Научная статья на тему 'Рынок труда и стратегии поиска работы'

Рынок труда и стратегии поиска работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1310
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ПОВЕДЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ / ПОИСК РАБОТЫ / ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / BEHAVIOR OF THE UNEMPLOYED / JOB SEARCH / AGE LIMITATIONS / EDUCATION-RELATED LIMITATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тореев Владимир Борисович

Поведение каждого человека на рынке труда определяется рядом причин, среди которых состояние экономики, институциональные ограничения, морально-психологические качества человека и др. По характеру поведения стратегии можно разделить на активные и пассивные. Специфические особенности в поведении на рынке труда проявляют молодые люди, впервые выходящие на рынок труда и безработные, ищущих работу. В статье дано подробное их описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour market and strategy for job search

Behavior of every person in the labour market is predetermined by a number of causes including the state of economy, institutional limitations, moral and psychical qualities of a person, etc. According to the character of behavior personal strategies may be divided into active and passive. Specific behavior in labour markey is displayed by young people entering labour market and by the unemployed searching jobs. The article gives a detailed description of the characteristic features of their behavior.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и стратегии поиска работы»

РЫНОК ТРУДА

Тореев В.Б.

РЫНОК ТРУДА И СТРАТЕГИИ ПОИСКА РАБОТЫ

В России сложилась уникальная модель рынка труда, отличающейся слабой зависимостью занятости от динамики производства и высокой адаптивностью к экономической обстановке. Адаптивность обеспечивается за счет широкого использования нестандартных (нетипичных по Трудовому Кодексу) форм занятости: неформальной, неполной, сверхурочной, временной и др. и специфических условий найма, позволяющих предпринимателям осуществлять маневрирование заработной платой. Более того, эта модель приобрела институциональный характер, т.е. стала неким правилом, а исполь-

1,5-| 1,4 1,3 1,2 1,1 1

0,9

ч

0,8

зование стандартного найма (в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора)

можно

считать отклонением от

«нормы». Это наблюдается даже в ряде бюджетных организаций. В результате занятость в экономике России слабо реагирует на кратковременные колебания экономической конъюнктуры.

На рис. 1 приведена динамика изменения темпов роста трех показателей, определяющих различные аспекты экономики: инвестиций в основные средства, валового внутреннего продукта (ВВП) и занятости.

V

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Инвестиции

•Занятость ВВП

Рис. 1. Темпы роста инвестиций, занятости и ВВП1

1 Портал: gks.ru - Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика.

Сравнение темпов роста показателей позволяет сопоставить показатели, имеющие различную экономическую природу и измеряемые в различных единицах.

Как известно, финансовый кризис начался в августе 2008 года. Хорошо видно, как темп роста инвестиций стал сокращаться еще в 2007 г., между тем темп роста ВВП стал снижаться только в 2009 году. Резкие колебания темпов роста инвестиций и ВВП иллюстрируют остроту кризисных явлений.

Как видно из графика, до 2004 года темп роста инвестиций сопровождался таким же темпом роста ВВП. После 2005 г. тенденция сменилась, и увеличение темпов роста инвестиций уже на вызывало увеличения темпов роста ВВП.

Занятость — менее динамичный показатель, чем инвестиции и ВВП. Колебания темпов роста занятости в целом соответствуют колебаниям инвестиций, но происходят в меньшем масштабе. И если в кризисный 2009 г. темпы роста инвестиций составили 0,9 пункта (в 2008 г. — 1,31), т.е. сократились (соответственно, разница темпов роста между 2008 и 2009 гг. составила 0,41 пункта), то темпы роста занятости, хотя и сократились до 0,98 (в 2008 г. — 1,01), их сокращение составило всего 0,03 пункта.

Таким образом, финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., на рис. 1 выглядит следующим образом: сначала стали сокращаться инвестиции, потом последовало резкое сокращение ВВП и небольшое сокращение занятости. В 2010 г. темпы роста ВВП и инвестиции начали увеличиваться, соответственно стала расти и занятость населения.

Можно назвать еще несколько обстоятельств, определивших своеобразие российского рынка труда:

• наследие советской системы трудовых отношений;

• формирование российского законодательства о труде и налогового законодательства, переложившего обязательства по социальной ответственности с государства на плечи трудящихся (предпринимателей);

• экономическая политика правительства;

• череда экономических кризисов. Для больших городов характерно

разделение профессий на престижные и непрестижные. Начало этому процессу было положено еще в советское время, так что можно считать его наследием советской системы. Так, очень трудно привлечь дворников, сантехников, полицейских, а в последние годы и рабочих многих специальностей для работы на производстве.

Престижность профессии определяется объемом денег, которые по представлениям обывателей она может принести. Молодежь, поддавшись настроениям, пропагандируемым с экранов телевизоров, стремиться «податься» в начальники и зарабатывать много, не прикладывая, как им кажется, к этому усилий. Поэтому молодые люди стремятся стать директорами банков, менеджерами крупных компаний, фотомоделями и т.д., хотя совершенно не представляют содержания этого труда и уровеня квалификации.

На непристижных работах преимущественно используется труд работников из российских регионов, страдающих отсутствием рабочих мест, и трудовых мигрантов.

Основными поставщиками трудовой миграции стали страны Центральной Азии: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, а также Украина, Армения, Молдова и др. Большинство мигрантов занимают на рынке труда ниши, которые не заполняются местными работниками. Трудовая миграция и денежные переводы мигрантов на родину становятся способом выживания для их семей и обеспечения их финансовой независимости. Денежные переводы мигрантов составляют значительную

15 -10 -5 -0 -

часть ВВП в таких странах, как Молдавия, Армения, Узбекистан, Таджикистан.

В апреле 2013 года в России занятыми были 94,4% экономически активного населения (71,1 млн. человек) и безработными — 5,6% (4,2 млн. человек) [1].

Рассмотрим возрастную структуру экономически активного населения. На рис. 2 представлено распределение по возрасту безработных и занятых в экономике России на март 2013 года.

20.5

4.3

0.6

15.5

0.3

14.4 13/ 11.1

11

12,7

92

11.6

9 2 |— ".1 1 "

6.1

8.7

з «

_СО.

до 20 20-24 25 -29 10-34 15-33 40 - 44 45-49 50-54 55-59 60-72

1ЕТ

□Бе.грэсстн ые □Заняты«

Рис. 2. Возрастная структура безработных и занятых на март 2013 г. (%)

Средний возраст безработных составил 35,8 лет. В последние годы он сдвигается в сторону увеличения (в 2000 г. — 34,8 лет), как и средний возраст занятых, который возрос с 39,9 лет в 2000 г. до 40,3 лет в 2012 году.

Обращает на себя внимание большой процент безработной молодежи. Если считать молодежью людей в возрасте до 30 лет, то на эти возрастные категории приходится 40,4% безработных. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составил 13,4%, в том числе: среди городского населения — 11,5%, среди сельского населения — 18,3%.

На графике просматривается демографический «провал», когда в самом трудоспособном возрасте от 30

до 45 лет занятых в экономике меньше, чем молодых и пожилых.

Среди безработных 30,6% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,1% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 36,6%, среди городских — 29,1%.

Не имеют опыта трудовой деятельности 26,4% безработных, в том числе: до 20 лет — 12,9% не имеющих опыта, от 20 до 24 лет — 44,2%, от 25 до 29 лет — 19,1% [2].

Молодые люди, впервые вышедшие на рынок труда, представляют наиболее уязвимую группу населения, т.к. у них нет ни опыта работы, ни опыта поиска работы. В связи с

этим их поведение на рынке труда отличается от поведения других категорий безработных. Поэтому, рассматривая поведение безработных на рынке труда, будем отделять поведение молодых людей, впервые ищущих работу, от поведения людей, потерявших вследствие некоторых причин работу и ставших безработными. То есть стратегии первого вхождения на рынок труда будем рассматривать отдельно от стратегий, связанных со сменой работы. Под «стратегией» будем понимать осознанное, мотивированное поведение индивида на рынке труда, направленное на достижение его жизненных целей, реализацию интересов и ценностей [3].

Будем считать людей молодыми в возрасте от 14 до 29 лет, т.е. в возрасте поиска своего места в жизни. Молодежь в этом возрасте составляет 23,3% занятых в российской экономике.

В общем случае стратегии поведения безработных на рынке труда можно разделить на активные и пассивные. В основе активных стратегий лежит желание самореализоваться, поиск каналов социальной мобильности, связанный со стремлением к успеху и самостоятельности. Опросы показывают, что около 30% молодых людей согласны в выборе будущей профессиональной карьеры действовать самостоятельно, полагаясь только на свои силы и умения [4. С. 141]. В основе пассивных стратегий лежит инфантильное отношение к жизни и своему будущему, к реализации трудовой карьеры.

Рынок труда, на который выходят молодые люди, не адаптирован к их приему и может предложить им, в основном, низкооплачиваемую работу, часто на временной основе, или вообще теневую.

Отметим, что первым барьером на пути поиска первого места работы является отсутствие опыта и стажа. Только закончив образование и заработав определенную квалификацию, молодые люди могут рассчитывать на получение интересной престижной и хорошо оплачиваемой работы.

В регионах трудности адаптации молодежи возрастают, так как на них влияют дополнительные факторы: ограниченные возможности для восходящей социальной мобильности, сравнительно меньшие возможности доступа к различным ресурсам (финансам, информации, образованию, культурным услугам) по сравнению со столичными городами, а также локально замкнутые рынки труда.

Трудовые стратегии молодежи как путь адаптации на рынке труда и занятости

Возраст 14-17 лет. Первый трудовой опыт молодые люди получают в возрасте 14- 17 лет. В основном, это старшеклассники или учащиеся колледжей (средних учебных заведений). Эта категория работников характеризуется отсутствием какой-либо квалификации и опыта работы, а потому может рассчитывать на неквалифицированный труд (курьер, уборщик, мойщик машин и т.п.). Зачастую их принимают на работу без трудового договора, тем более что заключать такой договор россияне могут только с 16 лет, что выгодно работодателю, т.к. дает возможность избежать уплаты налогов. В основном эта категория работников трудится на временной основе и зачастую без должного оформления.

Трудовые стратегии тинэйдже-ров можно свести к двум типам.

«Выживание». Находясь в трудных жизненных обстоятельствах без

помощи семьи, подростки вынуждены искать работу, чтобы прокормить себя. В основном подростки могут рассчитывать на низко квалифицированный труд. Впоследствии им очень трудно подняться с этой самой низшей ступени в трудовой иерархии. Для этого необходимо получить образование или профессию, а если основная часть времени уходит на обеспечение выживания при отсутствии поддержки со стороны семьи или общества, это сделать очень трудно.

«Первый заработок». Молодые люди начинают подрабатывать чаще во время каникул. Основной мотив — заработать первые деньги.

Можно выделить еще один тип поведения, который является разновидностью «первого заработка», но дает больше возможностей и более высокий заработок молодому человеку.

«Патернализм». Родственники или старшие друзья (семьи) устраивают подростка на работу с целью получить первые трудовые навыки и заработать первые деньги.

В возрасте 17-20 лет молодые люди заканчивают школу и входят в сложный мир взрослых. Этот возраст можно определить как переходный, потому что именно в этом возрасте во многом определяется их дальнейшее поведение на рынке труда.

Часть молодых людей поступают в высшие учебные заведения, часть продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях (колледжах).

При выборе будущей профессии часто проявляется необоснованное представление о путях адаптации в сфере труда и занятости. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений

о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда.

Довольно большая часть юношей, а в последние годы и некоторое количество девушек, служат в армии. Остальные начинают свою трудовую жизнь. Существует возрастная дискриминация молодых людей при приеме на работу. Работодатели, например, требуют, чтобы у молодого человека был трудовой стаж три года, т.е. пользуясь неопытностью и незащищенностью работника, к нему предъявляются невыполнимые требования с целью ухудшить условия найма.

Необходимо отметить, что при существующей системе образования школьники не получают профессиональных навыков (не обучаются профессиям), что сдерживает их адаптацию на рынке труда. Вместо уроков труда в старших классах готовятся к сдаче ЕГЭ. Если в Советском Союзе профессиональное обучение было обязательным, то теперь только около 30% школьников получают основы профессии в школе [5].

Можно выделить две основные профессии, которым обучают школьников, — это программист и шофер. Реже в сельских и поселковых школах детей обучают на комбайнеров и трактористов, а в городах школьников учат также на массажистов, бухгалтеров, секретарей-референтов и др. Для этого возраста характерны следующие стратегии выхода на рынок труда.

«Временная работа». Эту стратегию выбирают студенты для работы во время каникул, юноши, ждущие призыва в армию, и др. В основном, эта категория трудится на низко квалифицированных работах: официант, продавец (мерчендайзер), младший клерк в офисе крупной компании и

т.п. В крупных городах молодежь устраивается работать в «Макдональдс», «Ростикс» и т.п. компании. Часто молодые люди не имеют возможности выбирать между временной и постоянной работой, потому что работодатели трудоустраивают их только на временной основе.

«Активный поиск». Молодые люди пытаются найти работу, которая отвечала бы их представлениям о хорошей работе. Они используют органы занятости, информацию от знакомых и объявления в газетах. Если работа не отвечает их запросам, то они начинают искать другую. По мере приобретение опыта может меняться их представление о хорошей работе. Этот процесс идет до тех пор, пока их представления не совпадут с характером труда и размером заработной платы.

«Свое дело». Небольшая часть молодых людей организуют свое дело, в основном в форме индивидуального предпринимательства. Исследования показывают, что эта форма не требует специальных знаний по сравнению с руководством малым предприятием [6]. 39 тыс. человек в России в 2009 г. начали заниматься индивидуальным предпринимательством уже в этом возрасте [7]. Успешность бизнеса в столь юном возрасте может быть обеспечена покровительством родных и близких — тогда эта стратегия принимает форму «бизнес патернализма».

«Патернализм». Родные и знакомые устраивают молодых людей работать, используя свой социальный ресурс.

«Выживание». С этой стратегией на рынок труда выходят молодые люди, закончившие школу, но вынужденные искать хоть какую-нибудь работу, чтобы прокормить себя. Несмотря на программы поддержки, эту

стратегию вынуждены выбрать большое количество воспитанников детских домов2. Они сталкиваются с теми же проблемами, что и школьники, начавшие работать по этой стратегии раньше.

«Пофигизм». Часть молодых людей, имеющих возможность жить на иждивении родителей, занимают инфантильную позицию по отношению к труду — манкируют приобретением специальности и не ищут активно работу. Используют эту стратегию не только дети обеспеченных родителей, но и выходцы из малообеспеченных семей, предпочитая минимальное содержание напряженному труду.

Стратегии поиска работы «Временная работа», «Активный поиск» и «Свое дело» относятся к активным. Они требуют от молодых людей проявления таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность, умение анализировать опыт работы и опыт поиска работы.

Стратегии «Патернализм», «Выживание» и «Пофигизм» относятся к пассивным. Пассивные стратегии характеризуются тем, что в дальнейшем очень трудно перейти от них к активным формам поиска работы.

Возраст 20-25 лет. В этом возрасте на рынок труда выходят выпускники средних специальных (кол-

2 В помощь таким подросткам реализуются, в частности, программы Благотворительного фонда «Дети России — Будущее мира»:

• «Детская комната» — проект для выпускниц детских домов с целью обучить обращаться с детьми первых лет жизни, приобрести навыки в обращении с новорожденными, продолжить получать образование или специальность, которая сможет прокормить их и их детей;

• «Помощь выпускникам детских домов» — социальная адаптация воспитанников детских домов.

Проект Национального Благотворительного Фонда «Выпускник детского дома» — социальная адаптация выпускников детских домов, реализуется в трех регионах: Новосибирской области, Москве, Приморском крае.

леджей) и высших учебных заведений. Далеко не каждый выпускник среднего учебного заведения может найти работу по специальности. Практически нет проблем найти работу у молодых людей, получивших рабочие специальности, но у городской молодежи считается не при-стижным работать на производстве, поэтому даже владея специальностями, имеющими спрос на рынке труда, они ищут «престижную» работу. Престижной у большой части молодежи считается такое место работы, на котором можно мало работать и много получать. Телевиденье дает им информацию, что так живут «звезды» кино и телевидения, фотомодели и другие представители творческой интеллигенции, а также банкиры и бандиты. Благодаря средствам массовой информации, психология «мгновенного успеха» довольно прочно укоренилась в сознании молодых людей.

Сильное влияние на возможности найти работу по специальности оказывает региональная специфика рынков труда. Среди регионов с высоким образовательным уровнем можно назвать Москву (47,9% занятого населения имеют высшее образование и 27,7% — среднее специальное образование), Санкт-Петербург (43,4% и 22,8%), Московскую область (36,1% и 28,5%), Самарскую область (33,5% и 28,7%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако есть регионы, в которых велик процент людей, не получивших и полного среднего образования: Еврейская автономная область (11,6% занятого населения не получили среднего образования и 0,7% не имеют образования совсем), Ненецкий АО (8,8% и 1,6%), Забайкальский край (8,5% и 0,8%), Чеченская Республика (8,4% и 1,6%) [8].

Среди основных стратегий, которые использует эта категория молодежи можно назвать следующие.

«Активный поиск». Выпускники средних и высших учебных заведений стараются найти работу по специальности, используя службы занятости, ярмарки вакансий, которые устраивают региональные (муниципальные) власти вместе с администрациями учебных заведений. Выпускникам региональных университетов бывает легче найти работу по специальности, т.к. регионы готовят их для работы на месте, в администрациях разного уровня, региональных научных центрах.

«Свое дело». Учащиеся учебных заведений начинают организовывать свои предприятия еще на стадии обучения. Порядка 7% малых предприятий управляются руководителями в этом возрасте и более 5% индивидуальных предпринимателей начинают свой бизнес. Образование позволяет успешно заниматься предпринимательством по основной специальности обучения. Порядка 24% индивидуальных предпринимателей имеет высшее, 25% — среднее специальное и 17% — начальное профессиональное образование. У малых предпринимателей эти цифры выглядят так: 50% — высшее, 20% — среднее специальное образование [6].

«Патернализм». Родственники и друзья устраивают выпускника на работу. Обычно в этом случае специальность, которую получал молодой человек, была выбрана с учетом дальнейшего устройства на работу. Однако случается, что образование молодые люди получали, только чтобы иметь диплом, а работать они начинают у своих родных и знакомых не по основной специальности.

«Пофигизм». Данная стратеги присуща чаще выпускникам средних

специальных заведений, что связано с тем, что некоторые учились лишь потому, что родственники заставили их это делать, да и в армию не хотелось идти. Такие выпускники не спешат найти работу, живя на средства родителей, даже если содержание, которое они получают, невелико.

Возраст 25-30 лет. В возрасте 2530 лет на рынок труда выходят молодые люди самой высокой квалификации, которые получили не только первое высшее образование, но закончили аспирантуру или имеют второе высшее образование. Как правило, они успели поработать временно на нескольких должностях. Их охотно берут на работу, и в коммерческие фирмы, и в органы государственного управления.

«Профессиональная карьера» — основная стратегия этой категории работников. Получив отличное образование, молодые люди стремятся как можно удачнее трансформировать его в профессиональную карьеру, т.е. обеспечить себе вертикальную мобильность. Как правило, они сами могут выбирать себе место работы из нескольких предложений.

Стратегии поведения на рынке труда людей, ставших безработными

Рассмотрим стратегии поведения на рынке труда людей, потерявших в силу некоторых обстоятельств работу и ставших безработными. Потеря работы считается самым большим несчастьем, которое может произойти внезапно и практически с каждым.

Статус безработного — это самый низкий социальный статус, изменить его очень сложно. Специфика данной ситуации заключается в том, что потерю работы большинство людей воспринимают как личную неудачу и

поражение, как следствие собственной профессиональной несостоятельности. Решение, подобной кризисной ситуации, во многом зависит от степени адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного к различным обстоятельствам жизни, как в повседневности бытовых проблем, так и в профессиональной сфере.

Однако встречается и альтернативный подход. Люди воспринимают потерю работы как возможность отдохнуть, как длительный отпуск. Получение официального статуса безработного для них — способ приспособиться к нестабильным социальным условиям, получить какое-то определенное положение в обществе, осознать свое место в нем. Можно предположить, что в данной модели поведения присутствует механизм идентификации.

Два основных фактора определяют отбор работников с наиболее привлекательными для работодателей характеристиками: возраст и образование3. Внутри возрастных и образовательных групп работников происходит дифференциация на основе социально-демографических характеристик, регулируется возможность реализации активной и пассивной стратегий поиска работы. Были выделены следующие возрастные группы.

До 30 лет. Данная группа наиболее привилегированная на рынке труда. Какие-либо ограничения, связанные с фактором возраста, отсутствуют.

До 40 лет. Выделение данной группы связано с наличием возрастного барьера «30 лет», который мо-

3 По результатам международного исследовательского проекта «Гендерные стратегии занятости на рынке труда» [9, 10].

жет оказаться одним из ограничений при устройстве на работу в частные компании. В интервью встречались единичные случаи, когда работодатели хотели взять на работу работников именно в возрасте до 30 лет.

После 40 лет. Попавшие в эту группу респонденты, отмечают свой возраст как одну из основных причин, ограничивающих трудоустройство. Потенциальный работник в возрасте после 40 лет автоматически проигрывает более молодым конкурентам, причем в интервью достаточно часто воспроизводится ситуация формального подбора кандидатов, когда требования не только к возрасту, но и профессиональным навыкам респондента являются внешними, носят формальный характер.

После 50 лет. К представителям этой группы изменяется не только отношение нанимателей — список возможных вариантов трудоустройства суживается до работы в области неквалифицированного, преимущественно физического труда: сторожа, вахтеры, уборщицы, санитарки, но ухудшаются институциональные условия рынка труда, например, безработные теряют возможность пройти переобучение на базе центров занятости.

В группах «после 40 лет» заметную роль начинает играть еще один критерий, отделяющий более благополучные в отношении возможностей трудоустройства группы «до 40 лет» от групп старшего возраста — это физическое здоровье. Кроме общей хронической усталости, «изношенности организма», респонденты указывали конкретные болезни и функциональные нарушения, стали появляться и случаи инвалидности.

Пенсия — один из существенных механизмов, определяющих страте-

гии занятости в группе «после 50 лет». Пенсионное настроение, стремление к выходу на пенсию рассматривается и как минимальная гарантия стабильности, материального благополучия, и как возможность отдохнуть от бесконечной многолетней гонки.

Зачастую выход на пенсию является естественным переходом от активной к пассивной индивидуальной позиции, поскольку в данной возрастной группе работа во многом перестает выполнять функцию реализации материальных потребностей и, как следствие, изменяется отношение к работе. Возрастает значение общения, налаживания и укрепления отношений, связей с другими людьми, обращается большее внимание не на содержание, а на условия труда — отдается предпочтение работе «без нервотрепки», не требующей значительных физических усилий.

Лица предпенсионного возраста. Есть еще одна возрастная группа, которая не была выделена в ходе социологических исследований, но на которую указывает закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федера-ции»4 — это лица предпенсионного возраста, т.е. граждане, которым до пенсии осталось два года.

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам (не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 для мужчин и 20 лет для женщин, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, преду-

4 Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

смотренной статьями 27 и 28 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.

Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Если в дальнейшем лица, получившие пенсию до срока, поступают на работу, то выплата пенсии прекращается.

Действие фактора образования

на рынке труда для безработных

Вторым фактором, определяющим поведение людей на рынке труда, является образование, которое дифференцирует безработных в воз-

растных группах, ограничивает их вертикальную и горизонтальную мобильность. С точки зрения безработных образование воспринимается как ограничение абсолютного характера, когда по мере перехода из одной возрастной группы в другую отсутствие образования все сильнее препятствует приему на работу. В возрасте «после 40 лет» очень сложно получать, например, высшее образование, а в возрасте «после 50 лет» это сделать практически невозможно. Однако с точки зрения работодателя отсутствие образования может быть компенсировано опытом работы.

Еще одним важным компенсационным фактором является обучение в рамках различных программ повышения квалификации или освоения второй / третьей специальности.

На рис. 3 представлено распределение уровня занятости по возрастным группам и уровню образования в 2011 г., из которого видно, что уровень образования влияет положительно на занятость во всех возрастных группах.

Рис. 3. Уровень занятости населения по возрастным группам и уровню образования в 2011 году (%) [2]

Безработные различаются не только по возрасту и уровню образования, но и по своим социально-

психологическим характеристикам. В зависимости от жизненных установок и характера они по-разному реа-

гируют на потерю работы. Исходя из степени мотивации трудовой деятельности, безработных можно дифференцировать по следующим социально-психологическим группам [11]:

• граждане, имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в ближайшее время;

• лица со средним потенциалом, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в трудоустройстве. Сложности в поиске работы у людей из этой группы могут иметь разный характер: мотивационный или профессиональный. К мотивационным проблемам относятся нежелание гражданина работать или неадекватно завышенные требования к характеру работы. Профессиональные проблемы возникают, когда человек имеет невостребованную профессию, недостаточную квалификацию или опыт работы (что соответствует низкой профессиональной востребованности на рынке труда);

• все остальные — люди с низким потенциалом трудоустройства, не готовые приступить к работе в ближайшее время. Как правило, это длительные безработные.

На потенциал трудоустройства безработного влияют не только профессиональная востребованность и мотивация к трудовой деятельности, но и наличие у гражданина навыков эффективного поведения на рынке труда. Так, более 60% безработных искали работу в первом квартале 2012 года с помощью родственников и знакомых, более 30% обращались в службу занятости, кроме того, около

2,5% обращались в коммерческие службы занятости, порядка 28% искали работу с помощью работодателей или администрации, а 30% использовали Интернет и СМИ [1].

Безработные женщины применяют более широкий набор средств при поиске работы, чем мужчины, чаще прибегают к услугам службы занятости. Мужчины охотнее обращаются непосредственно к работодателям. Это связано с убеждением, что при приеме на работу работодатели, как правило, предпочитают мужчину.

Что касается участия в активных программах, то безработные женщины (как и работающие) демонстрируют несколько большее по сравнению с мужчинами желание пройти переподготовку. Его выразили 48,8% всех опрошенных безработных женщин и 41,7% мужчин. Категорически отказались от переподготовки 25,2% мужчин и только 19,8% женщин [10].

У женщин значительно чаще, чем у мужчин, причиной отказа от переподготовки ставиться отсутствие гарантий будущего трудоустройства; мужчин же чаще всего не устраивает содержание предлагаемой переподготовки (не та специальность). В ряде регионов получила распространение практика, когда на переподготовку направляются только те безработные, которые могут предоставить гарантии последующего самостоятельного трудоустройства.

У безработных активные стратегии поиска работы в основном определяются отношением к труду как к жизненной необходимости, между тем пассивные стратегии определяются отношением к работе как к некоему препятствию в жизни, которое нужно преодолевать, но без которого не обойтись.

Среди пассивных стратегий поиска работы можно выделить следующие.

«Случайный заработок». По этой стратегии безработные берутся за любую работу, которая им предложена службой занятости или друзьями и знакомыми. Они не уверены в своей профессиональной состоятельности, часто не имеют специального образования, долго не задерживаются на одной работе, поэтому часто меняют место работы. Причины смены работы могут быть самые разнообразные: материальные притязания, конфликты, неудовлетворенность коллективом, «плохие» условия работы и др.

«Поиск стабильности» — безработные по этой стратегии пытаются найти работу, которая позволила бы обеспечить стабильный заработок на возможно более длительный срок. При этом они готовы отказаться от профессиональных и личных интересов, понизить свой статус, лишь бы трулоустроиться. К использованию этой стратегии более склонны люди в возрасте после 45 лет.

«Удовольствие от жизни»5. В основе поведения на рынке труда этой категории людей лежит поиск наиболее комфортных условий для «самореализации», которая определяется через сферу преимущественно досу-говых интересов. Для них характерны перерывы в трудовом стаже. Ключевой мотив перемены места работы — утрата интереса. Отсутствует ориентация на стабильную занятость, главным в работе является заработок. Период безработицы воспринимается относительно спокойно, поиск работы ведется чрезвычайно вяло,

5 Гедонизм.

преимущественно по неформальным каналам.

Активные стратегии более разнообразны, хотя стратегии «Вынужденное предпринимательство» и «Планируемая безработность» можно назвать активными условно.

«Уверенный профессионализм». Поиск работы по этой стратегии осуществляют люди, уверенные в своей профессиональной состоятельности. Они имеют опыт работы, часто высокий уровень образования. Их редко увольняют, и безработными они становятся, в основном, в результате реорганизации структур, в которых работали. Эти люди уверены в себе, ищут работу, которая была бы им интересна и обеспечивала материальное благополучие. Они готовы конкурировать на рынке труда.

«Вынужденное предпринимательство». Безработные, начинающие предпринимательскую деятельность от безысходности, попадают в эту группу. В отличие от предпринимателей, открывших свое дело по своей инициативе, эти люди вынуждены заняться бизнесом. Около 7% малых предпринимателей до организации своего дела были безработными, что составляло в 2011 г. довольно внушительное количество — 88653,67 малых и 133991 индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время достаточно много способов начать свое дело. В малых городах и на селе эффективно действуют центры занятости, которые выделяют безработным стартовый капитал. В зависимости от региона он может составить от 50 000 до 150 000 рублей. В крупных городах создана целая инфраструктура поддержки малых предпринимателей [12], которая с большей или меньшей эффективностью позволяет начать

собственное дело, хотя трудностей на этом пути будущему предпринимателю приходится преодолевать достаточно много [13], в том числе психологических — человек из наемного работника, основу труда которого составляет исполнение служебных инструкций и распоряжений вышестоящего начальства, переходит в категорию предпринимателей, отвечающих имуществом за неправильные решения.

«Погоня за заработком». Безработные, исповедующие эту стратегию, готовы пойти на любую работу, за которую будут больше платить, при этом часто неважно содержание труда. Поиск они осуществляют путем последовательной мотивированной смены работы. Степень активности на рынке труда определяется соотношением величины пособия и привлекательности предлагаемых вакансий. Выжидательная позиция определяется отсутствием комплексов по поводу безработицы и довольно высоким уровнем требованием к рабочему месту. Попав на работу, которая удовлетворяет их в материальном плане, стараются удержаться всеми доступными способами. Чаще, эту стратегию использую люди среднего возраста от 30 до 45 лет.

«Профессиональная переориентация». Принимая во внимание, что найти работу по своей специальности в данной местности не представляется возможным, безработные участвуют в программах профессиональной переподготовки. Часто центры занятости проводят переобучение людей на специальности, которые востребованы, поэтому смена профессии некоторым образом гаранти-

рует получение работы. В любом случае, прошедший переподготовку имеет преимущества на рынке труда перед теми, кто такое обучение не прошли. Чтобы пройти переподготовку на более интересную и доходную профессию, люди в ряде случаев уходят с прежней работы и встают на учет в службу занятости. Бывает, что новое место работы «вырастает» из хобби, увлечений: работа на компьютере на пользовательском уровне — освоение ряда профессиональных программ, коллекционирование музыкальных записей — разработка музыкального проекта и его осуществление на радио.

«Планируемая безработность». Имеющий возможность хорошо подрабатывать безработный становится на учет в службу занятости, чтобы получать пособие по безработице. Одновременно, не извещая службу занятости, он работает на временных работах. Если заработок на временной работе достаточно высок, то пособие по безработице воспринимается как своеобразная премия от государства. По окончании срока выплаты пособия он легко находит работу, и через некоторое время все повторяется [14]. Для этой стратегии характерна частая смена места работы.

Появление указанных стратегий поведения безработных на рынке труда было обусловлено соответствующими социально-экономическими условиями, сложившимися в российском обществе в начале третьего тысячелетия. В дальнейшем появление новых институциональных детерминант может изменить характер рынка труда и породить другие стратегии поведения безработных.

Литература

1. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2013 года (по итогам обследования по проблемам занятости) // Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. — Режим доступа: Портал: gks.ru

2. Тенденции на рынке труда. Аналитический материал. Росстат РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm.

3. Тарковская И.Н. Гендерные аспекты стратегии безработных // Социологические исследования. — 2000. — № 11.

4. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. — М.: Дело,

2003.

5. Арсентьева Н.М., Бусыгин В.П., Харченко И.И. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда и управленческие практики по их регулированию // Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты: Сборник статей. Вып.5 / Под ред. Е.А. Коломак, Л.В. Машкиной. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН,

2004. — С. 147-167.

6. Тореев В.Б. Мониторинг социально-экономических изменений в малом бизнесе // Народонаселение. — 2010. — № 1. — С. 67-80.

7. Малое и среднее предпринимательство в России 2009: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2012.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. — М.: Росстат, 2012.

9. Профессионально-карьерная мотивация в адаптационных стратегиях «слабых групп» на рынке труда: гендерное измерение / ФОП ЭСМ. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16215025/.

10. Нечаевский Д.Л. Стратегии занятости безработных на региональном рынке труда. — Режим доступа: www.regioncentre.ru/generation/publications/publication36/.

11. Петунова С.А. Виды социального поведения безработных. — Режим доступа: www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2711.

12. Тореев В.Б. Особенности российского малого предпринимательства. «М.: ИСЭПН РАН, 2006.

13. Тореев В.Б. Барьеры на пути малого бизнеса // Экономическая наука современной России. — 2008. — № 4.

14. Экономические субъекты постсоветсткой России: Коллективная монография / Под ред. д.э.н., проф. Р.М. Нуреева. — М.: МОНФ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.