Моргунова О.М.
СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье отражен вопрос влияния учреждений профессионального образования на организацию социально-экономической жизнедеятельности местного сообщества. Дается общее описание системы профессионального образования на местном уровне. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что наиболее выгодной формой обучения, как для органов местного самоуправления, так и для работодателей, является заочная. Учреждения профессионального образования, в свою очередь, выступают «закрепителями» молодежи на местах.
Ключевые слова: система профессионального образования, формы обучения, местное самоуправление, кадровое обеспечение, требования работодателя, трудоустройство.
Устойчивый рост экономики и технологического развития России
требует соответствующего кадрового сопровождения и большого количества высококвалифицированных специалистов. Именно профессиональное образование во многом определяет инновационный климат и конкурентоспособность экономики страны [3].
И хотя проблеме доступности качественного профессионального образования сейчас уделяется внимание в первую очередь, ситуация как с кадрами (составом и оплатой труда сотрудников), так и с материально-технической базой образовательных учреждений остается сложной. Нынешняя материально-техническая база образовательных учреждений не всегда позволяет профильным училищам готовить специалистов,
способных работать на современном оборудовании [3]. Работодатели предъявляют сегодня более высокие требования к выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования, хотят видеть их специалистами, которые могут выполнять определенные задачи и функции. Вопрос взаимодействия работодателя и образовательного учреждения остается на сегодня одним из наиболее обсуждаемых в сфере профессионального образования [1].
В связи с появлением новых образовательных учреждений с инновационными формами обучения (например, дистанционное обучение) престижность профессиональных училищ с очной формой обучения резко снизилась [3]. Это, в частности, может быть связано с социально-экономической ситуацией в стране, когда многие вынуждены совмещать процесс получения образования с экономической деятельностью. В этом случае заочное образование имеет существенное преимущество как в материальном (стоимость обучения), так и во временном плане (отсутствие необходимости посещать лекции в дневное время).
Введение новых форм обучения возможно лишь по экономическим специальностям, которые сейчас являются наиболее востребованными среди абитуриентов, что подтверждается данными Росстата относительно численности выпускников профессиональных образовательных учреждений по направлениям подготовки [5]. Численность выпускников учреждений начального профессионального образования (НПО) по общим профессиям для всех видов экономической деятельности занимает пятое место среди всех направлений профессиональной подготовки начального профессионального образования, в то время как в области среднего и высшего профессионального образования - первое место (приложение 1). Таким образом, абитуриенты стремятся получить престижную, популярную специальность и при этом иметь возможность работать полный рабочий день. Такую возможность им предоставляют учреждения среднего и высшего профессионального образования с заочной формой обучения.
Заочная форма обучения является одной из наиболее выгодных форм обучения молодых людей как для средних специальных и высших учебных заведений на муниципальном уровне, так и для органов муниципальной власти. Оказывается, что все новые учреждения профессионального образования являются заочными. Главы муниципальных образований активно поддерживают возникновение и развитие таких образовательных учреждений, хотя это и не относится к их компетенции.
Однако высокий спрос на экономические направления обучения вытесняет другие специальности, которые пользуются большим спросом у работодателей. В связи с этим в России может наблюдаться отсутствие баланса численности специалистов и работников в разных областях деятельности: выпускается слишком много экономистов, бухгалтеров, когда так не хватает разнорабочих, фермеров и представителей других менее престижных специальностей. Таким образом, профессиональное
образование редуцируется. Наиболее существенными причинами этих изменений являются экономические и политические, из-за чего система профессионального образования на пути своей трансформации сталкивается с проблемами социально-экономического характера.
Система профессионального образования, существующая на местном уровне, оказывает значительное влияние на социально-экономические аспекты жизнедеятельности местного сообщества. Целью данной работы является анализ настоящей ситуации в сфере НПО на местах и выявление основных проблем, препятствующих всестороннему развитию данной системы. Особое внимание будет уделено внедрению и развитию инновационных методов в начальном профессиональном образовании на фоне социоэкономической ситуации на местах.
Эмпирические исследования и выдвинутые гипотезы
Исследование проводилось в муниципальных образованиях семи регионов: в Краснодарском крае, республике Мордовия, Калининградской, Костромской, Саратовской, Свердловской и Тверской областях. Объектами исследования выступили такие муниципальные образования, как городской округ, муниципальный район и городское поселение, т.е. малые провинциальные города вдали от региональных столиц. Специальное внимание уделено муниципалитетам Саратовской и Тверской областей. В данных регионах исследование проводилось в городском округе «город Вышний Волочек» и Вышневолоцком муниципальном районе Тверской области, а также в городском поселении «город Хвалынск» и в Хвалынском муниципальном районе Саратовской области.
Этот выбор связан с тем, что рассматриваемые муниципалитеты удовлетворяют внутренним критериям выбора муниципальных образований. В число данных критериев входят: численность населения, географическое расположение, наличие существенного организационного, социального или экономического отличия данного муниципалитета от других муниципалитетов области. В случае с городским округом «город Вышний Волочек» и Вышневолоцким муниципальным районом уникальность объясняется географическим положением (середина пути между Москвой и Санкт-Петербургом). В связи с этим имеет место особая организация социально-экономической деятельности, в частности существенная ориентация на транспортные и миграционные потоки между этими двумя городами. Городское поселение «город Хвалынск» и Хвалынский муниципальный район Саратовской области представляют интерес для исследования также в силу уникального географического положения: они находятся на границе Саратовской и Самарской областей. Однако в силу расположения муниципалитетов относительно реки Волга наблюдаются более близкие и сильные связи образований с населенными пунктами Самарской области, в частности с городами Тольяти и Сызрань.
При проведении исследования для изучения результативности деятельности органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере профессионального образования на местном уровне нами были проинтервьюированы представители учреждений профессионального образования, а также органы местного самоуправления.
В основе настоящего эмпирического исследования лежат следующие гипотезы:
1. В современных условиях для органов местного самоуправления наиболее приемлемыми являются среднее специальное и высшее профессиональное образование, преимущественно в форме заочного обучения. Начальное профессиональное образование, представленное, как правило, в форме профессиональных училищ, для органов местного самоуправления видится устаревшим и бесперспективным.
2. Система профессионального образования, существующая на местном уровне, оказывает значительное влияние на социально-экономические аспекты жизнедеятельности местного сообщества. Учреждения профессионального образования на муниципальном уровне являются «закрепителями» молодежи на местах. Наиболее приемлемой формой профессионального обучения на местах является заочная форма, как для органов местного самоуправления, так и для местного бизнеса, поскольку предполагается, что студент должен работать. Органы местного самоуправления всячески способствуют молодым людям как в поиске работы, так и в предоставлении социальных льгот и услуг (жилье и пр.). Данные меры снижают риск отъезда молодежи из малых городов, позволяют сохранить трудовые резервы в муниципалитете.
Специфика функционирования системы профессионального образования на местном уровне
Повсеместно наблюдается резкое сокращение учреждений начального профессионального образования на муниципальном уровне. Согласно данным Росстата, в 2007 г. по сравнению с 1993 г. численность учреждений начального профессионального образования сократилась на 26%, в то время как численность учреждений среднего и высшего профессионального образования увеличилась на 7% и 44% соответственно, что свидетельствует о кризисе в сфере начального профессионального образования [5]. В профессионально-техническом образовании в последние годы наблюдается серьезный провал. На практике в пределах одного муниципального образования наряду с несколькими учреждениями среднего и высшего профессионального образования действует лишь одно учреждение начального профессионального образования (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение учреждений профессионального образования по исследуемым муниципалитетам
Муниципальное образование Количество учреждений НПО* Количество учреждений СПО** Количество учреждений ВПО***
Городской округ Анапа Краснодарского края 1 6 6
Зубово-Полянский муниципальный район республики Мордовия 1 1 0
Городской округ Советск Калининградской области 1 3 2
Городской округ Галич Костромской области 1 2 0
Городской округ Вышний Волочек Тверской области 1 3 2
Хвалынский муниципальный район Саратовской области 1 1 2
Городской округ Качканар Свердловской области 0 1 2
ИТОГО, в пересчете на одно муниципальное образование 0,9 2,4 2,0
* начальное профессиональное образование ** среднее профессиональное образование *** высшее профессиональное образование
По нашим данным, в муниципальных образованиях чаще всего представлены учреждения среднего профессионального образования. Примерно столько же учреждений высшего профессионального образования. Вдвое меньше учреждений начального профессионального образования. Это может быть объяснено тем, что учреждения среднего профессионального образования предоставляют возможность получения и начального, и среднего профессионального образования, а также организуют курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для малых предпринимателей и их сотрудников. А учреждения начального профессионального образования осуществляют подготовку по 10-11 классам среднего образования и дают специализацию, профессию. Основным отличием является более узкий спектр образовательных услуг, предоставляемых учреждениями НПО.
Система профессионального образования Хвалынского муниципального района включает в себя одно учреждение НПО, одно учреждение СПО и два учреждения ВПО. Профессиональное училище является старейшим из представленных профессиональных образовательных учреждений. Филиал саратовского техникума (СПО) был образован на базе профессионального училища аграрного профиля. Направления подготовки в образовательном учреждении не поменялись.
Учреждения высшего профессионального образования, представленные в Хвалынском муниципальном районе, имеют заочную форму
обучения и появились здесь сравнительно недавно, пять лет назад. Изначально в Хвалынске действовал филиал ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет сервиса», преподаватели регулярно приезжали в город и читали необходимые курсы лекций. Однако руководство университета решило, что данная форма обучения крайне затратная, поэтому филиал был переведен в статус представительства с консультационными и профориентационными функциями. Общение же студентов и преподавателей осуществляется в основном с помощью сети Интернет.
Филиал московского негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения ВПО «Современная гуманитарная академия» с момента своего образования использовал дистанционную форму обучения. Средний возраст учащихся здесь гораздо выше, чем в остальных профессиональных образовательных учреждениях г. Хвалынска, поскольку здесь обучаются люди уже работающие, но не имеющие высшего образования. Такая форма заочного обучения для них является оптимальной, хотя и неэффективной, поскольку у студента нет личного контакта с преподавателем.
Исходя из анализа проведенных интервью, следует заключить, что низкая привлекательность начального профессионального образования напрямую связана с его устаревшим содержанием и низким качеством. Отрицательную роль играет и общественная установка, что среднее профессиональное образование является непрестижным и социально нежелательным, в итоге молодежь не хочет получать начальное и среднее профобразование. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Однако картина на рынке труда говорит об обратном: в современной политической и экономической ситуации наблюдается острый дефицит выпускников профессиональных училищ, чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля, не говоря уже о квалифицированных рабочих.
В г. Вышний Волочек остро стоит проблема «негибкости» самой системы профессионального образования. Так, еще восемь лет после закрытия стекольного завода в городе готовили стекольщиков. Кроме того, в районе из восьми льняных заводов остался один, на котором работают около ста механиков льняного производства. Однако техникум каждый год выпускает порядка двадцати человек по этой специальности. Система профессионального образования района и города не успевает реагировать на изменения, происходящие в регионе в целом и в рамках исследуемого города в частности. Другими словами, сложившаяся на данный момент система профессионального образования города не отвечает запросам со стороны работодателя.
Выпускники школ, которые потом продолжают свое обучение в профессиональных образовательных учреждениях, получают диплом о среднеспециальном или высшем образовании ради самого диплома без возможности дальнейшего трудоустройства по специальности.
В г. Вышний Волочек представлено одно учреждение НПО, три учреждения СПО и два учреждения ВПО (табл. 1). Географическое положение муниципального района и города таково, что отдаленность города от соседних районных центров составляет не более 60 км. Таким образом, в профобразовательных учреждениях города обучаются молодые люди и из соседних районов, а именно: из Вышневолоцкого, Фировского, Мак-сатихинского, Спировского, Торжокского, Кувшиновского, Бологовского и Удомельского районов Тверской области. По словам главы Вышневолоцкого муниципального района, этому также способствуют налаженная сеть автобусного сообщения между районами и наличие железнодорожной станции в Вышнем Волочке. Глава района представил эту систему в виде «куста», которая схематично изображена на рисунке 1.
Рисунок 1
Районы привлечения студентов в профессиональные образовательные учреждения г. Вышний Волочек с территории Тверской области (линиями соединены административные центры муниципальных районов Тверской области)
\
* „ ....................а С.
| Уд о_медьский|| Щщч'
5,1' 4
■рМаксатихинский "ч
м ¡иИЯИ»
Фировски ЩЖрЩ! ^
шш РЯР ч- /
Шпировский
1
г^ тверь л £ ч^'
Для органов местного самоуправления, а также для малого и среднего бизнеса различные формы заочного обучения наиболее приемлемы, так как студент уже работает, что снижает вероятность его отъезда из города. Это также подтверждается тем, что органы местного самоуправления оказывают всяческую поддержку всем профессиональным образовательным учреждениям, за исключением учреждений НПО, где, как правило, нет заочной формы обучения. Для последних ситуация диа-
метрально противоположная. Так, например, управление образования Хвалынского муниципального района фактически препятствует проведению агитационной деятельности среди выпускников школ, что приводит к резкому снижению численности выпускников профучилища. Те же, кто окончил училище, стараются как можно скорее покинуть район. Таким образом, старейшее образовательное учреждение начального профессионального образования не выдерживает конкуренции с вновь открывшимися учреждениями в силу износившейся материально-технической базы, недостаточной оснащенности помещений и нехватки преподавательского состава.
С другой стороны, следует обратить внимание на городские филиалы московских вузов, представленные в г. Вышний Волочек, которые выдают диплом государственного образца о высшем образовании. В этих образовательных учреждениях существует только заочная форма обучения. По словам различных экспертов, в частности начальника управления образования Вышневолоцкого муниципального района, уровень образования в филиалах вузов не только не отвечает самым общим требованиям работодателей, но и гораздо ниже представленных в городе образовательных учреждений среднего профессионального образования [2].
Филиалы московских вузов появились в городе несколько лет назад. Обязательным условием для студентов на местах с заочной формой обучения является их трудоустройство во время обучения. При этом учащиеся, как правило, работают не по специальности и рассматривают диплом о высшем образовании лишь как необходимое условие для дальнейшего карьерного роста.
Таким образом, вновь появляющиеся учреждения высшего профессионального образования на местах позволяют привлечь молодежь в город и «закрепить» ее здесь. Однако местная система профессионального образования не успевает адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике города и области и не отвечает квалификационным требованиям работодателей.
Ключевые проблемы системы профессионального образования на местном уровне
В ходе проведенных исследований были зафиксированы три ключевых проблемы в сфере начального профессионального образования.
Первая проблема - несоответствие предлагаемых учреждениями начального профобразования перечней специальностей и программ потребностям экономики. Такая картина наблюдается в 80% обследованных муниципальных образований.
Вторая - устаревшая учебная техника и недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса в целом. Например, в Качканарском городском округе Свердловской области для обучения используются списанные станки и другая производственная
техника, а в Хвалынском муниципальном районе парк учебной техники не обновлялся много лет и подвергался лишь разовому ремонту. Схожую ситуацию мы наблюдали в Зуевском районе Кировской области, Зубово-Полянском районе республики Мордовия и других муниципальных образованиях.
Третья - отсутствие реально функционирующей системы повышения квалификации педагогов и нехватка квалифицированных кадров. Все руководители особо подчеркивают нехватку молодых специалистов в системе образования на местном уровне. На сегодняшний день средний возраст преподавательского состава профессиональных образовательных учреждений обследуемых малых городов составляет более 50 лет. В то же время из-за нехватки квалифицированных специалистов, а также низкого уровня заработной платы один преподаватель вынужден читать лекции и проводить практические занятия по целому ряду разнопрофильных предметов.
На сегодняшний день в муниципальных образованиях остро стоит вопрос оценки влияния системы профессионального образования на местное сообщество, а также направлений взаимодействия этой системы с институтом местной власти. Основная проблема заключается в том, что профессиональные образовательные учреждения не отвечают тем требованиям, которые существует на российском рынке труда. В сложившихся условиях профессиональные образовательные учреждения при выборе направлений подготовки вынуждены ориентироваться исключительно на спрос со стороны абитуриентов, а не работодателей. В таком случае профессии дифференцируются в зависимости не от значимости для экономики муниципального образования, а от их престижности среди абитуриентов. Здесь определяющую роль играет степень сложности и ответственности выполняемой работы. С другой стороны, и органы местного самоуправления, и различные предприятия заинтересованы в привлечении молодых специалистов, поэтому они стараются взаимодействовать с образовательными учреждениями, расположенными в муниципальном образовании. Но такое взаимодействие не всегда выгодно учреждениям профессионального образования, как в ситуации с г. Хвалынском, в котором органы местного самоуправления препятствуют профучилищу проводить агитацию среди выпускников школ.
Однако, несмотря на то что вновь появляющиеся учреждения профессионального образования с заочной формой обучения предлагают совершенно новый перечень специальностей и инновационные формы обучения, уровень и качество предоставляемых образовательных услуг, по оценке местных экспертов, значительно ниже, чем в учреждениях начального профессионального образования. Это объясняется в первую очередь тем, что в процессе обучения в таких образовательных учреждениях студент предоставлен сам себе. Он вынужден самостоятельно осваивать материал, не имея возможности постоянно контактировать с преподавателями, а экзамены часто засчитываются «автоматом». Моло-
дой человек получает диплом о профессиональном образовании не ради знаний и опыта в рамках выбранной профессии, а ради самой корочки с престижной специальностью.
Кроме того, подготовка по так называемым рабочим специальностям, отнесенным в основном к начальному и среднему профессиональному образованию, не может осуществляться в форме заочного обучения, что также ставит под сомнение получение положительного эффекта от роста числа заочных образовательных учреждений в системе профессионального образования.
Таким образом, на местном уровне происходит трансформация самого понятия «профессия» и профессиональной социализации. В частности, это объясняется возросшим интересом к профессиональным образовательным учреждениям со стороны органов местной власти и местного бизнеса: на местном уровне появляются все новые учреждения среднего и высшего профессионального образования, имеющие в своей основе заочную форму обучения и выдающие дипломы по престижным экономическим специальностям, отодвигая рабочие специальности все дальше на второй план.
* * *
На основе проведенного исследования в выбранных муниципальных образованиях мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, система профессионального образования, существующая на местном уровне, оказывает значительное влияние на социально-экономические аспекты жизнедеятельности местного сообщества. В то же время верно и обратное, поскольку профессиональные образовательные учреждения вынуждены реагировать на изменения в экономической и социальной среде муниципалитета, что позволяет оценить «гибкость» системы профессионального образования на уровне региона.
Во-вторых, наиболее выгодной формой обучения для органов местного самоуправления и малого бизнеса является заочная, поскольку такая форма обучения предполагает трудовую деятельность в процессе обучения. Органы местного самоуправления и малый бизнес, в свою очередь, предоставляют молодым людям рабочие места, льготные условия труда, социальное обеспечение. Данные меры, с большой долей вероятности, выступают гарантом закрепления молодежи на местах. Таким образом, можно утверждать, что учреждения профессионального образования с заочной формой обучения выступают в роли своеобразных «закрепителей» молодежи на местах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авраамова Е.М., Гурков И.Б., Карпухина Г.Ю., Левинсон А.Г., Михайлюк М.В., Полушкина Е.А., Стучевская О.И. Требования работодателей к системе профессионального образования. - М.: МАКС Пресс, 2006.
2. Земля, где хочется жить // Тверская жизнь. 2010. № 170.
3. Кузьминов Я., Фрумин И. Профессиональное образование: российский мастер-план // Ведомости. 2010. № 161 (2979).
4. Учреждения профессионального образования: условия деятельности и основные стратегии в оценках руководителей // Вопросы образования. -2009. - № 1. - С. 223-237.
5. http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/OBR.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Численность выпускников профессиональных образовательных учреждений [5]
Год 1990 2001 2008
Численность выпускников учреждений НПО* общая, тыс. чел. - 758, 6 604,7
по экономическим специальностям, тыс. чел. - 61, 2 58, 3
доля выпускников по экономическим специальностям в общей численности, % - 8 10
Численность выпускников учреждений СПО** общая, тыс. чел. 631, 7 593,2 636,6
по экономическим специальностям, тыс. чел. 123, 6 178,4 159,8
доля выпускников по экономическим специальностям в общей численности, % 20 30 25
Численность выпускников учреждений ВПО*** общая, тыс. чел. 401,1 647,3 1125,3
по экономическим специальностям, тыс. чел. 55,5 164,9, 359,7
доля выпускников по экономическим специальностям в общей численности, % 14 26 32