Научная статья на тему 'Значение системы начального профессионального образования для инновационной экономики России'

Значение системы начального профессионального образования для инновационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИИ / EDUCATION / PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MODERNIZATION OF ECONOMY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович

Изменение требований к качеству человеческого и трудового потенциала, а также спроса на рабочую силу в условиях модернизации экономики России происходит одновременно с реформированием системы образования. В статье на данных специального социологического опроса учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и экспертов рассматривается проблема получения образования молодежи в учреждениях НПО и СПО с точки зрения принимаемых правительственных решений в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the primary vocational education for innovation economy in Russia

Changes in requirements to the quality of human and labour potential, as well as in labour demand under the conditions of modernization of the Russian economy are going simultaneously with the reformation of the education system. On the basis of data from a sample survey of the 9th form pupils of general schools and experts the authors consider the problem of youth’s education in the institutions of primary and secondary vocational education from the point of the government decisions in this sphere.

Текст научной работы на тему «Значение системы начального профессионального образования для инновационной экономики России»

Медведева Е. И., Крошилин С. В.

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Значительные изменения в России связаны с одной стороны с демографическими процессами (депопуляция, постарение население, «демографическая яма», снижение детности и т.п.), а с другой — с модернизацией экономики, развитием инновационных технологий, которые изменяют спрос на рабочую силу. В конечном итоге это требует качественного улучшения трудового потенциала, что в значительной степени зависит от эффективного реформирования системы образования.

Необходимо постоянно повышать качество образования и образованности россиян с тем, чтобы было возможным замещение востребованными трудовыми ресурсами, выходящими на рынок труда, тех, кто выбывает на заслуженный отдых.

Причем речь идет не только о высшем образовании, но и о так называемых рабочих профессиях, которые не менее важны для реализации нововведений.

В условиях интенсивного развития информационных и телекомму-

никационных технологий, становления принципиально новых областей науки как никогда ранее возросла роль знания и необходимость изменения профессиональной подготовки, так как сами инновации — это не только информационные технологии и идеи, но еще и производство, которое без квалифицированной рабочей силы развивать невозможно [1]. Любые самые новейшие информационные, компьютерные, микро-, био- и нанотехнологии мертвы без квалифицированного рабочего персонала предприятия.

В мае 2011 г. на бизнес-форуме в Москве В.В. Путин сказал, что одна из принципиальных задач государства и бизнеса — это развитие профессионального образования, прежде всего — среднего и начального. Стране нужны рабочие, 25 млн. надо подготовить к 2030-му году. включая 10 млн. рабочей аристократии. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» правительству РФ совместно с органами исполнительной власти

52

РФ и общероссийскими объединениями работодателей необходимо до конца мая 2013 г. проработать вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО-СПО) в такие центры.

Эта инициатива была воспринята нашими «законотворцами» по-своему, и в новом проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предложено упразднить систему начального профессионального образования.

Необходимо учитывать значительную социальную функцию, которую выполняют эти учебные заведения в регионах. Во многих сельских районах, малых городах и моногородах такие учебные учреждения зачастую являются единственной возможностью для получения профессионального образования.

Преобразование и аннулирование этих образовательных учреждений станет серьезной проблемой для многих, особенно малоимущих семей, которые не в состоянии отправлять своих детей на учебу в крупные города. Кроме того, здесь обучаются на полном государственном обеспечении дети-сироты из детских домов и их упразднение повлечет за собой проблемы с социальной адаптацией детей-сирот и детей из малообеспеченных семей с дальнейшим их трудоустройством. Эта молодежь останется без необходимой профессии, а производство —

без квалифицированных рабочих кадров.

Растут требования к качеству и количеству образовательных услуг. Наряду с этим существуют объективные причины, ограничивающие возможности учебных учреждений оказывать услуги, в полном объеме соответствующие спросу, которые напрямую зависят, в том числе и от изменений в законодательстве.

Начальная и средняя ступени профобразования связаны с общим школьным, где, начиная с 2007 г., наблюдается положительная тенденция роста численности учащихся в первом классе — по сравнению с количеством первоклассников, пришедших в школу в 2010 году.

В 2010 г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. человек (110,5% к уровню 2009 г.), почти столько же и в 2011 г. [2]. Учитывая выбранное Правительством РФ направление модернизации высшего образования, не все из выпускников школ смогут поступить в вузы. Как следствие, они будут востребованы на других уровнях профподготовки, в том числе в учреждениях начального и среднего образования.

Число учреждений НПО в период с 1993 г. по 2008 г. сократилось до 2855, а в 2010 г. их количество составило 2356, то есть уменьшилось относительно 1993 г. на 55% (рис. 1) [3]. Численность учащихся в этих учреждениях составила в 2008 г. 1120 тыс. человек, т.е. сократилась на 633 тыс. человек по сравнению с 1993 г. В 2010 г. там обучалось больше одного миллиона человек, и согласно нашим прогнозам (рис. 1) их число к 2015 г. не будет сокращаться.

53

Источник: Расчеты авторов на основе данных Росстат.

Рис. 1. Начальное профессиональное образование: число учреждений (ед.) и численность учащихся (млн. чел.) в 1992-2015 гг.

Согласно данным Росстата прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального уровня увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 5,2 тыс. человек, или на 0,8%. На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям 182,1 тыс. человек, или 27,1% от общего числа. Количество учреждений СПО, начи-

ная с 2005 г. сокращается. Согласно нашему прогнозу (см. рис. 2) их в 2015 г. будет 2290 ед., то есть уменьшится на 14,8% относительно 2005 года [3]. С другой стороны, российские школы перешли на всеобщую сдачу ЕГЭ. В связи с этим наметилась новая тенденция: после 9-го класса часть учащихся идет учиться в учреждения СПО, а затем без сдачи ЕГЭ поступает в профильный вуз [8].

с зоне I 2500

Года

2М0 с

2700

геоо

2500 2400 2300 2200 2100 2000

• Обучающиеся в СПО.Тыс.чел •

Источник: Расчеты авторов на основе данных Росстат.

-Учреждения СПО, ед.

Рис. 2. Среднее профессиональное образование: число учреждений (ед.) и численность учащихся (тыс. человек) в 1992-2015 гг.

54

Сокращение контингента в этом секторе образования связано не столько с отрицательными демографическими тенденциями, а в большей степени с иллюзией массового сознания, что только высшее образование может обеспечить жизненные перспективы.

В 1990 г. 55% выпускников профессиональных образовательных учреждений получили средний уровень подготовки. В 2011 г. доля выпускников учебных заведений НПО и СПО в общей численности выпускников учреждений НПО, СПО и ВПО составила 42,2% [8].

Этот факт и проведенный выше анализ позволяет утверждать, что спрос на начальное и среднее профессиональное образование в нашей стране есть.

Вместе с тем только 25% из окончивших учебные заведения НПО выходят на рынок труда сразу после окончания учебного заведения. В основном это выпускники, освоившие профессии, относящиеся к торговле и сфере услуг (продавцы, товароведы, официанты, повара и т.п.) [8]. Но данная ситуация характерна и для выпускников вузов: сегодня более трети граждан с высшим образованием не работают по полученной специальности [4].

Однако человек с высшим образованием в современных условиях имеет больше шансов трудоустройства, более высокий социальный статус и т.п.

Все это приводит к стремлению российских граждан обеспечить возможность получения высшего образования своим детям. В последние годы в России наблюдается бум (повышенный спрос) на высшее образование. У большинства населения средств на получение высшего обра-

зования на платной (коммерческой) основе нет.

По данным последней переписи населения (2010 г.) 103,6 млн. человек имели один источник средств существования, два источника — 33,0 млн. человек, три источника и более — 2,2 млн. человек. По данным исследований Левада-Центра, за последнее время сбережения имели не более 18% российских семей, и сбережения эти небольшие (в размере одной крупной покупки, ремонта жилья и т.п). 57% работающих горожан, у которых в последние годы возникала необходимость в дополнительном образовании, были вынуждены от него отказаться по материальным причинам, а среди работающей молодежи таких — 46%.

Высокую плату за образование чаще всего считают наиболее серьезной проблемой самая молодая группа нынешних и будущих абитуриентов малых городов (74%). Среди столичной молодежи и молодежи больших мегаполисов проблема высокой платы наименее значима. В целом, большая часть респондентов видит главные проблемы высшего образования не столько в его качестве, сколько в доступности [5].

В аспекте доступности в большей степени рассмотрим проблемы получения высшего образования, так как на него самый высокий спрос со стороны населения. В чем же возможная причина такой ситуации? Как уже было отмечено ранее, происходит «переток» контингента из СПО и НПО в ВПО. На коммерческой основе высшее образование получают те, кто в прежние годы вполне удовлетворился бы уровнем среднего. В вуз таких студентов подталкивает совсем не

55

стремление к знаниям, а два жестких рациональных мотива: во-первых, работодатели требуют наличие диплома о высшем образовании в обязательном порядке; во-вторых, в большинстве отраслей оплата труда работников, имеющих высшее образование, заметно выше, чем у выполняющих аналогичную работу, но не имеющих диплома вуза. Это подтвердили и наши исследования [1].

Повышенне материального благосостояния Карьерный рост

Возможность реализовать личные идеи и проекты Удовлетворение от работы Профессиональная самореализация Возможность предпринимательства Участие в научной и общественной деятельности Повышение социального статуса Передача системы знаний и накопленного опыта Коммерциализация инновационной деятельности Признание коллег

На вопрос «Что для Вас является основным стимулом в получении высшего образования?» больше половины (54,3%) отметили повышение материального благосостояния (или достойное материальное вознаграждение), 42,1% — указали карьерный рост, что так же связано с получением достойного вознаграждения за труд (рис. 3).

| 54,30%

] 42,10% | 41,60%

] 39,60%

10« 20% 30% 40%

50% 60%

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Что является для Вас стимулом для получения высшего образования?», %

(можно было дать несколько вариантов ответов)

Следовательно, сегодня получение высшего образования становится «самоцелью» большинства россиян. Стремление к этому обусловлено не только социальными аспектами и возможностью больше зарабатывать, но и требованиями рынка труда, в то время как с точки зрения профессиональной подготовки для многих работающих было бы достаточно знаний и умений, полученных в техникуме.

Судя по исследованиям рекру-тинговых агентств (2010 г.), востре-

бованность рабочих специальностей повсеместна. В большинстве регионов это 60% всех вакансий местного рынка труда [6]. Отечественная промышленность испытывает дефицит токарей, слесарей, наладчиков, водителей бульдозеров, грейдеристов, экскаваторщиков, электриков и электромонтеров, строителей. Именно таких специалистов в нужном количестве сегодня можно готовить в НПО и СПО, а не заменять их малоквалифицированной рабочей силой мигрантов.

56

Говорить о престиже рабочих специальностей среди молодежи в последние два десятилетия не приходится. Хотя, по оценкам экспертов, при наличии высокой квалификации, зарплаты «синих воротничков» нередко обгоняют позиции офисных сотрудников (например, зарплата сварщика первого разряда или крановщика может конкурировать с менеджером среднего звена любой крупной московской фирмы).

Переход (объединение) начального в среднее профессиональное образование, принятый новым Законом об образовании РФ, вызвал негативную реакцию общественности, также как перевод учебных заведений на подготовку прикладного бакалавриата. Было проведено исследование их востребованности в регионе1.

Была поставлена задача оценить востребованность НПО для целевых аудиторий, а именно тех, которые являются потребителем их услуг. Кроме того, изучалось экспертное мнение специалистов, вовлеченных в процесс подготовки, а также работодателей. География исследования определена исходя из возможности осуществления экспертного опроса (глубинного интервью) и анкетирования: три района Юго-востока Московской области: Коломенский, Луховицкий и Зарайский.

На первом этапе исследования было проведено интервью экспертов 3-х целевых групп: работодателей (топ менеджмент предприятий);

1 Данное исследование было проведено при поддержке АНО «Совет по вопросам управления и развития» в рамках социально-экономической экспертизы проекта федерального закона №121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» в части влияния на систему начального профессионального образования.

работников предприятий; представителей учебных заведений различных уровней образования (школа — вуз).

Было важно узнать мнение работодателей и проанализировать разные сферы трудоустройства потенциальных выпускников системы НПО. В экспертном опросе приняли участие директора и завучи общеобразовательных школ и гимназий; представители ППС и студенты ГА-ОУ ВПО «МГОСГИ», обучающиеся по специальности «Маркетинг» и изучающие эту проблему в курсе «Маркетинг в отраслях и сферах экономики».

Приведем позицию первой группы — руководителей общеобразовательных учебных заведений. По их мнению, сильными сторонами системы НПО на сегодняшний день является возможность поступления детей с любым уровнем подготовки, доступность обучения, востребованность рабочих специальностей на рынке труда. Здесь происходит совмещение теории и практики — ребята получают не только теоретические знания, но и подготовку в условиях реального производства, могут «поработать руками», накапливая производственный потенциал и опыт. Важна и гарантированность стипендии, которая выплачивается в НПО.

На сегодняшний день все осознают, что если из системы образования убрать данный уровень, определенная часть населения «выпадет» из профподготовки. Интервьюеры отметили, что ограничены возможности поступления в вуз сразу по окончанию НПО. Необходима реализация концепции непрерывного образования.

57

Вторая группа — руководители высшей школы (проректора, заведующие кафедрами и деканы). Самой сильной стороной НПО они отметили приобретение навыков профессиональной деятельности, педагогическую ресоциализацию подростков «группы риска» и охват образовательными услугами детей из семей с низкими доходами. Если исключить данный уровень, выпадает определенная часть молодежи из сферы профподготовки. В тоже время говорилось об устаревшей материально-технической базе этих учреждений и слабой подготовке специалистов, которая является причиной их невостребованности. Недоступность такого образования может привести к росту безработицы и, как следствие, к другим социальным проблемам.

Мнение третьей группы экспертов — студентов вузов. Достоинством данного уровня образования они считают возможность получения бесплатного профессионального образования, подготовку квалифицированных рабочих. В современных условиях наличие НПО целесообразно для определенной части молодежи. При закрытии этих учреждений часть детей может остаться вообще без профессии. Это связано с изменением демографической ситуации, когда «демографическая яма» в России почти пройдена. Наметилось увеличение численности выпускников школ. При уменьшении учебных заведений вообще, и системы НПО в частности, дети вообще могут остаться «на улице», не поступив в какие-либо образовательные учреждения.

Четвертой категорией экспертов были работодатели. В данном исследовании принимали участие

представители сферы услуг, руководители, специалисты предприятий, на которых работают выпускники СПО и НПО. Начальное профессиональное образование в Луховицком районе направлено на подготовку специалистов в агропромышленном комплексе, а система СПО — на подготовку кадров для авиастроения.

Достаточно сложно объединить НПО и СПО, подготовив квалифицированных рабочих по данным направлениям в одном учреждении.

Система СПО сегодня не готова к слиянию с НПО, так как сама зачастую имеет слабую материально-техническую базу. Данные учреждения, как правило, были привязаны к предприятиям и готовили специалистов для регионального рынка труда. По мнению работодателей, упразднение системы НПО приведет к увеличению численности неквалифицированных работников на рынке труда, в связи с отсутствием возможностей поступления для обучения в СПО. Сроки обучения в системе НПО должны остаться на прежнем уровне (2-3 года).

На втором этапе исследования проведено анкетирование школьников в двух школах: сельской и городской. Выборка составила 100 человек, опрашивались ученики общеобразовательных 9-х классов без углубленного изучения предметов. В этих школах есть классы с углубленным изучением некоторых предметов, но предварительный анализ мотивированности продолжения обучения показал их ориентацию на поступление в вуз.

Первоначально выяснялось мнение девятиклассников относительно выбора направления дальнейшего обучения. Среди сельских учеников продолжить обучение в

58

школе хотят 10%, пойти в техникум

— 25%, а 65% собираются учиться в НПО. В городской школе 30% продолжат обучение в 10-11 классах, 33% хотят пойти в техникум, а 37%

— получить профессию в НПО.

Далее выяснялось мнение респондентов относительно претензий

на высшее образование: 40% сельских и 27% городских школьников не хотят получать высшее образование.

Предпочтения респондентов относительно специальности, по которой они бы хотели продолжить обучение, приведены на рис. 4.

Поеар Вод ител ь Тракторист Помойник машиниста Парикмахер Автомеханник Машинист Мед. Работник Юрист Электрик Слесарь. Бухгалтер Строитель Педагог Экономист Специалист страхового дела Филолог или психолог Артист Полицейский Токарь

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «По какой специальности Вы хотите продолжить обучение?», %

Следует подчеркнуть, что лидируют профессии повара и водителя, далее — тракториста и помощника машиниста, парикмахера, автомеханика и т.д. Такое распределение ответов объясняется, прежде всего, тем, что ребята понимают, куда они потенциально смогут пойти учиться и каких специалистов готовят в учреждениях НПО и СПО в данном регионе.

Большинство детей из сельской школы (80%) считают выбранное направление обучения и специальность достаточно престижной. Ученики городских школ отдавали предпочтение специальности «водитель» и «помощник машиниста», при этом большинство (93%) уверены в правильности своего выбора.

Согласно полученным данным, оптимизма по поводу того, легко ли

59

будет найти работу по выбранной специальности, у городских школьников гораздо меньше, чем у сельских. Больше половины школьников в городе (53%) уверены, что будет сложно найти работу по выбранному направлению, аналогичное мнение разделяют 30% деревенских школьников. Перспектив трудоустройства на селе с полученным начальным профессиональным образованием намного больше: в этом уверены 70% школьников.

Актуальным остается вопрос относительно восстановления системы распределения выпускников, которая существовала в СССР и гарантировала трудоустройство после окончания любого профессионального заведения.

Эту идею поддерживают практически все респонденты: 100% городских и 90% сельских учеников.

В учебных заведениях НПО учащиеся получают стипендии, а также ряд дополнительных выплат (различные социальные пособия). 65% сельских учеников считают размер

стипендии достаточным, и практически столько же (60%) городских учеников определяют её очень незначительным. Это лишний раз подчеркивает разницу в материальном положении сельских и городских жителей.

Для того чтобы оценить потенциальную траекторию обучения опрошенных, изучался уровень образования их родителей (табл. 1).

Из тех, кто потенциально претендует на подготовку в системе НПО, больше половины имеют родителей, которые заканчивали аналогичные учреждения. Доля родителей с высшим образованием также достаточно велика: 47% матерей и 30% отцов опрошенных учеников городской школы имеют высшее образование.

В сельской школе аналогичные соотношения ниже: 24% и 17%, соответственно. Видна гендерная диспропорция относительно образования: почти в 1,5 раза больше женщин, имеющих высшее образование, чем мужчин.

Таблица 1

Уровень образования родителей Сельская школа Городская школа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мать

Высшее 24 47

Среднее профессиональное (техникум) 40 45

Начальное профессиональное (ПТУ) 26 0

Начальное (9 классов школы) 10 8

Нет матери 0 0

Отец

Высшее 17 30

Среднее профессиональное (техникум) 26 62

Начальное профессиональное (ПТУ) 50 0

Начальное (9 классов школы) 5 7

Нет отца 2 1

Образование родителей респондентов, желающих продолжить обучение в системе НПО, %

60

На третьем этапе исследования изучалась проблема трудоустройства выпускников НПО и ВПО (табл. 2). Для системы начального профессионального образования

были отобраны выпускники, получившие специальность «автомеханик», а для высшей школы — «маркетолог».

Таблица 2

Занятость выпускников НПО и ВПО в 2012 г, %

Уровень образования Численность выпускников, %

ВПО (специальность «маркетолог») — всего 100,0

из них:

работают по специальности 12,5

работают не по специальности 56,3

продолжают обучение 6,2

безработные 12,5

находятся в декретном отпуске 12,5

НПО (специальность «автомеханик») — всего 100,0

из них:

работают по специальности 29,0

работают не по специальности 48,0

служат в армии 9,5

безработные 13,5

Данные, приведенные в таблице показывают, что из выпускников с начальным профессиональным образованием работают по специальности 29%, не по специальности — 48%, а каждый седьмой — безработный (13,5%). С выпускниками вуза ситуация несколько иная: по специальности работают 12,5%, не по специальности — 56,3%, продолжают обучение в аспирантуре 6%, а число безработных составляет 12,5%. Проблемы с трудоустройством характерны для выпускников всех уровней образования. Практически половина из них работает не по профессии, а каждый седьмой-восьмой — безработный.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) уровень НПО востребован у школьников. Как показал опрос

(90% сельских и 60% городских) школьников 9-х классов, они ориентированы на получение именно рабочих профессий;

2) многие рассматривают НПО как потенциальную возможность дальнейшего обучения;

3) получение образования в системе НПО повышает востребованность при трудоустройстве, что особенно актуально для села;

4) система НПО позволяет получить профобразование детям с низким уровнем подготовки и ограниченными финансовыми возможностями. Они гарантировано получают профессию и становятся квалифицированными рабочими, которые сейчас востребованы на рынке труда.

Аналогичные выводы были сделаны авторами книги «Профессио-

61

нальное образование и молодежь России» [7]. Один из авторов данной монографии академик, д.х.н., проф., Е.В. Ткаченко на круглом столе («Есть ли перспективы у начального и среднего профессионального образования в России?» 12 октября 2012 года, который проводила АНО «Совет по вопросам управления и развития» при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы в партнерстве с НИИ ИСРОО), где было представлено данное исследование, поддержал полученные результаты: «... Мы в своих исследованиях провели огромный срез, и очень многое сходится...».

Таким образом, наше исследование лишний раз доказало востребованность и необходимость развития систем НПО и СПО на уровне отдельных регионов и в стране в целом. Однако с учетом нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который предает учреждениям НПО и СПО другой статус и меняет их систему управления, в период реформирования желательно учесть следующее:

1) «привязать» учебные заведения к конкретным предприятиям (патронаж, кураторство и т.п.). Предусмотреть возможность партнерства государства и предприятия в вопросах финансирования данного уровня образования, что могло бы изменить ситуацию с трудоустройством учащихся после окончания учебного заведения. Необходимо повышать престижность получения «рабочих профессий» (развитие социальной рекламы и т.п.);

2) ликвидация (закрытие) учреждений системы НПО приведет к

увеличению численности неквалифицированных работников и безработицы на рынке труда, так как продолжать обучение в учреждениях СПО у многих молодых людей не будет возможности. В свою очередь система СПО в настоящее время не готова к слиянию с НПО, так как сама имеет достаточно слабую материально-техническую и кадровую базу;

3) учреждения НПО должны проводить двух-трех летнее обучение, за меньшее время подготовить специалиста необходимой квалификации не возможно;

4) необходимо предусмотреть горизонтальную, а после окончания обучения и вертикальную мобильность учащихся системы НПО. Для этого целесообразно наладить взаимосвязь данных учреждений с учреждениями СПО и вузами.

Очевидно, что современная экономика не может существовать без «рабочих рук» — высококвалифицированного рабочего класса. Инновации и ноу-хау должны быть не только предложены как нечто новое, но иметь возможность в дальнейшем развиваться от штучного до массового производства. Высококвалифицированный рабочий, получающий достойную зарплату, — это и есть один из представителей среднего класса, который до сих пор не сформирован в российском обществе. В свою очередь, перемещение абитуриентов из системы ВПО в СПО может качественно повлиять на всю систему образования, так как в этом случае в высшую школу пойдут лучше подготовленные и более мотивированные кадры.

62

Литература

1. Инновационная экономика в региональном социуме / А.А. Угрюмова, Е. И. Медведева, С. В. Крошилин. — Коломна: МГОСГИ, 2012. — С. 118.

2. Росстат. Раздел: Население. Образование // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/o-obr2.htm; Федеральный центр образовательного законодательства // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lexed.ru/obr/real/?biblio.html

3. Медведева Е.И. Спрос населения на образовательные услуги: демографические и социальные аспекты / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 27(168). — С. 50-62

4. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления.

— М.: МАКС Пресс, 2009. — С. 230.

5. Дубин Б., Зоркая Н. Система российского образования в оценках населения: проблема уровня и качества // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии.

— 2009. — 3(101).— С. 44-71.

6. Каллиома Л.И. За престижем в рабочие. «Синие воротнички» должны помолодеть // Российская бизнес-газета. — 2012. — №757 (24) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/06/vakansii.html

7. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В., Бурмисторов А.С. Профессиональное образование и молодежь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.).

— М.: НИИРПО, 2012. — 212 с.

8. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. — М.: Дело; РАНХиГС, 2013.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.