Научная статья на тему 'Рынок труда и занятость населения в Мурманской области'

Рынок труда и занятость населения в Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1487
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и занятость населения в Мурманской области»

БАРАШЕВА Т.И.

Рынок труда и занятость населения в Мурманской области

В настоящее время в Мурманской области отмечается напряженность на рынке труда, и проблема занятости населения продолжает сохранять свою актуальность.

По числу трудоспособного населения, в процентном отношении к общему населению, Мурманская область, среди субъектов Северо-Западного федерального округа, занимает лидирующее место. Численность экономически активного населения в 2008г. составила 519,5 тыс. человек, из которых 483,3 тыс. человек (93%) были заняты в различных сферах экономики [1]. К 2008г. темпы роста экономически активного населения превысили темпы роста числа занятых в экономике. Количество рабочих мест в экономике области не покрывает естественный прирост трудовых ресурсов и не удовлетворяет потребности рынка. Коэффициент напряженности на рынке труда на протяжении всего анализируемого периода превышал как среднероссийский показатель, так и средний показатель по СЗФО (рис.1).

5 4

% 3

2 1 0

2000

2001

2002

2003

2004

2005 2006 2007 2008

□ Российская Федерация ■ Северо-Западный федеральный округ □ Мурманская область

Рис. 1. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию (чел.).

Недостаточные темпы создания новых рабочих мест по сравнению с темпами роста трудовых ресурсов вызывают рост безработицы и способствуют усилению миграционных процессов населения из Мурманской области в поисках работы. При этом миграционный поток на 76% обеспечивается за счет выбытия лиц трудоспособного возраста.

К 2007 г. общая безработица в регионе достигла 6,6 %, что превысило среднероссийский показатель (5,9 %). Среди субъектов Северо-Западного федерального округа по уровню общей безработицы Мурманская область занимает третье место, уступая Архангельской области и г. Санкт-Петербург. Из числа экономически

активного населения в 2007 г. 32,6 тыс. человек были признаны безработными, а число официально зарегистрированных безработных в службах занятости населения достигло 15,9 тыс. человек [2].

Развившийся финансово-экономический кризис вновь выдвинул на первый план проблему безработицы и обеспечение занятости населения. С началом кризиса напряженность на рынке труда усилилась во всех муниципалитетах области и, особенно в тех, где экономический потенциал города представлен только одним градообразующим предприятием. С ноября 2008 г. по февраль 2009 г. спрос на рабочую силу уменьшился на 2436 единицы. За период с октября 2008 г. по август 2009г. предполагалось к увольнению 7770 человек, а фактически было уволено в связи с сокращением численности или штата работников 4,3 тыс. человек [3].

Сокращение вакансий на рынке труда обусловили рост числа безработных. Максимального значения показатель безработицы достиг в конце апреля 2009г., когда численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных граждан увеличилась по сравнению с октябрем 2008 г. на 62% и составила 16494 человека, а коэффициент напряженности на рынке труда возрос с 1,1 до 3,6 [3]. Усилились межмуниципальные различия по уровню безработицы: в 7 городах ее показатель превысил среднеобластной более чем в два раза, а в Терском районе - в 7 раз.

Состав безработного населения Мурманской области представлен социально слабозащищенными группами населения, имеющими низкую конкурентоспособность на рынке труда. Это молодежь, женщины, инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком. Достаточно высок удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности безработных, представленных на 8,4% выпускниками вузов (рис. 2).

%

35 30 25 20 15 10 5 0

<

до 20 20-29 30-39 40-49 50-59 60 - 72

□ Российская Федерация □ Мурманская область

Рис. 2. Состав безработных по возрастным группам в 2008г.

Сложности в трудоустройстве вынуждают молодых специалистов, родившихся на Кольской земле, включаться в поиск работы за пределами региона. Этот вывод подтверждает структура областного миграционного потока, которая характеризуется высокой долей выезжающего с территории населения, состав которого более чем на 40% представлен молодежью в возрасте от 16 до 29 лет.

Несбалансированность спроса и предложения молодых кадров на рынке труда области объясняется многими причинами. Нарастание финансового кризиса усложнило ситуацию с трудоустройством. Крупные предприятия, оптимизируя затраты, начали избавляться от ненужных работников, усилив напряженность на рынке труда. Большинство малых предприятий, «устав» противостоять явлениям кризиса, прекратили свое существование, высвободив дополнительный трудовой ресурс на рынок труда (к первому полугодию 2009 г. ликвидировались более двухсот пятидесяти фирм из числа субъектов малого предпринимательства).

Другой причиной обострения проблемы молодежной занятости является несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям предприятий области и, как заявляют работодатели, отсутствие специальных знаний у молодых специалистов, которые зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства.

Для обеспечения требований рынка «качественными» трудовыми ресурсами необходимо изменить подход к системе управления кадровым потенциалом, начиная с этапа выбора школьником нужной профессии. Для оказания им помощи в профессиональном самоопределении следует обеспечить внедрение профориен-тационных программ, в чем могут быть активно задействованы как государственные службы, так и местные бизнес-сообщества.

Широкий опыт по управлению кадровым потенциалом приобретен градообразующим предприятием ОАО «Апатит», расположенном в г. Кировск Мурманской области. Подготовка трудового резерва ОАО «Апатит» начинается с этапа выбора школьником нужной профессии.

Через проведение работы по развитию системы шефских связей реализуется программа по предпрофильной и профильной подготовке учащихся для самоопределения и выбора будущей профессии в школах г. Кировск и г.Апатиты. С 2005г. действует Программа «Апатит-класс». Ее цель - осуществление профильной и предпрофильной подготовки индустриально-технологического направления обучающихся 10-11 классов, а также полная и качественная реализация программы подготовки дальнего резерва рабочих кадров, инженерно-технических работников и менеджеров ОАО «Апатит» на базе средних общеобразовательных учреждений муниципальных образований с участием в программе специалистов предприятия. В рамках программы анонсируется максимальная помощь выпускникам программы «Апатит-класс» в устройстве на работу и помощь в поступлении на профильные специальности местных вузов выпускников программы «Апатит-класс». В учебном 2006-2007 гг. впервые были выпущены два 11-х класса в г. Кировск. Из 38 учеников 30 человек связали свою будущую специальность с горным производством. С 2007г. семь классов участвуют в данной программе.

Испытывая на предприятии проблему дефицита рабочих специальностей, с 2007г. на базе профессионального училища г. Апатиты открыта профильная подготовительная группа «АпатитПрофРезерв». Открытие профильной подготовительной группы позволит ОАО «Апатит» уже в ближайшей перспективе получить в свои цеха и подразделения специалистов по необходимым рабочим специальностям [4].

Наряду с содействием в профильной и предпрофильной подготовке школьников комбинат «Апатит» через кировскую местную молодежную общественную организацию ОАО «Апатит» помогает снизить остроту проблем занятости молодёжи на рынке труда. По инициативе Молодежной организации ОАО «Апатит» было возрождено стройотрядовское движение, которое поддержали руководители предприятия, администрация города. На базе молодёжной организации в помощь молодёжи был создан Объединенный студенческий строительный отряд «Хибины» (ОС-СО), формирующийся из числа студентов высших, средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования г. Кировск и г. Апатиты для работы на объектах капитального строительства ОАО «Апатит», жилищно-коммунального хозяйства и в других производственных сферах Кировско-Апатитского района. Деятельность стройотряда обеспечивает временную (сезонную) занятость студентов, тем самым создает условия для участия молодежи в решении задач социально-экономического развития г. Кировск и г. Апатиты [5].

Следует заметить, что деятельность комбината ОАО «Апатит» по управлению кадровым потенциалом не затрагивает этап получения высшего профессионального образования. Контакты с вузами сводятся лишь к участию руководителей комбината в работе государственной аттестационной комиссии при защите дипломных проектов, что не может повлиять на уровень подготовки выпускника и решить проблему занятости молодежи.

На этапе получения высшего профессионального образования система вузовского образования также должна быть адаптирована к требованиям заказчиков рынка труда. Сегодня в ней преобладает исключительно теоретическая основа подготовки выпускников и не уделяется должного внимания наращиванию необходимых навыков практического использования полученных знаний. Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями города осложняет реализацию процесса прохождения студентами учебной, производственной и преддипломной практики с целью получения опыта работы, что в итоге снижает их конкурентоспособность на рынке труда и не способствует трудоустройству.

Министерством образования РФ в 2001г. была сделана попытка по решению данной проблемы через распоряжение по созданию в вузах центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования. Однако подобной практики в регионе не отслеживается, и проблему трудоустройства молодежи решают исключительно Центры занятости населения муниципальных образований. Во исполнение постановления Правительства Мурманской области «Об организации временной занятости выпускников учреждений высшего профессионального образования - «Молодежная практика» Центры занятости населения обеспечивают работу по подбору предприятий, способных организовать временные рабочие места для приобретения выпускниками опыта по полученной специальности в целях дальнейшего трудоустройства их на постоянную работу. Центры занятости населения заключают с организациями, давшими согласие на прием выпускников, договоры о создании до-

полнительных временных рабочих мест на основе финансовой поддержки за счет средств областного бюджета. Работодателям в ответ на выделение рабочих мест компенсируются:

- расходы по оплате труда граждан, трудоустроенных в рамках «Молодежной практики», не выше 50 % среднего уровня заработной платы по Мурманской области, определяемого Мурманскстатом;

- расходы на уплату налогов и страховых взносов с фонда оплаты труда участников «Молодежной практики» [6].

Задача по созданию в областных учреждениях профессионального образования информационных центров для оказания содействия трудоустройству выпускников была обозначена лишь в конце 2007г. в ходе разработки и принятия региональной целевой программы «Молодежь Мурмана», которую планируют окончательно реализовать в 2010 году.

Таким образом, в целях содействия занятости молодежи и повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда необходимо активизировать процесс интеграции вузов и работодателей на основе:

- выработки нормативно-правовой базы, регулирующей процесс взаимодействия образования и бизнес-структур;

- совершенствования законодательной базы, которая явится основой для внесения необходимых изменений в структуру, объемы и профили подготовки специалистов и рабочих, которые будут согласовываться с требованиями современного производства и экономики каждого отдельно взятого региона;

- выработки нормативно-правовой базы, обеспечивающей процесс формирования государственного и частного заказа на подготовку квалифицированных кадров;

- подготовки законодательной базы, позволяющей обеспечить проведение мониторинга изучения в регионе потребностей предприятий в квалифицированных специалистах на текущий момент и на перспективу, а также количественного и качественного состава рабочих (специалистов);

- разработки рекомендаций по организации центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников в вузах, располагающими базой данных спроса и предложений, с задействованием бизнес-сообществ.

Литература

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009г.; 2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008г.; 3. http://www.helion-ltd.ru/murmansk-iob-situation; 4. Положение о деятельности ОАО «Апатит» в социальной сфере: развитие системы шефских связей.; 5. Соглашение о сотрудничестве между ОАО «Апатит», Кировской местной молодежной общественной организацией ОАО «Апатит» и работодателями по вопросам, связанными с деятельностью студенческого отряда «Хибины», г. 2008г.; 6. Постановление Правительства Мурманской области от 30.03.2007 N 161-ПП «Об организации временной занятости выпускников учреждений высшего профессионального образования - «Молодежная практика» в 2007 году».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.