Научная статья на тему 'Молодежь на рынке труда города Апатиты: стратегии поиска работы'

Молодежь на рынке труда города Апатиты: стратегии поиска работы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТРАТЕГИИ ПОИСКА РАБОТЫ / РЫНОК ТРУДА / ФОРМАЛЬНЫЙ КАНАЛ ПОИСКА РАБОТЫ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ КАНАЛ ПОИСКА РАБОТЫ / THE YOUTH / STRATEGIES OF JOB`S SEARCHING / LABOR MARKET / FORMAL CHANNEL OF JOB`S SEARCHING / INFORMAL CHANNEL OF JOB`S SEARCHING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Астахова В.И., Попова О.Н.

В центре внимания данной работы социологическое изучение стратегий поиска работы молодежью на рынке труда в городе Апатиты. Эмпирическую базу работы составили региональные статистические данные за 2015 2016 годы, а такжерезультаты самостоятельного социологического исследования, проведенного весной 2016 года. В результате анализа были выявлены основные каналы и стратегии поиска работы молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH ON THE LABOR MARKET IN APATITY: STRATEGIES OF JOB`S SEARCHING

The focus of this work is a sociological study of strategies of job`s searching for youth in the labor market in Apatity. The empirical base of the work was made up of regional58statistical data for 2015 2016, also the results of independent sociological study conducted by the authors in the spring of 2016. As a result of the analysis, strategies of job`s searching were identified by youth.

Текст научной работы на тему «Молодежь на рынке труда города Апатиты: стратегии поиска работы»

Средняя заработная плата в Мурманской области. Июль 2016. URL: http://www.hibiny.com/job/analitics?id_reg=0&fl=1 (дата доступа 25.07.2016).

Средняя заработная плата в Мурманской области. Июль 2017. URL: https://www.hibiny.com/job/murmanskaya_oblast/analitics/ (дата доступа 25.07.2016).

Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: Издательство ACT, 2002. 557 с. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата доступа: 20.07.2016).

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL:http://kremlin.m/acts/bank/41921/page/1 (дата доступа: 20.07.2016).

Сведения об авторе

Измоденова Нина Нниколаевна

кандидат философских наук, доцент, филиал МАГУ г. Апатиты Izmodenova Nina Nikolaevna

PhD (Philosophy), associate Professor of the Apatity branch of Murmansk Arctic State University

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.58-65 УДК 331.538.2(470.21)

В. И. Астахова, О. Н. Попова

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА АПАТИТЫ: СТРАТЕГИИ ПОИСКА РАБОТЫ

Аннотация

В центре внимания данной работы — социологическое изучение стратегий поиска работы молодежью на рынке труда в городе Апатиты. Эмпирическую базу работы составили региональные статистические данные за 2015 - 2016 годы, а также результаты самостоятельного социологического исследования, проведенного весной 2016 года. В результате анализа были выявлены основные каналы и стратегии поиска работы молодежью.

Ключевые слова:

молодежь, стратегии поиска работы, рынок труда, формальный канал поиска работы, неформальный канал поиска работы.

V. I. Astakhova, O. N. Popova

THE YOUTH ON THE LABOR MARKET IN APATITY: STRATEGIES OF JOBS SEARCHING

Abstract

The focus of this work is a sociological study of strategies of job's searching for youth in the labor market in Apatity. The empirical base of the work was made up of regional

statistical data for 2015 - 2016, also the results of independent sociological study conducted by the authors in the spring of 2016. As a result of the analysis, strategies of job's searching were identified by youth.

Keywords:

The youth, strategies of job's searching, labor market, formal channel of job's searching, informal channel of job's searching.

В Мурманской области в 2015—2016 годы уровень безработицы (1,7 % экономически активного населения) [Официальный портал, ЭР] остается в пределах экономически и социально допустимых норм, ситуация на рынке труда. В то же время наблюдается снижение объемов производства и оказания платных услуг населению, и, как следствие, высвобождением работников в связи с сокращением численности или штата, снижением количества свободных рабочих мест и уменьшением вариантов занятости для граждан, ищущих работу [Электронный фонд, ЭР].

Молодежь на современном рынке труда можно рассматривать как трудовой потенциал социально-экономического развития региона. Однако, именно данная возрастная группа является одной из особо уязвимых групп в сфере занятости (прежде всего, в связи с отсутствием профессионального опыта и необходимой квалификации). Среди безработных Мурманской области 35,8 % — это молодежь в возрасте до 30 лет. Доля безработных граждан, имеющих высшее профессиональное образование, составила 19,9 %, среднее профессиональное — 18,7 %; по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) — 28,9 %; среднее (полное) общее — 25,1 %; основное общее — 7,1 %; не имеют основного общего — 0,4 % [Мурманскстат, 2017]. Проанализировав данные по материалам омнибуса по качеству жизни, следует сделать следующие выводы: проблема трудоустройства (63,0 %) входит в число наиболее актуальных проблем молодежи. Во многом определят миграционные установки молодежи на переезд в другие регионы страны (52 % молодежи, желающей покинуть север) такие проблемы, как проблема трудоустройства, финансовые трудности, отсутствие собственного жилья.3

В сложившейся противоречивой ситуации проблема поиска работы молодежью на рынке труда приобретает особую актуальность и требует социологического осмысления. Особого рассмотрения требует вопрос о стратегиях поиска работы молодежью в условиях снижения потребности производства и сферы услуг в рабочей силе на региональном рынке труда. Стратегия поиска работы — это целесообразный набор действий для осуществления поиска наиболее допустимого варианта трудоустройства.

Степень научной разработанности. Исследованиями российского рынка труда занимались О. И. Шкаратан, С. Г. Кирдина, З. Т. Голенкова, В. А. Ядов и др. Они изучали особенности социального и социально-экономического развития в настоящее время. Р. Холл изучал рыночный механизм рынка труда в наши дни изучали. Неоклассики рассматривают рынок труда, как и все прочие рынки ресурсов, на основе рыночного равновесия. Базой этой цены является заработная плата, которая регулирует спрос и предложение рабочей силы. Неоклассицизм

3 Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного 2016 г. (при участии авторов) в рамках проекта «Качество жизни населения Мурманской области» (филиал МАГУ в г. Апатиты).

является современным подходом классической школы, созданной трудами А. Д. Рикардо. Дж. Кейнс и М. Фридман не оставили без внимания рыночный механизм рынка труда и разделились на два подхода: кейнсианство и монетаризм. Х. Холзер анализировал исследования по поиску работы с учетом стратегий. А Ф. Тейлор, в свою очередь, проводил сравнительный анализ по различиям в способах поиска работы. Изучением стратегий поиска работы занимался Х. Холзер, он анализировал исследования по поиску работы с учетом стратегий. Ф. Тейлор, в свою очередь, проводил сравнительный анализ по различиям в способах поиска работы.

Поиск работы является сложной процедурой в функционировании рынка труда. Выделяют различные стратегии поиска работы. Рассмотрим следующие: 1) неформальные социальные сети; 2) неформальный индивидуальный поиск; 3) формальные посредники; 4) неформальный поиск двух типов; 5) «комплексные» стратегии (рис. 1) [Рощин, 2004].

Рис. 1. Типология стратегий поиска работы

Стратегии поиска работы также делятся на: эффективные и неэффективные. Эффективная стратегия — это продуктивный результат поиска работы, учитывающий социально-демографические характеристики соискателя и его возможности при выборе специальности/профессии. Неэффективная стратегия —это не продуктивный результат поиска работы, учитывающий социально-демографические характеристики соискателя и его возможности при выборе специальности/профессии.

Также стратегии делятся еще на два типа: пассивную умеренно-приспособительную и активную позитивно-инструментальную. Пассивная стратегия трудоустройства предполагает обращение за помощью к государству, ожидание создания новых рабочих мест и льгот для молодежи. По большей части соискателей работы в рамках данной стратегии волнует высокая материальная

обеспеченность, а образование для них — инструмент для обеспечения профессиональной карьеры. Свобода не стоит в приоритете у представителей, относящихся к первой группе стратегии, они готовы пожертвовать ею ради поддержки со стороны государства. Для соискателей работы, выбирающих активную стратегию, свобода является необходимой для жизнедеятельности, материальное благополучие — необходимый элемент успешной жизни. Основная проблема — неосуществимость самореализации, тем самым образование является инструментом для решения данной проблемы. Молодежь этой группы полагает: чтобы достичь успешной жизни, нужно идти на риск, но мораль не позволяет использовать все средства для достижения цели.

Выбор определенного канала поиска - одно из важных звеньев. Стратегия поиска работы может включать как один канал поиска работы, так и несколько, предполагать различную продолжительность поиска работы и различия в частоте обращения к каналу поиска. Если стратегия включает один канал поиска, то она будет называться «чистая стратегия». А если практикуется несколько каналов — «смешанная стратегия». Формирование стратегии состоит из многих параметров поиска: вид стратегии — чистая или смешанная; общее число используемых каналов (если стратегия является смешанной); выбор типа канала (каналов) — формальные и/или неформальные; выбор конкретных каналов поиска работы; определение частоты обращения к каждому каналу поиска. Среди основных каналов поиска работы можно выделить: 1) трудоустройство посредством обращения в органы государственной службы занятости; 2) обращение в частные службы занятости; 3) помощь родственников, друзей и знакомых; 4) непосредственное обращение к работодателю; 5) поиск объявлений о свободных вакансиях или опубликование объявлений о поиске работы в СМИ, включая интернет. Каналы поиска работы делятся на: формальные (посредством формальных посредников) на рынке труда и неформальные. Например, государственные и частные службы занятости относятся к формальным, а помощь в поиске работы посредством родственников, друзей, знакомых — к неформальным.

Эффективность стратегий поиска работы заключается в трудоустройстве. Но продуктивность так же может быть отражена в характерных признаках работы, которая была найдена в конечном итоге, например, уровень заработной платы, гарантии, наличие социального пакета, возможность карьерного роста. Более эффективная стратегия — это та, которая включает все способы поиска работы, объединяя в себе использование формальных источников поиска и неформальных. Успешность в выборе правильной стратегии поиска работы зависит от многих факторов: уровня образования, наличия профессиональных навыков и других личных качеств соискателя.

С одной стороны, мы замечаем, что большая часть молодежи стремится получить высшее образование, а то и дополнительное. Это отодвигает на более старший возраст получение рабочего места с постоянной и полной занятостью [Монтаев, 2015]. А с другой стороны, мы наблюдаем, что всё большее количество студентов выходят на рынок труда во время учебы, чтобы приобрести первый трудовой опыт в более раннем возрасте по сравнению с молодежью предыдущих лет. Так же высокие требования со стороны молодежи к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы [Бибик, 2012]. По данным ВЦИОМ на вопрос, адресованный молодежи: «Каким требованиям должна отвечать

работа, которая могла бы Вас устроить?», наиболее популярным был ответ «хорошо оплачиваемая» (84,9 %) и уже на последующих местах по степени важности «интересная для меня» (63,5 %) и «с хорошими условиями труда» (29 %) [Тореев, 2015]. С целью изучения стратегий поиска работы молодежью на современном рынке труда в городе Апатиты было проведено самостоятельное социологическое исследование. Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд исследовательских задач:

1) изучить каналы поиска работы, выбираемые молодежью;

2) выявить объективные и субъективные факторы выбора стратегии поиска работы;

3) сделать сравнительный анализ стратегий поиска работы работающей и безработной молодежи города Апатиты;

Объект исследования — молодежь (от 14 до 30 лет) г. Апатиты.

Предмет исследования — стратегии поиска работы.

Гипотеза-основание — стратегии поиска работы, оказывающиеся эффективными для одних безработных, не являются таковыми же для других.

Гипотезы-следствия:

— социально-демографические характеристики соискателя работы влияют на выбор канала поиска работы;

— величина дохода в семье соискателя работы за один месяц влияет на выбор канала поиска работы;

— причина поиска работы молодежи влияет на выбор канала поиска работы;

— существует зависимость между выбранным каналом поиска работы и конечным результатом.

Контр-гипотеза — не существуют стратегических различий при поиске работы между уже работающим и до сих пор безработным.

Выборочная совокупность пилотажного исследования: 100 человек.

Метод сбора социологических данных - опрос в виде анкетирования.

Место проведения опроса: г. Апатиты

Как известно, формирование стратегии состоит из многих параметров поиска. Один из них — это вид стратегии. В данном исследовании выяснили, что стратегия является смешанной, то есть респонденты при поиске работы пользовались несколькими каналами. Общее число каналов варьируется от трёх до четырёх.

Еще одним немаловажным параметром формирования стратегии является выбор типа канала. Среди молодежи г. Апатиты наиболее популярно обращение к неформальным каналам поиска — обращение к родственникам, друзьям, знакомым (45,0 %). На втором месте по распространённости канала находится неформальный канал поиска — просмотр и опубликование объявлений в СМИ (29,0 %). И наконец, на третьем месте — формальный канал поиска работы — государственная служба занятости (17,0 %).

И третий параметр - определение частоты обращения к каждому каналу поиска. Результаты исследования показали: 89,0 % респондентов обращаются к своему основному каналу при поиске работы — каждый день, лишь 6,0 % — 2-3 раза в неделю, и никто из респондентов не обращается к каналу реже, чем 2-3 раза в неделю.

В проведенном исследовании респонденты были поделены на две группы: в первую группу входили 50,0% респондентов от всех опрошенных, работающей молодежи на данный момент; во вторую группу — 50,0 % молодежи от всех опрошенных, находящихся в поисках работы на сегодняшний день. Основным

каналом поиска работы для обеих групп, прошедших анкетирование, (40,0 % и 50,0 %) является канал поиска работы с помощью родственников, друзей, знакомых. Большинство представителей обеих групп обращаются к своему основному каналу при поиске работы ежедневно. Более 50,0 % опрошенных среди работающей и безработной молодежи на данный момент просматривают объявления о вакансиях регулярно. Высокий показатель имеем и у обеих групп насчет того, что нет необходимости обращаться в государственные службы занятости (60,0 % и 42,0 %). Распространенные причины использования основного канала среди всех опрошенных респондентов: широкое распространение канала и отсутствие финансовых затрат при поиске работы. Так же было проведено интервью с тремя уже работающими и с тремя безработными информантами на данный момент. Все информанты искали работу, обращаясь к родственникам, друзьям, знакомым, СМИ, считая эти каналы более эффективными. Никому из опрошенных не помогло учебное заведение при трудоустройстве, в котором они обучались. Тем самым была подтверждена гипотеза-основание о том, что стратегии поиска работы, оказывающиеся эффективными для одних безработных, не являются таковыми же для других.

Под объективными факторами будем иметь ввиду влияние социально-демографических характеристик на выбор канала поиска работы: пол, возраст, уровень образования. Большинство (86,4 %) лиц мужского пола при поиске работы обращаются к родственникам, друзьям, знакомым; а половина (44,7 %) от опрошенных женщин - к просмотру и опубликованию объявления в СМИ. Если рассматривать возрастные группы, то более половины опрошенной молодежи в возрасте от 14-19 лет (55,6 %) и в возрасте от 25-30 лет (59,6 %) при поиске работы обращаются к родственникам, а респонденты в возрасте от 20-24 лет — к СМИ. Уровень образования, как выяснилось, тоже влияет на выбор канала поиска работы. Все респонденты с основным общим образованием ищут работу с помощью просмотра и опубликованием объявлений в СМИ, а 88,9 % со средним общим образованием — обращаются к родственникам. Таким образом, первая гипотеза-следствие о том, что социально-демографические характеристики влияют на выбор канала поиска работы, была подтверждена.

А доход и причины поиска работы будут являться субъективными факторами при поиске работы. Рассмотрим влияние дохода на выбор канала поиска работы. Вся опрошенная молодежь, имеющая доход до 10000 руб., ищет работу посредством просмотров и опубликований объявлений о вакансиях в СМИ. Более 50,0 % респондентов, имеющих доход от 10000-30000 руб., обращается к родственникам, друзьям, знакомым при поиске работы. Тем самым вторая гипотеза-следствие основание о том, что доход влияет на выбор канал поиска работы, была подтверждена.

Молодежь вынуждена искать работу по самым разным причинам: после окончания учебного заведения; после армии; в связи с сокращением рабочих мест на предыдущей работе; из-за ликвидации предприятия, на котором работали респонденты, неудовлетворенность начальством, коллективом или заработной платой на предыдущей работе. В итоге (84.6 %) молодежь, оказавшись среди безработных в связи с увольнением с предыдущей работы из-за сокращения рабочих мест или из-за неудовлетворенности в заработной плате, ищет работу с помощью родственников, друзей, знакомых. А 60,6 % респондентов, закончившие учебное заведение, ищут работу с помощью просмотра и

опубликования объявлений о вакансиях в СМИ. Мы наблюдаем различия в каналах поисках работы, тем самым третья гипотеза-следствие о том, что причины поиска работы респондентов влияет на канал поиска работы, была подтверждена.

Четвертая гипотеза-следствие звучит следующим образом: «Существует различия между выбранным каналом и конечным результатом». Под конечным результатом имеем ввиду — продолжительность поиска работы и трудоустройство по профессии/специальности. Высокий показатель (86,4 %) наблюдаем у респондентов, обратившихся к родственникам, друзьям, знакомым, они искали работу до трех месяцев. И более 50,0 % респондентов, искавших работу до 6 месяцев (62,5 %) и респондентов, искавших работу от полугода до года (55,6 %), обращались к СМИ. Если рассмотреть влияние выбранного канала поиска на трудоустройство по профессии/специальности, то замечаем тот же канал поиска работы с высоким показателем (3/4 части от всех трудоустроенных по профессии/специальности) - трудоустройство с помощью родственников, друзей, знакомых. И 81,8 % респондентов, трудоустроенных не по профессии/специальности, искали работу с помощью СМИ. Тем самым получается, что четвертая гипотеза-следствие была подтверждена.

В заключение хотелось бы отметить:

1. Основным каналом при поиске работы среди опрошенной молодежи является - обращение к родственникам, друзьям, знакомым.

2. Социально-демографические характеристики (пол, возраст, уровень образования) влияют на выбор основного используемого канала поиска работы. Например, среди мужчин преобладает (84,6 %) — обращение к родственникам, друзьям, знакомым. А среди женщин (44,7 %) — обращение к СМИ.

3. И причина поиска работы влияет на выбранный канал. Респонденты, ищущие работу в связи с увольнением с предыдущей работы из-за сокращения рабочих мест или из-за неудовлетворенности в заработной плате, ищут работу с помощью родственников, друзей, знакомых.

4. А выбранный канал поиска работы, в свою очередь, влияет на продолжительность поиска работы и трудоустройство по профессии/специальности. 86,4 % — нашли работу до трех месяцев с помощью родственников, друзей и знакомых. И % части от трудоустроенных респондентов по специальности/профессии устроились на работу посредством обращения к родственникам, друзьям, знакомым. И 81,8 % — устроились на работу не по специальности/профессии с помощью СМИ.

5. Стратегии поиска работы, оказывающиеся эффективными для одних безработных, не являются таковыми же для других. Основным каналом поиска работы среди работающей и безработной молодежи на данный момент является обращение к родственникам, друзьям, знакомым. И обращаются обе группы молодежи к своему каналу при поиске работы каждый день, смотря объявления о вакансиях регулярно. Но в результате при схожих стратегиях поиска работы одна часть молодежи уже трудоустроена, а другая - нет.

Разумеется, чтобы сделать полученные выводы более обоснованными, необходимо провести репрезентативное и детальное исследование по сплошной выборке с тем, чтобы в ней были представлено как можно больше молодых людей, поскольку обнаруженные различия могут в определенной мере быть списаны на возраст, на случайность ввиду малого наполнения групп и ограниченного набора в анкете сюжетов.

Данные, полученные в этом исследовании, могут быть использованы в разработке мероприятий, программ по увеличению эффективности формальных каналов поиска работы. Планы таких мероприятий и программ, направленные на продуктивность выбранных каналов, должны придерживаться главной цели — чтобы молодежь имела больше возможностей трудоустроиться. Можно сравнить удовлетворенность респондентов своей работой и канал поиска работы (формальный/неформальный), с помощью которого они трудоустроились. Например, если рассматривать ответы опрошенных в проведенном мною исследованию, то замечаем: большинство респондентов трудоустроились с помощью родственников, друзей, знакомых (неформального канала), но этот канал не всегда предполагает трудоустройство по специальности/профессии, именно формальные каналы поиска подберут работу по специальности/профессии.

Список литературы и источников

Бибик В. Л. К проблеме трудоустройства молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. C. 93-95.

Монтаев А. Б. Стратегии поиска работы вузовских выпускников России: кросс-культурный подход // Известия высших учебных заведений. Общественные науки.2015.№ 1. C. 125-132.

Мурманская область в цифрах / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2017. 132 с.

Официальный портал правительства Мурманской области // Уровень безработицы в Мурманской области составляет 1,7 % экономически активного населения. URL: https://www.gov-murman.ru/info/news/173571/.

Рощин С. Ю., Маркова К. В. Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда. М.: EERC, 2004. 66 с.

Тореев В. Б. Трудовые стратегии россиян // Стратегия социально-экономического развития. 2015. № 2. C. 90-103.

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Об утверждении программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Мурманской области на 2016 год. URL: http://docs.cntd.ru/document/438847559.

Сведения об авторах

Астахова Валерия Игоревна

Студент 1 курса направления Социология, Магистерская программа «Социально-политические процессы в современном обществе», филиал МАГУ в г. Апатиты.

Попова Ольга Николаевна

Старший преподаватель кафедры экономики, управления и социологии филиала МАГУ в г. Апатиты

Astakhova Valerya Igorevna

Student of the first course, Sociology, Master's program «Socio-political processes in modern society», the Department of economics, management and sociology, Branch of Murmansk Arctic State University in Apatity

Popova Olga Nikolayevna

Senior Lecturer of the Department of economics, management and sociology, Branch of Murmansk Arctic State University in Apatity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.