабочих.

254

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

в функциональных подразделениях, таких как бухгалтерия, финансы, кадровая и прочие службы, дефицита практически нет: всего 4-6% работодателей говорят о нехватке в этих подразделениях сотрудников разных уровней (и руководителей, и исполнителей, и просто служащих). Таким образом, на рынке труда практически отсутствует спрос на так называемых офисных работников, что идет вразрез с мнением руководителей вузов, которые оценивают перспективы трудоустройства выпускников направления «экономика, социальные науки и юриспруденция» весьма оптимистично и предсказывают им самую высокую зарплату по сравнению с выпускниками других программ. В сфере «деловые услуги», где специалисты такого профиля чаще всего и осуществляют основную деятельность организации, т. е. являются сотрудниками линейных подразделений, руководители организаций гораздо реже указывают на дефицит сотрудников: о нехватке линейных руководите-лей/менеджеров и исполнителей высшей категории говорят соответственно 6 и 13% руководителей организаций в сфере услуг.

Вопрос: НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ/ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАЛИЧИЕДИПЛОМА О ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ПРИ ПРИЕМЕ НА ВАКАНТНОЕ МЕСТО/ДОЛЖНОСТЬ (в % от числа предприятий, где есть данная категория персонала) Варианты ответа

Диплом обяза- телен Диплом желате- лен Диплом не требуется

Руководителя высшего звена или топ-менеджера 87 11 2

Руководителя функционального подразделения 87 12 2

Линейного руководителя/менед-жера подразделения 76 20 4

Исполнителя высшей квалификации, специалиста функционального подразделения 77 21 1

исполнителя высшей квалификации или специалиста, занятого в линейном подразделении 66 31 3

Служащего, офисного работника или технического исполнителя 34 59 8

Рабочего квалифицированного 30 45 25

Рабочего неквалифицированного 3 19 79

255

Статистика и социология образования

Опросы работодателей однозначно показывают, что диплом действительно имеет большое значение, особенно для тех сотрудников, которые нацелены на карьерный рост. Только 2-4% работодателей полагают, что должности руководителей разного уровня и исполнителей высшей квалификации не требуют профессионального образования, подавляющее большинство считают диплом для таких сотрудников обязательным, остальные — желательным.

Требования к наличию диплома у потенциальных работников соотносятся со спросом на различные категории персонала: к тем категориям, которые попали в разряд более дефицитных, предъявляются менее жесткие требования. Так, для руководителей функциональных подразделений диплом считают обязательным 87% работодателей, для руководителей же линейных подразделений — 76%; диплом для исполнителей высшей квалификации в функциональных подразделениях считают обязательным 77% работодателей, а для сотрудников того же уровня в линейных подразделениях — 66%.

Для служащих, исполнителей, офисных работников только в 8% организаций не важно наличие образования, однако в большинстве случаев оно лишь желательно, а не обязательно. Каждый четвертый работодатель не считает важным наличие диплома об образовании у квалифицированных рабочих, и только менее трети работодателей полагают, что он обязателен для этой категории работников: большой дефицит (в каждой третьей организации) таких работников не позволяет работодателям предъявлять к ним высокие требования.

Для неквалифицированных рабочих, по мнению 79% работодателей, профессиональное образование не важно, однако каждый пятый работодатель все же считает его желательным, а 3% — даже обязательным.

Вопрос: ЕСЛИ БЫ НА ОДНУ ВАКАНСИЮ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ПРЕТЕНДОВАЛИ ВЫПУСКНИК C ОБЫЧНЫМ ДИПЛОМОМ, ОКОНЧИВШИЙ ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ ВУЗ С ГРОМКИМ ИМЕНЕМ, И ВЫПУСКНИК С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ, ОКОНЧИВШИЙ ОБЫЧНЫЙ ВУЗ, ПРИ ДРУГИХ РАВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ КАНДИДАТА КОГО БЫ ВЫ ПРИНЯЛИ НА РАБОТУ? (в % от числа всех опрошенных предприятий) Доля рабо- тода- телей

Выпускника с обычным дипломом, окончившего общеизвестный вуз с громким именем 9

Выпускника с красным дипломом, окончившего обычный вуз 13

И у того и у другого равные шансы 79

256

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

ш

что касается того, какой именно диплом вуза имеет наибольшую ценность в глазах работодателей, можно сказать, что громкое имя вуза уравновешивается красным дипломом, при этом красный диплом дает даже несколько больше преимуществ. Таким образом, те 10% студентов вузов, которые при выборе учебного заведения ориентировались на то, где проще учиться, имеют возможность, получив красный диплом, на равных соперничать с выпускниками лучших университетов.

в течение последних двух лет 84% опрошенных работодателей принимали новых работников. Большинство из них брали на работу квалифицированных (70%) и неквалифицированных (52%) рабочих, многие — новых офисных служащих (43%). учитывая, что в этой последней категории персонала работодатели не отмечали дефицита сотрудников, можно сделать вывод, что столь высокая доля организаций, бравших их на работу, объясняется текучестью кадров внутри этой категории.

Вопрос: ПРИНИМАЛИ ЛИ НА ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ/В ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВУЗОВ, ССУЗОВ, ПТУ) В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ДВУХ ЛЕТ? (в % от числа всех опрошенных предприятий) Все работодатели По секторам

Промышленность Связь Строительство Торговля Транспорт Деловые услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да, принимали выпускников вузов 38 56 55 34 31 32 37

да, принимали выпускников учреждений среднего специального образования (техникумов, профессиональных колледжей и т. п.) 28 41 35 25 29 29 9

да, принимали выпускников учреждений начального профессионального образования (пту, проф. лицеев и т. п.) 31 45 17 28 22 27 2

не принимали выпускников учреждений профессионального образования 48 31 41 51 59 54 60

однако не все работодатели, нуждавшиеся в новых сотрудниках, принимали на работу выпускников: многим нужны люди, уже имеющие опыт работы. в течение последних двух лет только 62% опрошенных работодателей брали на работу выпускников. наиболее охотно принимали выпускников организации в сфере промышленности и связи, меньше всего доля организаций, принимавших на работу выпускников, в сфере транспорта, торговли и деловых услуг.

257

Статистика и социология образования

Вопрос: ДОЛЯ ПРОШЕДШИХ ПРАКТИКУ СРЕДИ ПРИНЯТЫХ НА РАБОТУ ВЫПУСКНИКОВ... (в % от числа предприятий, принимавших выпускников последних двух лет, среднее значение) Все работодатели По секторам

Промышлен- ность Связь Строительство Торговля Транспорт Деловые услуги

... вузов 24 28 28 26 19 28 35

... учреждений среднего специального образования 26 29 28 32 11 43 23

... учреждений начального профессионального образования 31 34 24 33 17 45 0

Одним из важных факторов трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования является прохождение ими практики в тех организациях, куда они хотели бы устроиться на работу. наиболее важен он для выпускников учреждений нпо: среди принятых на работу выпускников в среднем каждый третий проходил практику у своего будущего работодателя. для выпускников учреждений нпо и спо особенно важна и полезна практика, если они намерены работать в транспортной сфере: в этих организациях 45% принятых на работу выпускников нпо и 43% принятых на работу выпускников спо ранее проходили практику (а в транспортных организациях, как было отмечено выше, вообще не очень охотно берут на работу выпускников). для выпускников вузов достаточно полезна практика в сфере деловых услуг: в этих организациях 35% принятых на работу выпускников ранее проходили практику.

в отношении выпускников вузов важно отметить мнение работодателей об обладателях дипломов различных квалификационных степеней высшего образования — бакалавров, специалистов и магистров.

Вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС ОПЫТ РАБОТЫ С НЫНЕШНИМИ БАКАЛАВРАМИ? ЕСЛИ ДА, ТО С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ОБ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ВЫ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО? (в % от числа всех опрошенных предприятий) Доля рабо- тода- телей

Не имел опыта работы с бакалаврами 78

В профессиональной подготовке бакалавров и специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет, практически нет различий 11

258

Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010 г.)

ш

Вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС ОПЫТ РАБОТЫ С НЫНЕШНИМИ БАКАЛАВРАМИ? ЕСЛИ ДА, ТО С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ОБ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ВЫ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО? (в % от числа всех опрошенных предприятий) Доля рабо- тода- телей

профессиональная подготовка у бакалавров хуже, чем у специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет 4

профессиональная подготовка у бакалавров лучше, чем у специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет 1

затрудняется ответить 6

Вопрос: ЕСТЬ ЛИ У ВАС ОПЫТ РАБОТЫ С НЫНЕШНИМИ МАГИСТРАМИ? ЕСЛИ ДА, ТО С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ОБ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ВЫ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ СКОРЕЕ ВСЕГО? (в % от числа всех опрошенных предприятий) Доля рабо- тода- телей

не имел опыта работы с магистрами 84

в профессиональной подготовке магистров и специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет, практически нет различий 8

профессиональная подготовка у магистров хуже, чем у специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет 1

профессиональная подготовка у магистров лучше, чем у специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет 2

затрудняется ответить 6

подавляющее большинство российских работодателей до сих пор не имели опыта работы с выпускниками вузов, получившими дипломы бакалавра или магистра: только 22% имели дело с выпускниками бакалавриата, а с выпускниками магистратуры работали всего 16%, хотя за последние десять лет почти каждый десятый выпускник вуза получил степень бакалавра и более 1% — степень магистра. среди тех немногих, кто работал с выпускниками различных уровней, большинство не видят разницы в уровне профессиональной подготовки (либо затрудняются судить о ней) ни между бакалаврами и специалистами, ни между специалистами и магистрами. незначительная доля работодателей (4%) считают, что профессиональная подготовка бакалавров, учившихся четыре года, уступает подготовке специалистов, обучавшихся по обычной программе в течение пяти лет. Еще меньшая доля опрошенных

259

Статистика и социология образования

(всего 2%) считают, что профессиональная подготовка у магистров, учившихся в течение шести лет, лучше, чем у специалистов.

Вопрос: ЕСЛИ БЫ НА ОДНУ ВАКАНСИЮ СПЕЦИАЛИСТА НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ПРЕТЕНДОВАЛИ ВЫПУСКНИК С ДИПЛОМОМ БАКАЛАВРА И ВЫПУСКНИК С ОБЫЧНЫМ ДИПЛОМОМ СПЕЦИАЛИСТА, ПРИ ДРУГИХ РАВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ КАНДИДАТОВ КОГО БЫ ВЫ ПРИНЯЛИ, СКОРЕЕ ВСЕГО, НА РАБОТУ? (в % от числа предприятий, на которых имеют опыт работы с бакалаврами) Доля рабо- тода- телей

выпускника с дипломом бакалавра 2

выпускника с обычным дипломом специалиста 17

и у того и у другого равные шансы 81

Вопрос: ЕСЛИ БЫ НА ОДНУ ВАКАНСИЮ СПЕЦИАЛИСТА НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ПРЕТЕНДОВАЛИ ВЫПУСКНИК С ДИПЛОМОМ МАГИСТРА И ВЫПУСКНИК С ОБЫЧНЫМ ДИПЛОМОМ СПЕЦИАЛИСТА, ПРИ ДРУГИХ РАВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ КАНДИДАТОВ КОГО БЫ ВЫ ПРИНЯЛИ, СКОРЕЕ ВСЕГО, НА РАБОТУ? (в % от числа предприятий, на которых имеют опыт работы с магистрами) Доля рабо- тода- телей

выпускника с дипломом магистра 5

выпускника с обычным дипломом специалиста 10

и у того и у другого равные шансы 86

для большей части работодателей важен в первую очередь сам факт наличия у кандидата на должность диплома о высшем образовании, а какая именно квалификационная степень в нем указана, чаще всего не имеет значения: 81% работодателей утверждают, что не будут делать различий между бакалавром и специалистом, а 86% не придают значения разнице между дипломами специалиста и магистра. Тем не менее довольно заметная часть работодателей — 17% — отдаст предпочтение специалисту перед бакалавром.

стоит также обратить внимание на то, что всего 5% работодателей при прочих равных условиях сделают выбор между специалистом и магистром в пользу магистра, а достаточно значительное количество — 10% — при таком выборе предпочтут взять на работу специалиста, а не магистра (однако необходимо отметить, что такой ответ давали в основном те, кто не имел опыта работы с магистрами и, возможно, даже не вполне представляет себе, что означает такая квалификационная степень). Таким образом, в настоящее время диплом о высшем образовании самого высокого уровня чаще всего не дает преимуществ при трудоустройстве.

260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.