Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКФО / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT / LABOR MARKET / EDUCATION SYSTEM / INTERACTION / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна, Курбанова Залина

Целью исследования является анализ тенденций взаимодействия и проблем интеграции рынка труда и образовательных услуг, а также выявление направлений адаптации системы образования к текущим и перспективным потребностям региональной экономики и социальной политики (на примере регионов СКФО). Методы исследования. В процессе исследования проблем и тенденций взаимодействия вузов и работодателей использовались методы логического и статистического анализа. Результаты. В статье определены проблемы системы высшего образования в регионах Северного Кавказа, проведен анализ состояния региональных рынков труда. Обосновано, что существующие тенденции взаимодействия современного рынка труда и системы образования в СКФО характеризуются некоторыми противоречиями и диспропорциями, в результате которых на рынке труда складывается критическая ситуация, когда, с одной стороны, невозможно удовлетворить потребности организаций в работниках определенных профессий и специальностей, что, в свою очередь, приводит к снижению объемов и качества выпускаемых товаров и услуг, снижению конкурентоспособности предприятий и страны в целом, с другой стороны, появляются устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве, не участвующие в общественном производстве и нуждающиеся в социальной помощи со стороны государства. Предложены возможные направления оптимизации взаимодействия системы образования с рынком труда. Область применения. Основные выводы и предложения, представленные в статье, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы, могут быть использованы в дальнейшем для решения проблем, связанных с реформированием современной системы образования в регионах СКФО, подготовки заказа на специалистов, сотрудничества с вузами, а также в практической деятельности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна, Курбанова Залина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LABOR MARKET AND EDUCATION SYSTEM IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT: TRENDS IN INTERACTION

The aim of the study is to analyze the tendencies and problems of integration of labor market and educational services, and identifying areas of adapting education systems to the current and future needs of the regional economy and social policy (on the example of North Caucasus Federal district regions). Method of research. In the process of research of problems and trends of interaction between universities and employers, methods of logical and statistical analysis were used. Results. The article defines the problems of the higher education system in the regions of the North Caucasus, analyzes the state of regional labor markets. It is proved that the existing trends of interaction of the modern labour market and the education system in the district is characterized by some contradictions and disparities that result in the labor market a critical situation arises when, on the one hand, it is impossible to satisfy the needs of organizations of workers in certain professions and specialties, which in turn leads to a decrease in the volume and quality of produced goods and services, reducing the competitiveness of enterprises and the country as a whole, on the other hand, there are persistent groups, those who have difficulties in finding employment, do not participate in social production and need social assistance from the state. Possible ways to optimize the interaction of the education system with the labor market are suggested. Application. The main conclusions and proposals presented in the paper allow to extend the basis for further theoretical and practical research problems, can be used in the future to solve problems related to the reform of modern education system in the regions of the North Caucasus Federal district, the training of the professionals, cooperation with universities, and also in practical activities of educational institutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 331.5 ОМАРОВА КАМИЛА АБДУРАШИДОВНА

к.э.н., доцент кафедры Социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет,

e-mail: kamusya@list.ru

КУРБАНОВА ЗАЛИНА

студентка 3 курса кафедры Социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет

e-mail: kamusya@list.ru

современный рынок труда и система образования

в скфо: тенденции взаимодействия

Аннотация. Целью исследования является анализ тенденций взаимодействия и проблем интеграции рынка труда и образовательных услуг, а также выявление направлений адаптации системы образования к текущим и перспективным потребностям региональной экономики и социальной политики (на примере регионов СКФО). Методы исследования. В процессе исследования проблем и тенденций взаимодействия вузов и работодателей использовались методы логического и статистического анализа. Результаты. В статье определены проблемы системы высшего образования в регионах Северного Кавказа, проведен анализ состояния региональных рынков труда. Обосновано, что существующие тенденции взаимодействия современного рынка труда и системы образования в СКФО характеризуются некоторыми противоречиями и диспропорциями, в результате которых на рынке труда складывается критическая ситуация, когда, с одной стороны, невозможно удовлетворить потребности организаций в работниках определенных профессий и специальностей, что, в свою очередь, приводит к снижению объемов и качества выпускаемых товаров и услуг, снижению конкурентоспособности предприятий и страны в целом, с другой стороны, появляются устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве, не участвующие в общественном производстве и нуждающиеся в социальной помощи со стороны государства. Предложены возможные направления оптимизации взаимодействия системы образования с рынком труда. Область применения. Основные выводы и предложения, представленные в статье, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы, могут быть использованы в дальнейшем для решения проблем, связанных с реформированием современной системы образования в регионах СКФО, подготовки заказа на специалистов, сотрудничества с вузами, а также в практической деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова: СКФО, рынок труда, система образования, взаимодействие, высшее учебное заведение.

OMAROVA KAMILA ABDURASHIDOVNA

Ph. D., associate Professor of Social and information technologies

Dagestan state University, e-mail: kamusya@list.ru

KURBANOVA ZALINA

3rd year student departments of Social and information technologies

Of the Dagestan state University e-mail: kamusya@list.ru

modern labor market and education system in the north caucasus federal district: trends in interaction

Омарова К.А., Курбанова З.

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Abstract. The aim of the study is to analyze the tendencies and problems of integration of labor market and educational services, and identifying areas of adapting education systems to the current and future needs of the regional economy and social policy (on the example of North Caucasus Federal district regions). Method of research. In the process of research of problems and trends of interaction between universities and employers, methods of logical and statistical analysis were used. Results. The article defines the problems of the higher education system in the regions of the North Caucasus, analyzes the state of regional labor markets. It is proved that the existing trends of interaction of the modern labour market and the education system in the district is characterized by some contradictions and disparities that result in the labor market a critical situation arises when, on the one hand, it is impossible to satisfy the needs of organizations of workers in certain professions and specialties, which in turn leads to a decrease in the volume and quality of produced goods and services, reducing the competitiveness of enterprises and the country as a whole, on the other hand, there are persistent groups, those who have difficulties in finding employment, do not participate in social production and need social assistance from the state. Possible ways to optimize the interaction of the education system with the labor market are suggested. Application. The main conclusions and proposals presented in the paper allow to extend the basis for further theoretical and practical research problems, can be used in the future to solve problems related to the reform of modern education system in the regions of the North Caucasus Federal district, the training of the professionals, cooperation with universities, and also in practical activities of educational institutions.

Keywords: North Caucasus Federal district, labor market, education system, interaction, institution of higher education.

На рынке труда и рынке образовательных услуг, которые находятся в активном взаимодействии между собой, особая роль отводится реализации социально-экономической цели, выражающейся в повышении эффективности образовательных услуг, благосостояния каждого индивида путем удовлетворения личных потребностей, а также повышении уровня доходов населения и их платежеспособности [1].

Такая взаимная интеграция и взаимодействие приводят к появлению совершенно новых характеристик, которые не являются свойственными в ситуации, когда эти компоненты функционируют отдельно. Они выражаются в способности:

Оказывать значительную степень влияния на процессы совершенствования системы профессионального образования, в том числе и в части формирования его новых качеств. Это, в свою очередь, ведет к обеспечению синергетического эффекта, выражающегося в качественном повышении способностей выпускников вузов, приобретении ими новых профессионально -квалификационных компетентностей, адекватных потребностям современного рынка труда.

Оказывать существенное влияние на формирование инновационного типа занятости, главной характеристикой которого является повышение роли интеллектуального труда.

Стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности предприятия или региона.

Выступать в качестве так называемого «мягкого фактора» социально-экономического развития той или иной территории или региона, выступая при этом предпосылкой инновационного развития экономики [2].

В настоящее время существует противоречие между потребностями рынка труда, благодаря работникам определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов уже удовлетворила спрос. Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг, что еще более усугубило проблемы, связанные с занятостью населения и безработицей, динамика которой неоднородна по всей территории РФ. Так, наименьший уровень безработицы имеет Центральный федеральный округ (3,7 % и 3,4 %), а самый высокий - Северо-Кавказский федеральный округ (11,6 % и 11,4 %) как в 2016 году, так и в 2017 году соответственно.

В августе 2017 года 480600 безработных насчитывалось в СКФО при 4,56 млн активного населения. Больше всего безработных - 154 800 человек - в Дагестане. А выше всего уровень

безработицы - 27 % - в Республике Ингушетии: здесь 67 900 безработных.

Численность официально зарегистрированных безработных в СКФО на 1.04.2018 составила 136,7 тыс. чел., что составляет 94,41 % от уровня аналогичного периода 2017 года (144,8 тыс. чел.). Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 апреля 2018 года составил 3,0 %, что в 3 раза выше среднероссийского показателя - 1,0 %.

Динамика уровня зарегистрированной безработицы в СКФО в 2017-2018 гг.*

Регион На 01.04.2017 г. На 01.01.2018 г. На 01.04.2018 г.

Число безработных тыс. чел. Уровень безработицы, % Число безработных тыс. чел. Уровень безработицы, % Число безработных тыс. чел. Уровень безработицы, %

РФ 911,3 1,2 775,5 1,0 784,2 1,0

СКФО 144,8 3,2 136,0 3,0 136,7 3,0

РД 27,3 2,0 25,1 1,9 25,4 1,9

РИ 24,9 10,8 21,6 9,4 22,3 8,9

КБР 8,9 2,1 9,1 2,1 9,5 2,2

КЧР 3,9 1,8 3,6 1,7 3,3 1,6

РСО-А 9,0 2,8 8,4 2,6 8,9 2,7

ЧР 57,2 9,2 56,2 9,0 56,0 9,0

СК 13,8 1,0 12,0 0,9 11,2 0,8

^Источник: данные Росстата. - V.^ : http://www.gks.ra.

Учитывая, что практически все регионы СКФО занимают лидирующие позиции по уровню рождаемости и последнее место по уровню смертности в России, вполне логичным является факт высокой безработицы среди представителей молодого поколения. По данным Росстата, 56 % безработных в СКФО в 2017 году составляла молодежь в возрасте до 29 лет, в России в целом - 40,6 %. В соседнем Южном федеральном округе - 38,7 % [3].

Проблема высокой молодежной безработицы на Северном Кавказе стоит давно и очень остро. В Северо-Кавказском федеральном округе, по данным Минобрнауки, из 50 тыс. выпускников вузов СКФО 2017 года трудоустроено лишь 26 тыс. Более 56 % всех безработных -молодые люди в возрасте до 29 лет (в России в целом - 40,6 %).

При этом следует отметить, что формирование спроса на рабочую силу и ее предложение в СКФО имеет особенность, которая выражается в высоком уровне диспропорции спроса на рабочую силу и ее предложения, что, в свою очередь, обуславливают, с одной стороны, вынужденную незанятость, а с другой - кадровый дефицит [4].

Необходимо отметить, что в регионах Северного Кавказа весьма актуальной остается проблема нарастающего противоречия между ростом формальных показателей образованности населения и резким снижением его качества, в том числе в результате функционирования образовательных структур, имитирующих образовательную деятельность. В результате формальные показатели образованности населения значительно разнятся с его качественными характеристиками.

На конец 2018 года в СКФО функционирует 85 организаций высшего образования, в том числе 41 филиал и 1 федеральный университет. Из них государственных и муниципальных ВУЗов - 61 %, а 24, соответственно, - частные. В них обучалось 215 669 студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры (5,05 % от контингента по РФ), в т. ч. 108 012 очной формы обучения, 108 038 за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ (рис. 1).

Омарова К.А., Курбанова З.

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рис. 1. Характеристика системы высшего образования СКФО в 2018 г. [5]

Мониторинг, проводимый в регионах по количеству выпускников вузов, трудоустроившихся после окончания учебного заведения, также показывает неутешительную картину. Так, полученные данные продемонстрировали, что самый низкий процент студентов, сумевших найти работу, приходится на СКФО. Один из худших показателей был выявлен в РСО -Алания, где практически 40 % молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет пополнили ряды безработных. Низкий уровень трудоустройства выпускников напрямую связан с несоответствием предлагаемых ВУЗами специальностей и существующим спросом на профессии на рынке труда. Квалификация студентов не соответствует тем, которые требуются работодателям. Например, в СКФО, где необходимы специалисты в области туризма, гостиничного сервиса и сельскохозяйственные профессии, в ВУЗах эти специальности пользуются наименьшим спросом в отличие от факультетов по юриспруденции и бухучету [6].

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа О. Хацаев отмечает, что «...Год от года на рынке труда СКФО увеличивается количество не находящих себе применения в соответствии с полученной специальностью выпускников...» [7]. И призывает четко согласовывать контрольные цифры приема студентов на 2020-2021 учебный год с учетом требований рынка труда. Специалисты отмечают, что качество полученного образования в современных условиях определяется уровнем востребованности бакалавров, специалистов или магистров на рынке труда, а трудоустройство выпускников является ключевым показателем деятельности высшего учебного заведения, определяющим его конкурентоспособность и популярность среди абитуриентов [8].

Между тем сложности и страхи, связанные с Единым государственным экзаменом, заставляют молодых ребят пересматривать планы на будущее. По статистике в России в 2017 году около 59 % выпускников девятых классов ушли из школы в колледжи и техникумы. И это связано не столько с ростом популярности рабочих профессий или успешности движения WorldSkills, сколько со страхом перед итоговыми экзаменами. Популярность колледжей и техникумов выросла. В 2017 году в них учились около 60 тысяч человек, то есть почти на 20 % больше, чем в 2016 году. Если говорить о регионах СКФО, то 40 % ставропольских юношей и девушек 15-19 лет получают среднее профессиональное образование. В то же время в республиках этот показатель меньше, да и количество бюджетных мест в средних специальных учебных заведениях не растет. Например, в Республике Дагестан их в 2017 году насчитывалось 1803, хотя в 2016-м было на 200 больше.

Это связано с тем, что техникумы и колледжи содержат региональные власти, а не федеральный бюджет. «.Им разрешено привлекать средства промышленных предприятий и коммерческих структур, но если регион дотационный и в нем нет хорошей промышленной базы,

как на Северном Кавказе, то, скорее всего, там будут серьезные проблемы с развитием ссузов» [9]. Поэтому в регионах Северного Кавказа ощущается дефицит кадров среднего звена в сфере обслуживания, социальной работы, здравоохранения и др.

«В развитых европейских странах 80 % выпускников поступают в средние специальные учебные заведения и только 20 % получают высшее образование, - говорят эксперты. - А у нас все наоборот. Это порочная политика. Человек должен иметь хорошую профессию, которая была бы полезна людям, давала бы возможность самореализоваться и обеспечить себя и свою семью. Это важнее, чем иметь диплом о высшем образовании» [9].

Усугубляется проблема тем, что в СКФО наблюдается несбалансированность объемов и профилей подготовки с потребностями рынка труда. Выпускники несерьезно относятся к выбору профессии и поиску работы, о чем свидетельствуют данные выборочного наблюдения трудоустройства выпускников образовательных организаций [10] (рис. 2).

Рис. 2. Отношение к поиску работу у выпускников образовательных организаций СКФО 2010-2017 гг., % [11]

Проведенное в 2017 году Федеральной службой государственной статистики выборочное наблюдение трудоустройства выпускников СКФО, получивших среднее профессиональное и высшее образование, позволяет делать выводы об уровне трудоустройства и степени закреп-ляемости выпускников по полученной профессии (специальности). Так, около 30-40 % выпускников высших учебных заведений СКФО не искали работу в принципе, а большинство (50-60 %) начали задумываться о работе только после окончания образовательной организации, что свидетельствует о низком уровне превентивной работы с будущими выпускниками по вопросам трудоустройства в образовательных организациях. Также отмечается, что наиболее высокий процент трудоустройства в регионах СКФО наблюдается среди выпускников спе-циалитета и магистратуры - более 50 % [8].

Чаще всего попадают в ряды безработных в основном представители таких профессий, как экономисты, финансисты, юристы, педагоги и другие. В то время как у работодателей востребованными на 85 % становятся рабочие специальности.

Нетрудоустроенное население чаще всего развивает свой потенциал через теневую экономику. Так, в 2017 году число работающих в неформальной сфере составило 1247 тыс. человек, в процентном соотношении это составляет 34 % от общего числа занятого населения. Следует заметить, что в возрастной структуре неформально трудоустроенных граждан превалируют молодые люди в возрасте от 25 до 29 лет (рис. 3) [12].

Омарова К.А., Курбанова З.

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

60-72 64

12%

44 49

11%

Й-М 11%

Рис. 3. Структура граждан, занятых в неформальном секторе, по возрастным группам

Вышеприведенные данные, характеризующие состояние рынка труда, сферы подготовки кадров, а также их востребованность в регионах СКФО, позволяют нам выделить некоторые проблемы, которые препятствуют трудоустройству молодежи на рынке труда [13]:

1. Существенный дисбаланс в количестве подготовки специалистов разного уровня и профиля и кадровых потребностях работодателей.

2. Отсутствие тесного взаимодействия между хозяйствующими субъектами и образовательными организациями относительно подготовки кадров и реализации учебного процесса. Сложившееся взаимодействие носит формальный характер и не способствует подготовке востребованных специалистов [14].

3. Несоответствие престижности профессии, а также зарплатных и карьерных ожиданий у молодежи.

4. Отсутствие или недостаточность достоверной информации об имеющихся у работодателей вакансиях, без которой невозможно сформировать эффективно функционирующую систему подготовки и трудоустройства населения.

5. Неразвитость негосударственных структур трудоустройства населения в большинстве субъектов округа.

6. Недостаточная материально-техническая оснащенность службы занятости населения, особенно в сельской местности, препятствующая оказанию качественных услуг по профориентации и трудоустройству безработных граждан. Слабая кадровая укомплектованность данных служб высококлассными профоринтологами, психологами, консультантами.

7. Количество безработных граждан, которые прошли профессиональное обучение и переподготовку по линии госорганов занятости не соотносится с числом трудоустроенных после данного обучения.

8. Ситуация с дефицитом рабочих мест вкупе с невостребованным на региональном рынке труда высшим образованием, которая способствует теневизации трудовых отношений.

Таким образом, ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в системе образования в СКФО, ее взаимосвязь с рынком труда весьма сложна и противоречива. Это противоречие проявляется в том, что, с одной стороны, в регионах Северного Кавказа на сегодняшний день функционирует большое количество вузов, наблюдается повышенный спрос со стороны населения к получению образования в них, что должно было бы способствовать снятию напряженности на рынке труда. В то же время получается парадоксальная ситуация, когда на практике большое количество выпускников вузов и создает эту напряженность. Это обуславливает необходимость приведения в соответствие подготовку кадров по востребованным специальностям, увеличения количества и финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) и учреждений начального профессионального образования (НПО). Важно создавать стимулы для работодателей, нанимающих на работу выпускни-

ков образовательных учреждений СПО и НПО. Такой подход необходим для решения одной из самых больших проблем рынка труда - структурного несоответствия спроса и предложения профессионально-квалификационному составу [16].

Отсутствие в современных условиях хозяйствования системы обязательного государственного распределения требует от образовательных профессиональных учреждений, руководства региона и конкретных предприятий разработки и активного внедрения принципиально новой системы сотрудничества, позволяющей добиться оптимизации структуры подготовки молодых специалистов и приведения ее в соответствие с реальной и перспективной потребностью региональной экономики в соответствующих кадрах [17].

Такая система сотрудничества должна охватывать следующие основные направления [18]:

- проведение комплексного анализа ситуации на рынке труда и составление баланса трудовых ресурсов в разрезе территорий;

- ликвидация дублирования подготовки однопрофильных специалистов, особенно высшего звена, ограничение и сокращение подготовки специалистов, не имеющих спроса на рынке труда;

- формирование и сопряжение на федеральном и региональном уровнях системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации с обязательным участием в них всех сторон данного процесса (государства, образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов);

- заключение договоров по сетевому взаимодействию с хозяйствующими субъектами и государственными организациями в целях их включенности в процесс разработки учебных планов и при их корректировке, что позволит учебным заведениям определять необходимые для работодателей компетенции при подготовке кадров;

- включение в учебные планы дисциплин, ориентированных и обучающих студентов формированию собственного портфолио и резюме, самоподаче, самоменеджменту, самомаркетингу;

- формирование системы взаимодействия и коммуникации между центрами трудоустройства выпускников образовательных учреждений с аналогичными центрами за пределами региона, а также с государственными и частными структурами содействия занятости населения;

- формирование и эффективная реализация программ содействия занятости населения, являющихся важнейшим инструментом противодействия повышению уровня безработицы, ориентированных на активные меры.

При этом очень важно наличие институциональной основы на всех уровнях управления, позволяющей формировать и корректировать политику занятости населения [19].

Реализация указанных мер позволит существенно скорректировать действующие системы профориентации и подготовки профессиональных кадров, востребованных экономикой, между которыми присутствует диспропорция, и приведет к повышению уровня занятости выпускников на рынке труда. Данные изменения следует осуществлять с активным участием и под контролем государства - главного участника, формирующего и реализующего политику в данной сфере.

Литература

1. Андрюнин, А. В., Коровкин, А. Г., Парбузин, К. В. Взаимодействие региональных рынков труда : опыт анализа и прогнозирования перемещений населения и рабочей силы // Проблемы прогнозирования. 2011. № 2. - URL : http://www.ekfor.ru/pat.php?;d=2001/2/06.

2. Бельчик, Т. К., Морозова, Е. И., Поварич, И. С. Cистемная оценка функционирования вуза как фактор гармонизации спроса на молодых специалистов и их предложения // Человек и труд. 2018. № 2. С. 2025.

3. Безработную молодежь Кавказа будут учить на программистов. - URL : https://www.vedomosti.ru/ management/articles/2017/10/24/739129-molodezh-kavkaza-programmistov.

4. Вукович, Г. Г. Исследование механизмов разрешения противоречий региональною рынка труда // Теория и практика общественного развития. 2016. № 7. С. 315-316.

5. Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций в регионах СКФО в 2018 г. -URL : http://indicators. miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=1 &id=25.

6. Трудоустройство выпускников вузов СКФО ниже среднего по стране. - URL : http://gorodnalchik.ru/ education/Trudoustroystvo_vypusknikov_VUZov_SKFO_nizhe_srednego _po_strane.

7. URL : https://w-ip. ru/v2/novosti-goroda-stavropol/god-ot-goda-v-skfo-uvelichivaetsya-kolichestvone-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омарова К.А., Курбанова З.

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СКФО: ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

nakhodyashhikh-sebe-primeneniya-vypusknikov.

8. Наумова, В. Д. Трудоустройство выпускников как показатель качества образования / Научное сообщество студентов XXI столетия // Экономические науки: сб. статей по материалам LX междунар. студ. науч.-практ. конф. M 12(60). - URL : https://sibac.info/archive/economy/12(60).

9. Вузам СКФО добавили бюджетных мест. Куда поступать, чтобы учиться бесплатно. - URL : http://www. stav. aif.ru/society/education/

slabyh_vydavlivayut_do_ege_chto_zastavlyaet_molodyh_menyat_plany_na_budushchee.

10. П.Н. Вопросы адаптации выпускников вуза на рынке труда // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2016. M 3 (3). С. 36-42.

11. Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников 2017 [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html.

12. Серёгина, В. В., Гапоян, Л. Т., Мнацаканян, Д. М. Тенденции развития неформальной занятости среди молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 40. С. 69-74. -URL : http://e-koncept.ru/2016/56903.htm.

13. Кутаев, Ш. К. Развитие системы подготовки востребованных кадров как драйвер роста экономики региона. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/17209977.

14. Кутаева, Р. А. Барьеры на пути формирования эффективной системы подготовки кадров // Управление и экономика в XXI в. 2017. M 4. С. 45-50.

15. Щетинин, В. П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения. 2013. M 11. С. 132.

16. Кутаев, Ш. К. Трудовой потенциал : направления эффективного использования. - URL : https:// socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:econso:kutaev_shihragim.86040-kutaev_shihragim.86040-1&l=en.

17. Гимбатов, Ш. М. Проблемы управления рынком труда в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Вопросы структуризации экономики. 2018. M 4. С. 29-32.

18. Мокроносов, А. Г., Матафонов, М. Э. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров : монография / А. Г. Мокроносов [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015.

19. Болодурина, И. П., Ханжина, Н. В. Влияние эффективного трудоустройства выпускника вуза на развитие человеческого капитала // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2016 : материалы Девятой международной конференции : в 2-х т ; под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. 2016. С. 340-342.

20. Безработную молодежь Кавказа будут учить на программистов. - URL : https://www.vedomosti.ru/ management/articles/2017/10/24/739129-molodezh-kavkaza-programmistov.

21. Егоров, П. Н. Вопросы адаптации выпускников вуза на рынке труда // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2016. M 3 (3). С. 36-42.

References:

1. Andryunin, A. V., Korovkin, A. G., Parbuzin, K. V. Vzaimodejstvie regional'nyh rynkov truda : opyt analiza i prognozirovaniya peremeshchenij naseleniya i rabochej sily // Problemy prognozirovaniya. 2011. M 2. -URL : http://www.ekfor. ru/pat.php?;d=2001/2/06.

2. Bel'chik, T. K., Morozova, E. I., Povarich, I. S. Cistemnaya ocenka funkcionirovaniya vuza kak faktor gar-monizacii sprosa na molodyh specialistov i ih predlozheniya // CHelovek i trud. 2018. M 2. S. 20-25.

3. Bezrabotnuyu molodezh' Kavkaza budut uchit' na programmistov. - URL : https://www.vedomosti.ru/ management/articles/2017/10/24/739129-molodezh-kavkaza-programmistov.

4. Vukovich, G. G. Issledovanie mekhanizmov razresheniya protivorechij regional'noyu rynka truda // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2016. M 7. S. 315-316.

5. Rezul'taty monitoringa deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij v regionah SKFO v 2018 g. - URL : http:// indicators. miccedu. ru/monitoring/_vpo/material.php ?type=1 &id=25.

6. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov SKFO nizhe srednego po strane. - URL : http://gorodnalchik.ru/ education/Trudoustroystvo_vypusknikov_VUZov_SKFO_nizhe_srednego _po_strane.

7. URL : https://w-ip. ru/v2/novosti-goroda-stavropol/god-ot-goda-v-skfo-uvelichivaetsya-kolichestvone-nakhodyashhikh-sebe-primeneniya-vypusknikov.

8. Naumova, V. D. Trudoustrojstvo vypusknikov kak pokazatel' kachestva obrazovaniya / Nauchnoe soob-shchestvo studentov XXI stoletiya // Ekonomicheskie nauki: sb. statej po materialam LX mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. M 12(60). - URL : https://sibac.info/archive/economy/12(60).

9. Vuzam SKFO dobavili byudzhetnyh mest. Kuda postupat', chtoby uchit'sya besplatno. - URL : http:// www. stav. aif.ru/society/education/

slabyh_vydavlivayut_do_ege_chto_zastavlyaet_molodyh_menyat_plany_na_budushchee.

10. P.N. Voprosy adaptacii vypusknikov vuza na rynke truda // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo uni-versiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Kul'turologiya. 2016. M 3 (3). S. 36-42.

11. Vyborochnoe nablyudenie trudoustrojstva vypusknikov 2017 [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html.

12. Seryogina, V. V., Gapoyan, L. T., Mnacakanyan, D. M. Tendencii razvitiya neformal'noj zanyatosti sredi molodezhi // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 40. S. 69-74. - URL : http://e-koncept.ru/2016/56903.htm.

13. Kutaev, SH. K. Razvitie sistemy podgotovki vostrebovannyh kadrov kak drajver rosta ekonomiki regiona. -URL : https://cyberleninka.ru/article/n/17209977.

14. Kutaeva, R. A. Bar'ery na puti formirovaniya effektivnoj sistemy podgotovki kadrov // Upravlenie i ekonomika v XXI v. 2017. M 4. S. 45-50.

15. SHCHetinin, V. P. Svoeobrazie rossijskogo rynka obrazovatel'nyh uslug //Mirovaya ekonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya. 2013. № 11. S. 132.

16. Kutaev, SH. K. Trudovoj potential: napravleniya effektivnogo ispol'zovaniya. - URL : https:// socionet.ru/ publication.xml?h=repec:rus:econso:kutaev_shihragim.86040-kutaev_shihragim.86040-1&l=en.

17. Gimbatov, SH. M. Problemy upravleniya rynkom truda v subektah Severo-Kavkazskogo federal'nogo okru-ga // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2018. № 4. S. 29-32.

18. Mokronosov, A. G., Matafonov, M. E. Prognozirovanie potrebnosti regional'noj ekonomiki v podgotovke kvalificirovannyh kadrov : monografiya/A. G. Mokronosov [i dr.]. - Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2015.

19. Bolodurina, I. P., Hanzhina, N. V. Vliyanie effektivnogo trudoustrojstva vypusknika vuza na razvitie che-lovecheskogo kapitala // Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnyh sistem MLSD'2016 : materialy Devyatoj mezhdunarodnoj konferencii : v 2-h t; pod obshchej redakciej S.N. Vasil'eva, A.D. Cvirkuna. 2016. S. 340342.

20. Bezrabotnuyu molodezh' Kavkaza budut uchit' na programmistov. - URL : https://www.vedomosti.ru/ management/articles/2017/10/24/739129-molodezh-kavkaza-programmistov.

21. Egorov, P. N. Voprosy adaptacii vypusknikov vuza na rynke truda // Vestnik Severo -Kavkazskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Kul'turologiya. 2016. № 3 (3). S. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.