Научная статья на тему 'Рынок труда и рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования Оренбургской области: состояние и проблемы взаимодействия'

Рынок труда и рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования Оренбургской области: состояние и проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LABOUR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранник Наталья Андреевна, Кошелева Лилия Анатольевна

В статье рассматриваются взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования Оренбургской области. Эмпирическим материалом послужили статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN PROFESSIONAL EDUCATION IN ORENBURG REGION: STATE AND INTERACTION

The article in question considers interactions between labour market and educational services market in professional education in Orenburg region. The statistics is given by the Territorial Body of Federal State Statistics Service.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования Оренбургской области: состояние и проблемы взаимодействия»

Н. А. Баранник, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Оренбургского государственного института менеджмента

e-mail: bna_ogim@mail.ru

Л. А. Кошелева, кандидат культурологии, доцент кафедры управление персоналом Оренбургского государственного института менеджмента e-mail: 941884@mail.ru

РЫНОК ТРУДА И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования Оренбургской области. Эмпирическим материалом послужили статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.

Ключевые слова:рынок труда, рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования.

Необходимым условием поступательного социально-экономического развития России является стабильно функционирующий рынок труда. Эффективность его функционирования определяется как внутренними факторами, так и степенью его взаимосвязи с рынком образовательных услуг в сфере профессионального образования. Роль образования повышается при переходе общества в постиндустриальную стадию развития. Оно становится ключевым фактором и материального, и духовного развития. Усиливаются его социальные функции: знания становятся не только силой, но и основой социального комфорта личности.

Взаимосвязи между рынками труда и образовательных услуг осуществляются в целях увеличения благосостояния каждого члена общества через удовлетворение личных потребностей, реализацию образовательных услуг на практике, получение дохода, повышающего платежеспособность населения. Связи рынков труда и образовательных услуг обусловлены, во-первых, особенностями рыночных отношений в сфере занятости и подготовки кадров; во-вторых, взаимным влиянием этих рынков друг на друга. Рынок труда выражает потребности в профессионально подготовленных кадрах. Рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования, с

одной стороны, должен учитывать спрос на профессионально-квалификационный состав работников, предъявляемый со стороны рынка труда. С другой - рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования должен активно влиять на рынок труда посредством формирования предложения подготовленных кадров.

в экономической науке много внимания уделялось и уделяется проблемам занятости и механизма функционирования рынка труда. К настоящему времени сформировались разные подходы к их изучению. Принципиальным пунктом разногласий между авторами разных теорий рынка труда (классической, неоклассической, кейнсианской и др.) стал вопрос о его способности / неспособности к саморегулированию и нежелательности / необходимости государственного вмешательства. в современных условиях - условиях несовершенной конкуренции, когда заработная плата утратила гибкость, а следовательно, стало невозможным саморегулирование рынка труда, необходимость государственного вмешательства не вызывает сомнений.

С 1990-х годов много внимания изучению проблем занятости и функционирования рынка труда уделяется в отечественной экономической литературе. Например, проблемы неравновесия на рынке труда,

нестандартной занятости анализируются в работах В. Гимпельсона и Р. Капелюш-никова, А. Кашепова, С. Сулакшина и др.; проблемы регионального рынка труда — в работах Э. Вдовиной, А. Комлева.

Исследованием различных аспектов функционирования рынка образовательных услуг занимались С. Немцова, М. Скаржин-ский, А. Щербаков, В. Чекмарев. Проблема эффективности вложений в образовательные услуги рассматривается в работах А. Панкрухина, В. Кудинова и др.

Проблема взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования в субъектах РФ недостаточно хорошо разработана в экономической науке. Но интерес к этой проблеме есть: в 2000-е годы она исследовалась в работах В. Васильевой, В. Гуртовой, И. Стурова, Л. Поликарповой, Д. Филипповой и др.

Рынок труда — сложная, многофункциональная, многоуровневая, динамичная, гибкая и неоднородная система, выполняющая функции согласования экономических интересов субъектов трудовых отношений; распределения и перераспределения общественного труда по отраслям и регионам, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности; формирования резерва рабочей силы; содействия формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров и др. [1].

Функционирование рынка труда основано на взаимодействии ряда элементов:

— субъекты рынка труда, в качестве которых выступают наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели и их союзы и государство;

— законодательно-нормативные документы, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка;

— инфраструктура рынка труда, объединяющая организации, деятельность которых направлена на содействие занятости, формирование банков данных о рабочих местах и др. (биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации).

В последние годы ситуацию на рынке труда Оренбургской области определяли положительные тенденции в экономике. Рынок труда Оренбургской области, несмотря на ряд существующих проблем (несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, несоответствие рынка обра-

зовательных услуг рынку труда, сложности с трудоустройством молодежи и женщин, а также граждан, проживающих в сельской местности, и т. д.), оставался относительно стабильным. На протяжении последних трех лет уровень официально регистрируемой безработицы в целом по области составлял 0,9 процента экономически активного населения (в среднегодовом исчислении). Данный показатель являлся одним из самых низких по ПФО и по России в целом.

В результате негативного воздействия последствий мирового финансового кризиса на экономику Оренбургской области с октября 2008 года наблюдается ухудшение социально-экономической ситуации в целом и на региональном рынке труда в частности. Наиболее напряженная ситуация отмечается в обрабатывающих производствах, в первую очередь в машиностроении и металлургии, на предприятиях по добыче полезных ископаемых, в сфере транспорта и связи. В немалой степени данные процессы затронули градообразующие (ОАО «Уральская Сталь», г. Новотроицк; ОАО «Гайский ГОК», г. Гай) и монопрофильные предприятия (ОАО «ЮжноУральский криолитовый завод», г. Кувандык; ООО «Медногорский медно-серный комбинат», ОАО «Урал-электро», г. Медногорск; ОАО «Оренбургские минералы», г. Ясный; ОАО «Илецксоль», г. Соль-Илецк; ООО «Бу-руктальский никелевый завод», пос. Светлый).

В целом по данным обследования населения по проблемам занятости динамика численности экономически активного населения в возрасте 15-72 лет в Оренбургской области отрицательная: за период 2006-2008 гг. сокращение составило 55,8 тыс. человек. В числе экономически активного населения занятых в экономике было в 2006 г. - 1029,8 тыс. чел., в 2007 г. - 1015,0, в 2008 г. - 970,8 тыс. чел., безработных - 71,4, 78,2, 74,6, соответственно

[2]. В анализируемом периоде снизился на 3,7% уровень экономической активности и составил в 2008 г. 62,9%, уровень занятости снизился на 3,5%, а уровень безработицы, наоборот, увеличился на 0,6% и составил в конце 2008 г. 7,1%, что выше среднероссийского значения на 0,8% [3].

В 2006-2008 гг. продолжилась тенденция ухудшения структуры занятых по уровню образования: сокращение работников с высшим профессиональным образованием на 2,1% при значительном увеличении численности занятых с начальным профессиональным образованием - на 9,5%. Ухудшение ситуации по этому показателю наблюдается как среди мужчин - на 2% и 11,6% соответственно, так

и среди женщин - 2,2% и 6,8% (см. рисунок 1). То есть региональный рынок труда отличается невысоким образовательным уровнем.

□ — высшее профессиональное

и неполное высшее образование

□ — среднее прфессиональное образование

□ — начальное профессиональное образование

□ — среднее (полное) общее образование

Щ — основное общее образование

□ — не имеют основного общего образования

Рисунок 1. Распределение численности

занятых в экономике по уровню образования

Существенные различия имеются в уровне образования работников, занятых в различных видах экономической деятельности. Наиболее высокий уровень образования — в финансовой деятельности (86,3% в 2008 г.), образовании (70,9%) и здравоохранении (66,1%).

низким уровнем образования характеризуются, прежде всего, самостоятельно занятые и помогающие на семейном предприятии. Соответственно 43,7% и 25,4% этих категорий занятых не имеют профессиональной подготовки [2]. Отсутствие необходимых для осуществления предпринимательской деятельности профессиональных знаний снижает отдачу от вкладываемых в бизнес средств.

В последние годы наметилась тенденция увеличения численности занятых в экономике в целом (на 0,5%, или на 5,5 тыс. человек) и в промышленности в частности, где доля работающих возросла в 2008 г., по сравнению с 2006 г., на 0,1%. Однако следует отметить регрессивный характер наблюдаемых в этой отрасли тенденций: рост численности работников в добывающих отраслях промышленности при сокращении их численности в обрабатывающих (см. таблицу 1) [3].

Таблица 1 Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности, %

2006 2007 2008

Всего 100 100 100

Производственная сфера 46,1 45,2 45

Промышленность 25,5 25,7 25,6

Добыча 2,9 2,9 3,0

Обрабатывающие Производства 12,6 12,6 12,4

Производство электроэнергии, газа 3,3 3,3 3,3

Строительство 6,7 6,9 6,9

Сельское хозяйство 20,5 19,4 19,3

Рыболовство 0,1 0,1 0,1

Непроизводственная сфера 53,9 54,8 55,0

Торговля 14,8 14,9 15,1

Услуги 39,1 39,9 39,9

начиная с 2004 г. наблюдалась устойчивая тенденция роста среднегодовой численности занятых в строительстве: в 2008 г. прирост составил 14,6 тыс. чел., а в сравнении с 2006 г. — 2,2 тыс. человек.

Сохраняется тенденция к росту занятости в непроизводственной сфере в целом, хотя темпы прироста здесь не превышают 1%. Увеличение работников в этой сфере происходит в основном за счет роста их численности в оптовой и розничной торговле, сфере услуг. По международным стандартам для конкурентоспособности трудовых ресурсов соотношение занятых в непроизводственной сфере и производственном секторе экономики должно составлять 60% : 40%. По данным за 2008 г., в Оренбургской области это соотношение составило 55% : 45%. Для достижения международного стандарта необходимо переместить из производственной сферы в сферу услуг 52,5 тыс. человек, что потребует проведения мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке. Тем более, что в этом есть потребность. По информации Министерства труда и занятости Оренбургской области, повышенным спросом со стороны работодателей пользуются из числа специалистов страховые агенты, врачи, медицинские сестры, менеджеры, программисты и др. (см. таблицу 2).

Таблица 2 Ситуация на рынке труда Оренбургской области (по состоянию на 01.10.2009 г.)

Одновременно повышенным спросом со стороны работодателей пользуются представители рабочих профессий: водители, монтажники, машинисты (кранов, экскаваторов, бульдозеров и др.), каменщики, операторы станков с программным управлением, продавцы, повара, слесари, токари, швеи, штукатуры-маляры и др. (см. таблицу 2). Из заявленной работодателями в текущем году в органы труда и занятости населения

области потребности в работниках для замещения 81,3 тыс. вакантных рабочих мест 79,6% заявленных вакансий — по рабочим профессиям.

Таким образом, на региональном рынке труда имеется определенный резерв рабочей силы (как специалистов, так и рабочих), сосуществующий с вакантностью части рабочих мест в результате структурного несоответствия спроса и предложения.

Изменение соотношения между производственной и непроизводственной сферами, уменьшение доли материального производства в экономике региона происходит в основном за счет уменьшения занятости в сельском хозяйстве: с 20,5% в 2006 г. до 19,3% в 2008 г., что составляет 12,1 тыс. человек [3].

В анализируемом периоде наблюдался рост работников в отраслях, осуществляющих финансовую деятельность на 1,5 тыс. чел., операции с недвижимостью на 2,2 тыс. чел.; в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг — на 2,6 тыс. чел. Приостановлена тенденция роста занятости в сфере «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение»: по сравнению с 2007 г., в 2008 г. зарегистрировано сокращение на

0,9 тыс. чел. На 0,9 тыс. чел. сократилась численность и занятых в сфере образования. Это произошло, в том числе, и за счет сокращения числа общеобразовательных учреждений: с 1412 в 2007 г. до 1373 в 2008 г. [3]. Сокращение зарегистрировано и в городах (на 10%), и в сельской местности (на 29%).

следует отметить, что в оренбургской области не удовлетворяется потребность населения в образовательных услугах, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ): на начало 2009 г. 18,9 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные учреждения. несмотря на растущую потребность в ДОУ их численность в анализируемом периоде сократилась с 904 в 2006 г. до 885 в 2008 г., численность воспитанников в них возросла с 76 239 человек до 80 317 человек соответственно. В городах и поселках городского типа численность воспитанников ДОУ превышает установленные нормативы: 110 человек на 100 мест [3]. Капитальный ремонт действующих, строительство и ввод в эксплуатацию новых детских садов позволили бы увеличить занятость и в сфере образования, и в строительстве.

В 2008 г., в сравнении с 2007 г., на 3,7 тыс. чел., или 1,5%, выросла численность

Профессия (специальность) Спрос Предложение Отклонение (+, -)

Агент страховой 1022 25 997

Врач 501 83 418

Инспектор 509 191 318

Медицинская сестра 495 465 30

Менеджер 1498 970 528

Программист 101 46 55

Фельдшер 147 175 -28

Бухгалтер 888 2032 -1144

Инженер 531 1394 -863

Экономист 174 1698 -1524

Юрисконсульт 396 1047 -651

Водитель легковых машин 241 195 46

Каменщик 1264 573 691

Кондуктор 266 80 186

Кровельщик 231 117 114

Маляр 387 175 212

Охранник 1183 618 568

Продавец продовольственных товаров 1810 1069 741

Сварщик / газо-, электро- 536 890 -354

Столяр 176 233 -57

Фрезеровщик 273 125 148

Швея 714 348 362

Штукатур 1278 1169 109

Электромонтер 897 706 191

занятых в неформальном секторе экономики и составила 257,2 тыс. человек, или 26,5% к общей численности занятого населения. Этот прирост был обеспечен за счет увеличения численности занятых в неформальном секторе экономики сельского населения со 151 тыс. человек до 157,4 тыс. В то же время зарегистрировано снижение этого показателя среди городского населения со 102,5 до 99,8 тыс. человек.

в неформальном секторе ниже, чем в формальном, образовательный уровень занятых (см. рисунок 2).

Численность безработных в 2008 г. составила 74,6 тыс. чел., или 7,1% экономически активного населения. Это на 3,6 тыс. чел. меньше, чем в 2007 г. Средний возраст безработных — 34,1 года. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных — это лица в возрасте 20-24 года (17,5% общей численности безработных в 2008 г.). В сравнении с 2006 г. численность этой группы в составе безработных сократилась на 6,5%

[3].

□ — занятые в формальном секторе

□ — занятые в неформальном секторе

Рисунок 2. Состав занятых в формальном и неформальном секторе по уровню образования в 2008 году, %

В анализируемом периоде сократилась численность безработных, имеющих высшее и неполное высшее образование: с 12% в 2006 г. до 6,5% в 2008 г. Одновременно увеличилось число безработных со средним (с 20,5% до 30,1% соответственно) и начальным профессиональным образованием (с

32,3% до 40,0% соответственно). Особенно велика доля безработных с начальным профессиональным образованием среди мужчин: в 2008 г. она составила 47,5%, по сравнению с 2006 г. рост составил 16,6%. Среди безработных женщин наибольшее их число имеют среднее профессиональное образование — 37,6% [3]. По сравнению с 2006 г. этот показатель увеличился на 8,6%.

Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения на одну заявленную вакансию на 1 января 2009 г. составила 1,6 человека [2].

Стабильность и устойчивость функционирования рынка труда в значительной степени предопределяются содержанием и характером функционирования инфраструктуры — его субъектов и институтов, степенью их взаимодействия. К институтам рынка труда относят: государственные службы занятости и частные агентства занятости, механизм информирования населения о возможностях трудоустройства в районах и городах области, осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции.

В Оренбургской области, кроме государственных органов занятости (биржи труда, Центров занятости населения, расположенных в каждой территории области), деятельность по трудоустройству и подбору персонала осуществляют кадровые агентства (центры): «Терра Метрополис», «Карьера», «УралЭкспо», «Успех», «Альма», «Ваша работа», а также кадровые службы организаций и предприятий. В области издаются и распространяются еженедельные газеты «Работа для Вас (Оренбургский выпуск)», «Работа и обучение» и др.

Важной составляющей поведения субъектов рынка труда являются предъявляемые работодателями требования к наемным работникам. Обращаясь на рынок труда, работодатели используют, как правило, минимально необходимый набор качественных характеристик: требования по специальности, стажу работы, образованию. Работодателей интересуют также пол, возраст и специфические знания (компьютера, языка и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное авторами исследование позволило выявить основные требования рынка труда к претенденту на рабочее место:

1. Предпочтение отдается категории «образование». наличие определенного уровня образования и иных профессиональных навыков в большей степени является желательным. Это объясняется тем, что для одних должностей

определенный уровень образования является необходимым (ИТР, руководители, служащие), а для других не имеет значения (вспомогательные рабочие, обслуживающий персонал).

2. Чаще всего для предприятия наличие определенного стажа работы является желательным или необходимым условием. Как правило, не встречается ответов «не имеет значения». Стаж работы в основном должен составлять от 1 года до 2-3 лет.

3. Многие руководители предпочитают видеть своих подчиненных умеющими работать с компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Личностные качества представляли собой набор индивидуальных свойств человека, которые позволяют спрогнозировать его поведение на предприятии. Базовыми и обязательными качествами человека для работодателей являются: ответственность; целеустремленность, нацеленность на результат; коммуникабельность и умение работать в команде; исполнительность; способность к обучению; умение слушать (а главное слышать); культура поведения и культура речи.

Анализ состояния рынка труда Оренбургской области позволил выявить следующие тенденции:

— увеличение притока на рынок труда незанятой рабочей силы, в том числе по причине высвобождения работников;

— снижение количества вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости;

— рост напряженности на областном рынке труда.

По прогнозам, к началу 2010 года ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в экономике области сократится на 7,3 тыс. человек, численность зарегистрированных безработных граждан возрастет на 7,6 тыс. человек и составит 16,4 тыс. человек (в среднегодовом исчислении).

Выше отмечалось, что эффективность функционирования рынка труда в числе прочих факторов определяется степенью его взаимодействия с рынком образовательных услуг в сфере профессионального образования.

Решающую роль в становлении и функционировании рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования игра-

ют образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение образовательных услуг на рынок. образовательная услуга учебного заведения профессиональной школы овеществляется в учебных программах, обеспеченных личным и материально-вещественными факторами квалифицированной рабочей силы.

Рынок образовательных услуг формируется на основе свободы выбора потребителем профиля и типа учебного заведения и права всех граждан на получение профессионального образования на конкурсной основе, а также переобучения и повышения квалификации по инициативе работодателей, служб занятости и собственной инициативе.

Производители на рынке образовательных услуг оренбургской области представлены на всех уровнях профессиональной подготовки: начальном профессиональном, среднем и высшем профессиональном. На 01.01.2009 г. на региональном рынке образовательных услуг функционировало 129 образовательных учреждений профессионального образования. В их числе:

— 42 учреждения начального профессионального образования (нПо);

— 52 учреждения среднего профессионального образования (СПО), в том числе: 32 — федерального подчинения; 19 — областного подчинения; 1 — прочее;

— 35 учреждений высшего профессионального образования (ВПО), в том числе: 6 государственных вузов; 3 — негосударственных; 16 филиалов государственных вузов; 10 филиалов негосударственных вузов.

В системе профессионального образования обучается и воспитывается 142,8 тыс. человек, в том числе:

— 15,4 тыс. учащихся учреждений НПО, или 11%;

— 41,7 тыс. студентов учреждений СПО, или 29%;

— 85,7 тыс. студентов учреждений ВПО, или 60%.

В качестве основных показателей, характеризующих состояние и тенденции развития регионального рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования, нами были использованы:

— предложение на рынке образовательных услуг: число учебных заведений, контингент, виды обучающих программ;

— спрос на образовательные услуги в сфере профессионального образования.

В концепции модернизации российского образования учреждениям начального и среднего профессионального образования уделяется большое место как основе формирования трудовых ресурсов страны и предусматривается необходимость опережающего развития именно этих уровней профессионального образования. Проанализируем, насколько качество подготовки специалистов в учреждениях этих образовательных уровней соответствует потребностям регионального рынка труда.

Основное звено системы НПО составляют профессиональные училища и лицеи, реализующие три важнейшие функции: образовательную, социальной защиты обучающихся, экономическую, так как обеспечивают планомерное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов в регионе. Система НПО является микромоделью социально-экономического комплекса области, в которой присутствуют социальные, региональные, отраслевые и производственные составляющие.

В настоящее время в области функционируют 42 учреждения НПО, расположенных в 27 муниципальных районах области. Это 10 лицеев и 32 профессиональных училища, в том числе:

— 16 учебных заведений, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется подготовка рабочих кадров для агропромышленного комплекса. Контингент обучающихся в этих заведениях составляет 24,5% от общего числа обучающихся по программам НПО;

— 26 учебных заведений, расположенных в городах Оренбургской области, где осуществляется подготовка специалистов для промышленных предприятий и организаций. Контингент обучающихся составляет 75,5% от общего числа обучающихся по программам НПО.

Профессионально-квалификационная структура подготовки в учреждениях НПО характеризуется следующими показателями: подготовка осуществляется по 70 профессиям нового Федерального перечня профессий начального профессионального образования. В целях повышения качества и эффективности расходования бюджетных мест в последние годы в области произошло укрупнение училищ, исключение дублирования в подготовке кадров и введение новых профессий, востребованных на рынке труда.

структура профессий, по которым осуществлялся прием в учреждения НПО Оренбургской области в 2009 г., претерпела незначительные изменения в сторону уменьшения количества профессий. Так, в 2007 г. прием в учебные заведения НПО осуществлялся по 74 профессиям; в 2008 г. — по 63 профессиям; в 2009 г. - по 61 профессии.

Разработчики образовательных стандартов предлагают перспективные профессии: от владельцев мастерских по ремонту стиральных машин, швейных ателье, заведений автосервиса до хозяйки усадьбы. В Оренбургской области стремятся учесть особенности и потребности местного рынка труда. В регионе в 2009 учебном году в учреждениях НПО открыта подготовка по новым профессиям: «Радиомеханик», «Машинист на открытых горных работах», «Обогатитель полезных ископаемых», «Машинист машин металлургического производства», «слесарь по ремонту нефтепромыслового оборудования», «Оператор нефтяных и газовых скважин», «Электромонтажник электрических сетей и оборудования», «Электромонтер-линейщик по монтажу высоковольтных линий и контактной сети», «Монтажник связи», «Оператор связи», «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов», «Наладчик станков и оборудования в механообработке», «Дизайнер», «Коммивояжер», «Администратор» и др.

На 1 сентября 2009 г. в профессиональные училища, профессиональные лицеи Оренбургской области было принято 6336 человек; в 2008 г. - 6923 чел.; в 2007 г. -6856 чел. Таким образом, по сравнению с 2007 г. численность первокурсников сократилась на 520 человек (7,6%).

В целях предотвращения оттока контингента особое внимание в НПО уделяется приему учащихся на договорной основе с предприятиями. В 2007 г. было принято таких учащихся 3561 человек (51%); в 2008 г. -4125 человек (59%); в 2009 г. - 4160 человек (65%). Обучение на подобной основе позволяет эффективно организовать производственную практику учащихся, а следовательно, существенно повысить качество обучения и эффективность подготовки будущих рабочих кадров. Поэтому вопросы сотрудничества с предприятиями являются первостепенными как для органов управления профессиональным образованием, так и для каждого конкретного профессионального училища.

К числу наиболее распространенных профессий, предлагаемых для обучения

учреждениями НПО, относятся: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (11 учебных заведений), «Тракторист-машинист с/х производства» (16), «Оператор ЭВМ» (17), «Повар-кондитер» (23), «Сварщик» (24). Несмотря на широкое предложение, в 2009-2010 учебном году эти услуги были практически полностью востребованы абитуриентами.

Существенно снизился спрос на обучение таким профессиям, как: «Мастер по ТО и ремонту МтП», «Мастер общестроительных работ», «Мастер столярно-плиточных и паркетных работ». Несмотря на потребности рынка труда в профессиях строительного профиля, учащиеся идут обучаться им неохотно, даже профессия «Мастер сухого строительства», обучение по которой ведется в ПУ № 29 по программам, основанным на немецкой технологии, остается невостребованной. Сказывается негативное отношение населения к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом.

Рост потребности рынка труда на краткосрочную профессиональную подготовку рабочих кадров обусловил расширение спектра профессий, по которым учебные заведения получили лицензию и готовы вести профессиональную подготовку, что можно отметить как положительную тенденцию.

Статистические данные показывают, что выпускники учреждений НПО востребованы на рынке труда. В первый год после окончания учебного заведения по полученной специальности устраиваются более 60 % выпускников, 25% уходят в ряды Российской Армии, 9% поступают в средние и высшие учебные заведения, 6% обращаются в службу занятости.

Очевидно, что уровень развития НПО во многом определяет эффективность функционирования всей системы подготовки профессиональных кадров в регионе. Если в образовательном пространстве области система НПО занимает достаточно весомое место, то в экономическом пространстве области роль и место системы НПО сегодня недостаточно четко определены в силу ряда объективных причин, к которым относятся:

- недостаток ресурсного обеспечения, в том числе в части своевременного и достаточного обновления учебноматериальной базы;

- недостаточная координация взаимодействия с социальными партнерами;

- отсутствие долгосрочного и краткосрочного прогноза рынка труда.

Получение доступного и массового об-

разования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, обеспечивают учреждения среднего профессионального образования. Стратегическая цель СПО состоит в подготовке квалифицированного специалиста как социально активной личности, конкурентоспособной на рынке труда, свободно владеющей своей профессией и ориентированной в смежных областях деятельности, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Доля специалистов со средним профессиональным образованием, занятых в экономике и социальной сфере области, составляет 25,5% от общей численности трудоспособного населения области. По сравнению с 2001 г. этот показатель снизился на 4%.

Таблица 3 Численность студентов государственных и муниципальных учреждений СПО по специализации учебных заведений

Численность студентов всего, в том числе в учебных заведениях (по специализациям): 40895 100%

Производство и строительство 15092 37

Сельское хозяйство 7262 17,8

Транспорт и связь 3891 9,5

Экономика и право 5541 13,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт 4495 11

Образование 3290 8

Искусство и кинематография 1324 3,2

В настоящее время система СПО Оренбургской области включает в себя 52 учреждения, в которых ведется подготовка по 105 специальностям. Образовательная деятельность ведется в различных населенных пунктах области (городах Орске, Новотроицке, Бузу-луке, Бугуруслане и др.), что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей.

Анализ распределения студентов государственных и муниципальных средних профессиональных заведений в 2008-2009 учебном году позволил выявить следующие приоритеты по специализации учебных заведений (см. таблицу 3) [4].

Таким образом, преимущество на рынке образовательных услуг имеют учебные за-

ведения производственного и строительного профиля.

В целях совершенствования системы профессионального образования области и оптимизации профессиональноквалификационной структуры подготовки кадров изменяются структура и статус многих учреждений СПО. За счет интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования формируется и развивается система непрерывного образования. Увеличилось количество учреждений, выпускающих специалистов с углубленной и дополнительной подготовкой. За последние три года существенно повысилось значение колледжей, как ведущих типов учебных заведений в системе сПо, реализующих многоуровневые и многопрофильные профессиональные образовательные программы, обеспечивающих не только подготовку специалистов повышенного уровня среднего профессионального образования, но и повышение квалификации и переподготовку кадров, в том числе высвобождающихся работников, безработных и т. д.

сегодня в структуре сПо области колледжи составляют почти 70% от общего числа учебных заведений. Наиболее конкурентоспособными из них на рынке образовательных услуг являются: Оренбургский колледж статистики, экономики, информатики, Бузулукский колледж промышленности и транспорта, Орский политехнический колледж, Оренбургский автотранспортный колледж, Оренбургский медицинский колледж Оренбургского института путей сообщения.

Анализ возможностей рынка образовательных услуг в сфере сПО показал, что проектные расчетные показатели приема (госзаказ) по каждому областному учебному заведению разрабатываются с учетом анализа рынка труда и прогнозных потребностей территорий в специалистах, предложений министерства труда и занятости населения, отраслевых ведомств, администраций муниципальных образований городов и районов области.

Действующая в области система СПО в целом обеспечивает потребности экономики и социальной сферы в молодых специалистах (см. таблицу 4). Ежегодный выпуск составляет около 12,0 тыс. человек.

Развитие в регионе отраслей, связанных с добычей и переработкой газа и нефти, повлекло за собой изменение профильной структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

В последнее время в учреждениях СПО открыты новые специальности, востребованные на рынке труда Оренбургской области: «Автоматизация технологических процессов и производств в нефтяной и газовой промышленности», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых месторождений».

Таблица 4

Соотношение общей численности студентов по направлениям подготовки (специальностям)

Направление подготовки % от общей численности студентов

Гуманитарные науки — 030000 7

Образование и педагогика — 050000 12

Здравоохранение — 060000 9

Экономика и управление — 080000 25

Сельское и рыбное хозяйство — 110000 6

Транспортные средства — 190000 8

Строительство и архитектура — 27000 5

Промышленность — 140000; 150000; 160000; 210000; 220000;230000 16

Прочие 12

Учреждения СПО оказывают услуги по организации подготовки и переподготовки кадров с предприятиями области. наиболее востребованными являются программы переподготовки Оренбургского автотранспортного колледжа, Оренбургского колледжа статистики, экономики и информатики, Оренбургского техникума железнодорожного транспорта, новотроицкого строительного техникума, Орского торговотехнологического техникума.

Однако в условиях неопределенности ситуации на рынке труда, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики, обоснованного государственного заказа по подготовке кадров формирование профильной

структуры подготовки специалистов среднего звена затруднено. Реальная структура подготовки специалистов в большинстве случаев формируется под влиянием предпочтений населения, которые далеко не всегда соответствуют запросам и перспективам развития экономики области. За последние три года существенно сократился спрос на следующие специальности: «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров» (на 52%); «Геодезия и землеустройство» (на 40%); «Сельское и рыбное хозяйство» (на 31%); «Гуманитарные науки» (на 24%); «Автоматика и управление» (на 19%).

Образовательные услуги в области высшего профессионального образования в регионе на 1 сентября 2009 г. оказывают 35 учебных заведений. Обучение в них ведется по 160 специальностям и направлениям подготовки бакалавров, необходимым экономике и социальной сфере региона [4].

На протяжении последних лет контингент студентов высших учебных заведений неуклонно сокращается. Наблюдается тенденция уменьшения числа студентов, обучающихся по очной форме обучения, и увеличение числа студентов, обучающихся по заочной форме обучения [5]. Тенденция снижения обусловлена следующими причинами: во-первых, уменьшением численности населения Оренбургской области; во-вторых, изменением структуры рынка труда вследствие финансового кризиса и невостребованностью на рынке труда специалистов с высшим образованием; в-третьих, меньшей доступностью высшего образования для малообеспеченных слоев населения региона. В то же время анализ распределения численности студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений по источникам финансирования показал, что наряду с уменьшением бюджетных мест увеличивается прием студентов на платную основу обучения.

На каждые 10 000 жителей области приходится 400 студентов (из них 341 студент государственных и муниципальных вузов) [5]. По этому показателю область существенно отстает как от средних показателей по ПФО, так и по Российской Федерации в целом.

выпуск специалистов в образовательных учреждениях вПО всех форм собственности в 2009 г. составил 15 743 чел., или 103,5% к уровню 2008 г.

В настоящее время основными «игроками» на рынке образовательных услуг вПО

области являются: Оренбургский госу-

дарственный педагогический университет, Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбургский государственный университет, филиал Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина в г. Оренбурге. Государственное финансирование дает существенное преимущество и повышает уровень лояльности потребителя к перечисленным вузам.

Изменение отраслевой ориентации системы профессионального образования в период коммерциализации образования в 1993—2000 гг. в настоящее время отрицательно сказывается на формировании структуры профессиональной подготовки. Анализ численности студентов в государственных учреждениях ВПО показал, что приоритетными по специализации остаются учреждения в сфере: образования - 59%; экономики и права — 16%; сельского хозяйства - 13,4% [5].

В целом вузы различных форм собственности, в особенности филиалы и представительства негосударственных образовательных учреждений, сориентированы в своей образовательной деятельности на достижение текущего коммерческого результата. Поэтому предлагаемые ими образовательные программы носят, в своем большинстве, гуманитарный характер. Приоритетное положение в структуре подготовки студентов занимают гуманитарно-социальные специальности: юриспруденция, экономика и право, менеджмент, связи с общественностью, психология. Обучение по таким программам не требует большой капитализации затрат в материально-техническую сферу, приносит быструю прибыль, однако никак не соотносится с реальными потребностями регионального рынка труда и не ориентировано на решение стратегических задач региональной экономики.

Анализ отраслевых особенностей рынка образовательных услуг ВПО Оренбургской области позволил сделать следующие выводы:

— уровень дифференциации предлагаемых услуг (образовательных программ) высокий, с большой степенью взаимозаменяемости (особенно по гуманитарным и экономическим направлениям подготовки);

— рынок образовательных услуг ВПО региона является достаточно открытым для проникновения конкурентов,

так как в регионе низкие показатели численности студентов на 10 000 человек населения;

— рост количества вузов и филиалов центральных вузов на рынке обусловлен наличием достаточно свободного информационного пространства, рынка свободных педагогических кадров с возможностью перекрестного трудоустройства, снижением стоимости компьютерной и мультимедийной техники;

— приходящие на рынок образовательных услуг вузы предлагают образовательные программы в основном гуманитарного характера, поскольку подготовка специалистов по инженернотехническим специальностям без соответствующей материально-технической базы, исследовательского и промышленного оборудования невозможна;

— формирование соответствующего уровня лояльности к вузу в сознании потребителя с наличием определенной репутации вуза и наличием государственного финансирования. Большинство потребителей, выбирая вуз с многолетней историей развития, надеются, что полученное образование окажется достаточно качественным, а полученная специальность — востребованной на рынке труда;

— недостаточная активность региональных вузов в организации сети филиалов и региональных представительств не позволяет повысить уровень «ресурсного обеспечения» и получать значительные конкурентные преимущества. Активную работу в этом направлении проводит только Оренбургский государственный университет;

— отдельные вузы пошли по пути вертикального объединения и интеграции образовательных программ различного уровня профессиональной подготовки с целью закрепления позиций на образовательном рынке и формирования вертикально интегрированных образовательных структур, позволяющих не только эффективно конкурировать с другими вузами, но и готовить «стратегический запас» абитуриентов на период демографического спада. В этом направлении активно работает оренбургский государственный аграрный университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования позволил сделать следующие выводы:

1. На рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования сложился определенный дисбаланс по:

— формам обучения: количество специалистов, выпускаемых по заочной и очно-заочной формам обучения, сравнялось с количеством специалистов, выпускаемых по очной форме;

— уровням профессионального образования. несмотря на то, что количество вузов (35) намного меньше количества учреждений НПО и СПО (42 и 52 соответственно), численность обучающихся студентов вузов в два раза превышает численность учащихся начальных и средних профессиональных учреждений, вместе взятых (85,7 тыс. студентов против 15,4 тыс. и 41,7 тыс. соответственно), что говорит о доминировании уровня подготовки высшего образования;

— образовательным программам: вы-

пуск специалистов по социальногуманитарным направлениям в регионе значительно превышает выпуск по инженерно-техническим специальностям. В структуре набора даже технических вузов и ссузов до четверти студентов обучаются по гуманитарным и экономическим специальностям.

2. Продолжающаяся деформация в структуре подготовки кадров, несоответствие ее потребностям рынка труда не может в полной мере удовлетворить кадровый заказ реального сектора экономики и не позволяет сформировать его оптимальную профессиональноквалификационную структуру.

3. Значительное развитие получат краткосрочные программы профессиональной переподготовки (получения конкретных квалификаций), в том числе программы опережающего профессионального обучения в рамках мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области. Можно предположить, что в течение двух лет в большинстве учреждений НПО и сПО такие программы будут преобладать.

4. спрос на стандартные образовательные программы НПО и сПО в краткосрочной перспективе не вырастет. Во-первых, будет влиять демографический спад (около 10% возрастной когорты в год), во во-вторых, выпускники школ будут продолжать «перетекать» на высвободившиеся по той же причине места в вузах. В результате в долгосрочной перспективе после выхода из финансового и экономического кризиса в экономике области может возникнуть дефицит квалифицированных рабочих кадров.

Литература

1. Кибанов, А. Я. Управление трудовыми ресурсами : учебник / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Эсаулова ; под ред. А. Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 284 с.

2. О ситуации на рынке труда в Оренбургской области в 2008 году : Аналитическая записка / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2009. - 39 с.

3. Областной статистический ежегодник. 2009 : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2008. - 527 с.

4. Образование в Оренбургской области : стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2009. - 116 с.

5. Образование Оренбуржья в фактах : информационно-аналитический сб. /

Информационно-аналитический отдел министерства образования Оренбургской области. -Оренбург : ОГИМ, 2009. - 84 с.

6. Приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 16.03.2009 г. №82-п «Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2009 год».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.