Научная статья на тему 'Социальная идентичность молодежи Мурманской области'

Социальная идентичность молодежи Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / МИГРАЦИИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / МЫ-КОНЦЕПЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / IDENTITY / TYPES OF SOCIAL IDENTITY / MIGRATION ATTITUDES / SELF-CONCEPT / WE CONCEPT / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Измоденова Н. Н.

Объектом исследования являются жители городов Апатиты и КировскаМурманской области. Проблемное поле изучения социальные идентичности, основные формы «Я»и «Мы»-концепции, факторы, влияющие на процессы идентификации. Миграционные установки и стратегии. Эмпирическая база исследованияопросы молодежи этих городов, которые были проведены в 2015,2016, 2017 гг. Методы исследования: формализованный опрос (анкетирование), фокус-группа и интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG People''s SOCIAL IDENTITY OF MURMANSK REGION

The object of the study is resident population of the cities of Apatity and Kirovsk in Murmansk region. The problematic field of study is identity of the residents of the Murmansk region, the main forms of "I" and "We"-concept, factors influencingthe identification process and migration attitudes and strategies. Empirical base of research was pilot survey of young peoplein these cities, under the scientific guidance of theauthor in the spring of 2015, 2016, 2017. Research methods were a formal survey(questionnaire), focus group and interviews.

Текст научной работы на тему «Социальная идентичность молодежи Мурманской области»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.52-58 УДК 316.35(470.21)

Н. Н. Измоденова

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация

Объектом исследования являются жители городов Апатиты и Кировска Мурманской области. Проблемное поле изучения — социальные идентичности, основные формы «Я»- и «Мы»-концепции, факторы, влияющие на процессы идентификации. Миграционные установки и стратегии. Эмпирическая база исследования- опросы молодежи этих городов, которые были проведены в 2015, 2016, 2017 гг. Методы исследования: формализованный опрос (анкетирование), фокус-группа и интервью.

Ключевые слова:

идентичность, социальная идентификация, виды социальной идентичности, миграции, Я-концепция, Мы-концепция, самосознание, патриотизм.

N. N. Izmodenova

YOUNG People's SOCIAL IDENTITY OF MURMANSK REGION Abstract

The object of the study is resident population of the cities of Apatity and Kirovsk in Murmansk region. The problematic field of study is identity of the residents of the Murmansk region, the main forms of "I" and "We"-concept, factors influencingthe identification process and migration attitudes and strategies. Empirical base of research was pilot survey of young peoplein these cities, under the scientific guidance of the author in the spring of 2015, 2016, 2017. Research methods were a formal survey (questionnaire), focus group and interviews.

Key words:

identity; types of social identity; migration attitudes; self-concept, we concept; patriotism.

Мурманская область — территория Арктической зоны Российской Федерации

В 2014 г. была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года» и подписан Указ Президента «О составе сухопутных территорий Арктической зоны РФ». В состав Арктической зоны вошли Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, МО «Новая Земля», Приморский, Онежский, Мезенский районы Архангельской области, г. Воркута, г. Норильск, 2 района

Красноярского края, 4 улуса республики Саха-Якутия [Постановление Правительства РФ, ЭР], [Указ Президента, ЭР].

Мурманская область, вошедшая полностью в Арктическую зону, является наиболее обжитой территорией в Арктической зоне РФ, наряду с Архангельской. Население Мурманской области росло с 1926 г. до 1990 г (с 23006 до 1191468). С 1991 г. количество населения неуклонно снижается. 8 лет, с 1989 г. по 1997 г. область была с миллионным населением [Динамика численности, ЭР].

По оценке Мурманскстата численность постоянного населения Мурманской области в 2015 г. — 766281 чел., на 1 мая 2016 года составила 761,6 тыс. чел. В июле 2017 г. — 757,6 тыс. чел. [Федеральная служба, ЭР].

Население области сформировалось за счет миграций, поэтому его этнический состав разнообразен. Доля русских — 85,2 %. Саамов, коренных жителей около 2 тысяч.

Все, что построено и пока работает до сих пор — это труд приезжих из других регионов Российской империи и Советского Союза. Приезжали сюда по разным причинам: добровольно и принудительно. Но многие ехали добровольно, ибо привлекательны были условия: длинный отпуск, высокая, по сравнению с другими регионами страны, заработная плата, северная пенсия и другие преференции. Приехав сюда по распределению или по призыву, оставались здесь. И многие до сих пор здесь.

Мурманская область одна из самых урбанизированных областей в России (92 % городского населения) с достаточно высоким уровнем образования населения. В Мурманской области с 1930 г. существует Кольский научный центр РАН, научные институты которого расположены в г. Апатиты, г. Мурманске и г. Кировске (большинство институтов РАН находятся в г. Апатиты).

В 1990-е годы основные промышленные предприятия области были приобретены крупнейшими российскими бизнес-группами, которые теперь играют ведущую роль в экономике области: «Норильский никель», «Фосагро», «Северсталь», «Ренова/Альфа-групп», РАО ЕЭС, «Лукойл» и т.д. Центры принятия решений и прибыли компаний находятся, как правило, за пределами региона. Экспортно-ресурсная ориентация экономики порождает зависимость от колебаний цен на мировом рынке сырья. При ухудшении конъюнктуры крупные компании, как правило, снижают объемы производства, занижают цены на продукцию производственных подразделений в регионах добычи. Таким способом прибыль концентрируется в центральных управленческих структурах, и затем средства перераспределяются на те направления, которые приоритетны для бизнес-групп. Возникает конфликт интересов компаний и региона их базирования, недополучающего налоги. Для минимизации расходов компании на местную рабочую силу (северные льготы для работников, живущих на севере, пока еще оставшиеся от советского прошлого), она (рабочая сила) заменяется на привозимую с «материка», на «вахтовиков». Местное население становится безработным и уезжает. Роль отдельных городов в политико-экономическом пространстве страны определяется их специализацией в промышленном производстве, а не численностью и качеством населения.

Если кратко охарактеризовать существующую реальность, то пришедшим в область компаниям интересны эффективность и прибыль, а не социум, не люди с их потребностями. Население рассматривается только как эффективная или не эффективная рабочая сила. У людей и у бизнеса разные базовые потребности и интересы.

Эмпирическая база исследования

Опросы молодежи были проведены в городах Апатиты и Кировск Мурманской области в 2015, 2016 и 2017 гг. Опросы носили пилотажный характер и проводились студентами-социологами (под руководством автора текста). Было опрошено 300 человек с помощью анкеты, проведено интервью - 24 человека и 9 человек участвовали в фокус-группе. Возраст опрошенных от 17 до 30 лет. Социальные статусы-студенты, рабочие, предприниматели. Из этого опроса используются в статье только вопросы, связанные с миграционными установками, идентичностью, патриотизмом молодежи и анализируются тренды.

Миграционные установки молодежи

Реализация стратегических планов России в Арктике невозможна без подготовленных специалистов не только для работы на Северном морском пути и промышленных предприятиях, но и для работы в социально значимых отраслях: образовании, здравоохранении, культуре. Если, конечно, не предполагается реализовывать стратегию социально-экономического развития зон Арктики вахтовым методом. В современной России вахтовый метод становится достаточно распространенным в разных отраслях, не только в добывающих. Тем более, что существует концепция о 20 агломерациях, в которых будут жить все россияне «... сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства» [Указ Президента 2017, ЭР].

Вахтовый метод рассматривают как приемлемый для себя в большей степени только безработные [Арктика для людей, 2015].

Молодежь - это перспектива для развития региона, тем более, что большинство родились и получили или, получают образование здесь, в регионе. Здесь же, в регионе, работают. Но только четверть опрошенных не высказали желания (пока?) уехать из Мурманской области. Причинами возможного отъезда остальные участники опроса называли следующие (по степени значимости причин): проблемы с трудоустройством; низкая заработная плата; желание жить в более комфортных условиях. Но главная проблема, которая отмечается всеми опрошенными - это сокращение рабочих мест. Растущая безработица, снижение уровня и качества жизни вынуждают молодежь рассматривать возможность отъезда, несмотря на то, что «...уезжать не хочется...», «...но, видимо, придется». Существующая экономическая ситуация в регионе - это объективные условия, которые вынуждают молодежь рассматривать возможность отъезда из региона как необходимость.

Объективные условия на период 2016-2017 гг. таковы: средняя заработная плата в Мурманской области в июле 2016 г. по данным сайта hibiny.com — 27 897 руб. В г. Кировске — 34 223, в г. Апатитах — 24 761 [Заработная плата, 2016, ЭР]. Средняя заработная плата в октябре 2017 по Мурманской области: 26 425 руб. в месяц. В г. Кировск — 29 767 руб., в г. Апатиты — 24 664 руб. [Заработная плата, 2017, ЭР].

Уровень безработицы в 2017 г. к экономически активному населению и удельный вес безработных граждан в численности трудоспособного населения снизились по сравнению с соответствующей датой прошлого года на 0,1 п.п. и составили соответственно 1,5 % (было 1,6 %). Наиболее высокий удельный вес безработных в численности трудоспособного населения отмечен в районах:

Терском — 8,0 %, Ловозерском — 6,0 %, Ковдорском — 3,1 %, в гг. Кандалакша и Полярные Зори — 3,3 %, Кировске — 2,7 %, Мончегорске — 2,4 %. Самый низкий — в ЗАТО г. Североморск — 0,5 %, г. Мурманске — 0,7 %, ЗАТО Александровск — 1,0 %. [Информация Комитета, ЭР].

Предпочтительные места переезда (рейтинг предпочтений): города Санкт-Петербург и Москва, заграница, средняя полоса России. Для того, чтобы не было массового оттока населения, необходимо, по мнению респондентов, решить следующие проблемы (рейтинг проблем): трудоустройство и заработная плата (создать новые рабочие места); обеспечить доступность качественного медицинского обслуживания и качественного образования; доступное жилье. Оценка экономической ситуации в регионе, которую респонденты рассматривают как ухудшающуюся, «хуже, чем в других регионах», связана с сокращениями рабочих мест для местного населения и их минимизацией доходов. Политическую ситуацию в регионе оценивают, как «такую же, как везде», т.к «везде в России - «Единая Россия».

Социальная идентификация молодежи

Структура Я-концепции респондентов.

Ядром Я-концепции респондентов является (рейтинг по степени значимости): осознание себя как гражданина России, далее располагаются идентичности гендера, семейные, региональные, поселенческие, профессиональные, и замыкает этот список идентитетов - осознание себя как успешного или неуспешного человека.

Структура Мы-концепции (рейтинг по степени значимости социальных групп для респондентов). Наиболее значимы группы, в которых он проживает свою повседневность — это семейные группы, группы своего поколения, поселенческие и региональные. Мы — это граждане России, северяне, кировчане и т.д. 16 % опрошенных заявили, что не относят себя ни к какой группе. Они — самостоятельные личности, «сами по себе», «индивидуалисты».

Структура Я и МЫ-концепций респондентов во многом совпадают, это позволяет сделать вывод о том, что общегражданская, региональная и поселенческая идентичность присуща большей части опрошенных.

Что объединяет людей, проживающих в одной местности?

Главными объединяющими чертами, по мнению респондентов, являются (по степени значимости объединяющих элементов): 1 — общая территория проживания; 2 — образ жизни; 3 — язык; 4 — черты характера; 5 — традиции и обычаи. Всего 7 человек ответили, что их ничего не объединяет с жителями, проживающими в их местности.

Представления о сущностных качествах характера северян позитивны (по степени значимости): целеустремленность, открытость, гостеприимство, умение находить нестандартные решения, интеллигентность и трудолюбие. Такие качества, как: лень, провинциальность, пассивность, вороватость, наглость, хитрость менее всего присущи людям, живущим на Севере. То есть, северяне — это позитивно оцениваемая группа людей, которая любит свой город, природу, людей, но хочет уехать, т.к. нет работы, исчезает система здравоохранения, образования и т.д. Исчезает все то, что было условиями жизнедеятельности человека, а не только рабочей силы этого человека.

Социальная идентичность в качестве гражданской идентичности связана с проблемой патриотизма.

Патриотизм молодежи

Патриотизм как ценность у респондентов находится на 7 месте из 10. Первые места занимают индивидуалистические ценности (семья, здоровье, любовь, друзья, душевный комфорт).

Патриотизм, по мнению опрошенной молодежи — это: 1 — «бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения»; 2 — «любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни, возрождение традиций российского государства»; 3 — «гордость за принадлежность к своей нации, народу». Респонденты гордятся в первую очередь победами в войнах, которые вела Россия, особенно победой в Великой Отечественной войне 19411945 гг. И только половина опрошенных готовы защищать страну, «если завтра война». Современное Российское общество информанты характеризуют как общество, в котором господствуют «несправедливость», «неравенство», «равнодушие людей друг к другу», «индивидуализм», «коррупция», «господствуют чиновники и олигархи», «моральное разложение и воровство», «Россия сегодня — только для обогащения меньшинства», «люди работают много -получают мало», «идет борьба за выживание». О своем будущем в России: «нет уверенности в будущем», «тревога и страх за будущее детей», «безнадежность», «нет перспектив для человека».

Респонденты не видят ничего предосудительного в том, чтобы работать в иностранной фирме в переезде на постоянное место жительства в другую страну, в браке с иностранцем, в отказе от голосования на выборах, т.к. «система не меняется».

Патриот, по мнению опрошенных, может любить Родину, а гордиться ею не обязан. Представители данной группы готовы защищать Россию в случае начала войны, т.к. «.. .в случае поражения, условия жизни значительно ухудшатся, или вообще исчезнут.», а также потому, что «... или тебя убьют, что ты не будешь ничего делать, а так тебя убьют с оружием...», «... потом жить по чужим законам.».

Результаты анкетного опроса, интервьюирования и фокус-группы позволяют сделать ряд предварительных выводов: региональная идентичность — это часть общей самокатегоризации человека, в которой существуют локальные идентичности — с поколением, поселением, регионом, страной. Идентичность всегда конструируется в различении себя от другого, различении «своих» и «чужих». Кроме того, на формирование социальной идентичности оказывают значительное (если не решающее) значение социально-экономическая и политическая ситуация в регионе и стране.

Выводы

Изучению формирования регионального самосознания, региональной, территориальной идентичности уделено в российской современной социологии достаточно большое внимание. Региональной идентичностью занимаются социологи, географы, психологи, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, историки, этнографы, антропологи и др. специалисты.

В результате анализа эмпирических данных пилотажных студенческих исследований возникают несколько вопросов.

Основной вопрос: есть ли территориальная идентичность у населения в современном мире? В России, в частности? Ибо Россия включена, несмотря на санкции, в глобальный мир экономических, политических, культурных

процессов. В глобальный индивидуализированный мир мигрантов - «новых кочевников» [Бауман, 2005; Тоффлер, 2002]. Современный человек, и россиянин в том числе, живет «распределенным образом жизни» [Кордонский, 2000] в «совокупном жилище» [Вагин, 1997], не только в пространстве своего поселения, региона или страны, но — мира. Маятниковая трудовая миграция, отходничество, вахта, образование, отдых, отпуск — все процессы жизнедеятельности человека для большинства населения становятся распределенными в географическом, территориальном и социальном пространстве не только в границах своей страны, гражданином которой он является. Такое бытие характерно не только для современного российского олигархата, но и для многих, так называемых, «простых людей».

Если принять во внимание гипотезу о «новом кочевнике», то кто, какие агенты заинтересованы в актуализации проблемы территориальной идентичности?

Представляется, что это: 1) региональная элита; 2) федеральная власть; 3) специалисты по брэндингу и маркетингу территорий. Но эта заинтересованность приходит в противоречие с бизнес-интересами различных частных компаний, для которых мобильность рабочей силы выгоднее, чем наличие «оседлого» населения.

Список литературы и источников

Арктика для людей. Итоги социологического проекта по теме «Состояние и перспективы социально-экономического развития арктических регионов России в представлениях жителей европейского Севера / регион. обществ. орг. «Возрождение рос. культуры»; [науч.рук.проекта, ред.-сост.: И. В. Каторин]. Архангельск: Типография А4, 2015. 68 с.

Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

Вагин В. В. Русский провинциальный город: Ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. 1997. № 4. С. 53-88.

Динамика численности населения в Мурманской области. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Мурманской_области (дата доступа: 20.07.2017).

Информация Комитета по труду и занятости населения Мурманской области о движении рабочей силы на рынке труда Мурманской области в I полугодии 2017 года. URL:https://murman-

zan.ru/cms_data/usercontent/regionaleditor/комитет%202016/ан_материалы/pres%2 006%2017.pdf (дата доступа 25.07.2016).

Кордонский С. «В реальности» и «на самом деле» // Логос. 2000. № 5/6. С. 53-64. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000-5_6-26.htm (дата доступа

25.07.2016).

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 № 366. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/39 (дата доступа

26.07.2017).

Социально-экономическое положение Мурманской области в январе -мае 2017 года: доклад / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2017. 72 с.

URL:http://213.168.51.135/files/electronic_versions/Report/01031_2017_05.pdf (дата доступа 25.07.2016).

Средняя заработная плата в Мурманской области. Июль 2016. URL: http://www.hibiny.com/job/analitics?id_reg=0&fl=1 (дата доступа 25.07.2016).

Средняя заработная плата в Мурманской области. Июль 2017. URL: https://www.hibiny.com/job/murmanskaya_oblast/analitics/ (дата доступа 25.07.2016).

Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: Издательство ACT, 2002. 557 с. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата доступа: 20.07.2016).

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL:http://kremlin.m/acts/bank/41921/page/1 (дата доступа: 20.07.2016).

Сведения об авторе

Измоденова Нина Нниколаевна

кандидат философских наук, доцент, филиал МАГУ г. Апатиты Izmodenova Nina Nikolaevna

PhD (Philosophy), associate Professor of the Apatity branch of Murmansk Arctic State University

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.58-65 УДК 331.538.2(470.21)

В. И. Астахова, О. Н. Попова

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА ГОРОДА АПАТИТЫ: СТРАТЕГИИ ПОИСКА РАБОТЫ

Аннотация

В центре внимания данной работы — социологическое изучение стратегий поиска работы молодежью на рынке труда в городе Апатиты. Эмпирическую базу работы составили региональные статистические данные за 2015 - 2016 годы, а также результаты самостоятельного социологического исследования, проведенного весной 2016 года. В результате анализа были выявлены основные каналы и стратегии поиска работы молодежью.

Ключевые слова:

молодежь, стратегии поиска работы, рынок труда, формальный канал поиска работы, неформальный канал поиска работы.

V. I. Astakhova, O. N. Popova

THE YOUTH ON THE LABOR MARKET IN APATITY: STRATEGIES OF JOBS SEARCHING

Abstract

The focus of this work is a sociological study of strategies of job's searching for youth in the labor market in Apatity. The empirical base of the work was made up of regional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.