Научная статья на тему 'Особенности молодежного рынка труда в СКФО'

Особенности молодежного рынка труда в СКФО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
211
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Ольга Петровна, Любенкова Елена Петровна, Любенкова Антонина Сергеевна

В статье выявлены социальные, культурные и демографические проблемы молодежного рынка труда СКФО на основе анализа данного сегмента в Ставропольском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности молодежного рынка труда в СКФО»

Максимова Ольга Петровна

Ст. препод. ТИС (филиал) ФГБОУ ВПО ДГТУ, г.

Ставрополь

Особенности молодежного рынка труда в СКФО

Любенкова Елена Петровна

К.э.н., доцент ФГБОУ ВПО МГУПИ, г. Ставрополь

Любенкова Антонина Сергеевна

Студентка ФГБОУ ВПО ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье выявлены социальные, культурные и демографические проблемы молодежного рынка труда СКФО на основе анализа данного сегмента в Ставропольском крае.

Ключевые слова: молодежь, депрессивный регион, экономическая активность, занятость, безработица. Maksimova O.P., Lyubenkova E.P., Lyubenkova A.S. Features of the youth labour market in North Caucasus Federal District

Abstract: In article social, cultural and demographic problems of a youth labor market of North Caucasus federal district on the basis of the analysis of this segment in Stavropol Krai are revealed. Key words: youth, depressive region, economic activity, employment, unemployment.

Молодежь сегодня стоит перед необычайно трудной задачей. При неорганизованной структуре государственной поддержки и неотработанной молодежной политике теряется надежда на то, что инновационный, творческий, профессиональный потенциал молодых может быть в должной мере востребован и использован. Она трезво оценивает несоответствие своих потребностей и нынешних возможностей.

Отсутствие помощи в профессиональном ориентировании, отказ государства гарантировать трудоустройство после окончания вуза, уклонение от социальной поддержки студентов в их профессиональном становлении ведут к потере доверия к государству, существенно затрудняют формулирование и реализацию жизненных стратегий. Адаптация к новым экономическим условиям осложняется высоким уровнем безработицы, невостребованностью молодых специалистов на рынке труда.

Все более распространенной среди молодежи становится тенденция переквалификации либо трудоустройства не по специальности. Выпускники вузов стихийно адаптируются к существующим условиям, выбирая те нормы и ценности, которые гарантируют им достижение финансовой независимости, успеха, материального благополучия.

Исследование описанных социальных проблем, с которыми сталкивается молодежь, обладает практической актуальностью, поскольку имеет региональную специфику.

В наиболее острой форме они фиксируются в экономически депрессивных регионах, к которым относится и Северо-Кавказский регион, где наряду с прогрессивным типом демографического воспроизводства и социально-экономическими проблемами остро стоят проблемы политической стабильности и перехода к системе социального регулирования общества современного типа. Эти кризисные характеристики существенно затрудняют формирование его позитивного инвестиционного имиджа и дезориентируют молодежь в построении жизненных стратегий и привязке их к локальным сообществам.

В регионе сложилось достаточно выраженное противоречие: с одной стороны, население в силу историко-культурных условий склонно к предпринимательской активности, с другой стороны, данный регион в постсоветский период отличается крайне низкими темпами развития рыночных отношений. При этом стагнация экономики фиксируется даже в республиках с достаточно стабильной политической ситуацией.

В этой ситуации молодежь северокавказских республик при более высоком предпринимательском потенциале не имеет возможности его реализации. Разработка долгосрочных планов социально-экономического развития региона предполагает выявление и типологизацию жизненных стратегий молодежи региона. Исследование этой проблемы представляет актуальность не только для структур, занятых вторичной социализацией молодежи (вузов, комитетов по делам молодежи), но и для административных органов.

Культуру народов Северо-Кавказского региона нельзя охарактеризовать как традиционную, скорее, можно говорить о ее приверженности к фрагментам традиционной нормативной системы. В устойчивый культурный комплекс, определяющий менталитет народов Северо-Кавказского региона, входят маскулинность, гостеприимство, культ старшинства и специфика семейных отношений. В содержательном плане маскулинность региональной культуры выражается в ценности материальных вещей, власти и представительности (статусности).

Культурная специфика региона взаимодействует с экономической сферой жизни, в которой находится и молодежь. Экономическая ситуация в регионе характеризуется неблагоприятной обстановкой на рынке труда, где сложился колоссальный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, а избыточные трудовые ресурсы не находят необходимых сфер занятости. При этом широкое распространение имеет теневая (неформальная) экономика, которая определяется этнокультурными традициями. Жизнь в ограниченном ресурсами регионе в большой стране выработала у жителей Северо-Кавказских республик качества предприимчивости и жизненной соревновательности в достижении благополучия и достойного статуса. Отсюда склонность северокавказцев к предпринимательству, торговле, пространственной мобильности и к публичной демонстрации высокого уровня благосостояния, выражающейся в приобретении предметов роскоши и имущества.

Северный Кавказ характеризуется высоким уровнем внешней и внутренней миграции, что усложняет ситуацию на рынке труда. Высок уровень безработицы, недостаточно возможностей для трудоустройства в соответствии с имеющимся образованием в сферах легальной занятности. Однако коммерческая миграция создала огромный рынок труда и мобилизовала имеющийся трудовой потенциал населения.

В таких условиях для молодежи оказалось важным не освоение конкретного профессионального опыта, а продление периода ограниченной ответственности за социальное функционирование и накопление любого образовательного потенциала, развивающего общие, а не специфические трудовые способности.

Сочетание культурных и экономических особенностей региона проявляется в выборе студентами профессии с учетом мнения семьи (клана), ориентации на отсутствие прямой связи между получаемой специальностью и предполагаемой сферой труда, в стремлении отсрочить свой выход на рынок труда через продолжение образования в аспирантуре или получение второго высшего образования. Хотя образование рассматривается молодежью в числе первых трех факторов, необходимых для жизненного успеха и профессиональной карьеры, качество профессионального образования, приобретаемого в республиках региона, недостаточно удовлетворяет местное студенчество.

Ставропольский край является одной из крупнейших экономических единиц СевероКавказского региона. Поэтому будет логично рассмотреть проблемы занятости молодежи на примере Ставропольского края.

Молодежь в настоящее время составляет четвертую часть населения края и 40% численности трудовых ресурсов. В 2012г. в Ставропольском крае проживали 700,1тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, из них 50,4% - мужчины и 49,6% - женщины.

Среди молодых людей в возрасте до 30 лет 48% - занятые трудовой деятельностью, 6% - безработные, 46% - экономически неактивные. В составе экономически неактивного населения 72% - студенты и учащиеся дневной формы обучения, 15% - лица, ведущие домашнее хозяйство.

Анализ экономической активности, занятости и безработицы среди молодежи целесообразно проводить по пятилетним группам, так как характеристика и состав каждой из этих групп значительно различаются. Так, среди возрастной группы 15-19 лет велика доля обучающихся в учебных заведениях разного уровня (около 80%). Учащиеся и студенты в соответствии с методологией МОТ классифицируются как экономически неактивное население. В возрасте 20-24 лет доля обучающихся уменьшается до 23,5% и наиболее актуальной становится проблема трудоустройства после окончания вуза. В этом возрасте доля занятых увеличивается до 52,5% (против 11% - в возрасте до 20 лет). К 25-летнему возрасту процесс получения образования завершается, и молодежь переходит из экономически неактивного населения в категорию занятых. В возрастной группе 25-29 лет доля обучающихся составляет менее 1,5%, а доля занятых - увеличивается до 77%. Уровень экономической активности молодежи колеблется: от 15,5% в возрасте 15-19 лет до 84% - в группе 25-29 лет. Среди мужчин он выше, чем среди женщин в каждой из трех пятилетних групп молодежи. В возрастной группе моложе

20 лет это превышение составляет около 10, в группе 20-24 лет - 13, в группе 25-29 лет - 22 процентных пункта соответственно.

Уровень экономической активности сельской молодежи в возрасте моложе 25 лет выше, чем в городе, что связано с более высокой долей обучающейся городской молодежи. В возрастной группе 25-29 лет экономическая активность в городе выше, чем в сельской местности на 11,6 процентных пунктов. Причем, в городской местности наблюдается рост экономической активности молодежи, в селе - сокращение. В городской местности уровень занятости среди молодых людей значительно ниже, чем в сельской в возрастной группе до 20 лет. В возрасте старше 20 лет в городе занятость молодежи превышает сельскую - в возрастной группе 20-24 лет на 9,7 процентных пунктов, в группе 2529 лет - почти на четверть (на 16,6 процентных пунктов).

Для молодежи характерен более высокий уровень профессионального образования. Каждый третий молодой человек из числа занятых в экономике имеет высшее или неполное высшее образование, 20,1% - среднее профессиональное образование; среди более старших возрастных групп преобладают лица со средним профессиональным образованием (26,7%). Доля работающих на селе молодых людей с высшим образованием почти в 3 раза меньше, чем в городе.

Преобладающая часть занятой молодежи по месту основной работы трудится в организациях различных форм собственности (в формальном секторе экономики), на их долю приходится 70,5% занятых. Около 20% молодежи в качестве основной или единственной работы занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или имеют работу по найму у физических лиц и на индивидуальной основе.

Структура рабочих мест занятой молодежи по секторам экономики характеризуется более высокой долей занятых в неформальном секторе лиц в возрасте до 20 лет. В основном это работающие по найму у индивидуальных предпринимателей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также в домашнем хозяйстве по производству продукции (услуг) для реализации.

Среди молодых людей более старшего возраста (от 20 до 30 лет) распределение занятых между формальным и неформальным секторами экономики не отличается от работающего взрослого населения (соответственно 70% и 30%). Среди рабочих мест основной работы городской молодежи на неформальный сектор приходится 29%, среди сельской молодежи - более 31%. Наиболее высока доля занятой молодежи в финансовой деятельности (каждый второй работник - в возрасте до 30 лет) и в органах управления (около 40%). В образовании и здравоохранении, а также сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды более 80% работников в возрасте старше 30 лет.

Структура занятости городской и сельской молодежи различается по видам экономической деятельности. В городе основная часть молодежи занята в торговле (23%) и промышленных видах деятельности (16%). На селе каждый третий молодой человек работает в сельском хозяйстве, 16% - в торговле.

Среди безработной молодежи женщины составляют 37% против 52% среди лиц в возрасте 3049 лет. Основная часть неработающих женщин до 30 лет занимается воспитанием детей, не участвует в поиске работы и классифицируется как экономически неактивное население. Из общего числа безработной молодежи 22,7 тысяч человек (почти 55%) - городские жители. Средний возраст безработной молодежи составляет 23 года, в том числе в городе - 22,3 года, в селе - 23,6 лет. Уровень безработицы среди молодежи, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, составляет около 11%.

Самый высокий уровень безработицы в группе 15-19 лет - 26,8%, самый низкий - в группе 2529 лет - 8,1% (в целом по краю уровень безработицы составляет 5,4%). Среди безработной молодежи каждый четвертый (11 тыс. чел.) имеет высшее или среднее профессиональное образование, 10% (4 тыс. чел.) - начальное профессиональное. Половина безработных в возрасте 15-29 лет (20,8 тыс. человек) имеют опыт работы. Среди них наиболее многочисленная группа - квалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания (65%). Специалисты высшего и среднего уровня квалификации составляют 6%, неквалифицированные рабочие - 29%.

Как показали материалы обследований молодежь активнее занимается самостоятельным поиском работы, чем лица более старшего возраста. В органы государственной службы занятости в поисках работы обращается от 15 до 20% безработной молодежи (среди лиц старших возрастных групп - от 25 до 40%). Молодежь в 4 раза чаще занимается поиском работы через подачу объявлений в

средствах массовой информации, размещает (рассылает) свои резюме работодателям. Наиболее предпочтительным, как и во всех возрастных группах, является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых, а также непосредственно обращение к администрации. Среди безработных студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений составляют 14% (около 6 тысяч человек).

По данным Управления государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, в середине 2013г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 74,5 тысяч безработных граждан, из них каждый четвертый (17,2 тысячи) - молодежь в возрасте 16-29 лет. Общая численность безработной молодежи превышала численность зарегистрированных по сопоставимому кругу лиц (т.е. без студентов, учащихся, пенсионеров, отнесенных к безработным) в 5 раз (безработных старше 29 лет - в 2,5 раза). Такое существенное расхождение в размерах общей и зарегистрированной безработицы объясняется тем, что значительная часть безработных предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет в службах занятости.

В органы государственной службы занятости в среднем в год обращаются в поисках работы около 95,8 тыс. граждан, из них в возрасте до 30 лет - 43,2 тысяч (45%). Находят работу (доходное занятие) 27 тыс. молодых людей (62% обратившихся). Из числа зарегистрированных безработных моложе 30 лет 4,7 тысяч (65%) проживают в сельской местности.

Для совершенствования системы социально-правовой защиты молодежи на рынке труда, в первую очередь, необходимо более детально и углубленно изучить эту проблему, проводя различные комплексные исследования. Это поможет выявить самые насущные проблемы молодежи и быть в курсе всех событий и изменений в их жизненной среде.

Особое внимание нужно уделить системе обучения и образования. На наш взгляд очень важно создавать условия для возможности более полной реализации своих способностей и творческого потенциала молодежи еще со школы. А в дальнейшем это должно переходить в поддержку молодежного предпринимательства.

Необходимо акцентировать внимание и на системе социальных гарантий. Увеличение размера пенсий, пособий, стипендий и других денежных выплат является важным моментом в этой сфере, так как материальное положение больше всего волнует не только молодежь, но и все категории населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.